Владелец недвижимости обязан возместить собственнику земельный налог

От уплаты налога на имущество физлиц освобождаются пенсионеры и ветераны. Какие еще категории граждан могут не платить налог полностью или частично — рассказываем в нашем материале

Владелец недвижимости обязан возместить собственнику земельный налог

igorykor/shutterstock.com

До 1 декабря россияне должны заплатить налог на имущество физических лиц — если не сделать это вовремя, начислят штраф в размере до 40% от суммы налога. Но есть категории граждан, которые могут не волноваться на этот счет. Вместе с экспертами рассказываем, кому можно не платить налог на имущество.

Эксперты в этой статье:

  • Никита Болтинский, партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»
  • Дмитрий Ряховский, д. э. н., руководитель департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ
  • Степан Хантимиров, юрист адвокатского бюро Asterisk

Главное о налоге

Налог на имущество физических лиц нужно платить ежегодно не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть до 1 декабря 2021 года необходимо уплатить налог за 2020 год.

Налогом облагается недвижимость в собственности — жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, объекты незавершенного строительства и т. д. Полный перечень объектов налогообложения указан в ст.

401 НК РФ.

«Если налогоплательщик не заплатит вовремя, ему начислят штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. Причем за умышленную неуплату штраф будет в два раза больше — 40%», — предупреждает партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Никита Болтинский.

Умышленно или нет не уплачен налог, разбираются следственные органы, к которым обращаются налоговики в случае подозрений.

В случае с имущественным налогом на недвижимость привлечь внимание может, например, занижение кадастровой стоимости объекта или обращение за налоговыми льготами по поддельным документам.

Кроме штрафа, за просрочку платежа налогоплательщику начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Пока налогоплательщик не заплатит налог, пеня будет начисляться каждый день. Если задолженность выше 30 тыс. руб., то должнику, скорее всего, ограничат въезд за границу.

Взыскать неуплаченный налог могут только в судебном порядке, отмечает доктор экономических наук, руководитель департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Ряховский.

«Подать в суд налоговые органы могут только в случае, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 тыс. руб.», — говорит юрист. Если же эта сумма меньше, законных рычагов для взыскания у налоговиков нет. Но, скорее всего, налоговая будет пытаться добиться уплаты, направляя должнику требования.

Формула налога определяется как произведение уменьшенной на налоговый вычет кадастровой стоимости объекта и процентной ставки (она зависит от типа недвижимости).

Если речь идет о квартирах, эта ставка составляет 0,1–0,3% стоимости. Для элитного жилья (дороже 300 млн руб.) ставка составляет 2%.

Кадастровая стоимость недвижимости в налоговом уведомлении уже уменьшена на сумму налогового вычета.

Узнать сумму налога к уплате можно из уведомления, которое ФНС рассылает налогоплательщикам. Заплатить можно несколькими способами: лично в отделении банка по реквизитам, указанным в уведомлении, на «Госулугах» в личном кабинете налогоплательщика или через сервис «Заплати налоги» на сайте ФНС.

С 2022 года кадастровая стоимость жилья в Москве вырастет в среднем на 21,4%. Почти на такую же сумму (на 20%) вырастет сумма налога в течение следующих двух лет.

Кто может не платить имущественный налог

Платить налог на имущество нужно не всем. Полный список категорий граждан, которые полностью освобождаются от уплаты налога, содержится в ст. 407 НК РФ. Среди них:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу, а также партизаны;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащие или бывшие военнослужащие, имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Налоговая льгота предоставляется при соблюдении следующих условий:

  • имущество не используется в предпринимательской деятельности;
  • кадастровая стоимость имущества не превышает 300 млн руб.;
  • льготы предоставляются в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

«Например, если пенсионер имеет в собственности квартиру, дом и машино-место, он освобождается от уплаты налога на имущество в полном объеме. Если пенсионер имеет три квартиры, дом и машино-место, то получит льготу при уплате налога за дом и машино-место, а также только за одну из квартиру по выбору», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.

Владелец недвижимости обязан возместить собственнику земельный налог

Полностью от уплаты налога на имущество физлиц освобождаются пенсионеры и ветераны ( fizkes/shutterstock.com)

Какие еще есть льготы

Льготами при оплате имущественного налога могут воспользоваться многодетные семьи с несовершеннолетними детьми. Для них налогооблагаемая площадь сокращается на 7 кв. м. дома или 5 кв. м. квартиры в расчете на каждого ребенка.

Есть также льгота для всех налогоплательщиков в отношении хозяйственных построек площадью до 50 кв. м, которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, добавил Дмитрий Ряховский.

Кроме того, регионы могут устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество. Например, в Москве граждане получают льготу при уплате налога на апартаменты.

Узнать о льготах в своем регионе можно на сайте ФНС в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или непосредственно в налоговой.

Как получить льготу

Чтобы получить льготу, нужно подать заявление в налоговый орган. Это необязательное требование — налоговая сама проверит, нет ли у гражданина права на льготу.

«Граждане, имеющие право на налоговую льготу, могут не направлять заявление. Тогда льгота предоставляется им на основании имеющихся у налогового органа сведений, в том числе полученных им по запросу. В этом случае льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога», — отметил Степан Хантимиров.

Так что, если гражданин хочет выбрать объект налогообложения, на который будут распространяться льготы, уведомление лучше подать. К тому же подача заявления ускорит проверку. Заявление подается не позднее 31 декабря текущего года. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают право на получение льготы (например, удостоверение инвалида), и документы на облагаемое налогом имущество.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы можно несколькими способами:

  • через личный кабинет налогоплательщика (для пользователей личного кабинета налогоплательщика);
  • почтовым сообщением в налоговую инспекцию;
  • лично в налоговой инспекции;
  • через уполномоченный МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.

Если же налоговая выявит причины, которые препятствуют получению льготы (например, проблема с документами), то она проинформирует об этом налогоплательщика.

Владелец недвижимости обязан возместить собственнику земельный налог

Подавать заявление на получение льготы в налоговую необязательно, но лучше это сделать ( igorykor/shutterstock.com)

Право на компенсацию ущерба при ограничении прав собственника земельного участка. Свежий взгляд Конституционного Суда

 Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 57 предусматривает, что возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5). В соответствии с пунктом 5 статьи 57 порядок возмещения таких убытков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Являясь собственником земельного участка с установленным на момент его приобретения видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” и попавшего в границы объекта охраны (культурного наследия, ООПТ, водоохранных, санитарный и иных) возникает право на компенсацию владельцу такого земельного участка. О порядке и реализации такого права, подвергнутого анализу Конституционного суда и пойдет речь в настоящей статье.

Конституционный Суд в Постановлении от 5 марта 2020 года по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С.

Бутримовой установил, что вследствие принятия указанных постановлений значительно ограничено право собственности на земельные участки в зависимости от их расположения на территории и в охранной зоне объекта культурного наследия, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта.

Далее по тексту основные позиции Постановления КС.   В результате, вид разрешенного использования, принадлежащего собственнику земельного участка изменен на “земельные участки (территории) общего пользования”, а его кадастровая стоимость снизилась до 1 рубля.  

  • Посчитав, что этим собственнику земельного участка могли быть причинены убытки, подлежащие взысканию на основании оспариваемых положений, было направлено исковое заявление в Тверской районный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации.
  • По мнению собственника земельного участка, подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 8, 19, 34, 35, 55 и 56, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют ограничивать права собственника земельного участка в результате установления зон охраны объекта культурного наследия без возмещения причиненных этим убытков.
  • Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на их основании решается вопрос о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия.  
Читайте также:  Как взыскивать долги: советы экспертов

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 31 октября 2019 года № 32-П и др.

), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.

Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.

Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года № 3-П и от 16 июля 2008 года № 9-П).  

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 2 октября 2019 года № 2619-О, № 2620-О и др.).

Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок.

  В то же время статья 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает – во взаимосвязи с ее статьями 17, 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3) – необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.

Тем самым ограничение права частной собственности, осуществленное органами власти как мера сохранения памятников истории и культуры, т.е.

в публичных интересах, и повлекшее утрату, полную или частичную, возможности владеть, пользоваться вещью и распоряжаться правом на нее, требует достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности.

  1. Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс.  
  2. Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации конституционных гарантий защиты права собственности закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан, когда регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении каждому гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1).  
  3. Развивая приведенное положение, данный Кодекс в статье 57, также направленной на обеспечение баланса частных и публичных интересов, предусматривает механизм возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.

Статья же 571, введенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является по своему содержанию частным случаем нормы, закрепленной в статье 57 данного Кодекса, что подтверждается и переходными положениями к этому Федеральному закону: если причиненный вред не был возмещен до указанной в нем даты в рамках статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, такой вред должен возмещаться в соответствии со статьями 57 и 571 данного Кодекса в редакции этого Федерального закона с учетом особенностей, им предусмотренных.   Федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации случаи возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, отнеся к таковым, помимо прочего, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5).

Положения этой статьи, призваны, как того требует Конституция Российской Федерации, гарантировать соблюдение баланса частных и публичных интересов, в том числе при снижении потребительских свойств земельного участка или его рыночной стоимости по причине ограничения прав собственников.

На Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению порядка, в котором соответствующее возмещение должно осуществляться.

Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 мая 2003 года № 262 “Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц”.  

Кому можно не платить земельный налог

Если у вас есть земельный участок, за него нужно платить налог. Но не всегда.

Некоторым категориям граждан государство предоставляет льготы: можно платить налог со скидкой или не платить вообще. Расскажу, кто имеет право на льготы и как эти льготы оформить. В статье буду говорить только о земельном налоге для физлиц, хотя такой налог платят и организации.

Но если хотите узнать, как платить земельный налог на ваш конкретный земельный участок, налогового кодекса будет недостаточно. Дело в том, что земельный налог относится к местным налогам.

Это значит, что налоговые ставки и налоговые льготы устанавливают власти муниципального образования — города, села, сельского поселения.

Чтобы узнать о них, нужно найти местный нормативный акт о земельном налоге.

Это право должно быть зарегистрировано в Росреестре. Арендаторы земельный налог не платят. Еще не нужно платить, если у вас есть участок, выданный государством во времена СССР, если право собственности на него не оформлено: государство просто ничего не знает о вашем участке.

Оформить льготу по земельному налогу может тот, кто должен его платить. Если право на льготу имеет мать, но в Росреестре собственником указан сын, то льготу оформить нельзя.

Читайте также:  Мнение коллег-юристов. в чем преимущества надомной работы?

Если супруги купили земельный участок в собственность, то участок считается совместно нажитым имуществом. Но для расчета земельного налога важно, на кого оформлена собственность.

Если собственник участка — муж, то жена не считается плательщиком налога и не может оформить льготу на этот земельный участок.

Чтобы понять, как рассчитываются льготы, нужно знать порядок расчета земельного налога.

Земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровую стоимость устанавливает регион, она не связана с ценой, за которую вы купили землю, но в теории близка к рыночной.

Налоговая инспекция берет кадастровую стоимость из ЕГРН по состоянию на 1 января того года, за который считает земельный налог.

А если земельный участок новый — то на дату внесения в ЕГРН его кадастровой стоимости.

Еще на размер налога влияет доля в праве собственности на земельный участок: если у участка три совладельца, то налог каждый собственник заплатит только со своей части.

Налогоплательщик, который приобрел участок, платит земельный налог только за тот период в течение года, когда владел участком. Период считается месяцами.

Если налогоплательщик приобрел участок до 15 числа, то месяц приобретения включается в расчет налога. Если он приобрел участок после 15 числа, то месяц приобретения не учитывается.

При продаже наоборот: если продали до 15 числа — месяц не учитывается, после — да.

Например, Маша с мужем из Москвы купили дачный земельный участок 6 соток в совместную собственность 1 февраля 2020 года. Кадастровая стоимость участка — 3 000 000 Р. В 2021 году каждый из них заплатит: 3 000 000 Р × 0,025% × 11/12 × 1/2 = 343,75 Р.

ИФНС рассчитывает земельный налог и направляет всем собственникам земельных участков уведомления для уплаты налога по почте или в личном кабинете налогоплательщика. Самим считать ничего не нужно, но можно проверить правильность расчетов. Удобнее всего это делать с помощью калькулятора на сайте налоговой.

Освобождение от уплаты налога. Тем, кто освобожден от уплаты земельного налога, ИФНС не направляет уведомления об уплате земельного налога. Но зачастую информация о праве на льготу теряется или опаздывает, поэтому лучше самостоятельно уведомить о льготе налоговую инспекцию.

Уменьшение налоговой базы — это вычет из кадастровой стоимости земельного участка либо кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров, либо точной суммы. Я уже писала, что такой вычет действует в Москве для многодетных.

Если бы Маша была многодетной мамой, то она получила бы вычет в размере 1 млн рублей. Сумма земельного налога составила бы: (3 000 000 Р − 1 000 000 Р) × 0,025% × 11/12 × 1/2 = 229,16 Р.

Уменьшение налоговой ставки. Уменьшение налоговой ставки — не льгота, так как ставка для физических лиц зависит от категории земли, а не от собственника земельного участка. Однако уменьшение ставки значительно снижает налог.

Если бы Маша с мужем купила садовый земельный участок не в Москве, а в Санкт-Петербурге, то ставка земельного налога была бы 0,01%. Сумма налога составила бы: 3 000 000 Р × 0,01% × 11/12 × 1/2 = 137 Р.

Федеральные льготы по земельному налогу — это льготы, которые действуют на территории всей страны. Они указаны в налоговом кодексе.

Некоторые категории налогоплательщиков могут уменьшить кадастровую стоимость участка, из которой рассчитывается земельный налог. В итоге налог нужно будет заплатить не со всей площади участка, а только с его части.

Налоговый вычет работает так: налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 600 м² земельного участка — шести соток. Например, с земельного участка площадью семь соток налог нужно заплатить только с одной сотки.

Право на вычет имеют такие категории граждан:

  1. Герои СССР, Герои России, полные кавалеры ордена Славы.
  2. Инвалиды первой и второй группы, дети-инвалиды, инвалиды боевых действий.
  3. Ветераны Великой Отечественной войны и иных боевых действий.
  4. Пенсионеры, которые получают пенсию по старости, по потере кормильца или за выслугу лет, а также предпенсионеры, которым осталось пять лет до достижения пенсионного возраста. Еще право на налоговый вычет по земельному налогу имеют мужчины и женщины, достигшие соответственно возраста 60 и 55 лет, которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Например, судьи в отставке.
  5. Многодетные родители трех и более несовершеннолетних детей.
  6. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока полностью освобождены от земельного налога в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
  7. Ликвидаторы аварий ядерных установок и радиационных катастроф.

К последней категории относятся:

  1. Участники испытаний ядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок.
  2. Лица, подвергшиеся радиационному воздействию на ЧАЭС, на аварии на производственном объединении «Маяк», вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
  3. Лица, получившие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний на любых видах ядерных установок.

В дополнение к федеральным льготам муниципальные власти могут устанавливать местные льготы. Они действуют только в пределах одного муниципального образования. Эти льготы суммируются: налогоплательщик может получить и федеральную, и местную льготу одновременно, если основания для получения льгот соблюдены.

Пенсионер владеет двумя земельными участками площадью 10 соток каждый во Владивостоке. Государство разрешает ему применить налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток. А местные власти — вычет 300 тысяч рублей от кадастровой стоимости участка. Пенсионер может применить сразу оба вычета. Можно к одному участку, а можно к двум по отдельности.

На сайте ФНС есть удобный сервис по всем имущественным налогам, включая земельный налог. Информация в нем регулярно обновляется.

Стартовая страница сервиса по имущественным налогам

На сайте ФНС можно найти льготы всех регионов России

Появятся реквизиты документа о земельном налоге в выбранном населенном пункте. Нажмите «Подробнее», чтобы увидеть ставки и льготы по земельному налогу.

В таблице сразу отображается название, номер и дата местного нормативного акта или закона города федерального значения о земельном налоге. А во вкладке «Подробнее» будет вся нужная информация

Все федеральные льготники, кроме пенсионеров, получают в дополнение к вычету кадастровой стоимости 6 соток налоговый вычет 1 млн рублей. Эта льгота не распространяется на участки, которые сдаются в аренду. Для пенсионеров дополнительных льгот в Москве нет.

Например, семья с тремя несовершеннолетними детьми, владеет земельным участком в садовом товариществе в Москве площадью 10 соток кадастровой стоимостью 4 млн рублей. Ставка земельного налога для садовых участков в Москве — 0,025%. Без учета льгот земельный налог — 1000 Р.

4 000 000 Р × 0,025% = 1000 Р.

Если применить федеральную льготу, то можно вычесть кадастровую стоимость 6 соток, то есть 2,4 млн рублей. Земельный налог — 400 Р.

4 000 000 Р / 10 × 6 = 2 400 000 Р — стоимость 6 соток.

(4 000 000 Р − 2 400 000 Р) × 0,025% = 400 Р.

Критерии многодетных семей для федеральной и местной льгот разные. Федеральная льгота применяется к родителям трех и более несовершеннолетних детей. Как только старший ребенок достигает 18 лет, родители не могут получить федеральную льготу.

В Москве многодетными считаются семьи с тремя и более детьми, пока младший ребенок не достигнет 16 лет — или 18 лет, если он учится в образовательных организациях. А еще в состав многодетной семьи в Москве входят падчерицы и пасынки. Местную льготу можно будет применять дольше по времени, чем федеральную.

Примеры льгот во Владивостоке в 2020 году. Все федеральные льготники, кроме пенсионеров, освобождены от уплаты земельного налога.

Многодетные семьи, бесплатно получившие земельный участок в рамках государственной программы, освобождаются от уплаты налога на 10 лет с даты регистрации права собственности.

Многодетные семьи, которые приобрели земельный участок иным образом, не платят земельный налог в течение всего срока, когда семья считается многодетной.

Пенсионеры получают дополнительный налоговый вычет 300 тысяч рублей на один земельный участок, если он не используется в предпринимательской деятельности.

Однако в этом порядке случаются сбои: ИФНС может не получить информацию о льготе или не применить льготу по ошибке. Проверить, посчитала ли налоговая льготу, можно в личном кабинете налогоплательщика или в налоговом уведомлении об уплате земельного налога.

В заявлении можно сразу указать льготы и по транспортному налогу, и по налогу на имущество.

Если налогоплательщик продал один земельный участок и купил другой, льгота сохранится. ИФНС применит такую же льготу к новому участку.

Необходимые документы.

К заявлению приложите документы, подтверждающие право на получение льготы: пенсионное удостоверение, удостоверение многодетной семьи, справку из соцзащиты, удостоверение инвалида.

Льготу предоставляют на срок действия документа, подтверждающего льготу. Для пенсионера по старости льгота будет бессрочной, а для родителя в многодетной семье — на срок действия удостоверения многодетной семьи.

В личном кабинете налогоплательщика заполните заявление в разделе «Имущество» или «Жизненные ситуации».

Подать заявление на льготу можно в любое время

Федеральная льгота действует только на один земельный участок. Даже если налогоплательщик имеет несколько оснований для льгот. Человек, который является пенсионером, ветераном и инвалидом одновременно, может оформить льготу только на один участок.

Если у налогоплательщика в собственности два или более земельных участков, то ИФНС предоставит льготу на один земельный участок, по которому рассчитан самый высокий налог. Иногда это невыгодно, поэтому налогоплательщик самостоятельно может выбрать, к какому земельному участку применить льготу.

Налоговая ставка одинакова для обоих участков — 0,3%. Василий — единственный владелец этих участков, он владел ими весь год. Василий вправе уменьшить налоговую базу на стоимость шести соток земельного участка.

Земельный налог на второй участок больше, чем на первый, поэтому ИФНС применит льготу ко второму участку.

10 соток × 300 000 Р × 0,3% = 9000 Р.

15 соток × 220 000 Р × 0,3% = 9900 Р.

А теперь рассмотрим два варианта. Применим льготу к первому участку:

  • (10 соток − 6 соток) × 300 000 Р × 0,3% = 3600 Р.
  • 15 соток × 220 000 Р × 0,3% = 9900 Р.
  • Всего к уплате: 13 500 Р.

Применим льготу ко второму участку:

  1. 10 соток × 300 000 Р × 0,3% = 9000 Р.
  2. (15 соток − 6 соток) × 220 000 Р × 0,3% = 5940 Р.
  3. Всего к уплате: 14 640 Р.

Василию выгоднее применить льготу к первому участку. Чтобы заплатить меньше, Василию нужно подать в ИФНС уведомление о выборе земельного участка размером 10 соток как льготного или сделать это в личном кабинете налогоплательщика.

Или можно самостоятельно заполнить уведомление и подать в любую ИФНС.

Необходимые документы.

К заявлению приложите документы, подтверждающие право на льготу. Если льгота уже была оформлена, то дополнительно ничего прикладывать не нужно.

Куда и когда подавать. Заявление подается через личный кабинет налогоплательщика, по почте, в МФЦ или лично в любой налоговой инспекции. Срок подачи заявления — 31 декабря отчетного года.

Читайте также:  Журналист в помощь юристу. Что учесть, когда привлекаете СМИ к процессу

Заявление о возврате налога. ИФНС учитывает льготу с того года, когда налогоплательщик получил право на нее.

Если вы получили право на льготу в 2019 году, но подали заявление на получение льготы только в 2021, то ИФНС пересчитает земельный налог за 2019, 2020 и 2021 годы. После перерасчета переплату по налогу можно будет вернуть.

Заявление о возврате налога можно подать через личный кабинет налогоплательщика или лично в любой налоговой инспекции.

Сроки подачи заявления. Заявление нужно подать после того, как ИФНС оформит льготу и пересчитает налог за предыдущие годы. Сумма переплаты появится в личном кабинете налогоплательщика. Налог вернут максимум за предыдущие три года.

Если налог не вернуть, то ИФНС самостоятельно засчитает сумму переплаты в счет будущих платежей по земельному налогу.

По заявлению налогоплательщика сумму переплаты можно зачесть в счет уплаты других налогов, например в счет налога на имущество или транспортного налога.

Подавать заявление нужно в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

ВС: Собственник помещений должен уплачивать земельный налог на участок под зданием

ВС РФ отменил постановление окружного суда, оставив в силе решение апелляции в споре об уплате земельного налога между собственником земельного участка и покупателем нежилых помещений в здании на этом участке. 

5 декабря 2013 г. ООО «Сэйлникс» приобрело у ООО «Эдванс» нежилые помещения, расположенные в принадлежащем продавцу здании, построенном на земельном участке, также принадлежащем продавцу. Покупатель помещений зарегистрировал право собственности на них 20 декабря 2013 г.

Впоследствии общество «Эдванс» обратилось в арбитражный суд с иском к «Сэйлникс». По мнению истца, после уплаты им земельного налога за период с 28 апреля 2014 г. по 29 июня 2016 г. у ответчика возникло неосновательное обогащение. 

Суд первой инстанции отказал в иске, указав, что ответчик не является плательщиком земельного налога и за ним не оформлены права на земельный участок. Также суд исходил из того, что право собственности на земельный участок закреплено за истцом и в платежных поручениях не идентифицирован период, за который вносился налоговый платеж. 

Впоследствии апелляция отменила решение суда, удовлетворив требования истца в полном объеме. Вторая инстанция сочла, что отчуждение недвижимого имущества без возникновения того или иного права на земельный участок, занятый этой недвижимостью, в силу закона невозможно.

Поэтому приобретение недвижимости в любом случае влечет возникновение у ее покупателя соответствующего права на земельный участок.

При этом неважно, оговорено данное право в договоре купли-продажи недвижимости или нет; оформлены ли покупателем правоустанавливающие документы на земельный участок или нет.

Апелляция также признала правомерным расчет неосновательного обогащения ответчика на основе выписок из налоговой декларации истца и его платежных поручений.

При этом вторая инстанция опиралась на соответствующие статьи ГК, ЗК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г.

№ 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» и исходила из того, что бремя расходов по содержанию земельного участка неправомерно возложено на истца в связи с продажей помещений. 

Окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции.

Кассация пришла к выводу, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента госрегистрации в ЕГРП за покупателем права собственности на земельный участок.

По мнению третьей инстанции, поскольку переход права собственности на спорный земельный участок не зарегистрирован, ответчик (покупатель) не являлся плательщиком земельного налога.

Далее общество «Эдванс» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, ссылаясь на нарушения судом округа норм материального права. 

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ своим Определением № 305-ЭС18-5945 по делу № А40-60970/2017 отменила постановление окружного суда, оставив в силе постановление апелляции. Со ссылкой на подп. 5 п. 1 ст.

1 ЗК РФ Верховный Суд напомнил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных законом).

Ссылаясь на редакцию ст.

273 ГК РФ, действовавшую на момент заключения договора купли-продажи, ВС указал, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования. Аналогичные выводы можно сделать и из ст. 552 ГК РФ.

По мнению Суда, право собственности на долю в праве на земельный участок возникает у покупателя помещений с момента госрегистрации перехода к нему права собственности на помещения в здании.

Также ВС РФ указал, что при отчуждении собственником здания и земельного участка, на котором оно расположено, помещений в этом здании у покупателя помещений и продавца возникает режим общей долевой собственности на земельный участок, при этом он сослался на п. 4 ст. 244, 273, 552 ГК РФ, п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25, абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.

Верховный Суд пришел к выводу, что суды первой инстанции и округа неправильно применили к спорным правоотношениям нормы НК РФ и не применили ст. 131, п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 244, п. 1 ст. 1101 ГК РФ.

В связи с приобретением ответчиком доли в праве на земельный участок он обязан уплачивать земельный налог.

Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Юрист ООО «Содружество Земельных Юристов» Павел Лобачев считает, что определение Суда содержит важную правовую позицию.

«Если здание и земельный участок под ним принадлежат одному лицу, то при отчуждении здания покупателю также переходит право собственности на земельный участок в силу закона (без отдельного упоминания об участке в договоре и без регистрации перехода права на него)», – отметил эксперт. 

По его мнению, это применимо и в случае отчуждения отдельных помещений в здании – покупатель приобретает право собственности на соответствующую долю в праве на земельный участок.

Такой подход, считает Павел Лобачев, фактически развивает концепцию «единства судьбы земельного участка и постройки на нем» (подп. 5 п. 1 ст.

1 ЗК РФ), предлагая рассматривать переход права на землю при продаже помещения в качестве исключения из принципа внесения (права на недвижимое имущество возникают по общему правилу с момента их регистрации в соответствии со ст. 8.1 ГК РФ).

Павел Лобачев полагает, что покупатели зданий (и помещений) должны помнить, что по умолчанию они также приобретают права на земельный участок (долю в праве на него), а значит, должны нести бремя его содержания, в том числе и платить причитающиеся налоги.

Эксперт отметил, что и ранее Верховный Суд РФ формулировал подобные выводы в Определении № 307-ЭС17-5707 от 23 ноября 2017 г., однако и после него судебная практика по данным спорам оставалась неоднозначной. «Таким образом, закрепление изложенной позиции ВС РФ, вероятно, приведет к формированию единообразия практики по данному вопросу», – заключил юрист.

Руководитель практики «Недвижимость. Земля.

Строительство» АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Сергей Попов также отметил, что в рассматриваемом споре истец пошел по пути, ранее указанному ВС РФ в его Определении № 307-ЭС17-5707: «Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении». 

Эксперт отметил, что ответчик – покупатель помещений в здании, на котором расположен земельный участок, в судебном процессе не отрицал, что обязан зарегистрировать свое право на земельный участок и уплачивать земельный налог, однако не сделал этого вплоть до судебного разбирательства по каким-то своим внутренним причинам: «Возможно, у суда и создалось впечатление, что покупателем сознательно затягивался процесс оформления земли в собственность исключительно для собственной выгоды. Ведь чем дольше его право на участок было не оформлено, тем больше платил за него налог кто-то другой».

 «Исходя из позиции ответчика, он предпочел бы, чтобы продавец помещений судился не с ним, а с налоговым органом по возврату излишне уплаченного налога. Однако суд решил по-другому и использовал ранее сформированную позицию ВС РФ по взысканию излишне уплаченных продавцом денежных средств непосредственно с покупателя», – заключил Сергей Попов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *