Прокурор в уголовном процессе: участие и полномочия в рассмотрении уголовных дел

Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел, как уже отмечалось, регулируется прежде всего ст. 35 Закона о прокуратуре. Однако эта норма имеет отсылочный характер, так как в п.

1 этой статьи указано, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным (в данном случае уголовно-процессуальным) законодательством РФ и другими федеральными законами. Из этого следует, что основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ.

Общие задачи деятельности прокурора в суде конкретизируются в процессе их реализации. Среди конкретных можно выделить две основные задачи. Ими являются: во-первых, обеспечение законности и обоснованности государственного обвинения (п. 4 ст.

37 УПК РФ); во-вторых, обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел. Решение каждой из названных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда частных, более узких задач.

В их числе можно назвать в первом случае организацию участия прокурора в суде, обеспечение участия наиболее квалифицированного государственного обвинителя, обеспечение тщательной подготовки к судебному рассмотрению уголовного дела и т.д.

Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность апелляционного и кассационного обжалования правовых актов, принятых судом по уголовному делу; обеспечение квалифицированного составления апелляционных, кассационных и надзорных представлений, участие в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и ряд других.

Действующее законодательство — Закон о прокуратуре и УПК РФ предусматривают два основных вида деятельности прокурора в рассматриваемом направлении: 1) собственно участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции;

2) надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу. Каждый из этих видов деятельности прокурора осуществляется в суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Ввиду довольно существенного различия функций и полномочий прокурора в названных стадиях судопроизводства, рассмотрим каждую из них по отдельности.

Участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции Как известно, уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, в районных, городских судах, в судах субъектов РФ и в Верховном Суде РФ. Начинается рассматриваемая деятельность прокурора с того, что, утвердив обвинительное заключение или обвинительный акт, он в соответствии со ст.

222, 226 УПК РФ направляет дело в суд, которомуоно подсудно. Одновременно с этим обвиняемому вручается копия обвинительного заключения. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют. О направлении дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей.

Основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре и п. 1 ст.

37 УПК РФ осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения.

Важно подчеркнуть, что, поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными с другой стороной — защитой — правами. Эти права определены прежде всего в ст. 246 УПК РФ.

Согласно ее требованиям прокурор, участвующий в судебном разбирательстве и поддерживающий государственное обвинение, представляет доказательства и принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Нетрудно убедиться, что перечисленные в ст. 246 УПК РФ полномочия прокурора соответствуют полномочиям, предоставленным законом (ст. 244) защите.

Из этого следует, что прокурор в судебном разбирательстве не осуществляет иных, кроме названных, функций, в том числе и функций надзора. Этот вывод полностью подкрепляется и положениями реализованной в новом УПК РФ концепции судебной реформы, провозгласившей и утверждающей принцип состоятельности судебного процесса.

В стадии предварительного слушания прокурор участвует в решении судом вопросов о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов или об исключении доказательств, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности предварительного слушания дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, В связи с решением указанных вопросов прокурор высказывает свое мнение или заявляет ходатайства.В подготовительной части судебного заседания прокурор может заявить ходатайство об отводе составу суда, высказывает свое мнение об аналогичном ходатайстве, заявленном другой стороной, заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ. Прокурор высказывает свое мнение о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников данного судопроизводства. Исключительно важное значение имеет активное участие прокурора в судебном следствии. Значимость участия прокурора на этом этапе судопроизводства повышается в связи с введением в последние годы новых форм судопроизводства, а именно суда присяжных, при котором бремя доказывания полностью возлагается на сторону обвинения.

Прокурор в уголовном процессе: участие и полномочия в рассмотрении уголовных дел

В процессе судебного следствия прокурор обязан представить объективно и полно исследовать все доказательства, на основании которых подсудимому предъявлено обвинение.

При этом прокурор определяет порядок исследования доказательств в суде, очередности допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов; участвует в осмотре вещественных доказательств, местности и помещений и т.п.

На основании исследования всех этих доказательств прокурор должен убедиться в их достаточности для вынесения подсудимому обвинительного приговора.

В противном случае прокурор в конце судебного следствия должен заявить ходатайство о дополнении судебного следствия, в котором указать, какие доказательства необходимо дополнительно исследовать в судебном заседании. При этом прокурор указывает на доказательства, уже бывшие предметом судебного исследования, либо новые доказательства, которые судом еще не исследовались.

https://www.youtube.com/watch?v=eZQBq5K9XwM

Выполняемая прокурором функция уголовного преследования наиболее полное и яркое выражение находит в обвинительной речи прокурора.

В ней дается краткая характеристика фабулы дела, общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого, доказательств вины подсудимого в совершенном преступлении, причин и условий, способствовавших совершению преступления.

В обвинительной речи прокурор обосновывает правильность определенной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний, высказывает свое предложение относительно меры наказания.

Важно отметить, что прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовного дела, в частности, выступая в судебных прениях с речью, руководствуется не только требованиями закона, но и внутренним убеждением.

Поэтому, если он в процессе судебного следствия и рассмотрения всех материалов дела в суде придет к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не подтвердилось, то в соответствии с п. 7 ст. 246 УПК РФ обязан отказаться полностью или частично от обвинения.

При полном отказе от обвинения обвинительной речи, естественно, быть не может. Прокурор, в зависимости от конкретных материалов дела и результатов судебного следствия, подробно изложив основания и мотивы отказа от обвинения, может заявить ходатайство о возвращении дела на дополнительное расследование либо о прекращении дела. После выступления в прениях представителя защиты и других участников судебного процесса прокурор согласно п. 6 ст. 292 УПК РФ может выступить еще раз с репликой. В ней обычно прокурор уточняет свою уже высказанную позицию, в случае необходимости приводит дополнительные доводы к своей речи обвинителя.

Изложенный выше общий порядок участия прокурора в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции применяется в любом звене системы судов общей юрисдикции, т.е.

в районных и городских судах; в судах субъекта РФ, в Верховном Суде РФ.

После вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою вторую основную функцию — надзор за законностью приговоров, определений или постановлений суда, не вступивших в законную силу.

Правовой основой прокурорского надзора за законностью приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел и не вступивших в законную силу, является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 354 УПК РФ.

Функция надзора в данном случае реализуется путем внесения представления на незаконный необоснованный приговор, постановление или определение суда, не вступившие в законную силу. Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и п. 4 ст.

354 УПК РФ государственный обвинитель, в пределах своей компетенции, приносит в вышестоящий суд кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда.

В ст. 354 УПК РФ подчеркивается, что прокурор вправе обжаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каждый приговор согласно ст.

297 УК РФ должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требований влечет для прокурора не только право, но и обязанность обжаловать каждый такой приговор.

В случаях изменения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может отозвать представление до начала рассмотрения его в вышестоящем суде (п. 3 ст. 359 УПК РФ).

В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. Последние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (п. 4 ст. 355 УПК РФ).

При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока.

Статья 356 УПК РФ устанавливает, что представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору.

В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство.

В последнем случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд. Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

В представлении прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора.

Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются основания принесения представления и полной или частичной отмены приговора.

Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нарушение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость назначенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора.

Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК РФ. По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, направляет его вместе с делом в кассационную инстанцию.

Участие прокурора в рассмотрении вышестоящим судом принесенного представления регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 377 УПК РФ прокурор в кассационной инстанции обосновывает изложенные в представлении доводы или высказывает возражения по поводу принесенной кассационной жалобы.

В соответствии со ст. 377 УПК РФ после открытия судебного заседания и доклада дела одним из членов суда, прокурор обосновывает принесенное представление и излагает свое мнение относительно приговора.

Читайте также:  Ст. 240 УК РФ: вовлечение в занятие проституцией

Если дело в кассационной инстанции рассматривается в связи с подачей кассационной жалобы, то прокурор после выступления представителя осужденного, потерпевшего или иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, высказывает свое мнение относительно обоснованности жалобы.

В процессе участия в кассационном рассмотрении дела прокурор имеет право знакомиться с дополнительными материалами, представленными суду, заявлять ходатайства, представлять дополнительные материалы в обоснование представления. Определение кассационной инстанции по рассмотренному делу окончательно. В случае несогласия прокурора оно может быть обжаловано лишь в порядке надзора.

Оспаривание приговоров, определений и постановлений вступивших в законную силу Правовой основой деятельности прокурора по оспариванию вступивших в силу приговоров, определений и постановлений, суда по уголовному делу является п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре.

В соответствии с этой нормой прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу и принести надзорное представление, если сочтут, что они незаконны или необоснованны. Если обжалование таких приговоров, определений, постановлений не входит в компетенцию данного прокурора, то он обращается с представлением о вынесении представления к вышестоящему прокурору. Более подробно обжалование прокурором приговоров, определений и постановлений регламентировано в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 402—405, 407, 411, 412 УПК РФ). По смыслу закона обжалование в порядке надзора имеет исключительный характер. Поэтому в законе четко перечислены суды, имеющие право рассматривать надзорные жалобы и представления. Согласно смысла ст. 403 УПК РФ право на принесение надзорных представлений в порядке надзора имеют: а) Генеральный прокурор РФ и его заместители на приговоры, определения и постановления любого суда РФ за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ; б) прокурор субъекта РФ на приговор и определение районного (городского) народного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Исключительность надзорного обжалования подчеркивается и ст. 405 УПК РФ.

В соответствии с ее требованиями обжалование и последующий пересмотр приговора, определения или постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела не допускается.

Надзорное представление на вступившие в силу незаконные приговор, определение или постановление районного (городского) суда, кассационное определение суда субъекта РФ приносится в президиум суда субъекта РФ и там рассматривается.

Представления на вступившие в законную силу приговоры и определения, вынесенные всеми судами РФ, на постановления судей судов субъектов РФ, если эти приговоры, определения и постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ на постановления президиумов судов субъектов РФ, приносятся Генеральным прокурором РФ (или его заместителем) в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ. Представления на вступившие в законную силу определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ приносятся Генеральным прокурором РФ в Президиум Верховного Суда РФ.

Для решения вопроса о внесении надзорного представления на вступивший в законную силу приговор, определения или постановления суда прокурор, имеющий право на принесение надзорного представления, может в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело.

Районный (городской) прокурор также имеет право истребовать любое дело, но в случаях необходимости принесения представления в порядке надзора он входит с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору.

Если прокурор, изучив истребованное дело, не находит оснований для принесения представления в порядке надзора, он возвращает дело в суд и сообщает заинтересованным лицам об этом. При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает представление.

В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в Президиуме Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ. В результате рассмотрения дела представление прокурора может быть удовлетворено или отклонено.

Определения или постановления президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в порядке надзора в указанном выше порядке. Постановление Президиума Верховного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит, за исключением случаев выявления вновь открывшихся обстоятельств.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

Правовую основу участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами составляют Конституция, Закон о прокуратуре (ст. 1, 35-39), УПК, приказ Генпрокурора РФ от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».

В соответствии со ст. 37 УПК в ходе уголовного судопроизводства прокурор от имени государства в пределах полномочий, предоставленных законом, осуществляет уголовное преследование, выступая в суде в качестве государственного обвинителя. Вступая в судебное производство, прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия, которыми он обладал до судебного производства.

В судебных стадиях он участвует в качестве представителя стороны обвинения — равноправным со стороной защиты участником процесса.

Судебное разбирательство проводится в судебных заседаниях судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. И во всех этих судебных инстанциях участие прокурора является обязательным.

Его участие в судебном разбирательстве обязательно по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора.

Участие в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. Производство в суде первой инстанции осуществляется в двух судебных стадиях — в стадии подготовки к судебному заседанию и в стадии судебного разбирательства.

На стадии подготовки к судебному заседанию участие прокурора обязательно, если судья назначает по делу предварительное слушание.

Основаниями для его проведения являются ходатайства сторон, которые могут серьезным образом повлиять на дальнейшую судьбу уголовного дела: о его прекращении, об исключении из дела тех или иных доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом и т.д.

Прокурор активно участвует в рассмотрении таких ходатайств, представляет обоснованные доводы об их отклонении или удовлетворении, что позволяет судье принять правильное решение о назначении (или неназначении) дела к слушанию.

  • В ходе судебного разбирательства государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.
  • В процессе судебного разбирательства государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
  • Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Такой отказ возможен только на основании объективной оценки доказательств, исследованных в суде. Отказ от обвинения прокурор представляет в письменной форме.

Полный или частичный отказ от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного .ими полностью или в соответствующей его части.

В ходе судебного разбирательства прокурор должен всемерно способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения. Предложение прокурора о наказании, высказанное им в речи в ходе прения сторон, должно соответствовать требованиям закона о его соразмерности и справедливости.

Этот общий порядок участия прокурора в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции применяется при рассмотрении любых дел, независимо от их сложности и тяжести, и в любом суде.

Вместе с тем ныне действующим уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен ряд особенностей при производстве по отдельным категориям дел. Эти особенности затрагивают и досудебное, и судебное производства, соответственно, они касаются и роли прокурора, его полномочий.

Так, законодатель предусмотрел особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленный ему обвинением (гл. 40 УПК).

Суть этого порядка состоит в возможности постановления приговора по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы, без проведения судебного разбирательства.

Такая процедура применяется в случае, если обвиняемый согласен с предъявленным обвинением и ходатайствует о вынесении приговора без судебного разбирательства.

В случае удовлетворения заявленного обвиняемым ходатайства он может рассчитывать на снисхождение со стороны суда, который не вправе назначить обвиняемому наказание более двух третей максимального срока или размера. При этом следует отметить особую роль позиции государственного обвинителя, без согласия которого (а также без согласия потерпевшего) вынесение приговора по правилам особого порядка, предусмотренного гл. 40 УПК, невозможно.

Федеральным законом от 29.06.2009 № 141-ФЗ предусмотрен еще один особый порядок принятия судебного решения при заключении с обвиняемым (подозреваемым) досудебного соглашения о сотрудничестве (гл. 40.1 УII К). Такая процедура применяется по любой категории уголовных дел.

Но особенно эффективна она по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях, относящихся, как правило, к делам о преступлениях, связанных с организованной преступностью.

Эта процедура направлена на привлечение к активному сотрудничеству с судебно-следственными органами лиц, причастных к совершению тяжких преступлений.

Соглашение о сотрудничестве между стороной защиты и стороной обвинения заключается еще в досудебном производстве, в соответствии с которым обвиняемый (подозреваемый) обязуется совершить определенные действия, направленные на оказание помощи следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличение других соучастников, па возвращение имущества, добытого в результате преступления. В ответ подсудимому гарантированную существенные послабления при определении меры наказания. Он может быть даже освобожден от отбывания наказания, но при условии, что им соблюдены все условия и выполнены все обязательства, предусмотренные досудебным соглашением о сотрудничестве.

Читайте также:  Жалоба на лечение: как оформляется и куда подается. образец жалобы

Роль прокурора в данном производстве состоит в том, что к его компетенции отнесено право заключения с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве с его письменным оформлением. Досудебное соглашение о сотрудничестве подписывается прокурором, подозреваемым или обвиняемым, его защитником (ст. 317.3 УПК).

В ходе расследования уголовного дела, по которому заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, прокурор контролирует ход выполнения обвиняемым (подозреваемым) взятых обязательств.

При утверждении обвинительного заключения выносит на имя суда представление о соблюдении обвиняемым взятых обязательств и об особом порядке проведения судебного заседания.

На суде подтверждает содействие подсудимого следствию.

Только в этом случае суд может вынести благоприятный для подсудимого приговор.

Особенности участия прокурора в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей обусловлены в конечном счете особенностями самого судебного разбирательства с их участием, предусмотренными гл. 42 УПК.

Прокурор вступает в дело со стадии подготовки его к судебному заседанию на этапе проведения по делу предварительного слушания. Оно проводится по данным делам обязательно и имеет принципиальное значение.

В ходе предварительного слушания окончательно решается вопрос, будет ли дело слушаться с участием присяжных заседателей. Постановление судьи по этому вопросу является окончательным.

Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей не принимается.

Имеет свои особенности участие прокурора и в ходе самого судебного разбирательства.

Они касаются подготовительной части, где происходит формирование коллегии присяжных; судебного следствия, которое начинается со вступительного заявления государственного обвинителя (а не с изложения предъявленного подсудимому обвинения); порядка исследования доказательств с участием присяжных заседателей и без их участия; содержания речи государственного обвинителя в прениях сторон; участия прокурора в постановке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, и др.

После вынесения вердикта присяжными заседателями и его оглашения в суде прокурор участвует в завершающем этапе рассмотрения дела уже без присяжных заседателей. Он выступает в прениях по вопросам, связанным с обсуждением последствий вердикта, правовой оценкой деяния подсудимого и назначением ему наказания.

Участие прокурора в рассмотрении дела судом второй (апелляционной) инстанции. Приговор, определение, постановление суда первой инстанции после их вынесения вступают в законную силу не сразу.

УПК устанавливает 10-суточный срок, в течение которого стороны могут соответствующее судебное решение обжаловать.

И если какая-то из сторон таким правом воспользуется, уголовное дело будет передано на рассмотрение и проверку в вышестоящий суд — суд второй инстанции.

До недавнего времени уголовно-процессуальным законом было предусмотрено две судебные инстанции по проверке не вступивших в законную силу приговоров, иных судебных решений: апелляционная инстанция, где проверялись приговоры и постановления только мирового судьи, и кассационная инстанция, где проверялись приговоры и иные решения, вынесенные другими судами.

Федеральным законом от 29.10.2010 № 433-ФЗ этот порядок с 1 января 2013 г. существенно изменен. Эти изменения коснулись не только порядка пересмотра судебных решений, которые не вступили в законную силу, но и решений, вступивших в законную силу.

В настоящее время предусмотрен только один порядок пересмотра приговоров, иных судебных решений, не вступивших в законную силу, — пересмотр в порядке апелляционного производства.

Апелляционное производство представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению в апелляционном порядке уголовных дел по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов.

Для рассмотрения дела судом второй инстанции таким образом необходим повод. Им является апелляционное представление прокурора либо апелляционная жалоба стороны защиты.

Апелляционное представление прокурора — это ходатайство прокурора о пересмотре в порядке апелляционного производства приговора (иного судебного решения), не вступившего в законную силу.

Оно может быть подано прокурором в течение 10 суток со дня провозглашения обжалуемого судебного решения.

Апелляционное представление прокурора (как и апелляционная жалоба) приносится через суд, постановивший обжалуемый приговор (иное судебное решение).

По форме и содержанию апелляционное представление должно соответствовать установленным требованиям закона, быть конкретным, ясным и мотивированным, а изложенные в нем доводы подтверждены материалами дела.

Судами апелляционной инстанции являются не только районные суды (как это было до 1 января 2013 г.), но и иные вышестоящие суды — областные и равные им суды, а также Верховный Суд РФ.

Производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции и предполагает повторное рассмотрение уголовного дела по существу (ст. 389.13 УПК).

Поэтому порядок участия прокурора здесь аналогичен порядку его участия в суде первой инстанции.

Но есть и особенности, которые должна учитывать прокуратура при реализации своих полномочий в апелляционном производстве.

Одна из таких особенностей состоит в том, что в апелляционном порядке прокурор может обжаловать практически любые судебные решения. Это могут быть не только решения, вынесенные в ходе судебного производства, но и решения, вынесенные в ходе досудебного производства по делу. Например, судебные постановления или определения, касающиеся избрания меры пресечения или продления сроков се действия.

Прокурор должен учитывать, что при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд не связан доводами апелляционного представления (равно как и апелляционной жалобы).

Суд вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.

И если по делу осуждено несколько лиц, а апелляционное представление (апелляционная жалоба) принесено только в отношении некоторых из них, суд вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.

Еще одна особенность производства в суде апелляционной инстанции состоит в том, что судебное следствие начинается не с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а с выступления председательствующего суда с кратким изложением содержания обжалуемого приговора, а также существа апелляционного представления прокурора (апелляционных жалоб других участников процесса).

Прокурор выступает в суде после председательствующего, если поводом апелляционного производства послужило представление прокурора. Если производство по делу в суде было начато по апелляционной жалобе иного участника процесса, то прокурор выступает вслед за выступлением лица, подавшего жалобу.

Правило о том, что в прениях сторон при рассмотрении дела судом первой инстанции во всех случаях первым выступает обвинитель, при рассмотрении дела в апелляционном порядке не действует. Первым здесь выступает то лицо, которое подало апелляционную жалобу или представление.

В результате рассмотрения уголовного дела суд апелляционной инстанции может оставить обжалуемое судебное решение без изменения, вынести новый приговор взамен приговора суда первой инстанции. Апелляционный суд может отменить приговор или иное решение суда первой инстанции и возвратить уголовное дело прокурору, если по делу будут выявлены обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 237 УПК.

Приговор, определение и постановление суда апелляционной инстанции в соответствии с положениями, изложенными в ст. 390, 391 УПК, вступают в законную силу с момента их провозглашения и подлежат исполнению.

Актуальные проблемы полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве

Ибрагимова, Г. В. Актуальные проблемы полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве / Г. В. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78130/ (дата обращения: 17.04.2022).



Данная статья посвящена анализу полномочий прокурора при уголовном судопроизводстве, роли и назначении прокуратуры в уголовном процессе и в современном российском государстве в целом.

На рассмотрение выносятся вопросы, которые затрагивают процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса. Актуальной проблемой является рассмотрение функциональной составляющей прокуроров именно на стадии возбуждения уголовного дела.

Изучению подлежат вопросы о возвращении органам прокуратуры прав на возбуждении уголовных дел. Анализируется мнения различных ученых и правоведов.

Ключевые слова: прокурор, полномочия прокурора, проблемы полномочий прокурора, уголовное судопроизводство, возбуждение уголовного дела.

Согласно статье 35 ФЗ Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2201–1 [2] (далее — Закон о Прокуратуре), приказу Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 № 465 «Об участии прокуроров в стадиях уголовного судопроизводства» [3] участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами — является одним из основных и ключевых направлений деятельности органов прокуратуры. Статья 246 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации [1] (далее — УПК РФ) обязывает прокуроров принимать участие в рассмотрении всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, как в федеральных судах, так и в делах, которые рассматривают мировые судьи.

К функциям прокурора также относится ведущая роль в установлении его правового статуса как участника уголовного судопроизводства.

Как мы знаем, в уголовном судопроизводстве Российской Федерации прокурор, с одной стороны, выступает как процессуальное лицо, полномочия и деятельность которого регламентирована процессуальным законом, а с другой стороны — как должностное лицо, на которого возложены функции надзора за исполнением законов согласно Закону о Прокуратуре. Из этого следует, что прокурор, кроме обязанностей участника процесса со стороны обвинения, обязан выполнять и свою правозащитную функцию на любой стадии рассмотрения уголовного дела судом.

Являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, прокурор также осуществляет надзор за предварительным следствием и дознанием в ходе предварительного расследования преступления, но он не имеет полномочий возбуждения уголовного дела или прекращения производства, если происходит нарушение уголовного или уголовно-процессуального законодательства.

В настоящее время, согласно изменениям в законодательстве, которые касаются основы деятельности прокурора, у прокурора отсутствует немаловажное право — право на возбуждение уголовного дела. Действующий уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора полномочия по надзору за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Как итог, это привело к лишению действенных и эффективных средств реагирования на факты нарушений законности, выявленных прокурором, посредством возбуждения уголовного дела. По этому поводу невозможно не согласиться с мнением В. С.

Балакшина о том, что предусмотренная законом форма прокурорского реагирования, которая осуществляется посредством обращения к органам расследования, показывает снижение статуса прокурора [4].

Так, полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), которое стало с 2010 года поводом к возбуждению уголовного дела, воспринято научным сообществом неоднозначно и ведет к определенной дискуссии.

Также необходимо отметить мнение профессора Л. И. Маслова, который убежден, что следователь не имеет права принимать решение о движении дела, это право принадлежит именно прокурору.

Прокурор должен принимать решение о возбуждении предварительного расследования либо возбуждении публичного обвинения, если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица.

Читайте также:  Кассационная жалоба в Верховный суд РФ по гражданскому делу

Конечно же это должно происходить на основе собранных по делу доказательств, которые выявлены в ходе следствия, составлять обвинительное заключение и направлять уголовное дело в суд либо прекращать его [5]. Исходя из вышеизложенного понятно, что изменения, которые затронули прокуратуру, действительно, подчеркивают именно роль как надзорного органа.

По официальным данным Генеральной прокуратуры в нашей стране ежегодно выявляются 3 миллиона не учтенных преступлений. Для удобства для граждан и общественных организаций был открыт специальный портал правовой статистики Генпрокуратуры Российской Федерации [6].

В некоторых случаях по результатам проверок прокуроры усматривают необходимость возбуждения уголовного дела, но при этом не могут этого сделать, что, в конечном итоге, приводит к утрате доказательств, так как соответствующие проверки должны проводить следователи.

Прокурор выполняет функцию уголовного преследования, но не следователь. Образно говоря, следователь — своего роды «рабочий инструмент» в руках прокурора.

Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: или сам расследует уголовное дело, или руководит следствием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции. Об этом упоминает и Юрий Яковлевич Чайка — бывший генеральный прокурор Российской Федерации.

В связи с этим, по его мнению, необходимо внести в законодательство изменения полномочий прокурора [7].

Таким образом, считаем, что содержание п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ необходимо изменить. В статье необходимо предусмотреть полномочие прокурора возбуждать уголовное дело при отмене постановления следователя, руководителя следственного органа, дознавателя и органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела.

Также было бы уместным внести изменения в ст. 140 ч. 2 УПК РФ. Исключить п. 4, который предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Ст.

146 УПК РФ, считаем, должна регламентировать следующее: «1.

при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, прокурор, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах своих компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление».

Подводя итоги, можно выделить следующее. Лишение права прокурора самостоятельно возбуждать уголовные дела является противоречащим роли прокурора в уголовном процессе. Считаем, что подобное положение в значительной степени снижает роль прокурора в уголовном процессе.

Изменения, которые были внесены в уголовное законодательство, лишило прокурора эффективных средств реагирования на выявленные нарушения закона.

Также невозможно не согласиться с мнениями специалистов, которые убеждены, что если у прокурора имеется право осуществлять учет зарегистрированных преступлений, проверку отказных материалов, то, соответственно, ему должно принадлежать и право на возбуждение дела по результатам его проверок.

Большая правоприменительная практика, а также немалое количество отказных материалов в возбуждении уголовного дела, приводит авторов к мнению, что данную проблему необходимо обязательно решать и есть необходимость в расширении полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

С целью действенного и эффективного надзора за законностью, считаем, что необходимо наделить прокурора правом самостоятельно возбуждать уголовные дела. Данное изменение в законодательстве необходимо для дальнейшего развития и совершенствования уголовно-процессуального законодательства, поскольку его отсутствие отрицательно отражается на решении задач уголовного процесса.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4019.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 [Текст] // Собр. законодательства РФ. — 1992. — № 47. — Ст. 4472.
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в стадиях уголовного судопроизводства» // Российская газета. — 2012. — № 287.
  4. Балакшин В. Возбуждение уголовного дела прокурором // Законность. — 2008. — № 8. — 63 с.
  5. Маслов Л. И. Реформа досудебного производства // Законность, — 2017. — № 7. — 183.
  6. Копылова О. П. О необходимости вернуть прокурору право на возбуждение уголовного дела // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2015. — № 1 (55). — 342 с.
  7. Трифонова Е. Прокуратуре возвратят уголовные дела. [Электронный ресурс] // Независимая газета от 28 сентября 2017. — Режим доступа: https://www.ng.ru/politics/2017–09–28/2_7083_prokuratura.ht (дата обращения: 06.01. 2021).

Основные термины (генерируются автоматически): возбуждение уголовного дела, прокурор, РФ, уголовное судопроизводство, Российская Федерация, уголовный процесс, орган дознания, полномочие прокурора, следственный орган, уголовное преследование.

Прокурор как участник судебного производства по уголовным делам

Замечание 1

Прокурор – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства в пределах своей компетенции уголовное преследование в процессе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания (ст. 37 УПК).

Прокурор в ходе досудебного производства уполномочен:

  • контролировать исполнение требований федерального законодательства при регистрации, приеме и рассмотрении сообщений о правонарушениях;
  • выносить по фактам выявленных нарушений прокурором уголовного закона постановление о направлении материалов в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании;
  • давать письменные указания дознавателю о производстве процессуальных действий, направлении расследования, согласие на возбуждение ходатайства о производстве процессуального действия перед судом, допущенное на основании соответствующего судебного решения;
  • требовать от следственных органов и органов дознания устранения нарушений федеральных законов, допущенных в процессе предварительного следствия или дознания;
  • отменять необоснованные или незаконные постановления дознавателя и нижестоящего прокурора;
  • разрешать заявленные дознавателю отводы и самоотводы;
  • отстранять от дальнейшего производства расследования дознавателя, допустившего нарушение;
  • изымать у органа дознания любое уголовное дело, передавать его следователю с обоснованием такой передачи;
  • передавать дела от одного органа предварительного расследования другому, изымать дело у федерального органа исполнительной власти, передавать его Следственному комитету при прокуратуре РФ с обоснованием данной передачи;
  • утверждать постановление прекращении производства, утверждать обвинительный акт или обвинительное заключение по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело следователю, дознавателю с сопутствующими письменными указаниями об изменении квалификации действий обвиняемых, о производстве дополнительного расследования, изменении объема обвинения, обвинительного акта или обвинительного заключения, устранения всех выявленных недостатков.

Прокурор в ходе судебного разбирательства поддерживает государственное обвинение, пользуется одинаковыми правами с иными участниками судебного процесса (ст. 15).

Государственный обвинитель активно участвует в изучении доказательств, предоставляет суду собственное мнение по сути обвинения и иным вопросам, которые появляются в процессе судебного разбирательства, о применении мер наказания и уголовного законодательства в отношении подсудимого.

Прокурор имеет право по основаниям и в порядке, предусмотренным законом, отказаться от уголовного преследования на досудебном производстве, а в суде – привести к прекращению дела.

Основные задачи участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В основе уголовного судопроизводства лежит принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции), предусматривающий, что только один участник судопроизводства должен осуществлять одну уголовно-процессуальную функцию. Прокурор, согласно УПК относится к стороне обвинения, реализующей функции уголовного преследования.

На разных этапах уголовного судопроизводства уголовное преследование имеет собственные формы выражения. Уголовное преследование на досудебных стадиях осуществляется в виде предварительного расследования, а в судебных стадиях – в виде поддержания государственного обвинения.

Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет основную роль прокурора в уголовном преследовании. Процессуальное мастерство и активность прокурора в представлении и исследовании доказательств играют приоритетное значение в обеспечении неотвратимости наказания за преступление.

Прокуроры, принимающие участие в рассмотрении уголовных дел, решают следующие задачи:

  • совершенствовать работу по поддержанию гособвинения, как действенного средства борьбы с преступностью; первостепенная служебная обязанность прокурорских работников – участие в разбирательстве уголовных дел;
  • участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения, возбужденных мировым судьей;
  • регулярно и лично поддерживать государственное обвинение;
  • всемерно способствовать установлению судом истины, важной для вынесения справедливого, обоснованного и законного решения;
  • обеспечить участие государственных обвинителей в заседаниях судов апелляционной инстанции по уголовным делам (правом кассационного и апелляционного обжалования судебных решений обладает только прокурор) и др.

Одной из основных задач является совершенствование профессионализма государственных обвинителей, не имеющих большого опыта участия в уголовном судопроизводстве.

Для этого важно сформировать систему профессионального обучения и переподготовки, совершенствовать весь учебно-методический процесс, привлекать к учебному процессу ученых-юристов и опытных практических работников; распространять и изучать положительный опыт их работы и т.д.

Участие прокурора в уголовном судопроизводстве

На стадии подготовки к судебному заседанию решаются задачи законности и обоснованности процессуальных действий, которые были проведены на досудебном этапе судопроизводства.

На стадии подготовки определяется процедура подготовки дела к судебному заседанию, условия принятия соответствующего судебного решения, разрешаются организационно-правовые вопросы, позволяющие вести без волокиты дальнейшее судебное разбирательство, соблюдая требования уголовно-процессуального законодательства.

В законодательстве указано на необходимость участия прокурора на этапе предварительного слушания, так как в дальнейшем именно на прокурора ложится обязанность опровержения доводов защиты.

Судья может по собственной инициативе или по ходатайству стороны вернуть уголовное дело прокурору на доработку, если:

  • обвинительный акт или обвинительное заключение составлены с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса, что не допускает возможности вынесения обвинительного приговора;
  • не была вручена обвиняемому копия обвинительного заключения или акта;
  • необходимо составить обвинительное заключение или акт с постановлением о необходимости применения мер принудительного медицинского характера.

Замечание 2

Допущенные нарушения прокурор обязан устранить в течение 5 суток.

Государственных обвинителей назначают заблаговременно, что позволяет обеспечить изучение материалов уголовного дела.

Руководителям прокуратур необходимо учитывать сложность, объем и характер уголовного дела, опыт работы и квалификацию прокурора.

По наиболее сложным делам создаются группы государственных обвинителей с обязательным распределением обязанностей согласно особенностям уголовного дела.

Прокурор при подготовке к поддержанию в суде государственного обвинения, обязан внимательно изучить уголовное дело. Изучение материалов дела включает анализ формальной и содержательной частей обвинения, ознакомлением с постановлением о привлечении обвиняемого.

Методика и характер изучения материалов уголовного дела должны позволить выяснить все обстоятельства фактической доказанности обстоятельств уголовного дела.

Прокурор анализирует показания обвиняемого, восстанавливает доказательные пробелы, изучает все материалы уголовного дела, рассматривает наличие заявленных в ходе предварительного расследования жалоб и ходатайств, проверяет законность и обоснованность следственных и других процессуальных действий и др.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *