Полномочия суда в разрешении споров по правилам КАС РФ

Потребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ)существовала уже достаточно давно.

Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.

1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было.

До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли.

В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов. В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.

Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).

Возвращаясь к категориям споров, рассматривающимся в порядке, установленном КАС РФ, необходимо отметить, что законодатель разделил споры на две группы:

  • дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
  • дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

Так, к первой группе споров относятся:

  • оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
  • оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
  • оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • и иные категории споров.

Ко второй группе, соответственно, относятся споры:

  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
  • о прекращении деятельности СМИ;
  • о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
  • об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
  • о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
  • о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
  • и иные категории дел.

Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАСРФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если возникли вопросы вытекающие из административного судопроизводства, необходимо, прежде всего, обратиться к опытному адвокату в Симферополе (Крыму), специализирующемуся на данном виде правоотношений, который поможет чётко определиться с тем, чего хочет доверитель и что реально получить по результатам судебного заседания.

Мой Клиент не был включен в договор социального найма жилого помещения, его бывшая жена скрыла от Администрации г. Симферополя факт его проживания в квартире. Решением суда, Администрация г. Симферополя обязана заключить с моим доверителем договор социального найма и за ним признано бессрочное право пользования спорным жилым помещением.

Мой Клиент был признан виновным в ДТП и лишился права на возмещение убытков причиненных ему в результате ДТП. Решением суда, незаконное постановление ГИБДД о виновности моего доверителя было отменено. Теперь Клиент получит полное возмещение убытков от фактического виновника либо от страховой компании.

Бывшая невестка не «выписалась» из квартиры моей Клиентки, мотивировав это тем, что имеет право на жилье. Решением суда, ответчик была признана утратившей права пользования жилым помещением моей доверительницы и теперь квартира свободна от прав третьих лиц.

Моя Клиентка не получала пенсию в полном объеме, в связи с решением Пенсионного фонда не засчитывать ей стаж работы в СНГ по переезда в РФ. Решением суда стаж работы истицы в СНГ был засчитан, произеден перерасчет пенсии и взыскана недополученная сумма пенсии с даты ее назначения.

  • # Адвокат в Евпатории
  • # Адвокат в Ялте
  • # Адвокат в Севастополе
  • # Адвокат в Крыму

Апелляционное производство в соответствии с КАС РФ

Решение суда первой инстанции по административному спору может быть обжаловано в административном порядке по правилам, закрепленным в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Важно отметить, что обжаловать возможно только решение, которое еще не вступило в законную силу, т.е. со дня принятия решения суда первой инстанции не прошел один месяц. В противном случае стороне следует уже обращаться в кассационную инстанцию.

Обжаловать решение можно как полностью, так и в части (например, в части распределения судебных расходов между сторонами).

В период апелляционного обжалования (вне зависимости от того, обжалуется решение суда целиком или в части) решение суда не вступает в законную силу согласно абз. 2 п.

2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции». 

  • В статье 295 КАС РФ закреплен перечень лиц, которые могут обращаться с апелляционной жалобой. К ним относятся:
  • — лица, которые участвовали в деле;
  • — лица, которые в деле не участвовали, но решением суда были разрешен вопрос об их правах и обязанностях;
  • — прокурор. 

В силу сложившейся системы судоустройства судов общей юрисдикции с апелляционной жалобой или представлением можно обратиться в разные суды в зависимости от того, решение какого суда обжалуется. Например, если решение вынесено районным судом, то апелляционная жалоба рассматривается верховным судом субъекта (статья 296 КАС РФ).

Чтобы апелляционная жалоба была рассмотрена судом апелляционной инстанции, она должна подаваться через суд, решение которого обжалуется.

В статье 298 КАС РФ закреплены сроки направления апелляционной жалобы. Общий срок подачи, как было указано ранее, один месяц, однако законом закреплены и специальные сроки.

Так, жалоба на решение суда по делу об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования подаются в течение 10 дней со дня принятия такого решения; жалоба на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, подается в течение 5 дней со дня принятия решения.

Срок на подачу апелляционной жалобы можно восстановить в случае наличия уважительной причины (часть 2 статьи 302 КАС РФ).

Так, при подаче апелляционной жалобы можно в тексте заявить ходатайство о восстановлении срока и указать причины пропуска, а также приложить доказательства пропуска (например, лицо находилось на лечении в больнице, в качестве доказательства будет соответствующая справка из медицинского учреждения). 

Содержание апелляционной жалобы безусловно отличается от содержания административного иска.

Основным отличием является указание в жалобе оснований, по которым податель жалобы считает решение суда первой инстанции неправильным.

Так как по смыслу апелляционной жалобой обжалуются не действия другого лица, нарушающие наши права и свободы, а решение суда, которое нарушает права и интересы путем неправильного разрешения спора.

  1. При подготовке текста жалобы важно не просто указать на какие-то нарушения норм материального или процессуального права, а также и обосновать чем именно такие нарушения повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов непосредственно заявителя.
  2. Также при составлении апелляционной жалобы рекомендуется указывать не просто суд апелляционной инстанции, но также и конкретное структурное подразделение, рассматривающее такие жалобы (например, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ).
  3. В приложении к апелляционной жалобе должно обязательно быть решение суда, которое обжалуется.
Читайте также:  Одление субсидий на оплату жкх: как осуществляется и кому положена помощь от государства

Размер государственной пошлины, квитанция об уплате которой также обязательно прикладывается к жалобе, определяется подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.

19 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.

19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера составляет: для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6 тыс. руб.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы должна быть уплачена государственная пошлина: физическим лицом — в размере 150 руб., организацией — 3 тыс. руб. Закон допускает случаи, когда уплата пошлины может производиться в рассрочку (отсрочку) и размер пошлины уменьшаться.

КАС РФ ввел новеллу в части отправки процессуальных документов иным участникам спора.

В случае, если лицо, подающее жалобу, не обладает государственными или иными публичными полномочиями, то оно может на своему усмотрению либо самостоятельно направить сторонам по делу жалобу и прилагаемые к ней документы, либо направить в суд апелляционную жалобу и приложенные к ней документы с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. 

КАС РФ, как в прочем и АПК РФ и ГПК РФ, предусматривает основания для оставления жалобы без движения и возврата. Так, жалоба оставляется без движения в случае нарушения правил, касающихся содержания жалобы или представления жалобы в апелляционную инстанцию.

Судья в течение 5 дней (а по некоторым делам в течение 3 дней) с даты поступления жалобы выносит определение об оставлении без движения.

В тексте определения судья указывает основания, по которым жалоба оставлена без движения, а также перечень действий, необходимых для устранения таких оснований.

  • Возврат жалобы осуществляется в следующих случаях (статья 301 КАС РФ):
  • — если жалоба подано лицом, не имеющим на это право;
  • — если лицо не устранило в срок основания, ставшие причиной оставления ранее жалобы без движения;
  • — пропущен срок на апелляционное обжалование (ходатайство на восстановление срока не подавалось);
  • — если лицо, подавшее жалобу, само попросит вернуть ее (при условии, что дело не направлено в суд апелляционной инстанции).
  • Определение судьи об оставлении жалобы без движения или возврате жалобы может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.
  • В апелляционном производстве предусмотрена возможность отказаться от апелляционной жалобы (в письменной форме), иска, признать иск административным ответчиком, а также заключить соглашение о примирении сторон. 
  • КАС РФ установил предельные сроки рассмотрения апелляционных жалоб (статья 305 КАС РФ):
  • — для судов субъектов РФ и иных равных им судам – 2 месяца (срок начинает течь со дня поступления в суд апелляционной инстанции);
  • — для ВС РФ – 3 месяца (течении срока аналогично, как и судов субъектов);
  • — специальные сроки для отдельных категорий дел (5, 10 дней и другие). 

Согласно статье 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам суда первой инстанции (с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ). Жалоба рассматривается коллегиально, в составе трех судей.

В процессе апелляционного судопроизводства могут рассматриваться новые доказательства (только при условии, что они не были представлены ранее по уважительной причине), представленные сторонами, а также суд может осуществлять истребование необходимых доказательств (часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Сама процедура рассмотрения спора в апелляционной инстанции совпадает с процедурой рассмотрения спора в суде первой инстанции.

Если говорить о пределах рассмотрения спора в апелляционной инстанции, то необходимо отметить, что суд рассматривает дело в полном объеме не смотря на доводы, изложенные в жалобе (если доводы жалобы касаются лишь части обжалуемого судебного решения). Заявлять новые требования, которые не заявлялись в суде первой инстанции, можно, однако они могут не быть приняты судом (часть 3 статьи 308 КАС РФ).

  1. По результатам рассмотрения дел, суд апелляционной инстанции:
  2. — отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет решение суда первой инстанции в силе;
  3. — удовлетворяет жалобу полностью или в части и отменяет или изменяет ранее принятое судебно решение, а также принимает новое судебное решение;
  4. — предыдущее решение отменяет и направляет административное дело на новое рассмотрение;
  5. — отменяет решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу;
  6. — принимает иное решение, предусмотренное КАС РФ.
  7. Законодатель разделил основания, по которым суд осуществляет отмену или изменение решения на безусловные и остальные.
  8. К безусловным основаниям относятся (часть 1 статьи 310 КАС РФ):
  9. — рассмотрение дела в незаконном составе;
  10. — принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
  11. — отсутствие в деле протокола судебного заседания;
  12. — нарушение тайны совещания судей при принятии решения;
  13. — иные основания.
  14. К остальным основаниям закон отнес (часть 2 статьи 310 КАС РФ):
  15. — неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
  16. — недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела;
  17. — расхождение выводов суда, изложенных в решении, и обстоятельств дела;
  18. — нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (если был применен закон, который не подлежал применению и наоборот, суд неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовой позиции высших судов).
  19. Определение суда апелляционной инстанции, которым заканчивается рассмотрения дела, вступает в силу немедленно (часть 5 статьи 311 КАС РФ).

Статья подготовлена: 04.01.2017

Владислав Шелудяев,юрист Юридической фирмы «BRACE»

Производство по административному делу в суде кассационной инстанции

Административный процесс Обновлено: 21 июля 2020

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

Понятие кассационного производства по административным делам

Согласно действующему КАС РФ кассационный пересмотр административных дел, наряду с апелляционным и надзорным производствами, пересмотром по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, является одним из способов устранения судебных ошибок в административном судопроизводстве, и является его самостоятельной стадией.

Кассационное производство по административным делам — самостоятельная стадия (правоприменительный цикл) административного судопроизводства, предназначенная для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в отношении которых исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу (ст. 318 КАС РФ).

Кассационные суды (согласно КАС РФ):

  1. кассационные суды общей юрисдикции;
  2. кассационный военный суд;
  3. Судебная коллегия Верховного Суда РФ:
    • по административным делам;
    • по делам военнослужащих.

Признаки кассационного производства в административном судопроизводстве:

  1. это один из способов пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;
  2. осуществляется специальным звеном судебной системы — кассационными судами общей юрисдикции (кассационным военным судом);
  3. процессуальная задача кассационного производства — проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела;
  4. предмет кассационного производства  — судебные акты, вступившие в законную силу;
  5. необходимое основание возбуждения кассационного производства — кассационная жалоба лица, наделенного правом кассационного обжалования.

Процессуальная цель кассации в административном судопроизводстве:

  • проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела (что возможно в суде апелляционной инстанции).

Полномочия суда кассационной инстанции (ст. 329 КАС РФ):

  1. оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей;
  3. отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу;
  4. оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов;
  5. отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  6. оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.

Суд кассационной инстанции не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела;
  4. проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются;
  5. проверять законность судебных актов, которые не обжалуются.
Читайте также:  Появились новые положения о госрегистрации недвижимости

Субъекты кассационного пересмотра (ст. 318 КАС РФ):

  1. лица, участвующие в деле;
  2. другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами;
  3. Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции — если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор.

Объекты кассационного пересмотра (ст. 319 КАС РФ):

  1. в кассационном суде общей юрисдикции — апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции, а также вступившие в законную силу:
    • судебные приказы, определения мировых судей;
    • решения, апелляционные и иные определения районных судов;
    • решения и определения по административным делам, апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; 
  2. в кассационном военном суде — апелляционные и иные определения апелляционного военного суда, а также вступившие в законную силу:
    • решения и определения гарнизонных военных судов;
    • решения, апелляционные и иные определения окружных (флотских) военных судов;
  3. в Судебных коллегиях Верховного Суда РФ — вступившие в законную силу решения и определения судов, если указанные судебные акты были обжалованы в кассационном суде.

Поскольку суд кассационной инстанции в административном судопроизводстве не вправе устанавливать новые обстоятельства дела, ему предоставлено полномочие направлять дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей (ст. 328 КАС РФ).

Этапы кассационного производства по административным делам

Кассационная жалоба подается:

  1. через суд, принявший решение — на судебные акты по административным делам, указанным в п. 7 — 11 части 1 ст. 20 КАС РФ;
  2. непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда РФ — на судебные акты по административным делам, подсудным районным судам и гарнизонным военным судам, а также по административным делам, указанным в п. 1-6, 12-15 части 1, части 2 ст. 20 КАС РФ.

Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы могут быть поданы:

  • в письменной форме лицом, подающим жалобу, или его уполномоченным на подписание жалобы представителем, либо
  • посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Подробнее о кассационной жалобе

Содержание кассационной жалобы:

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства и процессуальное положение в административном деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;
  4. указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;
  5. номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;
  6. указание на то, в чем, по мнению лица, подавшего жалобу, представление, состоят основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов;
  7. просьбу лица, подающего жалобу, представление.

В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя. Кассационное представление должно быть подписано прокурором.

  • К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.
  • Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
  • К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.
  • Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы могут быть поданы в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок подачи кассационной жалобы по административному делу

Срок подачи кассационной жалобы по административному делу

КАС РФ устанавливает единый шестимесячный срок для кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных актов, и подача кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации после обжалования судебных актов в кассационный суд общей юрисдикции не влечет его исчисление заново (ч. 2 ст. 318 КАС РФ).

Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, иного определения суда апелляционной инстанции, вынесения судебного приказа, определения об утверждении соглашения о примирении и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока.

Если после вынесения апелляционного определения суд апелляционной инстанции рассмотрит апелляционные жалобу, представление, поступившие от других лиц, которым был восстановлен срок подачи апелляционных жалобы, представления, шестимесячный срок для обжалования вступивших в законную силу судебных актов следует исчислять со дня, следующего за днем вынесения последнего апелляционного определения.

Срок подачи кассационных жалобы, представления не считается пропущенным, если они были сданы в организацию почтовой связи либо поданы посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до двадцати четырех часов последнего дня срока.

В этом случае дата подачи кассационных жалобы, представления определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием документов (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции, распечатка с официального сайта почтовой организации об отслеживании почтового отправления, уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов, и т.п.).

Срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационных жалобы, представления исключается из указанного выше шестимесячного срока.

Если кассационные жалоба, представление были возвращены без рассмотрения по основаниям, указанным в ст. 321 КАС РФ, то время, в течение которого решался вопрос о возвращении жалобы, представления, не подлежит исключению при подсчете шестимесячного срока.

Согласно ст.

318 КАС РФ срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции при условии что обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев:

  1. со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или
  2. если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, — со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
  1. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления подается вместе с соответствующими жалобой, представлением и рассматривается судьей суда кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 КАС РФ.
  2. К указанным выше уважительным обстоятельствам, в частности, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжело больным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
  3. Определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления в кассационный суд общей юрисдикции и (или) об отказе в его восстановлении может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела.

Кассационные жалоба, представление, поданные на вступившие в законную силу судебные акты в кассационный суд общей юрисдикции, при отсутствии оснований для их возвращения в течение 20 дней со дня поступления передаются для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. При этом судья кассационного суда общей юрисдикции вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или ходатайстве.

Читайте также:  Срок годности автомобильной аптечки: условия ее хранения, время службы и эксплуатации входящих в состав средств, а также что должно быть в наборе?

Суд кассационной инстанции направляет лицам, участвующим в деле:

  1. копии определения, содержащего информацию о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции;
  2. копии кассационных жалобы, представления.

Время рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом.

  • Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.
  • Кассационные жалоба, представление рассматриваются в судебном заседании суда кассационной инстанции с заслушиванием доклада судьи этого суда, участвующего в рассмотрении административного дела.
  • В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационную жалобу, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом.

Элементы основания возбуждения кассационного производства

Элементы основания возбуждения кассационного производства:

  1. подача кассационной жалобы;
  2. наличие у заявителя жалобы статуса субъекта пересмотра — лица, наделенного правом кассационного обжалования;
  3. существование объекта пересмотра — судебного акта, подлежащего кассационному пересмотру (включая вступление его в законную силу);
  4. соблюдение условий обжалования — требований к форме и содержанию кассационной жалобы, срока ее подачи или обращения за восстановлением пропущенного срока, порядка подачи жалобы.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 КАС РФ, а именно:

Роль суда в административном производстве

Следующей рассмотренной особенностью нового административного производства будет роль суда в ходе рассмотрения административного дела.

Поскольку сущность административного судопроизводства состоит не столько в споре о каком-либо праве, сколько в осуществлении судебного контроля деятельности органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих.

Поэтому суд на данный момент принимает более активное участие в доказательственной деятельности. Обратившись к нормам, регулирующим процессуальные полномочия суда, мы можем заметить явную тенденцию к укреплению роли суда в административном разбирательстве.

Основной особенностью положения суда в административном процессе является его полномочие выходить за рамки доводов, заявленных сторонами, то есть он вправе по собственной инициативе возобновить производство по делу, если посчитает необходимым выяснить новые обстоятельства или исследовать новые доказательства, имеющие значение для рассмотрения административного дела (ст. 178 КАС РФ).

Данная норма вызвала критику среди процессуалистов, поскольку она дает суду почву для злоупотреблений и не предусматривает право сторон возражать против таких решений. Также свидетельством расширения полномочий суда в административном судопроизводстве, по сравнению с гражданским и арбитражным процессом, может служить ст.

121 КАС РФ, согласно которой суд правомочен по собственной инициативе признать явку одной из сторон обязательной. Этот документ представляет собой оформленное в письменной форме обязательство своевременно являться по вызову суда в судебное заседание.

Отказ от исполнения такого обязательства влечет последствия в виде мер процессуального принуждения, а именно привод или наложение судебного штрафа (ст.ст. 120, 122 КАС РФ). Возможность применения обязательства о явке в ГПК РФ и АПК РФ не предусмотрена.

Введение мер процессуального принуждения в административный процесс, основой которого было обычное гражданское судопроизводство, является новеллой в законодательстве, что опять же подчеркивает тенденцию закрепления более активной роли суда, так как судебное разбирательство может осуществляться гораздо более эффективно, чем ранее.

Изменение претерпели и нормы, касающиеся состава суда при рассмотрении административного дела. Так, согласно КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в первой инстанции коллегией из трех судей на основании мотивированного определения суда в связи с его особой сложностью.

В ГПК и АПК РФ, по общему правилу, в первой инстанции дело рассматривается судьей единолично, за исключением отдельной категории дел, которая в обязательном порядке должна рассматриваться коллегией судей. В КАС РФ также перечислены категории дел, которые рассматриваются коллегией из трех судей в обязательном порядке.

Перечень таких дел является исчерпывающим и закреплен в ст. 29 КАС РФ.

Занимательной особенность, на мой взгляд, является регламентация порядка в судебном заседании. Ст. 144 КАС РФ устанавливает за участниками судебного разбирательства обязанность обращаться к суду «Уважаемый суд», а к судье – «Ваша честь». ГПК и АПК нормативно закрепляют лишь обязанность участников судопроизводства обращаться к суду «Уважаемый суд».

Обязанность обращения к судье «Ваша честь» в ГПК И АПК отсутствует. На первый взгляд, незначительная особенность. Но ст. 257 УПК РФ устанавливает точно такую же обязанность участников обращаться к суду и судьям.

В подобном ходе законодателя можно увидеть некоторую властность, которой был наделен суд, что несомненно подчеркивает статус суда при осуществлении его роли в судебном процессе.

Еще одним инструментом для осуществления своей роли судом является возможность применения судом мер процессуального принуждения, которая отсутствовала в обычном гражданском судопроизводстве.

Данными полномочиями суд наделен в целях поддержания порядка в судебном заседании, а также для устранения препятствий к осуществлению административного судопроизводства.

КАС РФ предусматривает 6 мер процессуального принуждения, новыми среди них являются ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова, а также обязательство о явке.

Размеры судебных штрафов, наложению которых подвергались участники процесса, значительно повышаются (от 5 до 100 тыс. рублей), а также увеличивается число случаев, в которых суд может наложить штраф. Особо стоит отметить, что при неявке без уважительной причины лиц, чья явка обязательна, суд обязан в силу закона наложить штраф (ч. 3 ст. 150 КАС РФ).

Вышеперечисленные полномочия суда при осуществлении административного судопроизводства введены законодателем для достижения цели данного производства, а именно произведение судебного контроля властеотношений, в ходе которых могут нарушаться права или законные интересы граждан.

Заключение

В данной работе были рассмотрены различные особенности административного судопроизводства, которое на данный момент регулируется Кодексом Административного судопроизводства. Пункт 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации говорит, что правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Все виды судопроизводства, кроме административного, были представлены в судебной системе РФ до введения КАС РФ. Но административное производство не было представлено как обособленный, самостоятельный вид.

Перечисленные в данной работе особенности позволяют говорить о том, что в системе Российского судопроизводства наконец-то появился порядок рассмотрения дел, который гарантирует осуществление данного вида судопроизводства. Нормы КАС РФ, которые регламентируют административный процесс, четко устанавливают различные процедуры осуществления административного правосудия.

Появился новый институт обращения в суд по делам, вытекающим из публичных правоотношений (административное исковое заявление), установлены принципы административного судопроизводства, которые во много повторяют принципы гражданского судопроизводства, но в то же время имеют некоторые отличия.

Например, принцип состязательности в административном процессе несколько отличается от гражданского, бремя доказывания распределяется с учетом особенностей, которые были выше описаны. Принцип законности и справедливости заключается не только в защите прав и законных интересов граждан, но и в осуществлении судебного контроля действий властных субъектов.

Процессуальные сроки также отличаются от гражданско-процессуальных, теперь производство по делам осуществляется в более сжатые сроки, что может гарантировать гражданам разрешение вопроса о защите их прав и законных интересов в разумные сроки, производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений более не будут затягиваться на продолжительные сроки.

Административное производство гарантирует быстрое и четкое реагирование со стороны судебной ветви власти при осуществлении защиты прав граждан посредством контроля действий носителей власти. Наделение суда более широким спектром полномочий по поддержанию порядка и устранению препятствий в ходе осуществления административного правосудия также не может не сказаться на разрешении споров, вытекающих из отношений частных и публичных субъектов.

Подводя итог можно сказать, что законодатель сформировал новый вид судебного производства, который хоть и осуществляется в рамках деятельности судов общей юрисдикции, но призван решать проблемы, возникающие из рассматриваемых властеотношений.

Точно неизвестно, каким образом введение КАС РФ поменяет существующую практику правоприменения, но можно сказать с уверенностью, что данные законодательные новеллы принесут порядок в разрешение споров, вытекающих из публичных правоотношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *