В страховом полисе не указана действительная стоимость имущества. страховщик может занизить выплату

Страховой полис ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности. Его оформляют для того, чтобы не платить деньги во время ДТП, если владелец оказался виновником.

Целью страхования по полису ОСАГО является снижение финансовых затрат в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Существует множество особенностей проведения выплат, а в некоторых случаях возмещение ущерба вовсе не выдается.

Страховые выплаты по полису ОСАГО

В законодательстве Российской Федерации существует несколько законов, регулирующих обязательное страхование.

В них есть информация о размерах выплат, которые может получить пострадавшие лицо в дорожно-транспортном происшествии и другие положения. Это глава 48 Гражданского Кодекса, законопроект от 1992 г.

№4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно этим официальным данным, процедура страхования при участии транспортного средства разделена на несколько случаев. После их установления и принятия, финансовая выплата передается указанным в соглашении лицам. Среди них:

  1. Нанесение имущественного вреда.
  2. Нанесение вреда здоровью и жизни.
  3. Летальный исход.

Для каждой ситуации действует ограничение по выплатам, которые получает застрахованный человек или выгодоприобретатель.

Образец полиса ОСАГО

В страховом полисе не указана действительная стоимость имущества. Страховщик может занизить выплату

Что не возмещают по ОСАГО

Любые финансовые операции по полису ОСАГО контролирует законодательная и исполнительная система Российской Федерации. Условия получения четко прописывают в соглашении.

Тем не менее, существует ряд случаев и ситуаций, когда владелец полиса не может получить возмещение ущерба. Определяет их страховая компания после проведения проверок и расследования инцидентов.

На решение комиссии могут оказать влияние следующие обстоятельства:

  1. ДТП случилось по вине природных катаклизмов или в результате маневров, проводимых военными.
  2. Случаи, которые официально признаны не страховыми и описаны в законодательстве страны. Например, это повреждение транспортного средства участвующего в гонках, проведение тест-драйва или обучения новых водителей.
  3. Выплата не проводится в том случае, если владелец полиса подал заявление на возмещение ущерба по истечению срока, указанного в соглашении. Изменить эту ситуацию может только постановление суда. Для этого заявителю придется представить документы, подтверждающие наличие уважительной причины просрочки.
  4. Преступное деяние, которое привело к преднамеренному возникновению страховой ситуации.
  5. Автомобиль был отремонтирован до осмотра страховым агентом.
  6. Если водитель, попавший в ДТП, не является владельцем транспортного средства.
  7. Страховой полис ОСАГО был подделан.
  8. Просрочен платеж за страхование автомобиля, оформленного в рассрочку.
  9. В момент возникновения страхового случая, у владельца отсутствовал действующий полис ОСАГО.

Детальную информацию о страховых случаях можно получить из Федеральных законов №309-ФЗ, №306-ФЗ, №223-ФЗ и №78-ФЗ.

Большую часть вышеописанных ситуаций удается избежать соблюдением пунктов договора, подписанного страховой компанией и лицом, открывающим полис ОСАГО. Достаточно всегда оставаться внимательным к документам и своему автомобилю.

Всего существует три вида выплат, которые может получить владелец страхового полиса. За них можно получить деньги, фиксированной законодательством суммы. А именно:

  1. За нанесение вреда имуществу. Согласно действующим правилам полиса ОСАГО, каждый пострадавший может получить до 400 000 российских рублей.
  2. За причинение вреда здоровью или жизни. Если в результате ДТП нанесены увечья или травмы, пострадавшая сторона может получить до 500 000 российских рублей компенсации.
  3. За смерть застрахованного лица. В данном случае выплата делится на две части. Первые 475 000 российских рублей получает лицо, указанное как выгодоприобретатель. Другую часть, в размере 25 000 российских рублей получает организатор погребения.

Указанные суммы являются максимально допустимыми. Количество получаемых денег застрахованным лицом, в большинстве случаев, зависит от тяжести страхового случая.

Существует вероятность, что пассажир, пребывающий в транспортном средстве на момент ДТП, был застрахован в другой организации. В этом случае действие полиса ОСАГО на него не распространяется.

Выплата ОСАГО по европротоколу

При возникновении аварии, ее участники могут составить протокол европейского образца. Это официальный документ, который позволяет не только решить ситуацию без прибытия правоохранительных органов, но и окажет влияние на сумму выплат по страховому полису ОСАГО.

Европротокол — образец

В страховом полисе не указана действительная стоимость имущества. Страховщик может занизить выплату

На данный момент сумма финансового возмещения ущерба равна 100 000 российских рублей по всей территории Российской Федерации, за исключением, городов Москва и Санкт-Петербург, а также их областей. В этих регионах страны размер выплаты равен максимум 400 000 российских рублей.

Для того чтобы европротокол приняли во внимание в страховой компании, его должны заполнить оба участника ДТП. После этого документ направляют на рассмотрение, но не позже, чем за 5 суток после аварии.

К протоколу должны быть приложены видео или фото доказательства нанесенного ущерба.

Единственным условием, которое должны соблюдать оба участника ДТП до момента осмотра работником страховой компании, является отсутствие ремонта пострадавших автомобилей.

Образец заполнения европротокола

В страховом полисе не указана действительная стоимость имущества. Страховщик может занизить выплату

ВАЖНО! Европротокл можно составить только при участии в ДТП не более двух автомобилей. При этом водители и их пассажиры не должны иметь травм. Согласно последним изменениям в законах страны, составить протокол европейского образца можно даже в случае возникновения разногласий у одной из стороны конфликта.

Самостоятельно рассчитать выплату может каждый владелец полиса ОСАГО. Для этого специально разработана формула. Главную роль в ней играет базовый тариф и переменные, указанные в договоре или получаемые после оценки ущерба от ДТП. Формула выглядит следующим образом:

ОСАГО=БТ×ТК×КБМ×КВС×КДВ×КМ×КПИТ×КСОП×КН

Все сокращения имеют стандартную расшифровку. Данные для их значения можно получить, проведя самостоятельные расчеты.

Расшифровка буквенных символов:

  • БТ – базовый коэффициент.
  • ТК – территориальный коэффициент.
  • КБМ – коэффициент бонус-малус.
  • КВС – коэффициент возраста и стажа водителя.
  • КДВ – коэффициент допущенных водителей.
  • КМ – коэффициент мощности.
  • КПИТ – коэффициент периода использования транспорта.
  • КСОП – коэффициент срока оформления полиса.
  • КН – коэффициент нарушений ОСАГО. Его используют лишь в тех случаях, когда имеет место грубое нарушение договора страхования.

Например, владелец автомобиля устроился таксистом. Водительское удостоверение он получил в возрасте 20 лет. На момент возникновения страхового полиса ему исполнилось 35. Согласно БКМ он имеет 5-ый класс.

Мощность мотора его транспортного средства составляет 75 л. с. Машину он будет использовать все время на протяжении действия страхового полиса.

Соответственно, для него ОСАГО=4110×2×0,9×0,96×1×1,1×1×1×1=7 812,29 российских рублей.

Самостоятельно трудно, а в большинстве случаев и невозможно осуществить подсчет выплаты, которую владелец транспортного средства получит по полису ОСАГО. Причиной тому являются отсутствие информации о стоимости ремонта, оценки повреждений специалистом-ремонтником, цены на приобретаемые материалы, а также расценок на детали, которые невозможно отремонтировать.

Тем не менее, Банк России разработал особую методику. Согласно этой информации, ее должны применять для расчета размер выплаты пострадавшему лицу в страховых компаниях. Однако методичные указания во многом противоречивы и запутаны.

Самым интересным пунктом считается то, что сумма выплаты зависит от даты ДТП и места где оно произошло. Поэтому стоимость и ремонта одних и тех же повреждений будет разной, так как в календаре стоит другое число, а авария случилась в другом регионе страны.

В процессе применения методик Банка России, работник страховой компании обязан обратить внимание на износ автомобиля и его отдельных механизмов. Расчет же стоимости материалов, потраченных на ремонт, высчитывает исходя из средней цены на них по всей стране, а не в конкретной области.

Тем не менее, формула, позволяющая рассчитать сумму выплаты такова:

РК=СР+СМ+СД

  • Где РК – размер компенсации;
  • СР – стоимость ремонта;
  • СМ – стоимость материалов;
  • СД – стоимость деталей.

Специальный калькулятор для подсчета размещен на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.        

Выплаты при отсутствии ОСАГО

В статье 4 Федерального закона №40-ФЗ «Об ОСАГО» четко прописаны условия того, что страховка должна быть оформлена каждым владельцем транспортного средства. Если она отсутствует, водителю грозит административное взыскание, согласно действующему постановлению 12.37 КоАП РФ.

Если у пострадавшего участника дорожно-транспортного происшествия нет полиса ОСАГО, а виновник его имеет, то возмещение ущерба может быть затребовано у страховой компании.

Эта информация четко прописана в п. 1 ст. 1064 и п. 1 ст. 913 Гражданского кодекса, а также в ст. 1 Федерального закона №40-ФЗ.

Пострадавшему лицу достаточно попросить у виновника аварийной ситуации страховой полис, записать его данные и подать, согласно Положения ЦБ РФ №431-П «О правилах ОСАГО», в страховую компанию необходимые документы.

Если же виновник ДТП не имеет страхового полиса ОСАГО, а пострадавшее лицо имеет, то страховая компания не праве осуществить выплату. Вся ответственность за нанесенный урон транспортному средству ложится на плечи виновника.

Если же полиса ОСАГО нет у обоих участников ДТП, то урегулировать конфликт можно без судебного разбирательства. Для этого виновник должен будет возместить ущерб или провести ремонт автомобиля. Если же он отказывается, придется обратиться в суд. Страховые компании в этом случае никаких выплат не делают.

Документы для выплаты по ОСАГО для страховой

Чтобы лицо, имеющее оформленный страховой полис ОСАГО, смогло получить компенсацию, понадобится собрать комплект документов. Среди них:

  • заявление, написанное для получения выплаты;
  • договор страхования и протокол, описывающий ДТП с подписями обеих сторон;
  • в зависимости от ситуации – европротокол, документ об административном правонарушении, постановления по делу или отказ от его возбуждения;
  • права собственности на машину;
  • доверенность на управление автомобилем, в случае аварии без участия владельца ТС;
  • расчетный счет для проведения выплаты, а также разрешение социальной защиты, если выгодоприобретатель не достиг совершеннолетия;
  • документы, указанные в правилах и договоре ОСАГО.
Читайте также:  Досрочное увольнение. Когда компания не вправе отказать работнику

В зависимости от страховой ситуации, перечень документов может изменяться. Детальную информацию об их предоставлении следует уточнить у представителя страховой компании.

В страховом полисе не указана действительная стоимость имущества. Страховщик может занизить выплату

Типы возмещений по полису ОСАГО

Любая страховая организация, имеющая юридическое право выдавать ОСАГО, может проводить выплаты двумя различными способами. Среди них:

Первый тип возмещения ущерба является приоритетным. Это означает, что страховая компания за свои личные деньги, исходя из расчета по полису ОСАГО, проводит ремонтные и восстановительные работы. При этом организация уполномочена сама выбрать СТО.

У большинства компаний имеются заключенные договора со станциями технического обслуживания. Если же автомобиль новый и у него не истек срок гарантийного ремонта, его отправляют на восстановление к дилеру.

Любые работы, проведенные таким способом, имеют гарантийное обязательство, которое действует 1 год.

Чтобы владелец автомобиля смог получить денежную компенсацию, нужно появление особых условий. Среди них:

  1. Автомобиль получил серьезные повреждения, которые невозможно устранить во время ремонта.
  2. Пострадавший в автомобильной аварии погиб.
  3. Водитель получил тяжелые и средней тяжести травмы, а также указал именно этот вид компенсации в заявлении.
  4. Стоимость ремонтных работ оценивается дороже, чем максимально допустимая выплата.
  5. Потерпевшим является инвалид, имеющий медицинское заключение, разрешающее управление транспортным средством. При этом он обязан указать этот способ выплаты в заявлении.
  6. Если станция обслуживания, из перечня тех, с которыми заключен договор страховой компании, не может выполнить ремонтные работы из-за отсутствия компетенции.

Получить подробное описание типов возмещения ущерба можно у консультанта, представляющего страховую организацию, оформившую полис ОСАГО.

Если виновник аварии не был установлен, а соответственно, скрылся с места происшествия, получить выплату по страховому полису ОСАГО становится весьма проблематично. Ведь в договоре такая ситуация четко прописана.

В большинстве случаев возместить ущерб, нанесенный автомобилю, не получится. Владельцу придется проводить ремонт за собственные деньги. Исключением является ситуация, когда в результаты ДТП пострадало здоровье водителя и/или пассажиров. В этом случае выплату можно получить. Только рассчитываться с пострадавшей стороной будет Российский Союз Автостраховщиков.

Куда направлять претензию по выплатам ОСАГО

После того, как претензия была юридически грамотно составлена, ее вместе с копиями, отсылают в юридический отдел той страховой организации, где был получен полис ОСАГО и зафиксировано нарушение.

Выполнить эту процедуру можно лично. При этом подающему претензию лицу выдается номер документа и отметка о вручении. Также, можно отправить письмо почтой.

Его необходимо оформить как заказное с уведомлением.

Если ответ не поступил по истечению выделенного периода на рассмотрение заявления, можно обращаться в компании, защищающие права страхователей.

Этот минимум полезной информации поможет каждому получить возмещение ущерба по полису ОСАГО. Нужно только следовать прописанным инструкциям и условиям договора, выданного страховой организацией.

По каким причинам страховая компания может расторгнуть ОСАГО без возврата денег. Раскрываю подробности их основных коэфиценнтов

Всем доброго дня и хорошего настроения. Сегодня в новостях увидел такую историю о том что, страховые компании начали аннулировать полиса ОСАГО без возврата денежных средств, потому что покупатели занижают в своём автомобили лошадиные силы.

Я никак не мог подумать что эти новости актуальны на сегодняшний день, так как это началось ещё больше года назад, ну раз о них говорят значит да.

Про это рассказали всего за 1 минуту и не раскрыли все основные причины по которым вам могут аннулировать ОСАГО, а их гораздо больше и что бы вы не столкнулись с такой проблемой я решил рассказать вам о них в этой статье.

Почему это стало происходить и как регламентируют своё решение страховые компании ?

Страховые компании ссылаются на Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , как он выглядит можете посмотреть на рис. ниже

Скрин с сайта — https://tonkostiosago.ru/bez-strahovki-osago/strahovaya-rastorgla-dogovor-osago-imeet-li-pravo-i-vernut-li-dengiСкрин с сайта — https://tonkostiosago.ru/bez-strahovki-osago/strahovaya-rastorgla-dogovor-osago-imeet-li-pravo-i-vernut-li-dengi

Как мы понимаем из этого постановления, что могут аннулировать полис ОСАГО за ложные или недостоверные сведения, которые существенно занижают стоимость самого полиса.

Пример: Неправильно указали л.с. занизив их, тем самым заплатили за страховку меньше, тут могут аннулировать. Ошиблись в серии и номере паспорта на одну цифру — это не занижает стоимость полиса, поэтому не имеют право расторгнуть.

Почему же это стало происходить относительно не давно? раньше такого не наблюдал никто. На самом деле и раньше такие действия были не законными в основном их мог занизить сам агент, что бы сделать скидку клиенту или увезти его от конкурентов.

Но технологии сейчас на высоком уровне и у страховых компаниях появились алгоритмы, которые сравнивают данные полученные с ГИБДД с теми что вёл клиент и если они не совпадают, то он автоматически направляет письмо об аннулирование полиса ОСАГО.

Как это всё происходит

Всё довольно просто, алгоритм в течении небольшого времени, где то через 2-3 недели (в зависимости от загруженности) начинает делать проверку базы свое с базой ГИБДД и если выясняется что коэффициент занижен и страховая компания не дополучила из за этого прибыли, то отсылается письмо о расторжении ОСАГО, но если коэффициент наоборот завышен и клиент переплатил тут она естественно молчит.

Есть 2 вида письма о расторжение полиса ОСАГО без право восстановления и без право вернуть уплаченные деньги за него.

1 — Письмо приходит в конверте от страховой компании на адрес который был указан в заявление при заключение договора на имя страхователя, именно так отсылается когда вы оформляли полис на бланке (БСО). Примеры см. рис. ниже все случаи реальные произошедшие с реальными клиентами

Как выглядит письмо о расторжение договора ОСАГО в одностороннем порядке без возврата денежных средств — пример письма отправленного в письменном виде Как выглядит письмо о расторжение договора ОСАГО в одностороннем порядке без возврата денежных средств — пример письма отправленного в письменном виде

2 — Так же письмо такое же может прийти на электронную почту, в том случае если вы оформляли полис в электронном формате простым языком Е-ОСАГО.

Как выглядит письмо о расторжение договора ОСАГО в одностороннем порядке без возврата денежных средств — пример письма отправленного в электронном виде Как выглядит письмо о расторжение договора ОСАГО в одностороннем порядке без возврата денежных средств — пример письма отправленного в электронном виде

Из данных примеров можно сделать выводы что некоторые граждане даже могут и не знать что их полис уже аннулирован. Потому что в первом случае агент мог указать допустим прописку не Москву, а деревня Бобровых, тем самым занизив стоимость полиса и естественно письмо придёт на адрес прописки деревня Бобровых.

А во втором случае агент в основном указывает свой е-майл, что бы распечатать электронный полис, который приходит после оплаты. И естественно письмо о расторжении приходит к нему на е-мейл почту, а не к вам.

Совет: При покупке полиса ОСАГО через агента не важно электронный или на бланке, больше внимания уделяйте на проверку не самого полиса, а на заявление там содержится больше информации.

Основные коэффициенты по которым проходит проверка и аннулируют полиса ОСАГО если они введены не правильно

Их не так много всего их 3 по крайней мере на сегодняшний день.

1 — Самый распространённый и всем известный это конечно занижение мощности двигателя (КМ), ну тут особо объяснять я думаю нечего, указал меньше л.с. тем самым занизил стоимость полиса ОСАГО, будь добр теперь получай письмо и ездий без страховки и без денег уплаченных за неё.

2 — Если машина числится в такси, а вы её застраховали для личного использования. Все понимают что страховка для такси стоит в несколько раз дороже чем обычная.

Примечание: Тут надо понимать что бы такое письмо пришло, надо что бы машина была легально зарегистрирована в такси, у них есть отдельная такая база. То есть водитель который занимается калымами на автомобиле даже через фирму такси, если он легально не зарегистрирован, то страховая об этом не узнает и не пришлёт такое письмо.

Если в базе числится ваш автомобиль как такси и вы сами зарегистрированы как таксист, то вы не сможете доказать страховой компании что вы его используете для личных целях.

Если вы купили автомобиль, который ранее числился в такси, а вы не являетесь таксистом, то тут можно будет оспорить. Как это сделать страховая компания не подскажет, так как это не в и интересах.

Ответ будет краткий нужно убрать из базы автомобиль который числится как такси, тогда мы восстановим вашу страховку. Где эта база? как это сделать? Должны вы будите узнать сами.

3 — Самое интересное и мало кому известное, вызывающие споры и посей день это коэффициент территориальности (КТ). Сейчас многие скажут тут всё понятно, какие могут быть вопросы все прекрасно всё понимают.

Да тогда посмотри на это письмо и узнай в итоге откуда тебе брать твою прописку. Что бы не было споров не хочу на это заострят внимание посмотрите просто официальный ответ одной из лидирующих страховых компаний см.

рис. ниже.

Где брать коэффициент территории при страхование автомобиля по ОСАГОГде брать коэффициент территории при страхование автомобиля по ОСАГО

Читайте также:  Как проверить в ЕФРСБ сведения о банкротстве

Ну как всё понятно? Если нет в 2 словах объясняю. Если машину ты поставил на учёт то есть на руках есть СТС, то прописка берётся из СТС даже если в паспорте указана другая. Если ты машину ещё не зарегистрировал на себя, то из ПТС где указан ты как собственник, если не указан ты в ПТС, то тогда только из паспорта. Вот так вот, надеюсь я доступно объяснил.

Совет: Если ваша прописка в паспорте не совпадает с пропиской в СТС, то лучше с начало поменять СТС, а потом идти страховаться, если вы уже застрахованы, то помимо этого придётся плюсом иди в страховую компанию и менять ваши данные. Только так вам смогут выплатить без проблем в случае с ДТП и не аннулируют полис.

Что делать если мне прислали такое письмо о расторжение полиса ОСАГО?

Первым делом конечно нужно обратиться в страховую компанию, за разъяснением по какой именно причине вам расторгли договор. Как мы уже знаем их всего 3 и в письмах не указывают по какой именно, просто пишут что за ложные сведения.

Как только узнаете, то сможете либо доказать что они не правы, так как вы все сведения указали правильно, либо привести свои документы в порядок и доплатить № сумму (эта та сумма по которой вы вели ложные сведения тем самым занизив стоимость самого полиса).

Но особо на это не надейтесь что страховая пойдёт к вам на встречу, раньше они вообще не рассматривали это, был конкретный отказ и всё. Только буквально не давно они стали рассматривать индивидуальные случаи и восстанавливать полиса ОСАГО за недостающую сумму. Я думаю это связано с многочисленными жалобами клиентов в Центральный Банк России на страховые компании.

Небольшой совет: Если страховая всё равно не идёт на встречу, то напомните им что аннулировать ОСАГО они имеют право только если докажут что вы занизили коэффициенты специально, а не случайно.

Моё мнение по данному поводу и чего ждать нам от страховых компаний в ближайшем будущем?

Такой прекрасный закон как обязательное страхование ОСАГО, которое ввели под видом защиты водителей от подстав на дороге. И был направлен как социальный проект, который должен был защитить население на дорогах, превратился благодаря страховым компаниям в зарабатывание кучу денег с народа.

Это моё мнение оно не всегда должно совпадать с вашимЭто моё мнение оно не всегда должно совпадать с вашим

Я думаю многие это уже осознали, а кто то испытал на себе.

Если бы компании хотели не деньги получить, а реально защитить, помочь, то они бы перед тем как высылать такие письма связывались с клиентом и объясняли ситуацию, что у вас ошибка в договоре будьте добры исправить и доплатить.

Ну разве их волнует что то кроме получение прибыли? Давайте посмотрим на таблицу внизу это Топ-20 страховщиков-лидеров по сбору премий за I полугодие 2020 г

Как вам такая прибыль не забывайте это указанно тыс.р. и только за 1 полугодие — скрин с сайта http://www.asn-news.ru/news/74343Как вам такая прибыль не забывайте это указанно тыс.р. и только за 1 полугодие — скрин с сайта http://www.asn-news.ru/news/74343

Я прекрасно понимаю что это прибыль не за одно ОСАГО, а за все сборы, но речь идёт о жадности компаний и как они себя ведут. Понятное дело они всё прикрывают тем что мошенники специально занижают стоимость ОСАГО и они из за этого теряют прибыль. Но достаточно посмотреть на график и понять что всё это они делают только для получение денег и не важно как и каким способом.

Так что же нам ждать от них в ближайшем будущем, ну тут не нужно быть уже экспертом так как своё настоящее лицо они уже нам показали. Если сейчас мы видим только 3 основные причины расторжения договоров ОСАГО, то благодаря новому закону об индивидуальных тарифах, который вступил 24 августа 2020, страховым компаниям развязали руки.

Теперь они могут каждому водителю подобрать индивидуальную цену, применяя личные критерии которые допустимы в рамках этого закона. Какие критерии они уже применяют компании умалчивают называя это коммерческой тайной. А что это для нас значит? А это значит что в ближайшее время ждите письма расторжения ещё и по другим критериям.

Например; ошиблись с годом авто, указали не тот пол, неправильно ввели техосмотр, вместо LADA написали ВАЗ.

Дальше я всё это перечислять не буду, так как суть я думаю вы поняли, что расторгать будут за малейшую ошибку, а их можно найти в любом договоре кучу.

Так как мы все люди и нам свойственно ошибаться, жаль что страховые компании вместе со своими алгоритмами видят в нас не людей, а только деньги.

Отличие страховой суммы от страховой стоимости

В страховании, существуют три понятия, смысл которых мало понятен непосвященным, понятен посвященным и совсем не понятен всем остальным. Это понятия действительной стоимости, страховой стоимости и страховой суммы и их отличий друг от друга. Понятия похожие между собой, но страшно далекие по смыслу друг от друга.

Что такое действительная стоимость, я полагаю все и без меня знают.

Что такое страховая сумма, раскрывается в ст.

947 ГК РФ «Сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей».

Ключевое слово или фраза, кому как больше нравится — в пределах. То есть страховая сумма, это всего лишь предел ответственности страховщика и больше ничего. Это не стоимость имущества, как многие думают, это всего лишь та граница, больше которой страховщик заплатить не может, лимит, так сказать. 

Теперь перейдем к понятию страховой стоимости. Про нее упоминается в части 2 ст. 947 ГК РФ «Страховой стоимостью считается действительная стоимость имущества в месте его нахождения в день заключения договора страхования»

То есть, страховая стоимость это обычная среднерыночная цена имущества.

    Отсюда вывод:

  • Страховая сумма – предел
  • Страховая стоимость – цена

Хотя это всем и без меня понятно, но как только начинается суд по спору о размере ущерба, сразу становиться никому ничего не понятно. Да еще и Верховный суд тут в своих обзорах туману напустил.

Самый распространенный вопрос в спорах о размере страхового возмещения, — «Почему страховая сумма миллион рублей, а нам заплатили всего полмиллиона, хотя имущество полностью уничтожено? Почему нам не заплатили полную страховую сумму?»

И в обоснование своей правоту страхователи вместе с судьями сразу начинают показывать пальцем страховщику на ст. 948 ГК РФ в соответствие с которой «Страховая стоимость имущества, указанная в договоре страхования, не может быть впоследствии оспорена…»

Ведь не может быть оспорена, чего же вы Страховщики спорите?

Вот тут и сидит вся проблема и начинается кривая судебная практика, прямо таки изо всех своих судебных сил, помогающая жуликоватым страхователям заработать на страховщиках немного денег на старость.

Все дело в том, что никто, то ли не может, то ли не хочет внимательно читать закон. А ведь в статье 948 ГК РФ прямо указано, что страховая стоимость не может быть оспорена лишь в том, случае если она: «Указана в договоре страхования».

Исходя из смысла данной нормы, спорить о стоимости застрахованного имущество нельзя лишь тогда, когда эта стоимость указана, написана, упомянута в договоре страхования.

То есть и Страховщик и Страхователь договорились о цене имущества и указали эту цену в договоре.

Если цена (страховая стоимость) не указана в договоре, то мы имеем лишь страховую сумму (предел ответственности) и вполне можем спорить о стоимости имущества, так как стороны при заключении договора ее не определили.

Но не тут то было. Основной довод наших судов, при попытке оспорить размер ущерба  сводится к простому и незамысловатому вопросу, — «А Вы с какой суммы исчисляли страховую премию? Раз брали со страховой суммы, то и платите  ущерб в размере страховой суммы».

Лезем смотреть ст. 951 ГК РФ, и оказывается «Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость».

  • И даже последствия есть такого страхования:
  • Уплаченная излишне часть страховой премии возврату в этом случае не подлежит.
  • Читаю пленумы и обзоры и понимаю, что астрология гораздо более точная наука, чем  сегодняшняя юриспруденция. 

Ошибка вышла: страховая оставит без полиса и не вернет деньги

Из-за ошибок при оформлении ОСАГО в режиме онлайн автомобилисты могут остаться без полиса и потраченных на него денег.

Страховщики предупредили: если клиенты спутают категорию своей машины, ошибутся в мощности двигателя, договор можно правомерно аннулировать, а премию не возвращать.

Читайте также:  Срок исковой давности по коммунальным платежам: существует ли, и законы в 2021 о взыскании долгов за услуги ЖКХ в России, статья Жилищного кодекса о задолженности

Каких ошибок нельзя допускать и как автовладельцам доказать, что они не мошенники, разбирались «Известия».

Проверять стали тщательнее

Страховые компании стали тщательнее проверять данные, вносимые при оформлении электронных полисов ОСАГО. Если раньше проверки велись чаще всего выборочно, то теперь практически каждый договор проходит тотальное изучение после подписания по всем параметрам.

Оказалось, что не все знают о ловушке при оформлении страховки в режиме онлайн — если в данные даже случайно закрадется ошибка, страховая компания оформит полис, а вот когда неточность вскроется, расторгнет договор в одностороннем порядке.

«В таких случаях расторжение страховщиком полиса является правомерным. При этом уплаченная страховая премия возврату не подлежит в соответствии с правилами ОСАГО», — объяснили «Известиям» в Центробанке.

Одновременно регулятор подтвердил и наличие жалоб на односторонние расторжения полисов ОСАГО с удержанием уплаченных средств.

При этом в пресс-службе Центробанка отметили, что отдельной статистики по таким обращениям не ведут.

«В период с декабря 2020 по февраль 2021 года в Банк России поступило несколько десятков обращений от заявителей из различных регионов, часть которых может быть связана с расторжением договоров ОСАГО в связи с намеренным представлением страхователями ложных сведений для уменьшения размера страховой премии», — сообщили в Центробанке.

В ЦБ объяснили, что недобросовестные страхователи могут указывать недостоверные сведения в отношении мощности транспортного средства, а также целей его использования.

«Вместе с тем в ходе рассмотрения обращений выявляются факты неправомерного расторжения договоров ОСАГО в одностороннем порядке. В этих случаях со страховщиками проводится надзорная работа с помощью различных инструментов поведенческого надзора по устранению нарушений и недопущению их в последующем», — уточнили в Центробанке.

Что говорят страховщики

В ПАО СК «Росгосстрах» рассказали «Известиям», что механизм расторжения договоров страхования автогражданской ответственности за предоставление ложных сведений работает уже очень давно. Перерыв на пару месяцев был сделан только на период перехода на АИС ОСАГО 2.0.

Проверку проходят все полисы: указанные клиентом данные сверяют с теми, которые содержатся в государственных базах данных.

«К сожалению, пока не налажен прямой информационный обмен между страховщиками и органами исполнительной власти. Поэтому нельзя делать проверку в течение того времени, пока оформляется договор. Приходится делать проверки уже постфактум», — посетовал директор департамента моделирования и анализа ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев.

По словам представителя «Росгосстраха», чаще всего причиной для расторжения договоров становятся неверные сведения о цели использования автомобиля.

«Например, страхователи «случайно» забывают про оформленную накануне лицензию такси.

Или неверно указана категория ТС — не все автолюбители помнят, что некоторые внедорожники входят в категорию C, а микроавтобусы с числом сидячих мест свыше восьми — в категорию D, не говоря уже о том, что иногда в категорию А пытаются отнести популярные кроссоверы. Бывают ошибки и в указании мощности двигателя — в том числе и ее сознательное занижение», — поделился примерами Володяев.

В «Росгосстрахе» также рассказали, что расторгают договоры тогда, когда «очевидно идет речь о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил». На таких основаниях компания расторгает не более 1,5% договоров ОСАГО. При этом восстанавливается из-за ошибочного расторжения примерно 0,03%.

Иногда водители редких или модифицированных автомобилей не имеют возможности выбрать на сайте подходящие параметры, в том числе и по мощности двигателей своих транспортных средств. И тут снова есть риск попасться в ловушку.

В случае если параметры автомобиля не соответствуют данным, которые предлагает калькулятор ОСАГО, в «Росгосстрахе» советуют выбрать опцию «Другое ТС» и ввести все данные вручную либо обратиться в офис или к агенту страховщика.

Практика тотальных проверок

В «Страховом доме ВСК» система выборочной проверки полисов ОСАГО на соответствие информации, указанной в полисе/заявлении о страховании, работает с 2020 года.

«Частота расторжений договоров носит единичный характер.

Такие случаи связаны в основном с искажениями в указанной категории/типе транспортного средства, а также с занижением мощности, информации о территории преимущественного использования, — рассказал представитель страховой компании. — Чтобы избежать расторжения договора, необходимо тщательно заполнять документы, а при использовании услуг посредника — внимательно относиться к его выбору».

В «АльфаСтраховании» сообщили, что из-за ложных сведений в среднем в месяц расторгается всего 1–2% от общего числа заключаемых договоров е-ОСАГО.

«Такой показатель достигается за счет тщательной проверки данных при заключении договоров и разъяснительной работы с партнерами, агентами компании, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании. — Проверки проходят с лета 2020 года в автоматизированном режиме. Их цель — выявление случаев, когда страхователи намеренно занижают размер страховой премии по ОСАГО».

Страховщик также заверил, что ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями единичны и рассматриваются в индивидуальном порядке.

Как обманывают посредники

Водители могут остаться без денег и страховки не только из-за собственных ошибок.

Иногда оформить ОСАГО по низкой цене предлагают недобросовестные посредники, якобы имеющие связи в страховых компаниях. Нередко оказывается, что такие помощники вовсе не связаны со страховым бизнесом.

От имени владельца они просто заполняют заявку, занижая ключевые параметры и внося ложные данные о самом страхователе.

«После получения от страховщика подписанного договора е-ОСАГО в формате PDF такой посредник с использованием специальных программных средств указывает в нем правильные данные автовладельца.

После этого он направляет автовладельцу договор е-ОСАГО с его данными, а разницу в страховой премии забирает себе.

Больше всего таких недобросовестных посредников работает в «красных» регионах с высокими рисками мошенничества в ОСАГО», — предупредили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

В «Росгосстрахе» подтвердили, что сталкивались с такой практикой.

«Автомобилист даже не догадывается, что его ответственность не застрахована — узнать об этом сегодня он может, только обратившись с таким полисом в компанию после страхового случая для урегулирования убытка.

И отказ становится для него неприятной неожиданностью.

По нашим данным, количество обращений в «Росгосстрах» с подобными полисами колеблется от нескольких десятков до сотни случаев ежемесячно», — предупредили корреспондента «Известий».

Причина «ошибок»

Эксперт и юрист в области автострахования Сергей Беляков в разговоре с «Известиями» высказал мнение, что подавляющее большинство ошибок, связанных с расторжением договоров, возникает из-за умышленных действий страхователей. При этом Беляков считает, что некоторым водителям приходится идти на такие шаги, потому что иначе страховые компании им просто отказывают — в первую очередь это относится к таксистам и жителям проблемных регионов.

«Такси — это убыточный сегмент, их многие просто не страхуют, — объясняет Беляков. — Есть также проблемные регионы, например Ульяновск, Ингушетия, Владивосток — там страховщики ни в какую работать не хотят и пробуют отменять договоры в надежде, что с ними не будут долго разбираться или судиться.

Но в основном водители действительно пытаются занизить премию осознанно, и самый простой способ — уменьшить количество лошадиных сил. Округляют их в меньшую, а не большую сторону в надежде, что этого не заметят. Еще одна распространенная ошибка — смена адреса регистрации. Например, водитель оформил полис в Костроме, застраховался и переехал в Москву, где прописался.

Конечно, в Костроме коэффициент будет ниже, но страховка работает по адресу регистрации страхователя, а не машины».

Беляков уточнил, что некоторые водители несерьезно относятся к заполнению анкеты, хотя она ничем не отличается от составления договора в офисе компании.

«Проблема это не массовая, но поводов для страховых давать нельзя.

По моей оценке, раньше так строго за ошибками в ключевых параметрах следили не все страховщики, но после либерализации тарифов ОСАГО в сентябре 2020 года водителей стали проверять тщательнее», — заключил эксперт.

Что делать добросовестному автовладельцу

В РСА признают, что водители действительно жалуются на случаи расторжения полисов е-ОСАГО, но пока такие случае единичны. Как объяснили в ассоциации «Известиям», если при заполнении данных на сайте страховщика автомобилист по ошибке ввел неверные данные, то ему предлагается их скорректировать на стадии заключения договора е-ОСАГО.

Внести последующие изменения в договор е-ОСАГО можно с доплатой части премии страховщику — если правильные данные привели к ее увеличению.

Если же окажется, что с правильными данными полис ОСАГО стоит меньше, то часть премии, напротив, вернут.

В случае если договор расторгли по причинам, с которыми водитель не согласен, сами страховщики советуют обращаться к ним в офис, чтобы разобраться в ситуации.

«При ошибочном расторжении договора автомобилист, безусловно, может его восстановить. Для этого необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании и представить оригиналы документов. Также ВСК всегда становится на сторону клиента, если ситуация носит неоднозначный характер или клиент опечатался при заполнении некритичных параметров», — высказали в ВСК свою позицию.

А вот в Центробанке предлагают действовать более жестко и обращаться сразу к ним.

«Если гражданин считает, что его права нарушены, он может обратиться с жалобой в Банк России любым удобным способом», — посоветовали в ЦБ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *