Мораторий на повышение кадастровой стоимости с 2017 года отменили

Среди положений нового закона — упрощенный порядок оспаривания кадастровой оценки, персональная ответственность чиновников за ошибки и единый цикл проведения кадастровой оценки (4 года и 2 года — для городов федерального значения)

Мораторий на повышение кадастровой стоимости с 2017 года отменили

Comdas/shutterstock

Президент России Владимир Путин 31 июля подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки. Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования на официальном портале правовой информации.

Вместе с экспертами Росреестра рассказываем об основных пунктах данного закона.

Ошибки трактуются в пользу собственника

Основное нововведение, которое устанавливает закон — все ошибки в определении кадастровой стоимости рассматриваются в пользу правообладателя объекта недвижимости.

Например, если исправление ошибки в определение кадастровой стоимости привело к ее уменьшению, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной.

Если стоимость увеличилась — она будет применяться только со следующего года.

«Концепция закона исходит из принципа — любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости», — так обозначила суть закона вице-премьер Виктория Абрамченко.

Кадастровая оценка будет проводиться раз в четыре года

Закон устанавливает единую периодичность проведения кадастровой оценки — раз в четыре года. В городах федерального значения в случае принятия мэром соответствующего решения — раз в два года.

В Росреестре отметили, что до этого кадастровая оценка в регионах проводилась неравномерно по видам объектов недвижимости, что ставило владельцев недвижимости в неравные экономические условия. Теперь установлен единый цикл кадастровой оценки и единой даты оценки. В соответствии с этим будет рассчитываться и размер налога на недвижимость.

Ответственность чиновников за ошибки

Принятый документ вводит персональную ответственность должностных лиц за ошибки в определение кадастровой стоимости. Чиновников будут наказывать увольнением за необоснованное завышение кадастровой стоимости.

Ответственность будет зависеть от доли подтвержденных судом отказов в исправлении кадастровой стоимости — более 20% подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости. Сейчас за кадастровые ошибки фактически никто из независимых оценщиков ответственности не несет.

Оспорить кадастровую стоимость станет проще

После вступления в силу закона станет проще оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке. Для этого достаточно будет направить соответствующий запрос через МФЦ. Более того, при выявлении одной ошибки придется автоматически исправить и аналогичные по другим однотипным объектам.

Дополнительный контроль

Закон устанавливает режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки — не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.

Также расширяется перечень информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого региональные власти смогут самостоятельно определить момент начала установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский:

— В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.

В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.

Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».

SRG в СМИ

В 2019 г. изменяется и порядок определения кадастровой стоимости, и порядок ее оспаривания.

Мы попросили наших экспертов прокомментировать данные изменения и ответить, насколько они считают эти поправки значительными и своевременными, а также в чем видят положительный и отрицательный момент в указанных нововведениях.

Мораторий на повышение кадастровой стоимости с 2017 года отменили    

Михаил Прихожан, юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG:

— Новая редакция закона о государственной кадастровой оценке ввела с 2019 г. новые правила определения кадастровой стоимости, а также значительно изменила порядок ее оспаривания. Теперь кадастровая оценка проводится бюджетными учреждениями, которые работают на постоянной основе. Напомню, что ранее эту работу осуществляли оценщики, которых привлекали по конкурсу единоразово.

Кроме того, новый порядок дал заинтересованным лицам возможность представлять замечания к проекту отчета о государственной кадастровой оценке. По замыслу законодателя, эти изменения должны повысить качество кадастровой оценки и сделать ее более объективной.

Так, функционирующие на постоянной основе бюджетные учреждения смогут осуществлять сбор данных о характеристиках оцениваемых объектов, а возможность представлять замечания к проекту отчета об оценке исключит появление ошибок в ходе проведения оценки.

Вместе с вступлением в силу результатов государственной кадастровой оценки, проведенной по новым правилам, начал работать и новый порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Теперь для оспаривания кадастровой стоимости не надо обращаться в комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости. Заинтересованные лица могут подать заявление напрямую в суд.

Данное нововведение можно вполне считать позитивным, поскольку в комиссиях, как правило, не выносили положительные решения в пользу правообладателей объектов недвижимости.

Кроме того, новый порядок оспаривания позволит правообладателям сэкономить немалое количество времени.

Однако в рамках новой процедуры все же допускается возможность добровольного обращения в комиссии.

Теперь их будут создавать по новым правилам, и в полномочии комиссий останутся только вопросы пересмотра кадастровой стоимости при установлении ее равной рыночной.

Что касается вопросов пересмотра кадастровой стоимости, связанной с наличием ошибок при проведении кадастровой оценки, то их будут рассматривать исключительно бюджетные учреждения,

проводившие государственную кадастровую оценку.

Следует при этом отметить, что в настоящее время такие комиссии ни в Москве, ни в Московской области еще не созданы. Потому говорить о том, насколько эта новация успешна, пока преждевременно.

Помимо этого, Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (утв. приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226) предусмотрена возможность учесть результаты оспаривания ранее действовавшей кадастровой стоимости при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Тем самым ожидалось, что при оспаривании кадастровой стоимости правообладателям не придется заново ее оспаривать, так как результаты предыдущего оспаривания были учтены автоматически. Однако на практике все оказалось не так радужно.

В большинстве случаев бюджетные учреждения в Москве и Московской области на этапе обсуждения проекта отчета об определении кадастровой стоимости отказывали в изменении стоимости, ссылаясь на то, что ранее оспоренная кадастровая стоимость была установлена равной рыночной на дату, отличную о даты проведения очередной кадастровой оценки.

Изменение порядка оспаривания кадастровой стоимости

Ничто не стоит на месте, и в только начавший действовать порядок оспаривания кадастровой стоимости законодатель уже готовится внести изменения.

Минэкомразвития России подготовило и выложило для обсуждения законопроект, который полностью отменяет действующий порядок оспаривания кадастровой стоимости (ID: 02/04/07-18/00081912).

В настоящее время законопроект готовят к внесению в Правительство РФ, и, по мнению некоторых экспертов, инициатива может быть одобрена депутатами уже весной этого года.

Законопроект вводит новый порядок оспаривания кадастровой стоимости. Согласно новым правилам для оспаривания кадастровой стоимости заинтересованным лицам нельзя будет обращаться в суд напрямую. Предполагается, что им все же придется пройти обязательный досудебный порядок.

В частности, правообладателям объектов недвижимости нужно будет обратиться в федеральное бюджетное учреждение, проводившее кадастровую оценку с заявлением и отчетом об оценке.

При этом заявление об установлении кадастровой стоимости объекта равной рыночной стоимости должно быть подано в течение шести

месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости (дата должна быть указана в отчете об оценке, приложенном к заявлению). Тем самым требование о том, чтобы отчет об оценке рыночной стоимости был составлен на дату определения кадастровой стоимости, будет отменено.

Таким образом, отчет об оценке можно будет составить на любую дату за шесть месяцев до подачи отчета и заявления (т.е. заявление можно подать в течение полугода с даты, на которую был составлен отчет).

После того, как досудебный порядок будет пройден, для заинтересованных лиц начнется новое испытание в виде нового судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости.

Предполагается, что суды не будут рассматривать требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной. В судебном порядке можно будет оспорить только решение бюджетного учреждения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости. При этом законопроект не предполагает

корректировку нормативных и судебных актов по данному вопросу в части регулирования порядка оспаривания указанных решений бюджетных учреждений.

Читайте также:  Должен ли ИП платить выходное пособие сокращаемым работникам?

Без внесения необходимых изменений Глава 25 КАС и Постановление Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 г.

, которые в настоящее время устанавливают процессуальный порядок оспаривания кадастровой стоимости в суде, будут противоречить предлагаемой редакции закона.

Указанные акты регулируют вопросы оспаривания решений комиссий, а не порядок оспаривания решений бюджетных учреждений. Следовательно, судебную практику оспаривания кадастровой

стоимости, по сути, предстоит формировать заново, а сама процедура оспаривания не будет такой же простой и понятной, как раньше.

С учетом этого нельзя исключать того, что в дальнейшем выявится необходимость по дальнейшей корректировке законодательства.

Регионы смогут повышать налоговую нагрузку на недвижимость

Мораторий на повышение кадастровой стоимости с 2017 года отменили

Регионы смогут повышать налоговую нагрузку на недвижимость / М. Стулов / Ведомости

Госдума в среду сразу во втором чтении одобрила правительственный законопроект об отмене моратория на изменение кадастровой стоимости недвижимости. Это может привести к росту налоговой нагрузки сразу и на население, и на бизнес.

Сейчас регионам запрещено до 2020 г. повышать кадастровую оценку, снижать – можно. Она зафиксирована на уровне начала 2014 г. или года, когда регион сделал ее базой для налога.

Но правительство и депутаты согласились смягчить запрет – разрешить регионам самим решать, пересматривать оценку или нет и как часто это делать (сейчас – не чаще чем раз в три года и не реже чем раз в пять лет).

О своем решении регионы должны сообщить Росреестру до 20 декабря 2016 г.

Налог на имущество компаний рассчитывается по кадастровой стоимости с 2014 г., населения – с 2015 г. в 28 регионах, остальные перейдут на этот порядок до 2020 г. Поступает налог в бюджеты регионов и муниципалитетов.

Минэкономразвития связывает мораторий и его ограничение с реформой рынка оценки. С 2017 г. регионы начнут переходить на новую систему, создавая государственных оценщиков (они станут монополистами. – «Ведомости»), отмечает представитель Минэкономразвития, первые результаты их оценки могут появиться в 2018 г.

Суть моратория в том, чтобы с 2017 по 2020 г. рыночные оценщики не давали новую оценку, поясняет представитель министерства, но если в регионе проведена реформа и потребовалось пересмотреть некачественную оценку, то у властей должна быть такая возможность.

Только у регионов есть вся информация о качестве оценки, замечает он.

Изменения фактически ставят крест на моратории, передал через пресс-службу президент ТПП Сергей Катырин.

В личных беседах чиновники признают, что более двух десятков регионов поддержали принятие поправок, рассказывает он, есть все основания ждать переоценки с 2017 по 2020 г. Бюджет Москвы из-за моратория теряет примерно 5,7 млрд руб.

в год, говорит представитель департамента финансов. Но решение об отмене моратория еще не принято, уточнил его коллега из департамента имущества.

Не исключено, что кадастровая стоимость вырастет по сравнению с 2014 г., а значит, увеличится и налоговая нагрузка, опасается Катырин. Поправки создают неопределенность для бизнеса, согласен сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Не ясно, приведет ли реформа к улучшению качества оценки, замечает председатель комитета по экономике недвижимости ТПП Александр Каньшин.

Причина претензий – некачественная исходная информация, объясняет президент СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский: например, владельцу половины однокомнатной квартиры в Москве насчитали 8,5 млн руб. налога на имущество – с площади всего дома.

Очень часто вместо площади квартиры указан год постройки дома, рассказывает он: но, даже понимая, что квартира не 2005 кв. м, оценщик не может поменять данные. Никаких серьезных мер для улучшения данных пока не принято, заключает Каминский.

Кадастровую стоимость ждет заморозка

Владельцы коммерческих объектов просят правительство не повышать до 2024 года кадастровую стоимость, на базе которой рассчитывается налог на недвижимость.

Если ее переоценка в будущем году произойдет по плану, собственники окажутся в критической ситуации.

Особенно проблема актуальна в Москве, где кадастровая стоимость бизнес-центров, торгцентров и офисов может быть близка к рыночной и даже превышать ее.

  • “Ъ” ознакомился с обращением, направленным 23 июня премьеру Михаилу Мишустину от лица арендодателей и арендаторов России за подписью представителей около 20 компаний (например, KR Properties и «Плаза девелопмент групп»), а также руководителей московского отделения «Деловой России» и комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, с просьбой о дополнительной господдержке.
  • В частности, в письме говорится о необходимости заморозить до 2024 года пересмотр кадастровой стоимости объектов.
  • Авторы документа обращают внимание, что в связи с вызванным пандемией кризисом арендаторы получили целый ряд преференций: например, у представителей малого и среднего бизнеса есть возможность расторгать договоры аренды без штрафов при определенных условиях.
  • При этом у арендодателей из-за полного или частичного закрытия объектов во время режима самоизоляции и необходимости предоставлять скидки серьезно снизились доходы, что затрудняет выплату налогов, которые рассчитываются на базе кадастровой стоимости.

Как правило, кадастровая стоимость растет с каждым пересмотром в полтора раза, поясняет гендиректор KR Properties Сергей Матюхин. Следующий пересмотр запланирован на 2021 год, оценка должна проводиться по состоянию на 1 января 2020 года, уточнил он.

Но это «неправильно, так как в начале этого года не было ни карантина, ни коллапса в мире».

Вопрос наиболее остро стоит в Москве, добавляет директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Олеся Никитенко: «Кадастровая стоимость в столице не просто близка к рыночной, в большинстве случаев она ее существенно превышает».

Получить оперативный комментарий в аппарате Михаила Мишустина “Ъ” не удалось. Подобное обращение уже отправлено и в правительство Москвы, сообщил “Ъ” председатель комитета по гостиничному бизнесу московского отделения «Деловой России» Дмитрий Шлопак.

В оперштабе по экономическим вопросам при столичной мэрии заявили, что 36 тыс. предпринимателей, включая арендаторов и собственников коммерческой недвижимости, получили поддержку от города на общую сумму 25 млрд руб.

Но мер по поддержке бизнеса, которые уже работают, недостаточно, уверен Дмитрий Шлопак. В основном предприниматели пользуются льготным кредитованием и выплатами МРОТ на сотрудников.

Под остальные меры поддержки из-за избыточных требований к их получателям подпадает только 7–10% компаний, утверждает господин Шлопак.

«Проблема взаимоотношений с арендодателями во время кризиса вышла на первый план и для нашей отрасли»,— отмечает президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева.

По ее данным, общая площадь помещений, занимаемых всеми заведениями фитнеса в России, достигает 6 млн кв. м, из которых 70% арендовано. «Мы понимаем, что арендодателям также непросто»,— признает госпожа Киселева.

Она считает необходимым трехстороннее взаимодействие — арендодателей, арендаторов и государства.

Халиль Аминов, Елизавета Макарова

Переоценка недвижимости: как оспорить завышенную кадастровую стоимость

Фото REUTERS / Paulo Whitaker Что делать владельцу коммерческого помещения, чтобы не угодить в кадастровую ловушку

В погоне за доходами большинство регионов отказалось от четырехлетнего моратория на пересмотр кадастровой стоимости недвижимости. Москва — в числе первых. Еще в середине декабря власти города передали Росреестру результаты новой оценки, по которой будет рассчитываться налог на имущество за 2016 год. Цена столичных зданий в среднем выросла на 2,5% — неприятно, но терпимо. Однако некоторые коммерческие объекты после «вмешательства» чиновников подорожали в разы. Пропорционально увеличилась и фискальная нагрузка на бизнес. Так, стоимость одного из лубянских торговых центров в результате переоценки поднялась с 115,7 млн до 2,7 млрд рублей, а размер платежа в ФНС составил 38 млн вместо 1,5 млн рублей в год.

Оспорить суммы сразу собственникам не дали. Чтобы обжаловать оценку и снизить налоговое бремя, юрлица должны были подать заявления о пересмотре до конца года, то есть в оставшиеся две недели.

Компаниям попросту не хватило времени запустить процедуру. Более того, некоторые организации до сих пор не в курсе изменений и рискуют попасть в число штрафников за недоплату.

Как избежать подобных проблем с недвижимостью и защитить свои права, если объект явно переоценили?

Совет № 1: регулярно проверять кадастровую стоимость

Добавлю — и внимательно следить за новостями. Уверен, если бы все компании соблюдали это базовое правило, многих неприятностей им удалось бы избежать. По отмене моратория на пересмотр оценки прошлой осенью не высказался только ленивый.

Мэрия Москвы была главным лоббистом инициативы и своих планов по скорому обновлению данных не скрывала. Тем не менее для налогоплательщиков решение столичных властей стало сюрпризом. Все потому, что надеялись, что об изменении кадастровой стоимости их уведомят заранее. Как видим, ошиблись.

А незнание в данной ситуации мало того что не освобождает от ответственности, так еще и усугубляет вину.

Благо, в Москве, как и в других городах федерального значения, переоценка может осуществляться не чаще, чем раз в два года. Так что, будем считать, до 1 января 2018-го с кадастровой стоимостью недвижимости столица уже определилась.

Зато у остальных субъектов РФ сейчас руки развязаны: большинство последний раз проводили оценку несколько лет назад и наверняка захотят «освежить» цифры. Поэтому предпринимателям из регионов надо быть настороже и периодически уточнять данные о стоимости своих объектов в Росреестре.

Следует мониторить и сайт администрации субъекта: власти обязаны разместить в интернете предварительные результаты новой оценки, прежде чем их утвердить.

Читайте также:  Органы управления хозяйственных обществ. Изменение структуры

Совет № 2: определить, надо ли оспаривать оценку

Если здание попало под переоценку и новая кадастровая стоимость не устраивает собственника, ее можно и нужно обжаловать. Но, прежде чем вступать в долгий и затратный спор с властями, необходимо понять — а стоит ли овчинка выделки?

Во-первых, не любую стоимость можно пересчитать. Как показывает практика, подавать заявление имеет смысл, когда кадастр оказался выше рынка хотя бы на 20-30%. В ином случае шансы на успех минимальны. Соответственно, сначала лучше узнать у оценщиков приблизительную рыночную цену своего объекта и сравнить показатели.

Во-вторых, важно учесть, что оспаривание обходится недешево. Только за обязательную рыночную оценку (речь о бизнес-центрах и больших нежилых объектах) придется заплатить от 100 до 500 тыс. рублей.

Плюс возможные расходы на юристов, судебную экспертизу, не говоря о потраченном времени, которое, как известно, тоже деньги. В итоге общие издержки могут кратно превысить потенциальную налоговую выгоду.

И это притом что все затраты на процесс, независимо от исхода дела, лягут на собственника. По закону суд не обязан ему ничего возмещать.

Совет № 3: не откладывать подачу заявления

Если необходимость оспаривания оценки сомнений не вызывает, главное — не затягивать с жалобой. Ведь по общему правилу, даже если компании удастся снизить кадастровую стоимость объекта, налоговая начнет учитывать новые данные с того года, в котором было подано заявление о пересмотре.

Проще говоря, если власти «переоценили» здание в конце 2016 года, а владелец спохватился лишь в январе 2017-го, то ему в любом случае придется заплатить налог на имущество за предыдущий год по завышенной цене. Потом он, конечно, может доказать, что его недвижимость стоит на 1 млрд рублей меньше.

Но вернуть многомиллионную переплату по налогу уже не получится. Опять-таки заявления не всегда принимают с первого раза, а разбирательства по переоценке порой растягиваются на месяцы. И к тому моменту, как решение суда вступит в силу, кадастровую стоимость могут вновь обновить.

Тогда процесс придется начинать сначала.

Совет № 4: не экономить на оценщике

По своему опыту скажу: в пересмотре кадастровой стоимости бизнесу зачастую отказывают именно из-за плохого качества отчета о рыночной оценке. В документе, который обошелся компании в сотню тысяч рублей, могут вдруг обнаружиться грубые ошибки или могут отсутствовать важные сведения об объекте.

Поэтому, если хотите выиграть в споре с государством, выбирайте оценщика по тем же параметрам, что и личного врача: репутация, опыт, мнения клиентов, расценки. Для проверки специалиста стоит изучить сайты с отзывами, профильные форумы и СМИ. Чем больше информации удастся собрать, тем лучше.

Кроме того, хороший независимый эксперт обязательно должен входить в саморегулируемую организацию оценщиков и застраховать свою профессиональную ответственность перед клиентами хотя бы на 5 млн рублей.

Совет № 5: идти в суд, минуя комиссию Росреестра

Закон «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2017 года, отменил обязательный досудебный порядок оспаривания для юрлиц. Теперь компания, не довольная кадастровой ценой недвижимости, может сразу подать иск в суд субъекта РФ, не обращаясь предварительно в комиссию при Росреестре.

Организациям такое нововведение только на руку, особенно тем, у кого стоимость завышена на десятки, а то и сотни миллионов рублей. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на свежую статистику по жалобам. За 2016 год через комиссии собственникам удалось снизить суммарную стоимость своего имущества всего на 8,7%, через суды — более чем на 40%.

В первом случае успехом увенчалось меньше половины обращений, во втором — 63%. При этом, когда речь шла о крупных суммах, добиться переоценки на досудебном этапе было практически невозможно: жалобы отклонялись по формальным поводам.

Что, в общем-то, неудивительно, ведь в комиссии входят не только представители оценщиков, но и чиновники от Росреестра, регионального правительства. И перед ними там стоит вполне определенная задача — максимально пополнить бюджет.

  • Олег Сухов Forbes Contributor

#коммерческая недвижимость #кадастровая стоимость #кадастровый учет #налог

Президент России подписал поправки в закон о совершенствовании государственной кадастровой оценки

Президент России подписал поправки в закон о совершенствовании государственной кадастровой оценки

Президент России Владимир Путин 31 июля подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки.

Как ранее отметила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, концепция закона исходит из принципа – любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости. 

Так, если исправление привело к уменьшению стоимости, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной. Если стоимость увеличилась – она будет применяться только со следующего года.

«При разработке закона рассмотрены и максимально учтены замечания и предложения граждан и участников рынка. Принятый закон позволит защитить интересы всех заинтересованных лиц», — сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

Согласно закону, теперь будет применяться новый и более совершенный механизм пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости.

С 2022 года будет установлен единый цикл кадастровой оценки и единой даты оценки – раз в четыре года (для городов федерального значения – раз в 2 года по их решению). Сегодня в регионах кадастровая оценка проводится неравномерно по видам объектов недвижимости, что ставит правообладателей, владеющих объектами недвижимости в разных субъектах РФ, в неравные экономические условия.

Законом предусмотрен эффективный административный механизм установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в государственном бюджетном учреждении (ГБУ), что позволит сократить для клиента судебные издержки на разрешение данного вопроса.

Кроме того, прописан механизм привлечения к ответственности директоров бюджетных учреждений за некачественную кадастровую оценку – она будет зависеть от доли (более 20%) подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости в соответствии ст. 21 Закона о кадастровой оценке.

Законом устанавливается режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки – не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Кроме того, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях.

Это позволит государственным бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, уполномоченным на определение кадастровой стоимости, учитывать соответствующую информацию в рамках своей деятельности, что снизит общее количество нарушений.

Также среди основных новаций закона — расширение перечня информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого высший исполнительный орган власти субъекта может самостоятельно определить момент начала исполнения бюджетным учреждением полномочий по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной. Кроме того, сохраняется запрет на проведение бюджетным учреждением всех видов рыночной оценки.

  • Также учтено предложение по изменению подхода к обеспечению права заинтересованных лиц установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной.
  • В соответствии с законом скорректированы положения Земельного кодекса и Лесного кодекса Российской Федерации о проведении государственной кадастровой оценки.
  • Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после опубликования на официальном портале правовой информации.

Законопроект о пересмотре кадастровой оценки прошел II чтение в Госдуме

16 ноября 2016, 16:04

Интерфакс

Москва. 16 ноября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Госдума на заседании в среду приняла во II чтении законопроект о праве региона принимать решение об отмене или введении моратория на изменение кадастровой оценки недвижимости до 2020 года.

Согласно поправке, установленный сейчас законом мораторий не будет применяться в обязательном порядке, но решение о его введении может быть принято высшим исполнительным органом власти субъекта РФ. Субъект сможет установить, что с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года будет применяться кадастровая оценка, которая действовала на 1 января 2014 года.

Региональные власти должны принять решение о таком моратории до 20 декабря 2016 года. Это решение должно быть направлено в течение трех дней в Росреестр.

По словам главы комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, новый порядок применения кадастровой оценки, предусмотренный принятым законопроектом, будет распространяться как на юридических лиц, так и на граждан. Он начнет действовать только с 2018 года, так как регионы до 1 декабря не успеют принять соответствующие законы.

А.Макаров также отметил, что поправка была подготовлена в рамках общего вектора на передачу субъектам РФ полномочий, касающихся налогов, которые идут в бюджеты субъектов.

«Ясно, что 2017 год — год переходный. И бизнес, и регионы должны подготовиться.

С 2018 года мы считаем, что начнется этот переход, когда льготы, которые предусмотрены в Налоговом кодексе, мы сможем отдать безболезненно на региональный уровень.

То есть мы не будем отменять их на федеральном уровне, но мы сможем говорить о том, что эта льгота действует в данном регионе в том случае, если она установлена региональным законом», — сказал А.Макаров.

Читайте также:  Создание рабочих мест для инвалидов. Как выполнить квоту с минимальными затратами

Соответствующая поправка была внесена депутатами и сенаторами ко второму чтению законопроекта, в котором устанавливаются акцизы на 2017-2019 годы.

Как сообщалось ранее, закон «О государственной кадастровой оценке» вступил в силу 3 июля 2016 года. Параллельно с этим Госдума приняла закон, вводящий мораторий на изменение кадастровой стоимости при взимании платы за землю (процент от кадастровой стоимости) во всех ее возможных формах.

Возможность частичной отмены моратория обсуждали на комиссии правительства по законопроектной деятельности. С такой инициативой выступило правительство Москвы, рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с ходом обсуждения. Бизнес выступил резко против этого предложения.

Это изменение портит все инвестиционные планы бизнеса, заявил «Интерфаксу» сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Одно дело — составлять инвестиционный план, рассчитывая на мораторий и заморозку налогового бремени до 2018 года, а другое дело — рассчитывать план, не понимая, какую кадастровую оценку установит местная власть», — пояснил он.

В свою очередь А.Макаров отметил, что принятая поправка направлена на передачу соответствующих полномочий регионам, а не на увеличение налогового бремени. «Когда мы говорим о кадастре, не надо здесь видеть желание увеличить налог, нет этой цели.

Цель — заставить регионы и бизнес договариваться и устранить то мошенничество, которое было при оформлении данных по оформлению недвижимости в старом кадастре. И это реально выпадающие доходы регионов», — сказал глава комитета по бюджету и налогам.

Депутаты также приняли во втором чтении поправку, согласно которой регион, на территории которого налог на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объектов, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физлиц, подлежащему уплате за 2015 год, пени начисляются начиная с 1 мая 2017 года.

Законопроект одобрен под названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». В третьем чтении закон может быть принят в пятницу, 18 ноября.

Разъяснение по мораторию на кадастровую оценку

Месяц назад, 18-го ноября 2016 года Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла одиозный законопроект № 11078-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)».

Уже 21-го ноября данный законопроект поступил на рассмотрение в профильные комитеты. Предварительные расчёты аналитиков рынка говорят о том, что данное нововведение повлечет рост налогов на промышленные и сельскохозяйственные земли Московской области от 70 до 740%.

Со своей стороны мы посчитали необходимым рассказать, что же означает отмена моратория на пересмотр кадастровой стоимости.

Как все начиналось?

Государственная дума 6-го созыва перед завершением своей работы решила сделать «приятное» оценочному сообществу и честным налогоплательщикам и внесла поправки в Закон об оценочной деятельности и другие законодательные акты в сфере кадастровой оценки недвижимости, ранее мы уже рассматривали данные поправки в других наших материалах. Чтобы не возвращаться к разбору поправок, скажем, что они сводились к установке правило, согласно которому, уже с 01 января 2017 года и по 01 января 2020 года все регионы РФ должны перейти при исчислении налоговой базы на недвижимость к использованию результатов кадастровой оценки, по состоянию на 01 января 2014 года. Это явление стало именоваться в оценочной среде как «мораторий на кадастровую оценку».  Одним словом кадастровая стоимость замораживалась на переходный период. При этом параллельно на усмотрение региональных властей внедрялась новая система оценки, когда вопросы кадастровой оценки переходили в руки специально созданных бюджетных учреждений.

Благодаря действию моратория сохранялась актуальность оспаривания кадастровой стоимости, что соответствовало как интересам налогоплательщиков, так и оценочных компаний.

Но многим, в основном государственным органам, действие такого моратория не понравилось, в первую очередь из-за длительной заморозки кадастровой стоимости пропала возможность регулярного повышения кадастровой стоимости и как следствие сбора повышенных налогов.

Говоря простым языком, если изначально (при действии моратория) предусматривалась возможность плавного перехода к новой системе определения кадастровой стоимости и налогоплательщик мог выплачивать налог как на основании кадастровой стоимости полученной в соответствии со старым законодательством, так и полученной на основании поправок 2016 года. Теперь становится обязательным использование кадастровой стоимости полученной по новым правилам.

Что это означает?

По сути это означает, что уже в самое ближайшее время все регионы начнут активно переходить на новый порядок определения кадастровой стоимости, самое интересное, что при данной схеме оценку объектов недвижимости будут осуществлять не привлеченные на конкурсной основе независимые оценщики, а специально созданные комиссии. Вы спросите: а какая нам разница? – Разница есть, Во-первых, государственные органы даже в большей степени заинтересованы в завышении кадастровой стоимости и как следствие налогооблагаемой базы. Таким образом, никакого «замораживания» кадастровой стоимости не будет, и переоценка будет происходить уже в самое ближайшее время, с высокой долей вероятности новая кадастровая стоимость приятно никого не удивит, а это означает скорый рост интереса к услугам по оспариванию кадастровой стоимости.

«КоммерсантЪ»: Регионам разморозили кадастровую оценку. Мораторий на её пересмотр не продержался и полгода

Государственная Дума РФ в минувшую пятницу приняла в третьем чтении закон, позволяющий регионам отказаться от введённого до 2020 года моратория на пересмотр кадастровой оценки.

Как  пишет «КоммерсантЪ», она уже используется при расчёте налогов на имущество и землю – с 2015 года в 28 регионах (включая Москву и Московскую область), с 2016 года – ещё в 21, остальные перейдут на эту систему до 2020 года. Мораторий был введён по поручению Президента России – до 2020 года должна была применяться оценка на 1 января 2014 года.

Центр хотел избежать повышения налогов, но регионы начали жаловаться на недобор платежей из-за невозможности обновлять оценку. По предварительным расчётам, при отмене моратория в Московской области рост налогов на промышленные и сельхозземли может составить от 70% до 740%, в Белгородской — от 200% до 450%, в Удмуртии – от 200% до 500%.

Закон, принятый в пятницу, позволяет властям региона до 20 декабря 2016 года решить, нужна ли им заморозка кадастровой оценки на определённую дату.

Если мораторий будет отменён, регионы снова смогут проводить оценку не чаще чем раз в три года, но не реже чем в пять лет с даты последней такой процедуры (для Москвы и Петербурга интервал составляет два года), пояснил «Ъ» замглавы Центра независимой экспертизы собственности Кирилл Кулаков.

При этом, начиная с 1 января 2017 года, регионы будут переходить к государственной кадастровой оценке недвижимости с помощью сети государственных бюджетных учреждений (ГБУ). Ранее эту работу проводили независимые оценщики, работавшие по госконтрактам.

По данным Московского областного ГУП МОБТИ, в 60 регионах чиновники уже готовы создать ГБУ на базе бюро технической инвентаризации. Чтобы оспорить их оценку, граждане и юрлица должны будут обратиться в комиссию Росреестра или в суд с отчётом независимого оценщика. Однако такое же право по решению Конституционного суда должны будут получить и органы местного самоуправления – в июле КС разрешил муниципалитетам судиться из-за существенного снижения кадастровой стоимости земли на основании рыночной оценки. Соответствующие правки должны быть внесены в законодательство.

Пока же число судебных споров из-за оценки растёт. По данным Росреестра, с января по сентябрь 2016 года в судах находилось 7,6 тысячи споров из-за 14 тысяч объектов недвижимости. Гражданам и бизнесу в итоге удалось снизить суммарную стоимость имущества на 44%. За аналогичный период 2015 года споров было 5,6 тысячи из-за 7,7 тысячи объектов, снизить оценку удалось на 40%. Число споров, таким образом, выросло на 27%. Сведения Росреестра указывают на проблемы с исходными данными. Как отмечалось в ноябре на заседании Госсовета, на 1 июля 2016 года в реестр были внесены сведения о 38% границ муниципальных образований, 13% границ населенных пунктов и 7% границ между субъектами РФ – при том, что к концу 2018 года показатели должны достичь 100%. Как отмечает господин Кулаков, в идеале после отмены моратория цены на фоне падающего рынка должны снизиться, повышение вероятно лишь в регионах, где оценка проводилась больше семи лет назад.

Впрочем, как говорит участник Общества профессиональных экспертов и оценщиков Марина Шевченко, в регионах могут встречаться как заниженные, так и завышенные оценки, в том числе в пределах одного субъекта Федерации.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем следить за ситуацией, связанной с кадастровой оценкой.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *