Солидарная ответственность эмитента и регистратора распространяется не только на отношения, связанные с акциями

Эмитент является одной из центральных фигур на фондовом рынке. Именно это лицо осуществляет выпуск ценных бумаг для последующей продажи инвестору, именно оно получает на рынке необходимые финансовые ресурсы для своего дальнейшего развития и именно эмитент несет ответственность перед владельцами размещенных ценных бумаг за надлежащее осуществление воплощенных в них прав.

Само понятие «эмитент» происходит от латинского термина «emittere», означающего «выпускать, испускать». Первоначально[498] право широкомасштабного выпуска ценных бумаг принадлежало публично-правовым образованиям, привлекавшим необходимые средства для финансирования государственных расходов.

Возникновение и последующее развитие корпоративной формы осуществления предпринимательской деятельности изменило ситуацию на рынке. Это проявилось не только в предложении инвестору новой разновидности ценных бумаг – акций, но и в необходимости четкой регламентации правового статуса корпораций.

Акции, предоставляли своим владельцам право на участие в управлении эмитентом. С точки зрения современного человека в этом нет ничего экстраординарного, но не с позиции наблюдателя XVII века.

Потребовалось не одно столетие, чтобы выработать общепринятые правила поведения в двух ключевых блоках общественных отношений, связанных с корпорациями как с эмитентами:

1) выпуск ценных бумаг, их отчуждение неограниченному кругу лиц;

2) участие владельцев акций в управлении деятельностью эмитента.

Первоначально правовое регулирование указанных отношений осуществлялось специальными законами, распространявшимися на определенные компании. Иными словами, каждый эмитент действовал на основании индивидуальных правил.

Только в XIX веке в европейских странах начинают появляться общие нормативные акты, регулирующие правовое положение эмитентов.

При этом законодатели различных юрисдикций старались найти «золотую середину» между различными группами интересов: в первую очередь, самих эмитентов и их инвесторов.

В настоящее время на правовое регулирование эмитентов серьезное влияние оказывают глобализация финансовых рынков (эмитент напрямую или косвенно инициирует размещение ценных бумаг не только в государстве своего места нахождения) и усложнение финансовых инструментов, предлагаемых инвесторам. Соответственно усложняется контроль над деятельностью эмитентов со стороны государственных органов, более того в правовом регулировании задействованы нормы различных государств.

Итак, эмитент выполняет одну из ключевых функций: именно он, прежде всего, определяет потребность и спрос на рынке капиталов, в том числе и на рынке ценных бумаг.

В конце концов, основное предназначение рынка ценных бумаг заключается в создании условий и предоставлении возможностей предпринимателям, коммерческим организациям, государству, государственным и муниципальным образованиям в получении необходимого капитала для развития производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Как верно отмечает В. А. Галанов, «следует различать понятия „эмитент“ и „продавец ценной бумаги“. Эмитент – это не обязательно продавец ценной бумаги, а тот участник рынка, который выпускает ее в обращение.

Например, выдача складского свидетельства или товарного векселя не принимает юридической формы его купли-продажи.

Но поскольку большая часть выпускаемых ценных бумаг представляет собой инвестиционные ценные бумаги, выпуск и обращение ценной бумаги обычно происходит путем ее продажи эмитентом другим участникам рынка, и данный процесс представляет собой единство эмиссионного и товарно-денежных отношений»[499].

  • Осуществляя эмиссию и принимая на себя соответствующий комплекс обязательств перед инвестором, эмитент в зависимости от того, какие ценные бумаги он выпускает, может преследовать следующие цели:
  • – привлечь капитал;
  • – реконструировать собственность (осуществить приватизацию или изменить статус компании);
  • – осуществить секьюритизацию задолженности или превратить имеющийся долг в ликвидное рыночное обязательство;

– улучшить управление своими финансовыми потоками и т. д[500].

Легальное определение понятия «эмитент» содержится в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг.

Согласно ей, эмитент – это юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Солидарная ответственность эмитента и регистратора распространяется не только на отношения, связанные с акциями

Похожие определения понятия «эмитент» содержатся и в зарубежном законодательстве.

Например, эмитент в США в соответствии с разделом 2(a)(4) Securities Act является любым лицом, которое выпускает или предлагает выпускать любые ценные бумаги, за исключением некоторых видов ценных бумаг, отдельно указанных в законодательстве (например, сертификат хранения, сертификат участия в голосующем трасте и т. д.)[501].

В мировой практике были эмитенты, не являвшиеся юридическими лицами. В качестве примера можно привести французский Fondes Communes de Titrisation (FTT) – специальное образование, созданное в рамках французского законодательства о секьюритизации[502]. В силу прямого указания закона FTT не является юридическим лицом, однако имеет право выпускать облигации.

Как уже отмечалось, Закон о рынке ценных бумаг регулирует отношения по выпуску и обращению только эмиссионных ценных бумаг, поэтому приведенное определение трактует понятие «эмитент» в довольно узком смысле. Оно не раскрывает всей сущности (в том числе экономической) эмитента как участника отношений на фондовом рынке.

Следует отметить, что долгое время определение эмитента противоречило не только его экономической сущности, но и действующему законодательству, регулирующему выпуск ценных бумаг.

В определении было указано, что в качестве эмитента выступают также органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг.

При этом не учитывалось, что именно государство, государственные и муниципальные образования с экономической точки зрения являются участниками отношений на рынке ценных бумаг, а не органы исполнительной власти или муниципальные органы.

Последние лишь выступают от их имени, однако сами не могут рассматриваться в качестве собственно эмитентов, то есть участников рынка, которые имеют потребность в капитале и несут ответственность, установленную законом[503].

Некоторая нечеткость определения, данного в законе, проявлялась также и в том, что не учитывалось наличие статуса юридического лица у органов исполнительной власти и муниципальных органов, созданных в форме учреждения, то есть некоммерческой организации, не являющейся собственником находящегося у нее имущества.

Кстати, определение, содержащееся в Законе о государственных ценных бумагах (п. 3. ст.

2), указывает, что эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. Налицо противоречие с определением, данным в Законе о рынке ценных бумаг. При этом остается неясным, в каком случае несет обязательства перед владельцами ценных бумаг само публично-правовое образование, а в каком – соответствующий эмитент[504].

Солидарная ответственность эмитента и регистратора распространяется не только на отношения, связанные с акциями

  1. Государственное регулирование деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг заключается в следующем:
  2. – закрепление общих требований, предъявляемых к эмитентам;
  3. – введение правил выпуска эмитентами ценных бумаги и организации обращения ценных бумаг;
  4. – установление правил исполнения эмитентами обязательств перед владельцами ценных бумаг;
  5. – контроль над деятельностью эмитентов: соблюдение ими требований законодательства и надлежащее исполнение своих обязательств перед владельцами ценных бумаг и иными лицами;
  6. – закрепление порядка раскрытия информации эмитентами;
  7. – создание правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;
  8. – нормативное регулирование ответственности эмитентов и привлечение эмитентов в установленных случаях к ответственности за нарушение закрепленных правил.

На первых этапах функционирования рыночной экономики в новой России предполагалось активное участие эмитентов в выработке государственной политики регулирования рынка.

В частности, в 1997 году был создан Совет эмитентов при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг[505]. В его состав вошли руководители крупных производственных компаний России.

Совет наделялся довольно серьезными полномочиями:

  • – предварительное рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой нормативных актов ФКЦБ, касающихся вопросов выпуска и обращения именных ценных бумаг;
  • – разработка предложений по основным направлениям регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг;
  • – взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и органами по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • – рассмотрение актуальных вопросов, связанных с деятельностью эмитентов на рынке ценных бумаг;

– и т. д.

Однако созданный Совет так и не стал реально работающей структурой, которая представляла бы интересы российских эмитентов во взаимоотношениях с регулятором рынка, фактически превратившись в чисто номинальную «бумажную» структуру.

Необходимо отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает следующие ограничения на выпуск всех либо некоторых ценных бумаг для отдельных категорий лиц:

1. Запрет на эмиссию ценных бумаг.

Отдельные виды эмиссионных ценных бумаг могут эксклюзивно выпускаться только строго определенным кругом эмитентов.

Например, эмиссия акций является своеобразной привилегией акционерного общества. Как отмечается в п. 1 ст. 96 ГК РФ, акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. При этом хозяйственные товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью лишены подобного права[506].

  1. В качестве следующего примера можно привести эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, которая осуществляется исключительно ипотечными агентами и кредитными организациями[507].
  2. Российские депозитарные расписки эмитируются только депозитарием, который:
  3. – создается в соответствии с законодательством РФ;
  4. – отвечает установленным нормативно-правовыми актами ФСФР требованиям к размеру собственного капитала (собственных средств);
  5. – осуществляет депозитарную деятельность не менее трех лет[508].

2. Ограничения эмиссии ценных бумаг.

Отдельные юридические лица введу особенностей своего правового статуса либо ограничены, либо вообще лишены права эмиссии ценных бумаг.

Например, акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций[509]. А хозяйственное партнерство вообще не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг[510].

3. Ограничение эмиссии ценных бумаг для некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации по общему принципу не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Это установлено п. 3. ст. 5 Закона о защите прав инвесторов. Эмиссия ценных бумаг допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, при наличии обеспечения, определенного нормативными актами.

Следует подчеркнуть, что рассматриваемое ограничение появилось только в 1999 году со вступлением в силу Закона о защите прав инвесторов.

Принятый ранее, в 1996 году, Закон о рынке ценных бумаг подобных ограничений не содержал.

Следовательно, возможность эмиссии для некоммерческих организаций серьезно ограничена. На сегодняшний день действующее законодательство практически не предусматривает такую возможность со стороны некоммерческих организаций.

В качестве исключений выступают близкие по правовому статусу государственные компании и государственные корпорации. Например, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», согласно соответствующему закону, наделена правом выпуска не только облигаций, но и иных ценных бумаг[511].

При этом в качестве обеспечения выступают права требования исполнения обязательств в денежной форме, приобретенные у третьих лиц[512]. Попытки разработчиков законов о других государственных корпорациях наделить их правом выпуска ценных бумаг долгое время не могли увенчаться успехом.

Лишь в 2010 году государственная корпорация «Роснанотехнологии», ныне преобразованная в открытое акционерное общество[513], была наделена правом эмиссии облигаций[514].

Также правом выпуска эмиссионных ценных бумаг обладает государственная компания «Российские автомобильные дороги», причем в законе особо отмечена возможность выпуска и размещения ценных бумаг в целях осуществления заимствований не только в России, но и за ее пределами[515].

Кстати, по информации А. В. Майфата, за рубежом, как правило, правом на выпуск облигаций также обладают только коммерческие организации. Однако, например, законодательство Франции разрешает некоммерческим организациям осуществлять выпуск облигаций лишь через два года после начала деятельности[516].

Общие вопросы, связанные с регулированием деятельности эмитентов, будут рассмотрены в этой главе, частные аспекты мы затронем в следующих частях.

Читайте также:  Информация о вакансии в интернете не позволила компании доказать объективность сокращения

К вопросу о солидарной ответственности эмитента и реестродержателя перед акционером за убытки, вызванные утратой акций

В настоящей статье рассматривается обоснованность установленной законодателем нормы о солидарной ответственности эмитента и реестродержателя перед акционером за убытки, вызванные утратой акций.

Определяется, насколько данное правило отвечает интересам всех владельцев акций, а также рассматривается то, насколько данная норма соотносится с действующими правилами о распределении расходов между солидарными должниками.

Делаются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: акционерное общество, реестр акционеров, ответственность, ценные бумаги.

Согласно закону об акционерных обществах акционерное общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров общества регистратору, не освобождается от ответственности за ведение и хранение такого реестра.

Акционерное общество и реестродержатель солидарно несут ответственность за убытки, причиненные акционеру в результате утраты акций или невозможности осуществить права, удостоверенные акциями, в связи с ненадлежащим соблюдением порядка ведения реестра акционеров корпорации, если не будет доказано, что надлежащее соблюдение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы или действий (бездействия) акционера, требующего возмещения убытков, в том числе вследствие того, что акционер не принял разумные меры к их уменьшению [10, п. 4 ст. 44].

Вопрос о солидарной ответственности эмитента и реестродержателя перед акционером за убытки, вызванные утратой акций, до настоящего времени является предметом дискуссии [4, с. 43–46; 2, с. 16–29; 8, с. 11–31; 1, 168 с.; 3, с. 145–149; 12, с. 2–12].

На уровне действующего законодательства данное правило основывается на положениях Гражданского кодекса РФ о солидарной ответственности лица, выпустившего бездокументарные ценные бумаги, и лица, осуществляющего по его поручению учет прав на такие ценные бумаги, за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав или порядка совершения операций по счетам, а также утраты учетных данных, предоставления недостоверной информации об учетных данных, если не докажут, что нарушение стало следствием действия непреодолимой силы (п. 4 ст. 149 Гражданского кодекса РФ).

При этом акции акционерного общества относятся к бездокументарным ценным бумагам, поскольку являются именными эмиссионными ценными бумагами [10, п. 2 ст. 25], а именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме [9, ст. 16].

Помимо акций к бездокументарным ценным бумагам также относятся инвестиционные паи паевых фондов, опционы, облигации, то есть финансовые инструменты, связанные с инвестированием денежных средств и последующим участием в распределении прибыли, полученной от их размещения, а также связанные с возвратом соразмерной их стоимости компенсации. Данные финансовые инструменты сами по себе являются объектами прав, обладают определенной стоимостью и являются активными предметами гражданского оборота. Однако в отличие от иных бездокументарных ценных бумаг акции предоставляют их владельцам еще и возможность оказывать влияние на принимаемые должником по таким акциям решения, то есть владельцы акций получают возможность управлять эмитентом и в этом отношении несут долю «ответственности» за получение либо неполучение этим эмитентом прибыли. Иные финансовые инструменты среди бездокументарных ценных бумаг не дают своим владельцам подобного рода привилегий[1].

На уровне судебной практики также выработана определенная аргументированная позиция относительно нормативного положения о солидарной ответственности эмитента и реестродержателя перед акционером за убытки, вызванные утратой акций. Указанную позицию можно продемонстрировать на примере постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28.01.

2010 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с жалобами открытых акционерных обществ «Газпром», «Газпром нефть», «Оренбургнефть» и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)».

В указанном постановлении судьи Конституционного суда пришли к выводу, что положения о солидарной ответственности эмитента и реестродержателя перед акционером за убытки, вызванные утратой акций, не могут рассматриваться как противоречащие Конституции Российской Федерации. К указанному выводу судьи Конституционного суда пришли на основании следующего.

Во-первых, законодатель не навязывает акционерному обществу выбор конкретного реестродержателя (что позволяет выбрать наиболее надежного, в максимальной степени способного обеспечить сохранность акций) и не ограничивает его в возможности, руководствуясь принципом свободы договора (ст.

421 Гражданского кодекса РФ), предусмотреть в договоре с регистратором любые не противоречащие закону способы защиты своих интересов и интересов своих акционеров.

Во-вторых, договорные отношения между акционерным обществом и регистратором в значительной степени затрагивают интересы акционеров, однако акционеры непосредственно не влияют на выбор (или последующую замену) регистратора, а также на определение условий договора с ним: именно акционерное общество выбирает регистратора и вырабатывает условия договора с ним. В-третьих, акционер, по общему правилу, является более слабой стороной в данных правоотношениях [5].

Как представляется, такая позиция по вопросу о солидарной ответственности эмитента и реестродержателя перед акционером за убытки, вызванные утратой акций, является обоснованной и отвечающей интересам всех владельцев акций как лицам, не принимающим непосредственного участия в выборе реестродержателя и утверждении условий договора с ним, а также как наименее защищенной стороне соответствующих правоотношений.

Депозитарий и держатель реестра (регистратор): отличия, где выгоднее хранить ценные бумаги

Учётная система рынка ценных бумаг в России (РЦБ) представляет собой совокупность организаций, имеющих лицензии профучастников РЦБ на осуществление ими деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг (регистраторы) и оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учёту и переходу прав на ценные бумаги (депозитарии). В чём принципиальное отличие услуг депозитария от услуг регистратора? Давайте разберёмся.

Определения депозитарной деятельности и деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг как одних из видов профессиональной деятельности на РЦБ даны в Федеральном законе от 22.04.

1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Основной функцией регистратора и депозитария является учёт (хранение) ценных бумаг и подтверждение прав на них, а также содействие в реализации прав, закреплённых ценными бумагами.

Регистратор вправе вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов. Но при этом договор на ведение реестра заключается только с одним эмитентом; таким образом, информация о зарегистрированных лицах, которым открыты лицевые счета в реестре эмитента, касается только одного эмитента.

Среди видов лицевых счетов в регистраторе следует выделить счёт номинального держателя, который открывается другому участнику учётной системы — депозитарию.

При открытии (ведении) такого счёта, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, регистратор не будет знать владельца ценных бумаг, а только их количество на счёте, поскольку номинальный держатель не является владельцем ценных бумаг и осуществляет их учёт в интересах своих депонентов — лиц, пользующихся его услугами (услугами депозитария).

Отличительная черта регистратора — характер правоотношений, являющихся объектом его деятельности, а именно, отношения между инвестором и эмитентом, что позволяет отнести деятельность регистратора скорее к деятельности на первичном РЦБ; в то время как деятельность депозитария, в большей степени связанная с правоотношениями между инвесторами, относится к области вторичного РЦБ.

Депозитарий предоставляет свои услуги на основании депозитарного договора, заключаемого с депонентом. Объектом договорных отношений с депозитарием являются ценные бумаги, в том числе допущенные к организованным торгам; основными субъектами — центральный депозитарий и депоненты. При этом депозитарии могут становиться депонентами друг друга в целях учёта прав на ценные бумаги.

Для учёта прав на ценные бумаги депоненту открывается счёт депо, а передача ценных бумаг осуществляется по поручению депонента; при этом для того, чтобы зачислить ценные бумаги на счёт депо депонента, депозитарию необходимо иметь их на счёте номинального держателя в регистраторе или у другого депозитария. Равенство количества ценных бумаг на счетах депо депонентов в депозитарии и количества ценных бумаг на счетах номинального держателя в регистраторе в обязательном порядке сверяется на ежедневной основе.

Таким образом, на счёте депо учитываются все ценные бумаги депонента, выпущенные разными эмитентами; а на лицевом счёте учитываются ценные бумаги, выпущенные одним эмитентом.

Кодекс ПЧСД: Права акционеров

Характеристика базовых прав акционеров-владельцев обыкновенных акций

Вопрос о правах акционеров в акционерном обществе является одним из ключевых в рамках корпоративного управления(КУ). Более того, гармоничное сосуществование разных акционеров в обществе во многом и определяет уровень КУ. Однако, качественное корпоративное управление требует  правильного понимания целого ряда нюансов, как лежащих на поверхности, так и скрытых глубоко внутри.

Следует отметить тот факт, что право собственности на имущество акционерного общества не принадлежит полностью крупнейшему акционеру или акционеру, владеющему контрольным пакетом. Принципы работы акционерного общества базируются на совместном владении бизнесом большим количеством акционеров.

Это юридическая конструкция, которая развивается сотни лет и впитала опыт огромного количества различных деловых ситуаций. Наличие большого количества независимых акционеров (собственников) акционерного общества – один из основных отличительных признаков данной организационно-правовой формы.

Поэтому отсутствие единого собственника не означает отсутствие собственников в принципе. Бессмысленно отрицать тот факт, что, владея разным количеством акций, акционеры могут оказывать разное влияние на деятельность компании.

Более того, законодательство предусматривает возникновение ряда прав акционеров после того, как их доли превысят определенные пороговые значения. Но наличие дополнительных прав у крупных акционеров вовсе не исключает миноритарных акционеров из состава совладельцев бизнеса.

Большая доля акций – это не возможность принять решение в свою пользу, а лишь возможность принять решение, которое будет распространяться на всех (пропорционально доле, но одинаково!).

Каждый из акционеров, независимо от размера участия, имеет право на все экономические достижения акционерного общества пропорционально своей доле.

То есть создаваемая бизнесом экономическая выгода на одну акцию должна быть одинаковой, вне зависимости в рамках крупного или мелкого пакета осуществляется владение этой акцией. В современной истории акционерная форма собственности — это оптимальная и жизнеспособная форма, сформированная практикой. Именно такая форма наиболее конкурентна для реализации масштабных проектов и объединения усилий и ресурсов большого числа участников. Также это способ жизни бизнеса, который позволяет ему существовать в течение длительного временного периода (превышающего срок жизни отдельного человека).

Также необходимо различать два понятия: права на саму ценную бумагу и права, вытекающие из владения ценной бумагой. Владелец акции обладает правом собственности на акцию. А уже сама акция дает ему определенные права собственника, предусмотренные законодательством.

Исходя из природы акции как делового финансового инструмента, акцию как ценную бумагу характеризует базовый объем прав:

  • право на участие в управлении акционерным обществом;
  • право на долю в прибыли в виде дивидендов;
  • право на получении части имущества при ликвидации.

Особо отметим, что акция НЕ ДАЕТ акционеру право требовать конкретное имущество или его часть. Это имущество принадлежит обществу и учитывается на его балансе.

Зачастую именно здесь возникает непонимание прав акционера: дескать, если нет права собственности на имущество, значит, акция не дает никакого права собственности вообще.

Читайте также:  Как внести изменения во внутренние документы компании

Под правом собственности акционера следует понимать право на часть результатов работы общества (дивиденды, имущество при ликвидации), реализуемое путем участия в управлении обществом, а при необходимости – путем защиты своих прав в суде.

Помимо базовых прав, определяющих сущность акции как ценной бумаги, имеющей долевую природу (основанную на отношении совладения), законодательство содержит еще целый ряд прав, которыми может воспользоваться владелец акции.  Полный перечень этих прав содержит закон «Об акционерных обществах». Среди наиболее важных отметим:

  • право свободно распоряжаться своими акциями без согласия общества и других акционеров;
  • преимущественное право приобретения акций, размещаемых в рамках дополнительной эмиссии обществом;
  • право требовать выкупа обществом принадлежащих акций в случаях, предусмотренных законодательством;
  • право получать информацию о деятельности общества и знакомиться с уставом  и т.д.

Кроме того, появление ряда прав у акционера ставится в зависимость от его доли в акционерном обществе (созыв внеочередного собрания, выдвижения кандидатов в органы управления обществом  и т.д.).  ПЧСД должен следить за тем, чтобы такие акционеры могли реализовать дополнительно предусмотренные права, а органы управления не чинили им в этом препятствий. 

Характеристика базовых прав акционеров-владельцев привилегированных акций

Держатель реестра акционеров (владельцев именных ценных бумаг)

Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (т.е. сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра), называется держателем реестра.

Им может быть только юридическое лицо – само акционерное общество (эмитент ценных бумаг) или независимая организация, являющаяся профессиональным участником на рынке ценных бумаг и именуемая регистратором.

Вопрос о том, кто конкретно – общество и (или) регистратор – правомочен вести реестр, решается исходя из количества акционеров:

  • – в обществе с числом акционеров более 50 (заметим, любых акционеров – владельцев как обыкновенных, так и привилегированных акций) держателем реестра должен быть исключительно регистратор. «Данное регулирование, – указывает Конституционный Суд РФ, – имеет целью усиление защиты прав и законных интересов владельцев акций, в частности миноритарных акционеров, направлено на устранение возможного конфликта интересов акционеров и эмитента, являющегося должником по учитываемым в этом реестре требованиям, и тем самым выступает гарантией достижения таких публичных целей, как привлечение частных инвестиций в экономику и обеспечение стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота» (Постановление КС РФ от 28.01.2010 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона “Об акционерных обществах” в связи с жалобами открытых акционерных обществ “Газпром”, “Газпром нефть”, “Оренбургнефть” и акционерного коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации (ОАО)»);
  • – в обществе с меньшим числом акционеров (т.е. до 50 включительно') допускается альтернатива – держателем реестра может быть как само общество, так и регистратор (п. 3 ст. 44 Закона об АО).
  • Следовательно, если независимый регистратор является правомерным держателем реестра применительно к любым компаниям, то общество – лишь при небольшом количестве акционеров (не более 50).
  • При осуществлении реестровой деятельности обществом функции по непосредственному ведению и хранению реестра могут быть возложены как на лицо, занимающее должность единоличного исполнительного органа, так и на иное лицо (существующие нормы не содержат ограничений на этот счет).
  • Самостоятельное ведение реестра накладывает на акционерные общества ряд обязанностей, в том числе:
  • – принять внутренний документ (правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг), соответствующий требованиям нормативных актов РФ (при этом документ подлежит утверждению советом директоров, если уставом решение данного вопроса не отнесено к компетенции исполнительных органов), и обеспечить его доступность для ознакомления всем заинтересованным лицам в помещении исполнительного органа общества либо помещении, используемом обществом для осуществления функций по ведению реестра;
  • – осуществлять раскрытие правил ведения реестра и информации о внесении в них изменений и дополнений в установленном порядке (в сети Интернет, иным образом);
  • – не взимать плату за проведение операций в реестре, предоставление информации из него (за исключением предоставления списка лиц, зарегистрированных в реестре, по требованию лица, владеющего более чем 1% голосующих акций), осуществление иных действий, связанных с ведением реестра;
  • – ежегодно (не позднее 15 февраля) представлять специальную отчетность в территориальные органы ФСФР России (см. приказ ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг»).

Регистратор выступает держателем реестра на основании поручения общества и действует в силу заключаемого между ними договора на ведение реестра (п. 1 ст.

8 Закона о РЦБ). Утверждение регистратора и условий договора с ним, а также расторжение договора относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (подп. 17 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Регистратор может вести реестры неограниченного числа эмитентов, однако эмитент вправе заключить договор на ведение реестра только с одним регистратором (п. 1 ст. 8 Закона о РЦБ) .

Гарантиями профессионализма и незаинтересованности при осуществлении деятельности регистратора призваны, в частности, служить:

  • 1) институт лицензирования деятельности по ведению реестра (ст. 39 Закона о РЦБ);
  • 2) запрет на совмещение «реестровой» деятельности с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Закона о РЦБ);
  • 3) запрет на совершение сделок с ценными бумагами «подопечного» регистратору эмитента (п. 1 ст. 8 Закона о РЦБ);
  • 4) строгое нормирование деятельности регистратора (в том числе в части внутреннего контроля; помещений, оборудования и программного обеспечения, используемых регистратором; системы документооборота).

В случае прекращения действия договора между эмитентом и регистратором (при расторжении договора в связи с истечением срока действия договора либо приостановлением действия или аннулированием лицензии регистратора) последний передает другому держателю реестра, указанному эмитентом, информацию, полученную от эмитента, все данные и документы, составляющие систему ведения реестра, а также реестр, составленный на дату прекращения действия договора. Порядок такой передачи регламентирован Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ России от 24.06.1997 № 21. В целях обеспечения непрерывного ведения реестра передача должна состояться в день расторжения договора.

О замене держателя реестра оповещаются владельцы именных ценных бумаг: эмитент дает объявление об этом в средствах массовой информации или уведомляет всех владельцев письменно за свой счет (п. 3 ст. 8 Закона об АО) .

Следует особо учитывать, что даже тогда, когда общество поручило ведение и хранение реестра регистратору (как в обязательном, так и факультативном порядке!), оно не освобождается от ответственности за ведение и хранение реестра.

Конституционность данного положения опосредуется тем, что «поскольку риск утраты акционером – наиболее слабой, по общему правилу, стороной в…

отношениях – прав на принадлежащие ему акции при осуществлении с ними регистрационных действий должен компенсироваться гарантией возмещения ему убытков, причиненных такой утратой, предполагается, что при отсутствии иных гарантийных институтов (например, обязательного страхования ответственности регистратора) возмещение убытков может быть обеспечено через привлечение к ответственности самого акционерного общества – эмитента за неправомерное списание регистратором акций с лицевого счета акционера» (Постановление КС РФ от 28.01.2010 № 2-П).

Причем в «угоду» акционерам действует правило о солидарной ответственности общества и регистратора, условиями наступления которой являются: а) противоправность поведения, связанная с ненадлежащим соблюдением порядка поддержания системы ведения и составления реестра; б) причинение акционеру убытков в результате утраты акций или невозможности осуществить права, удостоверенные акциями; в) причинно-следственная связь между противоправным поведением и убытками истца.

Привлечение общества и регистратора к ответственности не ставится в зависимость от наличия у них вины; вместе с тем законодатель определяет обстоятельства, исключающие ответственность.

Общество и регистратор освобождаются от ответственности, если ими будет доказано, что надлежащее соблюдение порядка реестровой деятельности оказалось невозможным вследствие: а) непреодолимой силы; б) действий (бездействия) самого акционера, требующего возмещения убытков, в том числе по причине того, что акционер не принял разумные меры к их уменьшению (п. 4 ст.

44 Закона об АО) (заметим, что последняя законодательная оговорка кажется не вполне справедливой: непринятие акционером мер к уменьшению убытков, полагаем, должна влиять на размер ответственности, но не отменять ее).

Солидарность рассматриваемой ответственности обусловливает появление, по общему правилу, у должника, исполнившего солидарную обязанность, права обратного требования (регресса) к другому должнику. Однако при распределении ответственности юридическое значение уже приобретает субъективный момент – наличие вины у общества и (или) регистратора:

  • – при ее отсутствии размер регрессного требования составляет половину суммы возмещенных убытков, если иное не предусмотрено соглашением между обществом и регистратором;
  • – при наличии вины только одного из солидарных должников виновный должник не имеет права обратного требования к невиновному должнику, а невиновный должник, напротив, имеет право обратного требования к виновному должнику в размере всей суммы возмещенных убытков;
  • – при виновности обоих солидарных должников размер обратного требования определяется исходя из степени их вины, а при невозможности ее определения размер регресса составляет половину суммы возмещенных убытков (п. 4 ст. 44 Закона об АО).

Процедура эмиссии: принятие решения о размещении ценных бумаг и утвер

Процедура эмиссии: принятие решения о размещении ценных бумаг и утверждение решения о выпуске ценных бумаг

Понятие процедуры эмиссии ценных бумаг

Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Федеральный закон № 39-ФЗ) последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг.

Упомянутые действия по размещению ценных бумаг объединяются в ряд этапов, которые и образуют процедуру эмиссии ценных бумаг. В общем случае процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы (п. 1 ст.

19 Федерального закона № 39-ФЗ):

  • принятие решения о размещении ценных бумаг;
  • утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • размещение ценных бумаг;
  • государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

В случае размещения акций при учреждении акционерного общества, а также в случае размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, за исключением реорганизации в форме присоединения, государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Указанные отличия объясняются особенностями эмиссии ценных бумаг в упомянутых случаях. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг находятся между собой в определенной логической последовательности. Нарушение этой последовательности в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 39-ФЗ признается недобросовестной эмиссией и является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, приостановления эмиссии ценных бумаг и признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся. В случае размещения ценных бумаг путем открытой или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг (абз. 1 п. 2 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ). В иных случаях эмиссия ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению эмитента. Если эмиссия ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, п. 3 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ предусмотрено, что он может быть зарегистрирован впоследствии — после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, то есть за рамками процедуры эмиссии ценных бумаг. Важно отметить, что до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается публичное обращение ценных бумаг (ст. 27.6 Федерального закона № 39-ФЗ), в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, одним из главных факторов, оказывающих на эмитента влияние при принятии решения об осуществлении регистрации проспекта ценных бумаг в тех случаях, когда это не требуется, является обеспечение возможности публичного обращения ценных бумаг и повышения капитализации эмитента. Регистрация проспекта ценных бумаг накладывает на эмитента ряд дополнительных обязательств, связанных с раскрытием информации о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах. Во-первых, если эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации (п. 2 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ).

Читайте также:  Путевки в санаторий для инвалидов бесплатно: пошаговая инструкция как получить и проверить очередь

Во-вторых, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 39-ФЗ):

  • ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
  • сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Проспект ценных бумаг Проспект ценных бумаг является документом эмитента, содержащим подробную и детальную информацию об эмитенте, его участниках (акционерах), органах управления, финансово-хозяйственной деятельности эмитента и его ценных бумагах. В общем случае проспект ценных бумаг состоит из девяти разделов:

I раздел — краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, аудиторе, оценщике, финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

II раздел — краткие сведения об объеме, сроках, порядке и условиях размещения ценных бумаг; III раздел — основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска; IV раздел — подробная информация об эмитенте; V раздел — сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента; VI раздел — подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента; VII раздел — сведения об участниках (акционерах) эмитента и совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность; VIII раздел — бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация; IX раздел — подробные сведения о порядке и условиях размещения ценных бумаг; X раздел — дополнительные сведения об эмитенте и размещенных им ценных бумагах. В случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии (после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) такой проспект не содержит разделы II и IX, касающиеся сведений о порядке и условиях размещения ценных бумаг.

Главная задача проспекта ценных бумаг — раскрытие полной и достоверной информации, на основании которой инвесторы могут объективно и разумно оценить принимаемые на себя риски и принять взвешенное и обоснованное инвестиционное решение.

В этой связи особую роль играют механизмы, обеспечивающие полноту и достоверность информации, раскрываемой инвесторам в проспекте ценных бумаг.

Такими механизмами являются утверждение проспекта ценных бумаг уполномоченным органом управления эмитента и подписание проспекта ценных бумаг должностными лицами эмитента и третьими лицами.

Проспект ценных бумаг эмитента подлежит утверждению уполномоченным органом управления этого эмитента. Проспект ценных бумаг акционерного, а также хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами его функции. Проспект ценных бумаг юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в иных организационно-правовых формах, утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа таких юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона № 39-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 39-ФЗ проспект ценных бумаг подписывается: а) лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента (директором, генеральным директором, президентом, управляющим, управляющей организацией); б) главным бухгалтером эмитента или иным лицом, осуществляющим его функции; в) аудитором (аудиторами), проверившим годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, содержащуюся в проспекте ценных бумаг, а в случае если годовая бухгалтерская отчетность эмитента за разные годы была проверена разными аудиторами и такие аудиторы в силу объективных или субъективных причин не могут подписать проспект ценных бумаг, — аудитором, проверившим последнюю годовую бухгалтерскую отчетность эмитента, который вправе взять на себя ответственность за ту годовую бухгалтерскую отчетность, которая проверялась иными аудиторами, или специально приглашенным для этих целей аудитором (п. 3.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс);

г) независимым оценщиком (п. 3.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс), если такой оценщик привлекался эмитентом для:

  • определения рыночной стоимости размещаемых ценных бумаг;
  • определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом залога по облигациям эмитента, размещаемым с залоговым обеспечением;
  • оказания иных услуг по оценке, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, информация о которых указывается в проспекте ценных бумаг;

д) финансовым консультантом на рынке ценных бумаг для размещения ценных бумаг путем открытой подписки (публичное размещение ценных бумаг) или для допуска к публичному обращению, в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг; е) лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с таким обеспечением; ж) иными лицами по их усмотрению, в том числе юридическим консультантом, а в случае присвоения эмитенту или его ценным бумагам кредитного рейтинга рейтинговым агентством, — таким рейтинговым агентством (п. 3.8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс). Лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главный бухгалтер или иное лицо, осуществляющее его функции, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждают тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Аудитор (аудиторы), подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, содержащейся в проспекте ценных бумаг, соответствие порядка ведения эмитентом бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, а также соответствие во всех существенных аспектах иной финансовой информации, содержащейся в разделах III, IV, V и VIII проспекта ценных бумаг, сведениям проаудированной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Независимый оценщик, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым проведение оценки рыночной стоимости указываемого имущества, а также соответствие во всех существенных аспектах иной информации, содержащейся в разделах II и IX проспекта ценных бумаг, составленному отчету об оценке указанного имущества. Подписывая проспект ценных бумаг, финансовый консультант на рынке ценных бумаг подтверждает тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. Лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с обеспечением, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает тем самым достоверность информации об обеспечении. Иные лица, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждают тем самым достоверность информации в указываемой ими части проспекта ценных бумаг. Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в таком проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими (п. 3 ст. 22.1 Федерального закона № 39-ФЗ). Субсидиарная ответственность эмитента с лицами, подписавшими проспект ценных бумаг, предполагает наличие основного должника — эмитента и дополнительных (субсидиарных) должников — лиц, подписавших проспект ценных бумаг. Соответственно требование владельца ценных бумаг о возмещении ущерба должно быть сначала предъявлено основному должнику — эмитенту, и только в том случае, если основной должник не удовлетворяет такое требование или не отвечает на него в разумный срок, оно может быть предъявлено дополнительным (субсидиарным) должникам (ст. 399 Гражданского кодекса РФ). Солидарная (независимая) ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг, между собой означает, что владелец ценных бумаг вправе требовать возмещения ущерба как от всех солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в определенной части. Согласно ст. 323 ГК РФ владелец, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

Важно еще раз обратить внимание на то, что финансовый консультант на рынке ценных бумаг, подписывая проспект ценных бумаг, несет ответственность за достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтвержденной аудитором и (или) оценщиком. Учитывая изложенное, финансовый консультант на рынке ценных бумаг не может нести солидарную ответственность с аудитором и (или) оценщиком, подписывающими проспект ценных бумаг.

Принятие решения о размещении ценных бумаг Решениями о размещении ценных бумаг являются решения, определяющие порядок и основные условия размещения ценных бумаг и являющиеся основанием для их размещения. К таким решениям относятся:

  • договор о создании (решение единственного учредителя об учреждении) акционерного общества;
  • решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций;
  • решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций;
  • решение о дроблении акций;
  • решение о консолидации акций;
  • решение о внесении в устав акционерного общества изменений и (или) дополнений в части прав, предоставляемых привилегированными акциями;
  • решение о размещении дополнительных акций, в которые осуществляется конвертация ранее размещенных привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции или привилегированные акции иного типа;
  • договор о слиянии акционерных обществ;
  • договор о присоединении одного акционерного общества к другому акционерному обществу;
  • решение о реорганизации акционерного общества в форме разделения;
  • решение о реорганизации акционерного общества в форме выделения;
  • решение о преобразовании юридического лица в акционерное общество;
  • решение о размещении облигаций;
  • решение о размещении опционов эмитента.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *