9 изменений упростят регистрацию прав на недвижимость с 1 января 2017 года

9 изменений упростят регистрацию прав на недвижимость с 1 января 2017 года            
  • Михаил Прихожан, юрист направления «Юридическая практика» Группа компаний SRG 
  • Федеральный Закон «О государственной регистрации недвижимости» вносит изменения в существующую систему государственной регистрации и кадастрового учета объектов недвижимости, большинство из которых вступят в силу с 1 января 2017 г.
  • Главной новацией станет объединение в одно целое имеющейся системы государственного кадастрового учета недвижимости, которую ведет ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», с системой государственной регистрации прав Росреестра. 

Для реализации этой задачи Законом предусмотрено создание Единого государственного реестра недвижимости, в котором будут содержаться сведения о характеристиках объектов (ГКН), который ведет Кадастровая палата и сведения о регистрации прав на них (ЕГРН), который ведет Росреестр. Предполагается, что в отличие от существующего режима ведения кадастра и реестра, который осуществляется как в электронном, так и бумажном формате, причем последний имеет приоритет, новый реестр будет вестись в электронном виде

Исключением станут реестровые дела, которые будут храниться на бумаге. В них будут содержаться заявления, оформленные в простой письменной форме и документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, местного самоуправления и архивах.

Очевидно, что объединение двух систем – кадастра и реестра не пройдет безболезненно в связи с необходимостью соединения большого массива данных. Ранее имевшаяся практика передачи данных из одних информационных систем в другие подтверждает эти негативные опасения.

Так, в 2012 году при формировании сведений государственного кадастра недвижимости об объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости переносились данные из органов технической инвентаризации. В этой работе допускалось большое количество технических ошибок в части сведений о площадях и иных характеристик объектов.

Последствия этого ощущаются до сих пор при взаимодействии с государственным кадастром недвижимости. 

Периодически выявляются ошибки в виде случаев задвоения кадастрового учета объектов недвижимости, некорректных сведений об объектах и др. Не приходится ждать, что перенос данных в единый реестр пройдет гладко. 

Следует готовиться к тому, что в процессе передачи данных часть информации будет искажена или утеряна. По завершению процесса объединения всех данных в единый информационный массив правообладателям не лишним будет запросить выписку из единого государственного реестра недвижимости в целях проверки на наличие возможных ошибок.

Согласно новому Закону вопросы проведения кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на нее перейдут в исключительное ведение Росреестра

Законом особо отмечено, что данные полномочия не могут быть переданы подведомственным Росреестру федеральным государственным бюджетным учреждениям. То есть существующий ныне порядок ведения государственного кадастра недвижимости, которым занимаются подведомственные Росреестру Федеральное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата, будет упразднен.

Однако следует отметить, что за кадастровой палатой сохранятся полномочия по приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, а также по выдаче документов по итогам проведения государственной регистрации. 

При этом кадастровая палата будет исполнять данную функцию лишь технически, а полномочия по проверке и анализу документов для принятия решения о государственной регистрации останутся в исключительном ведении Росреестра. При этом вопросы ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также предоставление сведений из него могут быть переданы в ведение кадастровой палаты.

Законом предусмотрена возможность передачи всех полномочий Росреестра органу исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании Постановлений Правительства Российской Федерации. 

При этом после принятия решения о передаче указанных полномочий орган исполнительной власти субъекта будет считаться органом регистрации прав. 

Данная норма может стать основанием для возвращения во времена, когда отсутствовал единый орган регистрации прав и регистрацией прав занимались регионы.

Недостатками существовавшей тогда системы было отсутствие четкой нормативной базы, тогда у каждого из регионов были свои требования к проведению государственной регистрации.

Конечно, сегодня появилось достаточное количество нормативных актов, регулирующих данную сферу, однако полностью исключать возможности злоупотреблений на местах невозможно. 

Введение данной нормы обусловлено необходимостью сокращения расходов федерального бюджета. Принятие решений о передаче данных полномочий можно будет ожидать уже в ближайшей перспективе. В итоге только практика покажет, насколько эффективна будет реализация данных норм.

Согласно новому Закону при отсутствии сведений об объекте в едином государственном реестре недвижимости предполагается введение единой процедуры постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и госрегистрации прав на них. Так, учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

  • при создании объекта недвижимости;
  • образовании объекта недвижимости (за исключением случаев изъятия земельного участка или объекта недвижимости  для государственных и муниципальных нужд);
  • прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
  • образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Эта новация упростит жизнь собственникам объектов имущества, которым теперь не нужно будет подавать отдельные заявления для проведения государственной регистрации прав.

Закон также сохранил порядок проведения государственной регистрации прав без одновременной постановки объектов на кадастровый учет. Это касается объектов, сведения о которых уже имеются в государственном кадастре недвижимости.

В тоже время Законом определены случаи, при которых государственный кадастровый учет будет осуществляться без одновременного проведения госрегистрации прав на объект. Такое проведение учета возможно в следующих случаях:

  • создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства, связанного с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
  • прекращение существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
  • в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН;
  • в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;
  • в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд и ряд других.

Относя случаи раздельного проведения процедур учета и госрегистрации к числу исключительных, законодатель рассчитывает, что со временем в отношении большинства объектов данные процедуры будут проходить одновременно.

Учитывая, что Законом была введена возможность одновременного и раздельного проведения процедур кадастрового учета и регистрации прав, был также уточнен круг лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них.

Также положениями Закона установлено, что собственник земельного участка при кадастровом учете и государственной регистрации прав может подать заявление о госрегистрации на созданное или создаваемое им на этом участке: здание, сооружение, объект незавершенного строительства либо единый недвижимый комплекс. Такое заявление может подать и сам собственник здания, сооружения, объекта незавершенного строительства либо единого недвижимого комплекса в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, а в некоторых случаях, установленных Законом, даже кадастровый инженер и ряд других лиц. Эти новации значительно ограничат круг лиц, которые могут подать заявление о проведении кадастрового учета, что несколько усложнит процедуру постановки на учет, так как сейчас заявление может подавать любое лицо.

Новшеством Закона является то, что теперь в отличие от фактически существующего порядка подачи заявления только в территориальный орган Росреестра по месту нахождения имущества, такое заявление можно будет подать в любое подразделение Росреестра (в том числе направить документы почтой) или в любом многофункциональном центре госуслуг. Вся информация об этом будет размещена на сайте Росреестра.

К числу новаций также можно отнести то, что Законом закрепляется отмена требований об обязательном предоставлении учредительных документов юридических лиц. Росреестр их будет запрашивать самостоятельно посредством межведомственного взаимодействия, сейчас же представление указанных документов является обязательным.

Интересным нововведением является то, что Закон установил единственный случай отказа в прием документов, только если невозможно установить личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

В настоящее время согласно Закону о государственном кадастре недвижимости отказ в приеме документов не предусмотрен, а Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — запрещен.

В целом данная норма не слишком изменит существующее положение вещей.

Новым Законом сокращены общие сроки осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав: в случае проведения кадастрового учета – до 5 рабочих дней; в случае госрегистрации прав – до 7 рабочих дней, а при одновременном проведении обеих процедур – до 10 рабочих дней. Предусмотрено, что в случае направления документов через МФЦ сроки будут увеличены на 2 рабочих дня. Для сравнения, сейчас срок проведения как кадастрового учета, так и госрегистрации прав составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры.

Однако сроки приостановления государственной регистрации Закон увеличил с одного до трех месяцев по решению государственного регистратора и с трех до шести месяцев по инициативе заявителя.

Читайте также:  Варианты. Вправе ли компания продлевать срочные договоры?

При этом срок приостановления кадастрового учета остался без изменений.

Учитывая изложенное, на практике следует ожидать, что сроки проведения государственной регистрации и государственного учета не претерпят существенных корректировок.

Также Законом предусмотрено, что в некоторых случаях изменения в сведения ЕГРН будут вноситься без участия правообладателя на основании актов органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Наиболее важными станут: сведения о виде разрешенного использования объекта, категории земельного участка, сведения о кадастровой стоимости и о статусе помещения (жилое или нежилое).

На практике для многих собственников объектов это создает существенные проблемы, потому что информирование правообладателей объектов о таких изменениях не всегда осуществляется своевременно.

Например, на основании акта проверки Госинспекции по недвижимости вид разрешенного использования земельного участка был изменен с промышленного на торговое без ведома арендатора. Это в свою очередь привело к увеличению кадастровой стоимости участка, от которой по условиям договора аренды исчисляется арендная плата. А собственник не смог оперативно принять меры по оспариванию кадастровой стоимости и оптимизации арендной платы.

Следует отметить, что Закон не содержит положений о признании действующих законов утратившими силу или о внесении в них изменений, этот вопрос решается в рамках иных Законов. Так, с 1 января 2020 года Федеральным Законом от 03.07.

2016 N 361-ФЗ определено признание утратившим силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Закон о кадастре в свою очередь остается действующим за исключением части статей, которые с 2017 года признаются недействительными.

Очевидно, что данный Закон не является заключительным и по данному вопросу можно ожидать выхода иных нормативных актов.

В целом новый Закон не принесет значительных изменений.

Подавляющая часть его положений является техническим объединением Закона о государственном кадастре недвижимости и Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним со многими недостатками присущими данным Законам.

Очевидно, практика применения Закона не будет простой, ввиду указанных недостатков, однако будем надеяться, что все же новый Закон позволит улучшить положение дел в области государственной регистрации прав и проведения государственного кадастрового учета.

Вернуться в раздел

Законодательство о госрегистрации недвижимости ожидают масштабные изменения

26 мая в Госдуму поступил разработанный правительством проект изменений в Закон о государственной регистрации недвижимости, а также в законодательство в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав (№ 962484-7).

Содержание поправок

Документом, в частности, предусмотрены полномочия госучреждений в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета, подведомственных органу госрегистрации прав.

«Такой подход представляется наиболее удобным для пользователей услуг, поскольку из федерального закона будет следовать, кто (орган регистрации прав или учреждение) осуществляет конкретные функции и полномочия и чьи действия при необходимости можно обжаловать (кого привлекать в качестве ответчика при возникновении судебного спора)», – отмечается в пояснительной записке.

Детализированы отношения между указанным учреждением, МФЦ и Росреестром по приему документов (в частности, перевод «бумажной» документации в электронный формат). Проект предусматривает, в том числе, возможность приема ряда заявлений в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг, причем без подписания усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя.

Поправки также обязывают органы власти и муниципалитеты представлять электронные документы в целях осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, а также удостоверять равнозначность последних бумажной документацией.

В соответствии с проектом можно будет зарегистрировать договор аренды части здания (сооружения) без представления технического плана на них. До 2025 г. планируется продлить срок действия положений, регламентирующих особенности кадастрового учета и госрегистрации прав на здания, сооружения и помещения, используемые Вооруженными cилами РФ, организациями Минобороны и органами ФСБ России.

Кроме того, в Закон о госрегистрации недвижимости планируется внести уточнения по поводу полномочий органа регистрации прав, состава сведений ЕГРН (в том числе кадастра недвижимости, реестра границ), а также о недопустимости создания интернет-сайтов, обеспечивающих возможность перепродажи сведений, содержащихся в Реестре. Планируется уточнить основания кадастрового учета и (или) госрегистрации прав на недвижимое имущество; перечень случаев, при которых кадастровый учет и госрегистрация осуществляются одновременно и по отдельности; расширить круг лиц, по заявлениям которых осуществляются указанные действия.

Сведения о правообладателях ранее учтенной недвижимости предлагается вносить в ЕГРН без учета их волиПравительство полагает, что реализация такой инициативы повысит эффективность налогообложения недвижимости и позволит обеспечить дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты

Также предлагается изменить процедуру внесения в ЕГРН сведений об изъятии объекта недвижимости – данную информацию планируется вносить не в реестр прав на недвижимость, а в кадастр недвижимости ЕГРН. Дело в том, что согласно ст. 56.

6 ЗК РФ принятие решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд допускается, в том числе, в отношении земельного участка, права на который не зарегистрированы, а также в отношении объектов недвижимости, права на которые возникли ранее.

Планируется дополнить ст. 15 Закона о госрегистрации ч.

9, устанавливающей, что в случае исключения из ЕГРЮЛ продавца как стороны сделки (например, в случае его ликвидации) регистрация сделки по отчуждению недвижимого имущества осуществляется на основании заявления другой стороны – покупателя, а также выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей факт ликвидации продавца как юрлица.

Также предложен усовершенствованный порядок регистрации объектов надвижимости, входящих в имущественный комплекс предприятия. У таких объектов должны быть указаны кадастровые номера, используемые предприятием на праве, отличном от права собственности (например, праве аренды).

Из действующего законодательства планируется исключить требования о максимально допустимом размере машиномест, возможность образования которых в настоящее время определяется проектной документацией здания (сооружения). Сведения о машиноместе предлагается указывать в ЕГРН на основании технического плана, подготовленного в соответствии с проектной документацией здания (сооружения).

ВС указал, в каких случаях уклонение от госрегистрации ДДУ является самозащитой его участникаСуд отметил, что, так как застройщик не приступил к строительству домов, принуждение в судебном порядке участника ДДУ зарегистрировать такие договоры преследовало лишь цель сохранить в аренде переданный ему земельный участок

Кроме того, законопроект сокращает сроки госрегистрации договоров участия в долевом строительстве. Так, допускается государственный кадастровый учет помещений в здании собственниками данных помещений, если кадастровый учет здания был произведен до 1 января 2017 г.

на основании заявления застройщика либо уполномоченного лица.

Если на кадастровый учет до указанной даты поставлено хотя бы одно помещение в здании, предлагается разрешить кадастровый учет другого помещения в таком здании, даже если последнее не стоит на государственном кадастровом учете.

Проект также регулирует кадастровый учет и регистрацию помещений в жилом доме (жилом строении), если права на такое помещение были зарегистрированы до 1 января 2017 г. или если помещение является обособленным и изолированным, отвечая требованиям ч. 2 ст.

49 Градостроительного кодекса РФ, предъявляемым к блокам в жилых домах блочной застройки.

В ряде случаев предусмотрен порядок уведомления кадастровых инженеров о решениях, принятых регистрирующим органом, а также необходимость уведомления залогодателя и залогодержателя в случае погашения регистрационной записи об ипотеке.

Эксперты оценили поправки положительно

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников в комментарии «АГ» отметил, что законопроект только внесен в Госдуму, и каким он станет за время обсуждений, говорить пока рано.

«При первом рассмотрении представляется, что поправки скорее направлены на доработку и уточнение действующего закона с учетом наработанной практики его применения, не предполагая каких-либо революционных изменений», – полагает он.

По мнению эксперта, среди многочисленных уточнений можно особо выделить следующие: уточнение правового статуса учреждения, наделенного отдельными полномочиями в сфере кадастрового учета и регистрации недвижимости; сведений кадастра недвижимости об объектах; перечня лиц, наделенных полномочиями на обращение за госрегистрацией; сроков госрегистрации по отдельным случаям; возможность подачи документов в электронном виде без использования ЭЦП для выполнения ограниченного количества операций; определение порядка внесения в Реестр сведений и блокирования операций лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

«Следует отметить, что ст.

29 Закона предлагается дополнить пунктом, четко предусматривающим, что, если после приостановления процедур регистрации или кадастрового учета заявитель представил документы, но при этом причины приостановки так и не были устранены либо в указанных документах были выявлены новые основания для приостановления, орган регистрации не позднее чем в течение трех рабочих дней направляет заявителю уведомление о неустранении причин», – подчеркнул Николай Сапожников.

Он также добавил, что с учетом потребностей практики хозяйственного оборота можно приветствовать попытку законодателя предусмотреть возможность регистрации договоров аренды части здания в отсутствие технического плана такой части, а также исключить требования о максимально допустимом размере машиномест, о чем особо оговаривается в пояснительной записке. «При этом, например, формулировки законопроекта о недопустимости создания сайтов (за исключением официального), обеспечивающих возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, представляются требующими уточнения. Полагаю, что любое ограничение свободного предложения услуг должно быть четко обоснованно и очерчено. В целом такую доработку важнейшего закона можно только приветствовать. Тем не менее важно, чтобы все его многочисленные положения прошли обсуждение и уточнение с участием профессионального сообщества, практикующего его ежедневное применение», –резюмировал Николай Сапожников.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что законопроект вносит значительное количество правок и доработок в законодательство о госрегистрации недвижимости, а также восполняет выявленные правоприменительной практикой пробелы. В целом, считает она, поправки направлены на упрощение процедур регистрации недвижимости и государственного кадастрового учета.

Читайте также:  Срок годности сливочного масла по гостам в зависимости от фасовки и вида, условия и время хранения данного продукта в пачках или в иной упаковке

По мнению эксперта, поправки, в частности, предусматривают сокращение сроков регистрации ДДУ. «Так, регистрация первого договора будет проведена в течение семи рабочих дней, все последующие договоры должны быть зарегистрированы в течение пяти рабочих дней, и в течение трех, если документы поданы в электронном виде.

Во избежание нарушения сроков регистрации, возможно, потребуются дополнения относительно процедуры правовой экспертизы представленных документов, поскольку органы Росреестра Москвы и Московской области работают в плотном режиме, тогда как в некоторых других субъектах Федерации такой загруженности не наблюдается.

Следовательно, сокращение сроков позволит сотруднику Росреестра приступить к экспертизе документов сразу после их поступления», – пояснила адвокат.

Анна Минушкина также обратила внимание, что благодаря поправкам ряд заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, можно будет подать через личный кабинет, без использования усиленной ЭЦП.

В этом случае идентификация личности заявителя будет осуществляться через портал госуслуг.

«Вместе с тем в силу поправок ЭЦП будет не нужна, если в сделке участвуют федеральные органы, органы власти субъекта или местного самоуправления – например, при регистрации договора аренды государственного или муниципального имущества.

На мой взгляд, предложенный пакет изменений существенно упростит большинство процедур, поэтому его следует оценивать положительно. Расширение перечня услуг, которые могут быть получены в электронном формате, приведет к их доступности для большинства населения, что особо актуально в условиях пандемии», – заключила она.

По мнению директора юридической компании «КОНУС» Алексея Силиванова, те, кто помнят запуск единой системы госрегистрации прав на недвижимость 20 лет назад, прекрасно осведомлены об огромных очередях, неудобном документообороте и длительных сроках, которыми сопровождалась любая регистрация.

«Многое из неуклюжего и ненужного документооборота (как, например, предоставление при каждой регистрации “свежих” планов БТИ) к сегодняшнему дню изжито.

Однако прогресс не стоит на месте, цифровизация все глубже проникает во все сферы, поэтому предложенные поправки – прекрасный пример этой тенденции», – отметил он.

Эксперт добавил, что законопроект призван урегулировать механизмы электронного взаимодействия, включая межведомственное, а также отношения между органом регистрации и кадастровыми инженерами, сократить сроки кадастрового учета и регистрационных действий. «О серьезности закона свидетельствует объем изменений – 144 страницы. В результате все лица, связанные с этой сферой (включая потребителей госуслуг – граждан и юрлиц), только выиграют от их принятия», – подытожил Алексей Силиванов.

Правительство утвердило новый порядок регистрации безработных граждан

9 ноября 2021 14:50

Постановление от 2 ноября 2021 года №1909

Председатель Правительства Михаил Мишустин
своим постановлением утвердил новый порядок регистрации безработных граждан, а
также граждан, которые обращаются в службы занятости для помощи в
трудоустройстве. Это позволит автоматизировать поиск работы и сократить
количество подаваемых документов.

Постепенно все центры занятости начнут
работать на базе единой цифровой платформы «Работа в России». Необходимые
данные будут загружаться в систему с помощью межведомственного взаимодействия.

Это в свою очередь позволит гражданам взаимодействовать со службами занятости в
электронном формате, а также освободит их от предъявления большинства
документов.

Например, им больше не понадобится предоставлять в службы занятости
трудовую книжку, документы об образовании, справки об инвалидности, сведения о
регистрации по месту жительства.

Кроме того, благодаря технологическому
обновлению цифровой платформы расширится функционал для граждан, которые ищут
работу через центры занятости и при этом не претендуют на получение пособия по
безработице.

Например, это могут быть студенты дневных отделений, люди,
желающие сменить работу или найти работу по совместительству. Таким гражданам
будет достаточно зайти на портал «Работа в России», заполнить заявление и
прикрепить к нему резюме с указанием сведений об уровне квалификации и стаже
работы.

Поиск подходящих вакансий будет проходить автоматически с помощью
интеллектуальных технологий и с учётом потребностей всех регионов России.

«Переход на единую цифровую платформу
позволит искать работу по всей стране, независимо от места жительства», –
отметил Михаил Мишустин на заседании Координационного совета по борьбе с
распространением коронавирусной инфекции, которое прошло 9 ноября.

Первые 19 регионов начнут работать в новом
формате уже в ноябре, ещё более 60 регионов присоединятся с 1 января 2022 года,
Москва – с 1 января 2023 года. В переходный период будет действовать временный
упрощённый порядок регистрации безработных граждан, который был введён в апреле
2020 года.

Напомним, такой порядок позволяет подавать
заявление о постановке на учёт в качестве безработного через сайт «Работа в
России» и дистанционно оформлять пособие по безработице.

Именно этот порядок и
стал отправной точкой для дальнейшего развития цифровой платформы и перехода на
электронное взаимодействие граждан со службами занятости на постоянной основе.

При этом у людей останется возможность обращаться в
центры занятости лично, если они считают такой формат более удобным. 

Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 8 апреля 2020 года № 460.

С 1 января 2017 года появились новые правила регистрации прав на недвижимость. они упрощают процесс регистрации

1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Он отменяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). Рассмотрим 9 изменений, которые упростят регистрацию прав на недвижимость.

Новое основание регистрации прав на недвижимость

Все основания для регистрации прав, которые были указаны в статье 17 Закона № 122-ФЗ, содержатся и в статье 14 Закона № 218-ФЗ. С 1 января 2017 года появилось новое основание – наступление обстоятельств, которые указаны в федеральном законе (п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Речь идет о правах на недвижимость, которые возникают в силу закона:

  • вследствие обстоятельств, которые указаны в законе,
  • не со дня государственной регистрации прав.

Такие права юридически действительны даже без государственной регистрации в ЕГРН. Росреестр проводит их регистрацию в ЕГРН:

  • по заявлениям правообладателей;
  • решению регистратора при поступлении от органов власти и нотариусов сведений, которые подтверждают факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).

Кто может подать заявление о регистрации прав на недвижимость

В Законе № 218-ФЗ нет принципиально новых правил и норм, которые бы меняли состав лиц с правом подавать заявление на регистрацию прав (кадастровый учет). Отличие состоит в следующем.

Все лица, по заявлению которых проводится регистрация, теперь перечислены в одной статье Закона № 218-ФЗ – статье 15 «Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав»:

  • в части 1 – лица, по заявлению которых Росреестр одновременно проводит как государственный кадастровый учет, так и регистрацию прав;
  • в части 2 – лица, по заявлению которых Росреестр проводит только государственный кадастровый учет без одновременной регистрации прав;
  • в части 3 – лица, по заявлению которых Росреестр проводит регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета.

Раньше лица, по заявлению которых Росреестр проводил регистрацию, были перечислены в разных статьях Закона № 122-ФЗ.

Росреестр будет запрашивать учредительные документы в налоговой

Закон № 218-ФЗ упростит процедуру сбора дополнительных документов на регистрацию прав, которые заявитель обязан представить в Росреестр помимо основных документов в отношении объекта недвижимости и прав на него. Раньше Росреестр сам запрашивал только выписку из ЕГРЮЛ в отношении заявителя (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

Кроме того, учредительные документы (или их нотариальные копии) можно было не предоставлять в Росреестр только в двух случаях:

  • если ранее учредительные документы уже были представлены и была проведена регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости,
  • если с момента регистрации права юридического лица налоговая не зарегистрировала изменения в его учредительные документы.

Во всех остальных случаях заявитель должен был представлять эти документы в Росреестр самостоятельно. Закон № 218-ФЗ обязал Росреестр самостоятельно запрашивать в налоговом органе учредительные документы заявителя (ч. 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ). При этом не имеет значения, представлял ли их ранее заявитель на регистрацию прав и вносил ли в них изменения.

Требования к документам на регистрацию права

Большинство требований к документам, которые представляются на регистрацию в Законе № 218-ФЗ, остались без изменения. Однако с 1 января 2017 года некоторые требования изменятся. Передавать на регистрацию нужно только один подлинник (ч. 3 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Упрощение касается документов на бумажном носителе, которые:

  • выражают содержание сделки и
  • служат основанием для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимости.
Читайте также:  Какие дела рассматривают в судах общей юрисдикции

Заявитель представляет их на регистрацию:

  • не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, – если сделка совершена в простой письменной форме;
  • не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, – если сделка совершена в нотариальной форме или право на основании сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.

Раньше на регистрацию необходимо было представить (ч. 5 ст. 18 Закона № 122-ФЗ):

  • два экземпляра-подлинника, один из которых после регистрации прав возвращался правообладателю, второй – помещался в дело правоустанавливающих документов, – если сделка совершалась в простой письменной форме;
  • два экземпляра, один из которых (подлинник) после регистрации прав возвращался правообладателю – если право на основании сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.

Нужно представлять копии (а не подлинники) актов госорганов и суда (ч. 5 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Заявитель представляет на регистрацию в одном экземпляре копии:

  • актов органов государственной власти,
  • актов органов местного самоуправления,
  • судебных актов, которые устанавливают права на недвижимое имущество. Росреестр их сканирует и после регистрации возвращает заявителю.

Документы о регистрации права на недвижимость можно будет подать из любой точки мира

Можно независимо от места нахождения недвижимости:

  • отправить документы по почте или
  • обратиться в Росреестр или МФЦ.

В части 2 статьи 18 Закона № 218-ФЗ прямо указано: «…документы… на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости…». Это правило распространяется на заявление (и документы, которые к нему прилагаются): · о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав.

Заявитель может:

  • подать документы лично в подразделение Росреестра или в МФЦ согласно перечню, который опубликован на официальном сайте;
  • отправить документы на бумажном носителе по почте.

Госорганы сами передадут документы в Росреестр

Упростится порядок регистрации, если право возникает на основании:

  • акта государственного органа, · акта органа местного самоуправления,
  • соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления.

По действующему ранее порядку, если право возникало на основании:

  • акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, то заявление на регистрацию подавало лицо, в отношении которого приняты указанные акты;
  • соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, то заявление подавали как эти органы, так и лицо, которое заключило договор или соглашение (ч. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ). Закон № 218-ФЗ устанавливает принципиально новый порядок регистрации (ч. 2 ст. 19).

Росреестр будет обязан уведомить о заявлении на регистрацию права

Росреестр обязан уведомить правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН.

Срок регистрации права на недвижимость сократится

Раньше по общему правилу регистрация прав проводилась в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов (ч. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ). Исключение – государственная регистрация:

  • ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений (проводится не позднее 15 рабочих дней);
  • ипотеки жилых помещений (проводится не позднее пяти рабочих дней);
  • на основании нотариально удостоверенных документов (проводится не позднее трех рабочих дней);
  • на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав (проводится не позднее одного рабочего дня).

С 2017 года принципиально новый подход к срокам регистрационных действий (ст. 16 Закона № 218-ФЗ). Срок регистрации теперь зависит от того, куда обращается заявитель непосредственно в Росреестр или в МФЦ.

Новшества закона «О государственной регистрации недвижимости» с 01.01.2017 года

С 1 января вступает в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

В частности, данным законом сокращен общий срок кадастрового учета и государственной регистрации прав. Согласно новому закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

  • При подаче документов в Росреестр он составит:
  • — 5 рабочих дней — для кадастрового учета;
  • — 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
  • — 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.
  • Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

К тому же, уточнены основания приостановления кадастрового учета и государственной регистрации по решению государственного регистратора. В новом законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Перечисленные в новом законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

Также, новым законом увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация. Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

— три месяца — по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

— шесть месяцев — по инициативе заявителя. При этом в законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.

К тому же, кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться без участия правообладателя.

Закон предусматривает, что сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) будут вноситься, в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

  1. — органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
  2. — ФМС России — информацию об изменении сведений о физическом лице;
  3. — ФНС России — информацию об изменении сведений об организациях и ИП;
  4. — суды или уполномоченные органы, наложившие арест, — заверенную копию такого акта;
  5. — нотариусы — сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.
  6. При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.
  7. Также, закон установил ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации, которая распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.
  8. Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Начальник Черняховского отдела                                              И.В. Демиденко

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *