Контрагент заявляет о недостоверных заверениях: как возразить

Контрагент заявляет о недостоверных заверениях: как возразить Контрагент заявляет о недостоверных заверениях: как возразить

Ирина Попова

Методист отдела 1С Scloud

Зачем всех партнеров необходимо всегда проверять? Друзья давайте представим такую ситуацию: вас ограбил ваш знакомый, вы приходите в полицию, как порядочный гражданин, пишите заявление, а вам говорят: «Что же вы такие знакомства заводите? Сами виноваты! Давайте мы вам штраф ещё выпишем, ведь сами не досмотрели!»

Зачем стоит обязательно проводить проверку контрагентов?

Давайте поговорим о таком понятии: «должная осмотрительность», когда выбираешь контрагента. Непосредственно, этот термин был впервые употреблен в «Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53. Можно долго спорить о формулировке данного словосочетания, но итог будет один: на добросовестного налогоплательщика будет перекладываться ответственность, при невыполнении контрагентом своих налоговых обязательств. Если совсем по-простому: контрагент накосячит, а вам нести за это наказание!

Что проверить в первую очередь?

«Должная осмотрительность» — как понимать данный термин? Он включает в себя следующие действия с вашей стороны:

  1. Изначально провести проверку всех учредительных документов контрагента, изучить выписку из ЕГРЮЛ, постановку на учет в налоговом органе.
  2. Изучить деловую репутацию и платежеспособность контрагента.
  3. Проанализировать имеющиеся сведения в договоре на достоверность.
  4. Быть уверенным, что все документы подписываются представителем контрагента, который имеет на это полномочия.
  5. Изучить доверенность, по которой представитель контрагента может подписать важные бумаги.

«Тревожные звоночки» или как распознать мошенников?

Можно оградить себя от более половины подозрительных контрактов, если вовремя услышать тот самый «тревожный звоночек». Конечно, один-два «звоночка» вовсе не значат, что перед вами мошенники, но стоит будет насторожиться:

  1. Юридическое лицо прошло регистрацию всего за пару дней до совершения сделки.
  2. У вас нет возможности связаться с директором компании, так как вас отправляют к другим специалистам.
  3. Вы оформляете заказ у контрагента, но затем понимаете, что он не соответствует размеру его бизнеса. Как это понять? Запросить количество работников фирмы и рассчитать смогут ли они справится с объемом работы, которую вы предоставляете.
  4. При проверке обнаружено наличие массового адреса или же номинального директора, на котором зарегистрировано ни одно юридическое лицо.
  5. Провести проверку контрагента на сайте Федеральной Налоговой службы по ИНН.

Сайты для проверки контрагента?

А знали, что налоговая служба вовсе не заинтересована в том, чтобы вы заключили подозрительную сделку и были участником каких-либо мошеннических схем. На данный момент, существует тестовый сервис «Прозрачный бизнес». Именно в нем есть возможность проверить вашего контрагента:

  1. Изучить общую характеристику.
  2. Запросить выписку из ЕГРЮЛ.
  3. Проверить данные из реестра МСП.
  4. Запросить адрес на массовость.
  5. Получить информацию по полномочиям директора.
  6. Запросить информацию о количестве юридических лица, которыми управляет директор.

Первый сайт для проверки контрагента в списке должников:

https://service.nalog.ru/zd.do

Где можно посмотреть и проверить поставщика:

https://zakupki.gov.ru/epz/rkpo/search/results.html

ЛАЙФХАК:

Когда проверка закончится стоит отправить запрос в налоговую по месту регистрации контрагента. Бывает и такое, что служба отказывает в предоставлении данных, но сам факт обращения поможет вам доказать осмотрительность при заключении сделки. Не хотелось бы нагнетать, но, возможно, это будет единственный шанс доказать в суде вашу внимательность при выборе контрагента. Данный лайфхак не защитит вас на 100% от обмана со стороны контрагента, но в разы сокращает сам его факт. Вы не будете рисковать дополнительными тратами, если произойдет непредвиденная ситуация.

Соблюдайте максимальную осторожность при выборе контрагента, лучше все проверить несколько раз, чтобы потом выйти победителем из ситуации. Вперед, друзья!

Заверения об обстоятельствах в договоре и их особенности

16 окт 2018

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

Контрагент заявляет о недостоверных заверениях: как возразить

Институт заверений об обстоятельствах появился в российском праве более трех лет назад. Соответствующая статья начала действовать с 1 июня 2015 года. При этом понимание того, как правильно его использовать на практике, только формируется у участников и юридического-, и бизнес-сообщества.

Заверения об обстоятельствах регулируются статьей 431.2 Гражданского Кодекса РФ.

Согласно части 1 этой статьи сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку. 

В качестве последствий, вызванных предоставлением недостоверных заверений об обстоятельствах, также выступает право другой стороны требовать отказа от договора (ч. 2 ст. 431. 2 ГК РФ) или признания договора недействительным (ч. 3 ст. 431.2 ГК РФ).

Важно отметить, что предусмотренная данной статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, исходила из того, что другая сторона будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предположения.

 

На практике часто возникают ситуации, когда стороны при попытках восстановления своих нарушенных прав ссылаются на применение статьи о заверениях об обстоятельствах, но суды не принимают их точку зрения ввиду неправильного толкования сторонами сущности данного института. Рассмотрим часто возникающие вопросы, связанные с применением института заверений об обстоятельствах:

1) Что можно считать заверениями об обстоятельствах, за недостоверность которых могут быть взысканы убытки или применены иные последствия, предусмотренные ст. 431.2 ГК РФ?

Часто возникает вопрос, можно ли любые сведения, оговоренные сторонами и даже названные ими в качестве заверений об обстоятельствах, считать таковыми.

Суды исходят из того, что если у стороны, которой дали заверения, была возможность получить сведения в открытом источнике, например в ЕГРЮЛ, ЕГРН, базе данных судов, то в данном случае нельзя считать, что данные заверения об обстоятельствах влекут ответственность давшего их лица (см. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.

2017 N 16АП-3716/2017 по делу N А63-1976/2017). В данном случае суды считают, что добросовестная сторона должна сама выяснять обстоятельства, имеющие значение для заключения договора, поэтому лицу, которому дают заверения, необходимо действовать с должной степенью осмотрительности.

При этом в случае, если одна сторона откажется от своего права (например, на односторонний отказ от договора), а другая посчитает это заверением, данный отказ не будет считаться заверением об обстоятельствах (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 N 19АП-4508/2016 по делу N А14-18691/2015).

2) Какими характеристиками должны обладать заверения об обстоятельствах? 

Заверения должны быть достоверно определенными. При этом предполагаемые и планируемые обстоятельства не могут являться заверениями (например бизнес-план), так как из смысла статьи 431.

2 ГК РФ вытекает, что под заверениями об обстоятельствах понимаются лишь заверения, данные в отношении фактов, имеющих место на момент предоставления заверения и (или) имевших место в прошлом (см.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 N 11АП-3460/2018 по делу N А72-7169/2017).

  • 3) Что входит в предмет доказывания в делах, где с другой стороны взыскиваются убытки за предоставление недостоверных заверений об обстоятельствах?
  • В данной категории дел необходимо доказать:  
  • — какие именно заверения об обстоятельствах, имеющие значения для заключения договора и его исполнения, были недостоверными; 
  • — доказательства недостоверности данных заверений;
  • — каким образом причинены убытки и в каком размере.

По данному вопросу. см. например,  Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 N 09АП-24991/2018-ГК по делу N А40-237260/17, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2018 N Ф05-3664/2018 по делу N А40-83049/2017.

4) Какими документами можно подтверждать заверения об обстоятельствах, данные до заключения договора и не отраженные в нем?

В данном случае в качестве доказательств может подойти переписка обычной почтой, протоколы, свидетельствующие о переговорах (важно, чтобы в самом договоре не было сказано о том, что все предыдущие договоренности отменяются с момента подписания), а также сообщения, отправленные электронной почтой.

Особенностью применения электронной почты является презумпция того, что переписка между сторонами также является юридически значимыми сообщениями до тех пор, пока стороны не включат в текст соглашения оговорки о ее неприменении, соответственно, такая переписка может войти в число доказательств в суде (см.

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 N 16АП-3716/2017 по делу N А63-1976/2017).

5) К каким отношениям могут применяться правила о заверениях об обстоятельствах?

Только к отношениям, возникшим после вступления данной статьи в силу, то есть с 01 июня 2015 года. Судебная практика по данному вопросу однозначная.  См., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 декабря 2016 г. № Ф03-5651/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2017 N Ф09-11753/16.

Таким образом, недостоверные заверения об обстоятельствах позволяют взыскать с другой стороны убытки, отказаться от договора или признать его недействительным.

В числе прочего необходимо помнить, что информацию, которую можно получить из открытых источников, перед заключением договора стоит проверять самостоятельно, сами заверения должны сообщать о реально имевших место или имеющихся на данный момент фактах, а электронная переписка может послужить доказательством заверений об обстоятельствах.

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

Много копий сломано в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами в вопросах применения ст. 54.1 Налогового кодекса РФ о необоснованной налоговой выгоде.

Читайте также:  Единый реестр участников закупок в ЕИС: как зарегистрироваться

В существующей на сегодняшний день общепризнанной трактовке это выгода, полученная налогоплательщиком за счет уменьшения налоговых обязательств вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Высший арбитражный суд прямо допускает получение налоговой выгоды при документальном обосновании права на ее получение, если налоговым органом не доказано, что сведения в представленных документах неполны, недостоверны или противоречивы.

В то же время налоговые органы активно использовали в своей контрольной работе оценочные категории, такие как «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность», «злоупотребление правом», что могло привести к отрицательным последствиям даже для тех налогоплательщиков, которые надлежащим образом исполняют свои налоговые обязанности. На практике применение налоговыми органами оценочных категорий привело к тому, что подобные споры разрешались исключительно в суде, и со временем назрела необходимость закрепления соответствующих правил в Налоговом кодексе. Подобная инициатива предсказуемо вызвала крайне настороженное отношение со стороны бизнес-сообщества. Наученные горьким опытом налогоплательщики опасались, что нормы, закрепленные законодательно, станут очередным репрессивным инструментом.

Статья 54.1 в том виде, в котором мы ее сейчас знаем, стала компромиссным итогом дискуссий.

Я искренне считаю, что как представители государственных органов, так и экспертное сообщество в своей работе ставили целью разработать прозрачный механизм, который защитит добросовестных налогоплательщиков и накажет тех, кто применяет «агрессивные» методы налоговой оптимизации. На практике, однако, получилось несколько иначе.

В философии есть такой методологический принцип – Бритва Оккама.

Современное понимание этого принципа следующее: если существует несколько логически непротиворечивых объяснений какого-либо явления, объясняющих его одинаково хорошо, то следует при прочих равных условиях предпочитать самое простое из них. Мне иногда кажется, что применительно к статье 54.1 наши фискальные органы руководствуются именно этим принципом.

ФНС России и в нашей стране, да и во всем мире считается одним из лидеров цифровой трансформации. Налоговики уже давно в своей работе применяют IT-системы, использующие сложные алгоритмы и технологии искусственного интеллекта, позволяющие в том числе обрабатывать большие данные.

Одной из таких информационно-управляющих систем является АСК НДС 2, которая позволяет выявлять неплательщиков НДС.

С ее помощью становится возможным на каждом этапе поставки товаров (выполнении работ, оказании услуг) отслеживать так называемые разрывы по НДС, возникающие в тот момент, когда покупатель заявляет НДС к вычету, в то время как продавец не декларирует налог к уплате.

Принципиальным здесь является тот факт, что проверяющие видят разрывы на любом этапе поставки. То есть даже если товар многократно перепродается с использованием сложных схем и большого количества посредников, система все равно этот разрыв выявит и просигнализирует.

В этой ситуации важно понимать, что если конечным покупателем товара является крупная компания, она в реальности может и не подозревать, какое количество звеньев участвует в поставке товара: она взаимодействует с продавцом, который также добросовестно выполняет все свои налоговые обязательства.

Однако по тем или иным причинам в цепочке поставок этого товара могут участвовать посредники, которые могут выполнять определенные функции и при этом не иметь никакого отношения к конечному покупателю. И в числе этих посредников могут быть недобросовестные компании, использующие незаконные схемы налоговой оптимизации и допускающие налоговые разрывы.

После того как фискальные органы выявляют налоговый разрыв, начинается самое интересное. Принцип Бритвы Оккама в действии.

Контролеры прекрасно понимают, что компания, допустившая разрыв, скорее всего, является фирмой-однодневкой, денег на счетах у нее нет и взыскать с нее недоимку скорее всего не получится.

Поэтому налоговики идут по наиболее простому пути – взыскивают с наиболее платежеспособной организации, то есть конечного покупателя, несмотря на то что бенефициарами таких схем могут быть и продавцы.

Справедливости ради заметим, что в некоторых случаях действительно может иметь место сговор между участниками сделок, имеющий целью получить конкурентное преимущество перед теми компаниями, которые работают честно и не могут себе позволить демпинг за счет применения «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации.

Как уже упоминалось выше, налоговые органы обладают достаточно богатым инструментарием для выявления сомнительных сделок и недобросовестных контрагентов. Соответственно, выявление инспекцией разрывов по НДС или контрагентов, имеющих признаки фирм-однодневок, гарантированно приведет к доначисленным налогам.

Возникает вопрос: у кого? И вот тут начинается самое интересное.

Казнить нельзя помиловать

Как сказал Глеб Жеглов в великом фильме Станислава Говорухина, «наказания без вины не бывает». Именно этим принципом руководствуются контролирующие органы при принятии решения в ситуации, когда выявляют разрывы по НДС по цепочкам поставок.

Несмотря на то что крупные компании объективно не в силах отследить каждое звено, налоговики полагают, что наличие разрыва может свидетельствовать о нарушении принципа должной осмотрительности и что компания должна нести за это ответственность.

Следует признать, что, безусловно, определенная логика в этом есть, тем более что она подтверждается судебными решениями.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Как выяснилось, да, с помощью так называемых «особых условий», включенных в договоры с контрагентами. Работает это следующим образом. При заключении контракта стороны включают в него ряд оговорок, которые смогут обеспечить защиту прав и имущественных интересов обеих сторон. Оговорки эти возможно условно разделить на две группы.

Первая группа – заверения и гарантии сторон. Здесь компании заверяют, что являются добросовестными налогоплательщиками, не применяют незаконные методы налоговой оптимизации и обязуются исполнять договор собственными силами. В отношении сведений о наличии несформированного источника НДС стороны предоставляют согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.

Вторая группа – возмещение имущественных потерь и убытков, которые возникнут в случае невозможности уменьшения налоговой базы.

Рассмотрим чуть подробнее механизм работы оговорок. Выявив разрыв, налоговый орган направляет покупателю (лицу, заявившему вычет) информационное письмо, в котором содержится информация о наличии несформированного источника для принятия НДС к вычету.

Тем самым покупателю предлагается добровольно урегулировать разрыв со своим поставщиком и/или его контрагентами и возместить ущерб бюджету. И тут возможно два пути развития события. Первый – поставщик соглашается с требованием, разрыв урегулируется, инцидент исчерпан. Второй – поставщик или его контрагент отказывается урегулировать разрыв.

В этом случае покупатель имеет право удержать в счет предстоящих платежей данному поставщику сумму разрыва и самостоятельно возместить ущерб бюджету.

Важно отметить, что порядок действий изложен схематично, на практике вариантов может быть больше, но для понимания концептуальных основ работы данного механизма этого вполне достаточно.

Механизм особых условий представляется вполне разумным и позволит не только защитить свои права и имущественные интересы, но и деловую репутацию, а также сэкономить ресурсы, отказавшись от судебных разбирательств. В этой связи необходимо учесть, что уже появились судебные решения, подтверждающие законность использования данного механизма.

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ: чем чревата пометка о недостоверности

Компания не проявила себя по адресу регистрации, сведения о ее руководителе или учредителе не соответствуют действительности? Тогда ее ждет «черная метка» — запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, говорящая о неблагонадежности.

А это чревато проблемами с банками, уходом контрагентов и множеством других неприятностей, к которым недавно присоединилась и еще одна: отзыв Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка RSA-ключей и, как следствие, невозможность передать сведения в ЕГАИС.

За что могут «подбросить черную метку», чем это чревато для компании, как проверить контрагента на достоверные данные и как исключить подобные сведения из ЕГРЮЛ? Расскажем об этом в нашей статье.

Активная проверка ФНС достоверности сведений о компаниях в Едином государственном реестре юридических лиц началась с 2017 года, именно тогда фискальная служба получила право исключать компании из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений.

Только за 2017 год из ЕГРЮЛ были исключены 500 тысяч юрлиц, еще 550 тысяч получили «метку» о недостоверности данных. За последующие два года налоговики еще исключили из ЕГРЮЛ более 420 тысяч компаний и внесли еще 800 тысяч записей о недостоверности сведений в реестр.

Если учесть, что в стране работают около 4 миллионов юрлиц, то за последние два года «метку» о недостоверности данных получили около 20% российских компаний.

Каждая пятая компания получила статус «недостоверной» за последние два года.

Всего же, по данным ФНС, с 2016 года по середину 2019 года из ЕГРЮЛ были исключены 2,02 млн юрлиц. Наибольшие потери пришлись на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.

Как и за что можно попасть в «недостоверные»

В Российской Федерации за регистрирующим органом (Федеральной налоговой службой ФНС) законодательно закреплено право внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений о юридическом лице. Регистрирующий орган имеет право делать это самостоятельно — без заявлений юридического лица и вынесения судебных решений.

Какие данные могут быть признаны недостоверными:

  • адрес-место нахождения юридического лица,
  • данные о руководителе,
  • данные об учредителе (участнике) юридического лица.

Чаще всего недостоверными признаются адреса компаний, которые указываются при регистрации и вносятся в ЕГРЮЛ. Нужно не забывать, что при переезде необходимо уведомить ФНС о новом адресе и проследить, чтобы адрес был обновлен в ЕГРЮЛ

Читайте также:  В договоре установлен запрет на автоматическое продление аренды. Действует ли это условие?

ФНС проверяет достоверность адреса несколькими способами: через данные от УК офисных центов и книги продаж арендодателей, которые есть в системе автоматического контроля НДС. Кроме того, налоговики отправляют письма по адресу регистрации – именно поэтому так важно, во избежание неприятностей, реагировать на них.

Чем аукнутся «недостоверные сведения»: новая санкция

Крайняя мера наказания за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ – исключение из реестра. Нахождение в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, более шести месяцев с момента внесения записи является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

В противном случае ИФНС примет решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Если в течение 3 месяцев с момента публикации данного решения в «Вестнике государственной регистрации» от организации не поступит обратной связи в виде возражений и заявлений, организацию исключат из реестра.

Но «высшая мера» — наказание хоть не редкое, но далеко не единственное, которое могут понести компании, получившие от ФНС пометку в ЕГРЮЛ о наличии недостоверных данных. Самый «горячий» пример –лишение компании возможности передавать данные в ЕГАИС.

В феврале 2020 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) отозвала RSA-ключи у нескольких компаний, имеющих отметку в реестре о недостоверности данных. Теперь эти компании не имеют возможности отправлять данные в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

Выход – оперативно исправлять данные, однако за нарушение сроков передачи данных предусмотрен штраф от 150 до 200 тыс. руб.

Не приходит ТТН, нет ответов на отправленные документы — если компания сталкивается с таким ответом системы при отправке данных в ЕГАИС, первым делом нужно проверить, не попала ли она в список содержащих недостоверные данные в реестре.

Во что еще может «вылиться» пометка о недостоверности данных:

  • Риск потерять контрагентов. Пометка о недостоверности данных переводит компанию в ранг ненадежных, работа с ней может стать для ее партнеров фактором риска, непроявлением должной осмотрительности. А это ставит под сомнение налоговые вычеты, увеличивает риск проверки и т.п.
  • Проблемы с банковскими операциями. Сама налоговая не может наложить запрет на банковские операции, а вот банк может. Руководствуясь нормами закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», банк может приостановить операции по расчетному счету до приведения сведений в ЕГРЮЛ в порядок, а в худшем случае может и разорвать договор банковского обслуживания. Открыть счет в другом банке в этой ситуации будет крайне сложно.
  • Запрет на другие регистрационные действия по данному юрлицу. Организация, имеющая пометку о недостоверных данных, не может предпринимать регистрационные действия, к примеру, продать долю, заменить руководителя и т.п. Пока недостоверные данные не будут заменены на достоверные, в других регистрационных действиях будет отказано.
  • Запрет «недостоверному» руководителю или участнику общества (владеющему более 50% долей в уставном капитале), не могут регистрировать другие юридические лица. В госрегистрации будет отказано.
  • «Недостоверного» руководителя могут оштрафовать или дисквалифицировать. Руководителя компании с недостоверными сведениями могут оштрафовать на сумму в размере 5-10 тыс. руб., а за повторное попадание в недобросовестные могут дисквалифицировать на срок от 1 до 3 лет.

Исключение недостоверных сведений из ЕГРЮЛ. Как вернуть честное имя

  1. Первое: не допустить появления отметки о недостоверности данных. О недостоверности ФНС уведомляет до того, как внести данные в реестр. Решайте проблему на этой стадии. Если процесс запущен, купируйте его, не оставляйте дело на самотек и не теряйте время.

    Если у вас не указан номер офиса, нужно предоставить полный адрес. Если вы поменяли офис, уведомите об этом ФНС. Если же о недостоверности адреса на вас подал заявление собственник офиса, то надо разбираться в причинах. Возможно, вы накопили долги по аренде, возможно давно не появлялись в офисе и т.п.

    если нет, то предоставьте в ФНС следующие документы: договор аренды, гарантийное письмо от собственника здания, копию свидетельства о праве собственности, не будет лишним предоставить фото вывески компании, фото самого офиса.

  2. Второе: исправить ситуацию можно и после того, как отметку о недостоверности уже внесли в ЕГРЮЛ. Если вы не согласны с тем, что данные недостоверные – доказывайте свою правоту, подавайте жалобу в вышестоящий налоговый орган, если откажут – обращайтесь в арбитражный суд.

Если отметка о недостоверности имеет под собой основу, то необходимо предоставить корректные данные для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Отметку уберут, то в регистрационной истории юрлица она все же останется.

Не редкость такие ситуации, когда компания постфактум узнает, что в ЕГРЮЛ у нее пометка о недостоверности сведений. Сюрприз от налоговой – недостоверные сведения уже в реестре… Не редко узнают об этом компании от своих насторожившихся контрагентов. Во избежание подобных ситуаций лучше данный вопрос держать на контроле и мониторить свои данные в ЕГРЮЛ.

Не допустить подобных ситуаций призван помочь сервис СБИС Все о компаниях. Сервис в постоянном режиме мониторит состояние дел у ваших контрагентов, проверяет на благонадежность потенциальных партнеров и позволяет быть в курсе дел у конкурентов. Также у вас под контролем будет и собственная «картинка», вы будете понимать, какими вас видят партнеры и конкуренты.

Наладить же электронный оборот с контрагентами и госорганами поможет сервис СБИС ЭДО. Не нужно тратить время и деньги на бумагу, расходники и курьеров. ЭДО позволяет мгновенно подписать и отправить документы покупателям и поставщикам.

Маркируемые товары ЭДО автоматически регистрирует в ЕГАИС, системах Меркурий, МОТП, ИС Маркировка. И это далеко не все возможности сервиса.

Подробнее о том, как избежать проблем с неблагонадежностью с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Ответственность участника за недостоверные сведения по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • 6 случаев отстранения участника закупок
  • Информация, признаваемая недостоверной
  • 3 типа недостоверной информации
  • Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений
  • Проверка поставщика с помощью РПН
  • Составление протокола об отстранении
  • Отклонение заявок как бесчестный способ борьбы с конкурентами

Несет ли участник закупок по 44-ФЗ ответственность за недостоверные сведения? И если да, то какую именно? Тут все и просто, и сложно одновременно. Если предоставленная информация окажется под вопросом, то сторону как минимум отстранят от процедуры. С другой стороны, в законе нет четкого определения того, какие именно данные считаются недостоверными.

Конкурсная комиссия сама принимает решение о соответствии той или иной заявки законодательным нормам и правилам заполнения документов. То есть участнику закупок в этом плане нужно быть очень внимательным, чтобы по факту проверки не оказаться в «черном списке» — реестре недобросовестных поставщиков.

6 случаев отстранения участника закупок

Если в ходе проведения конкурентной процедуры заказчик выявляет какие-либо факты, свидетельствующие о недобросовестности участника, последний немедленно отстраняется. Основания для подобных действий могут быть следующими:

  1. Участник в своей заявке предоставил недостоверные данные, либо информация не удовлетворяет требованиям аукционной документации. Потенциальный поставщик в таком случае не допускается к участию в конкурсной процедуре.
  2. При рассмотрении вторых частей заявок заказчиком выявлено нарушение требований конкретной закупки, недостоверная информация либо несоответствие самого участника условиям, изложенным в аукционной документации.
  3. При выявлении на этапе заключения контракта несоответствия участника определенным требованиям либо предоставленных им недостоверных сведений претенденту будет отказано в допуске.
  4. По тем же самым причинам участник снимается с тендера и в том случае, если он признан победителем.
  5. Участник не допускается к электронному конкурсу, если в поданной им заявке обнаруживаются недостоверные сведения либо он сам не соответствует требованиям, выдвигаемым заказчиком к потенциальным исполнителям.
  6. Участник снимается с электронного аукциона, если на любом этапе в составе предоставленной им информации будут обнаружены не соответствующие действительности сведения.

Для участника тендера, предоставившего ложную информацию, последствия выражаются не только в отстранении от процедуры, для него законом предусмотрена и другая ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ, о которой расскажем далее.

Информация, признаваемая недостоверной

Прежде всего следует разобраться в том, что именно понимается под недостоверной информацией. В законе о контрактной системе 44-ФЗ нет критериев, по которым следует оценивать истинность предоставляемых сведений. В данном вопросе следует руководствоваться правоприменительной практикой, выделяющей два обстоятельства, на основании которых устанавливается недостоверность информации.

Во-первых, предоставленные участником закупки данные можно считать недостоверными, если они не совпадают с информацией из безусловно надежных источников. Например, в документах участника значатся технические характеристики предмета закупки, которые отличаются от заявленных производителем.

Также признается недостоверной информацией факт указания участником в заявке лицензии, если срок ее действия истек, не говоря уже о том, что такое разрешение вообще не было выдано. Как только это выявляется, участник немедленно снимается с тендера.

Во-вторых, недостоверными сведениями будет считаться наличие противоречащих друг другу данных. К примеру, в первой части заявки участник указал определенные параметры объекта закупки, а в подтверждающих документах по данным позициям приводятся совершенно другие значения.

Читайте также:  Как доказать клиенту, что турагент не отвечает за проблемы туроператора

Для того чтобы определить достоверность предоставленных сведений, в качестве эталона выступает информация из общедоступных источников, в том числе размещенная на сайтах в Интернете, а также официальные данные от производителей и дилеров ТРУ.

3 типа недостоверной информации

1. Поставщик предоставляет не соответствующую действительности информацию о себе.

Правоприменительная практика ФАС и арбитражных судов сталкивается со следующими случаями искажения информации, являющимися основанием для отклонения заявки:

  • содержание выписки из ЕГРЮЛ не совпадает с данными с сайта ФНС;
  • в заявке приведены сведения, касающиеся единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа либо ИНН компании, отличающиеся от информации из реестра;
  • участник указал в заявке сведения об успешно реализованных им контрактах в качестве подтверждения собственного опыта, хотя на самом деле по ним имели место нарушения и судебные разбирательства;
  • участник закупки в заявке сослался на то, что он относится к субъектам СМП и СОНКО, но не указал конкретный вид юридического лица.

При любой закупке заказчику следует проверять информацию, предоставляемую участниками о себе. Особенно тщательно нужно контролировать сведения в том случае, если объектом контракта являются работы и услуги, требующие специальных лицензий и допусков.

2. Поставщик исказил данные относительно параметров объекта закупки.

Это наиболее распространенный вид нарушений, с которыми приходится разбираться ФАС. В законе не установлены обязательства заказчика проверять истинность информации о характеристиках ТРУ, но покупатель сможет избежать проблем в дальнейшем, если своевременно проконтролирует достоверность предоставленных участником сведений.

Информацию для сверки нужно брать из официальных источников. Это сайты производителей и дилеров, а также письма от них. При этом последние должны быть оформлены надлежащим образом, а представленная в них информация – однозначной и четкой.

Безусловно, самым весомым основанием и эталоном для сверки являются письма от производителей. Но получить их заказчику не всегда представляется возможным, потому что предприятия вовсе не обязаны отвечать на такие запросы, а добрую волю проявляет далеко не каждый. Поэтому используются сведения с официальных интернет-ресурсов производителей.

Если заказчик обнаружил, что информация в заявке участника не соответствует данным, которые производитель указал на своем сайте, то это является основанием не принять заявку. У потенциального поставщика имеется право в таком случае отстаивать свои интересы и обратиться с жалобой в ФАС.

В одном из писем Минэкономразвития была выражена такая же позиция. Но в решениях арбитражных судов нет единого подхода к данному вопросу.

Поэтому заказчики не могут отклонять заявки участников исключительно по той причине, что изложенные в них данные не соответствуют сведениям с сайтов производителей.

3. Поставщик неверно указал страну производителя товара.

Если заказчик в закупочной документации устанавливает требование указать страну происхождения товара, то обычно еще одним условием является соответствие этих сведений классификатору ОКСМ (Общероссийский классификатор стран мира). Но данное требование противоречит нормам закона 44-ФЗ, то есть заказчик не вправе устанавливать подобные ограничения.

Участникам закупок при наличии соответствующего требования в конкурсной документации лучше всего прописывать в заявках государство-производителя в соответствии с классификатором ОКСМ, это поможет избежать проблем.

С другой стороны, заказчики не вправе требовать от участников обязательно использовать классификатор, эта норма должна носить рекомендательный характер.

Но следует учитывать, что для некоторых товаров страна происхождения прописывается исключительно в соответствии с ОКСМ.

Иногда в заявках вместо одной страны происхождения товара указано несколько. Это является нарушением и основанием не принять заявку. Но когда данный вопрос разбирается ФАС или арбитражными судами, то нередко инстанции выражают несогласие с заказчиком.

Аргументом в пользу этой точки зрения выступает утверждение, что один и тот же продукт выпускается несколькими странами. Подавая заявку, потенциальный исполнитель на этой стадии не в состоянии знать наверняка, какой именно товар он будет поставлять.

Соответственно, если в заявке указано несколько стран происхождения товара, то это не должно быть единственной причиной ее не принять. В противном случае у потенциального поставщика будет право подавать жалобу.

Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений

В стремлении выиграть торги участник может указать в заявке ложные сведения о себе.

Например, потенциальный поставщик прописал, что он соответствует всем требованиям заказчика, имеет все соответствующие лицензии и допуски, хотя на самом деле таковыми не обладает. Или предъявленные бумаги – лицензия, банковская гарантия – поддельные.

Даже если такой участник стал победителем тендера, как только выявится недостоверная информация, отношения с ним расторгаются, в том числе при наличии заключенного контракта.

В последнем случае за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ участник попадает прямиком в реестр недобросовестных поставщиков (РПН). Это означает, что сведения о самой компании, ее руководителях и учредителях на 2 года заносятся в реестр, после чего в течение 2 лет все эти субъекты лишаются допуска к госзакупкам.

Приведем пример. ООО «Сигма» при подаче заявки на открытый конкурс указало ложную информацию о компании. В результате за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ ответственность была возложена на директора и учредителя.

Данные лица и сама фирма были занесены в РНП, но они тут же зарегистрировали новую компанию – ООО «Омега».

Но такой ход все равно не открывает им доступ к торгам, поскольку фамилии директора и учредителя будут числиться в реестре в течение 2 лет.

Обратите внимание! Раньше реестры недобросовестных поставщиков автономно велись на двух площадках – ФАС и gov.ru. В настоящее время существует объединенная база, размещенная в ЕИС.

Законодатели планируют ужесточить ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ. Пока можно говорить о подготовленном Минюстом РФ проекте поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Документ предусматривает для должностных лиц штрафы в размере 100–150 тысяч рублей за ложные сведения по поводу имевших место фактов предложения взятки по ст. 19.28 за двухлетний период до подачи заявки.

Также не следует забывать об уже принятой норме, которая начнет действовать с 1 января 2021 года, хотя ее внедрение планировалось на 1 января 2020 года. Речь идет об обязанности операторов электронных площадок сообщать организаторам закупки информацию о случаях привлечения к ответственности участников по фактам передачи и предложения взяток от имени юридического лица.

Проверка поставщика с помощью РПН

Организатору закупки следует убедиться, что потенциальный исполнитель контракта не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. Для этого нужно:

  1. Зайти на сайт Единой информационной системы (ЕИС).
  2. На главной странице найти раздел «Контроль и аудит» и кликнуть по строке в списке «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) (44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ-615)».
  3. В поисковое поле внести информацию об исполнителе: ИНН, название и пр.
  4. Если проверка проводится для юридического лица, сведения нужно проверять по учредителям, членам коллегиальных исполнительных органов (совет директоров), лицам, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (управляющая компания, директор). Для этого в поисковое поле нужно ввести их ИНН.

Составление протокола об отстранении

Если заказчик принимает решение отстранить субъекта от участия в тендере, то данный факт оформляется протоколом. В законе 44-ФЗ не устанавливаются никакие правила относительно его составления, публикации в ЕИС и передачи участнику.

Инициатор закупки может оформить документ по тем же нормам, которые действуют для итоговых протоколов. В содержании нужно обязательно указать дату и место составления документа, информацию об участнике закупки, по которому принимается решение об отстранении, и обоснование.

Если причиной снятия участника с тендера является недостоверная информация, указанная в заявке, то после вынесения решения и оформления протокола заказчик может на следующий рабочий день отправить документ участнику и опубликовать его в ЕИС.

Отклонение заявок как бесчестный способ борьбы с конкурентами

К сожалению, нормативная база в сфере закупок имеет определенные пробелы. В том числе недоработки существуют и в вопросе отклонения заявок, содержащих недостоверные сведения. По этой причине у недобросовестных организаторов закупок имеются лазейки – их используют, чтобы обеспечить победу в тендере именно тем компаниям, в которых заинтересованы заказчики.

В числе таких незаконных методов может быть, к примеру, сговор с производителем товара. Последний на официальный запрос заказчика предоставляет не соответствующий действительности ответ о том, что его продукция имеет другие параметры, отличающиеся от указанных участником тендера, заявку которого планируется отклонить.

Еще один распространенный метод, применяемый заказчиками для ограничения конкуренции, – манипуляции с содержанием конкурсной документации. Организатор закупки намеренно запутывает сведения и требования, нагромождает названия нормативных документов, в которых практически невозможно разобраться.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрены никакие механизмы противодействия подобным обстоятельствам. Очень часто разбирательство споров по таким вопросом в комиссиях ФАС и в судах происходит формально. Вследствие этого страдает один из основополагающих принципов системы госзаказов – конкурентность, что в целом существенно снижает эффективность работы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *