Минфин объявил о завершении масштабных изменений в госзакупки и дальнейших нововведениях

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Кто может участвовать2021 годС 1 января 2022 годаС 1 января 2023 года
Только малый бизнес 15 дней 10 дней 7 дней
Все 30 дней 15 дней 10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Минфин объявил о завершении масштабных изменений в госзакупки и дальнейших нововведениях

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе2021 годС 1 января 2022 года
Заявка Из двух частей Единая заявка
Можно внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время торга Не ограничено Не больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Минфин объявил о завершении масштабных изменений в госзакупки и дальнейших нововведениях Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей. К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на  secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.

Госзакупки станут проще, быстрее и прозрачнее

Минфин объявил о завершении масштабных изменений в госзакупки и дальнейших нововведениях

Экспонат ежегодной выставки «Госзаказ» / Максим Стулов / Ведомости

Минфин намерен существенно доработать и усовершенствовать механизм госзакупок. С этой целью ведомство подготовило пакет поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ).

«Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок.

В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса», – указывается в пояснительной записке к подготовленному Минфином законопроекту.

При этом повышается предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при их проведении с 500 000 до 3 млн руб. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы.

Еще одна поправка дает возможность заказчикам обсудить все детали закупки с потенциальными поставщиками «на этапе планирования закупки (до размещения извещения об осуществлении закупки)». Это должно способствовать повышению качества закупок и выбору самого подходящего исполнителя госконтракта.

В действующем законе такого не предусмотрено – обсуждения деталей госконтракта и компетенций поставщиков возможны только во время конкурсных процедур.

По новому порядку сама процедура отбора поставщика и заключение с ним договора должна проходить очень быстро: 4 рабочих дня дается на размещение заявок, 2 рабочих дня – на их рассмотрение, по 1 дню – на заключение контракта для каждой стороны.

Информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из единого государственного реестра юридических лиц.

«Законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок по единым формам электронных документов», – подчеркивается в пояснительной записке. Это должно сократить количество документов, минимизировать возникновение ошибок технического характера, автоматизировать процесс формирования извещения об осуществлении закупки.

По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, принятие поправок законопроекта позволит завершить переход к электронному документообороту на всех этапах госзакупок. Результатом станут «сокращение способов закупок, унификация и упрощение всех процедур, типизация контрактов, повышение гибкости при исполнении контрактов», – отметил замминистра.

Основные проблемы в сфере госзакупок сегодня – это нарушение сроков поставки товаров или выполнения работ, некачественное исполнение заказа, картельные сговоры между участниками закупок, задержка оплаты заказчиком, расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке, перечисляет Сергей Габестро, общественный омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей Борисе Титове. «Планируемые изменения в закон о контрактной системе делают более доступной эту сферу для бизнеса, так как в первую очередь связаны с упрощением процедур закупок, т. е. более простые и автоматизированные», – пояснил он «Ведомостям». К примеру, «обязательное электронное актирование (использование ЕИС) делает более прозрачным стадию исполнения контрактов: обеспечивает своевременную оплату, порядок и сроки приемки выполненных обязательств по контракту», – отмечает эксперт.

Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский оценивает законодательную инициативу Минфина более сдержанно.

По его мнению, упрощение процедур направлено лишь на борьбу с коррупцией в сфере госзакупок, но «не на поставку качественных товаров, работ и услуг в интересах граждан».

«На данный момент двухэтапный конкурс как способ определения поставщиков лидирует среди других способов и по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку), и по экономии (20,8%).

Исключение этого способа торгов «во имя унификации» или «в связи с невостребованностью» ничем не обосновано», – говорит эксперт. Он считает, что надо «не исключать и упрощать, а расширять ассортимент способов закупок, так как заказчики сталкиваются с совершенно разными закупочными ситуациями, и максимальную эффективность могут продемонстрировать разные способы торгов».

Например, рассказывает эксперт, Дальневосточная генерирующая компания недавно провела двухэтапный конкурс на право заключения договора на поставку угля для электростанций: на первом этапе были выявлены заинтересованные в поставке участники и прописаны технические требования; на втором – проведен конкурс по разработанным в результате первого этапа техническим требованиям. Как итог, были заключены договоры с шестью разными участниками, а общая экономия достигла 20%.

Читайте также:  Увольнение женщины с ребенком: могут ли уволить мать с детьми, как и когда, особенности

«То есть вместо сужения всего до трех способов регулятору надлежит ввести новые способы, такие, например, как конкурентные переговоры», – считает Головщинский. По его словам, не стоит расширять и долю аукционов в госзакупках. «Электронные аукционы создают имитацию конкуренции. Только 32,4% электронных аукционов признаны состоявшимися», – говорит он.

Габестро предлагает пересмотреть подход к определению эффективности закупок по критерию «цена», так как это хороший критерий результативности для однородных товаров с фиксированным качеством, но плохой для сложных продуктов и работ.

«Возможно, необходимо пересмотреть роли стоимостных и нестоимостных критериев в определенных законом формах закупок», – говорит специалист.

Он считает, что законодатели должны оградить заказчиков от недобросовестных поставщиков внесением их в черный список: если однажды поставщик предоставил недостоверную информацию и документы о себе, он не должен впредь допускаться к торгам.

По итогам III квартала 2020 г. объем госзакупок в рамках 44-ФЗ по всем отраслям экономики снизился по объему начальных максимальных цен (НМЦ) на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,98 трлн руб. Об этом сообщил на прошлой неделе оператор федеральной электронной площадки – компания «ТЭК-торг».

Согласно отчету оператора наилучшую восстановительную динамику по объему НМЦ показывают такие направления, как сооружения и строительные работы в области гражданского строительства; оборудование компьютерное, электронное и оптическое; здания и работы по возведению зданий.

К рынкам с наихудшей восстановительной динамикой по объему НМЦ относятся: услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа; металлы основные; средства транспортные и оборудование, проч.

В целом по количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.

Минфин объявил о завершении масштабных изменений в госзакупки и дальнейших нововведениях

Госзакупки переехали

Непрерывная модернизация Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок и прирост числа ее пользователей потребовали ее переноса на серверы собственного центра обработки данных (ЦОД) Минфина в Дубне. Это позволило на четверть увеличить IT-мощности ведомства, поясняют в Федеральном казначействе (ФК).

Впрочем, планы по совершенствованию системы госзакупок этим не ограничатся: уже в рамках единого ведомственного ЦОД Минфин продолжит развивать и взаимоувязывать системы цифрового госуправления, «Электронный бюджет» и его платежную систему, а также «ответные» системы заказчиков и подрядчиков, в первую очередь в рамках приоритетных нацпроектов, замыкая «цифровой периметр» бюджетных расходов.

Казначейство завершило проект по миграции ЕИС в сфере закупок в центр обработки данных Минфина в Дубне — первыми, напомним, туда переехали в 2015 году серверы Федеральной налоговой службы, главного тогда IT-проекта Белого дома.

Переезд ЕИС существенно сократит издержки на ее обслуживание — по данным “Ъ”, до сих пор Казначейство использовало для ее работы арендованные мощности Гознака, что стоило бюджету около 1 млрд руб. в год.

Также переезд дал ФК возможность использовать серверы архитектуры х86 (серверные мощности Гознака в части баз данных опираются на архитектуру IBM) — то есть перевести серверные приложения на открытый код; расширил возможности программистов ведомства по разработке собственных приложений и избавил их от привязки к бренду, обеспечив экономию на закупках самих серверов за счет более широкого предложения.

В ФК указывают, что по объему хранимых и обрабатываемых данных, сложности программного кода, количеству реализованных бизнес-процессов, контролей и аналитических функций ЕИС является одной из наиболее масштабных государственных информационных систем: в ней, напомним, размещаются сведения о госзакупках по законам о контрактной системе (ФЗ-44, на 8,2 трлн руб. в год) и закупках госкомпаний (ФЗ-223, на 23,5 трлн руб.). Сейчас в системе зарегистрировано более 750 тыс. организаций заказчиков и поставщиков, при этом ежесуточно в ней работает более 2,5 млн пользователей и совершается более 300 млн трансакций. Ежегодный прирост объемов данных составляет 14 млн юридически значимых документов.

Одновременно ЕИС является системой анализа и контроля достоверности данных по госзаказу: на ее основе формируются отчеты Минфина, Счетной палаты и других ведомств.

«Все это сформировало новые требования к производительности, безопасности и масштабированию ЕИС и ЦОД, к чему мы готовились без малого один год»,— отметила курирующая ведение ЕИС и вопросы госзакупок заместитель главы Казначейства Анна Катамадзе. Новая система увеличила текущую производительность ФК более чем на 25%.

По данным “Ъ”, объем миграции составил около 1,4 петабайта данных — де-факто это весь объем архивов ЕИС за все годы.

При этом переезд был завершен практически за одну неделю, преимущественно в выходные: «выключать» отдельные блоки ЕИС при смене поддерживающих их виртуальных машин (их более 700) службе пришлось лишь на два рабочих дня.

Сама ЕИС постоянно развивается в соответствии с законодательными изменениями: так, отдельные работы по расширению функционала ЕИС связаны, например, с введением в госзаказ протекционистских мер и обязанности участников закупок указывать страну происхождения товаров (см. “Ъ” от 4 февраля и 3 июля).

Также ФК только что внедрило систему электронного актирования, то есть «замыкания» в ЕИС всего цикла госзаказа — от планирования до приемки.

До конца года запланирована и дальнейшая интеграция ЕИС с системой «Независимый регистратор» для повышения качества мониторинга работы пользователей ЕИС и электронных площадок.

Впрочем, модернизация ЕИС — лишь часть работ финансовых властей по повышению прозрачности управления госфинансами и консолидации в Казначействе бухгалтерского контроля бюджетного сектора.

В частности, ЕИС предстоит интеграция с централизованной бухгалтерией ведомств и бухгалтериями заказчиков и поставщиков.

Ранее Минфин также оформил в проектах подзаконных актов концепцию взаимодействия ЕИС с «Электронным бюджетом» для улучшения контроля над исполнением и оплатой контрактов (см. “Ъ” от 4 сентября).

Предполагается, что концентрация всех вычислительных мощностей Минфина в одном центре упростит построение связей между его информационными системами и увеличит глубину и скорость развертывания «электронного государства».

Диана Галиева, Олег Сапожков

Минфин предлагает подготовиться к точечной коррекции закупочного законодательства в I половине 2022г

Минфин РФ предлагает провести анализ нововведений в сфере закупок для точечной коррекции закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) в первой половине следующего года, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Санкт-Петербургского форума контрактных отношений.

«Период масштабных правок 44-ФЗ завершен, – сказал Лавров. – Остались вопросы, но точечные. Необходимо стабилизировать состояние закона и подзаконных актов, отлаживать правоприменительную практику».

При этом заместитель министра отметил, что уже в течение весенней сессии Госдумы РФ можно будет скорректировать, поправить те или иные положения закона.

Но для этого необходимо уже сейчас провести мониторинг и анализ, в том числе, силами участников рынка госзакупок, новых положений 44-ФЗ (большинство из них вступает в силу с 1 января 2022 года), чтобы в январе–марте принять точечные поправки.

Сам Минфин в настоящее время сосредоточен на подготовке изменений в нормативные правовые акты в сфере госзакупок. «До конца года необходимо скорректировать, принять отменить, уточнить более 60 НПА, – подчеркнул Лавров. – Работа идет не просто, но пока находимся в графике».

Как сообщалось, оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле текущего года. Эти поправки предусматривают сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок и т.п.

«Законопроект предусматривает не отдельные поправки, а комплекс изменений, который системно поменяет редакцию 44-ФЗ, – говорил ранее Лавров. – Его суть – упрощение, унификация и ускорение закупок».

К основным нововведениям оптимизационного пакета поправок регулятор относит сокращение числа способов закупок – до 3 с 11 по действующей редакции 44-ФЗ.

Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. Так, запрос котировок можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13 в настоящее время.

Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов – до 18 дней.

Реализация этих и других норм позволят, как предполагается, провести полную автоматизацию закупочных процессов, и прежде всего идущих вслед за подписанием контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, о приемке товаров, работ, услуг.

Читайте также:  Формирование очереди и порядок приема в детский сад в Новосибирске в 2022 году: особенности и правила постановки, необходимые документы, льготный список и электронная очередь, узнать свой номер

Новые оптимизационные положения 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно – с 1 января 2022 года по 1 июля 2023 года, по мере реализации в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок функционала, необходимого для выполнения закупочных процессов, предусмотренных новыми нормами.

Госзакупки во время санкций 2022: что изменится

Технические задания на многие товары изменятся, как изменится и каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, используемый в госзакупках.

Скорее всего, будут существенно смягчены требования к нормированию закупок, дав заказчикам больше возможностей для закупки нужных товаров, работ и услуг. А вот требования, касающиеся национального режима, наоборот, очевидно станут жестче, ограничив возможность поставки иностранной продукции.

Какие изменения коснутся сферы государственных закупок, рассказывает Мария Изварина, основатель и генеральный директор ТА «Концепт».

Неустойка за неисполнение госконтракта

Госдума приняла закон о социально-экономических мерах поддержки граждан и бизнеса, который, в числе прочего, предусматривает предоставление поставщикам по госконтрактам временных послаблений при их заключении и исполнении.

Так, например, кабмин получил право устанавливать случаи и порядок списания начисленных поставщику неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

Послабления медицинским компаниям

Также, одним из наиболее значимых изменений стало предоставление медицинским организациям права до 31 декабря текущего года закупать у единственного поставщика лекарственные препараты, расходные материалы и медизделия, произведенные единственным производителем на территории РФ или других стран, не вводивших антироссийские санкции.

Кроме того, отдельно была внесена норма, позволяющая медицинским организациям приобретать больше медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации для инвалидов по упрощенной схеме — через электронный запрос котировок.

По мнению законодателя, это позволит значительно сократить сроки закупок. При этом начальная цена контракта, при которой разрешается пользоваться упрощенной системой, повышается с 3 до 50 млн рублей, а годовой объем закупок медицинских изделий увеличивается со 100 до 750 млн рублей.

Норма о закупке у единственного поставщика ряда лекарственных препаратов также не вызывает никаких сомнений: даже в спокойное время проведение торгов на подобные закупки не всегда целесообразно.

А вот норма о возможности проведения запросов котировок с увеличенной НМЦК на медоборудование, на мой взгляд, вряд ли существенно облегчит ситуацию в данной отрасли, так как и процедурно, и по срокам закупки запрос котировок не так сильно отличается от электронного аукциона.

Изменение условий контракта

Еще одно положение вышеописанного закона предусматривает, что по решению правительства РФ, властей субъектов или местной администрации возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон. Эту норму распространили на госконтракты, заключенные до 1 января 2023 года.

Новые правила закупок из-за ограничений

Здесь поговорим про постановление кабмина, согласно которому сведения о закупках заказчиков, в отношении которых недружественными иностранными государствами введены политические, экономические санкции (или иные меры ограничительного характера), а также информация о поставщиках, с которыми такими заказчиками заключены договоры, с 7 марта 2022 перестают размещаться в ЕИС и носят конфиденциальный характер. Проект постановления уже утвержден, главной его целью указано нивелирование последствий ограничительных мер, введенных недружественными иностранными государствами.

Изменения предоставят заказчикам возможность проводить конкурентные закупки в закрытой форме (в том числе и в электронной, на специализированной электронной площадке), а также направлены на защиту поставщиков от введения вторичных санкций за участие в закупках таких заказчиков.

Однако не могу не отметить, что «закрытие» информации о закупках также имеет и оборотную сторону — возможное повышение коррупционных рисков, которые тоже могут нанести существенный вред и без того переживающей не лучшие времена экономике.

Заказы с импортной продукцией

Не остались в стороне и власти в регионах: мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с руководителями предприятий торговли и услуг, состоявшейся 10.03.

2022, поручил столичным департаментам и заказчикам развернуть все заказы с импортной продукции на отечественную, локализовать ее, создать систему долгосрочных заказов.

Целью данного поручения является долгосрочное обеспечение столичных предприятий, определение ими объемов заказов и возможности прогнозирования инвестиций.

Он также сообщил о решении московских властей в полном объеме сохранить государственный заказ, а также кредитовать его — авансировать до 70%, чтобы обеспечить закупку товаров, оказание услуг и выполнение необходимых работ для города Москвы. По мнению градостроителя, заявленный объем довольно значителен и позволит в целом поддержать российскую экономику.

Норма об авансировании госзаказа, конечно же, на бумаге звучит довольно интересно. Но с учетом существенно меняющихся на коротком промежутке времени цен на товары — вряд ли решит какую-то проблему сама по себе.

При этом авансирование госзаказа, к сожалению, почти неизбежно приведет к хищениям в данной сфере из-за недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей, избавиться от которых полностью невозможно ни усилением контроля за исполнением контрактов, ни ужесточением ответственности в случае их неисполнения.

Рассматривая принятые правительством меры целостно, без отрыва друг от друга, можно сделать вывод, что проводимые изменения выглядят вполне адекватным ответом в сложившейся ситуации.

Однако нельзя исключить вероятность того, что некоторые из них могут сказаться на экономике не лучшим образом: в случае недостаточного контроля за практикой их исполнения есть риск возрастания коррупции в сфере.

Впрочем, подобные опасения вызывает лишь незначительная часть всех принятых мер, в большинстве своем они весьма рациональны и своевременны. Особенно хочется подчеркнуть оперативность их принятия, что, в целом, несвойственно сфере госзакупок.

Мнение экспертов

С момента введения новых санкций одна из электронных площадок заявила, что отрасль госзакупок в РФ не ожидает критических последствий из-за событий последних дней, а также подчеркнула отсутствие санкционных рисков и объявила о проведении торгов в штатном режиме.

Однако на практике проблемы все же встречаются: DDoS-атаки, совершаемые преимущественно с зарубежных адресов на протяжении всех последних дней в режиме нон-стоп, вынудили многих российских телекоммуникационных операторов и провайдеров экстренно проводить масштабные работы по внедрению новых средств защиты. Совокупность этих фактов вынудила ранее упомянутую электронную площадку заявить о проблемах в работе сайта и предупредить клиентов о возможных трудностях, несмотря на недавнее заявление об отсутствии проблем. На сегодняшний день их работа восстановлена, однако риск возникновения сбоев на серверах все еще существует.

При этом, сами по себе электронные площадки, принадлежащие преимущественно крупным игрокам банковской отрасли, имеют ресурс для противодействия кибератакам. А вот официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок, и так никогда не отличавшийся особенной стабильностью в работе, вполне может стать слабым звеном в плане устойчивости информационной части закупок.

По мнению экспертов, средний запас прочности российских предприятий при условии прекращения вообще всех внешних закупок, составляет от 3 до 6 месяцев. За последние 8 лет большинство компаний успели разработать эффективные антикризисные планы, позволяющие заместить ключевые позиции и минимизировать возможность системных рисков, а также обеспечить непрерывность работы бизнеса.

В данном случае нет и не может быть каких-то простых решений. В каких-то сферах «импортозамещение» действительно уже давно имеет место быть, что позволяет говорить о готовности их представителей к полному отказу от импорта. Однако в сферах, зависимых от поставок «подсканкционных» стран, таких, как поставка сложного медицинского оборудования, например, ситуация далека от простой.

Итоги

Если говорить о ситуации в целом, то, безусловно, она сложная, и останется таковой еще продолжительное время. Однако радует «точечность» и оперативность принимаемых мер.

Прогнозы на будущее сферы пока делать рано, но в глобальном смысле нас ожидает снижение количества открытых конкурентных закупок и их участников, а также увеличение затрат на госзакупки.

Причиной такому прогнозу является, собственно, рост цен, запрет импортных товаров и указанное ранее ослабление конкуренции.

Но главный вопрос о том, как все это скажется на эффективности закупок, на мой взгляд, пока остается открытым.

Закупки по закону № 44-ФЗ в условиях действия санкций и ограничительных мер

11.03.2022

В марте 2022 года произошли существенные изменения состояния конкурентной среды и других экономических факторов, влияющих на функционирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Президент России, Правительство, Федеральное Собрание принимают экстренные меры в целях недопущения и (или) минимизации негативных последствий введенных санкций и ограничительных мер.

К сожалению, принятые по состоянию на 10 марта 2022 года поправки в законодательство о контрактной системе пока не могут гарантировать стабильных поставок товаров, работ и услуг для госнужд.

Многое еще предстоит сделать как на федеральном уровне, так и в регионах.

Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» только намечены первоочередные меры по сохранению стабильности поставок и поддержке участников контрактной системы:

  • предусмотрены ускоренные закупки медицинских изделий способом электронного запроса котировок;
  • Правительство должно определить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (скорее всего, по схеме, которая действовала в 2020 году и подробно регламентирована в постановлении от 4 июля 2018 г. № 783);
  • введены новые случаи и расширены возможности для закупок товаров и услуг у единственного поставщика (исполнителя) в отношении лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, средств реабилитации (однако, закупка предусмотрена в электронной форме без определения площадок и порядка реализации этой электронной процедуры, что вызывает многочисленные вопросы и препятствует использованию новых случаев закупки у единственного поставщика по пп. 5.1 и 5.2 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
  • предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон существенных условий заключенных до 1 января 2023 года контрактов, но только на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (как показала практика действия аналогичных мер в 2015-2016 гг. и в 2020 г., получить согласие заказчика и решение органа власти на увеличение стоимости заключенных на докризисных условиях контрактов достаточно проблематично для большинства работающих в сфере госзакупок поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • Правительству РФ и органам власти субъектов РФ предоставлена возможность на срок до 31 декабря 2022 г. вводить дополнительные случаи осуществления закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Читайте также:  Алименты на ребенка с матери: размер в 2022 году, условия, особенности и порядок взыскания

Наибольшие сложности в настоящий момент вызывает поставка по ранее заключенным контрактам импортных товаров, а также отсутствие заявок участников закупок по объявленным заказчиками процедурам. Поставщики, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, отказываются от исполнения контрактов, либо предлагают заказчикам их расторжение по соглашению сторон.

Закон № 44-ФЗ в действующей редакции не запрещает заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон и провести новую закупку, но такие действия не соответствуют интересам и потребностям заказчиков.

Логично, что большинство заказчиков предпринимают попытки взыскать неустойку (штраф, пеню) с контрагента в связи с неисполнением обязательств по контракту и направить информацию в ФАС России для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, многие заказчики могут столкнуться в этом году с сокращением бюджетного финансирования, что не позволит им провести новую закупку с учетом резкого роста цен.

Следует напомнить поставщикам, что постановлением от 30.06.2021 № 1078 предусмотрены основания для отказа в сложившейся ситуации во включении информации о поставщике в РНП, в частности, когда поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

  • принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
  • надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Поставщикам, попавшим в сложную экономическую ситуацию при исполнении контрактов, сейчас необходимо собирать такие доказательства принятия мер и (или) наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, согласно требованиям части 2 статьи 94 закона № 44-ФЗ, поставщик обязан предоставлять достоверную информацию заказчику о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.

Бесперебойное оказание государственных услуг, функционирование образовательных, медицинских, социальных организаций, сохранение рабочих мест и предпринимательства в настоящее время зависят от оперативных и разумных мер поддержки, реализуемых на всех уровнях власти. Участникам контрактной системы сегодня необходимы простые и понятные решения, которые позволят заказчикам — вовремя получить необходимые товары, работы и услуги, а поставщикам — сохранить свои предприятия и рабочие места.

Мэр Москвы Сергей Собянин уже объявил о первоочередных мерах поддержки поставщиков в городе Москве:

Остается самое сложное: принятие конкретных правовых актов, доведение новых правил закупок до участников контрактной системы, обеспечение эффективного механизма реализации объявленных мер поддержки.

Материал подготовлен преподавателем АНО УМЦ «Финконт», к.э.н. Богацкой С.Г.

  • Больше подробностей о мерах поддержки заказчиков и бизнеса в условиях санкций расскажем на наших курсах и семинарах:
  • 44-ФЗ: Семинар с участием ФАС для заказчиков и поставщиков.
  • 44-ФЗ: Курс с участием ФАС для заказчиков и поставщиков (16 часов очно, 8 заочно; для повторного обучения).

Как изменятся для поставщиков госзакупки c 01.07.2021 года | Контур.Закупки

За последние три месяца в законную силу вступило несколько новых правил в закупках по 44-ФЗ. Некоторые из них начнут действовать с 1 июля, а другие чуть позже.

Что изменилось в закупках по 44-ФЗ?

С 1 мая 2021 года часть заказчиков обязана получать электронное актирование 

Согласно тексту Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 заказчики федерального уровня и подведомственных учреждений обязаны включать в контракт новое условие — возможность подписания электронного вида документа о приёмке в ЕИС. Список ведомств включает в себя такие организации как, например, МВД РФ, Управление делами президента, ФСИН и т.д.

Особенности электронного актирования в ЕИС: инструкция для поставщиков

С 14 мая федеральные заказчики обязаны производить оплату за 10 дней 

Данное правило вводится нормами Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667. Однако, имеется исключение – контракты, которые заключены с целью обеспечения безопасности государства и обороны страны.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Подробнее читайте Установлен предельный срок оплаты государственных контрактов

Кроме того, текст Постановления утверждает новый срок оплаты по контрактам, исполняемым в декабре 2021 года:

  • ​В случае, если срок исполнения контракта с 1 по 20 число включительно, то заказчик обязан произвести оплату не позже, чем за 1 рабочий день до конца года. При этом допускается использование денежных лимитов на текущий год, а при оплате в следующем году – новые лимиты.
  • В случае, когда срок исполнения контракта приходится на период с 21-го по 31-е число последнего месяца года включительно, то оплату производят в следующем году в пределах лимитов на следующий год.

С 11 июня уменьшилось число банков, в которых участникам закупок можно открыть спецсчета 

Согласно тексту Распоряжения Правительства № 1591-р от 11.06.2021 и № 1707 от 24.07.2021 из перечня финансовых организаций были исключены филиалы Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, а также филиалы Хоум Кредит Банка. Данное исключение снизило количество банков до 24.

 Как оформить заявления на открытие спецсчёта в Контур.Закупках

С 1 июля упраздняется требование к поставщикам указывать в заявке ИНН своих учредителей

Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.

С 1 июля изменяются правила включения в РНП 

Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.

Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.

С 5 июля 2021 года подать жалобу в ФАС можно через ЕИС 

Подать жалобу можно как на заказчика, так и на его комиссию или же на уполномоченный орган. Для подачи жалобы необходимо быть участником электронной закупки, зарегистрированным в системе.

Как правильно составить и подать жалобу по 44-ФЗ

При этом следует учитывать, что:

  • Заполнение формы жалобы производится автоматически, достаточно указать только идентификационный код закупки;
  • Правильность заполнения и соблюдение сроков также носят автоматический характер;
  • Все поданные жалобы и принятые по ним решения автоматически вносятся системой в Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок.

Произошли изменения правил осуществления закупок конкретных товаров или услуг

Согласно новым правилам, запрещается в одном контракте или лоте объединять медицинские изделия разных видов в соответствии с номенклатурной классификацией из Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

Была введена предельная НМЦ, в случае её превышения, закупка медицинских изделий одним лотом невозможна. Отмечается, что размер предельно допустимой цены напрямую зависит от прошлогодней суммы закупок этого лекарства:

  • Если потратили менее 50 млн рублей, НМЦ = 600 000 руб.
  • От 50 до 100 млн рублей, НМЦ = 1 млн руб.
  • Более 100 млн — 1,5 млн руб.

Изменения, планируемые в закупках по 44-ФЗ

С 1 января увеличение доли госзакупок у СМП и СОНКО и сокращение сроков произведения оплаты по всем контрактам

В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:

  • не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.

С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:

  • до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • до 10 рабочих дней — при остальных закупках.

Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.

Осуществлять закупку продукции и получать услуги СМИ у единственного поставщика разрешат всем госзаказчикам

В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:

  • печатные или электронные издания;
  • доступ к этим электронным изданиям.

При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.

Будет произведена корректировка правила нацрежима в части товаров

Согласно предложению Минпромторга планируется осуществление корректировки правил нацрежима по Постановлению правительства № 616, что приведёт к тому, что часть «запрещёной» продукции будет переведена в перечень продукции с ограниченным доступом. Таким образом, из списка «запретных» товаров будут исключены:

  • текстильные ткани;
  • обувь и одежда;
  • телекоммуникационное оборудование.

При этом часть товарных групп запретят закупать у иностранных производителей, а именно:

  • мостовые и козловые краны;
  • пассажирские лифты;
  • промышленные кондиционеры.

При этом будут расширены основания для произведения закупки товаров из перечней постановления № 616 без ограничений — у единственного поставщика. Заказчики смогут купить любой товар, при условии, что:

  • закупается 1 единица товара стоимостью не выше 300 тыс. руб.;
  • закупается совокупность таких товаров, а их суммарная стоимость менее 1 млн руб., за исключением ряда продукции.

Кроме того, упразднится данный запрет и при наступлении необходимости экстренной или аварийной закупки. При закупке подтверждение страны теперь будет производиться не выпиской из реестра, а просто номером. В некоторых случаях в составе заявки достаточно включить декларацию о стране происхождения товара.

Как повысить рентабельность участия в госзакупках

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *