Постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела

Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела» УПК РФ»Такая возможность отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки предусмотрена частью шестой статьи 148 УПК Российской Федерации и сама по себе не может признаваться затрудняющей доступ граждан к правосудию, а также рассматриваться как нарушение конституционных прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, поскольку связана с реализацией конституционно значимых целей уголовного преследования. При этом Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрены гарантии защиты прав этих лиц от неправомерного ограничения: недопустимость произвольной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, сроки проведения необходимых процессуальных действий и возможность их обжалования; само же решение прокурора отменить соответствующее постановление по мотивам его незаконности или необоснованности может быть обжаловано заинтересованным лицом вышестоящему прокурору или в суд (статьи 123 — 125 данного Кодекса) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2007 года N 374-О-О, от 26 октября 2017 года N 2268-О, N 2269-О и N 2270-О, от 27 марта 2018 года N 857-О, от 25 июня 2019 года N 1826-О и др.).»

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела» УПК РФ(О.М. Кабанов)Гражданину РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 148 УПК РФ, мотивированной дозволением прокурору многократно в течение неопределенного времени и при отсутствии предварительного судебного контроля отменять постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и нераспространением гарантии предварительного судебного контроля, предусмотренной Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N 28-П для отмены постановления о прекращении дела, на отмену постановления об отказе в возбуждении дела, так как оспариваемая норма не регламентирует специальной процедуры принятия предусмотренных гл. 18 УПК РФ мер по реабилитации лица при отказе в возбуждении дела, какая предусмотрена ч. 2 ст. 212 УПК РФ. Возможность отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки не может рассматриваться как нарушение конституционных прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, поскольку связана с реализацией конституционно значимых целей уголовного преследования. При этом УПК РФ гарантирует защиту прав этих лиц от неправомерного ограничения: недопустимость произвольной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, сроки проведения необходимых процессуальных действий и возможность их обжалования.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Досудебное производство: между прошлым и будущим(Бедняков И.Л.)

(«Уголовное судопроизводство», 2018, N 4)

Однако десятилетие реализации предложенной законодателем схемы выявило существенные проблемы во взаимодействии представителей стороны обвинения. Во-первых, произошла подмена независимого надзора, который по мысли законодателя должен был осуществлять прокурор, ведомственным контролем, от чего пытались уйти разработчики новаций.

Во-вторых, реформа породила конфликт между прокуратурой и созданным СК РФ, т.е. между прокурорами и бывшими прокурорами. На практике это привело к многочисленным ситуациям процессуального противостояния прокуратуры и представителей СК РФ с использованием возможностей УПК РФ.

Это и отмены прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела либо отказных материалов, и возвращение уголовного дела для проведения дополнительного следствия (ст. 221 УПК РФ), и неподдержание ходатайств следователей в порядке ст. 165 УПК РФ.

Следователи и должностные лица СК РФ в долгу не остались — игнорирование требований прокурора в рамках его полномочий, несогласие с выполнением требований об устранении нарушений федерального законодательства привело к причудливым реализациям положений Кодекса о механизме действий прокурора в подобной ситуации (ч. 6 ст. 38 УПК РФ) .

Нормативные акты: Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

Отмена постановления о возбуждении уголовного дела

Больше информации на личном сайте адвоката Юлии Патрушевой — www.proffadvokat.ruБольше информации на личном сайте адвоката Юлии Патрушевой — www.proffadvokat.ru

  • Основаниями для отмены постановления о возбуждения уголовного дела являются допущенные лицом, вынесшим такое постановления, нарушения норм Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  • Уголовно-процессуальный закон РФ к данному процессуальному документы, как к акту, на основании которого начинается процедура расследования/дознания по уголовному делу, а также на основании которого в отношении конкретного лица осуществляется уголовное преследование, а соответственно и могут ограничиваться конституционные права гражданина, предъявляется ряд серьезных требований, несоблюдение которых влечет признание такого процессуального документа незаконным и подлежащим отмене.
  • Требования закона предъявляются в первую очередь к лицу, которое полномочно на его вынесение.

Так, согласно ч. 1 ст. 146 УПК РФ , постановление о возбуждении уголовного дела выносится:

  1. -органом дознания;
  2. -дознавателем;
  3. -руководителем следственного органа;
  4. -следователем в пределах своей компетенции.

Во-вторых, дело может быть возбуждено только при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ.

  • Повод для возбуждения дела представляется под собой оформленный установленным законом образом документ, в котором излагаются события, которые имеют признаки состава преступления. Повод может быть оформлен в виде:
  • -заявления о преступлении;
  • -явка с повинной;
  • -сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • -постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
  • Под основаниями понимаются достаточные данные, указывающие на признаки состава преступления.
  • В-третьих, постановление должно быть оформлено в надлежащей форме и содержать обязательные элементы:
  • -дату, время и место его вынесения;
  • -указание но то, кем оно вынесено;
  • -повод и основание;
  • -пункт, часть, статью УК РФ.
  • В случае, если процессуальный документ не содержит перечисленных выше обязательных элементов, либо вынесено лицом, не уполномоченным на его вынесение, то
  • он не может считаться законным и подлежит отмене.

Сроки для отмены постановления о возбуждении уголовного дела по УПК РФ

  1. В УПК РФ срок для обжалования постановления о возбуждении уголовного дела не установлен, а соответственно подать жалобу на такое постановление возможно на любой стадии уголовного процесса.

  2. После отмены постановления о возбуждении уголовного дела все следственные действия считаются незаконными, процессуальные решения подлежат отмене.

  3. К лицам, полномочным принять решение об отмене постановления о возбуждении уголовного дела относятся:
  4. -руководитель следственного органа;
  5. -прокурор;
  6. -суд

Руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные и необоснованные решения следователя, что предусмотрено ст. 39 УПК РФ.

Отмена постановления о возбуждении уголовного дела прокурором

Прокурор, будучи уполномоченным на осуществление надзора за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, проверяет законность и обоснованность всех постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных указанными органами. И признав такое постановление незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменяет его, о чем выносить мотивированное решение.

https://www.youtube.com/watch?v=oUVW8lq91Cs

Обращение как к руководителю следствия, так и прокурору по своему предмету практически ничем не ограничено, поэтому ведомственное и прокурорское обжалование возможно рассматривать как предварительное для того, чтобы в дальнейшем решить вопрос о целесообразности и эффективности обращения с жалобой в суд в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Отмена постановления о возбуждении уголовного дела судом возможна только в случае подачи жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ.

Указанная статья говорит о том, что любое постановление либо действие должностных лиц, осуществляющих полномочия по уголовному преследованию, способное причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Порядок подачи жалобы в суд

Порядок подачи жалобы определен в ст. 125 УПК РФ. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

В жалобе подробно указываются все допущенные должностным лицом, вынесшим такое постановления, нарушения, недостатки, а также доводы в обоснование заявленной позиции (отсутствие признаков состава преступления, отсутствие ущерба и т.д.)

К жалобе необходимо приложить обжалуемый документ.

Срок рассмотрения жалобы

  • Судья проверяет законность и обоснованность обжалуемого постановления в срок не позднее чем через 5 суток после поступления жалобы в судебном заседании.
  • В судебном заседании участвуют: заявитель, его защитник, представитель (если такой участвует в деле), прокурор, следователь/руководитель следственного органа.
  • Рассмотрение жалобы проводится в открытом судебном заседании.
  • Судья в судебном заседании рассматривает доводы жалобы, а также изучает материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела, выслушивает мнения сторон, после чего принимает решение о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение либо об оставлении жалобы без удовлетворения.
  • При рассмотрении доводов жалобы судья проверяет, соблюден ли порядок вынесения данного решения, обладало ли должностное лицо, принявшее соответствующее решение, необходимыми полномочиями, имеются ли поводы и основание, нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу.
  • Суд обязан проверить, учел ли орган предварительного расследования все обстоятельства, включая указанные в жалобе, которые могли существенно повлиять на его выводы, а также исследовал ли он эти обстоятельства вообще.
Читайте также:  Написать на официальный сайт Путину В.В. письмо, обратиться лично в приемную главы России, и иные формы обращения с жалобой к президенту РФ Владимиру Владимировичу

Участие адвоката в обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела

Обжалование постановления о возбуждении уголовного дела представляет под собой сложный процесс, который не под силу лицу, который мало знаком с нормами УК РФ и УПК РФ и без соответствующих знаний может существенно осложнить дальнейшее осуществление защиты от выдвинутого обвинения.

Кроме того, в зависимости от целей обжалования постановления о возбуждении уголовного дела и его отмены, адвокат определит эффективную тактику и последовательность действий, а также с максимальной пользой использует полученную информацию для последующей защиты интересов доверителя.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Реализация прокурором полномочий по отмене решений о возбуждении уголовных дел

Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение – обязанность государства. Оно законодательно гарантирует гражданам безопасность и соблюдение их прав, в том числе в процессе уголовного преследования.

Право прокурора отменить постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, является одной из гарантий защиты гражданина от незаконного уголовного преследования.

В соответствии с ч. 4 ст.

146 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (УПК РФ) в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Помимо прокурора правом отмены постановления о возбуждении уголовного дела обладает руководитель следственного органа, который согласно п. 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ уполномочен отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования.

За 9 месяцев 2021 года количество отменных в республике постановлений о возбуждении уголовного дела увеличилось с 221 до 227 (+2,7 %). В их структуре число таких решений прокуроров снизилось со 183 до 158, а руководителей следственных органов, наоборот, возросло со 38 до 69.

  • В обосновании принятых решений наряду с неполнотой представленных с постановлением о возбуждении уголовного дела материалов прокурорами и руководителями следственных органов указано на преждевременность возбуждения уголовного дела и отсутствие состава преступления.
  • Необходимо отметить, что само по себе решение об отмене постановления о возбуждении уголовного дела является промежуточным решением по делу, направленным на установление обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии в действиях лиц признаков преступления, соответственно наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела.
  • За те же 9 месяцев 2021 года после отмены постановления о возбуждении уголовного дела вновь возбуждено 12 уголовных дел, отказано в возбуждении 142 уголовных дел, по остальным материалам новые итоговые решения не приняты.
  • Таким образом, институт отмены решения о возбуждении уголовного дела применяется в случае, когда под сомнение ставится сам факт совершения преступления, либо в целях защиты прав граждан от чрезмерного подозрения, не подтверждаемого собранными материалами.
  • Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение – обязанность государства. Оно законодательно гарантирует гражданам безопасность и соблюдение их прав, в том числе в процессе уголовного преследования.

Право прокурора отменить постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, является одной из гарантий защиты гражданина от незаконного уголовного преследования.

В соответствии с ч. 4 ст.

146 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (УПК РФ) в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Помимо прокурора правом отмены постановления о возбуждении уголовного дела обладает руководитель следственного органа, который согласно п. 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ уполномочен отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования.

За 9 месяцев 2021 года количество отменных в республике постановлений о возбуждении уголовного дела увеличилось с 221 до 227 (+2,7 %). В их структуре число таких решений прокуроров снизилось со 183 до 158, а руководителей следственных органов, наоборот, возросло со 38 до 69.

  1. В обосновании принятых решений наряду с неполнотой представленных с постановлением о возбуждении уголовного дела материалов прокурорами и руководителями следственных органов указано на преждевременность возбуждения уголовного дела и отсутствие состава преступления.
  2. Необходимо отметить, что само по себе решение об отмене постановления о возбуждении уголовного дела является промежуточным решением по делу, направленным на установление обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии в действиях лиц признаков преступления, соответственно наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела.
  3. За те же 9 месяцев 2021 года после отмены постановления о возбуждении уголовного дела вновь возбуждено 12 уголовных дел, отказано в возбуждении 142 уголовных дел, по остальным материалам новые итоговые решения не приняты.
  4. Таким образом, институт отмены решения о возбуждении уголовного дела применяется в случае, когда под сомнение ставится сам факт совершения преступления, либо в целях защиты прав граждан от чрезмерного подозрения, не подтверждаемого собранными материалами.
  5. Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью

Основания отказа в возбуждении уголовного дела

Существует несколько оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. Все они указаны в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ).

Если при проверке информации о преступлении сотрудниками следственного комитета и полиции такие причины выявлены, то они должны отказать в возбуждении дела. Это их обязанность, а не право. В материале мы подробно разберем с примерами все основания для отказа в возбуждении такого производства.

Однако на практике бывает всякое. Случается, что, несмотря на все основания для отказа, дело все равно заводят. Самостоятельно спорить со следственными органами крайне сложно.

Поэтому при таких обстоятельствах следует обращаться за помощью к адвокату по уголовным делам.

  • Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
  • Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
  • С этим вопросом могут помочь 27 юристов на RTIGER.com

Решить вопрос >

Каковы основания для отказа в возбуждении уголовного дела?

На основании заявления о преступлении правоохранительными органами проводится предварительная проверка. По ее результатам принимается решение о дальнейшей судьбе уголовного процесса.

Если основания и поводы для возбуждения производства отсутствуют, то уполномоченный сотрудник выносит постановление об отказе. Такое решение должно быть принято в течение трех дней с момента получения сообщения о преступлении.

В случае необходимости такой срок может быть увеличен.

Отказ возбудить производство означает полное прекращение преследования лиц, в отношении которых было сделано заявление. Согласно УПК РФ, всего таких причин шесть.

Рассмотрим их подробнее.

Смерть виновника преступления

Бывают ситуации, когда очевидно, кто является преступником, еще до возбуждения дела. Если в это время виновное лицо погибает, то появляется основание для отказа возбуждать производство.

Например, муж застрелил жену и тещу, а позже убил себя. Все улики налицо. Процесс убийства и виновник происшествия очевидны в момент осмотра места происшествия.

Если обвиняемый в преступлении умирает после возбуждения дела, то производство должно быть прекращено. Например, Василий ограбил магазин. Позже он раскаялся в содеянном и, чтобы очистить совесть, написал в полиции чистосердечное признание.

Правоохранительные органы возбудили в отношении него производство. Однако Вася так и не понес наказание. Он умер от инфаркта еще до передачи дела в судебный процесс. Соответственно, производство было прекращено.

Истек срок давности

К уголовной ответственности можно привлечь виновное лицо в определенный период. Если срок давности вышел, то возбудить производство нельзя.

Период исчисляется со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Например, украл Василий у соседа дрель. Срок давности для привлечения к ответственности в данном случае составляет 2 года.

Соответственно, если сосед напишет на Василия заявление в полицию через 3 года, то следственный орган вынесет постановление об отказе в возбуждении производства.

Законодательством РФ предусмотрены преступления, на которые не распространяется срок давности. Например, за терроризм или геноцид можно привлечь в любое время. Следственный орган в таких случаях не имеет права вынести постановление об отказе в возбуждении производства. Более подробно о сроках давности по уголовным делам вы можете почитать здесь.

Не выявлено событие преступления

Бывает так, что в правоохранительные органы подается заявление об инциденте, которого на самом деле не было. Такое происходит ошибочно либо по злому умыслу.

Читайте также:  ДНС гарантия: условия гарантийного обслуживания товара из dns, возврат по чеку и без, отслеживание ремонта, и как работает дополнительный сервис, куда обратиться?

Например, бабушка сидела у окна и наблюдала, как двое парней дерутся. Во время драки она углядела, как один из них ударил другого ножом. Бабуля, возбужденная этим делом, немедленно побежала в полицию и написала заявление о преступлении.

В ходе оперативных действий уполномоченные сотрудники выявили, что на самом деле драки и убийства не было. Просто двое студентов театрального училища репетировали сценку. Соответственно, следственный орган откажет в открытии дела.

Иногда человека обвиняют в преступлении не по ошибке, а по злому умыслу. В основном, это делается из-за мести, зависти или для сокрытия другого преступления.

Например, соседки по дому Валентина и Ольга сильно поругались. Валя в отместку решила обвинить Олю в угоне автомобиля.

После возбуждения уголовного дела следователь выяснил, что машину никто не похищал. Оказывается, на этом транспортном средстве Валентина сбила пешехода, скрылась с места происшествия и спрятала авто у брата.

В деяниях подозреваемого (обвиняемого) не обнаружен состав преступления

Это означает, что сам факт преступления установлен, но он содержит признаки, благодаря которым привлечь к ответственности нельзя.

Соответственно, оснований для заведения дела не будет. Например, следователь вынесет отказ в открытии производства по поводу преступлений, которые совершены:

  • в целях самозащиты;
  • по принуждению;
  • из-за крайней необходимости;
  • лицом, не достигшим возраста для несения ответственности;
  • невменяемым человеком;
  • без умысла, являющегося обязательным элементом преступления;
  • без опасности для общества (малозначительное).

Отказ в возбуждении дела на основании отсутствия состава преступления допускается в отношении только конкретного лица.

Например, в магазине совершена кража в размере ста тысяч рублей. В ходе оперативных действий сотрудниками полиции установлен вор — 12-летний мальчик Константин. Ответственность по таким преступлениям наступает с 14-летнего возраста. Соответственно, уголовное дело не будет возбуждено.

Отсутствие признаков преступного деяния не означает полное освобождение виновного от наказания. Он может быть привлечен к административной или гражданской ответственности.

Если виновное лицо недееспособно или в силу возраста не может отвечать за свои поступки, то расплатиться придется законным представителям.

Например, продолжим рассказывать про последствия для несовершеннолетнего Константина. Несмотря на то, что возбудить дело на него нельзя, магазин может стребовать с его родителей (опекунов) ущерб.

Если законные представители не захотят добровольно возмещать убытки пострадавшей стороне, то сделать это можно через судебный процесс.

Потерпевший не написал заявление

Имеется ряд преступлений, по которым правоохранительные органы вправе возбуждать дело только по обращению пострадавшей стороны.

Например, клевета, побои, изнасилование, причинение вреда интересам коммерческой компании. Полный список таких преступлений вы можете посмотреть в конце статьи.

Соответственно, отсутствие заявление послужит достаточным основанием для отказа в заведении дела. Данное правило не применимо по отношению к потерпевшему, который не способен отстаивать свои права и интересы в силу зависимости, беспомощности собственного положения или других причин.

Например, к воспитаннику детского дома воспитателем совершено противоправное деяние сексуального характера. Подросток запуган и зависим от преступника. Соответственно, писать заявление и запускать процесс обвинения он не начнет.

В данном случае следователь имеет все основания открыть дело без письменного обращения пострадавшего.

Отсутствие судебного заключения

Для возбуждения дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов, судей, прокуроров, следователей и других высокопоставленных чиновников требуется заключение суда. Этот орган в судебном процессе определяет, есть состав преступления или нет.

В зависимости от статуса подозреваемого, для открытия уголовного дела также может потребоваться согласие вышестоящих органов.

В частности, государственной думы, председателя следственного комитета или Конституционного суда.

Например, следователь получил взятку в большом размере.

Чтобы завести на него дело, необходимо для начала заручиться согласием председателя следственного комитета, а потом запросить заключение суда.

  1. Источники:
  2. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
  3. Уголовное преследование, осуществляемое в публичном, частно-публичном и частном порядке

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Следует разделять постановления об отказе на несколько категорий.

Первая — это постановления, которые выносятся по результатам полноценно проведённой проверки, в ходе которой установить наличие признаков состава преступления не представилось возможным.

Ко второй категории можно отнести те постановления, по которым сотрудники по тем или иным причинам не успели в установленный законом трёхдневный или десятидневный срок провести полноценную проверку.

«Остановимся на второй категории, в таких постановлениях должностные лица обычно прописывают в результативной части ходатайства перед вышестоящим руководителем или прокурором с просьбой отменить это постановление. Но не всегда и не все добросовестные сотрудники обращаются с таким ходатайством к прокурору», — рассказывает адвокат Сергей Горшков.

Данное решение, как правило, мотивируется тем, что за необоснованное продление сроков проведения проверки оперативные сотрудники могут быть наказаны, так как несвоевременно направили запрос, не вышли по адресу, не установили свидетелей, кого-либо не опросили.

«В первую очередь должностные лица это делают, чтобы скрыть своё бездействие. И чтобы скрыть свою халатность, принимают решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Как только вам стало об этом известно, необходимо сразу же обратиться с соответствующей жалобой в местную надзирающую прокуратуру», — говорит адвокат Сергей Горшков.

Бывает также, когда прокуратура требует тот или иной материал и не получает его на руки. Соответственно, прокурор не может принять какое-либо решение, об этом он уведомляет соответствующего заявителя.

  • «В случае если вы получили ответ из прокуратуры, которым фактически вам отказано в возбуждении уголовного дела, данное решение также может быть обжаловано либо вышестоящему прокурору, либо непосредственно в суд — в порядке статьи 125», — говорит адвокат Сергей Горшков.
  • Следует помнить, что даже без заявления жалоб в прокуратуру первичный отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован в суде в порядке статьи 125.
  • «Если недобросовестные сотрудники не направили в ваш адрес решение об отказе в возбуждении уголовного дела и вы понимаете, что в течение 10 дней вы не уведомлены о решении, вы можете обращаться с жалобой уже на бездействие уполномоченных лиц», — говорит адвокат Сергей Горшков.
  • В любом случае, стоит помнить: разобраться в тонкостях и хитросплетениях процессуальных решений служб и надзорных органов всегда может помочь квалифицированный юрист.

2.3 Отмена руководителем следственного органа решений следователя

В соответствии с пунктом 2.1.

части 2 статьи 39 УПК РФ, руководитель следственного органа уполномочен отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования. Исходя из смысла данной статьи, можно установить, что отмене подлежат любые незаконные либо необоснованные постановления следователя (например, о производстве обыска, о привлечении в качестве обвиняемого и т.д.).

По мнению С.А. Арзиани, иное толкование закона привело бы к бесконтрольности процессуальной деятельности следователя. Установить исчерпывающий перечень подлежащих отмене незаконных постановлений следователя невозможно, да и нет в этом необходимости. Право отмены постановлений лишь может быть ограничено другими статьями УПК. Однако таких статей он не предусматривает.

При буквальном анализе статьи 39 УПК РФ мы пришли к выводу, что, руководитель следственного органа имеет право отменить любое решение следователя. Однако на практике встречаются иные случаи. Так, Самарским областным судом были приняты решения на основании применения статьи 39 и 125 УПК РФ. Данные решения основывались на следующем мнении суда: если прокурор в порядке ч. 4 ст. 146 УПК, т.е.

в течение 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, не отменил постановление о возбуждении уголовного дела, то в ином порядке оно не может быть отменено, так как его УПК РФ не предусматривает.

По нашему мнению данная позиция является неверной, так как идет смешение полномочий прокурора и руководителя следственного органа, и неправильное толкование норм УПК РФ.

Полномочие руководителя следственного органа по отмене решений следователя имеет важное процессуальное значение, так как следователь, в процессе напряженной работы может допустить серьезные ошибки, в особенности это касается постановлений о возбуждении уголовного дела.

В подтверждении данного положения приведем статистические данные за 2013 год. За пять месяцев 2013 г. следователями Следственного комитета России возбуждено 61589 уголовных дел, из числа которых отменено 200 постановлений о возбуждении уголовного дела.

Из них, 17% было отменено по инициативе руководителя следственного органа, 74% — по инициативе прокурора в порядке статьи 146 УПК РФ, 9% отменены судом.

В соответствии со ст. 1 УПК РФ, порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.

Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Таким образом, руководитель следственного органа в процессуальной деятельности руководствуется нормами вышеуказанных нормативно-правовых актов.

УПК РФ, иное уголовно-процессуальное законодательство РФ не содержит указаний на перечень процессуальных решений, которые руководитель следственного органа вправе отменять.

В связи с этим появляется закономерный вопрос, — какие решения следователя руководитель следственного органа вправе отменять? В научной литературе авторы сходятся на том, что руководитель следственного органа имеет право отменять только те решения следователя, которые не отвечают критериям законности, справедливости и обоснованности. Таким образом, законодатель поддерживает процессуальную самостоятельность следователя, которая была бы существенно ущемлена в случае, если бы руководитель имел неограниченные полномочия в данной сфере. Полномочия руководителя следственного органа в данной сфере нормативно ограничиваются возможностью следователя обжаловать его указания и иные решения, установленной частью 3 статьи 39 УПК РФ.

Читайте также:  Медицинская справка для водителей: срок действия, и на сколько времени дается годный документ формы 003 В/у от медкомиссии для замены удостоверения на права?

С точки зрения законодателя возможность руководителя следственного органа отменять решения следователя ограничена критериями законности и обоснованности, однако УПК РФ не содержит положений о том, что входит в содержание данных понятий.

В научной литературе под термином «законность» понимается совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах и, принимаемых в соответствии с ними, подзаконных актах.

Кроме того, законность является одним из конституционных принципов Российской Федерации, так статья 15 Конституции РФ, закрепляет, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка, улучшение работы всей системы правоохранительных органов являются непременным условием деятельности государства. Таким образом, решения следователя должны отвечать всем требованиям закона, и подзаконных актов.

Следующий критерий, которому должно отвечать решение следователя — это обоснованность. Обоснованность представляет собой одну из важнейших процессуальных категорий. По мнению М.И.

 Абдулаева, обоснованное решение — это решение, принятое следователем на основании полно и всесторонне выясненных обстоятельств уголовного дела (сообщения о преступлении, материалов), подтвержденных теми доказательствами, которые были им исследованы.

Таким образом, руководитель следственного органа может отменить решение следователя, в случае его не соответствия вышеуказанным критериям.

В соответствии с пунктом 33 статьи 5 УПК РФ, процессуальное решение — решение, принимаемое следователем в порядке, предусмотренном УПК РФ. Свои решения следователь оформляет в виде постановления. Согласно пункту 25 статьи 5 УПК РФ, постановление представляет собой любое решение следователя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения.

Следователь, принимая решение (о привлечении в качестве подозреваемого / обвиняемого, производстве следственного действия) оформляет его в виде соответствующего постановления, полномочие, по отмене которого принадлежит руководителю следственного органа.

По мнению Т.Ю. Поповой, процессуальные решения следователя можно классифицировать на:

  • — на решения, связанные со стадиями уголовного дела. Например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела, постановление о приостановлении предварительного следствия, постановление о выделении уголовного дела, постановление о выделении материалов уголовного дела и другие;
  • — на решения, в соответствии с которыми лицо приобретает определённый процессуальный статус потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, подозреваемого, обвиняемого и так далее;
  • — иные процессуальные решения (постановление о признании вещественным доказательством, постановление о возвращении вещественного доказательства, постановление об отмене ареста на имущество, постановление о приводе и так далее).
  • По действующему уголовно-процессуальному законодательству, вышеуказанные решения следователя могут быть отменены руководителем следственного органа в следующих случаях:
  • — по собственной инициативе после проверки материалов уголовного дела (или материалов проверки сообщения о преступлении);
  • — по результатам рассмотрения жалобы кого-либо из участников уголовного судопроизводства;
  • — по результатам рассмотрения жалобы судьей, когда решение следователя будет признано незаконным или необоснованным.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее. Во-первых, руководитель следственного органа имеет право отменить решение следователя по собственной инициативе после проверки материалов уголовного дела либо сообщения о преступлении, до возбуждения уголовного дела.

В данном случае руководитель следственного органа, решая вопрос об отмене постановления следователя, проверяет его на соответствие двум основным критериям — законности и обоснованности.

Данное полномочие руководитель следственного органа реализует путем ознакомления с материалами уголовного дела (материалами проверки сообщения о преступлении), проверки доказательственной базы (при ее наличии) и анализа уголовного и процессуального законодательства.

Право руководителя следственного органа на ознакомление с материалами уголовного дела нормативно закреплено в части 2 статьи 39 УПК РФ, в соответствии с которой, руководитель следственного органа имеет право проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. По мнению В.В. Вандышева, по смыслу статьи 39 УПК РФ, руководитель следственного органа имеет право в любой момент изъять у следователя уголовное дело (материалы проверки сообщения о преступлении) и ознакомиться с ним, без наличия каких-либо оснований. Данная точка зрения представляется нам верной, так как УПК РФ и подзаконные нормативные акты, принятые в соответствии с ним не устанавливают основания, при наличии которых, руководитель следственного органа вправе запросить у следователя материалы уголовного дела (сообщения о преступлении) для их проверки.

Следует отметить, что законом не установлен процессуальный порядок ознакомления руководителя следственного органа с материалами уголовных дел, в этом состоит отличие между полномочиями руководителя следственного органа и полномочиями прокурора по надзору за предварительным следствием. Так, в соответствии с частью 2.

1 статьи 37 УПК РФ, по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Руководителю следственного органа в отличие от прокурора, для ознакомления с материалами уголовных дел и их последующей проверкой не требуется написание какого-либо письменного заявления, требования или распоряжения.

По нашему мнению, данное различие в процессуальном порядке проверки уголовных дел обусловлено тем, что руководитель следственного органа, в отличие от прокурора, наряду с контрольными функциями, принадлежит функция непосредственного руководства предварительным следствием, следовательно, он намного лучше осведомлен о текущем состоянии уголовного дела, чем прокурор, выполняющий лишь надзирательные функции. Аналогичной точки зрения придерживаются такие процессуалисты как П.А. Лупинская, Ю.В. Францифоров, О.П. Копылова и другие. Руководитель следственного органа имеет право самостоятельно определять порядок проверки решений следователя, материалов уголовного дела (сообщения о преступлении) и делать выводы о несоответствии их критериям законности и обоснованности.

  1. По результатам проверки материалов уголовного дела (материалов сообщения о преступлении), руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
  2. — отмена процессуального постановления следователя;
  3. — признание постановления следователя законным и обоснованным, передача следователю материалов уголовного дела (сообщения о преступлении) для дальнейшего расследования;
  4. — обнаружение в решении следователя недочетов, ошибок, пробелов, и дача соответствующих указаний следователю в порядке пункта 3 части 1 статьи 39 УПК РФ.

Во-вторых, руководитель следственного органа имеет право отменить решения следователя по результатам рассмотрения жалобы участников уголовного процесса. В соответствии с УПК РФ, участники уголовного процесса классифицированы на две группы: со стороны обвинения, со стороны защиты.

Отдельной главой УПК РФ как участника уголовного процесса выделяет суд, не относя его ни к одной из сторон в силу его процессуальной независимости. Участниками со стороны обвинения являются: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец.

Со стороны защиты: подозреваемый, обвиняемый, законные представители подозреваемого (обвиняемого), защитник, гражданский ответчик. Все вышеуказанные участники уголовного процесса имеют право подачи жалобы на решения следователя.

По смыслу статьи 123 УПК РФ, действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Порядок и вопросы обжалования решений следователя руководителю следственного органа будут подробнее рассмотрены нами в следующем параграфе.

В-третьих, руководитель следственного органа отменяет решение следователя по результатам рассмотрения жалобы судьей, когда решение следователя будет признано незаконным или необоснованным. Судебный порядок признания решения следователя незаконным урегулирован статьями 123, 125 УПК РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 125 УПК РФ, постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. После получения жалобы на незаконное решения следователя, судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

  • — о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
  • — об оставлении жалобы без удовлетворения.
  • В первом случае, руководитель следственного органа несет обязанность по устранению допущенного следователем нарушения, путем дачи соответствующих указаний.
  • Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.

По действующего уголовно-процессуальному законодательству руководитель следственного органа уполномочен отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования. Возможность руководителя следственного органа отменять решения следователя ограничена критериями законности и обоснованности. Вышеуказанные решения следователя могут быть отменены руководителем следственного органа в следующих случаях: по собственной инициативе после проверки материалов уголовного дела (или материалов проверки сообщения о преступлении), по результатам рассмотрения жалобы кого-либо из участников уголовного судопроизводства, по результатам рассмотрения жалобы судьей, когда решение следователя будет признано незаконным или необоснованным.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *