Срок добровольного исполнения постановления пристава в 2022

Срок добровольного исполнения постановления пристава в 2022

Адвокат Анатолий Антонов

Чтобы такие действия были отложены, нужно обратиться с заявлением к судебному приставу-исполнителю или в арбитражный суд. При этом взыскатель может обратиться к приставу или в суд, а должник — только в суд.

Пристав обязан отложить исполнительные действия при наличии судебного акта, а также в иных случаях. Он может отложить исполнительные действия и по собственной инициативе.
Если вы хотите отложить исполнительные действия больше чем на 10 дней, обратитесь в арбитражный суд.

При этом докажите наличие обстоятельств, которые объективно препятствуют совершению исполнительных действий.

Об отложении исполнительных действий суд выносит определение, а пристав — постановление.

1. В каких случаях откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения

Пристав обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, если (ч. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве):

есть судебный акт об отложении исполнительных действий;

в иных случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. В настоящее время этот Закон предусматривает только один такой случай — когда пристав получает от должника ходатайство о самостоятельной реализации имущества стоимостью не выше 30 000 руб. (ч. 2 ст. 87.1 Закона об исполнительном производстве).

Кроме того, пристав отложит исполнительные действия, если получит информацию о подаче в суд заявления об изменении начальной продажной цены заложенного имущества при его реализации (п. 3.1.1 Разъяснений ФССП России по вопросам действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество).

Пристав вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по собственной инициативе или заявлению взыскателя (ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве). Обратите внимание, что закон для таких ситуаций не называет оснований для отложения.

Полагаем, что это должны быть случаи, когда объективно нецелесообразно совершать исполнительные действия, и такие обстоятельства носят временный и устранимый характер.

Например, когда должник готов добровольно исполнить решение суда за счет продажи имущества, но доступ к нему временно заблокирован.

Арбитражный суд вправе отложить исполнительные действия при наличии обстоятельств, которые препятствуют их совершению (ч. 1 ст. 328 АПК РФ). При этом такие обстоятельства должны носить временный и устранимый характер.

Например, это могут быть:
отсутствие в материалах производства данных об извещении сторон исполнительного производства;
отсутствие денежных средств и работоспособного оборудования, без которых должник фактически не может осуществлять производственную деятельность и получать прибыль, в том числе с целью исполнения решения суда.
Учтите, что суды часто отказывают в отложении. По их мнению, если обстоятельства объективно не препятствуют совершению исполнительных действий, оснований для отложения нет. Например, реорганизацию взыскателя или неблагоприятные погодные условия и гибель урожая суды не рассматривают как причины, препятствующие совершению исполнительных действий.

Важно понимать, что в каждом конкретном случае наличие или отсутствие оснований для отложения будет определяться по усмотрению суда.

2. Кто вправе инициировать отложение

В службе судебных приставов инициаторами отложения могут быть (ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве):
взыскатель;
сам судебный пристав-исполнитель.
Должник не вправе заявлять об отложении.

Однако он может сообщить о соответствующих обстоятельствах приставу, а последний может воспользоваться правом и по собственной инициативе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.

В арбитражном суде инициаторами отложения могут быть (ч. 1 ст. 328 АПК РФ):
взыскатель;
должник;

пристав.

3. Куда подавать заявление об отложении

Обращайтесь в подразделение приставов, если нужно отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения:
на срок не более 10 дней (ч. 1 ст.

38 Закона об исполнительном производстве);
в рамках исполнительного производства, которое возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции. Это связано с тем, что гражданское процессуальное законодательство не регулирует отношения по отложению исполнительных действий — ст.

435 ГПК РФ утратила силу. А откладывать исполнительные действия в судах общей юрисдикции, применяя по аналогии ст. 203 ГПК РФ или ст. 328 АПК РФ, представляется проблематичным.

Обращайтесь в арбитражный суд, если нужно отложить исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного таким судом.

Подать заявление следует в суд, выдавший исполнительный лист, или в суд по месту нахождения пристава (ч. 2 ст. 328 АПК РФ).

Обычно в суд обращаются, если исполнительные действия нужно отложить на срок свыше 10 дней.

4. Как подать заявление об отложении в подразделение приставов

Подать заявление можно разными способами, в том числе путем обращения непосредственно в канцелярию подразделения ФССП России или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Чтобы оперативно добиться отложения исполнительных действий, можно обратиться с заявлением в электронном виде. Для этого вы можете воспользоваться сервисом «Личный кабинет стороны исполнительного производства» (https://lk.fssprus.ru/ds_cabinet/action/login) и заполнить предложенные поля для формирования соответствующего заявления. При этом вам надо иметь учетную запись на портале Госуслуг.

К заявлению следует приложить документы, которые подтверждают наличие оснований для отложения. Также можно приложить копии исполнительного документа и постановления о возбуждении исполнительного производства.

5. Как подать заявление об отложении в арбитражный суд

Подать заявление можно непосредственно в канцелярию суда или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Также вы можете подать заявление в электронном виде с помощью ресурса «Мой арбитр».

Для входа используйте логин и пароль на портале Госуслуг. Заявление с приложениями нужно отсканировать. Электронный образ документа заверьте простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2.2.

5 Порядка подачи в арбитражные суды РФ документов в электронном виде).

Если у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись, то заявление можно сформировать и в виде электронного документа (п. 2.3.5 Порядка подачи в арбитражные суды РФ документов в электронном виде). В таком случае процедура подачи заявления об отложении аналогична подаче искового заявления в электронной форме.

6. Как принимается решение об отложении

Пристав принимает решение по вашему заявлению не позднее дня, следующего за днем поступления к нему заявления. Учтите, что приставу заявление передается не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение приставов (ч. 3.1 ст.

38 Закона об исполнительном производстве).
Пристав выносит постановление об отложении, указывая дату, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

Копии постановления направляются взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 4 ст. 38 Закона об исполнительном производстве).

Арбитражный суд рассмотрит заявление в течение 10 дней в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 328, ч. 2 ст. 324 АПК РФ).

Суд выносит определение с указанием даты, до которой откладываются исполнительные действия, или события, наступление которого является основанием для возобновления приставом этих действий. Копии определения направляются взыскателю, должнику и приставу (ч. 4 ст. 328 АПК РФ).

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Вс стал на сторону должника в споре с приставами

Срок добровольного исполнения постановления пристава в 2022 Moscow Live

Разъяснения в пользу должников по исполнительному производству дал Верховный суд РФ в новом 157-страничном обзоре судебной практики, четвертом за 2018 год (читайте о документе также на Legal.Report здесь).

Как отмечает ВС, отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в виде взыскания исполнительского сбора.

На исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного по первому делу между должником и взыскателем, с предметом исполнения – взыскание задолженности по лизинговым платежам. В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок со дня получения этого постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Читайте также:  Особенности банкротства отсутствующего должника в 2022

В рамках рассмотрения другого дела между должником и взыскателем арбитражный суд утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу. По условиям мирового соглашения задолженность по лизинговым платежам по первому делу учтена в расчетах сторон по другому делу, в связи с чем решение суда по первому делу исполнению не подлежит.

Помимо того, должник и взыскатель обратились в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения в рамках первого дела, которое было удовлетворено.

На основании заявления взыскателя об отзыве исполнительного листа судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Однако в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения в постановлении, судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и возбуждено соответствующее исполнительное производство.

  • Должник обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.
  • Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, размер подлежащего взысканию исполнительского сбора уменьшен, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
  • Судебная коллегия Верховного суда РФ отменила названные судебные акты и удовлетворила требования должника по следующим основаниям.

Исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст. 34 (ч. 1), ст. 35 (чч. 1–3) и ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, недопустимо.

Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Реализация права на мирное урегулирование спора в течение пятидневного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа является объективно невозможной, поскольку ч. 4 ст.

141 АПК РФ допускает рассмотрение судом вопроса об утверждении мирового соглашения, заключаемого в процессе исполнения судебного акта, в срок, не превышающий месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении.

Однако обязанность добровольного исполнения требования исполнительного документа не может противопоставляться праву сторон исполнительного производства на урегулирование спора на основе взаимных уступок путем заключения мирового соглашения.

Тем более в ситуации, подобной рассматриваемому спору, когда задолженность взыскателя перед должником, являвшаяся предметом параллельных судебных разбирательств, завершившихся заключением мирового соглашения, во много раз превосходила долг должника перед взыскателем по настоящему делу. Иное бы означало, что исполнительский сбор взимается вопреки взаимным интересам взыскателя и должника, а также вопреки публично-правовой цели этой меры ответственности.

Соответственно, если требование исполнительного документа не исполнено в связи с реализацией законного права на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения, впоследствии утвержденного судом, такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве.

Исходя из положений ч. 7 ст. 141 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст.

43 Федерального закона № 229-ФЗ, утверждение судом мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта, влечет прекращение его исполнения, является основанием для прекращения исполнительного производства и, применительно к п. 1 ч. 10 ст.

112 Федерального закона № 229-ФЗ, исключает возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждения соответствующего исполнительного производства (определение № 305-КГ17-23457).

Наложение штрафа в исполнительном производстве

Главная/Статьи по банкротству физических лиц

Основанием для возбуждения исполнительного производства становится приказ, решение или постановление суда. В том числе — по взысканию штрафа за административное правонарушение или уголовное преступление.

Неисполнение должником законных требований оборачивается дополнительными санкциями со стороны судебных приставов.

Рассмотрим подробнее, как определяется и взыскивается сумма штрафа по исполнительному производству (сокращенно — ИП), возможные негативные последствия для должника, а также способы их минимизации.

Виды штрафов

Порядок взыскания штрафа через приставов регламентируется статьей 103 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Сложность правоприменительной практики этого закона состоит в том, что в него постоянно вносятся изменения. Только на протяжении 2021 года было принято четыре ФЗ с поправками.

Институт штрафов предусматривает четкую связь наказания с нарушением законодательства.

  • За незначительный проступок возникает административная ответственность — по КоАП РФ.
  • Более серьезные противоправные действия оборачиваются уголовным преследованием нарушителя — по УК РФ. Но даже тогда возможен не реальный срок, а штраф.
  • Отдельно упомянем наложение и взыскание штрафных санкций после открытия исполнительного производства. Основным действующим лицом здесь становится пристав. Штраф накладывается также по КоАП, а за злостное уклонение возможна даже судимость.

Рассмотрим эти три вида детальнее.

Процедура взыскания административного штрафа

Административные штрафные санкции имеют несколько особенностей.

Порядок наложения регламентируется КоАП. Решение принимает суд. Также оштрафовать человека может ГИБДД
— тогда для возбуждения исполнительного производства становится неуплата в срок штрафа.

Срок для уплаты в добровольном порядке

Различают два вида сроков.

  • 60 суток. Отсчитывается с момента вступления в силу решения суда или постановления инспектора ГИБДД (а это 10 дней с даты вынесения). После оплаты штрафа вопрос считается закрытым, а исполнительное производство попросту не открывается.
  • Если 60 суток прошли, а денежные средства в бюджет не поступили, исполнительный документ направляется в службу судебных приставов — ФССП.

Пристав принимает решение об открытии дела и предоставляет еще один срок — 5 дней для добровольной уплаты. Если деньги внесены до истечения этого времени, дело закрывается. Иначе долг увеличивается на сумму исполнительского сбора — 7% от задолженности, но минимум 1 тыс. руб.

Полномочия судебного пристава

Отказ от добровольной уплаты в пятидневный срок становится основанием для пристава приступить к принудительному взысканию денег.

Для этого совершаются следующие действия:

  • направление документов бухгалтерии работодателя для удержания из зарплаты;
  • направление документов банкам для списания средств со счетов или карт;
  • арест собственности должника при сумме задолженности от 3 тыс. руб.;
  • наложение ограничений на выезд из страны;
  • лишение права управления транспортным средствам при сумме долга более 10 тыс. руб.;
  • розыск имущества.

Активные действия пристава способны испортить жизнь любому должнику. Намного проще и дешевле оплатить штраф до возбуждения исполнительного производства. Также нужно знать собственные права, при нарушении которых следует обжаловать действия сотрудника ФССП. Как сделать это грамотно, описывается далее.

Чтоб будет, если не платить?

Как договориться с судебными приставами и платить понемногуСтатья по теме

Первое негативное последствие — исполнительский сбор. Другими малоприятными результатами подобных действий должника становятся:

  • продажа арестованного имущества;
  • применение приставом всего арсенала механизмов взыскания — арест и проверка счетов и кошельков;
  • наложение дополнительных штрафных санкций — уже в рамках исполпроизводства (порядок, основания, особенности мероприятия рассмотрены далее).
Читайте также:  Как работает ломбард: суть работы ломбарда

Особенности взыскания в исполнительном производстве уголовного штрафа

Основания и сроки

Многие статьи Уголовного кодекса РФ предусматривают такое наказание как штраф. Оно может быть основным и единственным или дополняющим другие виды санкций: обязательные работы или даже лишение свободы.

Назначается как твердая сумма (например, полмиллиона рублей) или относительная величина (зарплата за год). Минимальное и максимальное значение штрафных санкций установлено в законе, а точное определяет суд.

Главным отличием от административного наказания становится отсутствие срока для добровольной уплаты вне рамок исполнительного производства. Что дает право направить судебное решение в ФССП сразу после вступления в силу приговора.

Сроки, когда это можно сделать, зависят от тяжести наказания:

  • 2 года — для статей, где максимальный срок лишения свободы до 3 лет включительно;
  • 6 лет — для умышленных преступлений с возможным наказанием 3-5 лет;
  • 10 лет — для статей, предусматривающих тюремный срок 5-10 лет;
  • 15 лет — для умышленных преступлений со сроком наказания от 10 лет.

Проверкой соответствия сроков занимаются судебные приставы перед тем, как исполняют штраф. Если суд направляет документ позднее указанного времени, его требуется вернуть.

Порядок действий судебного пристава по взысканию

Штраф не относится к наказаниям, непосредственно связанным с лишением или ограничением свободы. Поэтому взыскание происходит по стандартной процедуре с несколькими особенностями:

  • должнику предоставляется 60 дней на добровольное погашение;
    • но если производство открыто через 25 дней с даты вступления приговора в силу, на добровольную уплату отводится 35 дней;
  • общий срок взыскания остается неизменным — составляет 60 дней;
    • но если производство открыто через 45 дней с даты вступления приговора в силу, приставу дается 15 дней на взыскание.
  • неисполнение законных требований пристава становится основанием для замены на более серьезное наказание.

Что будет, если не платить?

Важным отличием штрафных санкций по уголовному делу становится возможность замены на более серьезное наказание в случае неуплаты в установленные сроки.

Инициатором выступает сотрудник ФССП, а решение принимает суд. Остальные последствия неуплаты аналогичны описанным ранее для административных санкций.

Порядок и причины для наложения штрафа в исполнительном производстве

В число полномочий судебного пристава входит наложение штрафа на должника. Законодательство устанавливает четыре основания для подобных санкций включая:

  • Неисполнение законных требований сотрудника ФССП.Сумма установлена статьей 17.14 КоАП РФ и составляет 1-2,5 тыс. руб. для должника, 10-20 тыс. руб. для должностного лица. Чаще всего речь идет о ситуациях, когда не предоставляются сведения о доходах, смене места работы или проживания, других подобных нарушениях.
  • Уклонение от исполнения требований, не носящих имущественный характер.Статья 17.15 КоАП РФ. Примеры подобных требований — восстановление на работе, вселение взыскателя , снос незаконной постройки и т.д. Если требования не выполнены, пристав взыщет штраф, сумма аналогична указанным в предыдущем пункте цифрам.
  • Уклонение от уплаты алиментов.Правонарушение выделено в дополнительной 5.35.1 в силу актуальности. Сумма равняется 20 тыс. руб. Наказание используется, если не могут применяться альтернативы в виде обязательных работ или административного ареста.
  • Несоблюдение сроков уплаты. Речь идет о 60 днях, которые даются должнику в соответствии с законодательством. По их истечении допускается удвоение штрафа в виде дополнительного административного наказания (статья 20.25 КоАП РФ). Возможны альтернативные варианты: обязательные работы до 50 часов или административный арест до 15 суток.

Способ избежать дополнительных санкций — четкое выполнение требований пристава. Если добровольно уплатить штраф в рамках административной или уголовной ответственности нет возможности, нужно с приставом контактировать, сообщить ему о своих счетах, месте работы или о пенсии. Важно не скрываться, и быть на связи.

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

Подробнее

  • Проверка и фиксация долгов и производств в ФССП, оценка имущества и оспоримости сделок за 3 года
  • Составление заявления и списка кредиторов
  • Подача заявления о банкротстве в МФЦ по доверенности
  • Работа с банками и коллекторами — уведомление об отказе от взаимодействия, жалобы в прокуратуру и в ФССП при нарушениях
  • Представление интересов юристом в случае возражений со стороны кредиторов
  • Через полгода получение в МФЦ решения о признании вас банкротом и списании долгов.

Подробнее

  • Составление заявления о банкротстве
  • Сбор необходимых документов
  • Госпошлина и вознаграждение арбитражного управляющего
  • Представление интересов юристом на судебном заседании по введению процедуры банкротства
  • Полное сопровождение процедуры банкротства финансовым управляющим

Подробнее

Порядок обжалования незаконных действий сотрудника ФССП

Процедура регламентируется положениями Главы 18 №229-ФЗ и распространяется на любые действия или бездействия сотрудников ФССП.

Допускается два способа обжалования:

  • в порядке подчиненности, то есть непосредственному руководителю пристава;
  • в судебном порядке.

Образец жалоба в порядке подчиненности — 14,2 КБ

Иск в суд на судебного пристава — 12 КБ

Независимо от выбранного способа, на подачу жалобы дается 10 дней. Отсчет срока ведется или с даты вынесения решения, или с момента, когда должник узнал о нем.

Основанием для обжалования действий пристав становятся:

  • нарушение прав должника или взыскателя;
  • создание препятствий для отстаивания законных интересов;
  • принятие неправомочных решений.

Чаще всего оспариваются такие решения сотрудников ФССП:

  • наложение ареста на имущество, не принадлежащее должнику или несопоставимое по ценности с размером долга;
  • вынесение санкций с нарушением установленной процедуры. Например, без уведомления должника о начале дела арестовали его счета;
  • взыскание исполнительского сбора при добровольной уплате денег.

Один из удобных способов ее подачи предусматривает использование функционала портала Госуслуги. Срок рассмотрения документа — 10 дней. Еще 3 дня дается на направление копии принятого решения заявителю.

Образец жалобы старшему приставу

Обязательные для включения в жалобу сведения:

  • ФИО пристава с указанием должности;
  • реквизиты постановления, которое оспаривается заявителем;
  • ФИО, контактные данные заявителя;
  • краткая суть дела;
  • основания, подтверждающие правоту подателя жалобы;
  • ходатайство, например, отмена решения пристава;
  • дата составления;
  • подпись заявителя / представителя.

Исковое заявление на неправомерные действия пристава

Документ оформляется по стандартным правилам, далее подается в суд. Рассмотрение дела не требует присутствия истца. Срок принятия решения аналогичен жалобе по подчиненности — 10 дней. Еще 3 дня дается на то, чтобы направить принятое судом постановление заявителю.

Судебная практика

Жалоба на судебного приставаСтатья по теме

Грамотные действия по защите интересов должника, в том числе — от противоправных действий судебных приставов в части взыскания или наложения штрафов в исполнительном производстве, дает позитивный результат. Об этом наглядно свидетельствует судебная практика, сложившаяся в России на сегодня.

Например, по делу №А44-897/2021. Суд признал незаконным взыскание исполнительского сбора из-за нарушений порядка и сроков уведомления должника о деле.

Более показательным выступает решение по делу №1-1527/2018. Городской суд Белгорода отменил решение суда нижней инстанции о взыскании судебного штрафа с должника в качестве меры уголовно-правового характера. Дело отправили на доследствие.

Другой — противоположный пример — отрицательное для нарушителя решение суда по делу №4/10-7/2020. Осужденный по уголовному делу обжаловал замену штрафа другим, более тяжелым наказанием в виде обязательных работ. Суд согласился с аргументами инициатора такого решения в лице судебного пристава и оставил ранее принятый вердикт без изменения.

Вывод

Действующее в России законодательство наделяет сотрудников ФССП серьезными полномочиями. Это распространяется и на взыскание в рамках административной или уголовной ответственности, и на самостоятельно наложение на должника санкций в ходе ИП. Что наглядно демонстрируют примеры из судебной практики.

Самостоятельная защита должником собственных интересов представляется очень сложной задачей. Ее успешное решение предусматривает не только досконального знания нормативно-правовой базы, но и опыта участия в подобных делах. Чтобы избежать вероятных проблем с судебными приставами или минимизировать их негативные последствия, необходимо следовать двум простым рекомендациям.

Читайте также:  Иск в суд о взыскании долга: как составить и подать в 2022

Во-первых, если штраф наложен справедливо, имеет смысл уплатить деньги добровольно — в установленный срок и с обязательным информированием сотрудника ФССП. Во-вторых, имеет смысл обязательно проконсультироваться с опытным юристом, который занимается делами такой тематики. Еще лучше — заключить с ним договор на защиту интересов доверителя.

Маргарита Холостова

Финансовый управляющий

Александр Макаров

Старший юрист по банкротству физ. лиц

Константин Милантьев

Финансовый управляющий

Дмитрий Комаров

Юрист по банкротству физических лиц

Евгений Димитриев

Юрист по банкротству физлиц

Александр Раменский

Старший юрист по банкротству физ. лиц

Жалоба на судебного приставаИсполнительное производствоСудебные приставы Рассчитать примерную стоимость банкротстваРассчитать стоимость

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Срок окончания исполнительного производства предлагается ограничить

13 января в Госдуму внесен проект изменений в Закон об исполнительном производстве (законопроект № 55151-8), предусматривающий введение ограниченного срока принятия постановления об окончании исполнительного производства.

Предлагается установить, что исполнительное производство прекращается в течение трех дней после поступления в ФССП России копии решения суда об отмене судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также об отмене или признании недействительным исполнительного документа.

В течение трех дней также предлагается принимать постановление об окончании исполнительного производства, если оно прекращено в результате фактического исполнения требований, в том числе за счет одного или нескольких должников при солидарном взыскании. Исчисление срока начнется сразу после поступления информации из Автоматизированной информационной системы ФССП либо перечисления денег взыскателю в порядке ст. 110 Закона об исполнительном производстве.

Если взыскание по исполнительному листу невозможно ввиду отсутствия имущества, постановление об окончании взыскания также должно быть принято в течение трех дней, но уже со дня утверждения старшим судебным приставом или его заместителем акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание невозможно. Также предлагается принимать в течение трех дней постановление об окончании исполнительного производства, если должник признан банкротом.

В данный момент такой срок составляет два месяца. По мнению авторов законопроекта, это приводит к негативным последствиям для гражданина-должника, поскольку судебный пристав продолжает удерживать на основании уже отмененного приказа половину дохода, а для возврата этих средств приходится повторно обращаться в суд.

Кроме того, законодательство о банкротстве определяет, что с момента признания гражданина банкротом пристав обязан окончить все возбужденные исполнительные производства и прекратить удержания, однако на практике приставы задерживают сроки окончания или прекращения таких производств.

Действия приставов оспариваются в суде, однако граждане на этот период нередко остаются лишенными прожиточного минимума.

В комментарии «АГ» старший юрист юридической группы «Плотников и партнеры» Михаил Новосёлов отметил, что инициатива установления трехдневного срока окончания исполнительного производства в связи с фактической оплатой задолженности должна помочь добросовестным должникам нивелировать риск взыскания задолженности после ее погашения, а также возможность несвоевременного снятия запрета на выезд за границу.

По его мнению, недостатки юридической техники законопроекта могут «свести на нет» положительный эффект, который в него изначально закладывался. Например, абз. 1 ч. 1.1 ст.

47 Закона об исполнительном производстве в редакции, предложенной законопроектом, не содержит четкого ответа на вопрос, от какой именно даты отсчитывается трехдневный срок окончания исполнительного производства: даты перечисления денежных средств на депозитный счет приставов или даты перечисления денежных средств взыскателю?

Адвокат, советник уголовно-правовой практики Alliance Legal CG Александр Сергеев обратил внимание на преимущества предложенных поправок по сравнению с действующим законодательством. Так, проект:

  • защищает права должников, добровольно исполнивших свои обязательства;
  • защищает права кредиторов должника, признанного банкротом;
  • предусматривает прекращение исполнительного производства в автоматизированном виде без участия должностных лиц ФССП, бездействие которых, нарушающих права, в основной части и оспариваются;
  • снижает судебную нагрузку в случаях необходимости оспаривания действий судебных приставов-исполнителей, а также снижает фактические временные затраты сторон, вынужденных в настоящее время в суде отстаивать свои доводы при восстановлении истцами своих прав.

Таким образом, проект предусматривает существенные изменения, способствующие сокращению количества неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, влекущих необходимость их последующего оспаривания, резюмировал эксперт.

Тонкости терминологии в исполнительном производстве

В самом Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (закон № 229-ФЗ) нет специальной статьи, которая раскрывала бы содержание используемых понятий.

  • Для указанной логической операции определения понятий будем придерживаться в основном вышеобозначенного закона.
  • Однако вывести определение понятий можно из контекста закона или из разъяснений высших судов, разрешающих определенные споры и вынужденных давать трактовку понятиям для правильного применения конкретной нормы.
  • Исполнительным документам (ИД) посвящена целая глава 2 закона № 229-ФЗ, которая содержит, помимо прочего, незакрытый перечень ИД, но не дает определения самому понятию.

Вывести определение понятия ИД можно на основании совокупности норм ст. 1, 12, 13, 14 закона № 229-ФЗ.

Таким образом, исполнительный документ — это акт органа судебной или исполнительной власти, акт должностных лиц органов власти, содержащий требования по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения определенных действий.

Стоит отметить, что само постановление судебного пристава-исполнителя в некоторых случаях также может являться исполнительным документом (п. 7 ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 30).

Например, при выведении из состава сводного исполнительного производства требования о взыскании расходов на совершение исполнительных действий или исполнительского сбора в отдельное исполнительное производство (ИП), когда основное исполнительное производство окончено (ч. 7 ст. 47).

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения

Здесь определение законодателем дано.

Однако на практике юристы часто путают указанные термины.

Исполнительные действия — действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 64).

Например, временное ограничение права должника на выезд из страны или временное ограничение на пользование должником специальным правом являются исполнительными действиями, когда, к примеру, ИД содержит требование о взыскании денежных средств и пр.

То есть исполнительные действия выступают некими обеспечительными мерами, применяемыми судебным приставом-исполнителем в целях полноценного применения мер принудительного исполнения в дальнейшем.

Меры принудительного исполнения — действия, указанные в исполнительном документе (ч. 1 ст. 68). Вот так просто, то есть это действия, которые предписаны в самом ИД, это надо понимать буквально.

Например, при исполнении исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств, списание денег со счета будет являться вышеуказанной мерой исполнения.

Но в ситуации с запретом распоряжения денежными средствами на счету должника (так называемая заморозка денег на счету, когда деньги остаются на счету, но снять или перевести их нельзя) указанное действие будет являться исполнительным действием. Аналогично при запрете на совершение регистрационных действий с движимым (запрет на ТС в ГИБДД) и недвижимым имуществом (запрет на жилье в Росреестре) должника эти действия являются исполнительными, а не мерами принудительного исполнения.

Понимание различий этих понятий поможет при применении, например, норм об отложении и приостановлении ИП; при применении норм о пятидневном сроке для добровольного исполнения.

Приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения

Приостановление ИП (ст. 39-42, 45) — приостановление судом или судебным приставом-исполнителем, органом выдавшим исполнительный документ, применения мер принудительного исполнения до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.

То есть приостанавливаются меры исполнения, а не исполнительные действия.

Последствия приостановления заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, как указано в п. 31 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *