Согласие антимонопольного органа на присоединение ООО

В Законе содержится новое понятие — «экономическая концентрация».

Согласно Закону это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции, включая создание и реорганизацию коммерческих организаций в форме слияния или присоединения, их объединений, в том числе сделки с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов.

На наш взгляд, на законодательном уровне была сделана попытка включить в Закон положения, наиболее четко регулирующие отношения, как связанные с приобретением акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов, так и возникающие в связи с реорганизацией юридических лиц и их созданием.

Далее рассматриваются лишь некоторые из случаев (не касаясь юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках), когда заинтересованным лицам необходимо обращаться за согласием в антимонопольный орган.

Получаем согласие на создание коммерческой организации

Сразу хотелось бы обратить внимание на те положения Закона, которые являются новыми по сравнению с нормами, действовавшими до 01.07.2014.

Ранее при создании коммерческой организации (далее — организация), например, общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), ее учредителям не требовалось обращаться в антимонопольный орган за получением согласия на создание такого общества.

Сейчас необходимо учитывать следующее.

Антимонопольный орган осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в случае создания организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой организации и в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль в соответствии с абз. 6–9 п. 1.2 ст. 9 Закона.

Согласно действующему законодательству вкладом в уставный фонд организации могут быть не только денежные средства и, например, оборудование, недвижимое имущество, но и акции (доли в уставном фонде) другой организации.

В таком случае учредитель, внесший в качестве вклада в уставный фонд акции (доли) другой организации утрачивает на них право собственности, а собственником таких акций (долей) становится вновь создаваемая организация.

Иными словами, происходит смена контроля.

Однако вышесказанное не означает, что на сегодня все новые организации должны создаваться только после получения согласия антимонопольного органа.

Закон устанавливает следующие критерии, при наличии которых заинтересованное лицо обязано обратиться в антимонопольный орган: если балансовая стоимость активов одного из учредителей создаваемой организации, являющегося юридическим лицом, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, превышает 100 тыс. базовых величин или объем выручки одного из учредителей создаваемой организации, являющегося юридическим лицом, от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году создания, превышает 200 тыс. базовых величин либо если один из названных субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий. При этом размер базовой величины определяется на день получения антимонопольным органом соответствующего заявления.

Иными словами, если буквально толковать данную норму, то если среди учредителей, вносящих акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество при создании новой организации нет юридических лиц, согласие антимонопольного органа не требуется.

Далее, даже если среди таких учредителей есть юридические лица, но у них отсутствуют критерии о размере балансовой стоимости их активов или выручки, или балансовая стоимость активов (объем выручки) организации, акции (доли в уставном фонде) которой служат вкладом в уставный фонд создаваемой организации, не достигает установленных критериев, согласие получать также не надо.

Закон установил особенности для группы лиц при создании нового юридического лица.

Во-первых, в данном нормативном правовом акте впервые дано определение группы лиц.Так, установлено, что группа лиц — совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам. Эти признаки также определены Законом.

Нужно ли согласие антимонопольного комитета, по вопросу связанного с экономической концентрацией?

  • Вопрос:
  • Нужно ли согласие антимонопольного комитета, по вопросу связанному с экономической концентрацией?
  • Ответ:

В п.

3 комментируемой статьи перечислены пороговые значения, при достижении которых осуществление сделок, признаваемых экономической концентрацией, подлежат предварительному согласованию или уведомлению. Как следует из п.

3 комментируемой статьи, предварительное согласование или уведомление требуется при наличии одного из следующих условий («Пороговые значения»). 

  • если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются, превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, установленный на дату подачи ходатайства (уведомления);
  • если совокупный объем реализации товаров реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются, за последний финансовый год превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, установленный на дату подачи ходатайства (уведомления); или
  • одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с критерием (а) при подсчете совокупной балансовой стоимости активов (т.е. ресурсов, контролируемых субъектом рынка в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод)93, необходимо брать сумму, по которой актив (или обязательство) признается в балансе.

Также необходимо отметить, что законодательство не устанавливает отдельные пороговые значения, для субъектов рынка, которые входят в группу лиц приобретателя и зарегистрированы в Республике Казахстан, а также отдельно для субъектов рынка, которые входят в одну группу лиц с приобретателем, но зарегистрированы за ее пределами.

Поэтому в расчет необходимо брать совокупную балансовую стоимость активов приобретателя и всех субъектов рынка, входящих с ним в одну группу лиц (независимо от места их регистрации). Касательно объекта приобретения (т.е.

субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются), необходимо брать в расчет непосредственно совокупную балансовую стоимость его активов (без учета всей группы лиц Продавца).

Ставки месячного расчетный показателя, которые должны превышать десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, утверждаются Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на соответствующие годы.

При анализе пороговых значений, также берется в расчет совокупный объем реализации товаров вышеуказанных лиц. При этом п.

7 комментируемой статьи определяет «совокупный объем реализации товаров» как сумму дохода от реализации товаров за последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства (уведомления), за вычетом суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

Однако если субъект рынка осуществлял деятельность менее одного года, объем реализации товаров определяется за период деятельности субъекта рынка.

Определение понятия «финансовый год» содержится в Бюджетном кодексе Республики Казахстан и определяется как «период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета»94.

В целях определения пороговых значений, наверное, не совсем правильно ссылаться на определение Бюджетного Кодекса. В этой связи, предполагается, что законодатель имел в виду «отчетный год», который применятся всеми организациями при бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Как следует из Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.

В свою очередь, первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.95

Критерий (в) комментируемого пункта имеет наибольшее значение с точки зрения недопущения возникновения или усиления монопольного положения и (или) ограничения конкуренции, так как относится к сделкам, которые совершаются субъектами рынка, пользующимся определенным влиянием на рынок. Таким образом, согласие антимонопольного органа на осуществление вышеуказанных сделок либо его уведомление требуется в случаях, если одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

  1. Доминирующим или монопольным положением признается положение предпринимателя на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара.
  2. То есть, если на территории соответствующей территориальной единицы компания реализует товар или предоставляет работы и услуги, подавляя деятельность других предпринимателей,  осуществляющих аналогичную деятельность на той же территории, то такой субъект рынка может быть признан антимонопольным органом лицом, занимающим доминирующее положение на рынке.
  3. Признание предпринимателя лицом, занимающим доминирующие позиции на рынке, может быть вызвано, прежде всего, неконтролируемой деятельностью индивидуального предпринимателя и юридического лица, которая приводит к значительному росту цен или тарифов на  реализуемые им товары, работы или услуги.

В целях предотвращения возникновения или усиления монопольного положения и (или) ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет контроль за экономической концентрацией, т.е. сделками, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

В настоящий момент Предпринимательский кодекс РК содержит исчерпывающий перечень сделок, признаваемых экономической концентрацией и требующих предварительного согласия или уведомления антимонопольного органа.

П. 1 комментируемой статьи содержит перечень сделок, признаваемых экономической концентрацией. Государственный контроль за экономической концентрацией условно можно разделить на контроль за следующим сделками:

  •  реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения;
  • приобретение лицом голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев);
  • получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала определенных активов;
  • приобретение субъектом рынка прав, позволяющих давать обязательные для исполнения указания либо осуществлять функции исполнительного органа;
  • участие одних и тех же физических лиц в органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения их предпринимательской деятельности.
Читайте также:  Налог с суммы вкладов и счетов: когда нужно платить ндфл с доходов

2. Согласно п.п.) 1 п. 1 комментируемой статьи с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется реорганизация субъекта рынка при таких формах реорганизации, как слияние или присоединение.

В соответствии с п. 1 ст. 62 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «слиянием» признается «возникновение нового товарищества, путем полного объединения имущества этих товариществ и передачи ему прав и обязанностей каждого из участвующих в слиянии товариществ».

В свою очередь, согласно п. 2 ст.

62 указанного закона, «присоединением» признается «присоединение одного или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью к другому товариществу путем включения имущества присоединяемых товариществ в имущество присоединяющего товарищества.

При этом присоединяемые товарищества прекращаются, а все их права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющему товариществу, в устав которого вносятся связанные с реорганизацией изменения».

Как следует из п. 1 ст. 82 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах», «слиянием обществ» признается «возникновение нового общества путем передачи ему всего имущества, прав и обязанностей на основании договора о слиянии и в соответствии с передаточными актами двух или нескольких обществ с прекращением их деятельности».

«Присоединением общества к другому обществу» признается «прекращение деятельности присоединяемого общества с передачей на основании договора о присоединении и в соответствии с передаточным актом всего имущества, прав и обязанностей присоединяемого общества другому обществу (п. 1 ст. 83 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г.

№ 415-II «Об акционерных обществах»).

Иными словами, возникновение нового общества путем передачи ему всего имущества, прав и обязанностей (слияние) и присоединение одного или нескольких обществ, деятельность которых будет прекращена, к другому юридическому лицу, при достижении установленных пороговых значений требует получения предварительного согласия антимонопольного органа.

Например, если ТОО «А» владело 43%-ной долей участия в уставном капитале ТОО «Б» и планирует приобрести дополнительно 7% доли участия, то такая сделка не требует предварительного согласования. Однако любая последующая сделка превысит установленный порог и потребует предварительного согласования (т.е. 50%+).

В качестве другого примера можно рассмотреть случай, когда ТОО «А» владеющее 43%-ной долей участия в уставном капитале ТОО «Б» (не входящего в одну группу лиц с ТОО «А»), планирует приобрести дополнительно 7% участия в уставном капитале ТОО «Б».

В свою очередь, ТОО «АА», которое входит в одну группу лиц с указанным ТОО «А», приобретает 0,1% в уставном капитале ТОО «Б».

В данном случае потребуется получение предварительного согласия, так как ТОО «А» и ТОО «АА», которые входят в одну группу лиц, в совокупности приобретают более 50% доли участия в уставном капитале ТОО «Б» (т.е. 50,1%).

На практике, получение субъектом рынка более пятидесяти процентов доли в создаваемом юридическом лице при достижении установленного порога, рассматривалось антимонопольным органом как экономическая концентрация.

Существовало мнение, что лицо приобретает акции (долю участия в уставном капитале, паи) путем создания юридического лица.

Отсутствие однозначной позиции касательно данного вопроса как в законе, так и в правоприменительной практике, вызывало очень много вопросов у субъектов рынка.

Предварительное согласие на приобретение соответствующего имущества требуется также при совершении взаимосвязанных сделок. В Республике Казахстан законодательно закрепленное понятие «взаимосвязанных сделок» содержится в Законе «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Так, «взаимосвязанными между собой сделками» признаются:

  • несколько сделок, совершаемых с одним и тем же лицом либо с группой аффилированных между собой лиц в отношении приобретения или отчуждения одного и того же имущества;
  • сделки, оформляемые одним договором или несколькими договорами, связанными между собой;
  • иные сделки, признаваемые как взаимосвязанные между собой уставом или решением общего собрания участников товарищества.

Антимонопольный контроль касательно вышеуказанных сделок осуществляется в форме получения предварительного согласия. 

Субъекты рынка, намеревающиеся совершить либо совершившие экономическую концентрацию, обращаются в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия на экономическую концентрацию или уведомляют антимонопольный орган о совершенной экономической концентрации в порядке, предусмотренном Предпринимательским кодексом РК.

В случае если, балансовая стоимость тех шести АЗС превышает  10 % балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов владельца АЗС.

2) балансовая стоимость активов вашей компании или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает 10 000 000 — кратный размер МРП.

Если сделка и ваша компания не соответствуют указанным условиям, то получение  согласия не требуется.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Реорганизация в форме присоединения

Реорганизация ООО путем присоединения имеет следующую последовательность
действий:

  1. Организация общего
    собрания участников общества по вопросу реорганизации обществ в форме
    присоединения.

  2. Организация и проведение инвентаризации всех статей баланса ООО, подлежащего присоединению.

  3. Подготовка необходимых для реорганизации документов: проекта договора о присоединении, проекта передаточного акта.

  4. Уведомление участников о проведении  общего собрания по проведению реорганизации в форме присоединения.

  5. Проведение общего собрания участников общества по вопросу реорганизации обществ в форме присоединения.

  6. Уведомление о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган и внебюджетные фонды (осуществляется обществом, которым позднее было принято решение о реорганизации либо лицом, указанным в решении о реорганизации).

  7. Организация и проведение совместного общего собрания участников обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения.

  8. Осуществление
    государственной регистрации реорганизации в форме присоединения.

Следует
отметить, что с 01.09.2014 года государственная регистрация реорганизованного
общества допускается не ранее истечения трёхмесячного срока после внесения в
ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Этот срок предусмотрен для
обжалования решения о реорганизации.

Примечание: пункты 
1, 4, 5, 8 применимы  для  каждого  из  участвующих  в реорганизации  ООО.

На присоединение коммерческих (нефинансовых) организаций необходимо предварительно получить согласие антимонопольного органа если стоимость их активов по последним бухгалтерским балансам в сумме будет составлять более 7 млрд рублей либо годовая выручка таких компаний за реализацию товара в сумме будет составлять более 10 млрд. рублей либо одна из реорганизуемых компаний помещена в реестр субъектов хозяйствующих на рынке определенного товара с долей более 35%.

Также потребуется согласие антимонопольного органа при присоединении финансовой организации к коммерческой нефинансовой компании и наоборот коммерческой нефинансовой компании к финансовой организации, если активы финансовой компании по последнему бухгалтерскому балансу превышают величину, устанавливаемую для таких случаев Правительством РФ совместно с Центробанком РФ. Что касается финансовых компаний неподконтрольных Центробанку, то для них такую величину устанавливает Правительство РФ самостоятельно.

Ходатайства в ФАС

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

  1. слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также — последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
  2. присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
  3. слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
  4. создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона, и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает семь миллиардов рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр(п. 4 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
  5. создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона, и при этом стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) активы которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) активов (за исключением денежных средств) кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
  6. присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
  7. присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при присоединении к кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).
Читайте также:  Оспаривание кадастровой стоимости в досудебном порядке

Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

В случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:

  1. приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании;
  2. приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании;
  3. приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ);
  4. приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
  5. приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;
  6. приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;
  7. получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества;
  8. приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа;
  9. приобретение лицом (группой лиц) более чем пятидесяти процентов голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории Российской Федерации, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

В случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации:

  1. приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Это требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании;
  2. приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Это требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании;
  3. приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
  4. приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций;
  5. приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;
  6. приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;
  7. приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации (за исключением денежных средств), размер которых превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
  8. приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа.
Читайте также:  Норматив потребления воды на 1 человека без счетчика с 2021 г: как считать расход холодного и горячего водоснабжения по нормам, если нет ИПУ, как начисляется оплата?

Получить дополнительную информацию по услугам в области антимонопольного законодательства Вы можете по телефону +7 (499) 929-71-21, а также с помощью формы обратной связи.

Вопросы и ответы

  • Нет, так как организации, участвующие в реорганизации существовали и продолжают существовать после этой процедуры.
  •    1) В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ установлено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
  • Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
  •         Следовательно, допустима реорганизация в форме выделения с последующим присоединением.
  • Указанный вид реорганизации относится к совмещенной реорганизации, что является реорганизацией с одновременным сочетанием различных её форм (разделение, выделение, присоединение, слияние, преобразование).

Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) установлено, что выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Исходя из положений части 1 статьи 53 Закона об ООО следует, что присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

При этом при рассматриваемой форме совмещенной реорганизации не создается новое юридическое лицо, а правопреемство происходит путем передачи прав и обязанностей по передаточному акту от основного общества к переходному. Этот передаточный одновременно служит передаточным актом имущественных прав и обязанностей к обществу, к которому осуществляется присоединение.

Вместе с тем, пунктом 2 части 1 статьи 27 Федеральный закон от 26.07.

2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) регламентировано, что присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

  1. При этом, необходимо учитывать, что общество, к которому происходит присоединение, не будет соответствовать критериям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 27 Закона о конкуренции, из чего можно предположить, что предварительное согласие антимонопольного органа не потребуется.
  2. Более того общества, между которыми будет происходить процедура совмещенной реорганизации, не конкуренты между собой и осуществляют отличные друг от друга виды деятельности.
  3. В отношении такой формы, как выделение, предварительного согласия антимонопольного органа не требуется.
  4. Также, Законом о конкуренции не предусмотрено положений, применительно к формам совмещенной реорганизации.
  5. Частью 2 статьи 51 Закона об ООО также не предусмотрены формы совмещенной реорганизации.
  6. Учитывая данный пробел в законодательстве и тот факт, что при проведении процедуры выделения с последующим присоединением критерии, когда предварительное согласие антимонопольного органа необходимо, не будут усматриваться, можно сделать вывод о том, что нормативного обоснования, а, следовательно, и права привлечения к ответственности за несоблюдение норм антимонопольного законодательства у антимонопольной службы не будет. 

Стоит отметить, что в настоящее время рассматривается проект Федерального закона, целью принятия которого является необходимость устранения пробелов в законодательном регулировании процедуры реорганизации, возникших в связи со вступлением в действие изменений в главу 4 Гражданского кодекса РФ, а также развитием новелл института реорганизации, прежде всего в части осуществления совмещенных реорганизаций, однако, данный проект находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы и еще не направлен на рассмотрение в Правительство РФ (с текстом данного проекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов на сайте:  http://regulation.gov.ru/ . В соответствии с паспортом проекта ему присвоен ID № 00/03-17272/08-14/12-13-4).

Вместе с тем, в случае попытки применения антимонопольным органом закона по аналогии, при разрешении вопроса о необходимости выдачи предварительного согласия при совмещенной реорганизации в форме выделения с последующим присоединением, данное действие антимонопольного органа будет оспоримо, в силу того, что в Законе о конкуренции прямо не прописана необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме выделения с последующим присоединением, следовательно, законодательно запрет не закреплен и данные действия должны быть расценены, как превышение полномочий со стороны антимонопольного органа.

Применительно к вопросу об ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в части неполучении предварительного согласия антимонопольного органа, пункт 3 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административный штраф для юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

   Пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что указанный состав административного правонарушения является формальным.

  • Таким образом, для применения мер административной ответственности не имеет значения наступление каких-либо последствий (в том числе привело ли допущенное правонарушение к ограничению конкуренции или нет), играет роль сам факт неподачи ходатайства в антимонопольный орган.
  • Кроме права привлечения к административной ответственности в виде штрафа, антимонопольный орган также имеет право подать исковое заявление о ликвидации либо реорганизации в форме выделения или разделения на основании части 1 статьи 34 Закона о конкуренции которой установлено, что коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
  • Пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции регламентированы признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Статьей 5 Закона о конкуренции установлено понятие доминирующего положения, чем признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом указанной статьей установлены признаки доминирующего положения.

Следовательно, даже в случае самого негативного развития событий, когда антимонопольный орган решит подать исковое заявление о принудительной ликвидации (реорганизации), для его удовлетворения судом, антимонопольному органу необходимо доказать, что создание соответствующей коммерческой организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения этой организации, что представляется крайне затруднительным.

Данный факт подтверждается скудной судебной практикой прецедентов, когда антимонопольная служба обращалась в суд с подобными исковыми требованиями. При этом заявленные требования касались форм реорганизации, которые прямо предусмотрены Законом о конкуренции применительно к формам реорганизации, предусмотренным Законом об ООО.

  29.05.2017 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *