Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

  1. Что с отменой технического осмотра сегодня? Ничего нового – обязанность его проходить есть для всех автомобилей, в том числе для легковых авто, которые старше 4 лет и принадлежащих физлицам.
  2. Однако, в Госдуме обсуждается законопроект, предлагающий упразднить эту процедуру в постоянном порядке.

    От техосмотра будут освобождены легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам, которые используют их исключительно в личных целях и не в такси.

  3. Но обязанность проходить ТО и для указанной категории автовладельцев останется – в случае перерегистрации при купле-продаже машины, постановке на учёт ГИБДД ранее снятого авто, а также при внесении изменений в конструкцию.

    Кроме того, изменения предполагают добровольную возможность пройти проверку по желанию граждан.

  4. Что со штрафом за отсутствие техосмотра? Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и составит 2 000 рублей.

  5. Кроме того, уже давно существует возможность регресса от страховой по ОСАГО, но при 3 условиях: произошло ДТП, где вы являетесь виновником и по причине неисправности вашего автомобиля. Это для легковых авто, опять же. А вот отказ в выплате за отсутствие диагностической карты незаконен.

    Равно как и регресс для легковых машин, используемых в личных целях, если ДТП произошло не из-за поломки машины.

  6. Также с недавних пор диагностическая карта исключена из списка обязательных документов для заключения договора ОСАГО.
  7. А ещё власти предусмотрели возможность аннулирования диагностической карты сотрудниками ГИБДД, если выяснится, что вы её купили.

С техническим осмотром транспортных средств в 2021 году и ранее произошло довольно много изменений. И отменить его хотели, в связи с чем по сети гуляет целый ряд фейков о том, что он якобы уже не обязателен, и проходить техосмотр сейчас не нужно.

И о новом штрафе за отсутствие диагностической карты писали, и об автоматическом регрессе в случае ДТП по ОСАГО, и якобы о новых правилах. На самом деле, такой информации ещё больше перечисленного выше. Однако, не всё это является правдой. В этой статье мы расставим все точки над «и» и выясним, что с техосмотром на сегодня – о чём пишут последние новости, какие новые законы приняты, а старые изменены, а главное, всё это со ссылками на официальные источники.

Принят ли закон об отмене техосмотра в России на сегодня?

Нет.

И предлагаем сразу начать с официальных источников. В 2021 году технический осмотр – точнее, обязанность его проходить легковым и другим автомобилям – утверждена и практически исчерпывающе регулируется Федеральным законом №170-ФЗ. Его статья 2 указывает, на какие виды транспортных средств распространяется обязанность, а статья 15 – кому и как часто нужно его проходить.

И данный закон по состоянию на 22 Ноября 2021 года является действующим, его никто не упразднял, равно как не вносилось изменений в указанные выше статьи 2 и 15. Хотя, попытки отменить технический осмотр были и даже есть на сегодня, о чём мы ещё поговорим немного ниже.

Как проверить данную информацию?

  • В первую очередь, давайте посмотрим в базе данных Консультант Плюс. Если закон действует, то вы просто не увидите на его странице никаких предупреждений и специальных уведомлений. А у отменённых правовых актов такие справочные сноски есть – к примеру, у ФЗ №128:Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен
  • Во-вторых, то же самое можно проделать в базе Гарант. Только здесь не указывается сносками об утрате силы нормативно-правового акта, а о его отмене можно прочитать на вкладке дополнительной информации. И, как видим, ни слова об упразднении ФЗ-170 здесь нет:Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

Между тем, в интернете вы найдёте множество фейков о том, что якобы техосмотр в настоящее время отменён и водители легковых автомобилей имеют право его не проходить. Это неправда. И порождается она, в основном, из инициатив и предложений отдельных власть имущих об упразднении данной процедуры.

Таким образом, мы выяснили, что с техосмотром всё в порядке с точки зрения обязанности его проходить. Он не отменён по состоянию на сегодняшний день, а любые иные последние новости являются не более, чем фейком.

Подробная статья об отмене технического осмотра.

Нужно ли проходить ТО сейчас?

Да, нужно. Хотя не всем и не всегда. Многие автолюбители знают, что новым автомобилям не нужно ехать на ТО первые годы. Но давайте сразу определимся, как часто нужно его делать в зависимости от возраста машины, а также вида транспортного средства и его предназначения.

Когда мне нужно проходить техосмотр?

Возраст/тип автомобиля До 4 лет До 5 лет От 4 до 10 лет Старше 5 лет Старше 10 лет
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси Не нужно проходить Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Ежегодно
Легковые авто, работающие в такси 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Мотоциклы Не нужно проходить Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Ежегодно
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн Не нужно проходить Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Ежегодно
Грузовики массой свыше 3,5 тонн 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Автобусы 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Автомобили, оборудованные для обучения вождению 1 раз в год 1 раз в год До 5 лет раз в год Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Машины для перевозки опасных грузов Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев Один раз в 6 месяцев
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить Не нужно проходить
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам Не нужно проходить Начиная с возраста 4 года – каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Ежегодно

Таким образом, для большинства водителей в России, передвигающихся на легковых автомобилях, техосмотр нужно будет проходить только по достижении 4 лет с даты производства автомобиля, указанной в ПТС (учитываются полные годы – то есть год изготовления машины «округляется» до 1 января). С 4 до 10 лет периодичность должна быть каждые 2 года, а после 10 лет – ежегодно.

Статья про периодичность прохождения ТО.

Отменят ли технический осмотр и когда? Последние новости

Да, отменят. Рано или поздно это должно произойти. Вот только когда это будет, пока неизвестно. На самом деле, попыток упразднения соответствующего ФЗ-170 было немало. Однако, все они заканчивались ничем – поправки не принимали официально. Причин тому может быть несколько, но основных всё же две:

  • эта процедура как-никак призвана обеспечить безопасность дорожного движения – что будет нового вместо техосмотра, если его отменят – никто из инициаторов упразднения закона не ответил на данный вопрос,
  • это не бесплатная процедура, и за счёт неё живёт целая отрасль бизнеса… а, возможно, не только бизнеса.

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

Но перейдём всё же к фактам!

В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект, который предлагает отменить технический осмотр, но не для всех видов транспортных средств и не для всех их владельцев. Сейчас он принят в первом чтении (то есть он, разумеется, ещё не действует, поэтому ТО не отменён на сегодня).

Фактически данные поправки вносят две части в статью 15 (сейчас там их 6):

  • часть 7 предписывает, что легковые авто и мотоциклы, которые принадлежат физлицам, не подлежат техосмотру по новому закону, кроме случаев, когда он обязателен по другим нормам,
  • часть 8 указывает, что по своему желанию и на своё усмотрение такие физлица могут пройти его.

Ознакомиться с официальной трактовкой законопроекта.

И давайте рассмотрим самую главную тонкость этих изменений.

ТО будет обязателен только при постановке на учёт машины

Как мы уже указали выше, техосмотр будет отменён при следующих условиях:

  • у вас легковой автомобиль менее 3,5 тонн или мототранспортное средство,
  • вы являетесь физическим лицом,
  • вы используете машину исключительно в личных целях, в том числе не работаете в такси.

Тем не менее, поправки ссылаются на исключение, которое установлено другим законом. И в него также предлагается внести изменения. Речь идёт о ФЗ О регистрации транспортных средств. Его статья 15 содержит исчерпывающий перечень документов, которые предоставляются при совершении регистрационных действий в ГИБДД.

Так вот, часть 2 законопроекта об отмене техосмотра вносит изменения и в данную норму, добавляя в перечень документов диагностическую карту.

В итоге что будет с техосмотром, если примут эти поправки? Верно! Обязанность периодически проходить ТО для легковых авто физлиц отменят, но привяжут необходимость этой процедуры к постановке на учёт автомобиля.

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

При этом, также ограничен список регдействий, при которых нужен будет техосмотр:

Статья о постановке на учёт и необходимости для этого диагностической карты.

Если отменят, для чего тогда проходить ТО?

Во-первых, отменят, как мы описали выше данные изменения, не для всех автотранспортных средств. Остаются ещё автомобили такси, грузовики и автобусы, транспорт юридических лиц, для которых обязанность проходить технический осмотр всё ещё останется.

Во-вторых, и для физических лиц на легковых автомобилях, используемых в личных целях, обязанность также остаётся – вспоминаем про постановку на учёт и перерегистрацию машины.

А вот последствия могут весьма и весьма печальными… О них поговорим!

А что решили со штрафом за отсутствие техосмотра?

В наличии наказания за езду без диагностической карты также ничего противоречащего отмене технического осмотра нет. И не будет, даже если последний отменят навсегда для указанной выше категории владельцев.

Однако, возможно, у вас и здесь есть не совсем верное понимание последних новостей о соответствующей санкции из-за разного рода искажённой информации в сети.

  • Дело в том, что одни источники упоминают о том, что вводится новый штраф за вождение без действующего техосмотра.
  • Другие же, наоборот, об отмене уже существующего наказания.

А теперь по порядку! Штраф за отсутствие технического осмотра утверждён, и он, действительно, есть. Правда, в законную силу пока не вступил, и произойдёт это 1 марта 2022 года. А до этого официальных санкций за отсутствие у водителя диагностической карты нет будет.

Новый штраф будет составлять 2 000 рублей. И, если техосмотр отменят к 1 марта 2022 года, то штрафовать будут только водителей транспорта, принадлежащего юридическим лицам, таксистов, а также грузовые автомобили свыше 3,5 тонн, автобусы и другие транспортные средства, не относящиеся к легковым.

Статья о новом штрафе ГИБДД за отсутствие техосмотра.

Что с регрессом за ДТП без технического осмотра сейчас?

Ещё один фейк в сети касается неверного понимания последствий дорожного происшествия при отсутствии диагностической карты. И нет, безусловного регресса от страховой по ОСАГО в случае отсутствия у вас техосмотра не будет. Для этого как минимум нужно, чтобы вы стали виновником такого ДТП.

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

Равно как не предусмотрено законного отказа в выплате страхового возмещения по ОСАГО, если на момент ДТП у вас отсутствовала диагностическая карта. Всё это неправда!

А правда в том, что регресс за отсутствие техосмотра есть существует уже давно как законное право страховой компании. Однако, в отношении легковых автомобилей он наступает при соблюдении 3 условий (сразу все они должны выполняться):

  • автомобиль попал в ДТП, и на него отсутствовал действующий технический осмотра,
  • вы стали виновником такого происшествия,
  • причиной ДТП послужила неисправность вашего автомобиля.

Обратите внимание на последний пункт – именно он вносит чёткие коррективы в понимание законности регрессного требования в случае ДТП без диагностической карты. И его предписывает подпункт «и» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.

Но это также относится только к легковым авто и мотоциклам – в случае такси, грузовиков и автобусов регресс возможен и без обязательного условия неисправного автомобиля.

Статья о фейке про регресс и отказ в выплате за отсутствие технического осмотра.

Что с новыми правилами прохождения ТО в России?

Саму процедуру прохождения решили ужесточить в целях противодействия коррупции. Якобы теперь будет происходить фото- и видеофиксация проверки автомобиля на неисправности. В связи с этим было выпущено несколько нормативных актов, регулирующих порядок проведения техосмотра. Однако, воз и ныне там – фактически технический осмотр можно всё также купить и приблизительно за те же деньги.

Наиболее подробно о том, как нужно проходить техосмотр в 2021 году, мы объяснили в специальной статье.

Все принятые на сегодня изменения о техосмотре

В начале статьи мы писали о том, что поправок было достаточно много. Самые главные мы уже рассмотрели выше. Но остались ещё две – не менее важных.

Отмена обязательности диагностической карты при покупке ОСАГО

До недавних пор диагностическая карта числилась среди обязательных документов в перечне закона Об ОСАГО для предъявления при покупке полиса. Таким образом, на страховые компании фактически повесили бремя контроля, чтобы у всех водителей, для кого это необходимо, имелся действующий техосмотр. Иначе просто не получилось бы приобрести страховку.

Однако, этот документ исключили из перечня. И теперь технический осмотр не требуется для покупки страховки ОСАГО.

Аннулирование диагностической карты, если автомобиль не проходил техосмотр

Вот уже почти два года действует норма, согласно которой сотрудники ГИБДД наделены правом аннулировать уже действующую и полученную диагностическую карту водителя, если выяснится, что автомобиль фактически не заезжал на пункт проверки техсостояния. То есть если техосмотр был фактически куплен, а не честно пройден.

А что грозит вслед за аннулированием? Верно, вышеописанные штраф и возможный регресс. Причём, изменения выглядят именно так, что автовладелец может просто не узнать о том, что его карта аннулирована – только когда ему выпишут в следующий раз при остановке на дороге штраф за его отсутствие или, что ещё хуже, прилетит регресс по ОСАГО.

Более подробно данную коллизию мы описывали в статье про аннуляцию купленного технического осмотра.

Для кого техосмотр станет необязательным

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин объяснил, кого будут штрафовать за езду без диагностической карты. В своем Telegram-канале он анонсировал новые поправки в КоАП, которые позволят избежать ошибок при правоприменении новых норм.

На днях Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного технического осмотра. Авторами изменений выступила группа сенаторов и депутатов от партии «Единая Россия».

«Это решение облегчит жизнь многим нашим гражданам и коснется примерно 50 миллионов транспортных средств — легковых автомобилей и мотоциклов», — напомнил Вячеслав Володин.

Вместе с этим в адрес законодателей стали поступать обращения, в том числе через социальные сети, с вопросом: как трактовать изменения в КоАП, которые вступят в силу с 1 марта 2022 года.

«Речь идет о норме, предусматривающей штраф за езду без диагностической карты — 2000 рублей, — пояснил спикер Государственной Думы. — Точно ли техосмотр станет необязательным?»

  • Разъясняя ситуацию, Вячеслав Володин отметил, что законопроект об отмене обязательного техосмотра в случае принятия станет базовым.
  • А значит, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным.
  • Согласно базовому законопроекту, обязанность проходить технический осмотр сохранится в отношении такси, автобусов, грузовых автомобилей, транспорта, который используется в служебных и коммерческих целях.
  • «На остальных штраф распространяться не должен», — подчеркнул Володин.

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

«Давно пора». Эксперт оценил идею отменить обязательный техосмотр

При этом, по его словам, необходимы дополнительные законодательные изменения, чтобы избежать двусмысленных трактовок и, как следствие, ошибок в правоприменительной практике.

«Было бы правильно уточнить положения статьи 12.5 КоАП, — пояснил Вячеслав Володин. — Профильные комитеты Государственной Думы по транспорту и по законодательству возьмут этот вопрос на контроль».

Отметим, что базовый законопроект после принятия заработает после его опубликования. Он предполагает, что автовладельцы будут вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию.

В обязательном виде техосмотр владельцам личных авто придется проходить лишь перед постановкой подержанной машины на учет, но и то только в случае, если она старше четырех лет. Процедура также остается для случаев смены владельца, изменения конструкции или замены основных агрегатов.

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

Какие уловки используют мошенники при оформлении липового техосмотра

  1. С необходимостью отмены процедуры, которая стала формальностью, согласны все думские фракции.
  2. Во время рассмотрения поправок в Госдуме депутаты напомнили, что дорожно-транспортные происшествия с участием легковых автомобилей, мотоциклов с техническими неисправностями составляют в среднем около одного процента в год.
  3. Кроме того, принимая решение, народные избранники ориентировались на Венскую конвенцию о дорожном движении, которая предусматривает обязательный ТО только для коммерческого и общественного транспорта.

Почему ГИБДД будет штрафовать за отсутствие техосмотра даже после его «отмены»

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

У всех на слуху планы Правительства РФ и депутатов Госдумы сделать необязательным прохождение автовладельцами техосмотра и получение по его итогам диагностической карты. Но не все, как выяснил портал «АвтоВзгляд», так радужно.

Предвыборные обещания боссов «Единой России», заявлявших, что обязательный техосмотр для легковушек нужно уже, наконец, отменить, вроде как находятся в процессе выполнения. Правительство высказалось «за», в Госдуму официально внесен соответствующий законопроект, эксперты прогнозируют, что уже к ноябрю текущего года его могут одобрить.

Операторы техосмотра, паразитирующие с его помощью на кошельках миллионов автовладельцев, скрежещут зубами, считая потерянные в будущем прибыли и отчаянно пытаются идти против «курса партии». Зато автомобилисты могут спокойно выдохнуть…

А вот и нет, рановато выдыхать! Дело в том, что в Госдуму внесен проект поправок только в два закона: «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств».

Согласно им, как уже все, наверно, в курсе, техосмотр для легковушек, не используемых в каком-либо бизнесе, техосмотр сохраняется лишь в случае изменения конструкции машины и при смене ее собственника.

Допустим, что эти поправки приняты Госдумой, одобрены Совфедом и президент Путин поставил под их текстом свой автограф. Все счастливы и «в воздух чепчики бросают». Но вот наступает 2022 год. Вернее — 1 марта 2022 года. И с этого момента огромная часть освобожденных от ТО владельцев легковушек начнет узнавать, что получать диагностическую карту все-таки было нужно.

Эту «благую» весть им принесут жизнерадостные сотрудники ДПС, объясняющие, что за непройденный техосмотр теперь положено штрафовать. Ведь с 1-го марта будущего года вступает в силу ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП.

Она предусматривает штраф за «управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Нюанс в том, что когда (или «если»?) будет официально отменен обязательный техосмотр для легковушек, для них вроде как перестанет существовать только обязательность прохождения ТО, а само по себе «оформление в установленном порядке» сохранится — по доброй воле, так сказать.

И, соответственно, штраф за отсутствие диагностической карты — тоже никуда не денется. В тексте статьи КоАП ведь ничего не сказано о том, что она не распространяется на авто частников.

Вот по этой самой причине уже весной будущего года сотрудники ГИБДД «на местах» начнут ежедневно собирать богатейший урожай автовладельцев-нарушителей.

А все потому, что в пылу борьбы за кресла в Госдуме, боссы-единороссы в своем законопроекте «об отмене техосмотра» забыли хоть как-то упомянуть о КоАП.

В результате «правоприменительная практика» будет отдана на откуп рядовых сотрудников ГИБДД. Какими проблемами для рядовых автовладельцев подобные ситуации обычно оканчиваются, все прекрасно осведомлены…

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

Техосмотр 2022: все новые правила, отмена у легковых авто б/у, осаго

Проверка технического состояния транспортных средств (или техосмотр) как норма контроля действует во многих странах мира.

Где-то это обязательная процедура для всех без исключения ТС (Великобритания), в других – техосмотр требуется лишь при постановке авто на учет или при смене владельца (Австралия), в третьих – муниципальные органы сами устанавливают свои правила прохождения ТО (США, Китай).

Столь разнообразная практика, причем, в своих странах зачастую довольно успешная, может меняться в зависимости от скорости обновления автопарка или меняющейся статистики по ДТП с участием неисправных автомобилей. Свои «оптимальные» нормативы для техосмотра продолжают искать и российские законодатели, которые на 2022 год запланировали очередные изменения в правилах прохождения технического осмотра.

Какие изменения произошли к 2022 году?

Последний официальный закон, который вносил изменения в правила прохождения техосмотра, был утвержден в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за режима самоизоляции.

Однако можно констатировать, что чиновники так и не завершили намеченную «реформу», поскольку уже сейчас законодатели рассматривают новый закон, который вовсе отменит техосмотр в 2022 году для большой категории автовладельцев.

Вместе с этим, с 1 марта введена новая норма, согласно которой от техосмотра освобождаются транспортные средства возрастом до 4 лет (ранее – до 3 лет).

Также согласно поправкам, техника возрастом 4-10 лет должна проходить осмотр один раз в два года (ранее это касалось 3-7-летних машин), а более 10 лет – ежегодно.

Такой же ежегодный техосмотр остался обязательным для автобусов, грузовиков и автомобилей такси.

Также с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты стала применяться электронная запись в базе данных ЕАИСТО. Это сделано для того, чтобы контролировать наличие техосмотра при помощи дорожных камер видеофиксации.

Штраф за отсутствие технического осмотра у автомобилей, принадлежащим физлицам, остался прежним – 2000 рублей.

Юридическим же лицам могут предъявляться более серьезные санкции – 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч – за повторное.

Отмена техосмотра в 2022 году

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

Весь 2021 год в обществе муссировались различные слухи, причем некоторые из них утверждали об уже свершившемся факте отмененного технического осмотра. Но на деле состоялась лишь отвязка диагностической карты от полиса ОСАГО: теперь для получения страховки предъявлять карту необязательно.

Техосмотр усиливают электроникой

Диагностические карты, подтверждающие прохождение техосмотра (ТО) машины, будут переведены в электронный вид. Процедура ТО будет сниматься на видео, данные будут передаваться в полицейское «облако». Государственный контроль за операторами передадут в ГИБДД.

Таково содержание новой редакции закона о техосмотре, принятой Госдумой в первом чтении. С помощью нововведений, которые обойдутся бюджету в 20 млн руб., власти хотят добиться от автомобилистов «честного» прохождения ТО, а не формальной покупки диагностических карт.

Думская оппозиция документ не поддержала: реформа лишь приведет к росту тарифов и коррупции, но саму проблему не решит — нужно отменять техосмотр для легковых авто.

Госдума сегодня приняла в первом чтении поправки в 170-ФЗ «О техническом осмотре» — центральный законопроект запланированной Минэкономики масштабной реформы ТО. В рамках нее также подготовлены поправки в КоАП и УК, парламент принял их в первом чтении 11 декабря, о чем уже рассказывал “Ъ” (в частности, вводится штраф в 2 тыс. руб. за управление машиной без техосмотра).

Основные нововведения описал выступавший в парламенте замминистра экономики Савва Шипов:

  • Каждый осмотр автомобиля в обязательном порядке будет сниматься на видео;
  • Операторы ТО установят камеры за свой счет (это стоит примерно 30 тыс. руб. для одной диагностической линии) и по сети будут передавать данные в облачное хранилище, которое организует МВД (это потребует примерно 20 млн руб. из бюджета);
  • Выдаваемая по итогам ТО диагностическая карта переводится полностью в электронный вид и формироваться будет с помощью электронной подписи;
  • Будет усилена защиты системы ЕАИСТО (базы данных всех техосмотров, ее курирует МВД), чтобы исключить заливку в нее данных о не прошедших осмотр машинах;
  • Закон также закрепляет предельную пропускную способность пункта техосмотра и запрет превышать ее более чем на 5%;
  • Более прозрачная процедура аккредитации операторов: документы будут выдаваться только после выездной проверки (сейчас это необязательно);
  • Госконтроль за работой операторов передается в ГИБДД, но часть контролирующих функций остается у страховщиков.

Все это в совокупности, заявил господин Шипов, позволит исключить практику, когда автомобилисты оформляют диагностические карты без предоставления машины на осмотр.

Для «адаптации» рынка закон вступит в силу через год после принятия.

Законопроект вызвал в парламенте волну критики. Глава комитета Госдумы по транспорту единоросс Евгений Москвичев заявил, что документ ко второму чтению нужно доработать: к нему есть «ряд существенных замечаний». «Положения, касающиеся диагностической карты, сформулированы неконкретно.

По передвижным станциям и диагностическим линиям надо посмотреть, какого они качества и как они сегодня сертифицированы,— заявил он.

— Очень много функций отдается Российскому союзу автостраховщиков, который начинает управлять процессами, которые, я считаю, должны выполнять органы исполнительной власти».

Все xml-блоки согласно законопроекту о техосмотре штраф за его отсутствие будет отменен

По мнению господина Москвичева, сертифицировать станции ТО должен Минпромторг.

А вот установку оборудования для реформы, по его мнению, должен оплачивать как раз Российский союз автостраховщиков (РСА), в «резерве которого есть миллиарды рублей от сборов ОСАГО, которые не используются».

«Для профессионального транспорта и для транспорта, который занимается коммерцией, надо требования усилить,— отметил депутат.— А что касается физических лиц, надо посмотреть, чтобы мы не вернулись к огромным очередям для прохождение техосмотра, которые были в 2011 году».

  • Напомним, именно тогда была проведена реформа ТО, в рамках которой контроль был передан из ГИБДД страховщикам, а талон техосмотра (и штраф за его отсутствие) были отменены.
  • Основная претензия представителей думской оппозиции (ни одна из фракций, кроме «Единой России», законопроект не поддержала) — бессмысленность поправок и риск роста тарифов на ТО (они, напомним, установлены решением региональных властей, Савва Шипов допустил, что в ходе реформы они «незначительно» увеличатся).
  • «Мы много лет обсуждаем эту тему. То вводим ТО, то отменяем, то придумываем какие-то схемы, в итоге получается полная профанация

,— заметил депутат от ЛДПР Сергей Иванов.— Во время техосмотра раз в год проверят тормоза, освещение, ремень, но где гарантия, что через день что-нибудь не сломается? Все это мертвому припарка».

«Иллюзий нет: тарифы вырастут минимум в полтора раза,— отметил коммунист Александр Куринный.— Потому что вся эта система видеофиксации, хранения данных ляжет на чьи-то плечи.

Огромное количество усилий и денег будет потрачено, чтобы хорошо жили автотехцентры и коррупционеры из РСА и ГИБДД. Едва ли от этого изменится ситуация с аварийностью».

По его словам, в других странах давно отказались от ТО для легковых авто как от бессмысленной процедуры, оставив ее только для грузовиков и автобусов.

Справоросс Олег Нилов поддержал идею об отмене техосмотра для легковых машин, предложив всем фракциям внести такой законопроект в Госдуму.

Иван Буранов

Операторы техосмотра попросили Минэкономики доработать законопроект о техосмотре к первому чтению в Госдуме. Речь шла о пересмотре чрезмерно низких, по мнению участников отрасли, тарифов на техосмотр, которые делают бизнес фактически убыточным.

Читать далее

Техосмотр не тонет: в 2022-м его всё-таки придётся пройти

История с техосмотром в России всё больше напоминает фарс. За последние шесть месяцев его отменяли и возвращали столько раз, что водители окончательно запутались. Мы попытаемся максимально внятно ответить на вопрос: что именно происходит с техосмотром, и кому придётся его проходить в любом случае?

Техосмотр снова переформатировали

С 1 марта 2021 года в России идёт реформа техосмотра, целью которой — вернуть процедуру из небытия. Развал системы начался десять лет назад, когда её вывели из зоны влияния ГИБДД и передали Российскому союза автостраховщиков. Штраф за езду без техосмотра был отменён, а получать диагностическую карту стали лишь для покупки полиса ОСАГО.

Реформа предполагала возврат штрафа за езду без диагностической карты в 2 тысячи рублей (с 1 марта 2022 года), фотофиксацию процесса техосмотра, переход от бумажных диагностических карт на электронные и огромные штрафы для пунктов техосмотра за фальсификацию процедуры. Формат техосмотра оставался прежним, а периодичность была утверждена ещё в 2020 году: первый раз — через четыре года после покупки машины, затем — каждые два года, а после достижения десятилетнего возраста — ежегодно.

Но в начале сентября этого года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения анонсировала законопроект, которые превращает техосмотр частных автомобилей в добровольную процедуру, кроме случаев смены собственника автомобиля, да и то если возраст машины превышает четыре года. Поддержать законопроект обещали депутаты ряда партий, и, по мнению профессионального сообщества, нынешняя инициатива будет воплощена в жизнь.

Так техосмотр отменён или это очередной вброс?

Несмотря растиражированный заголовок об окончательной победе над техосмотром, решение правительственной комиссии не гарантирует этого. Анонсированный законопроект не опубликован, поэтому точные формулировки пока не известны.

Помимо депутатов Госдумы его должен утвердить Совет Федераций и президент.

При этом, например, среди сенаторов нет единства в вопросе отмены техосмотра, и ранее часть из них ратовала за ускорение реформы, в частности, за перенос сроков введения упомянутого штрафа с марта 2022 года на октябрь 2021 года.

Несмотря на частичный перевод процедуры в разряд добровольных, правительство де-факто не отказалось от её демонтажа: техосмотр по-прежнему необходим для коммерческого транспорта (такси, автобусы, грузовые машины). Да и смена собственника у частных машин — не такой уж редкое явление, и порядка 7 млн российских автомобилей ежегодно меняют владельца.

При таком подходе властям придётся сохранять сеть станций техобслуживания и устанавливать для них тарифы, позволяющие работать по новым, более жестким стандартам.

Не исключено, что после всей шумихи принципы техосмотра автомобилей пересмотрят снова: за это ратуют не только операторы, уже вложившиеся в новое оборудование, но и ряд государственных деятелей.

Например, о необходимости обязательного техосмотра в августе 2021 года заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Показательным будет решение властей о штрафе в 2 тысячи рублей, который по нынешнему плану должен заработать в марте 2022 года. Фиксировать езду без диагностической карты будут автоматические камеры, причем с частотой до одного раза в сутки. Это означает, что месяце без техосмотра обойдется автовладельцу в 60 тысяч рублей.

В случае, если техосмотр для частников требуется лишь при смене собственника, логичнее в качестве меры выбрать невозможность поставить машину на учёт без диагностической карты. Если штраф для частников всё-таки введут (в нынешней редакции КоАП он есть только для коммерческого транспорта), это оставит возможность в будущем изменить правила и снова вернуться к обязательному техосмотру.

Почему с техосмотром столько неясностей?

Потому что в российском обществе, включая властные круги, нет единства мнений о необходимости процедуры.

В большинстве развитых стран с высокой автомобилизацией техосмотр или близкие по смыслу процедуры являются обязательными.

Но в России система начала гнить ещё в 90-е годы, всё больше превращаясь в формальность и нервотрёпку, поэтому «медведевскую» реформу десятилетней давности многие восприняли с энтузиазмом.

Тем не менее, в 2021 году власти запустили реформу, которая должна была возродить полноценный техосмотр. Она успела дать первые результаты: например, сократилось количество посредников, которые предлагали пройти техосмотр в заочном режиме.

Появились и прецеденты аннулирования диагностических карт, если постфактум устанавливалось, что их обладатели либо не посещали пункт техосмотра, либо машины имели существенные недостатки (трещины на лобовом стекле, следы незаконного тюнинга).

При этом реформа сразу шла с пробуксовками, например, за несколько дней до её начала премьер Михаил Мишустин ввёл полугодовую отсрочку для автомобилистов, чьи диагностические карты истекали в период до 1 октября 2021 года. А в августе для покупки полиса ОСАГО перестали требовать действующий техосмотр, и, по данным самих операторов техосмотра, в первую же неделю они заметили существенный отток клиентов.

Масла в огонь подлили и высказывания главы ГИБДД Михаила Черникова, который первым из высокопоставленных чиновников анонсировал идею перевода техосмотра в ранг добровольных процедур.

Несмотря на это, реформа шла своим чередом, и депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков на вопрос о её судьбе рассказал нам, что пока никакой законодательной инициативе об отмене техосмотра не было, а слова Михаила Черникова носят характер мнения.

И лишь теперь, накануне выборов, правительство и ряд партий анонсировали законопроект, который, по мнению экспертов, дойдет до принятия в той или иной форме. Вопрос лишь в том, сколько оговорок и уточнений будет сделано. Лобби в пользу обязательного техосмотра также достаточно сильно, поэтому история вряд ли закончена.

Страховой рычаг

Например, добровольность процедуры могут увязать с введением повышающих коэффициентов ОСАГО для тех, кто ездит без диагностической карты: многие из опрошенных нами экспертов считают, что страховые компании попробуют пролоббировать такой подход.

Есть и ещё один нюанс: в главе 14 закона об ОСАГО (которая остаётся неизменной) есть пункт о возможности регресса водителей, поправших в ДТП без действующей диагностической карты.

В этом случае страховая выплачивает пострадавшей стороне сумму компенсации, а затем взыскивает её со своего клиента (то есть виновного водителя) по процедуре регресса.

Правда, это возможно в случае, если ДТП произошло из-за технической неисправности, которую могли бы выявить во время техосмотра, то есть под регресс подходит не любое ДТП. Однако эксперты опасаются, что страховые, которые уже начали кампанию за повышение тарифов, воспользуются этой лазейкой и поставят регресс на поток.

В любом случае, следите за новостями: депутаты обещают одобрить новый законопроект в осеннюю сессию, а к марту 2022 года мы должны уже точно знать, кто именно получит ежедневный штраф за езду без карты.

В госдуме уточнили, кого будут штрафовать за езду без техосмотра

В Госдуме заявили, что профильные комитеты нижней палаты парламента возьмут на контроль ситуацию со штрафами для водителей за езду без карты техосмотра.

Во вторник, 9 ноября, депутаты ГД в первом чтении проголосовали за документ, согласно которому владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить техосмотр лишь при постановке на учет и в случае, если машина старше четырех лет. Обязанность проходить технический осмотр сохраняется в отношении автобусов, такси и грузового транспорта, который используется в коммерческих и служебных целях.

Как будет проходить техосмотр после того, как его сделают добровольным >>>

Отмечается, что от автомобилистов стали поступать обращения, в которых они спрашивают, как трактовать изменения в КоАП, которые вступят в силу с 1 марта 2022 года. Речь идет о норме, предусматривающей штраф в размере 2 тысяч рублей за езду без диагностической карты.

В Госдуме пояснили, что проект об отмене обязательного ТО в случае принятия станет базовым. Штрафы за езду без диагностической карты будут назначать владельцам тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным.

«На остальных штраф распространяться не должен», — пояснили в нижней палате парламента.

Депутаты намерены уточнить положения статьи 12.5 КоАП, чтобы избежать избежания двусмысленных трактовок и, как следствие, ошибок в правоприменительной практике.

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_903156', params: params }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); }

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *