Надзорное производство в уголовном процессе

Надзорное производство в уголовном процессе

Надзорное производство в уголовном процессе играет контрольную роль. Несмотря на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, оно имеет свои характерные особенности. Какова сущность данного этапа? Кто вправе инициировать направление протеста, и в любом ли случае направленный протест осуждённого, защитника или прокурора возымеет ожидаемый результат? Какой госорган правомочен осуществлять указанное производство? Рассмотрим подробнее.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Надзорное производство в уголовном процессе

То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

  • установленные сроки;
  • участники судопроизводства;
  • наличие процессуального статуса участников процесса;
  • итогом выступает принятие определённого особого постановления в документарной форме.

Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

  1. Надзорное производство в уголовном процессеЭта стадия призвана осуществлять контроль соблюдения закона и обоснованности вступивших и уже исполняемых приговоров (постановлений) нижестоящих инстанций.
  2. Помимо самого обжалуемого приговора, наравне с ним проверку проходят все последующие акты, полученные в результате апелляционного и кассационного пересмотра.
  3. Протест вправе подать только специально обозначенное должностное лицо, которое регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса.
  4. Подача протеста не гарантирует пересмотр дела, он возможен только после предварительно принятого решения о допуске, выносимого на усмотрение судьи, который первоначально знакомится с материалами.
  5. Если жалоба подана с целью улучшения положения осуждённого, не действуют никакие процессуальные сроки. Когда бы ни был постановлен несоответствующий закону, ущемляющий права, признанного виновным человека, вердикт, он подлежит отмене или внесению в его текст изменений.
  6. Слушание дела на этапе «надзор» в уголовном процессе не является обязательным этапом. До этой стадии доходит нечасто, только в ситуациях, когда, по мнению осуждённого, он не добился правды в очередной раз.

Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:

  1. Надзорное производство в уголовном процессеВыявление нарушений закона в деятельности нижестоящих инстанций (результатах их работы).
  2. Самостоятельное исправление обнаруженных ошибок путём изменения либо возврат дела вследствие отмены решения с разъяснением нижестоящему органу допущенных нарушений.
  3. Установление проблем правоприменения в ситуациях, когда отсутствуют прямые нормы, официальные разъяснения, обобщение и проработка.

Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

  • гарантия конституционного права, осуждённый наделяется правом использовать все возможные способы своей защиты;
  • препятствие для исполнения вердиктов, вынесенных при несоблюдении материальных и процессуальных норм, не отвечающих принципам обоснованности и справедливости;
  • формирование общегосударственной практики применения закона, позиция Верховного Суда РФ (разъяснения Пленума ВС), заявленная с учётом принятого решения, является основополагающей для подобных случаев в будущем;
  • повышение уровня законности при использовании в деятельности судей разъяснений надзорного органа.

Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • Надзорное производство в уголовном процессепо виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

 Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:

  1. Надзорное производство в уголовном процессеПодача жалобы. На этом этапе лицо, имеющее законное право обратиться, составляет документ с учётом всех обязательных требований, содержащихся в кодексе. Представление направляется и подписывается главным лицом в прокурорской иерархии.
  2. Если направленное ходатайство имеет нарекания к содержанию, в нём отсутствуют обязательные для написания пункты, а именно:указание адресата, которому направлено обращение (Верховный Суд РФ),сведения о самом заявителе (Ф.И.О., адрес, при заключении под стражу – места отбывания наказания, данных о том, какое положение занимает в процессе), подробная информация обо всех имеющихся решениях по рассматриваемому делу, с указанием реквизитов, содержания, принимавшие их органы,аргументация обращения, законодательно установленные причины для пересмотра, указание на нарушаемые принятыми актами права и свободы лиц, ранее не участвовавшие в процессе,просительная часть, где излагается желание заявителя;роспись подающего лица,то в течение десятидневного срока поданные документы возвращаются назад. А также причиной возврата будет считаться отсутствие документов, с печатью и подписью государственного органа, подлежащих отмене или изменению, по мнению жалобщика.
  3. Приложенные документы и само обращение сначала тщательнопросматривается одним судьёй ВС РФ, материалы дела остаются в месте первоначального рассмотрения и только при необходимости судья истребует их.
  4. После изучения судья решает вопрос о направлении в Президиум ВС либо об отказе в передаче с обязательным обоснованием своей позиции, которая при желании оспаривается заявителем. Председатель ВС РФ или его заместитель, сочтя постановление не обоснованным, отменяет его и передаёт жалобу на рассмотрение. Лицо, отменившее постановление лишается возможности принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  5. Заседание Президиума. Период, отведённый для установления отсутствия/наличия нарушений, составляет от 1 месяца – только по приложенным отправителем копиям, до 2 месяцев в случае запроса материалов дела там, где оно находится (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).
Читайте также:  Постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела

Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.

Особенности судопроизводства в надзорной инстанции

Надзорное производство в уголовном процессе

Аннотация. Предметом рассмотрения в настоящей статье выступают особенности рассмотрения уголовного дела в порядке надзора, основания для пересмотра приговора в суде надзорной инстанции. Кратко освещен исторический аспект появления судебного надзора, а также система надзорного судопроизводства в РФ на современном этапе.

Ключевые слова: Президиум Верхового Суда РФ, надзорная инстанция, надзорное производство, надзорная жалоба, судебное заседание, материалы дела, судья Верховного Суда РФ.

   Исследуя историю появления такого института как надзорное производство, в России, следует отметить, что первоначально данный институт появляется в советском уголовном процессе.

Обращает на себя внимание, прежде всего, функция надзорной инстанции: если сейчас мы говорим об обеспечении прав личности, то на тот момент институт надзора такую цель не преследовал. Его назначением была поддержка существующего советского тоталитаризма, утверждение революционного порядка.

Несмотря на то, что судебная власть должна быть независимой и исполнять только возложенную на нее функцию отправления правосудия, вплоть до 1938 года,  когда был принят Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик,  президиумы судов выполняли не только функцию надзора, но также являлись органами судебного управления. Такая функция президиумов впоследствии довольно длительный срок имела множество сторонников среди ученых [3].

   Эффективность судебной надзорной инстанции была обусловлена степенью полномочий, которыми были наделены надзорные суды с целью выявления нарушений, которые были допущены судами низших инстанций.

Те лица, которые являлись непосредственными участниками судопроизводства, в большей степени владели информацией о тех нарушениях, которые допустил суд при рассмотрении их дела, что нашло свое отражение и в УПК РСФСР: стороны были вправе ходатайствовать о пересмотре решения, которое уже вступило в законную силу.

   Особенностью советского законодательства, касающегося надзорного судопроизводства, являлось также и то, что правом обращения с надзорными жалобами наделялись и те лица, и даже организации, которые не участвовали в деле.

Чем же было обусловлено создание такого широкого круга субъектов, имеющих право участвовать в надзорном рассмотрении? Полагаем, что, прежде всего, это было связано с идеологией советского строя: при таком подходе возможность задействовать общественность в борьбе с преступностью была значительно шире.

Кроме того, это объяснялось стремлением законодателя повысить эффективность рассмотрения судами дел, при этом используя по максимуму все источники информации о нарушениях законности, которые были допущены судами.

   Если рассматривать институт надзорного производства на современном этапе, то здесь имеются существенные различия, но также есть и сходства. Действующий УПК РФ в главе 48.

1 [1] выделяет надзорное производство в самостоятельную стадию уголовного судопроизводства.

Ключевое значение этой стадии заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости судебных приговоров, или иных решений судов, которые уже вступили в законную силу.

   Выполняя функцию контроля, надзорное производство в уголовном процессе во многом аналогично стадиям апелляционного и кассационного производства, однако у него есть собственные, присущие только этой стадии, особенности. Далее мы подробно рассмотрим значение надзорного судопроизводства в современном уголовном процессе.

   Проверка решения суда – единая задача, как для стадии надзора, так и для кассации и апелляции.

Но все же большее сходство наблюдается между стадией кассационного и надзорного производства, поскольку на этих двух стадиях проверяются только те решения судов, которые уже вступили в законную силу.

Более, того, круг лиц, которые имеют право обратиться в кассационную или надзорную инстанцию, одинаков – это лица, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 401.2 УПК РФ. [2]

   Среди сходств также следует отметить и порядок судебного заседания: и кассационный, и надзорный суд не наделены правом на вынесение нового приговора, в отличие от судов первой и апелляционной инстанций. Вышеназванные инстанции только пересматривают уже вступившие в силу приговоры.

   А вот отличия надзорного производства от всех иных стадий довольно специфичны.

   о-первых, это судебный орган, уполномоченный пересматривать дело в порядке надзора – таким органом может быть только Президиум Верховного Суда РФ, согласно ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

  •    Во-вторых, виды решений, которые могут рассматриваться в порядке надзора. Президиум ВС РФ рассматривает следующие виды судебных решений:
  •    • вынесенные судами областного уровня, а также окружными (флотскими) военными судами, по первой инстанции, но в случае, если для данных решений апелляционной инстанцией был Верховный Суд РФ;
  •    • вынесенные в порядке апелляционного производства судебными коллегиями ВС РФ: Апелляционной, по уголовным делам, по делам военнослужащих;
  •    • определения, вынесенные в апелляционном, кассационном порядке вышеуказанными судебными коллегиями;
  •    • постановления, которые были вынесены Президиумом ВС РФ.[4]

   Надзорное производство включает довольно широкий круг субъектов, которые правомочны подавать жалобы. В зависимости от того, кто именно обратился в надзорную инстанцию, поданное обращение будет именоваться по-разному.

Так, если в надзорную инстанцию обратился Генеральный прокурор РФ, его заместитель, а равно — прокурор субъекта РФ или его заместитель, то такое обращение будет носить название — надзорное представление.

Если же обращаются все иные участники процесса, то обращение именуется надзорной жалобой.

   Для того, чтобы открыть надзорное производство, необходимы соответствующие основания. В качестве основания может выступать сомнение со стороны суда (в лице Председателя ВС РФ, либо его заместителя) в законности принятого решения, которые указаны в ст. 412.1УПК РФ.

   В самом начале при поступлении к судье Президиума ВС РФ надзорной жалобы или представления вместе с самим уголовным делом, он внимательно изучает поступившие материалы, затем выносит постановление с целью передать поступившую жалобу (представление) на рассмотрение Президиума ВС РФ.

Но постановление о передаче дела на рассмотрение выносится судьей только в случае, если изученная им жалоба (представление) будет признано мотивированным, о чем прямо указывается в п. 6 ч. 1 ст. 412.8 УПК РФ. Относительно срока подачи надзорной жалобы, в УПК указано, что жалобы в ВС РФ на решения судов, перечень которых указан в ст. 412.

1 УПК, могут подаваться в Верховный Суд РФ в течение 1 года, с того дня, как обжалуемые решения вступили в силу.

   Также действует здесь и правило восстановления пропущенных для подачи жалобы сроков, в случае наличия уважительных причин пропуска, согласно ст. 389.5 УПК РФ.

   Выше нами уже упоминалось про субъекты надзорного производства: круг таких субъектов довольно широкий. Кто же может выступать в качестве субъектов в суде надзорной инстанции? Прежде всего, это телица, которые обратились за рассмотрением дела в порядке надзора и подали жалобу (представление).

К данной категории субъектов относится Генеральный прокурор РФ, прокуроры областных прокуратур и их заместители, а также осужденные, которые не согласны со вступившим в силу ранее вынесенным приговором и т.д.

С другой стороны, участниками надзорного производства выступают те субъекты, которые рассматривают дело, осуществляя предварительную проверку поступившей жалобы или представления: судья, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель.

Также к субъектам относятся члены Президиума, которые осуществляют проверку поступившей жалобы (представления), поскольку тот судья или председатель Верховного Суда, его заместитель, которые передали жалобу (представление) на рассмотрение в Президиум, не могут участвовать в деле на дальнейшем этапе.

   Этап проверки также имеет свои отличительные особенности: проверка в надзорном производстве (перед тем, как направить дело на рассмотрение в Президиум), подразделяется на два этапа: предварительная и основная.

Читайте также:  Как подтвердить безденежность договора займа. Судебная практика

[6]У каждого из вышеназванных этапов – определенные задачи.

Так, на предварительном этапе проверки судья ВС РФ изучает поданную жалобу (представление), по тем материалам, которые были приложены, а также материалам уголовного дела.

   Завершающим этапом изучения поступившей жалобы или представления является вынесенное судьей постановление – либо об отказе в передаче жалобы (представления) на рассмотрение, либо о ее передаче на рассмотрение.

   Важно подчеркнуть еще и такой момент: отказ в передаче жалобы (представления) на рассмотрение в Президиум может быть отменен, так как Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель наделены таким правом: указанные лица могут выразить свое несогласие с таким отказом, вынеся ответное постановление об отмене данного отказа, что означает передачу поданной жалобы (представления) на рассмотрение в Президиум ВС РФ.

   Выше нами был рассмотрен этап предварительно проверки. Иная процедура предусматривается для основной проверки. Она включает в себя нескольку стадий:

 1. Судья из числа ранее не участвовавших судей в рассмотрении дела, производит его доклад, излагая все обстоятельства дела, ранее принятые по нему решения, содержание надзорных жалоб (представлений). На данном этапе судьи могут задавать докладывающему вопросы [7].

 2. При явке в судебное заседание лиц, указанных в ч. 3 ст. 412.10 УПК РФ, данные лица могут выступать в суде по существу дела, причем первым выступает тот, кто подал жалобу (представление).

 3. Вынесение постановления Президиумом ВС РФ  — как результат рассмотрения поданной жалобы (представления).

 4. Исполнение вынесенного Президиумом Верховного Суда постановления в порядке, установленном  ст. 389.33 УПК.

Уголовно-процессуальное право

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

  • К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.
  • Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.
  • Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.
Читайте также:  Как доказать клевету в суде без свидетелей

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России.

Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными.

Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Производство в суде надзорной инстанции: понятие, значение и порядок

Конституция РФ гарантирует гражданам судебную защиту их прав, свобод и законных интересов. Повысить эффективность отправления правосудия, исправить ошибки судопроизводства позволяет пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора.

Определение 1

Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

  • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Замечание 1

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

Замечание 2

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина.

В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Определение 2

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты.

При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний.

Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Замечание 3

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *