Сказка об иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды

Сказки неразрывно связаны с древними обрядами и обычаями. Их оригинальные версии, как правило, непосредственно отражают то, что делали наши предки. Возможно, вы заметили некоторые странности в поведении сказочных персонажей, которые часто противоречат логике и здравому смыслу. Мы нашли объяснения подобным поступкам.

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды Редакция изучила труд академика В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и несколько научных статей, а теперь делится с вами самыми необычными находками.

Мертвая царевна спала, потому что готовилась выйти замуж

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды Один из частотных сказочных сюжетов — это временная смерть. Девушка надевает запретную одежду, укалывается булавкой или съедает яблоко и падает замертво, а оживает только после поцелуя любви. В реальности был похожий обычай: прежде чем отдать девушку замуж, нужно было ее понарошку умертвить. Главная часть церемонии была посвящена как раз этому: девица должна была умереть как невинная девушка и возродиться к жизни уже женщиной. Проделывали это играючи: укалывали невесту иголкой или булавкой, после чего она картинно падала на землю, будто мертвая. «Оживляли» героиню обычно песнями и плясками.

Баба-яга на самом деле охраняет вход в царство мертвых

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды На границе между царством живых и мертвых стоит избушка, в которой живет Баба-яга — этакий Харон на русский лад. Задача героя, добравшегося сюда, — назвать магическое слово или принести жертвоприношение, чтобы избушка повернулась к нему «передом, а к лесу задом». Когда же персонаж попадает внутрь, первое, что он слышит: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится!» На самом деле в изначальных вариантах сказки слова «русский» здесь не было. Вместо этого Баба-яга говорила «живым пахнет». Чтобы избавиться от этого аромата, герой должен был поесть местной пищи, и тогда другие мертвецы признали бы его за своего. Эта деталь тесно связана с таким обрядом, как поминки. Персонаж как бы устраивает поминки по самому себе и прощается со своей живой половиной, превращаясь в мертвеца. Вообще исследователи выделяют три типа Яги: дарительница (дает Иванушке волшебный клубок, волшебного коня и т. п.), похитительница (крадет детей и пытается изжарить их в печке) и воительница (нападает на героев и вырезает из их кожи ремни). С царством мертвых может быть связана любая из них.

Иногда Баба-яга — буквально теща героя

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды В некоторых случаях сказка о Бабе-яге восходит к обряду посвящения перед свадьбой. Известно, что древнейшая традиция предполагала, что обряд должен проводить непосредственный родственник невесты, часто мама или тетя. Перед заключением брака она подвергала зятя различным испытаниям. Интересно, что традиция восходит к матриархальному прошлому, когда главенствующим был род жены, а не мужа. Иногда обряд немного трансформировался: посвящаемому жениху приходилось наряжаться женщиной и некоторое время выполнять типично «женскую» работу. Свадьба могла состояться, только если жених достойно справлялся со своей задачей.

Девица, которая живет в доме с богатырями и ведет все хозяйство, им не сестра

Девица попадает в дом богатырей двумя способами: или приходит добровольно (выгнала мачеха, заблудилась и т. д.), или ее похитили и привели. Героиня пользуется почетом и ведет хозяйство в доме, где живут несколько братьев, — раньше это называлось мужским домом. Эти детали отражают историческую действительность. Третья деталь — что живет девица с ними как сестра — не исторична. В реальности в мужском доме всегда присутствовала девушка или несколько девушек. Они занимались хозяйством и одновременно были женами всем членам общины. Как правило, для девиц это была «временная работа». Родители часто сами отправляли дочерей прислуживать в мужские дома, потому что это считалось почетным. Самые известные романтичные вариации этой традиции — русская сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» и европейская «Белоснежка».

Герой, спасающий девушку от дракона, вовсе не герой

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды В старину существовал обычай приносить в жертву невинную девушку: ее топили в реке, от которой зависел урожай. Считалось, что тогда река будет благоволить людям и не пересохнет, а значит, местное племя не погибнет от голода. В сказках этот обычай трансформировался в драконов и других чудищ, которые крадут девиц. Дракон в этом случае олицетворяет сам обряд, а его злобное воплощение доказывает, что люди на самом деле не были согласны с таким раскладом дел. Поэтому в сказаниях появляется храбрый юноша, который закалывает острым мечом чудище и спасает девушку. Если бы в той далекой реальности среди народа нашелся такой герой, то его мгновенно отправили бы вслед за девицей в речку. По таким сказочным трансформациям сюжетов исследователи изучают, как менялось отношение народов к тем обычаям, которые у них были.

В первоначальном варианте сказки «Репка» были отец и мать

Смысл этой сказки заключается в правильном взаимоотношений поколений. В изначальном варианте текста присутствовали отец и мать, которые символизировали защиту и заботу соответственно. Есть два возможных объяснения, почему этих персонажей изъяли из сказки: С приходом христианства цифра 7 стала сакральной, а до этого времени особый почет был у числа 9. Без матери и отца в сказке оказывается ровно 7 персонажей, что соответствует новой символике. У христиан традиционно отцовскую защиту и опору представляет церковь, а материнскую заботу — Иисус Христос. Поэтому необходимость включать в сказку мать и отца сама собой отпала.

Сказка о Колобке не что иное, как урок по астрономии

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды По одной из версий, Колобок в изначальном варианте не что иное, как Луна. А сам текст сказки представляет собой лунный цикл: Приготовление Колобка — это полнолуние. Потом месяц идет на убыль, и каждый из зверей, которых повстречал главный герой, откусывает от него кусочек. Лиса съедает Колобка, и месяц на небе скрывается полностью. Начинается новый цикл.

Василиса Прекрасная не кто иная, как ведьма

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды Василиса в юном возрасте лишается матери и приобретает магический артефакт — куклу: ее можно покормить, а она даст хороший совет. Исследователи считают, что кукла является типичным магическим атрибутом ведьмы, а поцелуй дочери и матери на смертном одре не просто передает девочке родительское благословение, но еще и магическое наследие. Однако полноценной колдуньей от этого Василиса не становится, и впереди ее ждут испытания, которые сравнимы с древними обрядами инициации для ведьм: Физическое отделение от родителей — после гибели матери главная героиня отправляется жить к злой мачехе. Активация «тайной» жизни — Василиса с помощью куклы справляется со всеми мачехиными приказами и чувствует себя чужой этому миру, но постепенно приобщается к миру магическому. Испытание — героиня попадает в домик Бабы-яги и успешно выполняет все ее задания. Доведение ведьминых навыков до высшего уровня — сотканное Василисой полотно случайным образом попадает к царю, за чем непременно следует свадьба.
Сказка о Курочке Рябе на самом деле рассказывает нам о страхе перед смертью и реинкарнации
Считается, что в основе сюжета этой сказки лежит древний мотив мирового яйца, из которого произошла жизнь и весь наш мир. Золотое яйцо, снесенное курочкой, символизирует грядущую смерть, поэтому дед и бабка плачут. Обещание курочки снести обычное яйцо — это обещание грядущего перерождения, то есть новой жизни. Мышка в сюжете считается представителем преисподней, или, говоря проще, самой смертью.

Кощей крадет девиц, потому что он против матриархата

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды В обществе наших предков были сильны материнские культы: важнейшие решения принимались с согласия главной женщины племени, «матери». Имя Кощея, вероятно, произошло от слова «кош», что означает «господин, захвативший власть». Поэтому исследователи предполагают, что этот персонаж не кто иной, как мужчина, укравший у женщины ее социальную функцию. Если это правда, то становится понятным, почему Кощей склонен похищать и порабощать девиц. А его отрицательная роль в сказке объясняется так же просто: он был воплощением силы, которая разрушила древние порядки родового равноправия. В глазах людей первые «кощеи» были не кто иные, как поработители.

Змей Горыныч — это символ страшных лесных пожаров

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды Отчество персонажа — Горыныч — происходит от слова «гора», однако в прошлом под горой понимали также и лес. Поэтому прозвище героя можно перевести как «лесной». Вероятно, в сознании древних славян Змей был воплощением лесных пожаров, которые вызывали молнии. Косвенным доказательством является описание появления Змея: «поднимается буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу клонится — летит трехголовый Змей». На те же мысли фольклористов наталкивает небольшая деталь в сказке «Иван Быкович»: главный герой запрещает своим побратимам спать перед встречей со Змеем. Возможно, это отголоски памяти предков, которые не должны были засыпать у костра.

Иван-царевич сжигает шкурку Царевны-лягушки, потому что обладает типичными мужскими качествами, которые не годятся для создания крепкой семьи

Читайте также:  Отключение электроэнергии: нормативы, сроки, перерасчет оплаты, а также сколько часов имеют право не давать свет в жилой дом, какое время есть для устранения аварии?

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды Царевна пребывает в образе лягушки не по собственному желанию, а из-за колдовства. Чтобы прекратить эти превращения, героине требуется помощь извне. Спасителем выступает, конечно, суженый. С житейской точки зрения Иван-царевич, женившийся на лягушке, не испытывает никаких неудобств: жена печет хлеб, ткет ковры и на балу выглядит лучше всех. Однако царевич сжигает шкурку лягушки, несмотря на запрет это делать. Считается, что героем в этом случае движет обыкновенная мужская прямолинейность. Как следствие, Ивана наказывают: он вынужден идти за царевной за тридевять земель. Этот путь символичен в социальном смысле: герой должен вырасти духовно, отказаться от мужской твердолобости и голой рациональности. Только в этом случае возможен счастливый брак. Нам удалось открыть для вас мир русских сказок с новой стороны? Если вы слышали о других интересных смыслах, которые лежат в основе сказочных текстов, расскажите нам о них. Фото на превью Ivan Tsarevich and the Gray Wolf 3 / Melnitsa Animation Studio

Источник: chert-poberi.ru

Сказка об Иване-царевиче и сказочной коррупции

Сказка об Иване-царевиче и сказочной коррупции

Сказка, составленная из работ слушателей курса повышения квалификации «Противодействие коррупции на муниципальном уровне». В ходе обучения мы дали слушателям задание — продолжить сказку, включив в сюжет коррупционные ситуации, в которые могут попасть ее герои. В лесу поселилась коррупция, сможет ли сказочный мир противостоять соблазнам, и будет ли у сказки счастливый конец? В некотором царстве в некотором государстве жил был Царь. Было у Царя три сына. И не мог он определиться, кому из сыновей оставить в наследство свое царство. Решил он для них испытания устроить! Старшего отправил за яблоками молодильными, среднего — за пером Жар-птицы, а младшему Ивану дал задание — принести то-не знаю что. Пошел Иван в сказочный лес, а на входе камень: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь — убиту быть». Три дня и три ночи не мог Иван принять решение, пока Баба-яга не появилась — ведущий специалист сказочного леса: «Помогу, — говорит, -тебе, укажу дорогу, только крышу мне почини на избушке, совсем прохудилась». Помог царевич бабуле, а она указала ему путь идти направо.

П. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

И отправился Иван-царевич дальше. Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. Приустал, слез с коня и крепко уснул под тенистым деревцем. Пробудился Иван-царевич, видит — нет коня. Пошел искать и нашел одни его кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич, куда без коня идти в такую даль? Выходит из чащи волк: «Да это я твоего коня извел, уж больно проголодался, да и волчицу с волчатами кормить чем-то надо.

А у нас тут всю дичь косолапый — председатель лесного хозяйства, под свою опеку взял, пока ему меду да малины не принесешь, быть голодному.

П. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Помоги на медведя управу найти, а я вместо коня тебе буду». Вскочил на Серого волка и поехал к медведю разобраться по-доброму, по-хорошему. Долго ли, коротко ли, подъехали они к большой берлоге. Подошел Иван-царевич и стал стучать, зазывать: «А ну, выходи, медведь косолапый, будем беседу вести!». Вышел большой медведь из своей берлоги, зло смотрит на Ивана-царевича и говорит: «Это ты посмел потревожить мой покой? Говори, кто такой и что тебе надо!». Отвечает Иван-царевич: «Я Иван — царский сын. Отправил меня царь-батюшка пойти туда-не знаю куда и найти то-не знаю что. И по пути лишился я своего коня, из-за твоего запрета лесную дичь трогать. Негоже так поступать с лесными жителям, все хотят быть сытыми. Отвечай, зачем со зверей оброк берёшь?». А медведь и отвечает: «Ох, Иван-царевич, не по своей воле я оброк с лесных жителей собираю. Обманула меня Лиса Патрикеевна, забрала она документы на мою берлогу себе и чтобы мне было где жить, должен я ей отдавать всё собранное с лесных жителей. Помоги, Иван-царевич, в моем горе, а я тебе обязательно пригожусь».

Ст. 195 Уголовного кодекса Российской Федерации “Мошенничество”:

Отправились Иван-царевич с Серым волком через дремучий лес к Лисе Патрикеевне. Всю ночь ехали и только к утру добрались. Заперлась Лиса на все засовы, долго пришлось Ивану стучать в двери, пока не услышал шум отпираемых засовов. «Не по собственной воле я, — говорит лиса, — меня Кощей заставил. Коли не буду оброк с жителей лесных собирать, шкуру с меня спустит, да воротник сделает из неё для своего плаща. Вот и пришлось мне медведя извести и заставить оброк собирать, чтобы собственную шкуру сохранить. Помоги царевич, не дай погибнуть, а я тебе ещё пригожусь». Стоит Лиса, плачет, да на Ивана поглядывает. А Иван вспомнил, зачем он в сказочный лес отправился. Испугался, что и Кощея не одолеет и царство не получит. Решил, что не будет чужие проблемы решать. Остался царевич без помощи Серого волка, ведь не помог он ему найти управу на медведя косолапого. Идет и вдруг видит — перед ним меч-кладенец, такой красивый, сталь блестит, рукоять золотом отливает. И охраняет этот меч Змей Горыныч! Захотелось Ивану завладеть этим мечом, ведь всегда о таком мечтал… Начал оказывать давление на Змея, взятки, подкуп предлагать. Вымогательством заниматься. Видит, Змей не соглашается, выкрал Иван-царевич меч-кладенец и отправился дальше в путь. Идёт по лесу, радуется, что удалось Змея обхитрить, вдруг слышит свист громкий, это Соловей-разбойник со своей бандой выскочили из гущи леса. Увидел Соловей у царевича меч и говорит: «Где взял меч? Разрешение у тебя на оружие есть, предъяви! Если нет, отдавай меч!». Жалко стало Ивану меч, он так долго мечтал о нём, а разрешения-то нет. Говорит Иван-царевич Соловью: «Да забыл я разрешение во дворце, а тебе-то он зачем, у вас и так оружия полно, вот возьмите лучше перстень, он весь камнями драгоценными усыпан».

П. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Взял Соловей-разбойник перстень, глаза заблестели, руки затряслись: «Ладно, иди своей дорогой, не тронем мы твой меч, у нас своих хватает». Пошел Иван дальше, день шел, два шел, вдруг видит пруд, а у пруда на камне девица юная, а в глазах тоска и печаль, решил разузнать Иван у той девицы в чем кручинушка.  — Не поступила я, Иван-царевич, в институт сказочного управления, как мне хотелось. Теперь не знаю, что и делать, помог бы кто. Хотел было он помочь девице по доброте души своей русской, с дядюшкой ее своим познакомить — главой департамента сказочных наук, но подумал, что это коррупцией может статься, а вдруг, девица эта «казачок» засланный, и от греха побежал дальше, не оборачиваясь…

Отправился Иван-царевич дальше по волшебному лесу. Шел три дня и три ночи и вышел к озеру. Пора была жаркая, вздумалось Ивану искупаться. Только он в воду залез, как тихая гладь забурлила, и из озера появился водяной.

Схватил Ивана за шею, погубить грозится. Страшно стало царевичу, стал просить пощады, служить верой и правдой пообещал. Согласился водяной, пообещал помочь найти то — не знаю что, чтобы вернуться домой и наследство получить.

Но взамен потребовал предоставить фирме «Водяной & Яга»:

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды

 Бессрочную аренду на все водоемы царства

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды

 Право на добычу ценных пород рыб

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды

 Гарантированные государственные расходы на очистку русел рек и озер, создание рекреационных зон

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды Обидно стало Ивану за Отечество родимое, ужаснулся он беззаконию, творящемуся кругом. Понял, что нужно действовать, и будь, что будет! Извернулся Иван-царевич, схватил водяного, обвил трясиной да ряской и на плечи водрузил. Принес к батюшке Царю, рассказал, как дело было, в доказательство чудо лесное предъявил, да реформы антикоррупционные проанонсировал. Царь в ответ царство Ивану и передал. И стали они жить-поживать, да с коррупцией бороться!

Сказку сочинили слушатели курса повышения квалификации по программе «Противодействие коррупции на муниципальном уровне» 2020 г. и преподаватели Института государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края Левицкая Е.В., Саенко Е.В., Шорохов В.Е.

В материале использованы изображения доступные для всеобщего сведения в сети Интернет. Данный материал не преследует извлечение прибыли и исключает какую-либо коммерческую выгоду.

Устали читать? Смотрите видеоверсию!

Искусный врач с датскими корнями: факты о Владимире Дале

Большинство знает Владимира Даля благодаря «Толковому словарю живого великорусского языка» — самому главному труду его жизни.

Однако биография Владимира Ивановича полна малоизвестных фактов — начиная с того, что Даль был прекрасным офтальмологом, и заканчивая тем, что именно он производил вскрытие тела Пушкина.

ТАСС рассказывает про самые занимательные обстоятельства жизни военного офицера и врача, ставшего знаменитым этнографом.

Датские корни

Владимир Даль по происхождению не был русским. Его отец был обрусевшим датчанином, которого звали Йохан Кристиан Даль. В 1799 году он принял российское подданство, вместе с этим сменив имя на Ивана Матвеевича Даля.

Мать Владимира, Мария Христофоровна Фрейтаг, была обрусевшей немкой и происходила из рода французских гугенотов де Мальи. И мать, и отец Владимира Ивановича были полиглотами — первая свободно говорила на пяти языках, второй знал семь, в том числе греческий, латынь и древнееврейский.

На эту тему

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды

Сам Владимир Даль родился в Луганске. Отсюда и его первый литературный псевдоним — Казак Луганский. Родиной Даль считал не Данию, а Россию. В 1817 году, будучи кадетом Петербургского военно-морского корпуса, во время учебного плавания Владимир Иванович все-таки посетил Данию.

  • В «Дневном журнале…», который вел Даль во время путешествия на бриге «Феникс», он писал, что ему даже удалось лично пообщаться с принцем Дании Христианом VIII, его братом, супругой и сыном Фридрихом.
  • Когда принц узнал об отце Даля, то очень удивился и поинтересовался, говорит ли Даль по-датски, но тот ответил ему по-французски, что родился в России и потому не знает датского языка.
  • Между тем один из офицеров-воспитателей, сопровождавших кадетов в плавании, князь-лейтенант Сергей Александрович Ширинский-Шихматов попытался отыскать кого-нибудь из предков Владимира Ивановича.

Он даже нашел некоего датского офицера Даля и предложил его посетить. Но в момент визита в доме военнослужащего оказалась только его жена. На этом попытки узнать что-нибудь о корнях Даля прекратились. Во всяком случае сам Владимир Иванович не сильно горел желанием искать своих родственников, считая их чужаками.

Даль с восторгом отзывался в «Дневном журнале…» о Копенгагене и населении датской столицы, но все же намного позднее он сказал, что путешествие в Данию не произвело на него того впечатления, которого он ожидал.

Читайте также:  Иностранная поставка. Как правильно составить договор

Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков

После нескольких лет службы на флоте Владимир Даль поступил в Дерптский университет (сейчас это Тартуский университет в Эстонии) на медицинский факультет. Здесь Владимир Иванович освоил латынь и даже успел получить серебряную медаль за работу по философии.

Однако учебу пришлось прервать из-за начавшейся русско-турецкой войны. Тогда армия Российской империи крайне нуждалась в полковых врачах, так как за Дунаем активно распространялась чума.

Владимир Даль досрочно с честью выдержал экзамен на доктора медицины и хирургии. Темой его диссертации стал «успешный метод трепанации черепа и скрытое изъязвление почек». Во время русско-турецкой войны и польской кампании 1831 года Даль зарекомендовал себя отличным военным врачом.

Позднее он стал ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале, где приобрел известность замечательного хирурга. В особенности Даль был специалистом в офтальмологии. За время своей врачебной практики он провел свыше сорока успешных операций снятия катаракты.

Его друг, публицист Павел Иванович Мельников (известный под псевдонимом Андрей Печерский), писал в своих воспоминаниях о Дале, что Владимир Иванович был амбидекстром — мог писать и делать все левой рукой так же хорошо, как правой.

Такая счастливая способность особенно пригодна была для него как оператора. Самые знаменитые операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой

Павел Мельников-Печерский

Позднее, оставив хирургическую практику, Даль не ушел из медицины совсем. Он сохранил интерес к офтальмологии и пристрастился к гомеопатии. В 1838 году он опубликовал в «Современнике» одну из первых в России статей в защиту гомеопатии.

Военные успехи

Во время польской кампании пехотный корпус, в котором служил врачом Даль, оказался прижат поляками к берегу реки Вислы. Силы были неравны, и поляки сожгли мост, чтобы противник не мог отступить за реку.

Но Даль благодаря своей находчивости смог выйти из ситуации. Вокруг заброшенного винокуренного завода, где Владимир Иванович расположил раненых и больных, было множество пустых бочек.

На эту тему

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды

Он решил соорудить из них временную переправу через Вислу. Когда через реку благополучно переправились последние русские солдаты, на опустевшем берегу собрались передовые отряды польского войска.

К ним подошел Даль и попросил разрешения перевести на другой берег раненых. Так, беседуя, они вместе дошли до середины моста, а следом за ними по переправе шла польская кавалерия.

Внезапно Даль ускорил шаг и прыгнул на одну из бочек, где у него был заранее припасен топор. Даль разрубил державшие мосты канаты — и вся конструкция молниеносно ушла под воду. Под выстрелами обманутых противников Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками русских солдат.

Военное начальство не оценило подвиг Владимира Ивановича. Далю объявили строгий выговор за неисполнение его прямых обязанностей. Однако поступок военного врача оценил царь Николай I. Он личным указом наградил Даля боевым Владимирским крестом с бриллиантами и бантом.

Дружба с Пушкиным

Еще в Дерпте Даль познакомился с Василием Жу­ковским. В Петербурге это знакомство перешло в тесную дружбу. Дружба с Жуков­ским сблизи­ла Даля с Дельвигом, Крыло­вым, Гоголем, Одоевским, с братьями Перовскими.

Спецпроект на тему

Сказка об Иване-юристе, простом ёкселе и обещании награды

Жуковский планировал познакомить Даля и с Пушкиным. Но Владимир Иванович опередил его в этом и решил представиться поэту самостоятельно. Навестив Александра Сергеевича в его съемной квартире на углу Гороховой и Морской, Даль подарил ему свою книгу «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского».

Пушкин тут же начал листать книгу, и по всему было заметно, что труд Даля ему очень по душе. «Очень хорошо», — приговаривал поэт, листая «Сказки». В этот же вечер Даль рассказал Пушкину о том, что собирает слова живого народного языка, и получил от поэта горячее одобрение этой затеи.

Под влиянием сказок Даля Пушкин написал свою лучшую сказку «О рыбаке и золотой рыбке» и подарил Владимиру Ивановичу ее в рукопи­си с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин».

Позднее Владимир Иванович путешествовал с Пушкиным по пугачевским местам Оренбургского края.

Когда Даль узнал о состоявшейся дуэли и ранении Александра Сергеевича, он приехал домой к поэту и принимал участие в его лечении.

Именно Даль вместе с домашним доктором Пушкина Иваном Спасским проводил вскрытие тела поэта. Незадолго до смерти Александр Сергеевич подарил Далю на память свой золотой перстень-талисман с изумрудом.

Впоследствии по поводу этого предсмертного подарка Даль писал поэту Владимиру Одоевскому:

Перстень Пушкина, который звал он — не знаю почему — талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам это могу сказать. Вы меня поймете. Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное

Вдова Пушкина Наталья Гончарова также передала Далю черный сюртук, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом. Позднее Владимир Иванович подарил последнюю одежду Пушкина публицисту и историку Михаилу Погодину.

Тимур Фехретдинов

Даль «Сказка об Иване Молодом сержанте» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль

Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую известность ему принес труд по составлению Большого толкового словаря живого великорусского языка. В своих литературных произведениях он часто применял народные слова, поговорки.

Одной из сказок, написанных автором является «Сказка об Иване Молодом сержанте».

Краткое содержание

  1. За хорошую службу царь Дадон жаловал Ивану почести, ордена, награды, что не нравилось царской свите из разных князей, которая подговорила царя забрать у Ивана все его награды и почести.
  2. Иван, решив сбежать, встретил по пути прекрасную Катерину, которая уговорила его вернуться на службу, а сама вышла за Ивана замуж.

  3. Недовольная царская свита подговаривала царя давать Ивану сложные задания, то зерно пересчитать, то в одну ночь выкопать канаву вокруг города, но Катерина, уложив Ивана спать, вызывала вещуна-чародея и его приказчиков, которые исполняли повеления царя.

  4. Следующее задание, принести гусли-самогуды, Ивану пришлось выполнять самому, долго шел он, пока не нашел золоченый терем невидимки Котыша Нахала.

  5. Котыш согласился сделать гусли-самогуды, если Иван не уснет три ночи, но Иван задремал на посту, чуть не убили Ивана, но выяснилось, что Иван муж Катерины,дочери Котыша, дали ему гусли и отправили домой.

  6. Встретил Иван вещуна-чародея, да поменял гусли на булаву с золотым наконечником, а если снять наконечник, то появлялось войско несметное, а гусли-самогуды сами в сумке у Ивана оказались.
  7. Пришел Иван к царю, встал вокруг города, заставил гусли играть, позвали его к царю, хотели тайно булаву забрать, а Ивана убить, но тот выпустил войско и царя со свитой уничтожил, а сам стал царем, а Катерина царицею.

Читайте по теме: 

Полный список сказок Даля для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Главные герои

  • 1) Иван – молодой сержант, удалая голова, спроста без прозвища, без роду, без племени, служит на службе у царя, хорошо выполняет свои обязанности.
  • 2) Катерина – жена Ивана, мудрая, красивая, дочь Котыша Нахала.
  • 3) Дадон Золотой кошель – царь у которого служит Иван, идет на поводу у своей свиты из князей и генералов.

Главная мысль

Зависть и подлость никогда не победят над человеком правильным, достойным и с твердым духом.

Чему учит?

Сказка учит быть честным, добрым, не терять самообладания, проявлять смекалку и стойкость характера, не завидовать, не строить козни и подлости.

Пословицы

  1. 1) Завистливый злее волка голодного.
  2. 2) Доброе дело без награды не останется.
  3. 3) Добро не умрет, а зло пропадет.

Отзыв

«Сказка об Иване Молодом сержанте» очень интересная и поучительная. Она наполнена приключениями, множеством старинных присказок, пословиц, старинных слов, которые дарят настоящее ощущение старорусской сказки. Со всем справился Иван Молодой сержант и с предательством во стороны царя, и с кознями и обманами царской свиты. Нашел себе прекрасную жену и в конце стал справедливым царем.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Читать Сказка о Иване Молодом Сержанте онлайн (полностью и бесплатно)

Сказка из похождений слагается, присказками красуется, небылицами минувшими отзывается, за былями буднишними не гоняется; а кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает.

А кому сказка моя про царя Дадона Золотого Кошеля, про двенадцать князей его, про конюших, стольников, блюдолизов придворных, про Ивана Молодого Сержанта, Удалую Голову, спроста без прозвища, без роду, без племени, и прекрасную супругу его, девицу Катерину, не по нутру, не по нраву – тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные! Счастливый путь ему на ахинеи, на баклуши заморские, не видать ему стороны затейливой, как ушей своих; не видать и гуслей-самогудов: сами заводятся, сами пляшут, сами играют, сами песни поют; не видать и Дадона Золотого Кошеля, ни чудес неимоверных, Иваном Молодым Сержантом созидаемых! А мы, люди темные, не за большим гоняемся, сказками потешаемся, с ведьмами, с чародеями якшаемся. В нашей сказке на всякого плясуна по погудке, про куму Соломониду страсти-напасти, про нас со сватом смехи-потехи! В некотором самодержавном царстве, что за тридевять земель, за тридесятым государством, жил-был царь Дадон Золотой Кошель. У этого царя было великое множество подвластных князей: князь Панкратий, князь Клим, князь Кондратий, князь Трофим, князь Игнатий, князь Евдоким, много других таких же и, сверх того, правдолюбивые, сердобольные министры, фельдмаршал Кашин, генерал Дюжин, губернатор граф Чихирь Пяташная Голова да строевого боевого войска Иван Молодой Сержант, Удалая Голова, без роду, без племени, спроста без прозвища. Его-то царь Дадон любил за верную службу, его и жаловал неоднократно большими чинами, деньгами, лентами первоклассными, златочеканными кавалериями, крестами, медалями и орденами. Таковая милость царская подвела его под зависть вельмож и бояр придворных, и пришли они в полном облачении своем к царю и, приняв слово, стали такую речь говорить: «За что, государь, изволишь жаловать Ивана Молодого Сержанта милостями-почестями своими царскими, осыпать благоволениями многократными наравне с твоими полководцами? Мы, не в похвальбу сказано, не в урок помянуто, мы, кажется, для тебя большего стоим; собираем с крестьян подати-оброки хорошие, живем не по-холопьи, хлебом-солью, пивом-медом угощаем и чествуем всякого, носим на себе чины и звания генеральские, которые на свете ценятся выше чина капральского».

Читайте также:  Из-за задержки зарплаты работник просрочил выплату по кредиту. Кто возмещает убытки

Царь этот царствовал, как медведь в лесу дуги гнет: гнет – не парит, переломит – не тужит! Он, послушав правдолюбивых и сердобольных советников своих, приказал немедленно отобрать от Ивана Молодого Сержанта, Удалой Головы, без роду, без племени, спроста без прозвища, все документы царские, чины, ордена, златочеканные медали, и пошло ему опять жалованье солдатское, простое, житье плохое, и стали со дня на день налегать на него более вельможи, бояре царские, стали клеветать, обносить, оговаривать. Подстреленного сокола и ворона носом долбит; свались только с ног, а за тычками дело не станет! Бился, бился наш Иван – какого добра еще дожидаться? Надувшись на пиво, его не выпьешь; глядя на лес, не вырастешь, а смотря на людей, богат не будешь. Задумал он наконец худое дело сделать, бежать из службы царской – земля государева не клином сошлась; беглому одна дорога, а погонщикам – сто; а поймают – воля божья, суд царев: хуже худова не бывает, а здесь несдобровать. Выждал он ночь потемнее, собрался и пошел куда глаза глядят, куда стопы понесут молодецкие!

Приятель наш нехорошо сделал, что сбежал, о том ни слова, но и то сказать, человек не скотина; терпит Напраслину до поры до времени, а пошла брага через край, так и не сговоришь! Исподволь и ольху согнешь, а вкруте и вяз переломишь!

Не успел выйти Иван наш на первый перекресток, видит-встречает, глазам своим молодецким не доверяет, видит прекрасную девицу, стоит девица Катерина, что твоя красная малина! Разодетая, разубранная, как ряженая суженая! Она поклонилась обязательно, приветствовала милостиво и спросила с ласкою: кто он таков, куда и зачем идет или послан, по своему ли желанью или по чьему приказанью? «Не торопись к худу Иван Молодой Сержант, Удалая ты Голова, без роду, без племени, спроста без прозвища, – продолжала она, – а держись блага – послушай ты моего девичьего разума глупого, будешь умнее умного; задумал ты худое дело делать: бежать из службы царской, не схоронишь ты концов в воду, выйдет через год со днем наружу грех твой, пропадет за побег вся служба твоя; подумай-ка ты лучше думу да воротись; не всем в изобилии, в раздолье жить припеваючи, белорыбицей по Волге-реке разгуливать; кто служит, тот и тужит; ложку меду, бочку дегтю – не съешь горького, не поешь и сладкого; не смазав дегтем, не поедешь и по брагу! Мало славы служить из одной корысти; нет, Иван, послужи-ка ты своему царю заморскому, под оговором, под клеветою, верою и правдою, как служат на Руси, из одной ревности да из чести! Воротись, Иван Молодой Сержант, да женись ты на мне, так мы бы с тобою и стали жить да поживать; любишь – так скажи, а не любишь – откажи! Запрос в карман не лезет».

Есть притча короче носа птичья: жениться – не лапоть надеть, а одни лапти плетутся без меры, да на всякую ногу приходятся! И истинно; жена не гусли: поигравши, на стенку не повесишь, а с кем под венец, с тем и в могилу, – приглядись, приноровись, а потом женись; примерь десять раз, а отрежь один раз; на горячей кляче жениться не езди! – Все это и справедливо и хорошо, но иногда дело как будто бы наперед уже слажено, а суженого и на кривых оглоблях не объедешь! Так и тут случилось; капрал наш солдат, человек сговорчивый, подал руку девице Катерине – вот то-то свахи наши ахнут: что за некрещеная земля, где сговор мог состояться без них!!! – подал руку ей, она ему надела на перст колечко обручальное даровое-заветное, дарующее силу и крепость и нессякающее терпение, вымолвила пригодное слово, и чета наша идет – не идет, летит – не летит, а до заутрени очутились они в первопрестольном граде своем, снарядились и обвенчались, а с рассветом встали молодыми супругами.

И вдруг, отколе что взялось, пошла Ивану опять прежняя милость царская, чины, и деньги, и лестные награды, и зажил он припеваючи домовитым хозяином, как ярославский мужик.

И снова стал лукавый мучить завистью правдолюбивых, сердобольных министров царских, фельдмаршала Кашина, генерала Дюжина, губернатора графа Чихиря Пяташную Голову, и предложили они единодушно царю, чтобы Иван Молодой Сержант по крайней мере заслужил службою милость царскую, показал бы на деле рысь свою утиную лапчатую.

Вследствие сего Иван Молодой Сержант наутро вычистился, белье натер человечьим мясом [1], брюки велел жене вымыть и выкатать, на себе высушил – словом, снарядился, как на ординарцы, и явился ко двору. Царь Дадон, трепнув его по плечу, вызывал службу служить. «Рад стараться», – отвечал Иван.

«Чтобы ты мне, – продолжал царь, – за один день, за одну ночь, и всего за одни сутки, сосчитал, сколько сот, тысяч или миллионов зерен пшеницы в трех больших амбарах моих, и с рассветом доложил мне об этом. Если сочтешь верно, пойдет снова милость царская пуще прежнего; а нет, так казнить, повинную голову рубить!»

Взяла кручинушка Ивана Молодого Сержанта, Удалую Голову, без рода, без племени, спроста без прозвища, повесил он головушку на правую сторонушку, пришел, горемычный, домой. «О чем тужишь-горюешь, очи солдатские потупляешь или горе старое мыкаешь-понимаешь?» – так спросила его благоверная супруга девица Катерина.

«Всевозлюбленная и распрекрасная дражайшая сожительница моя, – держал ответ Иван Молодой Сержант, – не бесчести в загонях добра молодца, загоняешь и волка, так будет овца! Как мне не тужить, не горевать, когда царь Дадон, слушая царедворцев своих, велит мне службу служить непомерную, велит мне за один день, за одну ночь, и всего-то русским счетом за одни сутки, счесть, сколько в трех больших амбарах его царских сот, тысяч или миллионов зерен пшеницы; сочту, так пойдет милость царская, а нет, так казнить, повинную голову рубить!» – «Эх, Иван Молодой Сержант, Удалая ты Голова, дражайший сожитель и супруг мой! Это не служба, а службишка, а служба будет впереди! Ложись-ка ты спать, утро вечера мудренее, – завтра встанем да, умывшись и помолившись, подумаем», – так рекла прекрасная Катерина; напоила, накормила его, и спать положила, и прибаюкивала песенкою:

Сожитель лег, зевнул, заснул – а Катерина вышла за вороты тесовые на крылечко белокаменное, махнула платочком итальянским и молвила: «Ах вы, любезные мои повытчики [2], батюшкины посольщики [3], нашему делу помощники, пожалуйте сюда!» И тотчас, отколе ни возьмись, старик идет, клюкой подпирается, на нем шапка мотается, головой кивает, бородой след заметает; стал и послушно от повелительницы приказания ожидает. «Сослужи-ка ты мне, вещун-чародей, службу, сосчитай до утра: сколько в трех больших амбарах государевых счетом зерен?» – «Ах, любезная наша повелительница, дочь родная-кровная нашего отца-командира, это не служба, а службишка, а служба будет впереди»; сам как свистнет да гаркнет на своих на приказчиков, так со всех сторон налетели, тьма-тьмущая – что твоя туча громовая, черная! Как принялись за работу, за расчет, не довольно по горсти – по зерну на каждого не досталось!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *