Четыре главных изменения в Градостроительном кодексе РФ с 1 января 2017 года

  • (с изменениями на 30 апреля 2021 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2021 года)
  • Принят
  • Государственной Думой
  • 26 июля 2018 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 28 июля 2018 года

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; N 30, ст.3128; 2006, N 1, ст.10, 21; N 23, ст.2380; N 31, ст.3442; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21; N 21, ст.2455; N 31, ст.4012; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2008, N 20, ст.2251, 2260; N 29, ст.3418; N 30, ст.3604, 3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52, ст.6419; 2010, N 31, ст.4195, 4209; N 48, ст.6246; N 49, ст.6410; 2011, N 13, ст.1688; N 17, ст.2310; N 27, ст.3880; N 29, ст.4281, 4291; N 30, ст.4563, 4572, 4590, 4591, 4594, 4605; N 49, ст.7015, 7042; N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446; N 30, ст.4171; N 31, ст.4322; N 47, ст.6390; N 53, ст.7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст.873, 874; N 14, ст.1651; N 23, ст.2871; N 27, ст.3477, 3480; N 30, ст.4040, 4080; N 43, ст.5452; N 52, ст.6961, 6983; 2014, N 14, ст.1557; N 16, ст.1837; N 19, ст.2336; N 26, ст.3377, 3386, 3387; N 30, ст.4218, 4220, 4225; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799, 5804; N 48, ст.6640; 2015, N 1, ст.9, 11, 38, 52, 72, 86; N 17, ст.2477; N 27, ст.3967; N 29, ст.4339, 4342, 4350, 4378, 4389; N 48, ст.6705; 2016, N 1, ст.22, 79; N 26, ст.3867; N 27, ст.4248, 4294, 4301, 4302, 4303, 4304, 4305, 4306; N 52, ст.7494; 2017, N 11, ст.1540; N 25, ст.3595; N 27, ст.3932; N 31, ст.4740, 4766, 4767, 4771, 4829; 2018, N 1, ст.26, 27, 39, 47, 90, 91; N 18, ст.2559) следующие изменения:

  1. 1) в статье 1:
  2. а) пункт 1 после слова «реконструкции» дополнить словом «, сноса»;
  3. б) дополнить пунктом 14_4 следующего содержания:
  4. «14_4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;»;
  5. в) пункт 16 после слов «капитальный ремонт» дополнить словом «, снос»;
  6. г) в пункте 17 слова «капитального ремонта объектов» заменить словами «капитального ремонта, сноса объектов», после слов «капитальный ремонт» дополнить словом «, снос», после слов «капитальном ремонте» дополнить словом «, сносе»;
  7. д) в пункте 22 после слов «капитальном ремонте» дополнить словом «, сносе», после слов «капитальный ремонт» дополнить словом «, снос», после слов «капитального ремонта» дополнить словом «, сноса», слова «частью 2_2 статьи 52» заменить словами «частями 2_1 и 2_2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55_31»;
  8. е) пункт 30 после слов «капитального ремонта» дополнить словом «, сноса»;
  9. ж) дополнить пунктом 39 следующего содержания:

«39) объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;

  • 2) в статье 4:
  • а) часть 1 после слов «капитальному ремонту,» дополнить словом «сносу,»;
  • б) часть 2 после слов «зданий, сооружений,» дополнить словами «сноса объектов капитального строительства,»;
  • в) часть 4 после слов «капитального ремонта» дополнить словом «, сноса»;
  • 3) статью 7 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
  • «7) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51_1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.»;
  • 4) в статье 8:
  • а) в части 1:
  • в пункте 5 слова «, капитального ремонта» исключить;
  • дополнить пунктом 5_1 следующего содержания:
  • «5_1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51_1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений;»;
  • дополнить пунктом 11 следующего содержания:
  • «11) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами (далее — приведение в соответствие с установленными требованиями), в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.»;
  • б) в части 2:
  • в пункте 5 слова «, капитального ремонта» исключить;
  • дополнить пунктом 5_1 следующего содержания:
  • «5_1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51_1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях;»;
  • дополнить пунктом 7 следующего содержания:
  • «7) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.»;
  • в) в части 3:
  • в пункте 5 слова «, капитального ремонта» исключить;
  • дополнить пунктом 5_1 следующего содержания:
  • «5_1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51_1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов;»;
  • дополнить пунктом 12 следующего содержания:
  • «12) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.»;
  • 5) статью 33 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7.

Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55_32 настоящего Кодекса, не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или в орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55_32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.»;

  1. 6) в статье 35:
  2. а) в части 2:
  3. пункт 2 после слова «застройки» дополнить словами «индивидуальными жилыми домами и», дополнить словами «блокированной застройки»;
  4. пункт 3 дополнить словами «блокированной застройки и многоквартирными домами»;
  5. в пункте 4 слово «жилыми» заменить словом «многоквартирными»;
  6. б) часть 6 после слов «жилые дома,» дополнить словами «жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома,»;
  7. 7) статью 39 дополнить частью 11_1 следующего содержания:
Читайте также:  Оплата штрафов гибдд онлайн по номеру постановления или ву и стс через сайт госавтоинспекции, госуслуги, банки, яндекс, взимается ли комиссия при переводе

«11_1.

Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55_32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55_32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.»;

8) статью 40 дополнить частью 6_1 следующего содержания:

«6_1.

Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55_32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55_32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.»;

9) в статье 48:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.»;

  • б) в части 12:
  • в пункте 7 слова «или демонтажу» и слова «или демонтажа» исключить;
  • пункт 11 после слов «капитальный ремонт» дополнить словом «, снос»;
  • 10) в статье 49:
  • а) в части 2:
  • пункт 1 изложить в следующей редакции:
  • «1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;»;
  • пункт 3 признать утратившим силу;
  • б) в части 2_1 слова «в части 2» заменить словами «в пунктах 2-6 части 2», слова «объектов трубопроводного транспорта» заменить словом «трубопроводов»;
  • в) дополнить частью 2_2 следующего содержания:

«2_2. В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.»;

г) дополнить частью 5_2 следующего содержания:

«5_2.

При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.»;

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

  • Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
  • Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
  • Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
  • Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
  • Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.

Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.

  1. Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
  2. В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
  3. Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
  4. · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
  5. · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
  6. · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
  7. · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.

Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.

Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.

Читайте также:  Заверения об обстоятельствах и ответственность за их недостоверность

Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.

  • Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
  • Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
  • Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.

Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.

3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.

Важные изменение в Градостроительном кодексе с 2017 года

недвижимость

ГрК, недвижимость, Градостроительный кодекс, земля, участок, объект недвижимости

Written by: Андрей Ларин

Что изменится в комплексном развитии территорий и в документации по планировке территории?

  • Федеральным законом были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты, затрагивающие регулирование процесса подготовки, согласования и утверждения документов по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого ее развития.
  • Обратим внимание, что предыдущая редакция проекта закона предусматривала лишь регулирование правоотношений, которые возникают по причине комплексного развития промышленных зон для создания условий для инновационного промышленного развития, а также обеспечения инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, общественных пространств и благоустройства территории с учетом экологических, экономических, социальных и иных общественных интересов.
  • Юристы ЮБ «АргументЪ» расскажут о наиболее важных и любопытных изменениях, которые вступят в силу с 2017 года в градостроительном законодательстве.

Решение о подготовке документации по планировке местности смогут принять не только органы публичной власти

Статья 45 ГрК РФ дополнена пунктом, предусматривающим возможность самостоятельного принятия решения о подготовке документации по планировке местности следующими категориями лиц:

  • с которыми были заключены договоры о развитии застроенной территории, соглашения о комплексном ее освоении, включая цели строительства жилья экономического класса, договоры о комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления;
  • собственниками или арендаторами земельных участков или объектов недвижимости, инициатива которых и послужила освоению территории;
  • правообладателями имеющихся линейных объектов, которые подлежат реконструкции, при подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
  • субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса при подготовке документов по планировке местности для размещения объектов федерального, регионального и местного уровней.

Данные изменения вступают в законную силу с 1 января 2017 года. До их вступления в силу, решения о подготовке материалов по планировке области принимают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления.

Решение о развитии будет приниматься лишь по отношению к застроенной местности, на которой возведены многоквартирные дома, которые подлежат сносу или реконструкции

ФЗ № 373 признает утратившей силу ч. 4 ст. 46.1 ГрК РФ, предусматривавшую право на возведение на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии наряду с многоквартирными домами (подлежащих сносу), также других объектов капитального строительства, вид разрешенного использования и параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

Иными словами, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

  • многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу;
  • многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Данные поправки вступают в силу также с 1 января 2017 года.

Развитие территории может проводиться по инициативе правообладателей земельных участков или расположенных на них объектов недвижимого имущества, и по инициативе органа местного самоуправления

ГрК РФ дополнен статьями 46.9 и 46.10, которые посвящены комплексному развитию земли по инициативе правообладателей, осуществляемому одним или несколькими собственниками или арендаторами участков земли или объектов недвижимости, которые расположены в границах данной территории.

В то время, как данное решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, в соответствии со ст. 46.10 ГрК РФ, может быть принято, если не менее 50% от общей площади участка, в границах которого возможна реализация деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, занимают участки:

  • на которых находятся объекты капитального строительства (кроме многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и готовящимися к сносу;
  • на которых возведены объекты капитального строительства, снос, реконструкция которых предполагается на основании муниципальных адресных программ, которые утверждены представительным органом местного самоуправления;
  • виды разрешенного использования которых или виды разрешенного использования и характеристики расположенных на которых объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного применения земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки;
  • на которых располагаются объекты капитального строительства, признанные самовольными постройками

Кроме того, федеральное законодательство предусматривает новый порядок организации и проведения аукциона на право подписания договора о комплексном развитии земли по инициативе органа местного самоуправления.

Юристы ЮБ «Аргментъ» отмечают, что Земельный кодекс РФ также подвергся внесением некоторых изменений, например, статьей 56.12, которая предусматривает некоторые особенности изъятия земельных участков или возведенных на них объектов недвижимости для комплексного развития местности по инициативе органа местного самоуправления.

Порядок возмещения вреда, причиненного в итоге утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования

Градостроительный кодекс РФ предусматривает возмещение вреда, который был причинен жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц при реализации территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. Изменения затронут статью 59, регламентирующую данную норму.

Так, новая редакция статьи предусматривает возмещение в полном объеме вреда, который был причинен жизни или здоровью граждан, имуществу физических или организаций посредством утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов, а именно:

  • документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • документов по планировке территории, утверждаемой уполномоченными органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • норм о землепользовании и застройке, которые утверждаются органами местного самоуправления.
  1. Данный вред будет возмещаться Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями с 1 января 2017 года.
  2. Таким образом, юристы ЮБ «Аргументъ» обращают внимание на грядущие изменения в области землепользования и градостроительства, отмечая, что всегда готовы оказать юридическую консультацию по всем интересующим и неясным вопросам действующего законодательства в данной сфере.
  3. Ссылки по теме:
  • Экономические споры
  • Корпоративные споры
  • Представительство в суде

Изменения в Градостроительном кодексе Российской Федерации в 2016-2017 годах — Новости — Пресс-центр — Главная — Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт

30 сентября 2016

Изменения в Градостроительном кодексе Российской Федерации в 2016-2017 годах

В 2016 году изменения коснулись главы 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации

В виду вступления в силу 01 сентября 2016 года последней редакции за 2016 год Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.

2004 N 190, Департамент сообщает, что изменения коснулись главы 6 статьи 49 «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории».

Данной редакцией предусмотрено изменение пункта 3.5 в части изменений проектной документации, не затрагивающей конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения. Измененным пунктом 3.6 предусмотрено: если в проектной документации, указанной в части 3.5 статьи 49, имеются изменения, затрагивающие конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящие к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах, то проектная документация, в которую внесены изменения, подлежит экспертизе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также введен пункт 3.7, который устанавливает, что типовая форма заключения, указанного в части 3.5 статьи 49, утверждается федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также:  Вернер фон Сименс: инновации нужны не только в технологии, но и в социальной политике

Дополнительно Департамент сообщает, что в рамках грядущей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации от 01 января 2017 года предусмотрены изменения основных понятий, используемых в настоящем Кодексе. Так пунктом 10.1 введено понятие линейного объекта, пунктом 21 изменено понятие парковка (парковочное место), пунктом 29 введено понятие машино-место.

  • Так же редакцией от 01 июля 2017 предусмотрены масштабные изменения Градостроительного кодекса в отношении саморегулируемых организаций и членства в них.
  • Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации требованию отсутствия у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована.
  • Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
  • 1) иностранных юридических лиц;

2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 настоящего Кодекса.

В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации.

При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены саморегулируемой организации. 

Назад к списку

О внесении в госдуму законопроекта о совершенствовании градостроительной деятельности и установлении зон с особыми условиями использования территории

31 октября 2017 16:00

Распоряжение от 30 октября 2017 года №2408-р. Законопроект направлен на решение задач в сфере градостроительной деятельности и на правовое регулирование вопросов установления зон с особыми условиями использования территорий, определения их режима и установления их границ.

Предлагаемые изменения позволят систематизировать законодательные нормы об ограничениях в использовании земельных участков, сформировать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах зон с особыми условиями использования территории и обеспечить права и законные интересы правообладателей земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Проект
федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления
зон с особыми условиями использования территории» (далее соответственно –
законопроект, Градостроительный кодекс) подготовлен Минстроем России во
исполнение подпункта
«д» пункта 1 перечня поручений Президента России по итогам специальной
программы «Прямая линия с В.В.Путиным», состоявшейся 15 июня 2017 года,
поручения
по итогам совещания Президента России с членами Правительства 22 июня 2017 года
(№Пр-1329 от 9 июля 2017 года, пункт 1), пункта 15 плана мероприятий («дорожной
карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной
деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»
(утверждён распоряжением Правительства от 29 июля 2013 года №1336-р), пункта 59
плана мероприятий («дорожной
карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»
(утверждён распоряжением Правительства от 30 июня 2012 года №1144-р).

Законопроект
направлен на решение задач в сфере градостроительной деятельности и на правовое
регулирование вопросов установления зон с особыми условиями использования
территорий, определения их режима и установления их границ.

В
статье 1 Градостроительного кодекса предлагается уточнить понятие объекта
капитального строительства. Из него предлагается исключить постройки, не
имеющие прочной связи с землёй, конструктивные характеристики которых позволяют
осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без
несоразмерного ущерба назначению и изменения основных характеристик постройки.

Кроме
того, предлагается уточнить полномочия органов власти в области организации и
проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов
инженерных изысканий.

Предусматривается, что такая экспертиза в отношении
проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более
субъектов Федерации, должна проводиться уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (подведомственными им учреждениями).

Также
законопроектом предлагается внести изменения в положения Градостроительного кодекса,
касающиеся подготовки карты градостроительного зонирования в составе правил
землепользования и застройки.

Согласно этим изменениям карта градостроительного
зонирования будет оформляться в бумажной форме и в виде электронного документа,
требования к форме и порядку подготовки которого будут устанавливаться
Правительством России.

Предлагается
также внести изменения в статью 463 Градостроительного кодекса,
которыми будут созданы правовые основания для исключения административной
процедуры подписания протокола о результатах аукциона на право заключать
договор о развитии застроенной территории. Одновременно предлагается исключить
требование об опубликовании протокола как избыточной процедуры, учитывая
обязанность размещения такого протокола на официальном сайте.

Предлагается
также уточнить статью 467 Градостроительного кодекса,
регламентирующую порядок организации и проведения аукциона на право заключения
договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического
класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья
экономического класса. Предусматривается, что результаты аукциона будут
оформляться протоколом о результатах аукциона, который будет составляться в
виде электронного документа и подписываться организатором аукциона с
использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

В
целях сокращения сроков проектирования предусматривается оптимизация требований
к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального
строительства.

В
предмет экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных
изысканий предлагается включить оценку соответствия проектной документации
заданию на проектирование, проверку сметной стоимости строительства,
реконструкции, капитального ремонта на предмет достоверности её определения.

Законопроектом
предлагается установить, что оператором государственных информационных систем
обеспечения градостроительной деятельности (далее – информационные системы)
будут органы исполнительной власти субъектов Федерации или подведомственные им
государственные бюджетные учреждения.

При этом предлагается повысить уровень
информационных систем до субъекта Федерации, наделив Правительство России
полномочиями по установлению порядка ведения информационных систем, а также
требований к технологиям, программным и техническим средствам ведения
автоматизированных государственных информационных систем обеспечения
градостроительной деятельности.

  • Предлагается
    также внести изменения в статью 60 Градостроительного кодекса в части
    возмещения вреда, причинённого вследствие разрушения, повреждения объекта
    капитального строительства, нарушения требований безопасности при
    строительстве, урегулировать вопросы возмещения правообладателям объектов
    недвижимого имущества, которые являются самовольными постройками, созданными в
    границах зон с особыми условиями использования территории, установленных после
    1 марта 2018 года по предусмотренным законопроектом правилам.
  • В
    соответствии с законопроектом должны быть установлены зоны минимальных
    расстояний до объектов трубопроводного транспорта по предусмотренным
    законопроектом правилам.
  • Предлагаемые
    изменения позволят систематизировать положения об ограничениях в использовании
    земельных участков, сформировать в Едином государственном реестре недвижимости
    сведения о границах зон с особыми условиями использования территории и
    обеспечить права и законные интересы правообладателей земельных участков,
    расположенных в границах таких зон.
  • Законопроект
    рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
    Российской Федерации 26 октября 2017 года.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *