Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

По данным Всемирного банка, Россия стала одним из крупнейших в мире кредиторов для стран третьего мира, уступая по этому показателю лишь Китаю, Японии, Германии и Франции.

В отличие от Минфина РФ, который не публикует сведения о задолженностях иностранных государств перед Москвой, международная организация представила подробный список из почти 30 стран, которые делят между собой российский кредит на сумму $22,9 млрд.

Эксперты объяснили «Газете.Ru», какие политические интересы Россия преследует в странах-заемщиках.

Как следует из данных Всемирного банка, основной должник России — это Белоруссия. На постсоветскую республику приходится около 35% от суммарного долга иностранных государств перед Россией, то есть $8,1 млрд.

Эта цифра актуальна на декабрь 2019 года, и с тех пор, в июне 2020, Кремль предоставил западному соседу еще один кредит на $1 млрд.

При этом, как отмечает доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев, кредиты — лишь малая часть финансовой поддержки, которую Москва оказывает Минску.

Согласно экспертной оценке, за последние 20 лет Россия так или иначе вложила в Белоруссию около $137 млрд — речь идет о дотациях, преференциях, субсидиях и долговых списаниях.

Политический интерес России в Белоруссии очевиден: Москва стремится сохранить за Минском статус ключевого союзника, укрепить и нарастить свое влияние в республике посредством заключенного более 20 лет назад договора о Союзном государстве.

Однако, как считает Андрей Суздальцев, добиться этой цели у Москвы пока не получается. «Мы не смогли конвертировать нашу финансово-ресурсную поддержку и экономическую зависимость Белоруссии от российской экономики в политическое преимущество. И это проблема», — отмечает эксперт.

Однозначного ответа на вопрос, как переломить эту ситуацию, нет. Даже сейчас, несмотря на колоссальные объемы финансовой поддержки, официальный Минск нередко возмущается большими процентами по кредитам и неравными условиями для российских и белорусских компаний.

Суздальцев убежден, что при таком формате отношений Москва должна переходить к обычным международным отношениям с Минском, учитывая его суверенитет и независимость.

«Однако руководство Белоруссии очень болезненно к этому относится. Там несколько другое, интересное восприятие, что эту независимость должна оплачивать Россия, а они должны этим всем распоряжаться.

То есть отношение к России как к колонии», — говорит эксперт.

  • close
  • 100%

Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка
Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

Старые долги

На Ближнем Востоке сложилась неожиданная ситуация с кредитованием со стороны России: шестое место в списке должников занял Йемен с долгом в $1,15 млрд, тогда как регулярно обсуждаемая в СМИ Сирия оказалась только на 11-й строчке — она должна Москве порядка $530 млн.

Как отмечает старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Чупрыгин, в вопросе предоставления кредитов странам региона у России есть большие сомнения. Он подчеркивает, что задолженность Йемена — это по большей части нереструктурированный долг перед Советским Союзом.

«Потому что у современной России вариантов одолжить кому-то большое количество денег не очень много»,

— рассуждает эксперт. Дисбаланс в сравнении с Сирией он объясняет тем, что в отношении нее долги были реструктурированы не один, а как минимум два раза.

Всемирный банк также обратил внимание, что часть долгов перед Россией, в частности и долг Йемена, восходят к началу 1990-х годов.

  1. close
  2. 100%

Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка
Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

Ставка на Азию

Более трети государственного долга перед Россией приходится на страны Юго-Восточной и Южной Азии. Суммарно семь государств региона, входящих в топ-20 российских должников, взяли кредиты на $7,82 млрд.

Три страны из этого списка входят в топ-5 самых крупных должников РФ. Так, на втором месте в общем рейтинге расположился Бангладеш (долг составляет $2,42 млрд), на четвертом месте — Индия ($1,72 млрд), а на пятом — Вьетнам ($1,62 млрд). Кроме них в топ-20 входят такие страны, как Афганистан, Камбоджа, Лаос и Индонезия.

При этом, как отмечает в беседе с изданием и. о. директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов, инвестиции в эти страны — одно из крайне удачных внешнеполитических решений Москвы.

«Здесь есть, конечно, политическая составляющая — Россия сейчас пытается вернуться в Азию и диверсифицировать свое взаимодействие, то есть не сосредотачиваться только на Китае, а, например, идти больше в страны Юго-Восточной Азии и Южной Азии», — поясняет эксперт.

Говоря об Индии, Маслов напоминает, что основные направления сотрудничества здесь — инвестиции в индийскую промышленность и кредиты на поставки российского вооружения. «И в данном случае это не столько бизнес, сколько укрепление российской позиции политической, ну и, конечно, военной в этом регионе», — продолжает Маслов.

Вьетнам, по мнению эксперта, вовсе можно считать «недокредитованной Россией страной», поскольку на этом поле активно работают и другие игроки — Япония, США, Сингапур. «Потому что Вьетнам — одна из самых перспективных вообще стран по развитию. Проекты, проинвестированные в этой стране, могут принести очень большую отдачу», — считает Маслов.

Отдельная ситуация складывается с Бангладеш — из-за очень высокого уровня бедности в этой стране российские кредиты Дакке, по мнению и.о. директора ИДВ РАН, могут считаться невозвратными.

Однако под эти кредиты, по его мнению, Москва могла бы начать открывать в Бангладеш российские предприятия: «С точки зрения логистики нам выгоднее иметь свое производство там, а не, например, в Центральной России».

Также кредиты могут быть погашены за счет предоставления земель, производств, рабочей силы или особых налоговых преференций.

При этом эксперт предостерег от слишком высоких ожиданий — страны Южной и Юго-Восточной Азии, в которые инвестирует Россия — «это страны долгого оборота». «То есть отдача пойдет минимум через 5-7-10 лет», — резюмирует он.

  • close
  • 100%

Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка
Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

Африканский путь через санкции

Значительную часть в списке должников России составляют африканские страны — на них приходится около 8% от суммарного долга перед Москвой или $1,91 млрд. В общем рейтинге по объемам кредитов на восьмой строчке разместился Сомали, на 12-й — Египет, 17-е место занимает Мозамбик, а следом за ним идут Эфиопия и Замбия.

  1. Как обращает внимание политолог-африканист, доцент МГУ Наталия Пискунова, в данном случае речь идет о традиционной политике России, унаследованной от Советского Союза — так называемой помощи развитию стран.
  2. По словам эксперта, кредиты, предоставляемые Россией, связаны с идеей расширения и продвижения мягкой силы страны именно в Африке.
  3. «Это, естественно, усилилось после событий 2014-2015 годов, то есть это обход санкций со стороны ЕС по всем направлениям», — констатирует специалист.

Наталия Пискунова подчеркивает, что кредиты, которые Россия выдает африканским государствам, обычно связаны с целым рядом условий, в том числе политических и экономических, которые эти африканские государства должны выполнить. Например, речь может идти о поддержке российских компаний, которые приходят на африканский рынок.

  • close
  • 100%

Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка
Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

На помощь антиамериканскому фронту

В списке 20 главных должников перед Россией всего две страны из Латинской Америки, однако уровень их закредитованности сильно разнится. Так, на третьем месте в списке стран с наибольшей задолженностью перед Россией находится Венесуэла с долгом в $1,84 млрд, Эквадор при этом занимает 20-ю строчку — его долг составляет около $110 млн.

Как указывает эксперт Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД Татьяна Русакова, с Венесуэлой у России давние связи. Она напоминает, что РФ предоставляла кредиты, в частности, на приобретение военной техники.

  1. «Но Венесуэла — это наш больше политический проект, чем экономический, поэтому такие цифры», — говорит эксперт.
  2. То, что у России и Венесуэлы достаточно активные экономические отношения, подтверждает и замдиректора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников.
  3. «Венесуэла до нефтяного кризиса сама активно помогала другим странам, но после этого и в результате американских санкций она находится в несколько тяжелом положении, а Россия традиционно старается помочь, когда к ней обращаются за помощью страны, с которыми она сотрудничает», — подчеркивает эксперт.

Что касается Эквадора, Калашников отмечает, до недавнего времени отношения с этой страной были в некоторой степени свернуты. Русакова же напоминает о строительстве совместных российско-эквадорских электростанций, то есть небольшие кредиты, по ее словам, могли выделяться на сотрудничество в энергетической сфере.

  • close
  • 100%

Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка
Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

Союзники и не очень

На девятом месте в списке главных российских должников расположилась Сербия. Белград должен Москве примерно $770 млн.

Эксперт Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт объясняет, что долг балканской страны перед Россией включает в себя выделение средств на модернизацию сербских железных дорог, строительство трубопровода «Балканский поток», а также двустороннее военно-техническое сотрудничество — обеспечение договоров о поставках российских вооружений и военной техники.

«Москва, во-первых, заинтересована в поддержке дружественного государства в Европе, И, во-вторых, она заинтересована в собственном присутствии в регионе. Понятно, что этот интерес как-то приходится оплачивать», — говорит эксперт.

Примечательно, что в списке 20 основных должников России помимо Белоруссии присутствуют только две постсоветских страны. Речь идет об Армении (14 место, долг в $400 млн) и Украине (10 место, долг в $610 млн).

При этом Москва считает, что долг Киева значительно больше, включая в него $3 млрд, которые были предоставлены экс-президенту Виктору Януковичу в декабре 2013 года. Нынешние украинские власти признавать этот долг отказываются.

В целом, как считает эксперт по странам ближнего зарубежья Андрей Суздальцев, в отношениях со всеми странами бывшего СССР, в том числе с Арменией и Украиной, имеет место та же модель, что и в отношениях с Белоруссией: «Враждебные действия или как минимум враждебная риторика руководства этих стран соседствуют с глубокой экономической зависимостью от Москвы. Взять ту же Армению — ответственность за поражение в войне с Азербайджаном власти попытались переложить на Россию».

По словам Суздальцева, в понимании руководства постсоветских республик, Россия — «это такое открытое пространство, где можно делать все, что хочешь».

«Я работаю с этой темой больше 30 лет, и наблюдаю потрясающие эпизоды применения такой практики. Россия пытается эту тенденцию переломать, но очень медленно.

Иногда даже стимулируя такие иждивенческие настроения, за счет нашего народа, конечно, прежде всего», — резюмирует эксперт.

  1. close
  2. 100%

Россия обошла Руанду и Испанию в деловом рейтинге Всемирного банка — РБК

Всемирный банк составляет рейтинг Doing Business ежегодно с 2002 года. Благоприятные условия для ведения бизнеса оцениваются по 10 категориям: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, получение кредитов и т.д.

Последний индекс учитывает изменения с мая прошлого года по май нынешнего. За этот период власти 115 стран провели 294 реформы, в результате которых условия ведения бизнеса там стали легче, отмечает Всемирный банк.

Успехи России Всемирный банк объясняет следующими факторами:

  • ускорением подключения к электросетям за счет установления новых сроков этих работ и создания специализированных отделов в коммунальных службах по подключению предпринимателей
  • усилением защиты прав миноритарных акционеров за счет требований большей корпоративной прозрачности
  • сокращением времени рассмотрения налоговыми органами заявлений на возврат средств по НДС
  • улучшением программного обеспечения 1С, используемого для ведения бухгалтерии.
Читайте также:  Алгоритм установления коллективной (бригадной) материальной ответственности

В прошлом году лучше всего в России дела обстояли с подключением к электросетям и регистрацией собственности (12-е места по этим критериям), хуже всего — с международной торговлей (99-е место).

Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

Инвесторам важно не только это

Doing Business не отражает в полной мере состояние инвестиционного климата в стране, признал Орешкин. Индекс лишь демонстрирует, насколько стандартные процедуры, связанные с регистрацией компаний, налогообложением, прохождением таможни, легче или тяжелее по сравнению с другими странами.

По словам министра, инвесторы обращают внимание главным образом на стабильность регулирования. «Как раз рейтинг Doing Business стабильность регуляторики не измеряет.

Частое изменение условий, низкая предсказуемость — это то, что сейчас волнует инвесторов больше всего. С процедурами мы справились, теперь нужно справиться со стабильностью.

Это главная задача правительства на ближайшее время», — констатировал Орешкин.

Рейтинг Doing Business не руководство по инвестициям, а лишь измерение степени легкости ведения бизнеса, пишет в предисловии к новому рейтингу президент группы Всемирного банка Дэвид Малпасс.

«Потенциальные инвесторы оценивают много других факторов, таких как общее качество деловой среды, национальная конкурентоспособность, макроэкономическая стабильность, развитие финансовой системы, размер рынка, верховенство закона, качество рабочей силы», — отмечает он.

В 2011 году Россия занимала в Doing Business 124-е место. В майских указах Владимира Путина 2012 года была установлена цель к 2018 году войти в топ-20. Задача выполнена не была.

В майском указе 2018 года этот пункт не упоминался. Но весной этого года Минэкономразвития сообщило, что президент дал поручение вывести Россию на 20-е место в Doing Business к 2024 году. Этому, в частности, должна способствовать реализация плана «Трансформация делового климата». Его ключевые показатели эффективности включают индикаторы рейтинга Doing Business.

Неполная картина

То, что измеряет Всемирный банк в рамках рейтинга, отражает только часть реальных условий ведения бизнеса, говорит директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев. В первую очередь это технические характеристики, связанные с доступом к электросетям, возможностью быстрого получения разрешения на строительство, регистрацией компаний, доступом к кредитам и т.д.

«В этой системе координат за последние годы в России действительно произошло довольно заметное улучшение», — сказал Яковлев РБК.

По его словам, это следствие политики, которая проводилась правительством не только с точки зрения формального улучшения места России в глобальном рейтинге Doing Business, но и с точки зрения давления на региональные органы власти, чтобы такого же рода изменения в лучшую сторону происходили и в регионах.

«Но важно понимать, что это только часть реальной картины. Всемирный банк в рамках своей системы измерений не учитывает ряд параметров, которые, может быть, менее важны для развитых стран, но весьма значимы для России. Это, в частности, силовое давление на бизнес и ситуация с защитой прав собственности», — отметил Яковлев.

«От того, что у вас ускорились процедуры получения разрешения на строительство или подключения к электричеству, экспортные и импортные операции стало проводить легче, но при этом у вас не защищены права собственности, у вас не будет стимула к инвестициям», — пояснил он.

Наконец, Всемирный банк в своем рейтинге рассматривает деловой климат только в двух российских городах — Москве и Санкт-Петербурге.

Составители анализируют нормативные акты, связанные с регулированием, и информацию, предоставляемую государством, опрашивают экспертов. Однако в опросе не участвуют компании.

Как поясняли ранее во Всемирном банке, там не всегда есть необходимая юридическая информация. К тому же бизнес открывают один раз, а затем предпринимателям становится сложнее оценить трудности регистрации новой фирмы.

Европейская комиссия оценила судебную систему России

Российская судебная система заняла 18 место в рейтинге Всемирного Банка

Максим Стулов / Ведомости

Еврокомиссия опубликовала отчет об оценке европейских судебных систем в 47 странах (последние использованные в отчете данные датированы 2018 г.).

Согласно исследованию Европейской комиссии, российские суды продемонстрировали одни из лучших показателей в осуществлении оперативного правосудия в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве среди стран, представленных в Совете Европы.

Работа российской судебной системы признана одновременно наиболее технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств.

Например, такой важный показатель, как средний срок рассмотрения гражданских дел и экономических споров, в России составляет 50 дней, что почти в 5 раз лучше среднеевропейского значения (233 дня). Для сравнения: в Германии этот срок составляет 220 дней, во Франции – 420 дней, в Италии – 527 дней.

Аналогичный показатель в административном судопроизводстве в России еще лучше – всего 13 дней, что может претендовать на мировой рекорд. Это в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня (323 дня).

В Германии средний срок рассмотрения административного дела – 435 дней, во Франции – 285 дней, в Италии – 889 дней.

В этом году Европейская комиссия впервые изучила и эффективность применения судами современных технологий.

По всем показателям Россия получила высокие оценки, они значительно превышают среднеевропейские.

Например, уровень применения цифровых технологий российскими судами при взаимодействии с участниками уголовного судопроизводства более чем вдвое выше среднеевропейского – 8,6 балла против 4,1.

Что касается финансов, то сумма выплаченных судебных пошлин на одного человека в России составляет 3,4 евро. Среднеевропейский показатель более чем в 2 раза выше – 7,67 евро.

В качестве сравнения: российский гражданин, обращающийся в суд с иском о взыскании долга в размере, например, 3000 евро, заплатит в качестве государственной пошлины порядка 75 евро, житель Германии – 325 евро, Швейцарии – 646 евро, при этом среднеевропейский показатель составляет 154 евро.

Любопытно, что буквально через неделю после публикации отчета Еврокомиссии дискуссию о качестве российского правосудия подхватил председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев. В интервью «Российской газете» он сообщил несколько важных фактов:

– за последние 10 лет число осужденных к реальному лишению свободы сократилось на 40%;

– в 2019 г. по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности рассмотрено 153 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из них удовлетворено 87 (57%), соответственно, в удовлетворении 66 ходатайств (43%) отказано;

– количество несовершеннолетних осужденных сократилось с 96 800 в 2003 г. до 16 900 в 2019 г., т. е. в 5 раз;

– в 2019 г. судами рассмотрены уголовные дела об организации преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ) в отношении 133 лиц, из них осуждены 73 (55%), а в отношении 60 лиц (45%) уголовное преследование прекращено судом.

Однако ни Европейская комиссия, ни глава ВС России не могут убедить «юридических консерваторов», которые считают, что российское правосудие, несмотря на его дешевизну, быстроту и технологичность, абсолютно «феодальное», уклон его – сугубо обвинительный, а акты – негуманные. Хотя они, конечно, лукавят.

В Великобритании правосудие, по всеобщему признанию, однозначно хорошее. Может быть, даже лучшее в мире. Однако из рядовых граждан практически никто не судится. Потому что очень дорого, долго и без юриста вообще не сунешься.

То есть для 99% граждан «качество британского правосудия» – как для большинства россиян Эрмитаж: известно, что очень круто, но никогда не были и, вероятно, не будем. Несколько моих знакомых в Лондоне хотели бы подать в суд по разным поводам, но не смогли именно из-за дороговизны и сроков рассмотрения дел.

«Быстрое и дешевое» российское правосудие подошло бы им куда больше, чем «очень качественное правосудие для состоятельных господ».

Все сказанное совершенно не означает, что российская судебная система однозначно хорошая. Нет, конечно. Многое в ней, включая качество правосудия, очень далеко от идеала. Но для «массового народного потребителя» система работает очень хорошо. Европейский знак качества.

Лучшая реальность: рейтинг Doing Business недооценил российский суд — новости Право.ру

ЦРСП, в состав которого входят эксперты-правоведы из МГУ, МГЮА, Института правовых исследований НИУ ВШЭ, опубликовал доклад «Качество экономического правосудия: реальность v. DB-2020». В нём представлен анализ тех данных рейтинга Doing Business, которые относятся к оценке правовой системы страны. 

Несмотря на то что в целом оценка высокая, корректный анализ целого ряда показателей, касающихся системы арбитражного правосудия, мог бы сделать реальный балл, полученный Россией, ещё выше, уверены эксперты. Вместо 28-го места она оказалась бы на 26 строчке.

ЦРСП, анализируя показатели рейтинга, касающиеся права и судебной системы, обнаружил скорее фактические, чем методологические нестыковки, которые сказались на баллы России по трём направлениям: «Обеспечение исполнения договоров» (Россия на 21-м месте), «Защита миноритарных акционеров» (72-е место) и «Разрешение неплатёжеспособности» (57-е место).

Суд лучше, чем кажется

Исполнение договоров – показатель, который наиболее полно характеризует качество арбитражного правосудия в России. Оценка Всемирного банка по нему стабильно высока, однако динамики, которая отражала бы реальную ситуацию, не наблюдается. 

Показатель складывается из оценок «качества судебной системы» (для России 9,5 балла из 18 в DB-2020), «времени разрешения спора» (337 дней для модельного спора) и «стоимости судебной процедуры» (16,5% от суммы).

Неучёт ряда принципиальных позитивных изменений в работе системы экономического правосудия привёл к значительному занижению реального рейтинга России по этим показателям, полагает ЦРСП. Учитывая коррективы, Россия должна находиться не на 21-м месте, как сейчас, а на третьем месте, считают эксперты.

Они полагают, что в ряде случаев во Всемирном банке могли использовать устаревшие данные или же учесть систему судов в целом, а не только арбитражные суды, где работают многие системы, но и суды общей юрисдикции, где ряд механизмов ещё не реализовали полностью.

Например, ВБ отмечает, что в России нет возможности подачи иска в электронном виде и нет публикации в открытом доступе всех решений суда, хотя эти системы уже давно и эффективно работают в арбитражной системе.

При этом ВБ не обнаружил в России и других существующих процедур. Например, упрощённых процедур и возможности лиц самостоятельно представлять свои интересы при рассмотрении мелких споров.

Это нельзя объяснить ничем, кроме как недостаточной информированностью экспертов ВБ, считают в ЦРСП. Так, практика использования упрощённого и приказного порядка рассмотрения мелких требований в арбитражных судах (гл. 29 и 29.

1 АПК РФ) давно устоялась, в 2018 году арбитражные суды субъектов рассмотрели с использованием облегчённых процедур более половины от всего объёма дел. 

Также российское процессуальное законодательство предусматривает возможность самому представлять свои интересы в суде (ч. 1 ст. 59 АПК). Это во Всемирном банке также проигнорировали.

«Институциональное оформление судебной системы России в полной мере соответствует требованиям бизнес-ориентированности: коммерческие споры рассматриваются специально созданными арбитражными судами всех уровней; для дел с небольшой суммой исковых требований применяется особая облегчённая процедура; в целях дополнительной защиты интересов хозяйствующих субъектов предусмотрена возможность досудебного ареста движимого имущества», – из доклада ЦРСП.

Также в арбитражных судах дела распределяются в случайном порядке автоматически – что не оценили при составлении DB. По мнению Всемирного банка, в России недостаточно подробно урегулирован вопрос продолжительности судебного процесса.

Читайте также:  Капитальный ремонт в многоэтажных домах: кто освобождается от уплаты, какие льготы, должны ли пенсионеры в возрасте 70, 80 лет и старше получать компенсацию?

Например, в законодательстве не определены сроки совершения конкретных процессуальных действий и нет ограничений максимально допустимого количества перерывов в судебных заседаниях. Это влияет на оценку в рейтинге. Но в ЦРСП с этим не согласились.

По быстроте разрешения споров в арбитражных судах Россия в числе лидеров, аргументируют эксперты. При этом установлена предельная длительность разбирательства (три месяца для искового производства, два месяца – для упрощённого, 10 дней – для приказного порядка).

А в остальном сроки совершения отдельных процессуальных действий определяются судом в зависимости от конкретных обстоятельств.

Институт автоматизации судебного процесса, действующий в арбитражных судах России, вообще не имеет аналогов в мире, пишут эксперты. Хотя потенциал развития есть, признают они. Так, при наличии возможности электронной подачи иска ответчика всё равно уведомляют по почте, а уплата госпошлин требует предоставления документов от банков.

Что касается ещё одного параметра, альтернативного урегулирования споров, то эксперты ВБ признают, что на законодательном уровне в России созданы все необходимые условия для использования подобного урегулирования: в негосударственный арбитраж можно передать широкий перечень дел, а использование медиации стимулируется финансово. 

По подсчётам Всемирного банка, качество российской судебной системы – 9,5 из 18 баллов. В действительности же, считают в ЦРСП, адекватная оценка – 14 баллов из 18, что соответствует 11 месту, как в Дании и Норвегии.

Время и деньги

Во Всемирном банке дали неточную оценку и времени судебных процедур, отметили российские эксперты. Так, в ВБ не признали существование в России ускоренных процедур разрешения дел с небольшой суммой иска. Кроме того, в ВБ примерно вдвое завысили время, нужное для возбуждения искового производства.

По оценкам рейтинга, 60 дней, но в реальности это не требует такого количества времени. В итоге число дней разбирательства должно оцениваться как 312, что дало бы 12-е место в мире по этому показателю, хотя Россия, признают во Всемирном банке, и без этого относится к странам-лидерам по оперативности разрешения споров, даже с учётом длительности исполнения решения.

Стоимость рассмотрения арбитражного спора в России ниже, чем заключили во Всемирном банке.

В целом при использовании корректных данных Россия должна находиться на третьем месте по показателю обеспечения исполнения договоров с результатом 82,3 балла, считают эксперты.

Куда стремиться

При этом эксперты отмечают, что в целом оценка, данная российской правовой системе, высокая. С этим, отмечает «Коммерсант», соглашаются и источники в Верховном суде. От официальных комментариев там отказались.

Тем не менее неофициально источники заявили, что знакомы с докладом и в целом разделяют его выводы, хотя предлагать ВБ корректировать оценки или методику не предполагается.

Оценка правовой системы России с точки зрения качества арбитражного правосудия стабильно высока, что признают и во Всемирном банке. Улучшить через изменение методики можно было бы не качество, а сами оценки.

Тем не менее, отмечается в аналитическом исследовании, есть ряд реформ, проведение которых могло бы повысить рейтинг России по показателю обеспечения исполнения контрактов. В их числе – обеспечение возможности уведомления ответчика о поданном иске в электронной форме, а также отказ от необходимости представления документов от банков при уплате государственных пошлин. 

DB-2020: итоги для России

Рейтинг Doing Business составляют экономисты Всемирного банка. Оценка лёгкости ведения бизнеса проводится по 10 показателям, в числе которых – соблюдение условий контракта, лёгкость начала бизнеса и регистрации собственности, банкротство, уплата налогов и другие.

При анализе данных по России учитываются только Москва и Санкт-Петербург. Цель войти в двадцатку лидеров была поставлена в указах Владимира Путина, выпущенных после президентских выборов 2012 года. Тогда Россия занимала 120-е место.

В этом году России удалось войти в топ-30 рейтинга и занять 28-ю строчку, расположившись сразу после Австрии. 

Наилучшие позиции Россия имеет в области подключения к системе электроснабжения – седьмое место (97,5 балла), регистрации собственности – 12 место (88,6 балла), обеспечения исполнения договоров – 21 место (72,2 балла), получения кредитов – 25 место (80 баллов), получения разрешений на строительство – 26 место (78,9 балла).

Худшие показатели России отмечены в области защиты миноритарных акционеров – 72 место (60 баллов) и международной торговли – 99 место (71,8 балла).

Положительная динамика показателей вследствие реформирования институтов в России была отмечена в большинстве сфер, при этом максимальная – в области подключения предприятий к электросетям и защиты миноритариев.

Отметив высокие результаты, с критикой оценок Всемирного банка выступили российские ведомства. Например, ФНС России критиковала налоговую составляющую рейтинга, Минэкономразвития – ряд других вопросов. Проблемы, отмеченные ФНС, связаны с методикой составления рейтинга. Минэкономразвития тем не менее предложило план роста России в DB.

Судебную систему России признали наиболее эффективной и экономной в Европе

По результатам исследования Еврокомиссии российские суды продемонстрировали лучшие показатели в осуществлении оперативного правосудия в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве среди стран Совета Европы. Работа российской судебной системы является одновременно наиболее технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств.

Европейская Комиссия по эффективности правосудия Совета Европы (СЕ) оценивает работу судебных систем европейских стран, а также государств, являющихся наблюдателями при СЕ каждые два года, передает РАПСИ.

По итогам последних двух исследований первое место занимают российские суды. Актуальный оценочный доклад был опубликован Комиссией 22 октября этого года, по большинству показателей в нем деятельность судей в России оказалась эффективнее, чем у их коллег из 47 государств (45 государств-членов Совета Европы, кроме Лихтенштейна и Сан-Марино, и трех наблюдателей: Израиль, Марокко и Казахстан). 

Такой важный показатель как средний срок рассмотрения гражданских дел и экономических споров в России составляет 50 дней, что почти в пять раз превосходит среднеевропейское значение (233 дня). В Германии этот срок составляет 220 дней, во Франции – 420 дней, в Италии – 527 дней. 

При этом аналогичный показатель в административном судопроизводстве России еще кардинально лучше – всего лишь 13 дней, что может претендовать на мировой рекорд. Это в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня (323 дня). В Германии средний срок рассмотрения административного дела составляет 435 дней, во Франции – 285 дней, в Италии – 889 дней.

При этом сравниваются системы одной правовой модели – романо-германской семьи, то есть такое выдающееся различие в сроках судопроизводства объясняется именно профессионализмом и эффективностью работы судей, а не различиями в характере их деятельности. 

«Еще одним подтверждением создания председателем Верховного суда России Вячеславом Лебедевым в России образцово отлаженного механизма работы судебной системы является поддержание, по оценкам Европейской Комиссии, безупречного 100% показателя «скорости разрешения дел» (соотношение между количеством дел, поступивших в суды в течение года, и количеством дел, рассмотренных судами за этот год)», – указывает издание.

Таким образом, количество ежегодно поступающих в суды дел соответствует количеству ежегодно рассматриваемых дел, что свидетельствует об отсутствии волокиты.

Для сравнения скорость рассмотрения административных дел в Великобритании составляет 89%, в Люксембурге – 86%; в гражданском и экономическом судопроизводстве скорость рассмотрения дел в Испании составляет 87%, в Греции – 86%, в Ирландии – 63%.

Доклад Европейской Комиссии фактически утверждает российскую судебную систему в роли флагмана и ориентира для устройства работы судов практически всех стран континентальной Европы.

Некоторые эксперты предполагают, что по окончанию периода ограничений в работе судов в связи пандемией коронавируса элементы судебной реформы в России, приведшей к столь выдающимся результатам, могут быть заимствованы рядом других государств для скорейшего восстановления эффективной работы их судов. 

Кроме того, в этом году Европейская Комиссия впервые изучила эффективность применения судами современных технологий.

По всем показателям Россия получила высокие оценки, которые значительно превышают среднеевропейские.

Например, уровень применения цифровых технологий судами России при взаимодействии с участниками уголовного судопроизводства более чем в два раза выше среднеевропейского: 8,6 баллов против 4,1.

Отмечается, что даже в период введения на территории России наиболее жестких ограничений, связанных с режимом самоизоляции с 19 марта по 11 мая, российские суды рассмотрели почти 3,5 миллиона дел и материалов, в электронном виде в суды поступило 360 тыс. процессуальных документов, более 13 тыс. дел рассмотрены судами с использованием системы видео-конференц-связи. Также пользователи интернета свыше 300 млн раз воспользовались ресурсом ГАС «Правосудие».

Благодаря этому в России не был нарушен нормальный режим работы судов и за время изоляции не скопились огромные запасы нерассмотренных дел, как это произошло во многих европейских странах.  

В части электронного взаимодействия с участниками судопроизводства России присвоена оценка в 9,09 балла (среднеевропейский показатель – 5,04 балла), в части использования цифровых технологий в распределении дел и организации работы судов – также 9,09 балла (среднеевропейский показатель – 7,11 балла), а в части применения современных технологий при подготовке судебных актов – 8,24 балла (среднеевропейский показатель – 6,15 баллов).

Общая оценка применения цифровых технологий в российских судах составляет 8,81 балла. В Германии этот показатель составляет 8,3 балла, во Франции – 5,19 баллов, в Италии – 6,42 балла, в Швейцарии – 5,55.

Во время периода самоизоляции российскими судами в Сети публиковались судебные акты, давались ответы на запросы заявителей, сторонам гарантировалось право осуществлять аудиофиксацию судебного разбирательства, для которой не требуется разрешения судьи, получать копии судебного решения, осуществлять с разрешения суда видеозапись судебного процесса. Все это позволило максимально сохранить гласность правосудия. 

Таким образом, оценки европейских экспертов подтвердили актуальность разработанных в России задолго до пандемии технологических и цифровых решений.

Помимо экстраординарной по среднеевропейским меркам эффективности другой отличительной чертой современной судебной системы России является ее экономичность ее функционирования. Если опыт цифровизации российских судов играет первостепенную роль в условиях пандемии, то экономическая оптимизация их работы становится еще более значимой в условиях международного экономического кризиса. 

В России на одного человека приходятся 20,6 евро, выделенных на финансирование судов, при этом среднеевропейский показатель в два раза выше и составляет 40,79 евро на человека. В Польше этот показатель составляет 40,8 евро, во Франции – 49,9 евро, в Италии – 53,2 евро, в Швейцарии – 141 евро. 

Сумма выплаченных судебных пошлин на одного человека в России составляет 3,4 евро. Среднеевропейский показатель более чем в два раза выше и составляет 7,67 евро.

В России гражданину необходимо выплатить в качестве государственной пошлины при обращении в суд с иском о взыскании долга в размере 3 тыс. евро порядка 75 евро. Аналогичный среднеевропейский показатель составил 154 евро, в частности, в Германии – 325 евро, в Швейцарии – 646 евро.

Таким образом, функционирование российской судебной системы даже в самых больших объемах (российские суды, по оценкам Комиссии, на первом месте в Европе по интенсивности поступления в суды административных дел) требует абсолютно минимального уровня трат как рядовых граждан, так и из государственного бюджета. Этот факт оставляет большой запас прочности и пространство для дальнейшего роста и эволюционного развития судебной системы России, которая в настоящий момент является одним из главных предметов гордости нашей страны на международной арене. 

Читайте также:  Полезный документ. заявление об оспаривании предписания госинспекции труда

«К сожалению, одной из причин такой экономичности судебной системы России является относительно низкий уровень зарплат. Средний годовой доход российских судей абсолютно совершенно несопоставим с зарплатами их западных коллег: 7 тыс.

411 евро при среднеевропейском показателе более, чем в три раза выше – 25 тыс. 135 евро. Во Франции эта сумма составляет 35 тыс. 763 евро, в Германии – 53 тыс. 688 евро, в Швейцарии – 71 тыс.

641 евро (почти в 100 раз выше, чем у россиян)», – отмечает издание.

Результаты исследования позволяют заключить, что насколько российские судьи превосходят западных коллег по степени нагрузки, скорости и эффективности работы, уровню овладения новейшими электронными технологиями, примерно настолько же меньше денег тратится на оплату и организацию их работы. Такая предельная оптимизация деятельности судейского корпуса России в условиях финансового кризиса превращает его в образцовую модель для других стран и сфер деятельности. 

Указывается, что процесс многолетней ускоренной реформы судебной системы при решительном обновлении принципов ее работы в прогрессивном ключе не оказало никакого негативного эффекта (даже промежуточного) на соблюдение всех высочайших правовых норм и гарантий, в т.ч. внутри судейского корпуса. 

Так, Европейская Комиссия пришла к выводу о том, что процедуры отбора кандидатов на судейские должности, а также их профессиональное повышение в России соответствуют общеевропейским тенденциям.

Отбор кандидатов на судейские должности в России осуществляется органом, включающим как судей, так и лиц ими не являющихся – аналогичные процедуры предусмотрены в 43 государствах, участвовавших в оценке. Этот же орган принимает решение о рекомендации судьи к повышению в должности, как и в 32 государствах, участвовавших в оценке.

Критериями повышения судьи в должности являются судейский стаж и профессионализм (как и в 39 государствах, участвовавших в оценке), а также качество работы и данные, характеризующие личность судьи (как и в 30 государствах, участвовавших в оценке). 

Ни по одному из оцененных Европейских Комиссией показателей российская судебная система не показала неудовлетворительного или среднего результата.

Россия впервые вошла в топ-30 стран рейтинга Doing Business

Фото Антона Новодережкина / ТАСС Россия впервые вошла в топ-30 стран в ежегодном рейтинге Doing Business от Всемирного банка. Бизнес признает прогресс на некоторых направлениях, однако отмечает, что в рейтинге учитывается ситуация только в Москве и Петербурге, которые по отношению к остальной России «как другая страна»

В рейтинге Doing Business от Всемирного банка Россия впервые вошла в топ-30 стран. Она заняла 28-ю строчку, переместившись на три позиции вверх по сравнению с прошлогодним рейтингом. Россия расположилась между Австрией и Японией. Первые три строчки рейтинга в этому году заняли Новая Зеландия, Сингапур и Гонконг, на последнем, 190-м месте, оказалась Сомали. Из стран постсоветского пространства выше России находится Грузия (7-е место), Литва (11-е), Эстония (18-е), Латвия (19-е) и Казахстан (25-е). В то же время Россия занимает самую высокую позицию среди стран БРИКС.

Рейтинг Doing Business показывает, насколько легко в той или иной стране вести бизнес. Он рассчитывается по 10 направлениям. Среди критериев, например легкость регистрации собственности и прохождения таможенных процедур, «дружелюбность» налоговой системы и доступ к разрешениям на строительство.

В следующем году Всемирный банк обещает добавить в расчеты новый критерий — данные по легкости получения компаниями госконтрактов. При расчетах Всемирный банк использует данные по крупнейшим городам стран. В России авторы рейтинга анализируют условия ведения бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Российские власти относятся к этому рейтингу серьезно: задачу занять в нем к 2018 году 20-е место ставилась в майских указах президента Путина в 2012 году. На тот момент Россия занимала 124-е место. Достичь поставленной Путиным цели в итоге не удалось — в 2018-м Россия оказалась только на 31-м месте.

«У нас за последние три года прогресс на 12 позиций. Движение вперед продолжаем.

Россия остается лучшей среди стран БРИКС, — говорится в комментарии министра экономического развития Максима Орешкина по поводу результатов рейтинга. — Но конкуренция здесь серьезная.

Китай с 46-го места передвинулся на 31-е. Нас уже вплотную поджимает. Поэтому, даже чтобы сохранять свои позиции, нам придется очень активно двигаться вперед».  

В то же время, Орешкин считает, что рейтинг Doing Business не является полным отражением состояния инвестиционного климата. Он только демонстрирует, насколько стандартные процедуры, связанные с ведением бизнеса, легче или тяжелее по сравнению с другими странами. 

Россия за последний год провела три реформы — в области защиты прав миноритарных акционеров, подключения к электросетям и в налоговой сфере, отмечает Всемирный банк. 

В налогообложении власти сократили период проверки для тех, кто хочет получить возмещение по НДС. Заявление на возмещение подается вместе с декларацией.

Раньше декларации проверялись особо тщательно — в течение трех месяцев. Только после этого налоговики могли принять решение о возмещении.

Но теперь срок проверки сократился на месяц, значит, и деньги налогоплательщик теперь может получить раньше. 

Сложно назвать нововведение революционным, говорит председатель московской коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры» Игорь Срипка.

Налоговики смогут продлить проверку до трех месяцев, как это было и раньше, если у инспектора возникнут вопросы.

«Так что это на бумаге выглядит хорошо, но проблема в том, что при необходимости проверка легко будет продлеваться по «объективным» причинам», — говорит юрист. 

Всемирный банк также указал, что в Москве и Петербурге сократилось время, нужное для подключения компаний к электросетям, а городские власти создали службы «одного окна» для более быстрого подключения.

 По данным правительства Москвы, время подключения к электросетям объемом мощности до 150 кВт (их обычно использует малый и средний бизнес) в 2019 году действительно сократилось до 70 дней.

Для сравнения — в 2012 году это занимало 281 день. 

По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, для улучшения доступа к электросетям действительно было сделано немало.

«Для того чтобы быстро подключиться, нужны близкие подстанции и резервные мощности, нужно решить вопрос о прохождении сетей. Для этого в свое время был создан даже целый штаб при мэрии», — рассказывает он.

 Но все достижения России, зафиксированные в Doing Business, касаются лишь двух городов, по всей России условия не такие хорошие, признает Калинин. 

«Я горжусь тем, что Россия поднялась в этом рейтинге, но Москва и Петербург — это как другая страна. У нас идет серьезная, колоссальная дифференциация по регионам. Это очень тревожный сигнал.

Люди переезжают в Москву и Питер, здесь идет все большая концентрация капиталов и институтов и их развитие. В регионах все совсем иначе.

Так легко, как в Москве, вы в Хакасии, например, не подключитесь к электросетям», — сокрушается Калинин.

Всемирный банк также учел, что в прошлом году компании в России стали на день раньше отправлять уведомления о собраниях акционеров – теперь за 21 день. «Это можно назвать технической реформой, но тем не менее», — говорит Forbes директор по корпоративному праву Prosperity Capital Management Денис Спирин.

За последние семь-восемь лет в России действительно заработали механизмы защиты миноритариев — изменили в пользу миноритарных акционеров процедуры делистинга, преимущественного права, перечисляет Спирин. «При этом нужно учитывать, что не все реформы принимает во внимание Всемирный банк. И весь прогресс в рейтинге не отражен», — добавляет он.

Опубликован Индекс верховенства права 2020

RLI ранжирует страны в соответствии с их достижениями в области формирования среды, основывающейся на принципе верховенства права. Такая среда характеризуется наличием законодательства, защищающего права граждан, подотчетностью государственных органов и прозрачностью их деятельности, а также доступностью справедливого и эффективного правосудия.

При составлении индекса исследователи из WJP оценивают то, как в той или иной юрисдикции реализуются принципы правового государства, на основе данных социологических опросов представителей хозяйствующих субъектов, а также практикующих юристов и экспертов по всему миру. С подробным списком вопросов можно ознакомиться здесь.

Индекс включает восемь основных индикаторов:

  • ограничение полномочий институтов власти;
  • отсутствие коррупции, открытое правительство;
  • базовые права;
  • порядок и безопасность;
  • нормативное правоприменение;
  • гражданское правосудие;
  • уголовное правосудие.

Для каждого из вышеперечисленных индикаторов существует свой набор под-индикаторов. Например, индикатор «отсутствие коррупции» измеряется через наличие/отсутствие проявлений трех форм коррупции (взяточничества, превышения должностных полномочий в целях извлечения личной выгоды, нецелевой растраты бюджетных средств) в:

  1. органах исполнительной власти;
  2. органах судебной власти;
  3. в полиции и армии;
  4. органах законодательной власти.

Каждый под-индикатор оценивается исходя из усредненных ответов респондентов по соответствующему блоку вопросов, затем полученные значения используются для расчета общего балла по каждому индикатору.

Исходя из полученных по каждому индикатору результатов, рассчитывается итоговая оценка страны в диапазоне значений от 0 до 1, где 1 балл означает наивысший уровень соблюдения принципа верховенства права, а 0 — наименьший.

В 2020 году индекс верховенства права рассчитывался для 128 стран. Согласно оценке исследователей, полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня соблюдения принципа верховенства права практически во всех рассмотренных юрисдикциях.

Подобная негативная тенденция наблюдается уже третий год подряд, что, по мнению WJP, говорит об ослаблении принципов верховенства права по всему миру.

Больше всего заметно снижение общего значения по такому индикатору, как «ограничение полномочий институтов власти», который оценивает существующие в стране правовые и институциональные инструменты, позволяющие привлекать представителей власти к ответственности по закону.

Тем не менее, кардинальных изменений по сравнению с результатами исследования 2019 года не произошло: в большинстве стран наблюдается лишь незначительное снижение или отсутствие изменений в итоговой оценке.

Согласно результатам рейтинга 2020 года, такие государства, как Дания, Норвегия и Финляндия, являются лидерами в области соблюдения принципа верховенства права: они заняли первые три строки в RLI. Самые низкие результаты продемонстрировали Венесуэла, Камбоджа и Демократическая Республика Конго, расположившиеся на последних местах рейтинга.

Наиболее заметное снижение индекса зафиксировано в таких странах, как Бразилия (-0,2), Франция (-0,1), Китай (-0,1), Босния и Герцеговина (-0,1), Албания (-0,1), Греция (-0,1), Иран (-0,1), Мексика (-0,1), Румыния (-0,1). У других стран, включая Малайзию (+0.3), Афганистан (+0.2), Сальвадор (+0.2), Узбекистан (+0.1), Словению (+0.1), ЮАР (+0.1) и Испанию (+0.1), итоговый рейтинг, напротив, вырос.  

Итоговая оценка Российской Федерации осталась неизменной (0,47), однако в общем рейтинге она опустилась на четыре позиции и заняла 94-е место (против 90-го в 2019 году).

По такому индикатору, как «отсутствие коррупции», наша страна заняла 77-е место (против 68-го в 2019 году).

В региональном рейтинге Восточной Европы и Центральной Азии, в который входят 14 государств, Россия заняла предпоследнее место (между Узбекистаном и Турцией). Первое место в данном регионе занимает Грузия (42-е место в общем рейтинге).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *