Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. какие детали требуют особого внимания

Решение контрольного органа в сфере госзакупок по рассмотренным жалобам может сопровождаться предписанием участникам торгов. Рассказываем, что представляет собой этот документ, когда ФАС его оформляет и что делать после получения.

Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет.

В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).

Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:

  • внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
  • отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
  • осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ ( установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).

Форма документа

В документе должна содержаться следующая информация:

  • дата и место выдачи;
  • состав комиссии;
  • сведения о сопутствующем решении;
  • наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
  • указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
  • сроки, в течение которых должно быть исполнено требование;
  • сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.

ФАС направляет документ всем участникам разбирательства, а также публикует его на сайте ЕИС.

Образец предписания

Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания

Скачать

Действия по исполнению

После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить уведомление об исполнении предписания ФАС.

Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец

Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания

Скачать

Как отменить протоколы по предписанию ФАС

Наиболее часто по указанию антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или же внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.

Как внести изменения в документацию

На главной странице торгов заказчик выбирает пункт «Изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения». Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание».

Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания

Далее необходимо выделить пункт «Предписание органа контроля».

Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания

Необходимо выбрать указание из реестра результатов контроля. Если же ФАС не опубликовало документ в ЕИС, то заказчик вручную вбивает реквизиты предписания.

Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания

Далее заказчику будет доступен функционал, аналогичный при публикации заказа, где необходимо внести соответствующие изменения и прикрепить новые файлы документации.

Как отменить протоколы

На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания

При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.

Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания

В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.

Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размере 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.

Когда и как закупку у единственного поставщика нужно согласовывать с ФАС

С 1 июля 2020 года существенно изменились правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания закупки несостоявшейся (был принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»). Расскажем, как было принято раньше и что теперь нужно учитывать в работе.

В каких случаях и как согласовывались с контрольным органом контракты, заключаемые с единственным поставщиком, по результатам несостоявшихся процедур до 1 июля 2020 года?

  • Напомним, что до указанной даты вопрос заключения контракта по результатам несостоявшейся процедуры регулировался пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
  • Основанием для признания конкурентной закупки несостоявшейся служило следующее:
  • — на участие в конкурентной закупке подана только одна заявка;
  • — только один из участников закупки, подавших заявки на участие в ней, признан его участником;
  • — ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона;
  • — комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нём;
  • — только одна  заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений либо указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В этих случаях контракт должен быть заключён с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна была превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

Согласовывать с контрольным органом в сфере закупок возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания закупки несостоявшейся теперь приходится по новым правилам.

  1. Прежде всего, в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе были внесены изменения, согласно которым заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании, если не состоится:
  2. — закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
  3. — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  4. — электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  5. — электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одного ценового предложения;
  6. — запрос предложений (в том числе в электронной форме), если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены.

Однако согласовывать придётся не каждую несостоявшуюся закупку, а только ту, цена контракта которой превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Такое согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры. Эти размеры устанавливаются не только в зависимости от способа закупки, но и от уровня заказчика.

Например, согласование нужно при заключении контракта для федеральных нужд, если начальная (максимальная) цена контракта превысит 500 млн рублей (за исключением закупки, осуществляемой путём проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона о контрактной системе соответственно или путём проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При закупке для нужд субъекта Российской Федерации либо для муниципальных нужд такой размер уже составит 250 млн рублей. Исключения, предусмотренные при согласовании заключения контракта для федеральных нужд, применимы и в этом случае.

И всего при сумме в 1 000 рублей потребуется получать согласование, при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.

Читайте также:  Можно ли установить сокращенную норму рабочего времени на уровне организации

Вовсе не потребуется согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком, если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Что необходимо предпринять, чтобы получить согласие на заключение контракта с единственным поставщиком?

Чтобы получить такое согласие, потребуется направить соответствующее обращение в контрольный орган.

Сделать это необходимо  не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС в соответствии с Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 утверждена форма такого обращения, а также перечень информации и документов, прилагаемых к нему.

Допускается направление такого обращения как на бумажном носителе, так и в электронной форме, сведения в которых должны быть идентичными.

Вы сможете направить такое обращение исключительно с использованием ЕИС в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, запроса предложений в электронной форме.

Какие органы уполномочены на принятие решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком либо об отказе в таком согласовании?

ФАС России наделён полномочиями при рассмотрении обращений, при проведении закупок для федеральных нужд и закупок, проводимых закрытыми способами;

контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ ‒ при закупках для региональных в г. Москве таким органом является Главное контрольое управление г. Москвы  (Постановление Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП)

Обзор судебной практики. Топ антимонопольных споров. Выпуск № 12/2021

Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 № 1682-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества „Тывасвязьинформ“ на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 25 Федерального закона „О защите конкуренции“» (жалоба отклонена)

Участники дела

АО «Тывасвязьинформ»

Резюме эксперта

Суд отметил, что праву ФАС России запрашивать у субъектов экономической деятельности документы и сведения корреспондирует обязанность таких лиц представлять их. Вместе с тем требование ведомства должно быть мотивированным и обусловливаться необходимостью выполнять возложенные на него задачи и функции.

С точки зрения КС РФ, в данном случае запрошенные сведения не относились к информации, составляющей тайну связи, поэтому антимонопольный орган мог истребовать их в рамках своей компетенции.

Обстоятельства дела

«Тывасвязьинформ» признали виновным в непредставлении УФАС информации о местонахождении устройства и о лице, использовавшем определенный IP-адрес, в связи с рассмотрением заявления о нарушении антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона (ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ).

Компания оспорила конституционность ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, а также ст. 25 Закона о защите конкуренции. По ее мнению, эти положения не соответствуют ст. 23 Конституции РФ, т. к.

по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, возлагают на оператора связи обеспеченную мерами административной ответственности обязанность давать антимонопольному органу не основанный на судебном решении доступ к информации, составляющей тайну связи.

Решение КС РФ и его обоснование

КС РФ не нашел оснований принять жалобу к рассмотрению и разъяснил три момента.

  1. Для выявления признаков антимонопольных нарушений Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган правом направлять субъектам экономической деятельности запросы о представлении необходимых документов и информации. Этому праву корреспондирует обязанность указанных лиц представить сведения по требованию данного органа в соответствии с возложенными на него полномочиями (ч. 1 ст. 25 Закона).
  2. Однако это не означает произвольность действий должностных лиц антимонопольного органа по истребованию информации. Такие действия прямо ограничены необходимостью осуществлять возложенные на ведомство задачи и функции, а само требование о представлении сведений должно быть мотивированным.
  3. Запрос ФАС России не касался личной переписки, сути телефонных переговоров, иных сообщений, получения информации с технических каналов связи или о соединениях абонентов. Следовательно, ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Меребашвили Т., Ефанов И. Как работать с антимонопольными запросами // Конкуренция и право. 2021. № 5. С. 36–44.

Антимонопольный орган обязан предоставить доступ к материалам дела заказчику, действия которого обжалуются

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2021 по делу № А40-206823/2020 (требования удовлетворены частично)

Участники дела

ГБУЗ г. Москвы «Детский санаторий Сосновка Департамента здравоохранения города Москвы» против Московского УФАС России

Резюме эксперта

Антимонопольный орган отказал учреждению в ознакомлении с материалами дел о нарушении законодательства о контрактной системе и предоставлении аудиозаписей заседаний комиссии по итогам их рассмотрения.

Кассация сочла такой отказ неправомерным, отметив, что отсутствие в Законе № 44-ФЗ и административном регламенте ведомства по рассмотрению соответствующих жалоб указания на возможность ознакомиться с материалами дела не отменяет требования ст.

7 Закона № 44-ФЗ, посвященной принципам открытости и гласности. УФАС было обязано предоставить заказчику доступ к материалам дел.

Обстоятельства дела

Рассмотрев в отношении санатория дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, УФАС приняло решения и вынесло предписания.

Чтобы обжаловать эти акты, учреждение подало в УФАС заявления об ознакомлении с материалами дел. Однако антимонопольный орган не назначил место, дату и время ознакомления с материалами, не направил учреждению их копии.

Санаторий обратился в суд, требуя признать незаконным бездействие УФАС, выразившееся в отсутствии письменного ответа на ходатайства и в необеспечении доступа к материалам дел.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований, отметив, что ни Закон № 44-ФЗ, ни Административный регламент, утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, не обязывают административный орган знакомить с материалами дела и проверки лиц, подавших жалобы на действия заказчика или уполномоченного органа.

Также суды указали, что заявитель мог беспрепятственно ознакомиться с материалами в ходе судебного разбирательства (что он и сделал).

Учреждение подало кассационную жалобу.

Решение кассации и его обоснование

Суд округа признал незаконным отказ УФАС в ознакомлении с материалами дел и предоставлении копий аудиозаписей заседаний комиссии, поскольку:

  • по смыслу правовых позиций КС РФ защита прав и свобод человека и гражданина, включая судебную защиту (ст. 45 и 46 Конституции РФ), предполагает не только право лица обратиться в суд, иной юрисдикционный орган, но и возможность эффективно пользоваться полномочиями участника разбирательства (Постановление КС РФ от 30.03.2021 № 9-П);
  • в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Эти принципы действуют и при рассмотрении жалоб на действия заказчика. Он имеет право на свободный доступ к информации материалов дел антимонопольного органа и проверки;
  • отклонены доводы судов о том, что материалы дел были переданы на рассмотрение в арбитражный суд, поэтому заявитель мог изучить их и сделал это. Санаторий ведет речь о невозможности ознакомиться с материалами в ходе административной процедуры, а суды – при проведении судебной процедуры;
  • выводы судов о законности решений УФАС не отменяют его обязанности ознакомить санаторий с материалами дел при их рассмотрении в административном органе.

Заказчик вправе требовать наличия опыта работы в качестве генподрядчика

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.09.2021 по делу № А40-209401/2020 (решение в пользу антимонопольного органа)

Участники дела

АО «Объединение „Ингеоком“» против ФАС России

Резюме эксперта

Кассационной суд поддержал ФАС России и признал правомерным установление в конкурсной документации по критерию квалификации требования предоставить документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ исключительно в качестве генподрядчика. Конкурсная комиссия не приняла к оценке контракт, в котором компания выступала субподрядчиком, что, по мнению суда, не противоречит Закону № 44-ФЗ.

Читайте также:  Проведите проверку бизнеса контрагента перед сделкой

Таким образом, выполнение отдельных этапов или видов работ в качестве субподрядчика не может надлежащим образом подтверждать наличие требуемого опыта в целом.

Обстоятельства дела

«Ингеоком» подал заявку на участие в конкурсе на выполнение подрядных работ по строительству транспортной развязки в Москве. Комиссия заказчика (ГКУ г.

Москвы «Управление дорожно-мостового строительства») не приняла к оценке один из поданных для подтверждения опыта выполнения работ контрактов, по которому компания была субподрядчиком.

По конкурсной документации к учету принимался опыт выполнения работ только в качестве генподрядчика за последние пять лет.

«Ингеоком» подал жалобу на действия конкурсной комиссии в ФАС России, но регулятор посчитал действия заказчика законными и отказал в возбуждении дела.

Компания обратилась в суд. Две инстанции оставили в силе решение ФАС России.

Компания подала кассационную жалобу.

Решение кассации и его обоснование

Суд округа оставил в силе принятые по делу судебные акты, указав:

  • из представленных документов следовало, что по спорному контракту «Ингеоком» не выполнял полностью работы в качестве генподрядчика, а исполнял лишь часть обязательств. Генподрядчиком была другая организация – АО «Мосинжпроект», а «Ингеоком» был субподрядчиком. Заключение компанией субподрядных договоров по отдельным видам строительных работ не подтверждает, что она является генподрядчиком;
  • непринятие конкурсной комиссией спорного контракта в качестве подтверждения опыта генерального подряда соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о закупке.

Порядок представления в антимонопольный орган ходатайства или уведомления в электронной форме

СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения.

При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации.

Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Регистрация — процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.

Персональные данные Пользователя — данные, используемые для идентификации личности, добровольно указанные Пользователем при прохождении регистрации. Данные хранятся в базе данных на сервере АО «Аналитический центр» и подлежат использованию исключительно в соответствии с настоящим соглашением и законодательством РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя. Мы можем использовать персональные данные Пользователя для следующих целей:

  • Для организации выдачи Пользователю электронной цифровой подписи в рамках сети Аккредитованных при Некоммерческой организации «Ассоциация Электронных Торговых Площадок» Удостоверяющих центров, а также ее обслуживания и оказания сопутствующих услуг;
  • Для обратной связи с Пользователем в целях предоставления услуги или информации, в том числе посредством рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» на указанную электронную почту. Отказаться от рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» можно нажав на соответствующую кнопку в нижнем колонтитуле любого письма в рамках такой рассылки;
  • Для ответов на запросы Пользователя в службу поддержки;
  • Для выполнения обязательств по договорам.

Для использования персональных данных для любой иной цели мы запрашиваем подтверждение Пользователя. Пользователь соглашается, что АО «Аналитический центр» оставляет за собой право использовать его персональные данные анонимно и в обобщенном виде для статистических целей.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ

Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

АО «Аналитический центр» не передает персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей без разрешения Пользователя.

АО «Аналитический центр» может передавать персональные данные Пользователя компаниям, аффилированным по отношению к АО «Аналитический центр», для обработки и хранения. Пользователь соглашается с тем, что АО «Аналитический центр» передает персональные данные Пользователя уполномоченным организациям для создания и выдачи электронной подписи, выполнения требуемых услуг и операций.

АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.

АО «Аналитический центр» можем собирать и, при необходимости, передавать уполномоченным органам имеющуюся в нашем распоряжении информацию для расследования, предотвращения и пресечения любых незаконных действий. АО «Аналитический центр» вправе раскрывать любые персональные данные по запросам правоохранительных органов, решению суда и в прочих случаях, предусмотренных законодательством РФ.

С целью предоставления дополнительной информации, оказания услуг, Пользователь можете быть направлен на другие ресурсы, содержащие информационные или функциональные ресурсы, предоставляемые третьими лицами.

Только в тех случаях, когда информация собирается от лица АО «Аналитический центр», использование данных Пользователя будет определяться политикой АО «Аналитический центр» в отношении конфиденциальности персональных данных. При предоставлении информации на других ресурсах будут использоваться политики в отношении конфиденциальности персональных данных, проводимые их владельцами.

  • АО «Аналитический центр» требует от своих партнеров использования политики в отношении конфиденциальности персональных данных, согласующихся с политикой АО «Аналитический центр».
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
  • АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения.
  • АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.

АО «Аналитический центр» рекомендует принимать все меры по защите ваших персональных данных при работе в Интернете. Часто меняйте пароли, используйте сочетание букв и цифр при создании паролей и используйте защищенный браузер.

ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ

АО «Аналитический центр» не хранит персональные данные Пользователя дольше, чем необходимо для целей их сбора, или чем требуется в соответствии с действующими законами или правилами.

Согласование сделок с ФАС

Содержание

В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты часто совершают сделки, которые могут оказать влияние на состояние конкуренции на товарном рынке.

Далеко не каждый предприниматель знает о том, что ряд сделок подлежит согласованию с антимонопольным органом. Поэтому зачастую они совершаются с нарушением действующего законодательства, что приводит к административным разбирательствам и штрафам в размере до 500 тыс. рублей (ст. 19.8. КоАП РФ).

Своевременное согласование сделки с ФАС поможет избежать проблем, сэкономит финансовые и временные ресурсы, которые Вы сможете направить на развитие бизнеса.

Определить, требуется ли согласование конкретной сделки с ФАС и каков порядок такого согласования, сможет антимонопольный юрист.

Услуги юристов антимонопольной практики  КГ ЭТАЛОН:

  • Предоставление устных и письменных консультаций по вопросам получения согласия ФАС на совершение сделок;
  • Правовой анализ планируемой Доверителем сделки на предмет необходимости получения согласия антимонопольного органа на ее совершение или уведомления; подготовка заключения;
  • Подготовка ходатайств в ФАС о даче согласия на совершение сделок;
  • Подготовка уведомления ФАС о совершении сделок;
  • Составление списка лиц, входящих в одну группу по правилам Закона о защите конкуренции;
  • Защита интересов Доверителя по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Какие сделки контролирует Федеральная антимонопольная служба:

Федеральный закон «О защите конкуренции» исчерпывающим образом определяет перечень сделок и действий, подлежащих контролю со стороны ФАС (ст. 26.1 – 29). К ним относятся:

  • Сделки по созданию и реорганизации (слияние, присоединение) компаний при определенных условиях.
  • Соглашения между субъектами-конкурентами о совместной деятельности.
  • Сделки с акциями (долями), имуществом (вкладами) коммерческих организаций при определенных условиях.

Отдельные примеры сделок, которые нужно согласовать с ФАС:

  1. Сделки по приобретению лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если количество таких акций в сумме с теми, которыми лицо (группа лиц) уже распоряжалось до заключения сделки, превышает 25, 50 и 75%.

  2. Сделки по приобретению лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если количество таких долей в сумме с теми, которыми лицо (группа лиц) уже распоряжалось до заключения сделки, превышает 1/3, 1/2 и 2/3.

Читайте также:  Рейтинг пива в России по качеству и способы, как проверить пенное: оценка и экспертиза

Если установленные значения не превышаются, согласия ФАС на её совершение не требуется.

Пример: лицо имеет 40% голосующих акций и приобретает 20% голосующих акций. В результате сделки получает право распоряжаться 60% голосующих акций. Пороговое значение превышается, значит требуется согласие ФАС. Если бы лицо приобретало 8% процентов голосующих акций, согласие бы не требовалось, поскольку в результате сделки общее количество голосующих акций, которыми владеет лицо, не превысило бы 50%.

Особые правила установлены антимонопольным законодательством в отношении сделок, предметом которых являются акции или доли компании, зарегистрированной на территории иностранного государства.

  1. Сделки, в результате которых лицо получает право определять условия осуществления предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа (доверительное управление, передача полномочий управляющей компании).

В холдинговых структурах и группах компаний для удобства управления осуществляется передача функций генерального директора управляющей организации. Такая сделка подлежит контролю со стороны антимонопольной службы.

Что нужно сделать при совершении такой сделки

Чтобы не нарушить антимонопольное законодательство, в установленные законом  сроки требуется подать в ФАС:

  1. ходатайство о даче согласия антимонопольным органом на совершение сделки
  2. уведомление о совершении сделки.

Когда согласие ФАС не нужно и достаточно уведомления

По общему правилу на совершение сделки требуется согласие антимонопольного органа. Однако при наличии определенных условий достаточно последующего уведомления ФАС.

Так, уведомления антимонопольного органа будет достаточно, если сделка совершается лицами, входящими в одну группу лиц, при условии что перечень участников группы лиц был предоставлен в антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделки.

Стоимость услуг

Чтобы избежать применения к Вам мер административной ответственности, уберечь свой бизнес от обременительных штрафов, за юридической поддержкой рекомендуем обращаться к юристам КГ ЭТАЛОН.

Подготовка  ходатайств в ФАС о даче согласия на совершение сделки

от 30 000 руб.

Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию на сайте 

Правомерность запросов антимонопольного органа о представлении информации — Choose a Skill

Татьяна Залунина

Опубликовано: журнал «Арсенал предпринимателя» № 6 июнь 2013

Согласно сложившемуся в российском обществе ошибочному стереотипу, сфера государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, ограничена деятельностью крупных организаций-монополистов.

Этот стереотип является причиной недоумения многих предпринимателей и небольших организаций по поводу получения запросов антимонопольного органа о представлении информации и документов, особенно в том случае, если подобный запрос направлен по методу «веерной рассылки».

Реакция на запрос разная — одни немедленно исполняют запросы, другие сомневаются в их легитимности, мотивируя тем, что малый бизнес не может представлять интереса для антимонопольных органов, потому запрос является «происками врагов и конкурентов».

Автор надеется, что настоящая статья поможет предпринимателям разобраться в этом вопросе и позволит избежать ошибок, влекущих применение мер административной ответственности.

Правовые основания

Полномочия антимонопольных органов.

Как следует из пункта 1 статьи 22 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), одной из основных функций антимонопольного органа[1] является функция по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

[1] Согласно пункту 15 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под антимонопольным органом понимается как федеральный антимонопольный орган, так и его территориальные органы.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 07 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и от 30 июня 2004 г.

№ 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» федеральным антимонопольным органом является ФАС России.

  • В целях выполнения этой функции Законом о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлен ряд полномочий, в том числе право на получение от хозяйствующих субъектов[1] необходимых документов и информации, а так же объяснений в письменной и устной форме (пункт 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
  • [1] Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а так же в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
  • Обязанности предпринимателей.
  • Полномочиям антимонопольного органа на получение документов и информации корреспондирует предусмотренная пунктом 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции обязанность хозяйствующих субъектов представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях (далее — информация).
  • Из буквального толкования приведенной выше нормы закона следует, что запрос антимонопольного органа о представлении информации является правомерным в том случае, если в совокупности:

1) является мотивированным, т.е. содержит указание на основание представления информации и —

2) основание представления информации соответствует возложенным на антимонопольный орган полномочиям.

Когда могут направить запрос

Антимонопольный орган вправе запрашивать у хозяйствующего субъекта информацию не только при проведении плановой или внеплановой проверки с целью выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, но и в иных целях, которые и будут выступать основаниями для подобного запроса. В частности, таким основанием может быть проведение антимонопольным органом анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке определенных товаров, а так же осуществление контроля за экономической концентрацией.

Как пояснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 января 2013 года № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.

8 кодекса РФ об административных правонарушения в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» (далее — Постановление Конституционного Суда РФ № 1-П), направляемые антимонопольным органом субъектам экономической деятельности запросы о представлении информации и документов в целях выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, осуществления контроля за экономической концентрацией, соответствуют полномочиям антимонопольных органов. При этом Конституционный Суд указал на обязанность хозяйствующих субъектов «…представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях, в установленный решениями и предписаниями антимонопольного органа срок (часть 1 статьи 25, статья 36)».

Какую информацию вправе запросить

Что касается состава информации, наделяя антимонопольный орган правом на ее получение, законодатель не устанавливает ограничений ни по видам, ни по объему запрашиваемой у хозяйствующего субъекта информации.

Единственным ограничением является необходимость соответствия основания запроса определенным законом полномочиям антимонопольного органа.

Вместе с тем, полагаем, что такое основание запроса, как проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке товаров определенного вида, предоставляет антимонопольному органу право запросить у хозяйствующего субъекта практически любую информацию, поскольку закон не обязывает антимонопольный орган «раскрывать» перед хозяйствующим субъектов методику проведения анализа и оценки, а так же конкретизировать перечень запрашиваемой информации.

Аналогичный вывод подтверждается многочисленной судебной практикой.

Как отмечают судебные органы[1], антимонопольное законодательство не содержит какие-либо ограничения для антимонопольных органов по срокам, составу и объему запрашиваемых документов, необходимых для осуществления антимонопольным органом его задач и функций, равно как и не содержит указаний о степени мотивированности запросов.

[1]

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *