Появились новые положения о госрегистрации недвижимости

22.04.2021
 3693

Появились новые положения о госрегистрации недвижимости duma.gov.ru

Госдума приняла в окончательном третьем чтении закон, которым вносится ряд существенных изменений и дополнений в процедуру государственной регистрации недвижимости и кадастрового учета. Поправки разработаны Росреестром.

Документ содержит несколько десятков изменений, которые упростят проведение учетно-регистрационных действий. Так, вводится платный выездной прием представителей МФЦ и Росреестра для решения вопросов по регистрации прав и кадастровому учету. Для ветеранов и инвалидов ВОВ, инвалидов I и II групп и некоторых других категорий граждан услуга будет бесплатной.

Предусмотрено расширение функционала личного кабинета правообладателя на сайте Росреестра.

Через кабинет можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Появится новый сервис — «Конструктор договоров», с помощью которого можно будет сформировать договор в зависимости от ситуации (например, купли-продажи, купли-продажи с ипотекой, дарения и т. д.).

Уточняются нормы по борьбе с сайтами-двойниками. Не допускается создание сайтов, приложений для смартфонов, посредством которых предоставляются сведения, имитирующие выписки из ЕГРН.

Появились новые положения о госрегистрации недвижимости

Большой блок изменений касается вопросов кадастрового учета. Как уточняет пресс-служба ГД, вводится возможность согласования границ земельного участка в электронном виде при условии наличия электронной подписи у всех участников.

Одновременно кадастровый учет и регистрация прав смогут осуществляться по заявлению нотариуса, если право на объект недвижимости возникло на основании нотариально удостоверенной сделки, в результате которой образован новый объект недвижимости.

Дополнительным основанием для осуществления кадастрового учета или регистрации прав будут являться решения третейских судов.

Нормативно закрепляются пределы проведения государственными регистраторами правовой экспертизы при государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве. Новеллы направлены на защиту от порой необоснованных решений госрегистраторов о приостановлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав.

Не будет являться основанием для приостановления кадастрового учета или регистрации права на объект незавершенного строительства окончание срока договора аренды или безвозмездного пользования в отношении земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости.

Также законом предусматривается возможность проведения государственной регистрации договора аренды части здания — без представления технического плана в отношении части такого здания.

SRG в СМИ

Появились новые положения о госрегистрации недвижимости            
  • Михаил Прихожан, юрист направления «Юридическая практика» Группа компаний SRG 
  • Федеральный Закон «О государственной регистрации недвижимости» вносит изменения в существующую систему государственной регистрации и кадастрового учета объектов недвижимости, большинство из которых вступят в силу с 1 января 2017 г.
  • Главной новацией станет объединение в одно целое имеющейся системы государственного кадастрового учета недвижимости, которую ведет ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», с системой государственной регистрации прав Росреестра. 

Для реализации этой задачи Законом предусмотрено создание Единого государственного реестра недвижимости, в котором будут содержаться сведения о характеристиках объектов (ГКН), который ведет Кадастровая палата и сведения о регистрации прав на них (ЕГРН), который ведет Росреестр. Предполагается, что в отличие от существующего режима ведения кадастра и реестра, который осуществляется как в электронном, так и бумажном формате, причем последний имеет приоритет, новый реестр будет вестись в электронном виде

Исключением станут реестровые дела, которые будут храниться на бумаге. В них будут содержаться заявления, оформленные в простой письменной форме и документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, местного самоуправления и архивах.

Очевидно, что объединение двух систем – кадастра и реестра не пройдет безболезненно в связи с необходимостью соединения большого массива данных. Ранее имевшаяся практика передачи данных из одних информационных систем в другие подтверждает эти негативные опасения.

Так, в 2012 году при формировании сведений государственного кадастра недвижимости об объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости переносились данные из органов технической инвентаризации. В этой работе допускалось большое количество технических ошибок в части сведений о площадях и иных характеристик объектов.

Последствия этого ощущаются до сих пор при взаимодействии с государственным кадастром недвижимости. 

Периодически выявляются ошибки в виде случаев задвоения кадастрового учета объектов недвижимости, некорректных сведений об объектах и др. Не приходится ждать, что перенос данных в единый реестр пройдет гладко. 

Следует готовиться к тому, что в процессе передачи данных часть информации будет искажена или утеряна. По завершению процесса объединения всех данных в единый информационный массив правообладателям не лишним будет запросить выписку из единого государственного реестра недвижимости в целях проверки на наличие возможных ошибок.

Согласно новому Закону вопросы проведения кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на нее перейдут в исключительное ведение Росреестра

Законом особо отмечено, что данные полномочия не могут быть переданы подведомственным Росреестру федеральным государственным бюджетным учреждениям. То есть существующий ныне порядок ведения государственного кадастра недвижимости, которым занимаются подведомственные Росреестру Федеральное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата, будет упразднен.

Однако следует отметить, что за кадастровой палатой сохранятся полномочия по приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, а также по выдаче документов по итогам проведения государственной регистрации. 

При этом кадастровая палата будет исполнять данную функцию лишь технически, а полномочия по проверке и анализу документов для принятия решения о государственной регистрации останутся в исключительном ведении Росреестра. При этом вопросы ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также предоставление сведений из него могут быть переданы в ведение кадастровой палаты.

Законом предусмотрена возможность передачи всех полномочий Росреестра органу исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании Постановлений Правительства Российской Федерации. 

При этом после принятия решения о передаче указанных полномочий орган исполнительной власти субъекта будет считаться органом регистрации прав. 

Данная норма может стать основанием для возвращения во времена, когда отсутствовал единый орган регистрации прав и регистрацией прав занимались регионы.

Недостатками существовавшей тогда системы было отсутствие четкой нормативной базы, тогда у каждого из регионов были свои требования к проведению государственной регистрации.

Конечно, сегодня появилось достаточное количество нормативных актов, регулирующих данную сферу, однако полностью исключать возможности злоупотреблений на местах невозможно. 

Введение данной нормы обусловлено необходимостью сокращения расходов федерального бюджета. Принятие решений о передаче данных полномочий можно будет ожидать уже в ближайшей перспективе. В итоге только практика покажет, насколько эффективна будет реализация данных норм.

Согласно новому Закону при отсутствии сведений об объекте в едином государственном реестре недвижимости предполагается введение единой процедуры постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и госрегистрации прав на них. Так, учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

  • при создании объекта недвижимости;
  • образовании объекта недвижимости (за исключением случаев изъятия земельного участка или объекта недвижимости  для государственных и муниципальных нужд);
  • прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
  • образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Эта новация упростит жизнь собственникам объектов имущества, которым теперь не нужно будет подавать отдельные заявления для проведения государственной регистрации прав.

Закон также сохранил порядок проведения государственной регистрации прав без одновременной постановки объектов на кадастровый учет. Это касается объектов, сведения о которых уже имеются в государственном кадастре недвижимости.

В тоже время Законом определены случаи, при которых государственный кадастровый учет будет осуществляться без одновременного проведения госрегистрации прав на объект. Такое проведение учета возможно в следующих случаях:

  • создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства, связанного с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
  • прекращение существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
  • в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН;
  • в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;
  • в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд и ряд других.

Относя случаи раздельного проведения процедур учета и госрегистрации к числу исключительных, законодатель рассчитывает, что со временем в отношении большинства объектов данные процедуры будут проходить одновременно.

Учитывая, что Законом была введена возможность одновременного и раздельного проведения процедур кадастрового учета и регистрации прав, был также уточнен круг лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них.

Также положениями Закона установлено, что собственник земельного участка при кадастровом учете и государственной регистрации прав может подать заявление о госрегистрации на созданное или создаваемое им на этом участке: здание, сооружение, объект незавершенного строительства либо единый недвижимый комплекс. Такое заявление может подать и сам собственник здания, сооружения, объекта незавершенного строительства либо единого недвижимого комплекса в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, а в некоторых случаях, установленных Законом, даже кадастровый инженер и ряд других лиц. Эти новации значительно ограничат круг лиц, которые могут подать заявление о проведении кадастрового учета, что несколько усложнит процедуру постановки на учет, так как сейчас заявление может подавать любое лицо.

Новшеством Закона является то, что теперь в отличие от фактически существующего порядка подачи заявления только в территориальный орган Росреестра по месту нахождения имущества, такое заявление можно будет подать в любое подразделение Росреестра (в том числе направить документы почтой) или в любом многофункциональном центре госуслуг. Вся информация об этом будет размещена на сайте Росреестра.

К числу новаций также можно отнести то, что Законом закрепляется отмена требований об обязательном предоставлении учредительных документов юридических лиц. Росреестр их будет запрашивать самостоятельно посредством межведомственного взаимодействия, сейчас же представление указанных документов является обязательным.

Читайте также:  Подпись в товарной накладной принадлежит неуполномоченному лицу

Интересным нововведением является то, что Закон установил единственный случай отказа в прием документов, только если невозможно установить личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

В настоящее время согласно Закону о государственном кадастре недвижимости отказ в приеме документов не предусмотрен, а Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — запрещен.

В целом данная норма не слишком изменит существующее положение вещей.

Новым Законом сокращены общие сроки осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав: в случае проведения кадастрового учета – до 5 рабочих дней; в случае госрегистрации прав – до 7 рабочих дней, а при одновременном проведении обеих процедур – до 10 рабочих дней. Предусмотрено, что в случае направления документов через МФЦ сроки будут увеличены на 2 рабочих дня. Для сравнения, сейчас срок проведения как кадастрового учета, так и госрегистрации прав составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры.

Однако сроки приостановления государственной регистрации Закон увеличил с одного до трех месяцев по решению государственного регистратора и с трех до шести месяцев по инициативе заявителя.

При этом срок приостановления кадастрового учета остался без изменений.

Учитывая изложенное, на практике следует ожидать, что сроки проведения государственной регистрации и государственного учета не претерпят существенных корректировок.

Также Законом предусмотрено, что в некоторых случаях изменения в сведения ЕГРН будут вноситься без участия правообладателя на основании актов органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Наиболее важными станут: сведения о виде разрешенного использования объекта, категории земельного участка, сведения о кадастровой стоимости и о статусе помещения (жилое или нежилое).

На практике для многих собственников объектов это создает существенные проблемы, потому что информирование правообладателей объектов о таких изменениях не всегда осуществляется своевременно.

Например, на основании акта проверки Госинспекции по недвижимости вид разрешенного использования земельного участка был изменен с промышленного на торговое без ведома арендатора. Это в свою очередь привело к увеличению кадастровой стоимости участка, от которой по условиям договора аренды исчисляется арендная плата. А собственник не смог оперативно принять меры по оспариванию кадастровой стоимости и оптимизации арендной платы.

Следует отметить, что Закон не содержит положений о признании действующих законов утратившими силу или о внесении в них изменений, этот вопрос решается в рамках иных Законов. Так, с 1 января 2020 года Федеральным Законом от 03.07.

2016 N 361-ФЗ определено признание утратившим силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Закон о кадастре в свою очередь остается действующим за исключением части статей, которые с 2017 года признаются недействительными.

Очевидно, что данный Закон не является заключительным и по данному вопросу можно ожидать выхода иных нормативных актов.

В целом новый Закон не принесет значительных изменений.

Подавляющая часть его положений является техническим объединением Закона о государственном кадастре недвижимости и Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним со многими недостатками присущими данным Законам.

Очевидно, практика применения Закона не будет простой, ввиду указанных недостатков, однако будем надеяться, что все же новый Закон позволит улучшить положение дел в области государственной регистрации прав и проведения государственного кадастрового учета.

Вернуться в раздел

Изменения в ФЗ № 218 о государственной регистрации в 2018 году

Появились новые положения о госрегистрации недвижимости

Получите бесплатную консультацию юриста!

В ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было внесено немало изменений, касающихся всех граждан. О них и пойдет речь в данном материале.

Начнем с того, что интересует автолюбителей — машино-местах в паркинге. Согласно последним изменениям, машино-место стало полноправным объектом недвижимости, которое можно продавать, завещать, сдавать и распоряжаться иным образом. Ранее машино-место считалось частью общедомового имущества и могло находиться только в долевой собственности граждан.

Если вы являетесь собственником доли, вы можете выделить ее в натуре. Для этого потребуется определить границы машино-места в паркинге, а затем поставить его на кадастровый учет. Если вы не знакомы со всеми юридическими тонкостями данных процедур, вы можете воспользоваться помощью юриста по недвижимости.

Важно! С 2017 года вы можете поставить недвижимость на кадастровый учет и провести регистрацию прав собственности на недвижимость одновременно в Росреестре. Это изменение позволит гражданам сэкономить немало сил и времени.

Еще одно изменение касается места подачи заявления на регистрацию прав на недвижимость. Если ранее это можно было сделать в подразделении по месту расположения недвижимого объекта, то теперь гражданин вправе обратиться с бумагами в любое отделение Росреестра, Кадастровой палаты или МФЦ. Отказ сотрудников в приеме документов недопустим.

Можно отметить, что изменения в законе о госрегистрации недвижимости предполагают, что лицо может направить соответствующие бумаги:

  • лично;
  • по почте;
  • через электронные порталы госуслуг или Росреестра.

Изменения в ФЗ № 218 , касающиеся процедуры регистрации

Изменения в регистрации недвижимости касаются и процедурных моментов. Так, представители Росреестра или МФЦ могут отказать обратившемуся в предоставлении услуги, или лицо не предъявило удостоверяющих личность документов, в частности, паспорт.

Изменению подверглись также основания, по которым все поданные бумаги могут быть возвращены заявителю. Например, добавились следующие основания:

  • электронное заявление не соответствует установленным стандартам;
  • в бумажном заявлении присутствуют зачеркивания, исправления, либо сам документ поврежден;
  • в заявлении отсутствует подпись обратившегося лица.

Как было сказано ранее, теперь граждане могут одновременно поставить недвижимость на кадастровый учет и зарегистрировать свои права на нее. В каких же случаях это возможно?

  1. Постройка нового жилья, выдел долей.
  2. Прекращение существования недвижимого имущества, сведения о котором находятся в реестре.
  3. Появление или прекращение части недвижимых активов с ограничением прав или обременением.

Кадастровый учет оформляется без одновременной госрегистрации, если:

  1. У субъекта есть разрешение на ввод в эксплуатацию недвижимого объекта.
  2. 2.Недвижимый объект, не зарегистрированный официально, прекратил свое существование.
  3. Гражданину нужно уточнить характеристики недвижимого объекта.

Важно! Возможны ситуации, когда кадастровый учет и госрегистрацию нужно проводить раздельно. О таких случаях вы можете узнать на консультации у специалистов общественной организации «Правовой Петербург».

Новые сроки регистрации недвижимости

Изменения коснулись также сроков регистрации прав на недвижимость. Новые сроки таковы:

  • 7 суток, если заявление подается в Росреестр;
  • 9 суток, если заявление подается в МФЦ;
  • 10 суток, если требуется провести госрегистрацию и кадастровый учет, и заявление подано в регистрирующий орган;
  • 12 суток, если требуется провести госрегистрацию и кадастровый учет, и заявление подано в МФЦ.

Для кадастрового учета:

  • 5 суток, если заявление подавалось в Росреестр;
  • 7 суток, если заявление подавалось в МФЦ;

Во всех случаях речь идет о рабочих, а не календарных днях.

Кроме того, изменения есть и в сроках госрегистрации ипотечных договоров на землю, машино-места и нежилые объекты. Новые сроки таковы:

  • 7 суток, если заявление подается в Росреестр;
  • 3 суток, если документы удостоверены нотариусом;
  • 1 сутки, если документы в электронном виде.

Напомним, что ранее срок предоставления регистрационных услуг по ипотеке указанных выше объектов достигал 15 суток.

Что касается регистрации ипотеки жилья, то срок остался прежним — 5 суток. Если гражданин решил обратиться в МФЦ, то этот срок увеличивается на 2 дня.

Изменение в ФЗ № 218 — Росреестр получил больше прав

Есть еще одно интересное изменение в ФЗ № 218, о котором следует знать всем владельцам недвижимости. По новым правилам, Росреестр может вносить данные в свой реестр без участия собственника, если к нему поступит соответствующая информация.

Например, нотариус может сообщить о выдаче наследственного свидетельства на недвижимый актив, судебный орган — о наложении ареста. Путем межведомственного обмена информацией Росреестр сможет довольно оперативно корректировать свои данные.

Важно! Изменив соответствующую информацию в реестре, Росреестр должен уведомить об этом собственника имущества.

Изменения в регистрации недвижимости с 2018 года: основания приостановления госрегистрации

В обновленном законе расширен перечень оснований для приостановки кадастрового и государственного учета. Всего в нем насчитывается 55 оснований. К примеру, появились основания для приостановки кадастрового и государственного учета в отношении машино-места. Одним из оснований является несоответствие размера машино-места установленным стандартам площади.

По другим, не перечисленным в Законе причинам, регистрация не может быть приостановлена.

Вместе с тем, возможна временная приостановка учета и регистрации. Их сроки составляют:

  • 3 месяца, если инициатива исходила от Росреестра;
  • 6 месяцев, если инициатива исходила от физлица (приостановка по его желанию возможна только раз).

Важно! Обо всех основаниях приостановки регистрации и учета вы можете узнать на приеме у адвоката по недвижимости.

Читайте также:  Увольнение по-английски. В каких случаях британский суд будет руководствоваться не законом, а принципом разумности

Хотите получить более развернутую информацию? Звоните нам по телефону +7(812)603-72-21, или пишите на страницу «Консультация юриста онлайн».

Росреестр разъяснил изменения закона «О государственной регистрации недвижимости»

Как ранее сообщал D-Russia.ru, президент России подписал закон, направленный на упрощение оформления сделок с недвижимостью; в среду Росреестр выступил с разъяснениями особенностей применения нового закона.

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский отметил, что поправки призваны повысить качество и доступность услуг ведомства, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов. Подготовленные изменения позволят также сделать более прозрачной работу государственных регистраторов.

Законом установлен конкретный срок – три дня, когда регистратор обязан рассмотреть дополнительно представленные документы для снятия приостановления. В течение трех дней регистратор будет обязан в силу решения суда зарегистрировать право. Ранее заявитель сам должен был подать заявление и оплатить госпошлину.

Упрощение оформления сделок с органами власти, «Личный кабинет правообладателя», расширение функционала «Личного кабинета кадастрового инженера»

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

Документ также определяет понятие «Личный кабинет правообладателя», посредством которого без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно подать документы для:

  • уточнения границ земельных участков;
  • учета и регистрации прав на жилые и садовые дома;
  • учета и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;
  • внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости действий.

Законом предусматривается расширение функционала «Личного кабинета кадастрового инженера». В частности, кадастровые инженеры будут уведомляться о принятых органом регистрации прав решениях на основании подготовленных ими документов.

Кадастровые инженеры будут вправе направлять запросы о предоставлении сведений и информации, необходимых для выполнения ими кадастровых работ, в государственные информационные системы, содержащие сведения, которые могут быть получены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Закон также наделяет кадастрового инженера полномочиями по подаче документов для осуществления учетно-регистрационных действий без доверенности на основании договора подряда.

Цифровизация и проект «Стоп-бумага»

Закон позволит реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации. Проект является одной из составляющих цифровой трансформации и позволит увеличить скорость предоставления государственных услуг.

  • «Стоп-бумага» не только решит судьбу накопленных бумажных документов, но и изменит порядок приема новых документов – закон предусматривает, что все представляемые на бумажных носителях (в МФЦ, посредством почтовой связи) документы будут возвращаться заявителям после их перевода в электронный вид и проведения на их основании учетно-регистрационных действий.
  • В электронном виде будет осуществляться и ведение реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов) на бумажном носителе после перевода содержащихся в них документов в электронную форму и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.
  • Данный подход позволит исключить необходимость создания новых архивных площадей и изыскания источников для финансирования расходов на их содержание, оптимизировать архивные площади.
  • Выездной прием
  • Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учетно-регистрационных действий как выездной прием.

«Правительство сделает эту процедуру ещё более доступной. Теперь можно будет оформить и выездной приём представителей МФЦ и Росреестра.

Это позволит оперативно решать вопросы кадастрового учёта, регистрации прав на недвижимость.

А ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды смогут воспользоваться выездным приёмом для оформления документов на дому бесплатно», – сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин.

  1. Выездной прием осуществляется без взимания платы для следующих категорий граждан-заявителей: ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп при предъявлении ими соответствующих документов.
  2. Услуга по выездному приему заявлений осуществляется Кадастровой палатой Росреестра.
  3. Заявитель может обратиться по вопросу получения услуги и получить консультацию любым удобным способом:
  • по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра 8 (800) 100-34-34;
  • в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по соответствующему субъекту Российской Федерации;
  • посредством почтового обращения;
  • по электронной почте;
  • в офисах приема-выдачи документов.
  • Выездной прием также осуществляют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), порядок предоставления услуги и размеры платы определяют субъекты РФ.
  • В целях получения документов по результатам госуслуг, оказываемых Росреестром, можно воспользоваться курьерской доставкой.
  • Курьерскую доставку так же, как и выездной прием, осуществляет Кадастровая палата Росреестра и МФЦ.
  • Сокращение сроков регистрации ДДУ

После вступления закона в силу сроки регистрации первого договора долевого участия в строительстве (ДДУ) остались прежними, а последующих – сократились на два дня и составляют семь рабочих дней, если документы подавались в МФЦ на бумажном носителе, и три для, если документы подавались в электронной форме. В настоящее время регистрация ДДУ занимает до девяти рабочих дней со дня поступления документов в МФЦ – как для первого участника долевого строительства, так и для последующих.

Кроме того, документ устанавливает пределы правовой экспертизы при осуществлении государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома или иного объекта недвижимости.

Согласно закону, проверка законности выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство, а также проверка соответствия сведений, содержащихся в проектной декларации или плане создаваемого многоквартирного дома, сведениям, указанным в проектной документации органом регистрации прав не будет осуществляться.

Президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казанец отметил, что изменения положительно повлияют на отрасль в целом.

«Нововведение направлено на оптимизацию взаимодействия между застройщиком и Росреестром, что так или иначе может отражаться на темпах строительства. Мы также приветствуем инициативу исключения задвоенности проверочных мероприятий, например, проверки акта одного государственного органа проверяющими из другого органа», – сообщил Казинец.

Запрет сайтов-двойников

Закон предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

ФКП Росреестра может выступать исполнителем кадастровых и землеустроительных работ

Закон в числе прочего предусматривает право Федеральной кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра») в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выполнять кадастровые и землеустроительные работы.

Предлагаемый подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определению границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации.

Закон вступил в силу с 30 апреля, но для многих положений предусмотрен отложенный срок вступления в силу.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

C 1 января 2017 г. вступает в силу федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Он вносит принципиальные изменения в сфере регистрации прав и кадастрового учета.

Основные изменение таковы: создается Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), объединяющий ныне действующие Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственный реестр недвижимости (ГКН).

Выписка из ЕГРН с 1 января будет главным документом, подтверждающим право собственности гражданина на недвижимость.

Также с января документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости можно сдавать в любом подразделении Росреестра или МФЦ, независимо от того, где расположен объект недвижимости.

Сокращаются сроки: при подаче заявления в Росреестр кадастровый учет и регистрация прав будут выполнены одновременно в течение 10 дней. В случае необходимости получения одной из услуг на регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет – не более пяти дней.

Собственники машино-мест смогут регистрировать свои права на них в обычном для остальных объектов недвижимости порядке. У объектов недвижимости появляется история – в реестре будут сохраняться все операции по нему, данные можно получить в одной выписке. Введена новая услуга – доставка документов курьером.

Как и со всяким новым законом, следует ожидать небольшую неразбериху в начале его применения, но в целом благодаря нововведениям процедура регистрации недвижимости и постановки ее на кадастровый учет должна стать проще и удобнее.

Объединение двух баз данных в один реестр вызывает легкое волнение, поскольку сведения по объектам не всегда совпадают. Расхождения могут касаться кадастрового номера, площади, адреса объекта и т. д. Также вызывает опасение вопрос, связанный с ведением ЕГРН в электронном виде.

Мошенники есть и будут. Полный переход на электронное ведение реестра способен привлечь хакеров и создать новые угрозы для владельцев недвижимости.

Ведь любые новшества открывают не только новые возможности для добропорядочных людей, но и приносят новые угрозы, которые могут быть использованы для кражи и фальсификации данных.

Но главная проблема в другом: наш реестр продолжает сохранять условие о том, что зарегистрированное право может быть оспорено. И получается, что оно может быть оспорено всегда, нет ситуации, когда зарегистрированное право – это действительно объективно существующее неоспоримое право. То есть полагаться на него в гражданском обороте все равно нужно «с оглядкой» на оспоримость.

В Англии, например, каждый может внести запись в реестр в отношении недвижимости. Если по истечении 12 лет его никто не оспорил, то право становится «вечным», «неоспоримым». Это и создает стабильность гражданского оборота. Нужно прекратить практику истребования у добросовестного владельца (приобретателя) во всех случаях, а пострадавшей стороне только выплачивать возмещение.

В законе не полностью решен вопрос об ответственности в том случае, если кто-то добросовестно полагался на записи реестра.

Читайте также:  Предъявление встречного иска. Что важно не упустить во избежание оставления иска без рассмотрения

Например, если сделка по продаже квартиры или дома должна быть аннулирована, а для добросовестного приобретателя данное жилье является единственным, то ему положена однократная компенсация за счет казны РФ, но не более одного миллиона.

Пострадавшей стороне придется сначала долго помытарится по судам, выискивая надлежащего компенсатора. Потому что компенсация может быть выплачена только при условии вступления в законную силу решения суда о невозможности получения возмещения от третьих лиц.

Например, в случае смерти должника-гражданина или в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. Что делать дальше добросовестному приобретателю с данной компенсацией? Разве сможет он обеспечить себя новым жильем?

Надо отметить, что в законе о недвижимости есть мелкие хитрости. Например, сроки регистрационных действий сокращены, а сроки для приостановки увеличены.

Процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав могут быть приостановлены на три месяца по решению государственного регистратора, на шесть месяцев – по инициативе заявителя. Среди оснований для приостановки – непредставление документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.

А основания приостановки потом являются основаниями отказа. Получается, что можно получить отказ на законных основаниях из-за некомпетентности уполномоченного органа. Опять заявитель в проигрыше.

Выписка из ЕГРН с 1 января 2017 г. будет главным документом, подтверждающим право собственности на недвижимость. Стоит помнить, что сведения ЕГРН являются актуальными только на момент их предоставления из реестра.

Это важное уточнение в законе о недвижимости, поскольку уже в день выдачи документа сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться.

То есть при совершении сделки обязательно надо запрашивать выписку о правах и обременениях и сопоставлять периоды получения выписки из ЕГРН с датой подписания договора.

Если выписка выдана месяц назад, риск при заключении сделки повышается, потому что в течение короткого времени информация о недвижимости может измениться: на недвижимость может быть наложен арест, заключен договор об ипотеке, заявитель может попасть в процедуру оспаривания его права в судебном порядке.

Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в закон о государственной регистрации недвижимости | Последние новости

  • Москва, 21 июля 2020 года, — Госдума России приняла в первом чтении проект федерального закона №962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)».
  • Законопроект направлен на совершенствование регулирования государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и их государственного кадастрового учета и содержит несколько десятков изменений, которые упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.
  • Как ранее сообщала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, положения законопроекта сформированы исключительно по результатам анализа правоприменительной практики, и его реализация окажет положительное действие на весь рынок недвижимости.

Как отметила вице-премьер, Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций строительного комплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка — нотариусов, кадастровых инженеров, самих государственных регистраторов прав, и органов местного самоуправления, и фактически создан полноценный регуляторный ответ на поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

«Мы фундаментально подошли к исправлению недостатков законодательства, основываясь, прежде всего, на мнении потребителей государственных услуг – бизнеса, отраслевых специалистов, участников рынка и, конечно, граждан.

Поэтому предложенный пакет изменений существенно упростит большинство процедур для участников рынка, и ликвидирует правовые пробелы учетно-регистрационной сферы, сложившиеся за три года с момента вступления в силу закона о регистрации недвижимости», — сказала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.

«Поправки направлены на сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Также ряд заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, можно будет подать через личный кабинет – без усиленной электронной подписи. А идентификацией личности правообладателя займётся портал государственных услуг.

Ещё одно важное новшество. Для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп услуга вызова сотрудников Росреестра на дом станет бесплатной.

Государство возьмёт на себя эти расходы», — прокомментировал Михаил Мишустин, одобрив предложенный законопроект на заседании Правительства в мае текущего года.

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский, заявил, что законопроект будет способствовать реализации масштабных государственных задач и национальных проектов.

«Национальные проекты невыполнимы без обеспечения высоких темпов строительства новых объектов. Законопроект будет этому способствовать, позволит повысить качество предоставления услуг по кадастровому учету и оформлению прав для государственных и муниципальных объектов, сократить сроки и затраты для людей», — отметил он.

Также законопроект открывает новые возможности для дальнейшей цифровизации услуг Росреестра.

«Одна из целей Кадастровой палаты как передовой сервисной IT-компании в госсекторе – совершенствование действующих сервисов по предоставлению учетно-регистрационных услуг в электронном виде и разработка новых, отвечающих потребностям граждан современных цифровых продуктов, – заявил глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.

Законопроект расширит наши возможности для реализации обеих целей и поспособствует повышению качества, скорости и прозрачности предоставления услуг с одной стороны и снижению расходов и минимизации рисков, связанных, например, с мошенничеством, – с другой».

___

Основные новеллы законопроекта

Согласно законопроекту, при заключении сделок с государственными и муниципальными органами власти больше не потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

Органы власти смогут самостоятельно переводить все документы в электронный вид и подавать их на регистрацию.

Кроме того, посредством личного кабинета без использования электронной подписи можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, государственного кадастрового учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Например, если были образованы два и более земельных участков в результате раздела или владелец садового дома хочет самостоятельно зарегистрировать свою постройку – приобретать электронную подпись для проведения учетно-регистрационных действий не потребуется.

Законопроект предусматривает нормы, позволяющие обеспечить взаимодействие с Росреестром посредством порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, что позволит в полной мере использовать «цифровой» потенциал регионов.

Законопроект предполагает сокращение сроков проведения регистрации договоров долевого участия (ДДУ). После вступления закона в силу сроки регистрации первого ДДУ останутся прежними, а последующих – сократятся на два дня.

В настоящее время регистрация ДДУ занимает до семи рабочих дней со дня поступления документов в орган регистрации прав – как для первого участника долевого строительства, так и для последующих.

При обращении в МФЦ регистрация ДДУ проводится в срок до 10 рабочих дней.

В документе закреплено сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Также, согласно законопроекту, для государственных регистраторов устанавливается срок в 3 дня, когда они будут обязаны рассмотреть дополнительно представленные документы для снятия приостановления государственного учета и (или) государственной регистрации.

Кроме того, в течение 3 дней регистратор будет обязан в силу решения суда зарегистрировать право. Ранее заявитель сам должен был подавать заявление и платить госпошлину.

Законопроект предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права граждан и противоречит интересам государства. Это позволит защитить граждан от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, правообладателях, ограничениях (обременениях).

Также прописана возможность осуществления государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения без представления технического плана части такого здания или сооружения. Новелла прописана во исполнение поручения Правительства РФ и с учетом судебной практики по данному вопросу.

Законопроект в числе прочего предусматривает право Федеральной кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра») в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выполнять кадастровые работы.

Предлагаемый подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определение границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации.

Законопроектом также предусмотрено развитие электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», где профессиональные участники рынка недвижимости смогут получать значительную часть необходимой им информации.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Теперь, например, наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности.

Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН.           

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *