Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Пособие по бедности в России в 2021 году – это мера социальной поддержки малообеспеченных слоев населения со стороны государства. Учитывая нестабильную экономическую ситуацию в РФ на фоне кризиса и пандемии коронавируса, внушительная часть граждан осталась без работы, либо их доходы упали ниже официально установленного в стране прожиточного минимума.

В таких ситуациях Правительство вынуждено оказывать людям и их семьям материальную помощь до тех пор, пока они не смогут самостоятельно стабилизировать качество жизни.

Что говорит закон

Первое предложение о создании законопроекта, подразумевающего материальную поддержку малоимущих, было выдвинуто еще несколько лет назад. На сегодняшний день каждый гражданин РФ уже имеет возможность получить социальное обеспечение в размере разницы его месячного дохода и уровня прожиточного минимума в субъекте федерации, где он официально зарегистрирован.

На рассмотрении в Минфине РФ находятся поправки к упомянутому закону, подразумевающие дополнительные выплаты населению.

Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Однако подобные документы требуют пересмотра бюджета, который находится в состоянии дефицита уже несколько лет. Поэтому, основной действующий в 2021 году закон, принятый властями и направленный на помощь малоимущим – это ФЗ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 и поправки, выпущенные к нему за последние 15 лет.

Кто может рассчитывать на получение пособия

Помимо малоимущих, ФЗ №256 также гарантирует финансовую помощь другим лицам, чей уровень жизни отвечает определенным критериям. Размер выплат устанавливается региональными властями на текущий год.

В категорию льготников, в соответствии с текстом документа, попадают следующие граждане:

  1. семьи, официально признанные многодетными. Необходимо подтвердить факт воспитания троих и более детей до 16 лет;
  2. неполные семьи, где мать или отец вынуждены воспитывать и обеспечивать детей без второго родителя;
  3. семьи, в которых на иждивении проживает ребенок с отклонениями в развитии, признанный инвалидом;
  4. родители, воспитывающие двух несовершеннолетних детей;
  5. беременные женщины, при постановке на учет в аккредитованном медицинском учреждении;
  6. матери, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  7. семьи, воспитывающие ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, при признании их малоимущими;
  8. отдельные категории населения, не имеющие возможность осуществлять полноценную трудовую деятельность в силу основной занятости в других местах. Например, учащиеся дневных отделений государственных ВУЗов нашей страны.

Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Ежемесячное пособие на ребенка семьям полагается не только биологическим родителям. Но также любым лицам, оформившим опекунство. После регистрации факта усыновления и получения соответствующих документов, опекуны имеют те же права и обязанности, что и официальные родители.

Условия для получения пособия

Далеко не каждый гражданин РФ может получить денежные выплаты от государства.

Для того, чтобы попасть в категорию нуждающихся слоев населения, необходимо доказать следующие факты:

  • ежемесячный совокупный доход гражданина менее размера прожиточного минимума в регионе его проживания;
  • человек не располагает денежными средствами для покупки базового набора материальных благ, обеспечивающих качественный уровень жизни.

Приоритет при назначении ежемесячных выплат органы местного самоуправления в конкретном регионе отдают семьям с детьми, не достигшим совершеннолетия. Но даже такие незащищенные слои населения должны подтвердить тот факт, что они находятся за чертой бедности.

Какие документы необходимо предоставить для получения пособия

Назначение пособия по бедности подразумевает проведение стандартных бюрократических процедур.

Перед тем как получить выплаты, граждане обязаны предоставить в органы местного самоуправления следующий пакет документов:

  1. письменное заявление с просьбой о назначении периодических отчислений в пользу социально нуждающихся слоев населения;
  2. идентификационные данные гражданина;
  3. данные о составе семьи: сколько несовершеннолетних детей находятся на иждивении, их возраст, а также сведения из свидетельств о рождении;
  4. справка по форме 2-НДФЛ с места трудоустройства для работающих граждан или документ из ПФР, подтверждающий назначение иных социальных пособий;
  5. информация о банковском счете для перечисления полагающихся выплат;
  6. при оформлении опекунства потребуются дополнительные документы, предусмотренные законом.

Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Процедура рассмотрения каждой заявки от граждан на разных уровнях отнимает определенное время. Поэтому задуматься о предоставлении данных лучше заранее.

В случае если пособие назначается по утрате кормильца, который пропал без вести, перед обращением в фонд социального страхования, необходимо уведомить правоохранительные органы об этом факте для возбуждения уголовного дела и организации розыска данного лица.

В каком виде предоставляется пособие

Выплаты от государства для малоимущих могут осуществляться не только в денежном эквиваленте.

Семьи и отдельные граждане, попадающие под категорию малообеспеченных слоев населения, могут рассчитывать на следующие виды помощи:

  • детские пособия в виде безналичных перечислений родителям или опекунам несовершеннолетних лиц;
  • льготы при необходимости получения ипотеки для улучшения жилищных условий;
  • предоставление вычетов при уплате налогов с доходов указанных лиц;
  • льготные условия использования общественного транспорта;
  • бесплатное питание в детских учебных учреждениях;
  • набор продуктов для поддержания нормальной жизнедеятельности новорожденного.

Сумма денежных средств, затрачиваемых на меры социальной поддержки населения, определяются исходя из планирования федерального бюджета на будущий год. Малоимущие граждане могут получить информацию о размере выплат и их индексации в органах администрации территориального образования по месту прописки.

Таблица выплат малоимущим

Вид помощи Размер помощи Примечания
Разовая денежная выплата по рождению ребенка Наличие и размер такой помощи определяется исключительно властями региона Важно понимать, что хоть Федеральные Законы и закрепляют подобное право за каждой матерью, конкретные органы исполнительной власти могут оказать финансовую помощь на ребенка семьям, в целях компенсации затрат, например, на детские товары
«Путинское» пособие на детей до 3 лет Равняется прожиточному минимуму конкретного региона Начисляется в случае наличия среднедушевого дохода ниже уровня прожиточного минимума
Выплаты на детей до 7 лет Равняется половине прожиточного минимума конкретного региона При условии, что доходы не превышают прожиточный минимум
Поддержка несовершеннолетних детей (до 18 лет) Устанавливается конкретным регионом Получают малоимущие
На питание беременных или кормящих матерей Устанавливается конкретным регионом Все индивидуально – некоторые регионы помогают продуктами питания, а в столице помощь полу малоимущие на карту москвича
Пособие при отсутствии возможности посещать детский сад Устанавливается конкретным регионом при наличии нехватки свободных мест в детсадах Зависит от региона
 
Льготы на пользование общественным транспортом для учащихся школ
Устанавливается конкретным регионом В основном льготы получают все, но иногда помощь получают только школьники, живущие далеко от учебного заведения
Помощь в оплате детского сада Устанавливается конкретным регионом, но чаще всего, это компенсация 20%, 50% или 70% затрат на первого, второго или третьего ребенка соответственно. Зависит от региона, но иногда положена только малоимущим

Перспективы одобрения поправок к ФЗ №256

Законопроект находится на рассмотрении в ГД уже длительное время. Поэтому прогнозы по его утверждению нельзя назвать позитивными.

Это связано с некоторыми глобальными факторами:

  • санкции в отношении нашего государства со стороны некогда дружественных стран;
  • падение цен на углеводороды в связи со снижением темпов роста мировой экономики;
  • под категорию малоимущих ежегодно попадает все больше наших соотечественников.

Перечисленные факторы указывают на то, что в ближайшие годы принятие законопроекта откладывается. Минфин РФ выразил желание направить часть средств из бюджета не на адресные выплаты конкретным гражданам, а на поддержку частных и государственных предприятий для увеличения зарплат своим сотрудникам.

Большинство разработанных мер, разработанных депутатами за последние годы, так и остаются на бумаге. Тем не менее, выплаты, которые производятся без принятия нового законопроекта, ежегодно подвергаются индексации. А список кандидатов на получение льгот постоянно расширяется.

Посчитали, прослезились, но денег не дали. Власти оценят бедность по-новому, но пособия не увеличат

Пока одни читают книги о том, как стать богатыми, другие едва сводят концы с концами и хотели бы получить звание бедных, а вместе с ним и пособия, но не могут. Помощь от государства им не полагается.

Все дело в критериях оценки бедности: в России их часто критикуют, поскольку многие нуждающиеся по этим критериям оказываются богачами.

Ситуацию изменят новые правила определения бедности, но в лучшую ли сторону?

Бедных посчитаем, но денег не дадим

Сейчас бедными в стране считаются те семьи, в которых ежемесячный доход на каждого члена меньше прожиточного минимума. А прожиточный минимум в этом году перестал быть привязан к потребительской корзине: его считают в процентах от медианной зарплаты. Помимо медианной зарплаты, показатель зависит от региона.

Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплатВ Москве высокий прожиточный минимум. Чтобы получать пособия, нужно больше детей.  sosinphoto.com

Законопроект о том, чтобы изменить оценку бедности, уже составили в Минтруде. Согласно ему, определять, перешла семья черту бедности или нет, будут по двум критериям. Первый — это сравнение среднедушевого  дохода с прожиточным минимумом, как сейчас и делается.

Читайте также:  Курортный сбор в Крыму: размер в 2022 году, права и условия освобождения, правила и порядок оплаты

Второй, новый, будет опираться на границу бедности. Законопроект предполагает рассчитывать границу бедности ежеквартально, этим будет заниматься Росстат, опираясь на данные по инфляции.

То есть снова будет учитываться стоимость потребительской корзины, на основе которой прожиточный минимум рассчитывался до этого года, и власти смогут отследить динамику бедности.

Сейчас оценке динамики мешает то, что менялась методика расчёта прожиточного минимума, и сравнение количества бедных стало некорректным.

https://www.youtube.com/watch?v=XSFgQ82emWk

Однако если доходы семьи оказались ниже границы бедности, но выше прожиточного минимума, то господдержка ей не полагается: пособия продолжат назначать на основе только одного показателя.

То есть новые правила нужны не затем, чтобы помочь бОльшему количеству людей, а исключительно для статистики.

По границе бедности государство просто планирует судить о количестве бедных, мониторить ситуацию, но не раздавать пособия.

Если слишком честно оценивать бедность, то она не упадёт

Тут вспоминаются планы властей снизить число бедных к 2030 году в 2 раза. В правительстве, видимо, поняли, что существующие правила оценки бедности мешают с ней бороться. Судите сами: медианная зарплата всё время растёт, значит, растёт и прожиточный минимум.

Из-за его роста число бедных может увеличиться. Например, среднедушевой доход в семье — 12 тысяч рублей. Пока прожиточный минимум составляет 11,3 тысячи, семья к бедным не относится, а вот поднимется до 12,5 тысяч — и семья стала бедной.

Об этом говорит Лилия Овчарова, проректор Высшей школы экономики (цитата по «Коммерсанту»):

Суть вопроса в том, что новая, ныне действующая методика определения прожиточного минимума (в зависимости от медианы) такова, что с ростом доходов растет медиана, поэтому при таком подходе сократить бедность в два раза невозможно. Более того, она даже может статистически вырасти

Так что изменения в законах хоть и объясняются тем, что существующая система вызывает много критики, нуждается в доработке и увеличении критериев оценки, но по факту являются чисто техническими и не скажутся на благосостоянии отдельной семьи. В любом случае, проект пока рассматривает Трёхсторонняя комиссия, и его судьба ещё не решена.

Социальные подушки для 50 млн

Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ оценил влияние санкций на материальное благополучие россиян

На фоне «комплексных санкций» доходы россиян могут снизиться на 12%, следует из доклада института ВЭБ.РФ. Замедлить падение можно новой индексацией пенсий, увеличением маткапитала и снижением страховых взносов, считают эксперты

Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Михаил Метцель / ТАСС

В условиях комплексных санкций уровень безработицы в России увеличится до 6,2% в 2022 году, а снижение реальных располагаемых доходов населения составит 12%. Такие прогнозы содержатся в докладе о мерах социальной политики, разработанном Институтом исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, с которым ознакомился РБК.

Инфляцию экономисты института развития ожидают на уровне 19,3% к концу 2022 года. Этот прогноз в целом соответствует оценке аналитиков в рамках опроса ЦБ, они ждут инфляцию на уровне 20%.

На фоне санкционного давления темпы роста цен уже по состоянию на 18 марта разогнались до 14,5% годовых, сообщало Минэкономразвития. К декабрю 2023 года институт ВЭБ.

РФ прогнозирует снижение показателя до уровня 5,3%, в декабре 2024-го — до 4,1%.

Для снижения влияния санкций необходимо реализовать дополнительные меры поддержки населения, следует из доклада.

Авторы сформировали предложения, ориентированные на решение «срочных критических задач, появившихся в результате действия ограничений, наложенных западными странами».

«По нашей оценке, применение предложенных мер сможет смягчить снижение располагаемых доходов до минус 10% и сократить уровень безработицы до 6% к концу 2022 года», — пояснила РБК руководитель направления «человеческий капитал» института Раиса Лукьяненко.

Сокращение реальных располагаемых доходов населения в 2022 году не превысит 8%, считает директор ИНП РАН Александр Широв. Эта оценка включает в себя уже озвученные властями меры, пояснил он.

Однако в связи с санкциями падение доходов населения будет менее драматичным, чем снижение вклада потребительского спроса в ВВП: часть населения не сможет потратить имеющиеся доходы, так как существенно сократятся предложение импортных товаров (техники и автомобилей) и возможности по выезду за рубеж.

При этом комплекс мер, предлагаемый ВЭБом, вполне адекватен и может быть профинансирован правительством за счет номинального роста доходов бюджета, уверен Широв.

Более 50 млн бенефициаров

Среди предлагаемых мер следующие.

  • Индексация пенсий — дополнительно на 8% в 2022 году (сверх уже проведенной индексации на 8,6%); зарплат «целевых» бюджетников — врачей, преподавателей вузов, среднего и младшего медперсонала, учителей и воспитателей, на которых распространяются целевые показатели майского указа президента от 2012 года, — на 6%; довольствия остальных бюджетников, военнослужащих и работников правоохранительных органов — на 8%. Такой темп индексации должен компенсировать этим категориям потери от инфляции, полагают в институте ВЭБ.РФ.

Количество пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде, на 1 января 2022 года оценивается в 43 млн человек, «указных» бюджетников — в 5,3 млн (на конец сентября 2021 года), численность военнослужащих президентским указом 2017 года была определена на уровне около 1 млн человек. С учетом остальных бюджетников и сотрудников правоохранительных органов общее количество россиян, которым ВЭБ предлагает дополнительно увеличить оплату труда, заведомо превысит 50 млн.

Ранее президент Владимир Путин сообщил, что в ближайшее время власти примут решение о внеочередном увеличении зарплат бюджетников, социальных выплат, включая пенсии, а также минимального размера оплаты труда (МРОТ) и величины прожиточного минимума. Предложения по параметрам индексации Минтруд и Минфин должны представить до 28 марта.

  • Повышение пособия по безработице до величины прожиточного минимума (12 792 руб.) в 2022 году и выплата его в течение года нуждающимся гражданам. Первые шесть месяцев его должны получать все безработные, а следующие шесть месяцев — только те, кто проходит курсы переквалификации.

По действующим правилам размер пособия зависит от величины заработка на последнем месте работы: первые три месяца выплата не превышает 75% зарплаты (но составляет не более 12 792 руб.), а следующие три месяца — 60% (но не более 5000 руб.).

  • Повышение размера материнского капитала до величины, равной средней по стране рыночной стоимости 6 кв. м жилой площади (это норма на одного человека), и выравнивание его величины для первого и второго ребенка.

Согласно приказу Минстроя, рыночная стоимость 1 кв. м жилья в России в первом полугодии 2022 года составляет 69,2 тыс. руб. При реализации предложенного экономистами подхода размер маткапитала на первенца составит 415,2 тыс. руб.

, что меньше действующей выплаты, равной 524,5 тыс. руб. Однако величина маткапитала на второго ребенка резко вырастет: с нынешних 168,6 тыс. до 415,2 тыс. руб. Таким образом, общая сумма, полученная за двоих детей, при предложенной схеме окажется на 137,3 тыс.

больше и достигнет 830,4 тыс. руб.

Стоимость перечисленных мер в среднесрочной перспективе (в 2022–2024 годах) составит 4,9 трлн руб., оценили экономисты ВЭБа. Наиболее дорогостоящим блоком станет дополнительная индексация зарплат «целевых» бюджетников — она потребует 1,7 трлн руб. за три года. В 1,1 трлн руб. оценили повышение пенсий, в 878 млрд руб. — изменение размера материнского капитала.Автоплей релевантное видео

Чтобы поддержать доходы россиян в долгосрочной перспективе, по мнению экономистов, необходимо рассмотреть введение пособия в виде доплаты к доходу каждого нуждающегося гражданина до достижения уровня прожиточного минимума. Инструментом для реализации этого подхода может стать социальное казначейство.

В 2020 году совокупный дефицит денежного дохода малоимущих россиян (сумма, которой им не хватало до прожиточного минимума) оценивался Росстатом в 730 млрд руб.

Если с 2025 по 2030 год тратить на цели компенсации этого дефицита по 500 млрд руб., то численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума к 2030 году снизится до 8,9 млн человек, или 6% населения.

По последним данным Росстата, за чертой бедности в 2021 году находились 16 млн граждан, или 11% населения.

Кроме того, целесообразно дополнительно поддержать семьи с детьми, так как существующий объем помощи является «недостаточным для значимого изменения положения семей и преломления негативного демографического тренда». Этому могут способствовать следующие меры.

  • Увеличение размера стандартных налоговых вычетов на детей. В настоящее время их размер составляет 1400 руб. на первого и второго ребенка и 3000 руб. — на третьего и последующих детей до достижения накопленного в течение года дохода 350 тыс. руб. Такой размер стимула не может являться эффективным инструментом демографической политики, так как при зарплате на уровне МРОТ и наличии одного ребенка применение вычета позволит получить всего 182 руб. в месяц, говорится в докладе. В США вычеты для малообеспеченных семей с детьми позволяют им увеличивать доход на 30%.
  • Стимулирование рождения третьих и последующих детей за счет выделения на них материнского капитала в том же размере, который предусмотрен на данный момент для вторых детей (155,5 тыс. руб.), и с обязательной ежегодной индексацией.
  • Увеличение размера маткапитала относительно федерального уровня в регионах с отрицательной миграцией.
  • Расширение направлений использования средств маткапитала, в частности на текущее потребление. Это особенно актуально для сельских территорий, где проблема низких доходов зачастую стоит острее, чем вопросы улучшения жилищных условий, получения образования и пенсии, говорится в докладе.
Читайте также:  Ломбард: как работает, что можно сдать, виды ломбардов

Путин уже объявил в марте о дополнительных выплатах малоимущим семьям с детьми в возрасте от восьми до 16 лет, расходы на это составят 455 млрд руб.

Экономисты Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ также выдвинули несколько предложений по борьбе с безработицей. Для этого необходимы дополнительные меры поддержки занятости и профессионального переобучения работников в соответствии с новыми потребностями рынка, говорится в докладе. А именно следующие.

  • Создание механизма ежеквартальной индексации МРОТ и прожиточного минимума на величину, сопоставимую с уровнем инфляции за предшествующий квартал. По действующему законодательству эти показатели меняются ежегодно.
  • Возобновление реализации льготной программы кредитования «ФОТ 2.0», которая действовала во время пандемии. По ее условиям при сохранении организацией 90% штата сотрудников государство выплачивает полностью сумму кредита с процентами.
  • Снижение ставки страховых взносов для всех организаций, включая крупный бизнес, до 14% (такая ставка действовала для ИТ-сектора в 2020 году), а кроме того, распространение тарифа 15% на весь фонд заработной платы в секторе МСП (сейчас часть зарплат в размере МРОТ облагается ставкой 30%). Эти меры позволят предотвратить разрастание неформального сектора экономики и внедрение серых схем.
  • Расширение перечня доступных видов деятельности для самозанятых.
  • Повышение размера стипендии всем студентам до величины не ниже прожиточного минимума, а аспирантам, работающим в вузах, — не ниже среднемесячной заработной платы. Для обеспечения занятости студентов возможно временно их трудоустроить в образовательных организациях более низкой ступени (школах, детсадах и т.д.), которые испытывают дефицит работников.

Ранее правительство сформировало первоочередные меры по поддержке рынка труда общей стоимостью около 40 млрд руб.

Средства будут направлены на создание временных вакансий для граждан, находящихся под риском увольнения, а также на организацию оплачиваемых общественных работ для тех, кто зарегистрировался на бирже труда для поиска нового места.

Кроме того, правительство профинансирует переобучение сотрудников промышленных предприятий в регионах и даст гранты НКО на организацию обучающих курсов.

РБК направил запросы в Минтруд и Минэкономразвития.

«Гораздо удобнее и проще»: в России пособия и выплаты будут начисляться автоматически с 2022 года

По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, с 2022 года социальные выплаты и пособия в стране будут начисляться автоматически, в беззаявительном порядке. Кроме того, минимальный размер оплаты труда планируется повысить до 13,6 тыс.

рублей, что увеличит доходы 3 млн россиян. Глава кабмина также рассказал о планах властей в ближайшие три года нарастить бюджетные траты на выполнение всех обязательств государства перед гражданами.

Эксперты считают, что меры поддержки станут носить более адресный характер.

https://www.youtube.com/watch?v=sbKFH0ckyC0

С 2022 года россияне будут получать пенсии, пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, и другие выплаты в беззаявительном порядке. Об этом во вторник, 21 сентября, заявил премьер-министр страны Михаил Мишустин. По его словам, начисление средств будет происходить «автоматически, в электронном виде, что гораздо удобнее и проще».

«Не нужно будет передавать какие-либо сведения работодателю, как это положено сейчас. Родители смогут уделить больше времени малышу, а не тратить свои силы на сбор справок, документов и ожидания в очередях», — отметил Мишустин во время заседания правительства.

Также премьер рассказал о запланированном с 2022 года повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России до 13,6 тыс. рублей. В результате такого решения власти ожидают увеличения заработной платы почти 3 млн человек, добавил глава кабмина.

По итогам заседания правительство одобрило проект закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Документ планируется внести на рассмотрение в Государственную думу до 1 октября.

Также по теме

Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат В беззаявительном порядке: с 2022 года пособия по беременности в России будут начисляться автоматически

С 2022 года Министерство труда и социальной защиты России планирует в автоматическом режиме начислять пособия по беременности и родам,…

Как пояснил Михаил Мишустин, бюджет ориентирован на то, чтобы в полной мере выполнить все обязательства государства перед гражданами. При этом в ближайшие три года власти будут только увеличивать расходы на эти цели.

«Например, финансирование национальных проектов в 2024 году к уровню 2020 года вырастет более чем на треть. Почти в четыре раза больше средств направим на реализацию задач, которые глава государства поставил в послании Федеральному собранию», — рассказал премьер.

Согласно проекту, общий объём расходов государственной казны будет устойчиво расти. В 2022 году соответствующая сумма составит 23,61 трлн рублей, в 2023-м — 25,1 трлн, а в 2024-м — почти 26,15 трлн рублей.

Бюджетные доходы также будут увеличиваться на протяжении всего трёхлетнего периода. Как ожидается, в 2022 году в казну поступит чуть больше 25 трлн рублей, в 2023-м — 25,54 трлн, а в 2024-м — 25,83 трлн.

Таким образом, в течение следующих двух лет доходы государственной казны будут превышать расходы — профицит бюджета в 2022 и 2023 годах составит 1,41 трлн и 435 млрд рублей соответственно. Между тем в 2024-м бюджет может быть исполнен с дефицитом в размере 315 млрд рублей.

«В первую очередь власти сосредоточатся на стимулировании роста реальных доходов населения.

На этом фоне в долгосрочной перспективе растущая социальная повестка может привести к увеличению бюджетных трат и возникновению дефицита в 2024 году», — объяснил в интервью RT заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

В то же время доходы бюджета будут расти во в многом за счёт подорожания экспортируемых Россией товаров, считает заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. В частности, специалист отмечает предполагаемое повышение или сохранение высоких цен на топливо, металлы, древесину и продукты лесопереработки.

«Темпы роста мирового ВВП сверхвысокие в этом году на фоне восстановления после пандемии. Это стимулирует спрос на основные товары, торгуемые в мире. Опережающими темпами растёт спрос на сырьё, включая российское», — объяснил Миронов в разговоре с RT.

Для борьбы с бедностью

Как заявил во вторник президент России Владимир Путин, уже к 2024 году властям необходимо добиться значимого прогресса по всем национальным целям. В этом ключе федеральный бюджет на ближайшие три года является определяющим и требует «максимальной проработанности, концентрации сил и средств» на приоритетных направлениях, подчеркнул глава государства.

«В том числе это касается таких задач, как повышение продолжительности жизни — один из ключевых показателей, снижение бедности, в социальной сфере то же самое, улучшение экологии и среды для жизни, что волнует миллионы наших людей», — добавил Путин.

В 2022 году на достижение национальных целей из бюджета планируется выделить 3,6 трлн рублей, в 2023-м — 3,9 трлн, а в 2024-м — 4 трлн рублей. Об этом 21 сентября сообщил министр финансов страны Антон Силуанов. По его словам, в первую очередь средства пойдут на снижение уровня бедности.

«Более 5 млн семей с детьми получат дополнительные меры социальной поддержки. На эти цели будет предусмотрено в бюджете 2,1 трлн рублей», — подчеркнул глава Минфина.

По данным Всемирного банка, в 2020-м уровень бедности в России снизился с 12,3 до 12,1%. Более того, в 2021 году значение может достичь 11,4%, прогнозируют специалисты организации. При этом в правительстве ожидают, что в 2023-м показатель дополнительно опустится до 10,9%, в 2024-м — до 10,4%.

«Скорее всего, в обозримой перспективе власти будут постепенно уменьшать расходы на поддержку бизнеса и больше внимания уделять развитию экономики.

Крупный бизнес в целом сейчас хорошо себя ощущает, в то время как малый и средний хотя и требует поддержки, но уже не такой значительной, как это было в пандемию.

В свою очередь, поддержка людей должна стать более адресной и будет носить ярко выраженный характер», — заключил Александр Абрамов.

Читайте также:  Как найти работу через Центр занятости: история бывшего предпринимателя

Эксперты усомнились в достижении цели по повышению доходов населения

Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

В структуре доходов населения существенную долю занимают социальные выплаты и зарплаты бюджетников, динамика которых в лучшем случае не сильно превышает инфляцию / Евгений Разумный / Ведомости

Темпы роста экономики к 2024 г., которые прогнозирует правительство, недостаточны для снижения бедности и повышения качества жизни населения до целевых уровней. К таким выводам пришли эксперты кафедры финансов и цен РЭУ им.

Плеханова при подготовке заключения на Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 гг. Минфина (доклад вуза есть у «Ведомостей»). Документ подготовлен для Госдумы в преддверии рассмотрения проекта бюджета.

Для обеспечения устойчивого роста реальных доходов россиян на уровне 2–2,5% в год экономика должна расти темпами не менее 4–5%, оценивают экономисты. Реальные доходы населения в 2021 г. соответствуют их уровню 10-летней давности – 2011 г., подсчитали эксперты РЭУ.

Несмотря на средний годовой прирост ВВП около 2% за эти годы, показатель реальных доходов фактически стагнировал. Чтобы вывести их в плюс, необходимо ускорить экономику в 1,5–2 раза, констатируют в РЭУ.

«Причины негативной динамики реальных доходов связаны именно с отсутствием устойчивых высоких темпов роста российской экономики (более 5% в год), что наблюдалось с 2000 по 2009 г.

, а также с проведением жесткой бюджетной политики после мирового финансового кризиса 2008–2009 гг.», – говорится в заключении. В прогнозе Минэка заложен рост реальных располагаемых доходов населения в 2021–2022 гг.

на уровне соответственно 3 и 2,4% с выходом на устойчивый рост на 2,5% в 2023–2024 гг.

Чтобы улучшить ситуацию с доходами, в РЭУ им.

Плеханова предложили выделить дополнительную поддержку населения из-за пандемии: «В условиях сохранения неблагоприятной ситуации с пандемией коронавируса в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства на продолжение стимулирующих выплат населению и компаниям сферы услуг на случай введения ограничительных мер в 2022 г.».

По их оценке, практика антикризисной финансовой господдержки российского населения и бизнеса в 2020–2021 гг. хотя и уступала по масштабу аналогичным мерам в развитых странах, но оказала действенное влияние на восстановление потребительского спроса и, как следствие, на темпы экономического роста в 2021 г.

Несмотря на наличие востребованных мер по активной борьбе с бедностью и стимулированию инвестиций, конструкция федерального бюджета на 2022–2024 гг. демонстрирует возврат к умеренной бюджетной консолидации, отмечают эксперты.

«Пассивная политика бюджетной консолидации, реализуемая в допандемийный период, полностью себя исчерпала», – подчеркивают экономисты РЭУ им. Плеханова.

В современных условиях требуется перенастройка бюджетных приоритетов в направлении долгосрочной финансовой поддержки прорывных направлений, считают они.

В России последовательно расширяется спектр мер государственной поддержки — это в том числе различные социальные выплаты семьям, сообщил «Ведомостям» представитель Министерства труда и социальной защиты. Кроме того, в соответствии с поручением президента в ближайшее время будут предложены дополнительные меры по поддержке граждан.

«Вместе с тем борьба с бедностью не ограничивается предоставлением мер социальной поддержки. Одно из ключевых направлений борьбы с бедностью — реализация трудового потенциала граждан», — отметил собеседник издания.

Так, с прошлого года уровень безработицы снизился в России до 4,4 %, что меньше допандемийных показателей, также растут реальные зарплаты (в июле на 2,2% по сравнению с прошлым годом).

По данным Росстата, в первом полугодии 2021 г. рост реальных располагаемых денежных доходов составил 1,7% в годовом выражении. «Во втором полугодии улучшения показателя ожидать не приходится, учитывая повышение базы и ускорение инфляции до максимумов с 2016 г.

», – полагает руководитель Центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин. С его точки зрения, на данный момент действительно существуют значительные риски в вопросах достижения национальных целей, связанных с улучшением благосостояния граждан.

Помимо недостаточных прогнозных темпов экономического роста, которые тоже еще надо обеспечить, серьезной угрозой выступает ситуация с инфляцией, считает он.

Ускорение инфляции продолжается, даже несмотря на стабильное ужесточение денежно-кредитной политики, которое оказывает охлаждающий эффект на и без того «невзрывное» восстановление экономики, добавил Наметкин. В структуре доходов населения существенную долю занимают социальные выплаты и зарплаты бюджетников, динамика которых в лучшем случае не сильно превышает инфляцию, продолжил эксперт.

При этом обязательные платежи, скорее всего, будут расти опережающими темпами. Например, в части процентов по кредитам платежи существенно возрастут, учитывая рекордные темпы роста ипотечного и потребительского кредитования, резюмировал Наметкин. Рост ВВП не всегда отражает ситуацию с доходами населения, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Конечно, согласно экономической теории, один из основных факторов роста доходов населения – это рост ВВП, рассуждает он: «Если растет экономика, значит, растут производство и прибыль, и тогда предприниматели мотивированы нанимать больше людей и платить большую зарплату.

Это также увеличивает налогооблагаемую базу, а значит, и расходы бюджета на социальную поддержку, что тоже увеличивает доходы граждан».

Можно на 5% увеличивать ВВП, но иметь нулевой рост доходов населения, это означает, что в ВВП большая доля непроизводительных расходов. Кроме того, имеет значение отток капитала – т. е. если деньги уходят из страны, они съедают этот рост и «не работают на людей».

В РЭУ кроме этого упрекнули правительство в политике искусственного сдерживания экономики. Согласно прогнозу Минфина, за три года размер фонда национального благосостояния (ФНБ) увеличится на 9,4 трлн руб. до 23,3 трлн. Рост ФНБ сопровождается наращиванием государственного внутреннего долга, отметили эксперты.

С одной стороны, пополнение ФНБ отсекает экономику от части нефтегазовых доходов. С другой – увеличение госдолга, которое на данном этапе не имеет большого экономического смысла, провоцирует переток капитала из частного сектора в государственный.

Такая конструкция негативно влияет на перспективы увеличения темпов прироста ВВП.

Действительно, дальнейшее наращивание резервов в этой ситуации – сомнительная политика, но логика в действиях Минфина есть, полагает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Правительство хочет накопить дополнительные рубежи обороны, чтобы можно было маневрировать с расходами бюджета в кризисной ситуации.

В Минфине и Минэке не ответили на запросы «Ведомостей».

Какие меры примет правительство для поддержки россиян и когда — Толк 12.04.2022

Пособие по бедности в 2022 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Владимир Путин kremlin.ru

  • В правительстве до 20 апреля должны предоставить идеи по индексации пенсий, социальных выплат, повышению МРОТ и прожиточного минимума

Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать и принять меры, направленные на социально-экономическую поддержку россиян. Соответствующий документ размещен на сайте Кремля.

Для реализации мер поддержки указываются следующие шаги:

  • до 20 апреля предоставить предложения по дополнительному увеличению размеров пенсий, в том числе для военных, социальных выплат, зарплат бюджетников, а также по повышению МРОТ и величины прожиточного минимума;
  • до 30 апреля повысить доступность мер социальной поддержки для семей с детьми, чей доход существенно снизился после 1 марта 2022 года;
  • до 31 декабря определить особый порядок нуждаемости семей, в которых кто-то из граждан потерял работу после 1 марта 2022 года, чтобы предоставить им меры социальной поддержки;
  • до 1 июля обеспечить ежемесячное предоставление работодателями в уполномоченный орган данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц;
  • для граждан, потерявших работу после 1 марта 2022 года и признанных безработными, принять дополнительные меры по поддержке, в том числе расширить практику заключения с такими россиянами социального контракта и увеличить выплаты по ним, а также проанализировать эффективность уже принятых мер.
  1. Среди прочих мер также Путин поручил правительству вместе с исполнительными властями в регионах обеспечить понижение уровня бедности и доходного неравенства населения в 2022 году.
  2. Кроме того, в указе президента подчеркивается, что властям необходимо обеспечить достаточное количество лекарств, медицинских изделий и товаров первой необходимости.
  3. Всего Путин дал 43 поручения, темы которых направлены на поддержку регионов, предпринимательства, транспорта и строительства, изменения в налогах, государственных закупках.
  4. Ранее сообщалось, какие новые выплаты появятся в России и кого еще поддержит правительство.

01 апреля, 10:04

Заявление на выплаты начнут принимать с 1 мая, однако рассчитывать их будут с 1 апреля. Ежемесячное пособие назначат семьям с детьми от 8 до 17 лет, которые имеют невысокие доходы

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *