Что изменилось в работе юротдела после принятия поправок в гк рф?

Что изменилось в работе юротдела после принятия поправок в ГК РФ?Коллаж: Legal.Report

Президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства поддержал обновленный проект поправок в часть первую Гражданского кодекса РФ о вещных правах. Законопроект был подготовлен Минэкономразвития России и затем доработан рабочей группой Совета по совершенствованию законодательства о вещных правах.

Целью законопроекта является устранение проблем, выявленных в ходе правоприменительной деятельности, связанных с определением правового режима недвижимого имущества, сообщили в аппарате председателя Совета Павла Крашенинникова.

Как отметил, представляя законопроект, руководитель рабочей группы Василий Витрянский, действующие положения Гражданского кодекса содержат следующее регулирование понятия недвижимой вещи: недвижимыми вещами признаются земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места, а также иные объекты, неразрывно связанные с земельным участком, то есть объекты, перемещение которых без причинения им несоразмерного ущерба невозможно. Кроме того, к недвижимым вещам законом может быть отнесено иное имущество (статья 130 ГК РФ). Такое регулирование за несколько десятилетий действия продемонстрировало свою недостаточность. Важнейшее для гражданского оборота понятие недвижимой вещи является чрезвычайно расплывчатым и неопределенным, что влечет неоднозначное толкование на практике.

Так, судебная практика свидетельствует о том, что объекты, зарегистрированные в реестре как недвижимые вещи, зачастую признаются судами движимыми вещами или даже не вещами, а составными частями земельного участка (например, суды признавали, что не являются недвижимыми вещами асфальтированные площадки, заборы, оросительные системы и проч.). С другой стороны, судебная практика иногда признает недвижимыми вещами объекты, государственная регистрация на которые в реестре недвижимости отсутствует (например, недвижимостью признавались подъемные краны, производственное оборудование и проч.).

Кроме того, признание здания или сооружения самостоятельной недвижимой вещью не всегда оправданно. В частности, потребность в этом отсутствует в случаях, когда здание или сооружение возведено собственником земельного участка. В этом случае более приемлемым решением является квалификация такого рода построек в качестве составной части земельного участка, а не самостоятельных вещей.

Требуют разрешения на уровне законодательства и проблемы квалификации результата незавершенных строительных работ как недвижимой вещи.

Эти и другие проблемы правового режима недвижимого имущества призван решить представленный законопроект.

Ключевым видом недвижимого имущества признается земельный участок.

По общему правилу, любые постройки, возведенные на земельном участке, являются его составной частью, то есть не признаются самостоятельными недвижимыми вещами (так называемый принцип единого объекта, характерный для большинства ключевых зарубежных юрисдикций).

Постройки (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) могут признаваться самостоятельными вещами только в случаях, когда в соответствии с законом за лицом, не являющимся собственником участка, но возведшим постройку с согласия собственника, признается возможность приобретения права собственности на постройку, возведенную на чужой земле. К числу таких случаев будет относиться, в первую очередь, возведение построек арендатором земельного участка, который был предоставлен его собственником под строительство.

Законопроект исходит из нецелесообразности сохранения в качестве недвижимых вещей различных объектов, относимых сегодня к недвижимости в силу закона (воздушных и морских судов, судов внутреннего водного транспорта).

Что изменилось в работе юротдела после принятия поправок в ГК РФ?

Правила законопроекта о предприятиях рассчитаны на то, чтобы создать удобный правовой режим, благодаря которому участники оборота смогли бы одновременно передавать совокупность объектов гражданских прав, а также долги, связанные с предпринимательской деятельностью, организованной в форме некоего экономического и организационного единства (предприятия).

Законопроектом в ГК РФ вводится новая глава 6.

1, которая (по аналогии с главой 7, посвященной ценным бумагам) содержит детальное регулирование отдельных видов недвижимых вещей (земельных участков, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений и машино-мест, единых недвижимых комплексов).

Положения о каждом из указанных видов недвижимых вещей построены по следующему принципу: излагаются правила о возникновении соответствующих вещей, их физическом и юридическом изменении, а также о порядке прекращения отдельных видов недвижимого имущества.

Ключевым аспектом, который подчеркивается в положениях об указанных видах недвижимых вещей, является государственная регистрация первоначального права на объект. Именно с момента такой регистрации земельный участок, здание, помещение и проч.

считаются существующими как объект гражданских прав – недвижимая вещь.

Указанные нормы имеют своей целью недвусмысленно прояснить для правоприменительной практики целый ряд вопросов, касающихся момента и порядка признания тех или иных материальных объектов недвижимыми вещами.

  • Из новелл было отмечено следующее.
  • Положения о зданиях и сооружениях содержат новые для действующего гражданского законодательства правила о консолидации помещений в здании как способе юридического образования одной недвижимой вещи (здания) вместо поэтажной собственности.
  • В проект также включено правило о том, что если право собственности на земельный участок и на здание на нем принадлежат одному лицу, то здание как недвижимая вещь прекращает свое существование и становится составной частью соответствующего земельного участка.

Впервые за историю современного российского гражданского законодательства определено понятие объекта незавершенного строительства как объекта, расположенного на земельном участке, не принадлежащем застройщику на праве собственности или ином вещном праве, работы по строительству которого выполнены более чем наполовину.

Данное решение должно, с одной стороны, уменьшить случаи недобросовестной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства с целью последующего приобретения земельного участка, а с другой стороны, внести ясность в вопрос о том, с какого момента результат незавершенных строительных работ может быть признан недвижимой вещью.

В законопроекте также разрешается старая проблема российского гражданского законодательства о поэтажной собственности (помещениях и общем имуществе зданий, разделенных на помещения). Фактически правовой режим многоквартирных домов и нежилых зданий, разделенных на помещения, признается идентичным (за исключением ряда деталей).

Предполагается, что положения вступят в силу в 2021 году.

Приведение единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в соответствие с теми изменениями, которые повлечет принятие данного закона, в том числе в отношении формирования единого объекта – земельного участка, составными частями которого могут являться здания и сооружения, предполагается осуществить в течение пятилетнего переходного периода.

Совет по кодификации, поддержав законопроект, рекомендовал при его рассмотрении Госдумой синхронизировать с президентским блоком поправок в ГК РФ в части вещных прав, принятым в первом чтении в 2012 году, который готовится к рассмотрению во втором чтении.

Гк рф: важные изменения, касающихся деятельности юридических лиц

Что изменилось в работе юротдела после принятия поправок в ГК РФ? 01.08.2014
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал
Что изменилось в работе юротдела после принятия поправок в ГК РФ?

Многочисленные новации, относящиеся к организационно-правовым формам юридических лиц, внесены в Гражданский кодекс РФ. Помимо того, что изменяется законодательное определения юридического лица, добавлены новые нормы, касающиеся учредительных документов, реорганизации и ликвидации юрлиц. Кроме того, все организации будут делиться на корпоративные и унитарные, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций расширен, но является исчерпывающим и др. Основная часть изменений вступает в силу с 1 сентября 2014 года. Подробный комментарий экспертов «1С» к наиболее существенным поправкам приведен в данной статье.

Содержание

В рамках реформы гражданского законодательства принят закон Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ), вносящий ряд изменений и новшеств в главу 4 ГК РФ, посвященную юридическим лицам. Рассмотрим наиболее интересные из них.

По общему правилу (ст. 49 ГК РФ) в некоторых установленных законом случаях юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Возможность осуществлять определенные виды деятельности при условии членства в саморегулируемой организации (СРО), устанавливается отдельными законами и подзаконными актами. Теперь это будет прописано в ГК РФ.

В статье 49 ГК РФ внесены изменения, согласно которым, помимо лицензии, такое право может быть также предоставлено на основании:

  • членства в саморегулируемой организации;
  • выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

При этом право осуществлять такую деятельность возникает, соответственно, с момента вступления в саморегулируемую организацию или с момента выдачи такой организацией свидетельства о допуске к работам.

Дополнен закрепленный в пункте 2 статьи 50 ГК РФ перечень форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. В частности, коммерческими теперь смогут быть также организации, созданные в форме крестьянских (фермерских) хозяйств.

Действующая редакция пункта 3 статьи 50 ГК РФ устанавливает, что некоммерческие организации (НКО) могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В новой редакции этой нормы приведен исчерпывающий перечень возможных форм некоммерческих организаций, в который вошли:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • автономные некоммерческие организации;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • ассоциации (союзы);
  • казачьи общества;
  • фонды;
  • учреждения;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Ранее этот перечень не был исчерпывающим и формы НКО могли быть определены в других нормативных актах. Теперь же некоммерческие организации могут создаваться только в формах, указанных в Гражданском кодексе РФ. Регистрировать некоммерческие организации в перечисленных выше формах нужно будет, начиная с 01.09.2014.

Читайте также:  Гарантийное письмо: образец и рекомендации по составлению

Кроме того, установлено, что если это необходимо для достижения целей создания некоммерческой организации, ей разрешается осуществлять деятельность, приносящую доход.

Для этого такая организация должна иметь имущество, рыночная стоимость которого не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО законодательством РФ (на сегодняшний день эта сумма составляет 10 000 рублей).

Согласно новой статье 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Этой нормой также установлен порядок принятия такого решения.

Так, если учредителем юридического лица является одно лицо, решение о его создании принимается им единолично. Если учредителя два и более — решение должно быть принято всеми учредителями единогласно.

Таким образом, в Гражданском кодексе РФ будет прописан единый порядок принятия решения о создании юридических лиц.

Напомним, что в настоящее время порядок принятия такого решения регулируется различными нормативными актами.

Кроме того, в ГК РФ будет закреплен перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в решении об учреждении юридического лица. По своему содержанию решение об учреждении будет похоже на учредительный договор, от использования которого законодатель решил отказаться (за исключением хозяйственных товариществ).

Согласно изменениям, внесенным в статью 52 ГК РФ, любое юридическое лицо, за исключением хозяйственных товариществ, будет действовать на основании устава. Учредительным документом хозяйственного товарищества будет имеющий силу устава учредительный договор.

При этом в новой редакции статьи 52 ГК РФ отмечается, что для регистрации могут быть использованы типовые формы уставов, утверждаемые государственными органами. Также обновленная статья 52 ГК РФ содержит перечень сведений, которые должны быть внесены в устав и указывает на особенность уставов некоммерческих организаций, и унитарных предприятий.

В этих случаях в уставе обязательно должны быть определены предмет и цели деятельности таких лиц.

Напомним, что на сегодняшний момент юридическое лицо может действовать на основании устава, учредительного договора или на основании двух этих документов сразу.

Новая статья 53.1 ГК РФ устанавливает меры ответственности для лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, директора, генерального директора).

  • Так, если по его вине организация понесет убытки, ее представитель обязан будет возместить их по первому требованию.

Георгий Бовт. Что будет делать власть после принятия поправок к Конституции

Если кто-то относился ко времени «после принятия поправок» как к некоему рывку в светлое будущее, то эти люди торопят время. Речь шла, прежде всего, о «цементировании» (удачный термин нашел президентский пресс-секретарь) сущего.

Светлое будущее не наступит сразу оттого, что русский народ признан государствообразующим (этому положению особенно радовались патриоты), а фальсификация истории в части умаления подвигов предков будет запрещена. Контуры будущего зависят от конкретных законов.

То есть нужны подробности — «расшифровка триумфа», облечение его в осязаемые народом формы. Пока подробностей нет.

Есть лишь намеки. Которые наводят на мысль о том, что в момент принятия решения о масштабном изменении Конституции у власти не было комплексной «предвыборной платформы», которую можно было начать без промедления осуществлять, получив от народа своего рода «карт-бланш» на улучшение жизни.

  Глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников признается: «Новых законов будет не так много: закон о культуре, законы о Госсовете и о федеральных территориях». Скажем прямо, перечисленное не отнесешь к судьбоносным новациям.

Хотя редакционной правки потребуют, видимо, десятки законов, несколько сотен региональных уставов и законов, а также десятки постановлений правительства.

Но можно ли считать такую редактуру оформлением новой реальности? Учитывая, что некоторые агитаторы за поправки подавали дело так, что речь идет именно о «новой жизни», которая будет лучше прежней, поскольку старая редакция Основного закона, дескать, чуть ли не вязала нас по рукам и ногам.

Что изменилось в работе юротдела после принятия поправок в ГК РФ?

Ганс Балушек. Семейство пьющее кофе. 1895
Иллюстрация: Wikimedia Commons

Например, хочется побыстрее посмотреть на конкретный законопроект об индексации пенсий. Она должна быть ежегодной. Будет ли всякий раз определяться конкретный коэффициент в проекте бюджета или же будет введена некая универсальная формула? Скажем, на 2% выше инфляции.

Или на уровне инфляции. Или ниже инфляции, что будет выглядеть уже как издевательство. В «предвыборной агитации» на сей счет никаких обещаний не делалось.

Представляется, что общество с большим нетерпением ждет подробностей именно по части пенсий (это была одна из самых горячо поддерживаемых поправок), и если ожидания не оправдаются, то реакция разочарования может оказаться сопоставимой с той, что вызвала «пенсионная реформа» 2018 года.

Кстати, о ней баллотировавшийся весной того года в президенты на новый срок Владимир Путин в своих предвыборных документах умолчал, как известно. 

То же самое касается определения размеров МРОТ (теперь зарплата не должна быть ниже). Будет ли на законодательном уровне в этой связи закреплен принцип минимальной почасовой оплаты труда, что сократило бы возможности для статистических манипуляций со ставками и полставками, а также совместительством? 

16 изменений в ГК РФ 2020-2022, о которых полезно знать юристам и руководителям

  • 15
  • 1 января
  • Вступят в силу изменения, уточняющие правила приобретения права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в рамках госконтракта.
  • Изменения направлены на установление единого правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного или муниципального контракта.

Нововведение основано на модели, согласно которой, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения принадлежат исполнителю госконтракта, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные безопасностью и обороной, принадлежат РФ. В ряде случаев права могут закрепляться прямо за исполнителем.

Предусматривается возможность включения в государственный или муниципальный контракт условия о том, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежат совместно исполнителю и публичному субъекту (Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию). Определено, какие именно результаты интеллектуальной деятельности, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относятся к охраняемым.

Законом устанавливается, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный в рамках госконтракта за счет бюджетных средств, принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает госзаказчик, если:

  • результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных или муниципальных услуг либо для осуществления государственных или муниципальных функций;
  • исполнитель в течение года с даты приемки государственного или муниципального контракта не обеспечил совершение действий по признанию за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
  • результат интеллектуальной деятельности создан в рамках госконтракта, заключенного в целях реализации международных обязательств;
  • в иных установленных законом случаях.

Исполнитель, в случае принадлежности прав на результат интеллектуальной деятельности публичному субъекту, должен заключить со своими работниками или с третьими лицами соглашения и приобрести исключительное право или право использования для передачи соответствующему публичному субъекту. При этом исполнитель имеет право на возмещение средств, затраченных на такое приобретение, в пределах цены государственного или муниципального контракта.

В случае если право на результат интеллектуальной деятельности не принадлежит публичному субъекту, правообладатель по требованию госзаказчика обязан предоставить указанному им лицу безмозмездную простую неисключительную лицензию на использование такого результата интеллектуальной деятельности для госнужд.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ «О внесении изменений в ч.ч. 2 и 4 ГК РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ».

Два шага назад из колонии. Предложенные Минюстом поправки улучшат жизнь одних заключенных и ухудшат — других

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными.

Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения.

Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов.

Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма.

Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

Читайте также:  Техническое задание на выполнение работ: образец оформления, возможность скачать бланк и ознакомиться с формой, предназначенной для договора подряда

Как следует из пояснительной записки, поправки «должны позволить осужденным, имеющим право перейти на принудительные работы, не лишаться возможности УДО».

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей.

Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

«По сути дела, предлагается альтернатива: либо человек подает на УДО, либо просит перевести его в исправительный центр»,— указывает эксперт.

Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины.

Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

Эксперт Института прав человека (внесен в реестр иноагентов) Арсений Левинсон считает, что поправки ударят по одной из самых многочисленных категорий заключенных — людям, которые отбывают сроки за распространение наркотиков.

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили.

Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы».

Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

Зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева отмечает, что «осужденные за наркопреступления — чаще всего молодые люди, нередко — студенты, которые оступились по молодости»: «Возможность смягчения наказания только после двух третей срока — это очень долго.

То же самое и с осужденными за экономические преступления. В последние годы организация и соучастие в преступном сообществе вменялись почти всем обвиняемым по экономическим статьям.

Получается, что им нужно отсидеть 10 из 15 лет на строгом режиме, прежде чем они смогут попросить о смягчении наказания».

Мария Литвинова

Источник — Коммерсант

Об изменениях ГК РФ в 2020 году и новом механизме защиты добросовестных приобретателей недвижимости | юристы | БОЛЬШОЕ ДЕЛО

При покупке недвижимости часто встречаются случаи, когда объект продажи является обремененными, поэтому судебные споры по квартирам и домам происходят постоянно.

Каждый объект недвижимости имеет свою историю, однако история эта не всегда прозрачна. В основном недобросовестные продавцы используют следующие схемы махинаций:

  • продажа недвижимости по поддельным документам;
  • продажа недвижимости без учета прав наследников;
  • незаконная приватизация муниципальной собственности с ее последующей продажей.

В большинстве случаев суд признаёт такую сделку купли-продажи недействительной, вследствие чего покупатель остается в крайне затруднительном положении.

Ранее в подобных ситуациях приобретатель недвижимости мог получить компенсацию в сумме, определенном решением суда о возмещении третьими лицами вреда, причиненного в результате утраты жилья. При этом ее предельный размер составлял всего 1 миллион рублей.

Что изменилось в 2020 году

С 1 января 2020 года вступил в силу ФЗ от 16.12.2019 г. №430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», который фактически закрепляет «презумпцию добросовестного приобретателя» и предусматривает полноценный механизм защиты его права собственности.

Гражданский кодекс РФ пополнился понятием «добросовестный приобретатель». Закон устанавливает, что добросовестным покупателем недвижимости является тот, кто при её приобретении полагался на данные Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Согласно новой редакции ст. 302 ГК РФ исключается возможность истребования имущества у добросовестного приобретателя органами публичной власти, в случае, если при его приобретении человек полагался на сведения из ЕГРН.

В указанной статье содержится конкретное основание для отказа в иске со стороны органов власти к правообладателям недвижимости по истечении трехлетнего срока со дня выбытия помещения из государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, с 1 января 2020 года, согласно принятым поправкам в ФЗ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусмотрена возможность получения добросовестными приобретателями компенсации за утраченную недвижимость.

При этом сумму компенсационных выплат пострадавший имеет право выбрать самостоятельно: по общему правилу, размер компенсации определяется судом исходя из суммы реального ущерба, однако добросовестный приобретатель может потребовать исчислить компенсацию в размере кадастровой стоимости жилья. Максимальный размер компенсации не установлен. Убытки добросовестного приобретателя могут заключаться, например, в сумме, уплаченной продавцу (реальный ущерб), а также в неполученных доходах, на которые он мог рассчитывать, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Механизм правовой защиты распространяется в том числе на добросовестных приобретателей, которые приобрели недвижимость безвозмездно, например, в порядке дарения, а также по делам об изъятии выморочного имущества в пользу государства (выморочными называют квартиры умерших граждан, у которых нет наследников).

При отсутствии наследников, такое жилье должно переходить в собственность государства, но часто бывает, что никто не оформляет на него положенные права, и квартира остается бесхозной. Этим пользуются мошенники, оформляя поддельные документы, и продавая квартиру от своего имени.

Аналогичный механизм компенсации применяется и в случае, если изъятие у добросовестного приобретателя недвижимости произошло по вине Росреестра. 

Определен размер и порядок получения компенсации от государства в случае утраты жилого помещения

Добросовестным приобретателем считается физическое лицо, от которого на основании судебного акта было истребовано жилое помещение, сможет получить однократную единовременную компенсацию за счет государственной казны.

Согласно ФЗ от 02.08.2019 г.

№299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» компенсацию возможно получить на основании вступившего в законную силу решению суда, которое принимается, если по не зависящим от добросовестного приобретателя причинам взыскание по исполнительному документу произведено частично или не производилось в течение 6 месяцев. Размер компенсации будет определяться исходя из суммы, составляющей реальный ущерб, либо в размере кадастровой стоимости жилого помещения, действующей на дату вступления в силу решения суда.

В случае выплаты компенсации к Российской Федерации переходит в пределах выплаченной суммы право (требование), которое добросовестный приобретатель имеет к лицу, ответственному за причинение ему убытков.

Изменился и порядок определения срока приобретательной давности

Гражданский кодекс РФ в прежней редакции устанавливал, что течение указанного срока в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. Теперь же срок приобретательной давности начинает течь со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности – не позднее момента указанной госрегистрации.

Читайте также:  Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

Приобретатель недвижимости считается добросовестным, пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение имущества у лица, передавшего ему права на недвижимость.

Бремя доказывания недобросовестности приобретателя, а равно наличия обстоятельств, подтверждающих неправомерность сделки по приобретению объекта недвижимости, полностью возлагается на истца.

Таким образом, законодатель защитил права добросовестных покупателей жилья, которые не знали о его «криминальном» прошлом.

Закон имеет обратную силу

То есть обратиться в суд с требованием выплатить компенсацию смогут и те, кто лишился жилья до 1 января 2020 года. 

Добросовестный приобретатель, у которого было истребовано жилое помещение в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования до дня вступления в силу указанных изменений, может в течение 3 лет со дня его вступления в силу обратиться с иском о выплате однократной компенсации.

Однако существуют некоторые сложности при установлении факта «незнания». Требуется доказать суду, что были приняты все установленные меры, подразумевающие осторожность и осмотрительность перед сделкой, в том числе проверка жилья в Росреестре, так как суды будут принимать в качестве доказательства только выписки, полученные официальным путем.

Земельные участки также относятся к недвижимому имуществу

Рассмотрим несколько вопросов, связанных с добросовестным приобретением земельных участков. Например, не может быть признан добросовестным приобретателем покупатель самовольной постройки, расположенной на земельном участке, который был истребован из чужого незаконного владения.

Существуют особенности, связанные с истребованием земельных участков, входящих в состав лесного фонда. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ право собственности на такие участки может принадлежать только Российской Федерации. Из этого следует, что участки лесного фонда могут быть истребованы в любом случае, даже если их покупатель мог бы быть признан добросовестным.

Добросовестность приобретателя будет поставлена судом под сомнение, если он не придал значения несоразмерности площади земельного участка по отношению к площади постройки, а также несоответствие назначения земельного участка, содержащегося в кадастровых документах, назначению, указанному в договоре купли-продажи.

Также не могут воспользоваться новым механизмом защиты добросовестные приобретатели земельных участков, если продавцы приобрели право собственности на них на основании судебных постановлений, которые были впоследствии отменены.

План действий для покупателей недвижимости:

Подводя итоги, сформулируем небольшой план действий для покупателей недвижимости перед тем, как заключить сделку купли-продажи:

  1. Проверить личность продавца, узнать, на каком основании он вправе осуществлять сделку.
  2. Зарегистрированное помещение должно быть в списке государственного кадастрового учёта. Необходимо изучить, соответствует ли информация о недвижимости, сведениям, содержащимся в Росреестре. Для этого нужно получить выписку из ЕГРН и обязательно из Росреестра, а не через посредников. Сейчас есть множество компаний, которые делают такие выписки буквально в течение двух часов. Но эти выписки далеко не всегда соответствуют действительности.
  3. Изучить выписку ЕГРН. Наличие в истории судебных споров, залогов, ипотека или арест должно вызвать подозрение. В таком случае стоит сделать запросы по базам судебных дел, убедиться в подлинности документов. Если у жилья были другие собственники — поинтересоваться причинами их смены.
  4. Изучить рыночную стоимость недвижимости в вашем регионе. Цена продажи, существенно ниже рыночной, может свидетельствовать о наличии проблем с данным объектом.
  5. Сохранять всю имеющуюся информацию: официальные ответы из различных инстанций, нотариально заверенные копии свидетельств, переписку с предыдущим собственником.
  6. Проверить наличие третьих лиц, имеющих право на жилье. Например, если недвижимость принадлежит несовершеннолетнему, то для совершения сделки требуется разрешение органов опеки.
  7. Заключайте сделку только с собственником, доверенность может быть поддельной.
  8. Продавец обязан предоставить вам все квитанции, которые подтверждают отсутствие задолженностей по коммунальным услугам и налогу на имущество.

Автор публикации: Симутин Николай

  • Если вы столкнулись с угрозой потери приобретенной недвижимости, то юристы компании «Большое дело» помогут собрать необходимые документы и справки, сформировать доказательственную базу, представят и защитят Ваши права в суде.
  • Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону в офис или отправив сообщение на нашем сайте.
  • Офис в Орле: улица Максима Горького 47д телефон: +7 (800) 511-62-06
  • Офис в Туле: проспект Ленина 57, офис 115 телефон: +7 (487) 244-05-20

Прошли третье чтение поправки в Гражданский кодекс

Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменений в части вторую и четвертую
Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных
актов) Российской Федерации».

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
отметил, что работа над поправками к закону велась на протяжении восьми лет.

«В первом чтении проект был
принят в 2012 году и являлся частью масштабного законопроекта, направленного на развитие и модернизацию Гражданского кодекса, его приближению к соответствующим
международным нормам и введению дополнительных способов защиты прав и законных
интересов граждан. Ввиду масштабности изменений, предлагаемых проектом, отдельные
его положения в дальнейшем рассматривались Государственной Думой в качестве самостоятельных
законопроектов. Большинство из них в настоящее время приняты и действуют», —
напомнил Павел Крашенинников.

До настоящего времени прямо
не урегулирован вопрос о приоритете закрепления прав на результаты
интеллектуальной деятельности, созданные по государственным и муниципальным
контрактам, за Российской Федерацией и другими публично-правовыми образованиями.
Это приводит к тому, что закрепленные за РФ права не всегда используются
надлежащим образом.

Рассмотренный сегодня закон направлен на обеспечение правового режима объектов,
создаваемых в рамках выполнения научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе по государственным
и муниципальным контрактам.

«Особое внимание при этом уделяется
правовому режиму результатов
интеллектуальной деятельности (РИД), непосредственно связанных с обеспечением
обороны и безопасности, — сообщил Павел Крашенинников.

 — Длительная и кропотливая работа над поправками обусловлена высокой значимостью предлагаемых
изменений и сопровождалась многократными обсуждениями с представителями
Роспатента, Минобороны России, Роскосмоса, ФСО России, Службы внешней разведки,
Росгвардии, Верховного Суда РФ, Росатома, Ростеха».

В основу закона положена
модель, согласно которой для результатов интеллектуальной деятельности
гражданского назначения по общему правилу исключительные
права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках
выполнения НИОКР, принадлежат исполнителю государственного контракта за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В то время как для РИД,
непосредственно связанных с обороной и безопасностью, исключительные права по общему правилу принадлежат Российской Федерации в лице силовых ведомств. При
этом в случаях и порядке, определенных Президентом Российской Федерации, права
могут закрепляться сразу за исполнителем.

Значительная часть изменений
направлена на повышение
практического использования результатов интеллектуальной деятельности и заинтересованности их разработчиков.

Законом установлено, что если работодатель, получивший патент на служебное
изобретение или другой объект патентного права, решит прекратить его
действие досрочно, например в связи с его неиспользованием, то он должен об этом уведомить автора-работника, который создал такой объект.

Если работник
заинтересован в этом изобретении, то он может потребовать безвозмездной передачи патента ему, а если работодатель откажется
по каким‑либо причинам, то работник вправе «заставить» работодателя сделать это
через суд.

Предусматривается передача
правообладателем исключительного права на объекты патентного права авторам этих объектов по их требованию, если
правообладатель не начнет их использование.

В случае отказа правообладателя от заключения договора о безвозмездном отчуждении автору исключительного права,
автор вправе защитить свои права в суде. В этом случае, если правообладатель не докажет, что неиспользование им результата интеллектуальной деятельности обусловлено
уважительными причинами, суд принимает решение о принудительном заключении
такого договора.

  • При этом для
    обеспечения баланса интересов государства и авторов предусматривается норма,
    устанавливающая, что по требованию госзаказчика автор обязан предоставить
    указанному им лицу безвозмездную простую
    (неисключительную) лицензию на использование результата интеллектуальной
    деятельности для государственных нужд.
  • Кроме
    того, из ГК РФ исключается спорная глава 77 о единых технологиях,
    вызывавшая острые дискуссии в ведомствах и противоречивую судебную практику, подчеркнул глава Комитета по государственному строительству и законодательству.
  • Новые
    положения вступят в силу с 1 января 2022 года.
  • «Таким
    образом, закон устанавливает единую модель приоритетного закрепления за исполнителем исключительного права на созданные в рамках государственного
    контракта результаты интеллектуальной деятельности, побуждая исполнителей
    создавать такие результаты, выявлять их и закреплять за собой, увеличивать
    количество нематериальных активов и способствовать развитию рынка
    интеллектуальных прав», – заявил Павел Крашенинников.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *