Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

В связи с этим 13.06.1996 власти РФ внесли в Уголовный кодекс новую статью – ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции».

Что грозит человеку, который пересек границу РФ при отсутствии у него необходимых документов, использовании поддельных документов или без наличия разрешения на въезд?

Что такое организация незаконной миграции? Какой вред она приносит государству?

Незаконная миграция – негативное явление во всех сферах:

    Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

  • оно ухудшает жизнь коренного населения страны;
  • способствует появлению преступности;
  • демонстрирует, что государственная власть не может контролировать иммигрантов;
  • способствует появлению межнациональных конфликтов и т. д.

Основной состав преступления – организация незаконного въезда на территорию РФ, а квалифицированный состав – организация незаконной миграции по предварительному сговору или в целях совершения преступных деяний на территории РФ.

Субъект преступления по ст. 322.1 УК – вменяемое лицо в возрасте от 16 лет.

Субъективная сторона преступления – прямой умысел. Это значит что человек, организовавший незаконную миграцию, знал, что он делал и хотел совершить такие действия.

При этом неважно, какой цели хотел достичь подозреваемый: пересечь границу для работы в России или же совершать на территории этого государства какие-либо преступные действия.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции в 2022 году

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Так, если иностранный гражданин незаконно находится на территории России или нелегально пересекает ее территорию, тогда ему грозит такое наказание:

  • изоляция осужденного сроком до 5 лет в колонию-поселение, исправительное учреждение, колонию строго или особого режима, в тюрьму.

Помимо вышеупомянутого наказания, судья дополнительно может привлечь виновного к ответственности, указав в постановлении ограничить ему свободу сроком до 24 месяцев.

В том случае если незаконную миграцию организовала целая группа, тогда преступникам может грозить такое наказание:

  • лишение свободы сроком до 7 лет со штрафом (до 500 тысяч рублей) или без такового.

Дополнительно судья может вынести приговор об ограничении свободы преступникам сроком до 24 месяцев либо без такого ограничения незаконного перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ.

Нередко мигранты, незаконно прибывшие на территорию РФ, совершают такие преступления, как незаконный оборот наркотиков, оружия, торговля людьми и т. д.

Методика расследования организации незаконной миграции

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Специалисты проводят проверку предприятий, устанавливают, работают ли там мигранты и на каких основаниях; ищут подозрительные рекламные объявления, где предлагаются услуги по временной регистрации, трудоустройству за границей и т. д.

Выявив сомнительную работу какого-то предприятия (фирмы, организации), следователи проводят расследование, проходящее в несколько этапов. Специалисты анализируют документы, места, в которых могла организовываться незаконная миграция.

Они допрашивают подозреваемых в организации незаконной деятельности, свидетелей; проводят обыск помещений, различные экспертизы:

  • Осмотр транспортных средств, гаражей и других помещений, которые могут использоваться для проживания людей, незаконно пересекших территорию РФ.
  • Допрос – следователи собирают информацию от тех лиц, которые навели их на след преступника. Затем они допрашивают подозреваемого в присутствии свидетелей. Специалист получает ответы на такие вопросы: «По какой причине тот или иной человек решил пересечь границу с РФ, не имея на то законных оснований?», «Кто был организатором незаконного въезда людей?», «Сколько дней (месяцев) человек находится на территории РФ?» и т. д.
  • Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

  • Обыск жилых домов на основании судебного разрешения или постановления следователя. Просто провести обыск какого-то подозрительного помещения специалист не может. Он должен быть уверен в том, что в конкретном месте находятся документы или предметы, которые могут помочь ему расследовать уголовное дело. Во время обыска дома, при наличии судебного постановления, следователь имеет право вскрывать дверные замки.
  • При обнаружении в помещении нужных документов, следователь делает их выемку. Но для этого ему предварительно нужно взять судебное разрешение. Если оно есть на руках, тогда следователь изымает различные проездные документы, служащие доказательством того, что человек незаконно пересек границу РФ; организационные документы предприятия, на котором незаконно работают мигранты; документы на аренду помещения, финансовые документы, заявления о приеме на работу и т. д.
  • Проведение технико-криминалистической экспертизы документов. Нередко при проверке документов следователь отдает подозрительные документы эксперту для проведения экспертизы, на основании которой определяется фиктивность того или иного документа, каким способом был изготовлен документ, как наносилась печать и т. д.

Фиктивный брак как организация незаконной миграции

Одним из самых простых способов незаконно мигрировать в Россию – заключить фиктивный брак с жителем этой страны. Самое интересное то, что доказать злые умыслы человека, решившего заключить брак, тяжело.

И вообще в российском законодательстве не предусмотрена ответственность за заключение фиктивных браков.

Рассмотрим 2 примера:

Пример 1

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Пример 2

В одном из городов РФ злоумышленник создал сайт, где предлагал иностранцам заключать фиктивные браки с гражданами РФ с целью мигрировать в Россию, получить гражданство этой страны по упрощенной схеме.

Следователь вышел на след организованной фирмы, установил личность руководителя интернет-фирмы, предоставляющей сомнительные услуги. Суд признал подозреваемого виновным в совершении уголовного преступления по ст. 322.

1 УК РФ, поскольку истец занимался организацией незаконной миграцией в массовом порядке.

Судебная практика по делам об организации незаконной миграции

Целью людей, решившихся незаконно пересечь границу РФ – заработать деньги на неофициальной работе, остаться жить в России.

В судебной практике есть множество дел, касающихся организации незаконной миграции. Рассмотрим некоторые дела на примерах:

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФПример 1. Некий частный предприниматель в РФ, занимающийся выполнением строительных работ, решил взять на работу нелегалов. Во-первых, не нужно платить налоги, во-вторых, на таких работниках можно сэкономить. Бизнесмен привез нелегалов на стройплощадку, организовал для них места для проживания – вагончики. Выдал все необходимые вещи, еженедельно производил оплату труда. Когда неожиданно на стройплощадку нагрянула проверка, и выяснилось, что у работников нет разрешения на работу, работодателя вызвали в полицию. Он сознался в том, что незаконно перевез через границу граждан Украины, обеспечил их работой, хоть и на незаконных основаниях. В отношении горе-работодателя судья вынес следующий приговор – привлечь осужденного к уголовной ответственности по ст. 322.1 и назначить ему наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год в колонию-поселение. Такой небольшой срок наказания судья определил неслучайно. Поскольку сам подозреваемый изначально признался в своем злодеянии, помог следствию расследовать это дело, то судья счет это и смягчил ему меру наказания.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФПример 2. Сотрудники одного из отделений Федеральной миграционной службы РФ в январе 2022 года вступили в преступный сговор со старшим специалистом ФМС по Москве. Организатор и члены преступной группировки получали взятки от иностранных граждан за регистрацию нелегалов, а также за продление сроков временного пребывания иностранных граждан. Должностные лица подделывали документы (миграционные карты), заполняли бланки уведомлений о прибытии иностранных граждан. При этом в бланках они указывали реквизиты несуществующих фирм. Именно на этих данных они и «спалились». Следователи провели расследование, изъяли подтверждающие доказательства и передали дело в суд. Судья удовлетворил иск и признал членов организованной группы виновными по ст. 322.1. Назначил виновным наказание в виде лишения свободы сроком от 4 до 7 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. Организатору преступной группировки был вынесен максимальный приговор – лишение свободы на 7 лет со штрафом в размере 200 тысяч рублей.

Организация незаконной миграции – общественно опасное деяние, нарушающее порядок регулирования миграционных процессов, создающее угрозу демографической ситуации в стране, усиливающее криминогенную ситуацию в населенных пунктах РФ.

Именно поэтому за нелегальный въезд на территорию РФ виновным грозит уголовная ответственность по ст. 322.1 УК РФ. Максимальный срок наказания по этой статье – 7 лет лишения свободы.

Ст. 322 УК РФ. Организация незаконной миграции: ответственность. Противодействие незаконной миграции :

Незаконная международная миграция – одна из ключевых проблем в настоящее время. За последние годы она достигла пика. Обусловлено это главным образом нестабильной ситуацией в развивающихся странах, активизацией деятельности террористических организаций.

Военные конфликты на Ближнем Востоке, безработица, демографические проблемы – все это влияет на потоки мигрантов, хлынувшие в Россию и на Запад. В РФ незаконная миграция является уголовным преступлением.

Рассмотрим далее, какие меры предусмотрены в законодательстве против этого явления.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Общие сведения

Обычно в организации незаконной миграции участвует 3 группы стран. В первую входят государства, из которых уезжают граждане в поисках лучшей жизни. Вторую группу составляют страны транзита. И третьи государства – пункты назначения.

Как показывает статистика, порядка трети мигрантов задерживается в транзитных странах. Часть из них депортируется на родину. Стоит сказать, что из оставшихся 70 % мигрантов только небольшая их часть достигает цели.

В разных странах предпринимаются различные меры по противодействию незаконной миграции. Так, к примеру, в России ужесточаются правила въезда в страну и пребывания в ней. Кроме того, устанавливается уголовное наказание за организацию незаконной миграции.

Читайте также:  Ручная кладь в самолете: размер чемодана, сумки, другие параметры и габариты, а также что это такое, сколько кг веса и мл жидкости можно брать по правилам провоза?

Актуальность проблемы

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Среди главных негативных последствий организации незаконной миграции в РФ специалисты отмечают рост теневой экономики, интернациональной, трансграничной, этнической преступности.

Неконтролируемое перемещение иностранцев приводит к возникновению межконфессиональной и межнациональной напряженности. Незаконная миграция способствует распространению терроризма и экстремизма.

Как отмечал в одном из выступлений руководитель ФСБ РФ, иностранцы проходят психологическую и военную подготовку в лагерях, получают опыт в горячих точках. Используя мигрантов, они создают бандформирования, распространяются по разным регионам и ведут преступную деятельность.

Особенности борьбы с незаконной миграцией

В существующих сегодня условиях противодействие неконтролируемому перемещению иностранцев становится одной из ключевых задач правоохранительных органов. Ее решение должно осуществляться комплексно.

Противодействие незаконной миграции направлено на выявление и устранение факторов, способствующих ее развитию. В России постоянно совершенствуется миграционное законодательство. На настоящий момент в нем содержится более 240 правовых актов.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Активное создание отечественного миграционного законодательства началось в 90-е гг. Необходимость в нем была обусловлена увеличением потоков вынужденных переселенцев. Сегодня большое внимание уделяется вопросам, связанным с:

  • трудовой миграцией и оптимизацией статуса работающих мигрантов;
  • возвращением в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • противодействием и предупреждением незаконной миграции;
  • обеспечением госбезопасности посредством формирования эффективной системы учета и контроля.

Виды ответственности

Реализация положений, регламентирующих миграцию иностранцев, обеспечивается за счет установления административной и уголовной ответственности за их неисполнение. В целях пресечения нелегального перемещения лиц через границу и предотвращения преступлений, совершенных ими ведено несколько уголовных норм, предусматривающих различные санкции.

Так, за незаконное пересечение Госграницы ответственность закреплена в ст. 322 УК РФ. Организация незаконной миграции наказывается по ст. 322.1 Кодекса. В статьях 322.2, 322.3 устанавливаются санкции за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранцев на территории РФ.

Административное наказание за нарушение режима пересечения границы закреплено в главе 18 КоАП.

Нелегальное пересечение границы как угроза национальной безопасности страны

Санкции, установленные в УК РФ за организацию незаконной миграции, достаточно строгие. Это связано с высоким уровнем опасности преступления.

Нелегальным пересечение границы считается, если оно совершено:

  • Без действительных документов, дающих право на въезд в РФ.
  • Без разрешения, выданного в установленном порядке.
  • Субъектом, въезд которому в Россию запрещен.
  • С применением насилия.
  • Организованной группой или предварительно сговорившимися субъектами.

Деяние признается завершенным в момент пересечения линии Госграницы.

Пресечение нелегального перемещения иностранцев предотвращает развитие незаконной миграции.

По УК РФ допускается наказание по совокупности статей. К примеру, если нелегальное перемещение через Госграницу было сопряжено с бандитизмом, захватом заложников, угоном воздушного или железнодорожного транспорта, деяние квалифицируется по ст. 322 и соответствующей норме Кодекса.

Международное сотрудничество

Ответственность за незаконную миграцию предусмотрена практически в каждой развитой стране. На фоне обострения миграционного кризиса многие государства понимают необходимость тесного взаимодействия.

Для его обеспечения создаются оперативные каналы связи, по которым идет активный обмен информацией между правоохранительными структурами стран-партнеров.

Такое взаимодействие позволяет осуществлять согласованные действия по регулированию потоков иностранцев, контролю за незаконной миграцией, пресечению трансграничной преступности. Россия, к примеру, является участницей Соглашения о сотрудничестве, подписанного между странами ШОС.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Межгосударственное взаимодействие, несомненно, приносит результаты. Так, за последние 10 лет наблюдается существенное изменение структуры преступности иностранцев. Значительно уменьшилось число тяжких, особо тяжких посягательств. Эти изменения обусловлены главным образом совершенствованием государственной миграционной политики, применением мер ответственности к нарушителям законодательства.

Статистические данные

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на множество принимаемых мер, незаконная миграция все еще остается одной из главных проблем современного общества.

По разным оценкам, в России ежегодно 3-5 млн иностранцев находятся и работают нелегально. Так, на 2014 г. по фактам нарушений было составлено более 2 млн административных протоколов.

За этот же период было пресечено более 45 тыс. преступлений разной тяжести.

Выявление противоправной деятельности мигрантов осложняется тем, что их активность отличается очаговым характером. В основном иностранцы сосредотачиваются в развитых странах, в экономически успешных районах.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе.

Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов.

Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

Решение проблем

Для обеспечения надлежащего контроля за исполнением миграционного законодательства было принято несколько нормативных актов, существенно упрощающих процесс постановки иностранцев на учет, порядок трудовой деятельности лиц, въезжающих в Россию в рамках безвизового режима.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

В настоящее время мигранту необходимо получить патент. Этот документ позволяет осуществлять трудовую деятельность официально. С одной стороны, введение патентной системы решило множество вопросов, связанных с трудовой миграцией.

С другой же стороны, для оформления разрешения необходимо собрать внушительный пакет документов. Кроме того, процесс его получения стоит немалых денег для иностранца. В результате многие трудовые мигранты становятся нелегальными.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.

1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера.

Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Особенности деятельности контрольных органов

Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:

Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.

Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

В процессе реализации координационных задач:

  • анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
  • изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
  • разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
  • подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
  • проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.

Профилактическая работа

Она считается одним из эффективных методов противодействия нелегальной миграции. Профилактическая работа ведется различными государственными органами совместно. Кроме этого, разрабатываются планы специальных операций, в ходе которых обнаруживаются места незаконного скопления иностранцев, пресекается противоправная деятельность организаций и частных лиц, транснациональных групп.

За несколько последних лет ФМС совместно с правоохранительными структурами провели огромную работу для устранения нарушений на потребительском и трудовом рынке, транспорте, в лесном хозяйстве и иных сферах, в которых задействованы нелегалы. Многое сделано для ликвидации каналов незаконной миграции.

Прокурорская деятельность

Особую роль в борьбе с нарушениями миграционного законодательства играют прокурорские работники. Проверки, проводимые ими, осуществляются с привлечением сотрудников ФМС, МВД, территориальных подразделений Роспотребнадзора, Роструда и прочих контролирующих инстанций.

В процессе этих мероприятий особое внимание уделяется соблюдению нанимателями правил приема иностранцев на предприятия лесного и сельского хозяйства. По результатам проверок разрабатываются планы реализации дополнительных мер по обнаружению иностранцев, нарушивших законодательство, и лиц, задействованных в организации нелегальной миграции.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Перспективные направления

По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:

  1. Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
  2. Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
  3. Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
  4. Организацию информационно-аналитической деятельности.
  5. Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
  6. Выявление мест скопления иностранцев.
  7. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
  8. Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
  9. Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.

Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий.

Читайте также:  Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда.

Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.

Дополнительные меры

Одним из факторов, предрасполагающих для развития незаконной миграции, является низкая квалификация иностранцев. Для оформления разрешения на проживание, трудовую деятельность субъектам необходимо подтвердить знания языка, основ законодательства и истории РФ.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Для преодоления низкого квалификационного уровня мигрантов необходимо упрощать порядок получения гражданства иностранцев, уже проживающих в стране и являющихся специалистами, инвесторами, выпускниками отечественных учебных заведений либо признанных носителями государственного языка.

Все эти меры способствуют укреплению межконфессионального и межнационального согласия, профилактике конфликтов, решению проблемы социальной изоляции граждан иностранных государств.

В качестве меры предупреждения развития нелегальной миграции выступает сокращение потребности отечественных предприятий в низкоквалифицированных работниках. Необходимо переориентировать экономику на привлечение внутренних трудовых ресурсов.

Организация незаконной миграции и нелегальной: ст 322 ч 1 УК РФ с ми и состав

Такое действие, как организация незаконной миграции является преступлением, влекущим за собой наказание согласно действующему УК. Наказание за данное преступление предусмотрено 322 ч.

1 статьей Уголовного кодекса.

Чтобы понять, как осуществляется привлечение к ответственности за это преступление, и каков его состав, нужно более детально рассмотреть понятие миграция и положения статьи 322 части 1 УК РФ.

Что такое миграция

Под миграцией понимается действие по переселению людей из одного населенного пункта в другой в пределах района, региона, страны или даже государств. Переселение должно осуществляться с соблюдением требований закона. Незаконная миграция, рассматривается законодателем как преступное посягательство на общественный строй местности, куда переселяется человек или группа лиц.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Согласно статистике, незаконная миграция получила широкое распространение. Предотвратить подобные правонарушения не помогает даже ужесточение возможного наказания.

Существует множество миграционных направлений, под которые попадает и Российская Федерация. К основным из них нужно отнести:

  • Движение масс людей из не самых благоприятных стран Африки и Южной Америки в государства с более высоким уровнем жизни. Это влечет огромный приток неквалифицированной рабочей силы.
  • Переезд из одной страны в другую на ПМЖ, при условии одинаковой экономической развитости этих государств.
  • Отток специалистов в государства Западной Европы и США из-за отсутствия подходящей и при этом достойно оплачиваемой работы по месту жительства.
  • Отъезд специалистов из относительно развитых стран в государства, где за свой труд они смогут получить гораздо больше материальных благ. Подобное влечет за собой снижение количества высококвалифицированных специалистов в стране, которую покидают мигранты.

Главными причинами массовой миграции являются поиск лучшей работы, зарплаты и, в конечном итоге, жизни. Также на последние годы пришелся огромный всплеск миграции из-за войн на Ближнем Востоке и в странах Северной Африке. Справедливости ради нужно сказать, что миграционные потоки из этих стран Россию коснулись не сильно.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Миграционная служба разработала программы, узаконивающие переезд людей в Россию и выезд из нее. Но кто сталкивался с этими программами в реальной жизни с уверенностью заявит, что гораздо выгодней мигрировать незаконно.

С одной стороны, ряд требований не выполним для мигрантов по финансовым и прочим соображениям, а с другой – положения программ меняются с огромной скоростью, подстраиваясь под изменчивое законодательство.

Таким образом, человек, решивший легализоваться, приходит в миграционные службы с полным пакетом документов, на сбор которых потрачена внушительная сумма денег, а оказывается, что половина из них уже не требуется и нужны другие.

Разумеется, получение легального статуса возможно, но для этого требуется иметь определенный стартовый капитал. В то же время в качестве мигранта чаще всего выступает малоимущий, нуждающийся в материальной поддержке человек. Его борьба с бюрократической машиной заранее проиграна.

Несмотря на все оговорки в УК и КоАП, предусмотрена ответственность за незаконную миграцию. Мера наказания за совершение подобного противоправного действия напрямую зависит от степени тяжести правонарушения.

Уголовная ответственность за незаконную миграцию назначается не часто, и только за ее организацию.

Максимум, что ждет иностранца, незаконно прибывающего на территории России, – это депортация и запрет на въезд на определенное время.

Многие люди приезжают из стран бывшего СССР в Россию на заработки. Некоторые из них рассматривают депортацию, как возможность съездить домой бесплатно. На родине за сходную цену документы переделываются с изменением пары букв в них, и человек снова может ехать на заработки, что еще раз подчеркивает неэффективность системы.

Состав преступления и объективные признаки

Каждое преступление имеет состав, включающий в себя объективные и субъективные признаки. Исключением не является и организация незаконной миграции. Все вышеперечисленное детально описано в комментарии к ст. 322 ч.

1 УК РФ, а также в Постановлении Пленума ВС РФ. Невозможность установления объективной и субъективной составляющих преступного посягательства исключает возможность назначения уголовной и административной ответственности.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения. Таким образом, частью состава преступления «Организация незаконной миграции», то есть его объектом являются отношения, связанные с управлением государством. Угроза этому виду общественных отношения может повлечь за собой значительный сопутствующий ущерб.

Помимо объекта, обязательным элементом выступает объективная сторона. По сути, это выражение преступного посягательства во внешней среде. Относительно примечания 1, статьи 322 УК РФ «Организация нелегальной миграции», объективная сторона может быть выражена в следующих действиях:

  • Незаконное проникновение на территорию России. Под этим пониманием объективной стороны подразумевается пересечение границы страны без наличия и заполнения определенных документов. Это действие может быть совершено только иностранцем или лицом без гражданства. Внутригосударственная миграция жестких требований не содержит.
  • Пребывание на территории страны без наличия законных основания для этого. Подобное случается, когда человек не регистрируется, не получает вид на жительство или не соответствует иным требованиям, предъявляемым к пребыванию на территории РФ к иностранным гражданам.
  • Нелегальный транзит через Россию. Данный вариант объективной стороны преступления выражен в том, что человек не имеет права для въезда в сопредельную с Россией страну.

Нужно отметить, что ст. 322,1 рассматривается именно факт организации вышеуказанных действий, а не их выполнение. Простыми словами, ответственности подлежит человек, тем или иным способом сделавший вышеперечисленное возможным, например, водящий группы мигрантов через государственную границу в слабо охраняемом месте.

Субъективные признаки

Вторая группа признаков преступления — это субъект и субъективная сторона. Здесь рассматривается не характер противоправных действий, а личность виновного в их совершении.

Законодатель детально указал возраст, состояние и положение лица, которого можно привлечь к ответственности за совершение преступного действия.

Первое на что нужно обратить внимание при рассмотрении субъективной стороны – это характеристика лица, позволяющие назвать его преступником.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Субъектом преступления может быть лицо, соответствующее следующим критериям:

  • Физическое лицо. Если организацией незаконной миграции занималась какое-либо предприятие, то ответственности подлежит только ее руководитель.
  • Возраст не менее 16 лет.
  • Полная вменяемость, то есть наличие осознания совершаемых действий и их возможных последствий.

Субъектом преступления выступают только организаторы незаконной миграции. То есть только они попадают под ответственность, предусмотренную ст. 322 часть 1.

В то же время не следует полагать, что люди, незаконно пересекающие границу, полностью освобождены от ответственности. Дело в том, что они нарушают смежную норму УК РФ, а именно 322 “Незаконное пересечение границы страны”. В этом случае субъектом преступного действия являются именно незаконные мигранты.

Последней составной частью преступного деяния является субъективная сторона. По сути, это психологическое и психическое отношение человека, совершающего преступное посягательство. Главным проявлением субъективной стороны, как известно, является вина. Без установления вины проступок не может быть наказан.

Согласно действующему законодательству, вина может проявляться в двух формах,

Глупо считать, что организация незаконной миграции была выполнена по неосторожности. Кроме того, совершение такого преступного действия осуществляется при наличии прямого умысла с четким осознанием совершаемых действий и их возможных последствий.

Виды ответственности

Большинство иностранных граждан, приезжающих работать в Россию, считают, что российские власти жаждут обвинить их в совершении рассматриваемого преступления. Миграционная службы и власти в свою очередь утверждают, что это не так, и что они заинтересованы в привлечении рабочей силы, но исключительно на официальной основе.

На самом деле обе стороны правы. Тех людей, которые приезжают подработать на самых низкооплачиваемых местах, миграционная служба мягко говоря недолюбливает, но и «охоты» за ними не ведет. Разве что в плановых рейдах, да и то спустя рукава.

В то же время специалисты и научные деятели лучше поедут в Западную Европу или США, там больше возможностей.

Организация незаконной миграции: статья 322 УК РФ

Организация незаконной миграции – это правонарушение средней тяжести. В то же время часто устанавливаются квалифицирующие признаки и поэтому преступное посягательство уже рассматривается, как тяжкое.

Читайте также:  Обыск УПК РФ ст 182: понятие и значение в уголовном процессе

В качестве отягчающих обстоятельств чаще всего выступают:

  1. Совершение преступного действия организованной группой. Дело в том, что водить незаконных мигрантов через границу лесами и болотами, не так просто, как вступить в сговор с пограничниками.
  2. Организация миграции в обход закона с целью дальнейшего совершения преступлений на территории страны. Тут возможны разные варианты преступлений вплоть до террористической деятельности.

Статья 322, 1 имеет два пункта:

  • согласно первому пункту организатору незаконной миграции грозит лишение свободы сроком до пяти лет,
  • за совершение противоправного действия, предусмотренного второй частью статьи 322,1, наказание более суровое: лишение свободы сроком до 7 лет, а также штраф в сумме не более полумиллиона рублей (также возможно дополнительное наказание в виде ограничения передвижения сроком до двух лет).

Назначение наказание осуществляется с учетом тяжести содеянного, наступивших последствий и прочих факторов. Они не исключают возможность назначения наказания, но могут способствовать смягчению мер ответственности. Это также касается и смягчающих обстоятельств, которые определяются для каждого конкретного случая в частном порядке.

Загрузка…

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тюменской области

Верховный Суд Российской Федерации обобщил судебную практику по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 09.07.2020 принял постановление № 18 «О  судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Постановление разъясняет понятие пересечения Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ).  Признает незаконное пересечение границы оконченным  с момента фактического пересечения лицом границы независимо от места и способа ее пресечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска или без такого).

Исходя из того, что такое преступление может быть совершено только с прямым умыслом, в Постановлении обращено внимание, что об осведомленности иностранного гражданина или лица без гражданства о запрете на въезд в Российскую Федерацию (ч. 2 ст.

322 УК РФ) могут свидетельствовать наличие в документе, удостоверяющем личность, отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию, вручение лицу под роспись уведомления о принятии в отношении его акта об отказе в получении въезда в Российскую Федерацию или составление акта об отказе в получении данного уведомления и др.

В Постановлении разъяснено, что под организацией незаконной миграции  (ст. 322.

1 УК РФ) понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.

Пленум отмечает, что организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в ст. 322.1 УК РФ.

Если организация незаконной миграции включает фиктивную   регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322.1 и ст. 322.2 УК РФ или ст.

322.3 УК РФ.

В Постановлении также разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства нескольких нарушений миграционного законодательства, указанных в ч. 1 ст. 322.

1 УК РФ, а равно для совершения одного или несколько таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранными гражданами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление по соответствующей части ст.

322.1 УК РФ.

В  Постановлении  разрешены вопросы, возникавшие в судебной практике относительно квалификации действий виновного лица, связанных с фиктивной регистрацией (постановкой на учет) двух или нескольких граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания или месту жительства.

Пленум установил обязанность судов в обвинительном приговоре  по ст. ст. 322 — 322.

3 УК РФ привести статьи, части статьи, пункты нормативных правовых актов, регламентирующих правила пересечения Государственной границы, регистрации по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации с указанием на то, в чем именно выразились соответствующие нарушения. Таким образом, такие же требования предъявляются к  обвинительному заключению (акту, постановлению).

В Постановлении рекомендовано судам при рассмотрении уголовных дел, связанных с незаконным пересечением границы и незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствующие  совершению данных преступлений, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования, на которые в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ обращать внимание частными определениями (постановлениями).

Пленумом даны и другие разъяснения по указанной категории дел.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Уголовно-судебное управление

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 09.07.2020 принял постановление № 18 «О  судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Постановление разъясняет понятие пересечения Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ).  Признает незаконное пересечение границы оконченным  с момента фактического пересечения лицом границы независимо от места и способа ее пресечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска или без такого).

Исходя из того, что такое преступление может быть совершено только с прямым умыслом, в Постановлении обращено внимание, что об осведомленности иностранного гражданина или лица без гражданства о запрете на въезд в Российскую Федерацию (ч. 2 ст.

322 УК РФ) могут свидетельствовать наличие в документе, удостоверяющем личность, отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию, вручение лицу под роспись уведомления о принятии в отношении его акта об отказе в получении въезда в Российскую Федерацию или составление акта об отказе в получении данного уведомления и др.

В Постановлении разъяснено, что под организацией незаконной миграции  (ст. 322.

1 УК РФ) понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.

Пленум отмечает, что организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в ст. 322.1 УК РФ.

Если организация незаконной миграции включает фиктивную   регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322.1 и ст. 322.2 УК РФ или ст.

322.3 УК РФ.

В Постановлении также разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства нескольких нарушений миграционного законодательства, указанных в ч. 1 ст. 322.

1 УК РФ, а равно для совершения одного или несколько таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранными гражданами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление по соответствующей части ст.

322.1 УК РФ.

В  Постановлении  разрешены вопросы, возникавшие в судебной практике относительно квалификации действий виновного лица, связанных с фиктивной регистрацией (постановкой на учет) двух или нескольких граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания или месту жительства.

Пленум установил обязанность судов в обвинительном приговоре  по ст. ст. 322 — 322.

3 УК РФ привести статьи, части статьи, пункты нормативных правовых актов, регламентирующих правила пересечения Государственной границы, регистрации по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации с указанием на то, в чем именно выразились соответствующие нарушения. Таким образом, такие же требования предъявляются к  обвинительному заключению (акту, постановлению).

В Постановлении рекомендовано судам при рассмотрении уголовных дел, связанных с незаконным пересечением границы и незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствующие  совершению данных преступлений, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования, на которые в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ обращать внимание частными определениями (постановлениями).

Пленумом даны и другие разъяснения по указанной категории дел.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Уголовно-судебное управление

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *