Новое в градостроительном законодательстве. Какие обязанности появились у владельцев недвижимости

Новое в градостроительном законодательстве. Какие обязанности появились у владельцев недвижимости

28 июн 2021

30 апреля 2021 года вступила в силу первая часть масштабных изменений в Законе о государственной регистрации недвижимости (Закон № 218-ФЗ). Следующая часть изменений вступит в силу 28 октября этого года, а заключительные поправки – 1 января 2023 года. Давайте остановимся на наиболее значимых из уже действующих поправок. Закон 218-ФЗ, как и его предшественник – Закон № 122-ФЗ, по общему правилу, предусматривали госрегистрацию перехода права собственности только по совместному заявлению сторон договора — продавца и покупателя. В случае прекращения деятельности продавца-юридического лица до подачи документов в Росреестр единственным способом стать титульным и полноправным собственником для покупателя было только обращение в суд. На это еще в 2010 году указали высшие суды в лице ВС РФ и ВАС РФ.

Тем не менее, эти разъяснения высших судебных инстанций глобально проблему решить не могли, поскольку такое решение могло найтись только на законодательном уровне. К счастью, это и произошло – 30 апреля этого года вступила в силу ч. 9 ст.

15 Закона № 218-ФЗ, которая позволяет покупателям недвижимости самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о госрегистрации права собственности, если продавец-юридическое лицо по тем или иным причинам к тому времени прекратил свое существование.

Покупателю просто нужно будет приложить выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую исключение продавца из данного реестра, и документ об оплате купленной им недвижимости. При этом, если покупатель не представит выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно, то регистратор сам закажет ее в порядке межведомственного взаимодействия с ФНС.  

В случае, если отказ Росреестра в осуществлении государственной регистрации прав и (или) кадастрового учета был признан незаконным в суде, повторное обращение заявителя больше не потребуется. Теперь регистратор должен провести учетно-регистрационные действия на основании решения суда, предварительно уведомив заявителя об этом в течение 3 рабочих дней с момента поступления к нему соответствующего решения суда. Ранее заявитель, оспоривший отказ регистратора и получив на руки соответствующее судебное решение, должен был повторно обращаться в Росреестр. Этот срок составляет не более 3 рабочих дней со дня получения Росреестром документов, устраняющих причины приостановки. При этом в случае возобновления учетно-регистрационных действий регистратор должен провести эти действия в срок, оставшийся (неистекший) к дате приостановления.

То есть, если приостановление госрегистрации состоялось на 6 рабочий день (из 7 установленных законом), то в случае ее возобновления она должна быть осуществлена не позднее следующего за возобновлением рабочего дня. Ранее такого срока не было, что иногда позволяло регистраторам дожидаться окончания срока приостановки после получения необходимых документов от заявителей, что порождало неопределенность.  

теперь закон прямо указывает, что сроки осуществления регистрационных действий в таком случае начнут свое исчисление не с даты приема соответствующего заявления, а с момента получения органом регистрации сведений об уплате госпошлины в ГИС ГМП. При этом, если регистратор не обнаружит в ГИС ГМП информацию об уплате госпошлины по истечении 5 рабочих дней с даты подачи заявления, то представленные заявителем документы будут возращены без рассмотрения.   Закон № 218-ФЗ в новой редакции включает в себя новое основание для проведения учетно-регистрационных действий – решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы, вместе с такими исполнительными листами.

Кроме того, уточнены случаи, когда основаниями для совершения учетно-регистрационных действий являются межевой план, технический план, карта-план территории и акт обследования.  

— в случае возведения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса – лица, использующие соответствующие земельные участка на условиях частного и публичного сервитута и на ином праве;  — при кадастровом учете (госрегистрации) в связи с прекращением существования соответствующих объектов — наследники лиц, которым принадлежали объекты недвижимости;  — при кадастровом учете таких земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах — органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность по образованию земельных участков (здесь перечислены не все случаи, подробнее см. ст. 15 Закона № 218-ФЗ в новой действующей редакции).   Теперь необязательно готовить отдельный бумажный экземпляр документа-основания (например, договора купли-продажи, дарения и пр.) для органа регистрации, достаточно подготовить их по одному для каждой сторон сделки. Такие документы будут переведены регистратором в электронную форму путем сканирования и возвращены участникам сделки со специальной отметкой о таком сканировании. То же самое касается и ситуаций, когда документами-основаниями выступают акт органов госвласти, местного самоуправления и судебные акты.     При этом осталось неизменным требование о соответствии машино-места минимально допустимым размерам.   Это сделано с целью упрощения погашения записей об аресте недвижимости должников.   Конкретизированы случаи, когда нотариальное удостоверение сделок с долями в праве общей долевой собственности является необязательным  

Во-первых, в ранее содержащемся перечне таких сделок понятие «земельная доля» заменено на «доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения».

Тем самым закреплена неоднократно высказанная ВС РФ правовая позиция о том, что сделки с долями в праве собственности на земли сельхозназначения не требуют нотариального удостоверения.

Во-вторых, данный перечень дополняется сделками по отчуждению долей в праве общей собственности, заключаемых в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.  

По общему правилу, госрегистрация изменений размера долей производится на основании заявления только тех участников, чьи доли изменяются. Однако, если доли изменены решением суда – госрегистрация производится по заявлению одного из сособственников на основании данного решения. Если же соглашение об изменении долей было нотариально удостоверено – по заявлению одного из сособственников или нотариуса.   Теперь в законе установлено, что при непредставлении технического плана на арендованную часть объекта недвижимости регистратор проводит регистрацию договора аренды в отношении этой части при условии наличия сведений в ЕГРН обо всех помещениях объекта недвижимости, а сама передаваемая в аренду часть имеет строительные конструкции.

В противном случае регистратор также произведет госрегистрацию аренды, НО! в отношении всего объекта недвижимости. Ранее при непредставлении технического плана для госрегистрации договора аренды части объекта недвижимости Росреестр приостанавливал регистрационные действия по данному основанию.  

1) теперь сведения из ЕГРН предоставляет подведомственное Росреестру бюджетное учреждение – Федеральная кадастровая палата. Кроме того, в полномочия ФКП входят: выездной прием заявлений о кадастровом учете и госрегистрации, выдача связанных с учетом (госрегистрацией) документов, а также выполнение функций оператора информационной системы ведения ЕГРН; 2) получать выписки из ЕГРН стало быстрее — ускорено взаимодействие МФЦ и Росреестра. Теперь МФЦ обязан направить запрос о предоставлении сведений из ЕГРН в Росреестр не позднее 1 рабочего дня с момента его приема. Аналогичный срок направления уже готовых сведений установлен и для Росреестра. Раньше данный срок составлял не более 2 рабочих дней;

  • 3) запрашивать сведения из ЕГРН в электронной форме обязаны не только страховые и кредитные организации, но и органы государственной власти и местного самоуправления.
  • 4) изменена дата актуальности сведений из ЕГРН – предоставленные по запросу сведения актуальны на дату подписания органом регистрации выписки из ЕГРН, а не ее выдачи данным органом или МФЦ как было ранее.
  • 5) бесплатно получать сведения из ЕГРН, включая информацию о содержании правоустанавливающих документов, иных принадлежащих или принадлежавших должнику правах на недвижимость и копии отдельных документов теперь может не только сам арбитражный управляющий, но и его представители по доверенности.

Регистрация и типовые проекты

Рассказываем, какие нововведения начнут действовать с сегодняшнего дня и как они повлияют на жизнь собственников жилья и застройщиков

Новое в градостроительном законодательстве. Какие обязанности появились у владельцев недвижимости

Alekcey-Elenashutterstock

С 1 октября 2021 года в силу вступают несколько законов, которые касаются недвижимости. Они регулируют вопросы кадастрового учета, государственной регистрации, строительства типовых проектов, размещения адресов собственников и размера машино-мест.

Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.

Регистрация недвижимости

С 28 октября 2021 года вступают в силу поправки в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Это часть масштабной реформы отрасли регистрации недвижимости, направленной на модернизацию и цифровизацию регистрационных процедур.

«Напомним, что 30 апреля 2021 года опубликованы изменения в закон «О госрегистрации недвижимости…».

Они призваны упростить и сократить сроки административных процедур, а также сделать их более доступными — в электронном виде и посредством выездного приема регистрирующего органа», — рассказал юрист компании VEGAS LEX Александр Казарин. Среди вступающих в силу он особенно выделил следующий поправки:

  • устанавливаются сокращенные сроки госрегистрации последующих договоров долевого участия (ДДУ), заключенных после регистрации первого такого договора (по общему правилу — в течение пяти рабочих дней, в случае подачи документов в электронной форме — в течение трех рабочих дней, в течение семи рабочих дней в случае подачи документов через МФЦ);
  • появляется возможность подачи заявления о госрегистрации прав через нотариуса, отметил юрист Эдуард Бугров (управляющий партнер компании «Бугров и партнеры»). Однако, по его словам, исключение составят ситуации, когда в качестве заявителя выступает кадастровый инженер, или специалисты, связанные с данной сферой деятельности.
  • появляется возможность размещения сведений, содержащихся в ЕГРН, на официальном сайте регистрирующего органа (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом);
  • уточняется порядок выездного приема для кадастрового учета и (или) госрегистрации прав;
  • устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы в случае принятия ими решений;
  • устанавливается, что реестровые дела ведутся только в электронной форме (сейчас возможно ведение реестрового дела на бумажном носителе, если заявление и необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представлены заявителем в простой письменной форме и оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах власти);
  • исключается максимальный размер машино-места (сейчас законом и приказом Минэкономразвития России ограничен как минимальный размер машино-места — 5,3 x 2,5 м, так и максимальный — 6,2 x 3,6 м).
Читайте также:  Запрет на указание в вакансиях возраста и пола кандидатов, банкроство компании по заявлению работников и другие важные новости законодательства

Сведения об адресах

С 28 октября вступают в силу поправки, направленные на обеспечение достоверности, полноты и актуальности сведений в государственном адресном реестре.

Этот информационный ресурс содержит данные об адресах объектов капитального строительства и земельных участков. Формирование, ведение и использование указанного реестра обеспечивается федеральной информационной адресной системой (ФИАС).

ФИАС функционирует с ноября 2011 года. Ее оператором выступает Федеральная налоговая служба.

«Федеральным законом от 30.04.

2021 № 136-ФЗ устанавливается, что сведения об адресах в реестре должны соответствовать муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам субъекта России — городов Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, а также установленным правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса. Кроме того, указанным законом вводится ответственность уполномоченных должностных лиц за неразмещение либо несвоевременное размещение сведений об адресах, а также размещение недостоверных сведений», — объяснил Казарин.

Типовая документация застройщиков

С 1 октября 2021 года вступает в силу очередной блок изменений в Градостроительный кодекс России, внесенных Федеральным законом от 01.07.2021 № 275-ФЗ, в части введения института типового проектирования.

Институт типовой проектной документации приходит на смену экономически эффективной проектной документации повторного использования, существовавшей с 2016 года, отметил Казарин. По его словам, это очередная попытка оптимизировать расходы на проектирование объектов, которые строятся за счет бюджета.

«В соответствии с изменениями проектная документация, прошедшая госэкспертизу и использованная при строительстве или реконструкции объекта капстроительства, может быть признана типовой.

Сведения о ней включаются в единый госреестр заключений экспертизы проектной документации.

Со дня включения в реестр застройщики и технические заказчики будут вправе использовать типовую документацию для проектирования аналогичных объектов», — пояснил юрист.

Порядок принятия решения о признании проектной документации типовой и ее использовании, а также случаи ее применения устанавливается правительством. В соответствии с документом критерии аналогичности объекта будут устанавливаться Минстроем.

«Это облегчит жизнь застройщика, который сможет сэкономить на разработке и легально воспользоваться ранее разработанной документацией для строительства», — отметила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

Что изменилось в законе о самовольных постройках

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев чуть лучше защищены, снести самовольный дом стало сложнее. Но это не значит, что можно строиться на чужой земле, нарушать нормативы и возводить здания, которые мешают соседям.

Вот как теперь обстоит дело с самовольными постройками.

Или купили участок с разрешенным использованием под жилищное строительство, а построили там дом, а потом власти взяли и поменяли назначение — теперь это водоохранная зона. И дом уже вне закона.

Так могло быть с разными ограничениями. Вот рядом с садовым товариществом не было дороги, электростанции или газопровода, и дачи стояли себе годами. А потом раз — и дачам тут стоять уже не положено.

Так же и с коммерческой недвижимостью: киосками, павильонами, ангарами, гаражами.

Если собственник не мог знать о каких-то ограничениях по поводу строительства на своем участке и что-то построил, то, даже если такие ограничения потом обнаружатся, самовольной постройка не считается. К ней нельзя будет применить такие же нормы, как к самовольным строениям — например, снос за счет собственника.

Раньше такой нормы в гражданском кодексе вообще не было, и люди теряли имущество. Было и по-другому: собственники участков обращались в суд, чтобы признать столб линии электропередачи самовольной постройкой и убрать его со своего участка. В общем, проблем хватало, а точных норм закона — нет.

Самовольной постройкой нельзя распоряжаться на свое усмотрение. Например, продавать, дарить или сдавать в аренду — на нее вообще нет права собственности. Построить на своем участке дом — еще не значит стать его собственником. Нельзя прийти в Росреестр и автоматически оформить права собственности на дом или дачу только потому, что они на вашем участке. Тут ничего не изменилось.

Раньше. Самовольную постройку сносили, причем почти всегда за счет того, кто ее построил. Так и было написано: подлежит сносу. Построили без документов или разрешений — сносите свой дом или узаконьте его.

С 4 августа. Теперь о сносе самовольных построек написали подробнее. По умолчанию, такую постройку нельзя использовать. Это значит, что построенный без разрешения киоск нельзя использовать для торговли.

А вот о сносе теперь не так категорично. Самовольную постройку могут снести, а могут привести в соответствие с требованиями застройки. Но все это за счет того, кто построил или пользуется участком. Сносить или приводить в соответствие — почти всегда решает суд. Иногда — местные власти.

И раньше, и сейчас это нужно делать через суд. Собственником самовольной постройки становится владелец участка, где она находится.

Нельзя построить дом на чужой земле и признать в суде свое право собственности на него.

Если земля принадлежит родителям, и дети построили там дом, то собственниками дома могут стать только родители. Или нужно разделять участок, получать новый адрес — и только тогда оформить дом на настоящих владельцев. На все это нужно много времени и денег, поэтому лучше учесть такие нюансы до начала строительства.

Узаконить можно не любую самовольную постройку, а только ту, что отвечает всем этим требованиям.

Постройка соответствует параметрам застройки. Например, на участке под ИЖС можно построить максимум три этажа. А иногда строят пять и даже продают в таких домах квартиры.

Если купить квартиру в таком доме на этапе строительства, можно никогда ее не получить. Соседи обратятся в суд, и разрешение на строительство многоквартирного дома аннулируют. В лучшем случае заселятся только те, кто купил квартиру до третьего этажа. Причем станут они не собственниками квартиры, а собственниками доли в доме. Потом будет много проблем с продажей.

Если вам предлагают такую квартиру и говорят, что скоро узаконят дом, вам врут. Ничего не узаконят, а если и получится так сделать, соседи оспорят, и стройку запретят. Закон о дольщиках тут не сработает.

Постройка не нарушает ничьи права и никому не мешает. Нельзя строить дом и занять часть участка соседа, а потом идти в суд, чтобы узаконить летнюю кухню, веранду или баню — якобы кто строил, тот и хозяин.

  • Так не получится: придется сносить, реконструировать или договариваться с соседями.
  • Теперь есть возможность узаконить самовольную постройку, даже если нет документов о праве собственности на участок.
  • Например, если что-то построили на муниципальной или государственной земле, теперь такую постройку можно узаконить и стать ее собственником, — но только если постройка отвечает всем требованиям, а в договоре на использование участка нет ограничений.

Тот, кто стал собственником самовольной постройки, должен возместить расходы на ее возведение. Такое условие было и раньше. Например, если кто-то построил на чужом участке дом, а потом владелец участка его узаконил и получил в собственность, можно доказать, что на самом деле строительство оплачивал не он — пусть возмещает расходы.

Например, решения администрации достаточно, если:

  1. До начала строительства нужно было обязательно оформить участок в собственность, но этого не сделали.
  2. Постройка находится на участке, где нельзя строить такую недвижимость.

Бывает, что без сноса не обойтись, и администрация принимает решение — сносить. Сносить должен тот, кто строил, или все сделают за него, а потом выставят счет. Срок для сноса установят с учетом вида постройки, но это будет максимум год.

Нет, и это очень важная поправка. Никакая администрация не может прийти к вам на участок и заставить вас снести дом, гараж, баню или дачу. Без суда можно принять решение о сносе построек только на муниципальных и государственных участках, а на ваших личных — нет.

Исключение только одно: постройка угрожает жизни и здоровью людей. Если ваш коттедж никому не вредит, снести его можно только по решению суда. А суд еще посмотрит, нужно его сносить, или можно договориться с соседями, или перестроить.

И вот еще особые условия, когда администрация не имеет права сносить чужую недвижимость без решения суда:

  1. Нет документов на земельный участок, если постройка на нем появилась еще до того, как вступил в силу земельный кодекс.
  2. Нет разрешения на строительство здания, которое построили до 14 мая 1998 года.

Иногда на постройку зарегистрировано право собственности, но ее все равно признают самовольной. Например, если выясняется, что не соблюдены какие-то требования по удалению от охранных зон, леса, газопровода, дорог или электросетей.

Теперь нельзя снести такую постройку, если совпадают условия:

  1. Участок предназначен для ИЖС или это садовый земельный участок. То есть там разрешено строить частные жилые дома.
  2. У собственника участка есть на него документы.
  3. Право собственности на жилое строение зарегистрировано до 1 сентября 2018 года.
  4. Параметры строения ничего не нарушают.
Читайте также:  Презумпция вины должника в нарушении обязательства: разъяснения ВС РФ

Если такой дом не только оформили, но и купили до 1 сентября 2018 года, сносить его не будут.

Если участок в собственности, его все равно могут забрать.

Раньше. Изъять могли только тот участок, на котором нужно что-то выращивать, а его забросили. Например, кто-то выкупил землю сельхозназначения, чтобы открыть там ферму и разбить сад, а потом перестал за ней ухаживать. Или землю дали для одной цели, а ее используют как-то иначе.

Землепользование: законодательные изменения 2020 года

Правила, по которым можно владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком, в последние годы очень часто претерпевают изменения.

Чтобы избежать разного рода неприятностей, собственникам земельных участков важно быть в курсе всех последних новелл от законодателей. Представлю обзор наиболее важных нововведений для землевладельцев за последнее время.

1. Собственники теперь отвечают за плодородие своих земель.

11 августа этого года вступил в силу Закон, который установил новую процедуру обеспечения плодородия земель сельхозназначения (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 308-ФЗ).

Бюджетные учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, будут проводить плановые обследования земель сельхозназначения на предмет проверки их качества.

По результатам исследований собственнику выдадут план обязательных мероприятий, которые следует провести для восстановления плодородия почвы. А также ему предоставят необходимые агрохимикаты и технику для проведения работ.

Закон обязывает землевладельцев обеспечить доступ на свой участок для проведения такого обследования, а также выполнить все предписания госорганов по воспроизводству плодородия земли.

Хочу обратить внимание, что за несоблюдение требований по улучшению качества земель для собственников предусмотрены высокие штрафы: от 20 до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что новые правила не распространяются на владельцев земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества. Но вот у тех, кто имеет свой собственный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения за пределами СНТ, забот теперь прибавится.

2. На частном земельном участке теперь могут проложить федеральную трассу.

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т. п.).

С 31 июля этого года действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ).

Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю.

Он получит разрешение, построит объект – и только после этого собственник может узнать, что по его земле теперь проходит, к примеру, высокоскоростная магистраль или высоковольтная линия электропередач.

Поэтому, несмотря на то, что межевание земельных участков сейчас не является обязательным для их владельцев, Росреестр все же рекомендует проверить – стоит ли ваш земельный участок на государственном кадастровом учете (есть ли у него кадастровый номер) и отображаются ли его границы на Публичной кадастровой карте (Официальное сообщение на сайте Росреестра от 7 августа 2020 г.).

3. Введены новые штрафы за заросший участок.

Вот уже несколько лет владельцы земельных участков всех категорий обязаны своевременно скашивать траву на них под угрозой штрафа. Дело в том, что это предусматривает действующая редакция Правил противопожарного режима (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. № 390).

А за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен штраф в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ). Но теперь отдельные штрафы вводятся еще и за конкретный вид сорняков на участке, а именно – за борщевик Сосновского.

В феврале этого года Совет Федерации призвал власти начать активную борьбу с распространением борщевика. И регионы стали вводить штрафы для владельцев тех земельных участков, которые заросли этим растением.

Вместо заключения:

В заключении, хочу сказать, что в настоящее время Росреестром запущена процедура по снятию с кадастрового учета земельных участков, поставленных на учет до 1 марта 2008 года и на которые до сих пор не зарегистрировано право собственности. Если земельный участок снимается с кадастрового учета, то распоряжаться им сможет местная администрация по своему усмотрению. 

Кроме того, Правительство РФ планирует вовлекать невостребованные (не выделенные) земельные доли пайщиков бывших колхозов и совхозов в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям.

Планируется до 1 января 2025 года дать возможность «молчаливым дольщикам» или их наследникам зарегистрировать свои права.

В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

В связи с этим рекомендую проверить – зарегистрированы ли права на ваш земельный участок, проведено ли его межевание с определением границ, чтобы обезопасить себя от возможных правопритязаний в будущем! 

Виталий Козырев юрист, кадастровый инженер, судебный эксперт, член Общественного совета при управлении Росреестра по Псковской области, управляющий партнер компании «Земля и право».

Новые законы о недвижимости в 2021 году — Ассоциация Юристов России

Ушедший 2020 год стал настоящим кладезем «экстренных» законов, предназначенных для устранения последствий пандемии. В законодательстве появились не только «срочные» нормы, но и запланированные, на 2021 год, правовые и нормативные акты.

Новые штрафы для застройщиков

К антикризисным мерам относится и мораторий на санкции, действующий в отношении застройщиков. Санкции затрагивали щепетильную тему – задержку передачи квартир лицам, ставших дольщиками.

У застройщиков был срок до 1 января текущего года. Проблемные объекты не регистрировали, соответственно, отсутствовали штрафы за задержку передачи квартир.

Механизм, функционировавший ранее, снова вернулся в строй, тем самым «осчастливив» некоторых дольщиков. Эксперты в области недвижимости отмечают, что в первом полугодии нынешнего года в реестр внесут свыше 200 проблемных объектов, в которых наблюдается задержка выдачи ключей законным владельцам квартир.

Возвращение пени

Еще одной антикризисной мерой стало введение моратория на взимание неустоек за несвоевременную оплату коммунальных услуг. Как и в предыдущем случае, с первого января нынешнего года ограничение прекратило своё существование.

Эксперты отнеслись к ситуации неоднозначно, они считают, что у должников нет возможности погасить скопившуюся сумму за один платеж. Так же не решена проблема лиц, уклоняющихся от оплаты до наступления первой волны коронавируса. Сложилась противоречивая ситуация как для потребителей коммунальных услуг, так и для их поставщиков.

Постановление Правительства РФ не имеет рекомендаций и порядка погашения долгов, начиная с 1 января 2021 года. За имеющуюся задолженность потребитель может получить не только неустойку за просроченную выплату, но и временно лишится коммунальных услуг.

Введенный мораторий ограничивал востребование неустойки с граждан, но об отсутствии начисления пени речи не было.

Если компетентные органы не продлят сроки выплат, а также введут пояснения о порядке и сроках начисления услуг, в нынешнем году людям могут прийти квитанции, содержащие неустойки за 2020 год.

Наличие задолженности может обернуться настоящей катастрофой, итогом которой станет ограничение предоставлений коммунальных услуг.

Глаза вместо паспорта

В декабре ушедшего года в силу вступил приказ Минюста от 30 сентября 2020 года N 228 «О биометрических данных». Новое постановление расширяет возможности для нотариуса. Удостоверение личности может производится не только по паспорту, но и при помощи биометрии.

Информация добавляется в Единую биометрическую систему исключительно по заявлению субъекта. Сегодня такую услугу предоставляют разные банковские филиалы. В систему заносят фотографию гражданина и его голос.

Для нотариуса подобное нововведение станет настоящим «спасением». На практике нередки случаи, когда заявители приходят без идентифицирующих документов. Наличие его персональной информации в вышеупомянутой системе позволят провести необходимые процедуры без паспортных данных.

Такой подход послужит ограничителем для мошенников, которые не смогут воспользоваться поддельным паспортом.

Использование биометрии не станет основным нотариальным инструментом. Пока все процедуры будут выполняться в старом порядке, с предоставлением паспортных данных. Инновация только вступает в силу.

Штрафной огонь

Правительство РФ пересмотрело правила пожарной безопасности, добавив в них важные обновления.

Отдельные пункты затрагивают всех граждан. Теперь открытый огонь можно использовать только в местах, имеющих соответствующее оснащение (котлован, мангал и т.д.). Владельцы частных домов могут использовать открытый огонь на расстоянии не менее 50 метров (общее правило), 25 метров (при применении специализированных емкостей) и 5 метров, если это обусловлено необходимостью приготовления пищи.

Читайте также:  До скольки можно шуметь в квартире и в жилом доме в будни, в выходные дни, когда по закону нельзя сверлить, делать ремонт и иные работы, в какое время "тихий час"?

В правилах затронули и проблему воспламенения леса. Открытый огонь допускается на расстоянии от 15 до 30 метров до лиственного леса и 50-100 метров до хвойного.

Лицам, предпочитающим жарить шашлыки на открытом воздухе, нужно знать, что разводит огонь вне частных домовладений строго запрещено. Если введен противопожарный режим, регламентированный засухой, категорически запрещается разводить огонь, вне зависимости от его локализации.

Открытый огонь не единственное, на чем акцентировалось внимание в обновлениях. В список запретов попало использование любой пиротехники, за исключением бенгальских огней, хлопушек и приспособлений, применяющихся для сценических постановок.

Запрещено использовать пиротехнику на балконах и лоджиях квартир, в местах массового скопления людей и т.д.

Лицо, преступившее черту закона, использовав пиротехнику в ненадлежащем месте, будет наказываться по всей строгости.

К фундаментальным и важным нововведениям можно отнести увеличение компетентных субъектов, ответственных за поддержание соответствующего состояния дорог, подъездов к зданиям, пожарных лестниц и гидрантов, резервуаров и т.д. Все эти меры предназначаются для рационализации эффективности действий пожарной бригады при возникновении экстренной ситуации (пожара).

Выполнение предписанных норм возлагается на плечи не только руководителей юридических лиц, но и всех собственников квартир и иных частных владений.

Упрощенные субсидии

Субсидия – специализированная государственная помощь, предоставляемая гражданам с нестабильным или недостаточным материальным положением для оплаты коммунальных услуг. Получить субсидию не так и просто, потребуется выполнить поставленные условия, к основным из которых относится погашение любых задолженностей по жилищным и коммунальным услугам.

Ранее система предусматривала получение соответствующей справки, содержащей сведения об отсутствии задолженностей, от самого субъекта. С 1 января текущего года ситуация кардинально изменилась. Теперь наличие долгов будет получаться уполномоченным органом через информационную систему.

Нововведение затронули не только получение субсидий, но и прекращение их действий. Чтобы отменить полагающуюся государственную помощь, компетентный орган должен получить судебное решение о том, что гражданин имеет задолженность по коммунальным услугам. Информации, поступающей из МФЦ, более недостаточно.

Мера была принята из-за появившихся случаев фабрикации задолженности у пользователей услуг, как утверждают эксперты в этих вопросах.

Всё под контролем!

1 января 2021 года вступили в силу поправки к 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов». Регламент закона затрагивает операции «купли-продажи», а также аренды объектов недвижимости. Согласно нововведениям, любые операции с недвижимостью, подразумевающие её покупку, продажу или аренду, будут надлежащим образом контролироваться.

Ранее регламент этого закона затрагивал лишь те сделки, что касались перехода права собственности на объект недвижимости. Физические лица не смогут ощутить весомую разницу: сделки, в которых фигурировали суммы свыше 3 млн рублей, тщательно контролировались государством и ранее, но граждане не замечали пристального наблюдения за собой.

Суть проблематики нововведения сокрыта в возможных вопросах к источнику дохода субъекта. Если уполномоченные органы заинтересуются суммой, фигурирующей в сделках с недвижимостью, на плечи гражданина ляжет обязанность предоставить доказательства получения средств легальным путем.

Тщательный контроль будет производиться не только за операциями купли-продажи, но и за арендой коммерческих площадей. Производимые сделки затрагивают крупные суммы, что не может остаться без пристального внимания государства.

Изменение налогов

Конец ушедшего года заполнился новыми поправками в Налоговый кодекс, одна из которых вступила в силу с 1 января нынешнего года. Речь идёт об перерасчете налогов на землю и недвижимость.

Ранее, когда производился расчет земельного налога не требовалось учитывать перемены кадастровой стоимости объекта на протяжении определенного налогового периода. Из этого следует, что кадастровая стоимость недвижимости могла уменьшаться, но размер налога не уменьшался при этом.

Сразу же в первый день наступившего года вступила в силу обновленная редакция Налогового кодекса, где было добавлено два основания, позволяющих пересчитать налог. Нововведения позволят изменить налоговую базу, и тем самым пересчитать сумму к уплате после изменения кадастровой стоимости.

Это нововведение сыграет на руку владельцам частных домов и земель, у которых кадастровая стоимость владений понижается на протяжении года.

Комплексное развитие территорий

Если рассматривать масштабные нововведение, то нельзя обойти стороной еще один закон, вступающий в силу в 2021 году. Это закон о комплексном развитии территорий.

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

  • Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
  • Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
  • Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
  • Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
  • Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.

Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.

  1. Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
  2. В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
  3. Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
  4. · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
  5. · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
  6. · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
  7. · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.

Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.

Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.

Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.

  • Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
  • Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
  • Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.

Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.

3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *