Объем потребленной электроэнергии отличается от договорного. обязан ли абонент оплачивать «недобор» и «перебор»

Что делать заказчикам в случаях, когда итоговая сумма затрат по контрактам на поставку электроэнергии зависит от фактического объема потребления. Разбираемся вместе с Петром Воронцовым, экспертом по госзакупкам.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе — это актуальные и важные темы. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.

Твердая цена контракта при закупке электроэнергии

При закупке электроэнергии оплата по контракту зависит от фактического объема потребления. Как оформить «недобор» и «перебор»?

В настоящее время существует два подхода к вопросу о том, как быть заказчику, если по Закону № 44-ФЗ цена контракта является твёрдой, при этом фактическая оплата по договору с субъектом естественной монополии, по договору водоснабжения, водоотведения зависит от фактического объёма потребления, — комментирует эксперт по госзакупкам, Пётр Воронцов.

Судебная практика предусматривает различные подходы:

Первый. Одни суды исходят из того, что требование заказчиков включить в контракт условие о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта основано на применении ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и является правомерным.

При этом они указывают, что включение в контракт условия о твердой цене не влияет на установленный порядок оплаты (исходя из показаний приборов учета) и не освобождает заказчика от обязанности оплатить фактически потребленный объем энергии (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу № А05-6874/2014).

Второй. Существует и другая позиция, согласно которой применение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ к услугам по водоснабжению и водоотведению противоречит ст. 544 ГК РФ, которая имеет более высокую юридическую силу.

Исходя из этого, условие о твердой цене считается ограничивающим право исполнителя на получение стоимости фактически оказанных заказчику услуг (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 № Ф04-14403/2014).

Заказчик не может установить цену контракта с субъектом естественной монополии в виде ориентировочного значения либо формулы и максимального значения — закупка у субъектов естественных монополий не относится к случаям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19.

Позиция Минэкономразвития России заключается в том, что заказчику при заключении контракта с субъектом естественных монополий следует указывать цену контракта, а также цену за единицу товара, работы, услуги (Письмо от 04.02.2015 № Д28и-150).

Таким образом, заказчику рекомендуется в условии о цене контракта указать цену за единицу приобретаемого ресурса и предполагаемый объём его потребления.

Объём может быть определен исходя из показателей фактического использования за истекший период и планируемых изменений (например, расширение штата сотрудников повлечет увеличение объема потребления).

Пример формулировки условия: «Цена контракта определяется исходя из объема подачи холодной (питьевой) воды, цены за единицу объема (тариф за 1 куб. м) и составляет _________________________ руб. Общество обязуется подать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объеме __________________________ куб. м. Тариф на холодную (питьевую) воду составляет _______________ руб./куб. м.». В случае исчерпания (недобора) предусмотренного контрактом объема поставляемого товара (работы, услуги) такой объем может быть увеличен (уменьшен) по предложению заказчика, но не более чем на 10% (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Закупка электроэнергии у единственного поставщика

Вопрос от слушателя: Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком на поставку электроэнергии (у естественной монополии) по п. 4 ч. 1 ст. 93 или обязательно по п. 1 ч. 1 ст. 93?

Ответ: С одной стороны, Закон № 44-ФЗ не ограничивает закупки по предмету контракта при закупке по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С другой стороны, для закупки услуг по электроснабжению предусмотрено отдельное основание (п. 1 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ), что предусматривает необходимость размещения извещения в ЕИС. То есть дополнительное действие, которое по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено. На мой взгляд, закупить услуги электроснабжения возможно и по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Однако, есть мнение в экспертном сообществе, что такая закупка может нарушать требования ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Правительство РФ отменило штрафы за недобор электроэнергии

По его словам, премьер это постановление подписал. Кроме того, премьер дал поручение о необходимости совершенствования ситуации в этой области.

  • Пресс-секретарь отметил, что проект был подготовлен фактически за ночь и что в течение часа соответствующие документы будут опубликованы на сайте правительства РФ.
  • Как сообщает пресс-служба правительства РФ, «постановление отменяет как норму о штрафах за недобор электроэнергии потребителями, имеющими договор с присоединенной мощностью до 750 кВА включительно, так и с 1 апреля 2012 года порядок расчетов, дифференцированный по числу часов использования мощности».
  • Как пояснил министр энергетики России Сергей Шматко, это было сделано, чтобы снять нагрузку по, например, инвестициям в современные счетчики и другие меры энергосбережения с предприятий малого и среднего бизнеса, присоединенная мощность которых ограничивается 750 кВА.

«Наши меры рассчитаны в первую очередь на поддержку малого и среднего бизнеса. Рынок электроэнергии на сегодняшний день построен таким образом, что там со стороны потребителя должно проводиться достаточно точное на наш взгляд планирование и балансирование рынка.

Это предусмотрено действующим механизмом функционирования рынка электроэнергии.

Если мы совсем отменим штрафы за недобор или перебор заявленной мощности, мы, по сути говоря, снимем любую мотивацию у всех потребителей по уточнению и планированию своих показателей, использованию энергоэффективных технологий, установке современных счетчиков», — сказал Сергей Шматко.

«Мы считаем, что требовать таких профессиональных действий и инвестиций в современные счетчики от малого и среднего бизнеса было бы неправильно. Поэтому мы вместе с коллегами посовещались и предложили уточнить эту планку и пока — подчеркну, пока — остановились на 750 кВА. Эта цифра, как мы считаем, ограничивает аграрные и предприятия малого и среднего бизнеса», — добавил он.

  1. «Наряду с этим документ устанавливает новые стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков, которые обеспечат для всех участников рынка прозрачность расчета средневзвешенных нерегулируемых цен электрической энергии (мощности), а также синхронизацию расчетов объемов мощности на оптовом и розничном рынках электроэнергии», — говорится в сообщении.
  2. Также премьер-министр поручил вице-премьеру Игорю Сечину, главам МЭР Эльвире Набиуллиной и Минэнерго Сергею Шматко, а также руководителю Федеральной службы по тарифам Сергею Новикову совместно с органами исполнительной власти, организациями и экспертами до 20 декабря этого года провести анализ реальных показателей экономической деятельности сбытовых компаний и экономической обоснованности цен для различных групп потребителей.
  3. По результатам анализа должны быть представлены предложения «по уточнению порядка реализации постановления правительства Российской Федерации от 4 ноября 2011 года № 877 (в том числе проекты договоров купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) потребителям, за исключением граждан-потребителей); по применению сбытовыми компаниями предельных надбавок с учетом региональных особенностей; по сокращению задолженности потребителей и уровня перекрестного субсидирования цен в электроэнергетике».
  4. По мнению министра энергетики, изменения (отмена сальдированной мощности и отмена ЧЧИМ — числа часов использования мощности) приведут к тому, что потребитель сможет прогнозировать стоимость потребленной электроэнергии, а также значительно снизится доходная база энергосбытовых компаний.

«У сбытовых компаний значительно снизится доходная база. Это будет означать, что потребители получат реальное снижение цены, во всяком случае в той части сбытовых надбавок, которые раньше они оплачивали», — сказал Шматко.

«Наши потребители смогут более точно определять, сколько они будут платить за электроэнергию, потому что, к примеру, цены на оптовом рынке мы можем прогнозировать», — добавил министр.

По его словам, экономические эффекты могут быть учтены в следующем периоде регулирования (с 1 июля). При этом Шматко подчеркнул, что «сбыт — это бизнес… мы категорически против того, чтобы посадить сбыт на фиксированную надбавку».

Проект основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в новых условиях должен быть представлен в правительство до 20 марта 2012 года.

Министр энергетики РФ Сергей Шматко, выступая перед журналистами в пятницу, назвал разрабатываемые положения функционирования розничных рынков «революцией», так как будут окончательно установлены правила взаимоотношений сбытов и потребителей.

«Сам факт того, что мы уже в течение ближайших месяцев должны эту работу полностью завершить, это, конечно, в какой-то степени революция на розничном рынке.

Революция в смысле того, что будут окончательно установлены все стандарты на правила и требования, как будет функционировать розничный рынок, как будут строиться взаимоотношения между сбытами, между потребителями, какие права есть у потребителей», — сказал он.

При этом министр отметил, что разрабатываемые нормы распространятся только на малый и средний бизнес, не затронув население.

«Там будет заложена система, как стимулировать потребителя к энергоэффективности, к более тщательному планированию, к так называемому «оприбориванию».

Поэтому мы считаем, что достигнутые или принятые решения — это значительный шаг на сегодняшний день в вопросах регулирования рынка электроэнергии, и очень важно, что это касается потребителей — в первую очередь, малый и средний бизнес», — сказал Шматко.

Он пояснил, что «население у нас отрегулировано по фиксированным тарифам и данное постановление, данные нормы потребления на население не распространяются».

Барнаульский эксперт комментирует постановление, урезавшее сверхприбыли энергетикам

С просьбой прокомментировать этот документ мы обратились к Дмитрию Мертесу, директору по правовым вопросам Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири.

— Дмитрий Владимирович, как сейчас складываются взаимоотношения энергосбытовых компаний с потребителями (до 750 кВА) — оплачивают ли они стоимость отклонений от договорного объема потребления
электроэнергии?

— В настоящее время оплата стоимости отклонений от договорных объемов потребления вызывает наибольшее количество вопросов со стороны потребителей электроэнергии.

В течение десяти лет в разное
время с потребителя взимают плату за отклонения договорных величин, и такое поведение энергоснабжающих организаций напрямую зависит от сложившейся судебной практики, которая постоянно изменяется в рамках споров «переборы-недоборы».

Читайте также:  Компания добилась исключения ее из реестра недобросовестных поставщиков, доказав, что она не уклонялась от подписания госконтракта

Изначально суды такую плату квалифицировали как договорную неустойку и обязывали потребителей ее оплачивать, в период 2007 года суды считали, что
неустойка носит компенсационный характер и не может быть установлена в тех размерах, которые прописывались в договорах (например, двукратный размер от стоимости тарифа).

В 2008—2009 годах суды изменили позицию и вновь стали квалифицировать условие договора об оплате как неустойку. В середине 2010 года практика вновь сформировалась в пользу потребителей.

До принятия постановления правительства № 877 четкой формулировки в законодательстве в отношении потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВа не существовало, в связи с чем колебалась позиция
судов при квалификации данных отношений.

В настоящее время довольно большое количество потребителей оплачивают выставленные энергоснабжающей организацией счета за отклонения от договорных
величин.

— Каковые санкции за превышение объема договорного потребления и наоборот, за «недопотребление»?

— Как правило, энергоснабжающая организация рассчитывает размер платы за «перебор» объема потребления в двухкратном размере тарифа за весь превышающий объем, и 25% от тарифа за весь
объем «недобора».

Чаще всего, от таких условий страдают производственники, потребление которых напрямую зависит от количества полученных заказов.

Бывали случаи, когда размер платы за переборы приравнивался к основному платежу за полученную электроэнергию.

— Возможно ли, что энергоснабжающие организации будут каким-то образом обходить постановление, взимая повышенную плату за перебор и требуя оплатить недобор на иных условиях?

— Думаю, что после вступления постановления в силу энергоснабжающие организации будут продолжать попытки сбора денег с потребителей, изменяя при этом формулировку данного условия в договоре на неустойку. Но вряд ли суды их поддержат.

— Энергокомпании, объясняя включение в договор пунктов о компенсации отклонений, мотивировали это тем, что сами работают на таких же условиях с оптовым рынком электроэнергии и просто транслируют
условия работы на ОРЭМ на потребителей. Означает ли это, что теперь энергокомпании будут нести убытки и попытаются компенсировать их при расчете тарифов на следующий год?

— На первый взгляд, потребителям кажется, что плата за недобор — это плата «за воздух», и соответствующие пункты договоров энергоснабжения не имеют под собой никакого экономического
обоснования.

На самом деле плата за недобор обоснована тем, что физически электрическую энергию хранить не возможно, в связи с чем энергоснабжающая организация закупает на оптовом рынке такое
количество электроэнергии, которое заявлено её потребителями.

Если потребители не выберут тот объем, который планировался, соответственно энергоснабжающая организация несет убытки за излишне
оплаченную энергию.

Тем не менее, помимо недоборов, существуют также переборы электроэнергии, которые расположены на другой чаше весов и представляют из себя компенсацию недоборов, при этом, каков на самом деле
баланс переборов и недоборов всех потребителей энергоснабжающей организации, известно только ей самой.

Если недоборы в общей массе равны переборам, то об убытках не может быть и речи. Тем более, ситуацию, в которой энергоснабжающая организация взимает плату за все переборы и за все недоборы, нельзя
назвать нормальной и справедливой.

В соответствии с российским законодательством о ценообразовании в электроэнергетике, убытки энергоснабжающих компаний не могут учитываться при расчете размера тарифа.

Что касается ответственности
на оптовом рынке, то действительно, энергоснабжающая организация несет ответственность за отклонения фактического потребления от заявленного, однако размер ответственности, в сравнении с двукратной платой потребителя, ничтожно мал.

Кроме того, по моему мнению, ЭСО должны самостоятельно планировать количество закупаемой на оптовом рынке электроэнергии и нести ответственность за то, насколько эти планы реалистичны.

При этом
недоборы и переборы экономически должны представлять из себя предпринимательский риск энергокомпаний, но никак не конечных потребителей.

Думается, что такой подход к планированию
энергопотребления более профессионален и лучше сообразуется с российским законодательством, предусматривающим обязательства потребителей оплачивать только потребленные товары и услуги.

— Постановление № 877 исключает с 1 апреля 2012 года дифференциацию по числу часов использования заявленной мощности (ЧЧИМ) для малого бизнеса (кроме тех, кто выбрал пятую и шестую ценовые
категории). Означает ли это, на ваш взгляд, что часть потребителей будут платить больше, чем раньше, другая часть меньше?

— За прошедшие три года, после введения дифференциации, не утихали споры между энергоснабжающими организациями и их потребителями и по поводу применяемого тарифа. Достоверно определить планируемое
число часов использования мощности (ЧЧИМ) потребителям достаточно сложно, а от этого показателя зависит размер платы за электроэнергию.

На мой взгляд, законодатель, исключив дифференциацию, нивелировал все попытки потребителя в выборе минимального тарифа, конечно, за исключением потребителей пятой и шестой ценовой категории,
поскольку они планируют по часам.

— При введении дифференциации по ЧЧИМ заявлялось, что ЧЧИМ стимулирует потребителей более эффективно использовать свое оборудование, планировать деятельность. Можно ли сказать, что следствием
отмены ЧЧИМ может быть исключение таких стимулов?

— Безусловно, государство заинтересовано в плановом использовании энергоресурсов. Потребители, у которых был зафиксирован более ровный график использования мощности, поощрялись уменьшением тарифа,
однако массового отражения это не нашло.

Думаю, что внесение изменений в ряд законодательных актов постановлением № 877, далеко не единственные изменения.

В настоящее время в разработке находится еще
масса изменений в законодательные акты, регулирующие отношения на розничном и оптовом рынке электроэнергетики.

— Перед принятием постановления № 877 заявлялось, что будет также облегчен переход от одной энергосбытовой компании к другой. При этом предполагалось, что потребитель не будет компенсировать
сбытовикам все, что они недополучили из-за их ухода в другую сбытовую компанию. Однако в постановление это все-таки не вошло…

— Переход потребителя от одной энергоснабжающей организации к другой регулируется п. 76 «Правил розничных рынков». Постановлением № 877 в данный пункт никаких изменений действительно не вносится.

Что касается возмещения убытков при переходе от одной энергоснабжающей организации к другой, то пока сбытовым организациям не удается доказать размер убытков и взыскать с потребителя
выпадающие расходы.

"Татэнерго" отказалось от намерения штрафовать абонентов за перебор энергии

Татария, 14 августа 2007, 14:00 — REGNUM ОАО «Татэнерго» согласилось с решением Татарстанского УФАС, признавшего действия компании по навязыванию потребителям невыгодных для них условий договоров по оплате за энергию нарушением закона «О защите конкуренции», сообщили корреспонденту ИА REGNUM в УФАС по Татарстану. Это означает, что энергокомпания отказалась от своих намерений штрафовать абонентов за перебор энергии и удерживать платежи за ее недобор.

Конфликт между «Татэнерго» и его потребителями наметился во время последней договорной кампании на 2007 год, когда сбытовое подразделение «Татэнерго» «Энергосбыт» разослало двадцати тысячам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям проекты новых договоров электроснабжения, предусматривающие взыскание штрафов за нарушение режима расходования электроэнергии.

Так, одним из пунктов проекта оговаривалось, что помесячный объем необходимой потребителю электроэнергии устанавливается один раз в год и не подлежит корректировке в период действия договора. Другой пункт договора обязывал абонента платить неустойку за превышение месячного потребления (сверхлимитные киловатт-часы потребитель должен был оплачивать в двойном размере).

Если же потребитель использовал электроэнергию в меньшем объеме, чем указано в договоре, он обязан был оплачивать не фактическое, а все заявленное потребление, гласил еще один пункт договора.

Таким образом, «Татэнерго» попыталось ввести жесткий механизм взысканий с потребителей за перебор и недобор энергии, лишив их возможности корректировать объемы энергопотребления и оплачивать их по факту.

Как пояснял тогда представитель правового управления «Энергосбыт» ОАО «Татэнерго» Валерий Воронин, включение данных пунктов в договор на 2007 год связано с новыми правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования отрасли, которые были утверждены правительством РФ в августе 2006 года.

Однако потребителей эти объяснения не устроили и они начали бойкотировать процесс заключения новых договоров в редакции «Татэнерго».

К примеру, некоторые крупные предприятия (в их числе «КАМАЗ» и «Нижнекамскнефтехим») соглашались заключать договоры только на условиях оплаты по фактическому потреблению.

А несколько структур (ООО «Компания VELD», ООО КЦ «ПРИЗМА», «Джалильское предприятие тепловых сетей» — филиал ОАО «Водоканалсервис», МУП «Русско-Актанышское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства», ОАО «Казаньзернопродукт», Казанская иудейская община, НО Казани «Городская ассоциация садоводов», частные предприниматели) обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Татарстану с просьбой рассмотреть вопрос о навязывании невыгодных условий договора на 2007 год со стороны ОАО «Татэнерго».

Татарстанское УФАС рассмотрело возбужденное им дело и усмотрело в действиях ОАО «Татэнерго» нарушения пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

«Татэнерго» не смогло объяснить комиссии УФАС причин отказа предусмотреть в договорах возможность корректировки заявленных объемов потребления электроэнергии.

На основании этого татарстанское УФАС признало действия «Татэнерго» по включению в договоры с потребителями трех спорных пунктов «нарушением установленного нормативными актами порядка ценообразования и навязыванием контрагентам условий договора, невыгодных для них».

Согласно выданным УФАС предписаниям ОАО «Татэнерго» было обязано заключать дополнительные соглашения к уже подписанным договорам электроснабжения при обращении абонентов, что давало бы им возможность корректировать заявленные объемы и платить за фактически потребленную энергию.

Штраф за недобор электроэнергии. Штраф за заявленный недобор электроэнергии

Главная » Развод » Штраф за недобор электроэнергии. Штраф за заявленный недобор электроэнергии

В соответствии с ГК РФ (ст. 544, пп. 1, 2) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии согласно данным ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Одним из таких правовых актов, устанавливающих порядок ведения расчетов между абонентом (юридическим лицом) и энергоснабжающей организацией в режиме предоплаты с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву, является постановление Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ».

Самовольное подключение и использование электроэнергии помимо учета в соответствии с КоАП РФ (ст.7.19) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Для энергоемких потребителей (с установленной мощностью не менее 50 МВт и напряжением оборудования на стороне потребителя 110 кВ и выше) в целях обеспечения договорных интересов субъектов рынка электроэнергии, обеспечения открытости и доступности результатов измерений отпуска и потребления электрической энергии у поставщика и потребителя необходимо выполнение следующих требований (Типовая инструкция по учету электрической энергии при ее производстве, передаче и распределении РД 34.09.101-94):

  • — системы расчетного учета электроэнергии должны быть согласованы сторонами и устанавливаться на обоих концах сети, связывающей энергоснабжающую организацию и потребителя;
  • — объем средств и погрешность измерений, условия эксплуатации приборов расчетного учета должны соответствовать требованиям нормативных документов;
  • — распределение баланса электроэнергии между системами расчетного учета должно регулироваться договором энергоснабжения.
  • Размещение расчетных приборов учета активной и реактивной энергии, требуемые классы точности счетчиков и измерительных трансформаторов, а также выполнение электропроводки к ним должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил учета электрической энергии и ПУЭ.
  • Средства учета электрической энергии представляют собой совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и трансформаторы напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенные между собой по установленной схеме.
  • Учет электрической энергии может быть расчетным (коммерческим) для денежного расчета с энергоснабжающей организацией и (или) техническим (контрольным) для контроля расхода электроэнергии внутри электростанций, подстанций, предприятий.
  • Счетчики для расчетов энергоснабжающей организации (продавца) с потребителем электрической энергии (покупателем) устанавливаются на границах раздела сети (по балансовой принадлежности) энергоснабжающей организации и потребителя. Текст скрыт развернуть
  • Реакции на комментарий
Читайте также:  В претензионный порядок в 2017 году вносят изменения

Виктория *****
света
29 мая 12, в 15:00 а что ясненько. сколько квт вы оплачиваете общедомовых расходов. у нас чем больше намотал квартирный счетчик, тем больше насчитают общедомовых расходов потребления света. просто так.без объяснений и разъяснений Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

света
Виктория *****
29 мая 12, в 22:25 У нас У.К. мы, жильцы дома с самого начала их контролируем, Изучили договор, в перечне работ на дому, выбираем. только необходимое. от остального отказ. Проверяем цены, всю информацию, которая нас интересует, они нам дают.

Но вот бывают проблемы, например с нас через платёжки брали за содержание управления. Мы возмущались, но всё оставалось по старому. Мы не смогли эту статью расхода изменить или отменить. Но тут почему-то прокуратура по нескольким У.К. именно за эту статью расхода возбудило уголовное дело.

Оказывается это незаконно. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Правила заключения и исполнения закреплены законодательно. В указанных правилах на год и на месяц вперед, а потребление на сутки вперед необходимо, только если потребитель сам выбрал для расчетов 5 или 6 ценовые категории.
Соответственно, ответственность потребителя за отклонения от предоставляемых им планов (за исключением расчетов по 5 или 6 ЦК) также отсутствует.

Однако, на практике, гарантирующие поставщики, а также организации, перепродающие потребителям купленную у ГП электроэнергию, иногда включают в условия договоров разного вида штрафы за недобор / перебор электроэнергии, а также вводят лимиты потребления, величину заявленной или разрешенной мощности и выставляют штрафы за превышение (далее — Штрафы). При этом, не стоит путать Штрафы с ответственностью за в виде .

Разберемся, что делать потребителю, чтобы избавиться от Штрафов и привести договорные условия в соответствии с действующим законодательством.

1. Гарантирующий поставщик предложил заключить новый договор, содержащий Штрафы.

Подписывать такой договор не нужно, потом будет сложнее убрать Штрафы из уже заключенного договора (см. п. 2). Целесообразно направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к договору, исключив пункты со Штрафами.

Если ГП будет настаивать — поинтересоваться (лучше в формате официальных писем) в соответствии с какой нормой права ГП предлагает включить пункт со Штрафом в заключаемый договор.

Кроме того, по закону гарантирующий поставщик обязан размещать на своем официальном сайте формы договоров, а ФАС должна осуществляет контроль этих форм на соответствие действующему законодательству.

Соответственно, если ГП включит в форму договора, размещенного на своем официальном сайте, Штрафы — ФАС может выдать предписание об устранении ГП нарушения законодательства.
Советую сверить текст договора, размещенного гарантирующим поставщиком на своем официальном сайте с текстом оферты, направленной ГП потребителю.

Если редакции отличаются (Штрафы в редакции у потребителя есть, а на сайте нет) — можно смело требовать изменения договора, чтобы он соответствовал тому, что размещено на сайте.
Если гарантирующий поставщик упорствует и не желает убирать Штрафы из заключаемого договора — можно обратиться в ФАС и/или суд.

При этом, если между потребителем и гарантирующим поставщиком ранее уже был заключен договора электроснабжения (купли-продажи электроэнергии), не стоит боятся, что действия потребителя по приведения нового договора в соответствие с действующим законодательством может привести к перебоям в электроснабжении, бездоговорному потреблению и пр.

По закону, отношения между ГП и потребителем до изменения договора или заключении нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

2. Действующий договор с гарантирующим поставщиком уже содержит Штрафы.

Ситуация сложнее, чем в предыдущем пункте, так как договор уже заключен. Потребитель сам этот договор подписал, а значит согласился со всеми его условиями.

Следовательно, поводов для изменения договора, вроде бы, нет.
В правилах розничных рынков электроэнергии сказано, что формы договоров, размещенные гарантирующим поставщиком на своем официальном сайте, могут быть использованы потребителем для внесения изменений в ранее заключенный договор.

Иными словами потребитель может потребовать, чтобы гарантирующий поставщик о приведении действующего договора электроснабжения (купли-продажи электроэнергии) в соответствие с формой, размещенной гарантирующим поставщиком на своем официальном сайте.

При отказе ГП о внесении соответствующих изменений в договор, целесообразно обратиться в ФАС и/или суд.

Если форма, размещенная на сайте гарантирующего поставщика, содержит штрафы — можно обратиться в ФАС и запросом о соответствии формы договора ГП действующему законодательству.

Договор заключен не с гарантирующим поставщиком.

Если потребитель осуществляет электроснабжение через , любые договорные споры между такой ЭСО и потребителем решаются предельно просто — переходом потребителя на электроснабжение к ГП.

Потребитель при этом получает гораздо более жестко регулируемые законодательно договорные условия, ГП избавляется от перепродавца и урегулирует все отношения напрямую с потребителем. В этом случае ГП не только обязан принят на электроснабжение потребителя, находящегося в его зоне деятельности, но и сделает это с удовольствием.

Только нужно проанализировать действующий договор поставки электроэнергии на предмет штрафных санкций при его досрочном расторжении.

Все чаще и чаще возникают
споры с ресурсоснабжающими организациями (далее РСО) по поводу объема поставленной тепловой энергии для оказания коммунальных услуг населению.

По типовым договорам,
как правило, управляющие организации (в том числе и ТСЖ /ЖСК приобретает у РСО тепловую энергию
для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (ГВС) собственникам и нанимателям жилых помещений
в многоквартирных домах.

В соответствии с данными договорами устанавливается определенный объем поставки тепловой энергии, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления по отоплению и ГВС для населения.

Однако РСО поставляет тепловую энергию в большем объеме, чем предусмотрено договором, мотивируя это тем, что технологии требуют многократных повторов подогрева воды до нужной температуры и тем, что температура наружного воздуха в зимний период бывает значительно ниже предполагаемой, что и приводит к необходимости отпуска тепла в большем объеме. РСО определяет объем отпущенной тепловой энергии исходя из показаний общедомовых и групповых приборов учета
, либо по показаниями Узла Учета Тепловой Энергии

Улучшение качества обслуживания предпринимателей в ОАО «СибирьЭнерго»

Анна Богданова: Добрый день, уважаемые посетители НГС! Мы начинаем онлайн-конференцию директора по маркетингу ОАО «СибирьЭнерго» Александра Беленького. Пожалуйста, задавайте свои вопросы.

Иванов Максим сергеевич: Прошу ответить почему в ОАО «СибирьЭнерго» требуют документы о собственности(аренде) на объекты энергоснабжения, когда по постановлению правительства ППРФ№94 достаточно предоставить лишь заявление о заключении договора на энергоснабжение, документ о выполнении технологического присоединения к электрическим сетям и иметь прибор учета электроэнергии?

Ответ:Просьба с нашей стороны по предоставлению документов, подтверждающих право владения энергопринимающими устройствами, вполне объяснима, так как договор энергоснабжения заключается при условии, что у потребителя в наличии имеется энергопринимающее устройство (ст. 539 Гражданского кодекса РФ), в противном случае исполнение по нему обязательств по поставке с нашей стороны становится невозможным.

Антон Белоусов: В связи с чем уже который месяц у вас единственных среди юр.лиц не принимают платежи за услуги по системе город в положенный срок до 10 числа и еще после несколько дней? с 1,5 миллионного города пени собираете? Это уже не первый раз, сотрудникам прокуратуры на вас внимание обратить надо.

Ответ:Оплатить за коммунальные услуги по электроснабжению, отоплению и горячему водоснабжению в г. Новосибирске можно более чем в 500 пунктах приема платежей. Оплату можно произвести в любой рабочий день, а в части пунктов приема — еще и в выходные. На сайте ОАО «СибирьЭнерго» (www.nskes.

Читайте также:  Что необходимо проверить покупателю при заключении договора поставки

ru) вы можете найти удобный для оплаты пункт приема платежей с указанием режима работы. По статистике, большая часть платежей поступает именно с 1 по 10 число. К сожалению, в связи с этим в некоторых пунктах приема платежей образуются очереди.

Тем, кто не хочет тратить свое время в очередях, мы рекомендуем осуществлять оплату, не дожидаясь окончания месяца, например, в период с 20 по 30 число. В этот период в пунктах приема платежей, как правило, не бывает очередей, и вы сохраните свое личное время.

Кроме того, оплату можно произвести через терминалы «Квартоплат» и банкоматы Сбербанка, в них оплата принимается круглосуточно и без комиссии.

По факту того, что вы не смогли произвести оплату, сообщите пожалуйста, где и когда вам отказали в приеме платежа. Мы обязательно разберемся с этим фактом, выясним причины и примем необходимые меры по их устранению. Информацию можно сообщить по телефону 273-98-98, телефону доверия (в режиме автоответчика) 211-01-30, а также по электронной почте info@nskes.ru.

Андрей Викторович: На основании действующего договора на электроснабжения мы обязаны предсказать! за два месяца — лимит электропотребления с погрешностью в ДВА процента и в не зависимотим от того больше ли мы потребили или меньше, мы все равно платим штрафполовина стоимости не угадонного электропотребления (казино какое то, надоело быть все время битым!)! Хотя на сегодняшний день мы находимся в 100% авансировании заявленного лимита. Когда нибудь будет в этом направлении изменения? Сейчас мы установили учеты с дистанционным снятим покозаний, величина электропотребления отличается в зависимости от огромного количества факторов до 30% (по суточно). КАК быть???

с уважением.

Ответ:При закупках электроэнергии на оптовом рынке нами оплачивается в более ранние установленные сроки тот объем энергии, который был заявлен до начала закупки исходя из потребностей наших покупателей.

По этой причине и в соответствии с действующим законодательством своевременное планирование объемов потребления электроэнергии и соблюдение заявленных режимов потребления является обязанностью потребителя.

Соответственно, за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей должна наступать гражданско-правовая ответственность, в частности, в форме договорной неустойки.

Поэтому при планировании своего потребления очень важно своевременно предпринимать меры к корректированию договорных объемов в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора энергоснабжения.

Сроки внесения платы за электроэнергию на сегодняшний день строго определены законодательством для разных категорий потребителей, в любом случае предоплаты осуществляться не должны.

В частности, порядок осуществления и размеры текущих платежей в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии потребителями (за исключением населения и приравненных к нему категорий), а также сроки проведения окончательного расчета урегулированы п.

70 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства № 530 от 30.08.2006.

МУП «МСК»

Энергетикам Барнаула предложили изменить договорные условия

Договорные отношения между предпринимателями и «Барнаульской горэлектросетью» стали предметом разбирательства краевой межведомственной комиссии (МВК), заседание которой состоялось 5 мая под руководством первого вице-губернатора Сергея Локтева.

МВК предложила энергокомпании с 1 июня изменить условия договора энергоснабжения, ущемляющие права и интересы потребителей. Смогут ли отказаться от этих предложений энергетики, пока неясно: гендиректор компании Иван Василиади от комментариев воздержался.

А между тем антимонопольная служба уже вынесла «БГЭС» предупреждение как раз за то, что та отказывалась заключить договор на условиях предпринимателей.

Последствия налицо

Григорий Корешков,владелец фирмы «Эффект», договор с «БГЭС» заключил весной прошлого года на условиях энергетиков, можно сказать, «подмахнул не глядя».

Случилось это после того, как инспекторы близкой к этой энергокомпании структуры — «Барнаульской сетевой компании» — предъявили ему акт о бездоговорном потреблении и потребовали выплатить за это 90 тыс. рублей.

«Мы только купили это помещение и начали ремонт, договор заключить еще не успели», — объясняет г-н Корешков.

К начинающему бизнесу энергетики отнеслись с пониманием: не тревожили до начала 2012 года. В январе же потребовали выплатить неустойку за не согласованный заранее перебор — превышение указанного в договоре объема потребления. В итоге суммарный платеж должен был увеличиться более чем на 40%: 17 тыс. рублей за потребление плюс 7 тыс. неустойка.

Сохранение этой энергокомпанией в проектах договоров обязанности оплачивать перебор по двойному «тарифу», недобор по половинному вызвало всплеск негативных эмоций со стороны бизнес-сообщества еще в конце прошлого года. В тот момент «БГЭС» заявила части абонентов о расторжении старых договоров, призвав их заключать новые. Но предложенные ею проекты договоров содержали все прежние условия.

Недовольство бизнес-сообщества вполне объяснимо: к тому времени уже было принято «революционное» постановление правительства № 877, которое напрямую запрещало включать в договор с потребителями, имеющими присоединенную мощность менее 750 киловольт-ампер (это малый и средний бизнес), обязанность компенсировать отклонения потребления от договорного объема. И хотя этот пункт постановления вступал в силу лишь 1 апреля 2012 года, а «БГЭС» оплату отклонений сформулировала как «неустойку», сути дела это не меняло.

Испытано на себе

Получив многочисленные жалобы предпринимателей, два известных в крае общественных деятеля — Юрий Ряполов, председатель городского координационного совета по развитию предпринимательства, и Николай Николаев, председатель аналогичного краевого общественного совета, — решили сами пройти весь путь заключения «правильного договора» с «БГЭС» на примере своего бизнеса. «Мы предложили «Горэлектросети» заключить вариант договора, который наиболее соответствует действующему законодательству, — поясняет г-н Ряполов. — В ответ получили протокол разногласий. Отправили им свой акт согласования разногласий. Нам ответили, что такая редакция не учитывает баланса интересов и подразумевает судебные разбирательства».

В итоге Юрий Ряполов подал в УФАС жалобу. Отметим, что несколько раньше в антимонопольную службу была подана жалоба по сходному делу. Собственники нежилого помещения на пр. Комсомольском, 40, подписавшие договор энерго­снабжения с протоколом разногласий, требовали исключить пункт о неустойке за перебор-недобор. «БГЭС» привычно отказала и им.

После рассмотрения жалобы краевое УФАС вынесло энергокомпании предупреждение, а спорный пункт был исключен. «Потребители, не выбравшие для расчетов с гарантирующим поставщиком пятую или шестую ценовую категорию, производят оплату потребленной электрической энергии исходя из фактических объемов потребления в соответствующем периоде», — пояснил Степан Поспелов, руководитель краевого УФАС.

На жестких условиях

По словам  представителя Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири Дмитрия Мертеса,пункт договора, касающийся платы за перебор и недобор, оспаривается предпринимателями чаще всего. В целом же таких невыгодных пунктов в договоре, как правило, около 20.

«Мониторинг проектов договоров энергоснабжения гарантирующих поставщиков края показал, что «БГЭС» — единственный из них, который предлагает столь жесткие условия», — комментирует Александр Карасев,один из авторов предложений МВК и председатель комитета по энергетике АлтТПП.

Именно это стало причиной вынесения на МВК «личного дела» «БГЭС», после чего энергокомпании предложили изменить условия, исключив, в частности, все пункты о неустойке.

Людмила Смирнова,замруководителя краевого УФАС, говорит, что «Барнаульская горэлектросеть» — один из лидеров по числу жалоб со стороны как юридических, так и физических лиц.

И хотя почти 49% акций энергокомпании принадлежит муниципалитету, а в совет директоров входят три барнаульских чиновника, попытки привлечь администрацию к решению «договорной проблемы», по словам ряда собеседников, оказались полностью безуспешными.

Другой вопрос: что делать предпринимателям? Президент АлтТПП Борис Чесноков советует обращаться в УФАС на стадии заключения договора: «Это быстрее и проще, чем обращаться в суд».

Людмила Смирнова в свою очередь поясняет: «Если договор еще не заключен или к нему имеется протокол разногласий и протокол согласований, в котором невыгодные условия остаются, мы можем обязать компании исключить эти пункты в договорах».

Сложнее обстоят дела в случае, если предприниматель, как Григорий Корешков,  подписал договор на условиях энергетиков. «Если пункты уже подписанного договора энергоснабжения противоречат действующему законодательству, то их возможно исключить в суде, — объясняет Дмитрий Мертес.

—  Если же предприниматель подписал договор, содержащий невыгодные для него, но не противоречащие закону пункты, расширяющие его ответственность в виде дополнительных пеней и штрафов, то исключить их он не сможет, поскольку односторонний отказ от исполнения договора законом запрещен».

Со своей стороны Иван Василиади воздержался от комментариев: «Нахожусь в отпуске, поэтому ничего о решении краевой МВК мне еще неизвестно».

В то же время, как сообщили источники, в правительстве готовятся документы, предусматривающие значительное упрощение процедуры смены гарантирующего поставщика.

Если это произойдет, несговорчивая энергокомпания, не желающая терять доходы в виде неустойки, может вообще лишиться части клиентов.

Какие изменения в договор предложила МВК (извлечения)

  1. По инициативе потребителя договорной объем потребления электрической энергии (без учета мощности) должен быть скорректирован гарантирующим поставщиком не позднее чем за 15 дней до начала месяца, в отношении которого заявлен соответствующий договорной объем.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *