Семь причин проверки сведений в ЕГРЮЛ

Доверьте свою задачу профессионалам! Воспользуйтесь услугой Документы «под ключ»! В стоимость услуги 2390 руб. включены консультации специалиста, подготовка документов, инструкция, страховка от отказа. Доступна электронная регистрация с вашей ЭЦП.

Доверить подготовку документов профессионалам!

Перейти к подготовке документов Семь причин проверки сведений в ЕГРЮЛ

До 2016 года проверка сведений ЕГРЮЛ налоговыми органами определялась двумя нормативными актами:

  1. Гражданский кодекс России (ГК РФ). Здесь в статье 51 устанавливается обязательность проверки сведений, включаемых в ЕГРЮЛ до государственной регистрации юридического лица, изменения его устава или внесения в реестр данных, не связанных с изменением учредительных документов.
  2. ФЗ №129 от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пунктом 4.2 статьи 9 этого закона установлены случаи, когда проводится проверка и средства ее проведения. При этом в пункте 4.3 этой же статьи установлено, что основания, условия и способы ее проведения, а также порядок использования результатов проверки определяются Федеральной налоговой службой России.

Во исполнение данного требования ФНС РФ 11 февраля 2016 года издала Приказ № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.

2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Этот нормативный документ как раз и закрепил основания, условия, способы проверок, а также определил органы, уполномоченные на проведение проверочных мероприятий, и правила применения их результатов. Действует указанный правовой акт с 5 июня 2016 года.

Помимо этого в данном Приказе закреплены новые формы документов, используемые гражданами и юридическими лицами при обнаружении несоответствия действительности информации, включенной в реестр:

  1. Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в реестр юридических лиц (форма р34002).
  2. Возражения заинтересованного лица против государственной регистрации организации, изменений ее устава, или включения о ней каких-либо сведений в ЕГРЮЛ (форма р38001).
  3. Заявление физического лица о недостоверности в ЕГРЮЛ информации о нем (форма р34001).

Когда налоговые органы вправе проверить сведения ЕГРЮЛ?

Согласно Приказу № ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года проверочные мероприятия могут быть назначены:

  • В том случае, если до внесения информации в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган поступят обоснованные возражения заинтересованного лица против ее внесения в реестр, и при этом этим лицом будут представлены доказательства изложенных в возражении обстоятельств.
  • Если будет установлено расхождение между данными, содержащимися в документах, представленных для регистрации заявителем и информацией, которой владеют налоговые органы.
  • Если при внесении в ЕГРЮЛ сведений об адресе будет установлено что:
    1. Указанный адрес является местом регистрации пяти и более юридических лиц.
    2. Объект недвижимости по данному адресу разрушен.
    3. Такой адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с организацией (по нему расположены воинские части или государственные органы).
    4. В отношении этого адреса в ФНС поступили возражения собственника помещения против регистрации по нему коммерческих компаний.
    5. Изменение адреса повлечет смену месторасположения организации, в отношении которой не окончена выездная проверка или еще не вступил в силу итоговый документ с результатами такой проверки.
  • В случае, когда в реестр юридических лиц вносятся данные о директоре или участнике ООО, в отношении которого ранее был установлен факт внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, или указанные лица были ранее привлечены за данные факты к административной ответственности, и при этом срок давности привлечения к ответственности еще не истек.
  • При предоставлении документов о реорганизации, если:
    1. В реорганизации участвуют два и более юридических лица.
    2. В результате реорганизации прекратит свою деятельность организация, в отношении которой не закончена выездная налоговая проверка, или у этой организации есть задолженность по налогам и сборам.

Важно!

Уже включенная в реестр юридических лиц информация может быть проверена также при поступлении в налоговую инспекцию заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Какими способами проводятся проверки и кто вправе их проводить?

Проведение проверочных мероприятий осуществляется способами, указанными в ФЗ №129 (пункт 4.2 статьи 9). К ним относятся:

  1. Изучение документов и сведений, которые имеются у регистрирующего органа (к ним относятся, и возражения заинтересованных лиц и объяснения, полученные непосредственно от заявителя, и другие документы, полученные от заявителей или по межведомственным каналам). Данные документы и сведения могут быть получены не только в ходе проведения регистрационных действий, но и при осуществлении налоговыми органами иных своих полномочий.
  2. Получение объяснений от лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проверки. Сотрудники инспекций вправе опросить любое лицо, если, по их мнению, оно обладает необходимой информацией. Для дачи показаний указанные лица вызываются в налоговую инспекцию, но если по уважительным причинам кто-то не может самостоятельно посетить инспекторов, то последние могут выехать для проведения опроса на дом.
  3. Получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверочных мероприятий. Налоговые органы наделены широкими полномочиями по направлению различных запросов, как государственным органам и учреждениям, так и коммерческим компаниям и гражданам.
  4. Проведение осмотров объектов недвижимости. Осмотр проводится территориальной ИФНС, к ведению которой относится адрес объекта недвижимости. Осмотр должен проводиться либо в присутствии понятых, либо с использованием средств видеофиксации. Протокол подписывается лицом проводившим осмотр и понятыми (если они участвовали в нем). Если фиксация осмотра проведена путем видеозаписи, об этом делается отметка в протоколе.
  5. Привлечение специалистов и экспертов для участия в проверках. Этот метод используется, если для проведения проверочных мероприятий необходимы специальные знания (об этом делается отметка в документе, которым оформляется результат проверки). Для привлечения выносится постановление, копия которого пересылается организации, в отношении которой проводятся проверочные мероприятия и, иногда (при регистрации залога доли) заявителю.

Важно!

Если речь идет о проверке достоверности сведений ЕГРЮЛ при регистрации вновь создаваемого юридического лица, то налоговые органы вправе использовать лишь один метод – изучение документов и информации, имеющихся у налоговых органов на момент внесения сведений в реестр.

Согласно Приказу права на проведение проверочных мероприятий имеют регистрирующие органы. Однако они могут передавать свои полномочия иным территориальным органам налоговой службы.

Срок проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ ограничен сроком совершения регистрационного действия. Если этого времени недостаточно, то регистрирующий орган приостанавливает регистрацию. Исключение здесь опять же составляют случаи регистрации компании при ее создании – приостановить данное регистрационное действие невозможно.

Обстоятельства, исключающие проверку

Приказ устанавливает обстоятельства, при которых даже при наличии оснований для проведения проверки сведений в ЕГРЮЛ, проверочные мероприятия не назначаются. К ним относятся случаи, когда:

  • Установлены основания для отказа в государственной регистрации.
  • От физического лица поступило заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
  • Возражения относительно внесения сведений в реестр подано с нарушением порядка его предоставления или не по форме, утвержденной для его оформления.
  • Не указаны обстоятельства, подтверждающие поданное возражение о внесении сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности данных реестра.
  • Не представлены доказательства подтверждающие обстоятельства подачи подобных возражений или заявлений.
  • Не приложены доказательства заинтересованности лица, подавшего возражение или заявление.
  • В качестве обстоятельств, на которых основаны возражение, указано, что форма изменения устава или сведений об организации не соответствует требованиям закона, либо что решение юридического лица о внесении сведений в реестр имеет характер оспоримости (то есть такое решение можно признать незаконным в судебном порядке).
  • Обстоятельства, указанные в возражении или заявлении опровергнуты вступившим в законную силу судебным актом.
  • Возражение отозвано подавшим его лицом.

Если регистрирующим органом выявлено хотя бы одно из этих обстоятельств, он в течение десяти рабочих дней уведомляет лицо, подавшее возражение относительно включения информации в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности подобных данных, об отсутствии основания для проведения проверочных мероприятий.

Что будет, если установлена недостоверность данных?

Последствия установления недостоверности информации, вносимой в реестр, зависят от того, внесена ли она в реестр или еще нет:

  • Если недостоверными признаны вносимые в ЕГРЮЛ данные, то налоговый орган отказывает в совершении регистрационного действия.
  • В случае признания недостоверными, уже внесенных, сведений:
    1. об адресе;
    2. об участниках;
    3. о размерах долей участников в уставном капитале;
    4. о залоге (ином обременении) долей;
    5. о лице, осуществляющем управление долями в ходе оформления наследственных прав;
    6. о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности (директоре ООО), регистрирующий орган направляет участникам и директору организации уведомление о том, что им необходимо предоставить достоверные данные.

Если участники или директор не выполнят требование налогового органа в течение тридцати дней с момента его направления, то в реестр будет внесена запись о том, что информация о данной организации в ЕГРЮЛ является недостоверной.

В том случае, если проверка инициировалась на основании представленных возражений о внесении информации в реестр или заявления о недостоверности данных ЕГРЮЛ, заявителю о результатах проверки сообщается не позднее чем в течение десяти дней после вынесения акта, являющегося результатом проверочных мероприятий.

Перейти к подготовке документов

Полезный материал? Поделись ссылкой!

Памятка. Какие факты могут свидетельствовать о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ?

  1. Подача в налоговый орган заинтересованным лицом (юридическим или физическим лицом) письменного возражения относительно предстоящей регистрации изменений, вносимых в устав или сведения, включенные в ЕГРЮЛ. Такие возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены.

  2. Несоответствие сведений, подаваемых заявителем при регистрации юридического лица, сведениям, имеющимся в распоряжении налогового органа.

  3. Представление документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, если:
  • указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
  • находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
  • указанный адрес или помещение заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом и для осуществления предпринимательской деятельности (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части, жилой дом, квартира и т.д.);
  • собственник (один из собственников) объекта недвижимости представил письменное возражение против регистрации юридического лица по этому адресу;
  • включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка (не оформлены се результаты и не вступил в силу итоговый документ по ее результатам) либо у такого юридического лица имеются недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.
  1. Представление в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (либо об участнике ООО), ранее запятнавшем себя участием в проблемных компаниях (о чем имеется соответствующая запись в реестре) либо подвергнутом административному наказанию за непредставление или представление недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган, срок которого нс истек.
  2. Представление неверно оформленных документов о выходе из ООО его учас тника и переходе его доли в уставном капитале к обществу (за исключением случаев, когда заявление участника о выходе из общества нотариально удостоверено).
  3. Представление документов в связи с реорганизацией юридического лица, если:
  • в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
  • в отношении реорганизуемого лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка либо у указанного лица имеются недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.
  • О недостоверности сведений может свидетельствовать, в частности, следующее:
  • — лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в более чем пяти юридических лицах;
  • — участники юридического лица являются таковыми в более чем пяти юридических лицах:
  • — адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является «адресом массовой регистрации» (более 10 иных юридических лиц);
  • — лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • — в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.
  • Мероприятия, проводимые налоговыми органами при проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Читайте также:  Как конечному бенефициару подтвердить свой статус

Проведение мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, осуществляется в пределах срока, установленного для соответствующей государственной регистрации юридических лиц Федеральным законом от 08.08.200! № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). В случае если предусмотренного для соответствующей государственной регистрации юридических лиц срока для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, недостаточно, регистрирующий орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации. В случае необходимости проведения мероприятий, предусмотренных ниже приведенных и. б,в,д, срок прверки достоверности сведений может быть продлён до двух месяцев.

  1. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, осуществляется посредством:
  2. а)       изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  3. б)       получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие- либо обстоя тельства, имеющие значение для проведения проверки;
  4. в)       получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  5. г)       проведения осмотра объектов недвижимости (в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи);
  6. д)        привлечения специалис та или эксперта для участия в проведении проверки.
  7. Где узнать о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения о государственной регистрации юридических лиц размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Таким образом, сведения можно получить в открытом доступе без регистрации на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

 где создан раздел «Электронные сервисы», в котором находится сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» (www.egrul.nalog.ru).

Данный сервис содержит сведения о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянских (фермерских) хозяйств, позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц, а также содержит информацию об адресах массовой регистрации; сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке, сведения о юридическом лице, отсутствующем по своему юридическому адресу. Сервис позволяет любому пользователю задавать необходимые условия для отбора организаций по полю «Наименование» и выполнять операции поиска и отображения искомых реквизитов.

Как исключить запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Организация в силу п. 2 сг. 18 Федерального закона от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) вправе изменить сведения, признание которых недостоверными повлекло внесение записи в ЕГРЮЛ о недостоверности, на достоверные сведения, уточнив сведения о себе путем представления в налоговый орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном ст. 9 названного Закона, заявления по форме Р14001 или Р13001 (в случае внесения изменений в учредительные документы).

  • Р13001 — если уточнение сведений влечет внесение изменений в учредительные документы юридического лица;
  • Р14001 — если уточнение сведений не связано с внесением изменений в у чр едите л ь и ы е д о ку м е нгы.

Какая ответственность предусмотрена за предоставление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ?

За представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ (и. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 ООО до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ.

Для лиц.

представивших заведомо ложные сведения при государственной регистрации в целях фальсификации единого государственного реестра, предусматривается уголовная ответственность в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового (ст. ст. 170.1 УК РФ).

Образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, наказывается ш трафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 173.1 УК РФ).

Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (173.2 УК РФ).

Исключение из ЕГРЮЛ и инициирование ликвидации организации в принудительном порядке.

При наличии сомнений в достоверности сведений регистрирующий орган проводит проверку, в том числе на основе объяснений и осмотра объекта недвижимости (п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Налоговики исключают компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений. Как бизнесу защитить свои интересы?

18.10.2018 Топлакалцян Седа Артаковна, старший юрисконсульт ЦПО групп

Одно из направлений деятельности Федеральной налоговой службы – обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ по компаниям. Если инспекция сомневается в достоверности данных об адресе фирмы, ее руководителе, участниках, в реестр вносится соответствующая запись. ФНС сообщает, что такие отметки проставляются в реестр с целью предупредить потенциальных партнеров о возможных рисках при взаимодействии с компанией, представившей недостоверные сведения. Также запись ограничивает возможность руководителей компании участвовать в других юридических лицах.Фискалы вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ за недостоверность сведений при условии, что компанией не принято мер для устранения этой записи в определенный срок. Такое право налоговому органу дает ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-ФЗ№ 129).

У руководителей компаний возникают вопросы: по какому принципу вносится запись о недостоверных сведениях? Что делать, если такая отметка уже есть в ЕГРЮЛ? Какие последствия несет запись для юридического лица?

Рассмотрим эти вопросы подробно.

Как проводится проверка

В соответствии со статьей 9 ФЗ № 129 проверка достоверности сведений при возникновении обоснованных сомнений в их подлинности проводится посредством:

  1. изучения имеющейся у инспекции документации юридического лица
  2. осмотра недвижимости
  3. получения объяснений от лиц, которым известны имеющие значение для проверки сведения
  4. привлечения специалистов и экспертов
  5. запроса сведений и справок

Основания проведения проверки

Основания для проведения проверки достоверности сведений уточнены в Приказе ФНС от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ (далее-Приказ). При этом Приказ устанавливает разные основания для проверки сведений, включаемых и уже включенных в реестр.

Согласно пункту 2 Приказа достоверность данных при их включении в реестр проверяется в случаях:

  1. Если в ФНС поступило письменное возражение заинтересованного лица относительно предстоящей регистрации изменений устава компании или относительно внесения сведений в ЕГРЮЛ, если это возражение обоснованно и сопровождено соответствующей документацией.
  2. Если сведения, поданные компанией при регистрации, не соответствуют сведениям о компании, имеющимся у инспекции.
  3. Если в регистрирующий орган поданы сведения об адресе юридического лица, который отвечает следующим признакам: 
  • является адресом более 5 компаний, 
  • по адресу размещены госструктуры, 
  • здание по указанному адресу разрушено, 
  • собственник объекта недвижимости по этому адресу возражает против внесения адреса в реестр в качестве адреса компании, если включение в реестр сведений об адресе компании влечет изменение места ее нахождения, 
  • если при этом в отношении компании ведется выездная налоговая проверка, не вступило в силу ее решение, или у компании есть штрафы (пени). 
Читайте также:  Подрядчик готов к сдаче работ. на случай отказа заказчика от подписания акта нужна подстраховка

4.

Если подаются сведения об участнике компании, либо лице, имеющем право действовать от имени компании без доверенности, о котором ранее в реестр вносились данные о недостоверности сведений, или если это лицо привлечено к ответственности за непредставление или представление недостоверных сведений об организации и срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию, еще не истек.

5. В случае представлении документации при регистрации в связи с реорганизацией компании, если в ней участвуют две и более компании, или если в отношении компании, которая в результате реорганизации прекратит деятельность, не закончена выездная проверка, не вступило в силу ее решение, имеются штрафы, пени, недоимка.

6. При представлении заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года в качестве подтверждения основания перехода доли в уставном капитале ООО к обществу, если это заявление не удостоверено нотариусом.

Согласно пункту 4 Приказа достоверность сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, проверяется в случаях:

  1. Если в регистрирующий орган поступило заявление заинтересованного лица о том, что в ЕГРЮЛ включены недостоверные сведения.
  2. Если включенные в реестр сведения не соответствуют данным, полученным ФНС.

В большинстве случаев основанием для проверки включенных в реестр сведений является наличие у фискалов информации о недостоверности этих сведений. Чаще всего в ходе проверки ФНС выявляет отсутствие организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу, или его непричастность в качестве руководителя лица к деятельности компании.

Как отметка может отразиться на деятельности фирмы?

Потеря партнеров. Поскольку под угрозу встает репутация фирмы, контрагенты могут отказаться от дальнейшего сотрудничества. Сегодня ФНС пристальное внимание уделяет компаниям, заключающим договоры с неблагонадежными партнерами, поэтому мало кто захочет работать с юридическим лицом, которое налоговики выделили отметкой о недостоверности сведений.

Блокировка счета. В письме ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088 указано, что налоговый орган в течение 10 дней с момента установления факта недостоверности данных о месте нахождения компании направляет эту информацию в банк, обслуживающий счета организации. Получив такие сведения, банк может приостановить операции по счетам.

Отказ в госрегистрации. В соответствии со ст. 23 ФЗ№ 129 участники и руководители фирмы, в отношении которой в реестре есть запись о недостоверности, потеряют возможность совершать регистрационные действия по другим данным.

Штрафы и дисквалификация. Руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 14.25 КоАП, которая предусматривает штрафы от 5 до 10 тысяч рублей за предоставление недостоверных сведений. За повторное нарушение руководителю грозит дисквалификация на срок до трех лет.

Можно ли аннулировать запись о недостоверности из ЕГРЮЛ?

В 2018 году ФНС активизировала работу по выявлению недостоверных сведений о компаниях и включению соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Это означает, что отметку могут получить не только фирмы-однодневки, но и компании, осуществляющие реальную деятельность.

Самое серьезное последствие записи для фирмы – исключение из реестра, избежать которого можно лишь в случае своевременного снятия отметки налоговым органом.

Аннулировать запись о недостоверности сведений можно, но для этого компания должна доказать налоговикам, что реально работает. При этом юридическое лицо ограничено в сроках.

На представление фискалам доказательств реальной деятельности, с целью последующего снятия отметки о недостоверности, у компании есть всего полгода.

Далее – регистрирующим налоговым органом принимается решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ (сведения публикуются налоговым органом в СМИ) и компании предоставляется срок в 3 месяца для представления обоснованных возражений. В противном случае компания исключается из реестра без обращения в суд.

Учитывая усиленный контроль налогового органа за достоверностью содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, предпринимателям необходимо постоянно отслеживать данные ФНС о своей компании. Если отметка уже проставлена, нужно в кратчайшие сроки принимать меры для ее аннулирования, в противном случае компания столкнется с множеством проблем.

Для удаления записи из реестра руководитель реально действующей компании может принять следующие меры:

  • Предоставление в инспекцию сведений, подтверждающих реальность деятельности
  • Порядок предоставления таких сведений не определен, по нашему мнению, для подтверждения реальной деятельности нужно подать в ФНС соответствующее заявление и приложить к нему подтверждающую документацию.
  • Если сведения о недостоверности внесены в отношении адреса, мы рекомендуем в налоговые органы представить письменные пояснения, подтверждающие реальность деятельности компании, с документами по адресу, в частности, гарантийное письмо от собственника помещения, договор аренды, а также акт приема-передачи.
  • Внесение изменений в сведения

Пометка о недостоверности может быть проставлена в случае, когда сотрудникам ФНС не удалось убедиться в их достоверности.

Например, компания арендовала офис в большом бизнес-центре, а в ЕГРЮЛ указала только адрес, по которому расположено здание бизнес-центра.

Налоговики могут усомниться в фактическом расположении компании по адресу, ведь номер офиса, этаж в реестре не указаны, и выяснить эти данные при осмотре объекта недвижимости не всегда удается.

Для аннулирования отметки о недостоверности сведений компания может внести изменения в реестр в установленном порядке, с максимальным уточнением данных об адресе. Для налоговых органов важно установить по адресу места нахождения компании, где располагается единоличный исполнительный орган компании.

Подача жалобы на действия инспекции в Управление ФНС России

После получения письменного ответа, из которого следует, что госорган не меняет свою позицию, можно обратиться в суд для признания действий ФНС по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений незаконными (ст. 25.2 ФЗ № 129).

Если решение ФНС о внесении записи о недостоверности сведений юридического лица обосновано, имеет смысл устранить факторы, указывающие на неблагонадежность. Например, если компания зарегистрирована по адресу, который является массовым, необходимо его сменить.

Запись о недостоверности организации и как её убрать из выписки

 В этой сатье мы подробно разберем возможные причины появления записи о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ. Какие последствия несут за собой эти записи и как их избежать. Мы также узнаем, кто имеет право вносить записи о недостоверности данных, и как разобраться с последствиями.

 Кто может внести запись о недостоверности данных в ЕГРЮЛ 

Действующее законодательство Российской Федерации о регистрации юридических лиц установило возможность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без участия в этом юридического лица и судебных органов.

 Такую запись могут внести о сведениях об адресе (месте нахождения юридического лица) руководителе или учредителе Организации. Таким образом налоговые органы получили дополнительное основание для очистки Единого государственного реестра юридических лиц от брошенных организаций.

Внести подобную запись может налоговая начиная с 1 января 2016 года, как раз когда были внесены изменения в закон о регистрации юридических лиц. Это своего рода эффективный механизм, который, возможно, не исключит пользование массовыми адресами и номинальными руководителями юридических лиц, но затруднит однозначно.

Первостепенно, все эти меры направляются на исключение из ЕГРЮЛ организаций-однодневок, но и добросовестные организации могут столкнуться со сложностями. 

На момент нахождения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ и пока она не будет удалена из реестра, проводить регистрацию, которая касается других данных, будет невозможно.

В случае если запись о недостоверных сведения находится в ЕГРЮЛ больше, чем шесть месяцев, налоговая вправе принять решение об исключении данной организации из Реестра. Также запись о недостоверных сведениях влечет существенные репетиционные риски.

Маловероятно, что кто-то захочет сотрудничать с организацией, которая имеет признаки однодневки. 

 Недостоверные данные в ЕГРЮЛ и последствия 

 В случае наличия в государственном реестре соответствующей записи о недостоверности предусматривает определенный результат для лица, который является руководителем или учредителем таких юридических лиц.   

Регулирует данные положения Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статья 23 данного федерального закона была расширена и дополнена пунктом «Ф».

Данный пункт определяет основания для отказа в государственной регистрации юридического лица для конкретных категорий лиц, которые были задействованы ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. 

Таким образом, ограничением для внесения в единый реестр сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени организации, является наличие  у такого лица похожего статуса в юридическом лице, в отношении которого в едином реестре внесена запись о недостоверности. Срок действия ограничения для физического лица составляет три года с момента внесения в Единый государственный реестр соответствующей записи.  

Также при наличии в едином государственном реестре юридических лиц информации, в отношении которой внесли запись о недостоверности, на протяжении более шести месяцев с даты внесения соответствующей записи является основанием для применения предусмотренного ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.

2001 № 129-ФЗ  порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Необходимо отметить, что законодательство о регистрации юридических лиц не исключает возможность представления в орган регистрации документов с целью внесения в Единый государственный реестр юридический лиц сведений, в отношении которых уже содержится запись о недостоверности.

Когда недостоверны данные в ЕГРЮЛ?

В каком же случае в ЕГРЮЛ включается запись о  недостоверности сведений о юридическом лице?  

Законодатель указывает на закрытый список таких ситуаций. Но основная доля записей о недостоверности, на данный момент, внесена в связи с массовыми адресами.

Автоматически в данный перечень попадают следующие категории адресов: 

  • Массовые адреса, которыми пользуются более 6-8 юридических лиц – это является поводом для новых встреч с налоговой всем компаниям, размещенным в бизнес-центрах; 
  • Адреса представляют собой жилое помещение, которое не является собственностью  ни  директора, ни одного учредителя, который обладает более 50% уставного капитала;  
  • Адреса, по которым направляется почтовое отправление из налоговых органов, возвращается с отметкой, что адресат отсутствует (именно из-за данных сложившихся ситуация компания должна наладить порядок получения корреспонденции по своему юридическому адресу);
  • Адрес организации указан при отсутствии каких-либо опознавательных признаков, например номер офиса, или посещения, отсутствие вывески. На данный момент отсутствие каких-либо подозрительных признаков вызывает подозрения со стороны налоговых органов и может явиться фактором, влияющим на внесения сведений о недостоверности; 
  • По адресу организации, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, расположено здание, которое непригодно для эксплуатации по назначению. Например, оно может быть разрушено или же изменено на иной статус, который не позволяет располагать офис или комнаты.   Существуют такие компании как автомастерские или автосервисы. Они в офисах не нуждаются, так как часто зарегистрированы в гаражных кооперативах.
  • Данные об адресе адресе организации не соответствует данным официального классификатора адресов (КЛАДР). К примеру, по данным Единого государственного реестра юридических лиц адрес организации указан: улица Горького, дом 12Б, а в КЛАДРе присутствует только адрес: улица Горького, дом 12А, дома с литерой Б не существует. 
Читайте также:  Возврат госпошлины по неподанному иску

 Что делать,если в ЕГРЮЛ недостоверные сведения?

Организация,  в отношении которой приняли решение о будущем исключении из реестра, а именно в связи с наличием в государственном реестре сведений, в отношении которых внесены записи о недостоверности, в том числе кредиторы или другие лица, чьи права и законные интересы затронуты в связи с исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, имеют право направить в орган регистрации заявление только теми способами, которые предусмотрены п. 6 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в период не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В данном случае решение об исключении Организации из ЕГРЮЛ не принимается.     

Напомним, что исключение из Единого государственного реестра регистрирующим органом является не обязанностью, а правом. Это значит необязательно, что исключение компании из ЕГРЮЛ произойдет, как только истекут 6 месяцев с момента внесения в единый государственный реестр записи о недостоверности.

Общие правила гласят, что орган государственной регистрации юридических лиц обязан  направить организации, ее руководителю  и участникам оповещение об обязанности в течение 30 дней внести достоверные сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Запись должна вноситься только в том случае, если от организации, ее руководителя и участников достоверные данные не поступили, или в случае, если новая информация не подтверждает достоверность ранее внесенных сведений в ЕГРЮЛ.

Однако на практике может случиться и так, что компания не получает уведомление от регистрирующего органа. 

В случае если директор является  номинальным или учредитель формальным, они могут самостоятельно сообщить о недостоверных сведениях в едином реестре, направляя в орган регистрации заявление по форме № Р34001. К примеру, такое заявление вправе подать бывший руководитель, в случае если организация не внесла изменения в Единый государственный реестр при смене руководителя. 

Проверке на достоверность могут быть подвергнуты любые лица, в отношении которого налоговой поступил сигнал – информация о недостоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, которая поступила от физических или юридических лиц, а также это могут быть другие органы. 

Проверка недостоверных данных в ЕГРЮЛ 

Действующее законодательство предусмотрела способы проверок недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган изучает документы и сведения, которые у них имеются, к ним относятся также и возражения заинтересованных лиц, в том числе и пояснения, которые представил заявитель.

Регистрирующий орган получает необходимые объяснения от граждан, которые могут обладать какой-либо информацией (сведения об обстоятельствах), которая имеет значение для проведения проверок.

Также регистрирующий орган получает необходимые справки и сведения по вопросам, которые возникают при проведении проверок, проводит осмотры объектов недвижимости, которые выступают в качестве юридических адресов, привлекает специалистов или экспертов с целью их участия в проведении проверок.

При этом в случае, если проверка проводится на основании заявления о недостоверности Сведений в едином государственном реестре юридических лиц, то срок такой проверки не может превышать более одного месяца с момента истечения семи рабочих дней с даты подачи указанного заявления. 

В случаях, если такие проверки производятся путем: 

  • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; 
  • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; 
  • проведения осмотра объектов недвижимости,
  • то срок проведения данных проверок может быть увеличен до двух месяцев.
  • В результате проведения проверок достоверности сведений, которые содержатся в государственном реестре, на основании заявления о недостоверности, которые подало заинтересованное лицо, регистрирующий орган на протяжении десяти рабочих дней с момента завершения данной проверки должно уведомить заинтересованное лицо, которое предоставило заявление о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверж дения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное заявление.    
  •  В результате этого, получается, что заинтересованное лицо вправе узнать о результате рассмотрения обращения по форме Р34002 о недостоверности сведений, содержащихся в едином реестре, может составлять минимум один месяц — такой срок, как правило, регистрирующий орган считает применимым для рассмотрения поступающих обращений, максимум составляет два с половиной – три месяца. 

Однако одними проверками «недостоверность сведений» не изменить, нужны другие механизмы.

Вместе с привлечением к административной ответственности должностных лиц налоговая приобрела конкретное средство для борьбы с недобросовестными юридическими лицами.

На данный момент в результате проведения проверки сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и установления сведений о недостоверности приводит к внесению записи о недостоверности сведений о юридическом лице. 

Запись о недостоверности необходимо исключить. Например, ООО подает заявление на ликвидацию.

Все этапы регистрации прошли успешно, но, однако за неделю до подачи промежуточного и ликвидационного баланса  в отношении данного ООО в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Результатом явился отказ в МИНФНС №46 в принятии   промежуточного и ликвидационного баланса. Недостоверность сведений в едином государственном реестре юридических лиц явилась своего рода препятствием к ликвидации Общества.  

Для участников общества и ликвидатора это значит, что ООО, которая не имеет никаких активов, прекратившая работу уже более года назад и сдающая нулевую отчетность должна снимать в аренду офис и подавать соответствующее заявление в налоговую о смене адреса в рамках одной и той же ИФНС, и добиться исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе и только после этого этапа вновь подавать промежуточный и ликвидационный балансы. На это уйдет около двух-трех месяцев. Поэтому важно иметь чистый, немассовый, детализированный адрес со всеми оригиналами документов на руках (подписанный договор аренды или субаренды), тем более это особенно важно для той организации, которая планирует ликвидироваться.  Однако после внесения данных сведений не у всех организаций есть возможность заключить договор аренды на новый адрес, внести изменения в ЕГРЮЛ и только после этого продолжить процедуру ликвидации в налоговой. Это трудоемкий, долгий и очень затратный процесс, так как, как правило, договор аренды никто не заключает на один месяцев. Поэтому, не осилив данную задачу, руководители оставляют все как есть: ООО в процессе ликвидации, счетов в банке нет, долгов перед государственными органами также нет, и надеются на то, что налоговые органы самостоятельно когда-нибудь ликвидируют ООО как недействующее. 

 Так же наглядным примером является второй случай. В отношении общества с ограниченной ответственностью были внесена запись  о недостоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Организация не находится по месту регистрации, офис организации расположен по другому адресу, однако в момент регистрации Общества, которая была более десяти лет назад, этому моменту не придавалось никакое значение.

 

Общество с ограниченной ответственностью имеет деятельность, а также сотрудников в своем штате, это организация имеет деятельность. Руководитель ООО предпринял решение о смене юридического адреса общества, так как возникли финансовые затруднения, и снимает офис в Московской области.  Готовые документы подают на государственную регистрацию изменений в обществе в МИФНС №46.

В результате на подачу документов по смене юридического адреса общество получен официальный отказ. Отказ получен, так как в реестр внесены запись о недостоверности адреса, следствием является то, что все  регистрационные действия, в том числе и переход в другой регион, а также в другую налоговую блокируется.

 Как мы видим, что Налоговая служба хочет, что бы организация  арендовало офис на территории той налоговой, которой на данный момент стоит на учете, внесла изменения в единый реестр юридических лиц, тем самым удалила запись о недостоверности и только после этого меняла адрес на Московскую область. Конечно, в данном случае можно обжаловать решение, принятое налоговым органом в суде.

Однако банк приостановит все операции по счетам, а результатом этого будет приостановка всей деятельности Организации. 

Является ли информация ЕГРЮЛ публичной?

Так как сведения, содержащиеся в едином государственном реестре, относятся к публичной информации, то узнать о недостоверности этих данных может любое заинтересованное лицо. Например, это могут быть банки или же контрагенты, инвесторы, различные государственные органы.

Самый главный контроль над данными, содержащимися в ЕГРЮЛ, осуществляет Федеральная налоговая служба. Проверить наличие недостоверных данных в той или иной организации могут заинтересованные лица самостоятельно. Данные из Единого государственного реестра предоставляются с бесплатного сервиса Федеральной налоговой службы.

Для этого достаточно ввести ОГРН или ИНН организации, или полное наименование юридического лица и через пару минут Вы получите выписку с актуальной информацией из государственного реестра. В случае, если Вы обнаружили недостоверность сведений в реестре по Вашей организации, то нужно эти сведения заменить.

Также о наличии недостоверных сведениях может налоговая служба самостоятельно, направив об этом уведомление. 

К сожалению, случаи необоснованных решений со стороны ФНС в отношении легальных организаций участились.

В ходе налоговых проверок, сотрудники налоговой признают недостоверность сведений об адресе организации в случае не нахождения ее руководителя на рабочем месте в момент проведения выездной проверки, или это может быть недетализированный юридический адрес Организации (отсутствует этаж, помещение, офис или комната), или это может быть письмо, которое Почта РФ вернула налоговым органам как неполученное. Результатом является получение записи о недостоверности сведений, содержащихся в Единого государственном реестре юридических лиц, работающей организацией).  

Таким образом, внести изменения в сведения о государственной регистрации юридических лиц необходимо в следующих случаях: 

Если изменения в устав не вносятся то на регистрация подается заявление по форме Р14001, если же изменения вносятся также и в устав организации то на регистрация подается заявление по форме Р13001. 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *