Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

Взыскание долга в арбитраже

К сожалению, любая компания, как бы добросовестно она себя не вела в процессе своей деятельности, сталкивается с необходимостью обращения в суд. Наиболее частой причиной или мотивом при обращении выступает возможность осуществить взыскание долга в арбитраже.

Так ли это просто? А если ответчиком выступает госорган и денежные средства необходимо взыскать с государства? Со всей ответственностью мы вам ответим – «нет, не просто».

Однако настоящей статьей и на содержащемся в ней конкретном примере, мы желаем продемонстрировать вам, что ничего невозможного нет и при должной подготовке и по-настоящему профессиональному подходу к своему делу, эта задача вполне решаема!

Забегая вперед, мы взыскали с государства более 46 миллионов рублей и это еще не все, скоро будет подано заявление о взыскании процентов за пользование  чужими денежными средствами в размере более 7 млн., судебные расходы на 1 млн. + индексация за несвоевременное исполнение. Решение уже вступило в законную силу. Ответчик даже не попытался обжаловать его.

По статистике Арбитражные суды РФ, в числе прочих судов государственной судебной системы, чаще прочих рассматривают дела, одной из сторон в которых выступает государство. В основном это дела, в которых истцом выступает государственный орган, и ориентированы они на взыскание долга в арбитраже.

Это может быть Пенсионный Фонд РФ, Федеральная налоговая служба и другие. ФНС РФ вообще инициирует около четверти дел, предметом которых выступает взыскание задолженности в арбитраже. Опять же по известной статистике, государственные органы, имея процессуальный статус истца, более чем в 90 % случаев выходят победителями из таких дел.

И в этом нет ничего удивительного.

Но как быть в тех случаях, когда государством закрепляется процессуальный статус ответчика? Какие решения принимаются судом в этом случае? Мы не имеем своей целью поставить под сомнение беспристрастность и независимость ни какого-либо суда в РФ, ни судебной системы в целом.

В этом случае также стоит обратиться к статистике, которая укажет, что в таких категориях дел, побед за государством не столь значительный процент. Почему? Ответ прост: среди принципов осуществления правосудия в арбитражных судах основным является равенство всех перед законом и судом.

Поэтому вне зависимости от вашей организационно-правовой формы, если вашим ответчиком является государство в лице государственного органа, в соответствие с буквой закона, вы наделяетесь равным объемом процессуальных прав и обязанностей.

Не спешите бросать в нас камни: в соответствие с указанным принципом  рассматривается каждое дело, в котором осуществляется взыскание долга в арбитражном суде, в том числе и вышеописанные случаи.

Однако мало кто усомнится в том, что в делах о взыскании государственными органами различных категории обязательных платежей, факты нарушения представляются суду заранее установленными, а вот оспаривание этого факта  Истцом практически не принимается к вниманию. Своего рода презумпция виновности. При таком раскладе говорить о равных процессуальных правах и обязанностях сложно.

Однако при подаче иска к государственному органу, данный принцип начинает работать так, как это предусматривалось законодателем изначально.

Шансы выйти победителем из такого спора, благодаря правильной работе этого принципа, уравниваются.

И дабы не быть голословными, приведем вам пример из нашей свежей практики, в котором мы склонили чашу весов Фемиды на сторону нашего Клиента, выиграв суд с госорганом, и смогли взыскать с государства значительную денежную сумму.

В июне этого года к нам за оказанием квалифицированной юридической помощи обратилось юридическое лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность в городе Хабаровск. Основной целью Общества было взыскание долга в арбитражном суде.

Из представленных нам на ознакомление письменных материалов, а также после устной беседы с представителями компании, вырисовывалась следующая ситуация. Будущий истец является ресурсоснабжающей организацией и одним из исполнителей коммунальных услуг на территории Чукотского автономного округа.

Как и любая организация, занимающаяся подобной деятельностью, она несет определенные затраты, обусловленные наличием разницы в стоимости коммунальных ресурсов по установленным экономически обоснованным тарифам и тарифами, не обеспечивающим возмещение издержек (ну если назвать проще «льготным» тарифам).

Прекрасно известен тот факт, что работать себе в убыток, ни одна организация не согласится, и поэтому, федеральное и региональное законодательство предусматривает специальный механизм субсидирования, дабы указанные расходы покрывать.

Именно об этом, Истец и Ответчик, в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа, договорились посредством заключения Соглашения о субсидировании. Соглашением предусматривалось, что для покрытия описанных нами ранее расходов, Ответчику из бюджета выделяется сумма, в размере 50 026 700 руб. 00 коп.

Он же, в определенные сроки, и при условии представления Истцом документов, подтверждающих оказание им коммунальных услуг населению, в соответствие с заключенными договорами, перечисляет их на счет Истца. Однако, как вы уже могли догадаться, свои обязательства Ответчик не исполнил, что не оставило Истцу выбора, кроме как обратится к нам и произвести взыскание субсидий. Цена иска составила 46 385 235 руб. 02 коп.

В первую очередь, мы оценили сложившуюся ситуацию. Несмотря на тот факт, что действия Ответчика абсолютно неправомерны, необходимо проведение тщательного и взвешенного анализа всех материалов дела.

Взыскание задолженности в арбитражном суде отнюдь не простая категория споров, даже когда приходится иметь дело с другими организациями.

В случае же, когда взыскание долга в арбитражном суде осуществляется в отношении государства, (тем более, когда цена иска равняется 46 миллионам рублей) подготовка к такому процессу должна быть еще более усиленной.

Зная собственные силы, мы согласились взять на себя, не только составление всех необходимых документов, но и полное представительство Истца в суде (что впоследствии привело нас к многочисленным поездкам на другой конец нашей необъятной Родины).

Стоит сказать пару слов о процессе подготовки искового заявления в контексте такого дела. В первую очередь, юрист по взысканию задолженности должен не только превосходно ориентироваться в нормативно-правовых актах различной направленности, но и уметь работать с цифрами, т.е.

правильно произвести или перепроверить расчеты, дабы убедиться в верности заявленных требований. Именно с этого мы и начали. Реализовав проверку представленных счетов-фактур и иных документов, мы осуществили расчет цены иска и процентов, которые Ответчику надлежит выплатить в связи с неправомерным удержанием денежных средств.

Во вторую очередь, юрист по взысканию задолженности, в особенности по такому делу,  должен произвести проверку не только федеральных нормативных актов, но выяснить каждый нюанс регионального нормативного регулирования вопроса.

При составлении искового заявления мы проанализировали около пары десятков нормативных актов различного порядка, в числе которых не только ГК РФ, БК РФ (и, конечно же, АПК РФ, куда же без него) но и ряд Постановлении Правительства Чукотского автономного округа.

Несмотря на то, что в начале статьи мы указывали об уравнивании шансов в таких случаях, мы не знакомы с делами, в которых бы удалось взыскать с государства сумму в 46 миллионов рублей (как покажет время, мы создадим подобный прецедент).

Именно для этого при составлении искового заявления,  мы провели столь обширное изучение  нормативной базы.

Важно, чтобы каждый аргумент, используемый при формировании правовой позиции и обосновании заявленных требований, с безупречной точностью подкреплялся положениями нормативно-правовых актов.

Нужно сформировать максимально подробное, понятное и снабженное доказательствами исковое заявление. Если юрист по взысканию задолженности направляет в суд такое исковое заявление, можно считать, что он наполовину обеспечил своему клиенту успех в этом деле.

Разработанный нами иск состоял из нескольких блоков. В первом блоке, досконально изучив положения достигнутых между нашим Клиентом и Ответчиком соглашений, мы подробно и четко описали основные факты, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов (наличие соглашения – нарушение соглашения – негативные последствия).

На основании этого была сформирована позиция, которой придерживается Истец в судебном процессе (допущенное отступление от взятых на себя Ответчиком в соглашении обязательств + нарушение прав и законных интересов = обязанность возмещения).

И наконец, в третьем блоке мы выложились по максимуму, приводя нормативное обоснование заявленных нами требований, дабы осуществить взыскание долга в арбитраже.

В нашем случае, хорошо подготовленный иск сразу обеспечил безоговорочное признание ответчиком части долга (сумма тоже немаленькая – 18 817 145 рублей 20 копеек), хотя изначально, он вообще отказывался признавать даже факт заключения Соглашения. Но на этом процесс составления юридически-значимых документов в этом деле отнюдь не закончился, но об этом несколько позднее.  Вот, кстати, отзыв Ответчика.

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату
Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату
Мы неспроста заострили ваше внимание на том, что хорошо составленный иск это 50 % успеха всего дела. Следующие 50 % формируются при осуществлении грамотного представления интересов клиента в судебном заседании. Первое судебное заседание было назначено на 19 сентября 2019 года. К сожалению, перед тем, как перейти к активному разрешению возникших противоречий, судебное заседание несколько раз откладывалось по ряду причин: то представители ответчика не явятся, то 3-и лица. Особенное удивление вызвал факт увольнения судьи, который рассматривал дело на его начальных этапах, и последующее назначение нового. Размышлять о том, имеет ли это под собой какую-либо подоплеку мы не стали. Примерно в этот же временной промежуток мы получили отзыв Ответчика на поданное нами исковое заявление. К сожалению, представители госорганов подходят менее скрупулезно к составлению документов подобного характера. Несмотря на то, что А.П. Чехов однажды сказал: «Краткость – сестра таланта», это изречение мало чего общего имеет с юриспруденцией. Из полученного отзыва мы узнали, что Ответчик частично признал заявленные нами требования (те самые 18 миллионов рублей) однако в части остальных требований, фигурально выражаясь, разводит руками, ссылаясь, во-первых, на лимиты бюджетных средств, а во-вторых, на несоблюдение нашим Доверителем установленной процедуры подачи заявления на выплату субсидий в 2018 году. И дабы совсем сбить нас с толку, уверяет, что такое соглашение на 2018 год было заключено совершенно с другой организацией и вот им-то они выплатили все в полном размере.

Читайте также:  Запрет на переманивание персонала. когда нарушение этого условия грозит исками на крупные суммы

Вот здесь и получает свое продолжение процесс составления юридически-значимых документов, которым был окончен предыдущий абзац.

Пребывая в замешательстве от факта игнорирования Ответчиком всех доводов и доказательств, мы составили Дополнение к исковому заявлению, в котором еще раз и еще более подробно: привели положения всех регламентов с указанием конкретных статей и пунктов; указали на факт подачи заявления и его дату, перечислили договоры, которые Ответчик не только сам заключал с Истцом, но и подписывал в 2018 году; наконец, повторно произвели расчет суммы задолженности. Вы скажете, что это лишний труд? Нисколько! Из представленного Ответчиком отзыва становилось ясно одно: он специально не уделяет внимания фактам и обстоятельствам, так как понимает, что это уже не оспорить. Теперь его основная цель оспорить как можно больший размер исковых требований. Но, как известно, несогласие Ответчика с размером исковых требований само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объёме в случае, когда происходит взыскание долга в арбитражном суде.

Первое заседание, в котором наш юрист в Анадыре смог начать реализовать все свои силы и опыт, состоялось 13 ноября 2019 года.

Стоит отметить профессионализм судьи, рассматривавшего дела, который не только произвел оценку всех представленных нами доказательств, но и продемонстрировал настоящий профессионализм при разрешении этого дела.

После нескольких часов исследования документов и положений соглашения (а также договоров, справок, счетов фактур и т.д.

) выслушивая позиций сторон и мнения иных лиц, участвующих в деле, суд пришел к обоснованному решению удовлетворить заявленные нами иск и осуществить взыскание субсидий с публично-правового образования Чукотского автономного округа в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа за счет казны в пользу нашего Клиента в размере 46385235,02 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 200000 руб. Приятный апофеоз многомесячного кропотливого труда!

Однако мы не считаем, что на этом пришла пора поставить точку в деле. Несмотря на то, что заявленные нами требования были удовлетворены, судом не был решен вопрос о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Также никоим образом не разрешился вопрос и о взыскании расходов на представительство, а это ни больше ни меньше, порядка 7 миллионов рублей.

Все эти спорные вопросы еще только надлежит поднять и инициировать новое дело о взыскание задолженности в арбитраже.

Какой итог можно подвести под этой статьей? Во-первых, не стоит бояться заявить о своих требованиях, о взыскание задолженности в арбитраже: судебная защита прав и свобод, установленная статьей 46 Конституции РФ, гарантирована в равной степени всем.

И в особенности это касается категории дел, в которых одной из сторон выступает государственный орган. Если правда на вашей стороне, то судье останется только признать это.

В свою очередь, не стоит забывать и об обращении за квалифицированной юридической помощью для того, чтобы грамотно изложить эту правду и поставить ее на крепкий нормативно-правовой фундамент.

Как выбрать хорошую и профессиональную юридическую компанию? По нашему мнению, ответ на этот вопрос достаточно прост: об истинном профессионализме и успешности в юридической сфере говорит не дорогой аксессуар или автомобиль, не громкие лозунги и обещания, размещенные на веб-сайте. Об истинном профессионализме можно судить только исходя из уровня сложности дел, которые были выиграны такой компанией в суде!

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

ПОДРОБНЕЕ

Как возместить ущерб при расторжении контракта по 44-ФЗ

Поставщики обычно тратят определенную сумму денег на участие в торгах, например, на услуги по подготовке котировок, банковские и биржевые сборы. Имею ли поставщик право на компенсацию, если заказчик необоснованно откажется от договора или расторгнет его?

Когда стороны заключают договор, их цель обычно состоит в том, чтобы выполнить договор и, таким образом, продвинуть свои деловые интересы. Гражданское право Российской Федерации поддерживает намерения сторон. Следовательно, согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны выполняться в соответствии с условиями ведения бизнеса и требованиями закона.

Чтобы стабилизировать военно-гражданские отношения и защитить интересы сторон, законодатели установили общие правила, не допускающие одностороннего расторжения контрактов. Исключения из этого правила должны быть предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом или иным правовым актом (ч. 1 ст. 310 ГК РФ).

Законодатель предоставляет обеим сторонам право в одностороннем порядке расторгнуть договор.

Убытки из-за расторжения госконтракта

Поставщик часто получает ущерб, если:

  • Заказчик отказывается заключать договор без объяснения причин;
  • Договор расторгается по соглашению сторон, но вы можете его оспорить;
  • Например, должна существовать возможность расторжения договора в одностороннем порядке из-за того, что покупатель отложил платеж или отказался от некоторых товаров.

По 44-ФЗ предусмотрена возможность возмещения затрат, но вы не можете требовать упущенной выгоды.

Пример. На аукционе покупатель отклоняет одну ставку на предмет и подписывает контракт с другим участником торгов, который выигрывает аукцион. В результате ФАС признала отказ незаконным и расторгла договор. Кандидаты, которым не разрешено участвовать в торгах, не смогут претендовать на упущенную выгоду.

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

Расторжение договора по инициативе заказчика

Эта ситуация соответствует пункту 9 статьи 95 Гражданского кодекса, который позволяет заказчику в одностороннем порядке расторгнуть договор на основании определенного типа причины расторжения договора, указанной в Гражданском кодексе. Такое одностороннее расторжение допускается только в том случае, если это условие указано в самом договоре.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, одной из причин расторжения договора является серьезное нарушение договора другой стороной. Существенное нарушение определяется как нарушение, в результате которого другая сторона понесет серьезный ущерб и потеряет прибыль, ожидаемую на момент подписания контракта.

Поставщик оставляет за собой право потребовать компенсацию, если договор расторгается по инициативе покупателя.

Обратите внимание, что убытки должны быть действительными. Это прописано в статье 15 Гражданского кодекса и относится к пункту «потерпевшего».

  • Материальный ущерб или утрата;
  • Потенциальный ущерб, используется для описания имущественного ущерба, который уже произошел или будет нанесен в ближайшем будущем, чтобы обеспечить соблюдение нарушающих законов.

Потеря прибыли, потеря дохода, которая произошла бы при обычной гражданской сделке, если бы закон не был нарушен, непоправима.

Этот вывод подтверждается недавней судебной практикой.

Например, в решении по делу № A80-321 / 2019 № 303-ES21-14182 от 21 июля 2021 года. Верховный суд отклонил иск заявителя о компенсации за потерянный доход. Причина в том, что закон был неправильно истолкован.

Примером может служить тематика возвращений ущерба.

Суд постановил, что застройщикам необходимо выдавать разрешение на строительство поставщикам, но это не так.

Подрядчик выполнял эти задачи в течение ограниченного рабочего времени, с разрешением на строительство или без него. В основном покупали стройматериалы.

Суд признал стоимость этих материалов убытком и взыскал их с заказчика (по делу А83-849 / 2016 приказ ФАС Центрального района от 13 января 2017 года).

Расторжение договора по инициативе поставщика

Закон предусматривает аналогичные права поставщиков (право добровольного расторжения контрактов) (статьи 95, 19-23 Закона).

Если договор содержит такие положения, подрядчик оставляет за собой право отказаться от исполнения договора. Причина указана в ГК РФ. В таких случаях поставщик может потребовать от покупателя компенсации за фактический ущерб.

На самом деле суд определит реальную сумму ущерба и потребует компенсацию от заказчика:

  • Эти затраты включают затраты на строительство по строительному контракту, авансовые платежи за модульные блоки и сборы за банковскую гарантию
  • Затраты поставщика на строительные материалы и транспорт
  • Расходы, понесенные подрядчиком при выполнении договора с самоуправлением
  • Деньги, уплачиваемые поставщиком в качестве обеспечения исполнения обязательств
  • Агентские расходы в ФАС и арбитражных судах

Запрет на взыскание упущенной выгоды не исключает права поставщика требовать от покупателя взыскания штрафов (санкций) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств заказчиком. Эта мера считается дополнительной гарантией защиты интересов тех, кто действует добросовестно.

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

Как взыскать убытки при расторжении контракта?

Компенсация после окончания государственного контракта начинается с подачи официального заявления. 

  1. Во-первых, нужно рассчитать физический или финансовый ущерб;
  2. Претензия должна быть отправлена ​​подрядчику вместе с требованием компенсации. Это должно описывать причинно-следственную связь между затратами и действиями и затратами клиента;
  3. Если клиент отказывается платить комиссию, она будет взыскана в суде.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Если договор расторгается по соглашению сторон, стороны оставляют за собой право указать процедуры и размер компенсации без необходимости предъявления претензий или судебных разбирательств. Если покупатель отказывается возмещать убытки за нарушение контракта, поставщик может подать официальную жалобу и обратиться в суд.

Судебная практика

Покупатель отказывается заключать договор с победителем торгов, поскольку участник торгов предоставил банковскую гарантию, которая не соответствует требованиям законодательства. Он записывает свое решение в протокол, но суд считает его незаконным.

Победитель торгов потребует возмещения убытков при расторжении контракта и потребует возмещения убытков от покупателя:

  • Несанкционированная прибыль, особенно затраты на получение заявки;
  • Использование государственных средств;
  • Проценты на расходы.

Не были включены в список:

  • Стоимость получения и подготовки предложения;
  • Гарантия расходов, связанных с банком, которую клиент не принял из-за отсутствия доказательств мошенничества;
  • Банковские проценты по кредитам, гарантированные приложением.

Суд постановил, что эти расходы не относятся к заказчику и не связаны с исполнением контракта.

Читайте также:  У банка отозвана лицензия. Советы юристу компании, у которой там счета

Подрядчик подал апелляцию, но суд не был полностью убежден и обязал подрядчика уплатить дополнительную плату за такие услуги, как подготовка предложений и проведение торгов. По мнению суда, подрядчик обосновал это тем, что победитель аукциона понес убытки.

Суд также отказался возместить другие расходы: 

  • Проценты по ссуде не считаются расходами. Согласно заявке, платеж банку производился согласно заявке;
  • Кроме того, покупатель не принимает стоимость банковских услуг, связанных с гарантией. Неясно, какой контракт гарантировал это обязательство.

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

Вывод

Независимо от того, кто предлагает расторгнуть договор (заказчик или поставщик), поставщик сообщает заказчику о фактически понесенных расходах, если заказчик не выполняет свои обязательства (задержки, неисполнение юридических действий для утверждения и т. Д.). Вы имеете право требовать компенсации.

Договорный метод оплаты теоретически позволяет возместить затраты. В некоторых случаях поставщик считается победителем. Однако на практике этот вариант рекомендуется только в том случае, если ущерб важнее хороших отношений с заказчиком.

Оцените информацию 44-ФЗ госзакупки расторжение контракта

Если госконтракт стал невыгодным. Рекомендации поставщикам

После наступления эпидемии и принятия карантинных мер многие поставщики сейчас столкнулись с проблемами исполнения контрактов. Не редки ситуации, когда закупить предусмотренный договором о закупке товар по старым ценам уже невозможно.

А в ряде случаев некоторые категории товаров вообще невозможно поставить из-за остановки завода-изготовителя или сложностями с доставкой товара из-за рубежа.

Встречаются ситуации, когда заказчики отказываются от приемки товара, ссылаясь на карантин.

Как быть поставщику в этой непростой ситуации. Постараемся ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы. Статья подготовлена по материалам канала «Бизнес. Госзакупки. Тендеры» из Яндекс. Дзен.

  1. Может ли победитель закупки отказаться от подписания контрактам, ставшего для него невыгодным?

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

В этом случае можно лишь попросить заказчика отменить закупку по причине обстоятельств непреодолимой силы. Это возможно на основании ст. 36 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Или расторгнуть контракт по соглашению сторон в соответствии с п.8 ст. 95 закона 44-ФЗ.

  1. Может ли заказчик отменить закупку?

Да, заказчик может отменить закупку на основании ст. 36 закона 44-ФЗ.

Если поставщик хочет отказаться от исполнения контракта, то можно направить заказчику письмо с описанием причин, делающих невозможным исполнение обязательств по контракту. Возможно, Вам удастся договориться.

  1. Можно ли изменить сроки исполнения контракта до его подписания?

Да, заказчик при направлении победителю проекта контракта вправе увеличить срок исполнения обязательств на 27 календарных дней. Такая возможность предусмотрена подпунктом «д» п. 1 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 443.

Ваши действия:

  • при получении проекта контракта направьте протокол разногласий со ссылкой на пункт постановления Правительства, указанный выше;
  • одновременно напишите сопроводительное письмо с подробным разбором ситуации. Донесите свою мысль до заказчика: вы готовы исполнять контракт, но из-за карантина есть проблемы со сроками, на которые вы не можете повлиять;
  • приложите подтверждающие документы — письма контрагентов (в том числе, гарантийные), официальное подтверждение обстоятельств форс-мажора из Торгово-промышленной палаты, выписки из договоров с поставщиками и субподрядчиками.

Однако, если заказчик не готов изменить сроки исполнения контракта, заставить его не получится. Придется подписывать контракт на первоначальных условиях, чтобы не попасть в РНП.

  1. Можно ли изменить срок контракта и/или цену после его заключения?

Да, изменить срок исполнения контракта или его цену после заключения контракта возможно по соглашению сторон на основании ч. 65 ст. 112 закона 44-фз.

Условия применения:

  • обстоятельства, не зависящие от воли сторон, влекутневозможность исполнения контракта на прежних условиях;
  • эти обстоятельства возникли после заключения контракта;
  • заказчик подготовил письменное обоснование необходимости изменений контракта;
  • орган власти соответствующего уровня принял решение об изменении контракта;
  • поставщик предоставил новое обеспечение исполнения контракта (с новой ценой/сроком);
  • изменение цены осуществляется в пределах доведенных бюджетных лимитов.

Контракт и договор: что заключать

Поскольку 44-ФЗ, посвящённый контрактной системе, в своей статье 3 в качестве движущей силы закупочного процесса называет заключение гражданско-правовых договоров, которые затем именуются в законе контрактами, можно прийти к выводу о синонимичности данных терминов, т.е. у контракта и договора разница по 44-ФЗ не наблюдается.

Вместе с тем глава 30 ГК РФ под контрактом по 44-ФЗ подразумевает разновидность договора, который ориентирован на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей, несколько сужая понятие договора и ставя его в более официальные рамки.

По этой же логике строит свою терминологию и бюджетный кодекс РФ, рекомендуя использовать термин «контракт» в отношении договоров, заключаемых государственными или муниципальными заказчиками.

Правда, при этом Минэкономразвития РФ, определяя, контракт или договор для бюджетных учреждений предпочтительней, склоняется в пользу второго варианта.

Общее

Поскольку термины «договор» и «контракт» не имеют между собой принципиальных различий, то и их структуры практически не разнятся между собой. Они обязательно состоят из:

  • обозначения предмета;
  • реквизитов заключающих соглашение сторон;
  • их степени ответственности;
  • способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • условий поставки;
  • порядка оплаты;
  • цены;
  • предвосхищения возникновения форс-мажорных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы;
  • иных подобных условий.

Разница

В отличие от контрактной формы, оформляемой исключительно в письменном виде, договорная форма может быть выражена и в устном виде.

Кроме того, ст. 34 44-ФЗ наделяет контракты отличительными особенностями, выраженными в:

  • представлении одной из сторон торговой процедуры госзаказчиком;
  • чётко обозначенных сроках подписания;
  • твёрдом значении оговорённой цены и её неизменности;
  • ответственности поставщика, подрядчика, исполнителя в срыве контракта;
  • требованиях обеспечения;
  • в порядке приёмки результатов исполнения контракта;
  • условиях отказа.

В настоящее время в библиотеке ЕИС находятся 9 типовых контрактов, которые в обязательном порядке должны быть использованы при госзакупочных процедурах в определённых отраслях, например, при поставках медтехники, радиоэлектроники, при техобслуживании автотранспорта, чем и отличается контракт от договора по 44-ФЗ .

Когда заключаются

44-ФЗ не предписывает сторонам госзакупочной деятельности при исполнении госзаказа руководствоваться исключительно термином «контракт», игнорируя понятие «договор».

Более того, в правоприменительной практике, исходя из ст. 431 ГК РФ и пп. 1 и 6 АПК РФ, судебные органы при рассмотрении споров по соглашениям, учитывают существенную сторону отношений, а не, не то, в какой форме эти отношения оформлены — в договорной или контрактной.

Тем не менее письмо Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 рекомендует в ходе оформления закупочных сделок по 44-ФЗ выбирать для них следующие наименования:

  • всем бюджетным организациям независимо от закупочных видов предпочтительней заключать гражданско-правовые договоры;
  • для муниципальных образований более подходят контрактные соглашения;
  • органы государственной власти, внебюджетные фонды, казённые учреждения должны подписывать государственный контракт.

Однако при этом Минэкономразвития РФ подчёркивает, что между договорными и контрактными соглашениями юридической разницы не существует.

В данном случае форма документирования закупочных взаимоотношений никак не корреспондируется с их содержанием и не зависит ни от вида закупок, ни от самого закупочного объекта.

Хотя чёткая разница между договорными и контрактными формами торговых взаимоотношений законодательно не обозначена, на практике для дифференциации многообразных закупочных процессов применяется специализация данных терминов.

Но в любом случае корректность заключения обоих видов закупочного соглашения превалирует над его наименованием.

Что делать, если заказчик не платит по госконтракту

Оплата обязательств по госконтракту — это обязанность заказчика. Случается так, что госзаказчик не выполняет ее. Узнайте, что делать, оказавшись в такой ситуации, и в какие государственные органы и организации обращаться.

Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?

Судебные органы

В каждом договоре есть пункт о том, что споры между покупателем и поставщиком, которые те не смогли решить путем переговоров, разбирает Арбитражный суд. Однако он может рассматривать дела от 6 месяцев и дольше.

За повторное административное правонарушение по неоплате обязательств по контракту должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. В этом случае с делом будет работать мировой судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

Контрольные органы

Кроме арбитража и мирового судьи, ряд контрольных организаций могут повлиять на недобросовестного заказчика так, чтобы оплата товара по 44 ФЗ наконец поступила на расчетный счет исполнителя.

Во-первых, прокуратура. Прокурор выносит постановление об административном правонарушении после того, как установит факт неоплаты. Далее в течение трех суток материалы дела направляют в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

Читайте также:  Как узнать по адресу, когда планируется капитальный ремонт дома: будет ли он в вашем многоквартирном здании, а также перечень включенных в программу объектов, график

Убедиться в том, что этот орган реально помогает поставщикам получить деньги по исполненным сделкам, можно в разделе «Новости» на официальном сайте ведомства.

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей. Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки», официальный сайт. Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

На данный момент взыскание долгов – это уже отдельная и довольно сложная сфера услуг. Понятно, что долги нужно требовать, но далеко не каждая компания можете себе позволить содержать специалистов нужного профиля. ВОЗВРАТ ДОЛГА: ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СУДА? Итак, решение суда по Вашему делопроизводству уже приняли, и результат оказался «положительным».

Однако не следует думать, что возврат долга в подобном случае – это дело завершенное. Начнем с того, что каждое решение может быть обжаловано в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, у «ответчика» есть 10-ть дней для обжалования судебного решения. Кроме этого, стоит помнить, что взыскание долгов (г.

Москва) может начаться незамедлительно, если суд решат, что неуплата долга приведет к серьезным последствиям для истца. Но, допустим, решение суда все-таки вступило в законную силу. В таком деле, как взыскание денежной задолженности по государственному контракту, средства, которые взыскиваются с должника должны быть исключительно законными и чистыми с юридической точки зрения.

После вынесения приговора и вступления в законную силу судебного решения Вам необходимо будет получить……

В случае если у вас имеется большая за должность перед банками, партнерами по бизнесу, контрагентами, и Вы понимаете, что не сможете никак расплатиться по существующим долговымденежным обязательствам, то широкопрофильные юристы нашей компании в Москве готовы предложить Вам осуществить выход из этой ситуации и не допустить процедуры банкротства вашейкомпании. Однако, ваша неплатежеспособность компании должна быть подтверждена соответствующим органом документально. Процесс банкротства юридического лица осуществляется толькочерез постоянно действующие официальные государственные органы РФ или Высший Арбитражный суд Российской Федерации, и ведется он под наблюдением арбитражного управляющего, представляющего и защищающего, в том числе и Ваши личные интересы в процессе судопроизводства. Для удобства наших клиентов в стоимость услуг уже включены расходы, связанные с оплатой юридических услуг или временной помощи юриста, а также государственной пошлины за совершениеисключения ИП из ЕГРЮЛ. Это означает только то, что Вам не придется больше ни за что платить, цена является окончательной. Мы работаем с нашими клиентами по системе «Все включено». Мы работаем и помогаем обособленным подразделениям являющимся отдельным — удаленным местом работы организации. Создание такого рода обособленных подразделений направлено нарасширение торговых точек, мест оказания услуг. Обособленное подразделение занимается предпринимательской деятельностью, основной функцией которой является извлечение прибыли. Обособленное подразделение не имеет отдельного расчетного счета, все платежи проходят через расчетный счет головной организации. При проведении процедуры ликвидации организации вне зависимости от формы вам необходимо будет предоставить следующие документы: Свидетельство ИНН; Свидетельство ОГРН; Устав Общества; Учредительный договор; Решение или Протокол о назначении Генерального директора; Выписку из ЕГРЮЛ; Копии паспортов Участников Общества; Копию паспорта Генерального директора. Если вы думаете, начать процесс ликвидации фирмы, то не стоит затягивать и доводить ситуацию до безвыходной. О субсидиарной ответственности Данная статья говорит о том, что кредиторское лицо не вправе требовать полного удовлетворения своих требований по отношению к должностному лицу, исполняющему «субсидиарнуюответственность», если его указания могут быть удовлетворены частично путём учета, встроенных требований к должностному лицу или бесспорному взысканию денежных средств. Мы поможем Вам вести бизнес таким образом, чтобы налоговые органы не имели к Вам никаких претензий, чтобы не было выездных проверок. А если даже выездные проверки и возникли в Вашейорганизации, то мы сделаем всё возможное, чтобы у наших клиентов не нашли никаких нарушений, которые приводят к возбуждению уголовного дела…….

Уважаемые клиенты страховых компаний! Вы собираетесь заключить или заключили договор страхования, но есть беспокойство за выполнение обязательств страховой компанией: вдруг, если что случиться, начнутся мелочные придирки, отговорки и затяжки сроков, а то и вовсе ничего не заплатят?! Многие трудности для получения денег от страховой компании можно преодолеть с помощью юриста по вопросам страхования. Страхование – дело серьезное и сложное. К тому же, во всем мире доверия к страхованию мало, если о проделках страховщиков в разных странах создано много книг и фильмов. Поэтому, при получении страховых услуг полезно обращаться к специалистам, владеющим особыми познаниями в этой сфере. Предлагаем Вам услуги юриста по вопросам страхования — оценку в Ваших интересах качества страховых услуг и помощь в получении страховых выплат. Первое обращение бесплатно! Готовы Вам предложить: · рекомендации по эффективному и выгодному исполнению договора страхования; · советы по преодолению «ловушек» и «скользких» условий договоров и правил страхования; · указание на условия договоров и правил, которые можно не исполнять;……

  • Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

    Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

    Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

    Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства.

    В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа.

    По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

    В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

    Расчет неустойки для заказчика

    Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

    Пени = Цена контракта × 1/300 ставки рефинансирования × Кол-во дней просрочки.

    Расчет неустойки для поставщика

    В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы.

    А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.

    Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:

    • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
    • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
    • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
    • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.
  • Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *