Собственники бизнеса под санкциями могут освободиться от налогового резидентства

Собственники бизнеса под санкциями могут освободиться от налогового резидентства

Налоговая связь с Россией станет менее прочной / Matt Winkelmeyer / AFP

Люди, подпавшие под персональные санкции (начиная с 2014 г.), смогут отказаться от налогового резидентства России, даже если провели в стране больше 183 дней (критерий по Налоговому кодексу).

Такой законопроект в пятницу одобрили депутаты Госдумы сразу во втором чтении. Предложил поправку председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Минфин не возражал, говорил его представитель.

Люди, подпавшие под санкции ЕС или США, не могут выехать из России и считаются ее налоговыми резидентами, объяснил необходимость поправки Макаров, но они могут быть признаны резидентами и европейских стран – по центру их жизненных интересов (недвижимость, постоянная регистрация и т. д.).

Если сразу две страны признают человека своим налоговым резидентом, они начинают переговоры.

Но в условиях санкций их результативность находится под вопросом, считает Макаров: « расхождение в налоговых системах дает возможность привлекать таких людей к ответственности в тех странах, где они могут быть автоматически признаны резидентами» (его слова по «Интерфаксу»).

Проблема, которую призван решить законопроект, не очевидна, говорит партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов.

Если человек считается налоговым резидентом двух стран, то по международным налоговым соглашениям сначала определяется его постоянное место жительство, затем – центр жизненных интересов, объясняет Вахитов, и если установить его не удастся, то обычно человек признается резидентом страны, гражданином которой является.

Проблемы могут возникнуть, когда у человека гражданство сразу двух стран и в каждой он живет, что противоречит сути санкций, запрещающих въезд в страну, продолжает он, но для экзотических ситуаций можно было выпустить инструкцию Минфина, а не править Налоговый кодекс.

Чтобы избавиться от налогового резидентства, людям, подпавшим под санкции, нужно будет обратиться в ФНС и подтвердить, что они были резидентами другой страны.

Перечень стран, санкции которых могут стать поводом для отказа от резидентства, составит правительство. В американском санкционном списке из-за событий на Украине сейчас 56 россиян, в европейском – 157 граждан России и Украины. 1 января 2014 г.

список людей, на которых США наложили санкции из-за дела Сергея Магнитского, пополнился 26 россиянами.

Поправка не приведет к потере «ни одной копейки» бюджета, уверен Макаров, наоборот – такие люди должны будут платить не 13%, а 30% налогов с доходов, полученных в России.

Но они смогут платить в России налоги только с российских доходов, говорит партнер Paragon Advice Александр Захаров: им не придется отчитываться о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и платить с их нераспределенной прибыли налог по ставке 13%.

А если стать налоговым резидентом стран, где не действует механизм КИК (Чехия, Румыния, Швейцария, Арабские Эмираты и большинство офшоров), то налоги с этой прибыли не придется платить и за границей, замечает партнер Ronlaw Partners Павел Романенко.

Макаров о доходах от иностранных активов упоминать не стал. Связаться с ним и получить комментарии Минфина в воскресенье не удалось.

Впрочем, поправки помогут сэкономить на налогах с доходов и в России, например с дивидендов. По соглашению об избежании двойного налогообложения, например, с Кипром дивиденды облагаются по ставке 10% (без соглашения – 15%, в России – 13%).

Не исключено, что воспользовавшиеся новой нормой люди смогут подать заявление о возврате переплаченного в России налога с иностранных доходов, говорит Захаров: поправки вступают в силу с 2014 г.

Зато обязать доплатить налог по ставке 30% налоговики не смогут, отмечает Романенко, изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не имеют обратной силы.

Получив резидентство страны, где нет механизма КИК, можно остаться в тени не только для российских, но и для иностранных налоговиков, замечает чиновник финансово-экономического блока. Таким людям не придется сдавать декларацию об иностранных активах, у ФНС не будет этих данных и она не сможет передать их ни по запросу, ни при автоматическом обмене (заработает с 2018 г.), объясняет чиновник.

Проект выводит отдельных людей из-под действия закона о КИК и у ОЭСР могут возникнуть претензии, опасается Захаров.

Не исключено, что поправки будут квалифицированы как нарушение обязательств России не вводить вредоносных налоговых режимов по плану BEPS (о противодействии размыванию налоговой базы), поддерживает Вахитов.

Решить проблему двойного налогообложения можно было бы проще – дать право зачесть в России уплаченные за границей налоги, считает он.

Налоговый резидент: определение | Физические и юридические лица в статусе резидентов — Контур.Бухгалтерия

В большинстве стран отношения между государством и налогоплательщиками строятся на основе резидентства.  По этому принципу все налогоплательщики отдельного государства делятся на резидентов и нерезидентов.

Физические лица в статусе резидента

Собственники бизнеса под санкциями могут освободиться от налогового резидентства

  • если физическое лицо отсутствовало в стране по причинам прохождения лечения, обучения или исполнения за границей обязательств по трудовому договору;
  • если российский военнослужащий несет воинскую обязанность за границей или сотрудник органов власти в командировке за пределами РФ;
  • если международный договор устанавливает другой порядок определения резидентства, то применяется его положение, так как его юридическая сила выше.

При отсутствии в стране в течение 183 и более дней за последний год физическое лицо считается нерезидентом. Статус резидента подтверждается сведениями из табеля учета рабочего времени, копиями страниц паспорта с отметками о пересечении границы, документы о регистрации по месту жительства, данными миграционных карт.

По закону гражданство лица не имеет значения для признания резидентом.  Им можно признать лицо без гражданства или иностранного гражданина. ИП получают резидентство, если уплачивают российские налоги и зарегистрированы в органах ФНС России.

Юридические лица — резиденты

Резидентство юридического лица определяется принадлежностью к налоговой системе РФ. Юрлицо должно состоять на учете в соответствующих органах и уплачивать налоги в бюджет. Для присвоения этого статуса учитывайте место регистрации фирмы, месторасположение управляющего органа и место деятельности. Юридическим лицом — резидентом РФ считаются:

  • организации, зарегистрированные в России;
  • иностранные организации в соответствии с международным договором;
  • международные организации, головной офис которых располагается в России, и управление осуществляется с территории РФ.

Если юрлицо ведет деятельность в России, но при этом создано и зарегистрировано за границей, оно не может быть резидентом.

Статус налогового резидента и его особенности

От того, является ли лицо резидентом страны, зависит, в какой стране оно будет платить налог на доходы и какие правила налогообложения будут для него применяться. Статьи 207, 209, 210 и 224 Налогового кодекса регулируют вопросы резидентства в России.

Резидент РФ обязан декларировать все доходы, в том числе полученные за пределами страны и уплачивать с них налоги; налоговая база рассчитывается как сумма всех доходов облагаемых налогом, за исключением сумм положенных налоговых вычетов.

Сумма налога для резидента исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Нерезидент уплачивает налог только с тех доходов, которые получены на территории России; налоговый вычет не предоставляется.

Сумма налога для нерезидента исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (за месяц).

Налог на доходы резидентов и нерезидентов

От налогового статуса физлица зависит ставка НДФЛ, по которой облагаются получаемые доходы. По статье 224 Налогового кодекса резидент РФ уплачивает стандартный НДФЛ по ставке 13%. Для лиц нерезидентов пункт 3 статьи 224 устанавливает специальную ставку НДФЛ 30%,  которая может быть снижена при определенных условиях:

  • если нерезидент получил  в качестве дохода дивиденды от вложений в российские организации, ставку налога можно снизить до 15%;
  • для особых категорий нерезидентов налоговая ставка составляет 13%.

Особыми категориями нерезидентов признаются: работники по патенту, высококвалифицированные специалисты, переселенцы и беженцы, граждане ЕАЭС,  члены экипажей судов.

Смена статуса налогового резидента

В течение года физическое лицо может изменить свой статус. Каждый раз, когда выплачивается доход, уточняйте статус сотрудника, чтобы не удерживать с него лишнюю сумму налога.

Для этого каждый месяц при начислении зарплаты проверяйте, сколько времени работник провел на территории России в течение предшествующих 12 месяцев.

 Дополнительно по итогам налогового периода (календарного года) уточните статус работника и при необходимости сделайте перерасчет НДФЛ за год.

Если лицо получает резидентство, у него возникает возможность возвратить сумму переплаты по НДФЛ, накопленную в текущем календарном году (с 1 января).  Работодатель должен провести перерасчет  НДФЛ по ставке 13% с начала года и зачесть излишне уплаченную сумму налога.

Если до конца года зачесть всю сумму переплаты невозможно, сотрудник может подать заявление в налоговый орган, чтобы налоговая провела перерасчет и вернула излишне уплаченную сумму.

Для этого необходимо предоставить справку 2-НДФЛ, декларацию и документ, подтверждающий резидентство.   

При утрате сотрудником в течение года резидентства страны, с начала текущего года производится перерасчет НДФЛ по ставке 30% без предоставления налоговых вычетов.

При начислении зарплаты, помимо налога необходимо удерживать сумму долга с начала года (но не более 50% от зарплаты). Если год уже закончился нужно подать в органы ФНС справку 2-НДФЛ по ставке 30% и передать долг на взыскание в налоговый орган.

Во избежание этого можно договориться с работником о внесении наличных средств и за их счет погасить задолженность по налогу.

Ведете работу с налоговыми резидентами и нерезидентами? В течение месяца в сервисе Контур.Бухгалтерия можно бесплатно, легко и быстро формировать и отправлять декларации, вести учет и начислять зарплату. 

Трудовая книжка — базовый документ о трудовом стаже и деятельности. Он заводится на имя сотрудника на первом рабочем месте и «кочует» от работодателя к работодателю вместе с владельцем книжки. Иногда у сотрудника может появиться две трудовых книжки или даже больше. Расскажем, законно ли это и как действовать по правилам.

, Елена Космакова

Чтобы сократить расходы на страховые взносы, компании часто платят сотрудникам «серую» или «черную» зарплату. В статье расскажем, какая ответственность за деньги в конверте грозит работодателю и самому сотруднику, как госорганы узнают об этом.

, Елена Космакова

Читайте также:  Какие проблемы могут создать наследники долей в ООО

Бумажная трудовая книжка — по-прежнему важный документ, который подтверждает рабочий стаж и трудовой опыт гражданина. Если в книжке обнаруживаются неточности, их надо исправлять, но действовать аккуратно, руководствуясь положениями закона. Расскажем об этом в статье.

, Елена Космакова

Арифметика последствий ужесточения политики налогового резидентства — новости Право.ру

В 2015 году ФНС России уже пыталась изменить критерии налогового резидентства граждан. Тогда инициатива не получила развития. В связи с глобальным трендом на деофшоризацию в ближайшее время могут быть введены более строгие критерии по определению налогового резидентства и последующего его налогообложения. 

Сегодня физическому лицу достаточно находиться за пределами РФ более 183 дней в году в течение 12 следующих подряд месяцев, чтобы не быть налоговым резидентом РФ (согласно п. 2 ст.

207 НК РФ) и не отчитываться о своих контролируемых иностранных компаниях (КИК), указанных в ст. 25.13 НК РФ.

Таким образом, некоторые налогоплательщики минимизируют свои обязательства по КИК перед Федеральной налоговой службой (ФНС). 

Новая инициатива по признанию физлица налоговым резидентом РФ подразумевает уменьшение количества дней пребывания в России до 90 и введение нового критерия – «центр жизненных интересов». Это затронет не только вопросы НДФЛ физлица, но и его зарубежные активы.

Иностранные юридические лица, которыми владеет это физическое лицо, будут автоматически признаны КИК, и, следовательно, увеличится совокупная административная и фискальная нагрузка.

Именно поэтому вопросы налогового резидентства необходимо рассматривать в контексте международных норм и законодательства о КИК. 

Предыстория и оценка критерия «центр жизненных интересов»

Сама возможность определить резидентство с помощью критерия «центр жизненных интересов» указана в Постановлении Правительства РФ от 24.02.

2010 № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» (СОИДН), но не содержится в НК РФ.

Сейчас критерий «центр жизненных интересов» используется для признания налоговым резидентом в тех случаях, когда физлицо соответствует условиям налогового резидентства в двух государствах одновременно (т. е. имеет место жительства и проживает примерно равное количество дней в обеих странах).

Такие принципы определения налогового резидентства применяются в Италии, Румынии, Франции, Англии, Китае и других странах. В этих юрисдикциях для определения данного критерия особенно важны семейные и социальные отношения физлица, его профессиональная, культурная или иная деятельность, место самой предпринимательской деятельности, а также место, откуда ею управляют.

Очевидно, что семья как центр жизненных интересов физлица может легко поменять территорию пребывания. Например, в зависимости от комфорта проживания и налогообложения в стране. А вот основной источник доходов чаще всего не обладает такой мобильностью.

С точки зрения наиболее эффективного налогообложения фундаментальным фактором становится именно страна происхождения доходов – место, где осуществляется основная предпринимательская деятельность.

Поэтому юрисдикция этого центра интересов может стать одним из ключевых критериев при определении налогового резидентства бенефициара. 

«Хитрить» при выборе удобного с точки зрения налогообложения центра жизненных интересов и игнорировать при этом законы государства, в котором находится основной источник доходов, может быть крайне опасно.

Согласно данным ОЭСР, на 1 июня 2019 года в рамках автоматического обмена налоговой информацией (CRS) банки более 90 стран передали фискальным органам данные о 47 млн счетов физических лиц с €4,9 трлн и всю имеющуюся информацию об источниках происхождения денежных средств.

А в случае непредоставления налоговой службе физическим лицом информации о своих зарубежных счетах контролирующие органы без труда смогут получить данные сведения при взаимодействии с коллегами из других государств. 

Последствия правил «90 дней» и «центра жизненных интересов»

Предположим, что физическое лицо – фактический получатель дохода (ФПД) – является налоговым резидентом Кипра и проживает там более 183 дней в году. Сейчас он создает кипрскую компанию с реальным экономическим присутствием, которая владеет в России прибыльным дочерним обществом.

При этом управление российской компанией и контроль за ней осуществляются строго через кипрскую компанию с соблюдением корпоративной иерархии, положений и преференций СОИДН. Тем не менее специфика этого бизнеса требует личного присутствия в России от трех до пяти месяцев в году.

По действующему законодательству указанное физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ и, следовательно:

  • не обязано декларировать КИК и отчитываться по ней в РФ; 
  • может распределять дивиденды из России, применяя ставку 5% вместо 13%;
  • для него практически отсутствуют опции нарушения валютного законодательства. 

Так, по обозначенным операциям риски признания резидентом РФ и инкриминирования необоснованной налоговой выгоды минимальны при условии, что соблюдены все требования текущего законодательства. 

Однако в случае вступления в силу новых критериев в рассматриваемом примере у владельца бизнеса возникает риск признания его налоговым резидентом РФ. При реализации такого риска его зарубежная компания соответствует пп. 2 п. 1 ст. 25.

13 НК РФ и управляется резидентом РФ, а ему следует применить ставку налогообложения 13% в отношении распределения дивидендов (вместо 5% в рамках СОИДН), задекларировать КИК и проверить все зарубежные транзакции на предмет соответствия валютному законодательству РФ. 

Дополнительно к возросшей фискальной нагрузке в случае правонарушений возникнут штрафные санкции и риски доначисления: 

  • от 20 до 40% от полученной необоснованной налоговой выгоды (согласно ст. 122 НК РФ); 
  • от 75 до 100% от суммы транзакций за валютные правонарушения (согласно ст. 15.25 КоАП РФ); 
  • если у КИК были сделки с российскими организациями, возникнет риск доначисления НДС.

Теперь рассмотрим эту историю в цифрах. Например, сейчас российская дочерняя компания при перечислении 100 млн руб. дивидендов в пользу материнской компании на Кипр, владелец которой бывает в России около 100 дней в году, заплатит налог в размере 5 млн руб. А в случае принятия новых правил налоговые издержки по такой операции составят 13 млн руб.

Кроме того, собственнику необходимо будет отчитываться обо всех зарубежных компаниях (КИК) и транзакциях перед ФНС России.

Также возможен штраф до 100% от суммы операций, совершенных не через уполномоченный банк при дальнейшем движении денежных средств из Кипра в другую страну, и другие вариации фискальных последствий, это зависит от конкретных обстоятельств.

В итоге даже прозрачная на сегодняшний день структура и модель ведения бизнеса нерезидентом на территории России после нововведений становится рискованной и противоправной.

Таким образом, небольшие изменения критериев признания физического лица налоговым резидентом могут в несколько раз увеличить фискальную нагрузку на всю корпоративную структуру с иностранным элементом, а не только на персональный доход этого лица.  

Если основное внимание будет уделено именно «источнику доходов», то грядущая новелла российского налогового права о «центре жизненных интересов» может быть весьма эффективной для достижения основных целей: предотвращения оттока капитала и полного налогообложения доходов у источника выплат, полученных в России. Судебная практика в рамках концепции фактического получателя доходов может приобрести новое развитие.

В целом данная норма четко разделит владельцев российских активов на отечественных и иностранных бенефициаров, которые очень редко бывают в России. 

Если бизнес требует регулярного личного присутствия бенефициара на территории РФ и он не планирует инвестировать за рубеж, то будет целесообразным признать себя резидентом РФ и соблюдать требования российского законодательства в полной мере, а также распределять дивиденды по полной ставке НК РФ и тем самым минимизировать риски фискальных санкций. Если же фактический получатель дохода преследует цель выхода на международный рынок с проживанием за пределами РФ, а российский бизнес способен эффективно существовать и не нуждается в его постоянном присутствии, то полный переезд в другую комфортную юрисдикцию становится эффективным и низкорискованным решением с точки зрения налогообложения.

Владельцам бизнеса для исключения фискальной или даже уголовной ответственности за свои действия, совершенные чаще всего по неосторожности, необходимо своевременно понять персональные цели и цели компании в долгосрочной перспективе и реорганизовывать корпоративную структуру в соответствии с ними.

Теперь резидентом можно стать, даже если живете в России меньше 183 дней

Вот что нужно об этом знать.

При этом гражданство не имеет значения. Гражданин России может не быть резидентом, а иностранец может им оказаться.

Например, жил себе гражданин в России, а потом уехал на стажировку за границу. Вернулся и стал часто ездить в зарубежные командировки. Получилось, что за год он был в России 150 дней, а остальное время мотался по миру. И вот этот гражданин решает продать квартиру, чтобы купить новую.

С продажи квартиры придется начислить не 13% НДФЛ, а 30%. А при покупке новой квартиры в том же году нельзя будет вернуть НДФЛ с помощью имущественного вычета. Притом что НДФЛ с доходов и так в 2,3 раза больше: российский работодатель должен начислять его по ставке 30%.

Так из-за нерезидентства можно потерять сотни тысяч рублей.

Для налогового статуса учитывается 12-месячный период до даты получения дохода — он может начаться в одном году, а продолжиться в другом. Окончательный статус налогоплательщика, который влияет на налогообложение его доходов, определяется по итогам года.

Независимо от фактического времени нахождения в России, налоговыми резидентами признаются российские военные, которые служат в других странах, а также сотрудники ведомств в командировках за границей.

Читайте также:  Как стать руководителем юридического департамента?

Как сэкономить на налогах или не платить их вообщеРассказываем о законных способах в нашей рассылке дважды в неделю

В 2020 году стать резидентом можно на специальных условиях.

Сокращенный срок. Если с 1 января по 31 декабря физическое лицо находится в России от 90 до 182 календарных дней включительно, этого достаточно, чтобы стать налоговым резидентом — со всеми вытекающими последствиями.

Оформление по заявлению. Чтобы стать резидентом при сокращенном сроке пребывания в России, нужно подать заявление в налоговую инспекцию.

В обычном порядке, при нахождении в России от 183 дней, заявление подавать не нужно. Но можно написать заявление, чтобы налоговая подтвердила статус резидента: такой документ пригодится для уплаты налогов в других странах.

Для резидентства важна не прописка и даже не вид на жительство: эти документы дают право находиться в России, но сами по себе не подтверждают, что человек этим правом воспользовался и реально находился в стране положенное время.

Работодатель определит статус по табелю учета рабочего времени.

Ставка НДФЛ. Налоговые резиденты РФ платят налог на доходы по ставке 13%. Нерезиденты с того же дохода заплатят 30%. С каждых 100 000 Р дохода экономия составит 17 000 Р.

Например, в российской компании работают два менеджера по рекламе — Иван и Герман. У них одинаковая зарплата — 80 000 Р в месяц. Но Иван ведет проекты в России, а Герман часто ездит за границу и считается нерезидентом. У Ивана за год удержат 124 800 Р НДФЛ, у Германа — 288 000 Р. Хотя оба они россияне, работают в одной фирме и получают одинаковую зарплату.

Повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов касается не только налога с зарплаты, но и продажи имущества, когда речь может идти о миллионах рублей дохода единовременно.

Уменьшение доходов при продаже имущества. Когда резидент продает квартиру, машину или унаследованный от дяди земельный участок, он может уменьшать доход на вычеты.

При продаже квартиры — на ее стоимость при покупке или 1 000 000 Р, при продаже машины — на ее стоимость при покупке или 250 000 Р, при продаже участка — на 1 000 000 Р или расходы дяди.

Нерезиденты так делать не могут, вычеты для уменьшения дохода при продаже имущества им не положены. А с дохода от сделки надо заплатить не 13, а 30% НДФЛ.

Иван продал машину за 800 000 Р. Покупал он ее за 900 000 Р, поэтому налога к уплате у Ивана нет: он уменьшит доходы на расходы, подаст декларацию, но в бюджет ничего не заплатит. Герман продал такую же машину за 650 000 Р. Он должен заплатить в бюджет 30% от всей суммы дохода — 195 000 Р, хотя фактически потерял на сделке больше Ивана.

До 2019 года нерезиденты не могли использовать минимальный срок владения, чтобы продавать имущество без налога и декларации. Но с 2019 года им дали такое право.

Если не получается стать резидентом, но есть доходы в России, используйте другие способы экономить на налогах:

  • Оформить ИП и сдавать квартиру
  • Стать самозанятым

Отказ от резидента: Россия как налоговый рай для политических изгоев

Фото Александра Николаева / ТАСС Новым порядком определения налогового резидентства может воспользоваться любой человек, который попал под международные ограничительные меры

Специфика законодательного процесса в России такова, что все самые сомнительные с точки зрения законности, обоснованности и логики нормы включаются в тексты законопроектов перед вторым чтением. Потому что, во-первых, это могут просто не заметить в силу незначительности самого изначального законопроекта, и, во-вторых, потому что цель внедрения в российское право таких новелл объяснять можно с любой степенью внятности, главное, чтобы основная часть законопроекта-«локомотива» дотащила его вместе со всеми «пассажирами» до стола президента.

Похожая ситуация случилась совсем недавно, в результате чего в налоговое законодательство были введены специальные правила относительно выбора физическими лицами, попавшими в специфическую ситуацию, а именно под международные санкции, желают ли они оставаться налоговыми резидентами России, проживая на ее территории от 183 дней в течение года.

Как известно, по общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (за редкими исключениями). Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 207 кодекса) в НК РФ не использовалось.

Однако в соответствии с введенным Федеральным законом от 03.04.2017 г.

№ 58-ФЗ пунктом 4 статьи 207 НК РФ в случае, если в соответствующем году в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется правительством России, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в стране может не признаваться в этом году налоговым резидентом, если в это же время такое физическое лицо являлось налоговым резидентом какого-либо иностранного государства.

Для отказа от статуса налогового резидента России такому лицу достаточно подать соответствующее заявление с приложенной справкой иностранного государства, подтверждающей его иностранное налоговое резидентство (сертификат налогового резидентства).

 При этом воспользоваться данным правом право на отказ от российского резидентства можно в отношении периодов, начинающихся с 2014 года.

Инициатор поправки Андрей Макаров, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, исчерпывающего обоснования необходимости такой уникальной новеллы не предоставил.

Обращают на себя внимание следующие обстоятельства. Отказаться от налогового резидентства можно на основании справки из абсолютно любого государства.

Обычная оговорка о том, что налоговые льготы применяются только в том случае, если в налогообложении лица принимает участие государство или территория, которая имеет международный договор с Россией (а в ряде случаев — еще и не включенное в список стран, не обеспечивающих обмен налоговой информацией) в данном случае отсутствует.

А ведь это означает, что справка может быть представлена и из офшорной (низконалоговой) юрисдикции. В некоторых из них статус налогового резидента возможно получить и без непосредственного нахождения на территории.

Кроме того, действие льготы распространяется на лиц с любым гражданством или без такового, поскольку сам по себе статус налогового резидента не связан с гражданством. При этом не только российские граждане включены в различные международные санкционные списки.

Необходимо отметить, что в рамках продолжающейся с 2014 года деофшоризацией российской экономики и соответствующей трансформации налогового законодательства, вопрос налогового резидентства является краеугольным камнем, на котором держится большинство нововведенных институтов: концепция фактического получателя доходов, порядок уведомления об участии в иностранных организациях, уплата налога с прибыли контролируемых иностранных компаний и т.д. Утрата российского налогового резидентства путем физического выезда за пределы страны до сих пор видится многим как решение всех проблем и обременений, накладываемых российским законодательством.

Разъяснение вопросов по поводу обретения и потери статуса налогового резидента в последние два года раскололо даже лагерь контролирующих органов, Минфин был вынужден дезавуировать излишне широкий подход налоговой службы к порядку определения налогового резидентства физических лиц, и без того чувствующих себя неуютно в виду свалившихся на них новых обязанностей.

Но поможет ли новая норма тем, кому выехать в «приличные» западные страны в силу международных санкций не удается, ехать дальше на восток в страны, не присоединившиеся к санкциям, на длительный срок нецелесообразно и для кого Россия остается единственным приемлемым местом для жительства?

Сам по себе статус налогового резидента России не столь уж и плох. Во-первых, основная ставка НДФЛ составляет всего 13%.

В случае отказа от статуса налогового резидента ставка налога в отношении доходов, полученных от источников в России, увеличивается до 30%, пропадает возможность использовать ряд льгот (например, при продаже недвижимого имущества).

Во-вторых, существует возможность зачесть иностранный налог, уплаченный в государстве, с которым у России есть налоговое соглашение. Имеются сильные сомнения, что целью введения рассматриваемой нормы было усилить воздействие на «подсанкционных» лиц в виде доначисления российского налога, да и вряд ли они сами добровольно захотят этого.

Так кому же на самом деле может быть выгоден новый порядок отказа от российского резидентства? Можно выделить следующую совокупность обстоятельств, которая создает наилучшие условия для применения новых правил:

  • физическое лицо не получает напрямую доходов от источников в России;
  • физическое лицо обладает на каком-либо основании статусом налогового резидента государства, с которым у России нет налогового соглашения;
  • физическое лицо включено в международный санкционный список и ограничено в перемещениях по миру;
  • российское правительство включило соответствующие санкции в специальный перечень.

На основании сказанного несложно сделать вывод, что новым порядком определения налогового резидентства может воспользоваться любой человек, который по тем или иным причинам попал под международные ограничительные меры и вынужден (или искренне желает) жить именно в России, поскольку иные государства его не желают видеть на своей территории. В результате Россия может стать истинным налоговым раем для таких изгоев.

  • Дмитрий Парамонов Forbes Contributor

#налогообложение #налоги #санкционный список #геополитика

«Уважаемый налогоплательщик, теперь Вы – налоговый резидент!». Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).
Читайте также:  Что необходимо учесть арендатору, если договор аренды недвижимости требует регистрации

То есть:

Раньше и сейчас В скором времени
Кол-во дней, чтобы стать налоговым резидентом 183 дня в календарном году 90 дней в календарном году
Если дней меньше Налоговую однозначно не интересует общемировой доход Налоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» — недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом
  • Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.
  • Зачем?
  • Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».
  • Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.
  • Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).
  • Путь к «центру жизненных интересов»
  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру — переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

Страна Кол-во дней в году Какие критерии центра жизненных интересов применяются?
Австрия 6 месяцев Преимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)
Армения 183 Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи
Беларусь 183 Гражданство; вид на жительство
Бельгия Экономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)
Болгария 183 Регистрация по месту жительства; место жительства семьи и экономические связи
Бразилия 183 Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР
Великобритания -> Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.
Венгрия 183 Гражданство; ПМЖ
Германия Доступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*
Греция 183 Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование
Дания 6 месяцев ПМЖ (в собственности или арендованное)
Индия 182 (или 60, если за 4 года – более 365) Отсутствуют, но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7  предшествующих резиденству периодов (лет))
Ирландия 183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном) Отсутствуют, но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.
Испания 183*** Экономические связи
Италия 183 Регистрация по месту жительства; преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи
Казахстан 183 Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности
Кипр 60 ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи
Китай 183 Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство
Люксембург 6 месяцев Преимущественное пребывание
Нидерланды 1 год (только для экспатов) ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов
Польша 183 Экономические связи
Португалия 183 Преимущественное пребывание
США 183**** Гражданство; Наличие «грин-карты»
Финляндия 6 месяцев ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)
Франция 183 Место жительства семьи и экономические связи
Чехия 183 ПМЖ (в собственности или арендованное)
Швеция 6 месяцев ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Источник: http://taxsummaries.pwc.com

  1. Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции
  2. * — на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать
  3. ** — греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск
  4. *** — срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании
  5. **** — в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году
  6. Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты
  7. 1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут  регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Однозначных ответов пока нет.

                                                                         Краткие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное — многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *