Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

Бюджет РФ является средством для образования и расходования денежных масс, которые в дальнейшем обеспечивают функции государства и его подразделений. На эти деньги проводится социально-экономическая политика, реализация государственных программ и многое другое.

Для наиболее эффективного и целенаправленного использования средств бюджета государству также приходится развивать уголовно-правовое регулирование в этой сфере.

Расследование нецелевых расходований бюджета уже введено Федеральным законом №162 от 2003 года и закрепилось в статье №285.1 УК РФ.

Из нашего материала вы узнаете содержание статьи, состав преступления, квалификационные признаки, меры наказания и случаи, когда дело за такое правонарушение рассматривается по административному, а не уголовному кодексу.

Виды бюджетных средств

Бюджет РФ подразделяют по территориальному признаку на:

  • федеральный;
  • территориальный (региональный), включая бюджеты автономных республик, областей, краев, Москвы и Санкт-Петербурга;
  • местный (бюджет административного района, города);
  • консолидированный (совокупность всех ранее перечисленных).

Средства бюджета могут распределяться на различные сферы деятельности: промышленность, наука, сельское хозяйство, социальная политика, оборона, здравоохранение, правоохранительная область, гос. управление и международная деятельность.

Что такое нецелевое расходование бюджета

Под самим расходованием понимается финансирование путем перечисления средств с единого счета бюджета в объеме санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, единиц бюджетной системы РФ, субъектов международного права (определение из статьи №219 Бюджетного кодекса).

Таким образом, расходование бюджетных средств — это процесс, который включает в себя:

  1. Принятие получателем денег из бюджета за счет заключения соответствующего договора.
  2. Подтверждение и санкционирование оплаты обязательства.
  3. Списание оговоренной суммы с бюджетного счета.

Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

Нецелевым признается использование денег, не соответствующее условиям их приема, который был ранее прописан в:

  • утвержденном бюджете соответствующего уровня;
  • бюджетной росписи;
  • уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
  • смете доходов и расходов;
  • ином документе, который может послужить основанием для выделения средств из бюджета.

Явным проявлением нецелевого расходования считается использование средств на растраты, не указанные в смете доходов и расходов, а также финансирование в объемах, превышающих запланированные, с помощью недоимок при оплате других растрат.

Краткое содержание статьи 285.1 УК РФ с ми

В ч.1 статьи 285.1 УК РФ сказано, что под преступным деянием понимается использование государственным служащим бюджетных средств в целях, не предусмотренных документами, по которым он получил эти деньги.

В качестве наказания виновный получит штраф, обязательство принудительных работ либо тюремный срок. Также могут применяться дополнительные условия, о которых будет сказано чуть позже. Для части первой необходимо, чтобы правонарушение было совершено в крупном размере.

Во второй части речь идет о том же деянии, но с усугубляющими признаками: действиями организованной группой и в особо крупном размере. Далее говорится о том, какая ответственность предусмотрена за нецелевое расходование бюджетных средств.

В х представлена объективная сторона преступления, понятие о расходовании бюджетных средств и его этапы, условия нецелевого использования государственных денег, субъект правонарушения и момент, когда оно признается выполненным.

В х идет ссылка на нормы:

  • 285.2, ч. 2 статьи 176 УК РФ;
  • 38, 289, 227 статьи Бюджетного кодекса;
  • статью 15.14 Кодекса об административных правонарушениях.

Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

В чем заключается преступление

Действия такого рода опасны тем, что они могут навредить функционированию аппарата государственной власти и, как следствие, органам местного самоуправления. Поступление финансирования в бюджет ставится под угрозу, потому что за одним преступлением, которое осталось безнаказанным, может последовать череда других. В этом и заключается состав преступления.

Предметом нецелевого расходования бюджетных средств могут быть деньги, которые направил и утвердил соответствующий бюджет.

Утверждаются они бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и иными документами, которые закрепляют право на получаемые суммы. Предназначение этих средств самое разнообразное.

Их могут направить, например, на развитие промышленности или сельского хозяйства, транспорта, охраны природы и т. д.

Когда действия становятся преступными

Неправомерными считаются те действия, из-за которых адресат, на которого были утверждены бюджетные деньги, не получил своих средств, либо эти средства применили не на те цели, на которые просили.

Примечание. Злодеяние считается свершенным с момента начала нецелевого расходования, т.е. списания денежной суммы со счета.

Объективная сторона правонарушения

  • В основе объективной стороны лежит действие по растрате бюджетных денег должностным лицом ради достижения целей, не соответствующих заявленным при запросе этих средств.
  • Основной объект преступления – это отношения в обществе, поддерживающие установленный порядок применения государственными служащими (которые получают деньги бюджета) выделенных бюджетных средств в соответствии с их назначением.
  • Интересы физических и юридических лиц — адресатов средств — рассматриваются законом как факультативный объект.

Субъективная сторона

Преступник должен действовать с прямым умыслом. Цели и мотивы нарушителя не влияют на квалификацию его действий и состав преступления, но все же могут приниматься к сведению в ходе заседания по делу.

Субъектом нецелевого расходования бюджетных средств является должностное лицо их получателя. Получателем, в свою очередь, может быть бюджетное учреждение, имеющее право на эти деньги в соответствующий срок.

Ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации по ст. 199.2 УК РФ.

Как определить ставку НДС на товар и какие они бывают.

Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится.

Проблемы при доказательстве

Сложность в расследовании нецелевого расходования представляет вопрос состава субъекта преступления. В судебной практике применение ст. 285.1 УК РФ — достаточно редкое явление, потому что к ответственности могут привлекаться только получатели бюджетных средств.

Объясним на примере: Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской республики по делу №1-6/2014 в оправдательном приговоре пояснил, что согласно нормам БК РФ и материалам следствия получается так, что мэр Администрации Карачаевского городского округа не может быть привлечен к ответственности по статье 285.1. Причина тому – Администрация КГО не была получателем бюджетных средств. Мэр не расходовал полученную субсидию, поскольку не мог являться лицом, непосредственно расходующим ее на выделенные цели.

Из-за подобных проблем в квалификации перечня субъектов, которые должны быть наказаны, следственные органы и судебные инстанции попусту тратят время на расследование подобных дел, которые потом переквалифицируют, либо обвиняемые вовсе освобождаются от наказания.

Квалифицирующие признаки

Нецелевое расходование бюджетных средств в УК РФ квалифицируется по двум признакам:

  • размер нарушения (крупный или особо крупный);
  • предварительный сговор между несколькими лицами.

Группой считается количество от двух и более должностных лиц получателя денежных средств, которые предварительно договорились о совершении нарушения.

Важно! Крупный размер нецелевого расходования должен превышать 1 млн 500 тысяч рублей. Особо крупный объем – более 7 млн 500 тысяч рублей.

Если преступление квалифицируют по первой части, то оно относится к категории небольшой тяжести. Вторая часть уже относится к средней тяжести.

Какое наказание грозит правонарушителю

Нецелевое расходование денег государства наказывается в зависимости от тяжести совершенного злодеяния. Если его квалифицировали как «небольшой тяжести», то преступник может получить одно из наказаний (либо несколько):

  • штраф в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей или лишение дохода в течение 1-2 лет;
  • принудительные работы максимум на два года, с лишением права на работу в определенных сферах деятельности и на некоторых должностях, либо без этого лишения;
  • арест не более, чем на шесть месяцев;
  • тюремное заключение на два года (или меньше) с лишением права на определенные виды деятельности, если суд сочтет это дополнение необходимым.

Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

За деяния средней тяжести осужденный может получить:

  • штраф от 200 до 500 тысяч рублей или лишение дохода на период от одного до трех лет;
  • принудительные работы максимум на пять лет с лишением права на работу в определенных видах деятельности и должностях не более, чем на три года (или без такового);
  • тюремным сроком максимум на пять лет и возможным лишением прав на получение некоторых должностей и работу в определенных сферах деятельности.

Когда не применяется ответственность по УК

Стоит отметить, что бюджетные деньги могут получать любые коммерческие организации и физические лица, которым были выделены бюджетные инвестиции, а также некоторые некоммерческие организации в случаях, определенных федеральным законом. Но, согласно ст. 6 БК РФ, они не рассматриваются как получатели, из-за чего не являются субъектами правонарушения по статье 285.1 УК РФ и не будут привлечены к уголовной ответственности.

Читайте также:  20 статья УК РФ: со скольки лет наступает уголовная ответственность

Если сумма израсходованных бюджетных средств не превысила 1 миллион 500 тысяч рублей, то суд будет рассматривать нецелевое расходование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ.

Административное наказание влечет за собой штрафы. Для должностных лиц он составит от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию от года до трех лет.

Для юридических лиц – от 5 до 25% суммы бюджетных денег, которые были использованы не по назначению.

Судебная практика

В качестве примера предлагаем дело, которое рассматривалось Октябрьским районным судом г. Ростов-на-Дону, датируемое 9 марта 2017 года под номером 1-3/2017.

Гражданка П.

, будучи главным бухгалтером, имела доступ к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям по управлению и распоряжению средствами, размещенными на счетах Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Она отвечала за ведение бухгалтерской отчетности, контролировала движение материальных ценностей и сохранность государственной собственности.

Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

Движимая личными корыстными интересами, подсудимая перевела средства со счета учреждения на счет индивидуального предпринимателя, общества с ограниченной ответственностью, не для целевого назначения. После свершения правонарушения она была поймана и осуждена за деяния, предусмотренные статьей 285.1 УК РФ.

Заключение

Итак, уголовная ответственность по ст. 285.1 УК РФ не будет применяться, если преступление в сумме не превысило один миллион пятьсот тысяч рублей. За нецелевое расходование в подобных размерах следователи применяют квалификацию по ст. 15.14 КоАП.

Адресатами бюджетных средств могут являться не только юридические, но и физические лица. Отмечен факт недостаточного правового регулирования субъективного состава. Этот момент может помешать правильному вынесению судебного решения и оставить виновных безнаказанными.

Нецелевое использование бюджетных средств

Выделяя деньги, государственные органы всегда следят за их использованием. Любые бюджетные субсидии выделяются для достижения конкретной цели. Если их используют на что-то другое, будет признан факт нецелевого использования бюджетных средств.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Процесс распределения бюджетных средств в России контролируется Бюджетным кодексом РФ.

38-я статья данного документа гласит, что деньги нельзя выделить без уточнения цели, на которую они должны быть потрачены. Статья 306.

4 БК РФ определяет, что любое уклонение от цели, указанной в документах, на основании которых выделены деньги, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся:

  • Закон о бюджете.
  • Свободная бюджетная роспись.
  • Бюджетная смета.
  • Договор о предоставлении субсидии.
  • Соглашение.
  • Другой правомочный документ.

Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

Последствия нецелевых расходов

Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:

  • Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
  • Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.

Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Нецелевое использование бюджетных средств классифицируется по участникам данного нарушения:

  • Закон нарушили участники процессов распределения бюджетных средств.
  • Нарушение совершили автономные учреждения.

Нужно учитывать, что после передачи денег автономным учреждениям они перестают быть бюджетными, но, тем не менее, целевое назначение за ними сохраняется, а его нарушение подпадает под статью КоАП 15.14.

Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

В ходе реальных проверок целевого расходования бюджетных денег, были выявлены типичные примеры нарушений:

  • Совершение затрат, которые не предусмотрены планом хозяйственной деятельности на данный период.
  • Перепутан уровень бюджета. В частности, выделение из федерального бюджета денег на цели, которые должны финансироваться из муниципального.
  • Цели, которые должны финансироваться из внебюджетных источников, оплачены из бюджета.
  • Финансирование затрат другой организации.
  • Оплата услуг, которые вообще не относятся к сфере деятельности данной организации.
  • Бюджетные деньги получили арендаторы, но не возместили эти расходы.
  • Затраты на финансирование без проектной сметы.
  • Нарушение условий субсидирования.
  • Использование средств из одних разделов бюджета для финансирования целей других разделов.
  • Прибыль с вложенных бюджетных денег используется не в соответствии с хозяйственным планом.
  • Неверное движение средств по статьям и подстатьям бюджетной классификации.

За все эти действия виновных привлекают к различным формам ответственности, о которых мы расскажем отдельно.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  • Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
  • Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
  • Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20

Субсидии, примененные нецелевым образом

Если основанием выделения денег из бюджета является соответствующий договор, то данные средства считаются субсидией. Есть ряд типичных нарушений условий субсидирования, которые судами также признаются нецелевым использованием бюджетных средств. Среди них:

  • Оплата услуг, не оговорённых в договоре вместо тех, что были оговорены.
  • Оплата фиктивных услуг. То есть по документам услуги выполнены и оплата за них перечислена, но проверка выявляет, что услуги не выполнены полностью или частично.
  • Оплата содержания чужой собственности. Субсидии на содержание имущества всегда выделяются только в отношении имущества, принадлежащего организации, которая эту субсидию получила. Оплата данными деньгами иного имущества будет считаться нарушением.

Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

Кто виноват?

Главным виновником в нарушении цели расхода выделенных денег признаётся юридическое лицо, то есть организация, эти средства получившая. Но также к ответственности привлекут и конкретных должностных лиц.

Деятельность организации могут приостановить и назначить её штраф, а персональным виновникам произошедшего грозит штраф, запрет занимать должность, принудительные работы, а в некоторых случаях и лишение свободы.

Виновным будет тот сотрудник организации, кто подписывал соответствующие документы, на основании которых были получены бюджетные средства или на основании которых они были неправильно расходованы. Чаще всего это руководитель организации или его заместитель.

Формы ответственности

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административное наказание

Если признаков уголовного преступления в деле нет, то наказание будет определено на основании статьи КоАП 15.14:

  • Штраф для организации в размере 5-20% нецелевых расходов.
  • Для должностного лица штраф 20-50 тысяч рублей или запрет на работу в данной должности на 1-3 года.

Это наказание достаточно мягкое в сравнении с уголовным.

Нецелевое расходование бюджетных средств: ст. 285.1 УК РФ

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

В рамках статьи УК РФ 285.1 должностное лицо может быть:

  • Оштрафовано на 100-300 тысяч рублей (доход за 1-3 года).
  • Арестовано на полгода.
  • Привлечено к принудительным работам с дополнительным лишением права занимать данную должность на 1-3 года.
  • Лишено свободы до 2 лет.
  1. Дополнительно к лишению свободы могут установить запрет на занятие должности до 3 лет.
  2. Отягчающими обстоятельствами является совершение преступления группой лиц или нецелевое использование бюджетных средств в особо крупном размере (более 7,5 миллионов рублей).
  3. В таком случае наказание ужесточается:
  • Штраф 200-500 тысяч.
  • Принудительные работы до 5 лет.
  • Лишение свободы до 5 лет.

К уголовной ответственности могут привлечь только должностное лицо, но не организацию.

Также для квалификации нецелевых трат как преступления (или административного нарушения) необходимо доказать наличие прямого умысла. В ином случае это будет расценено, как ошибка.

Памятка "Ответственность за нарушения бюджетного законодательства"

13.04.2020

Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

1. Что является нарушением бюджетного законодательства

Таким нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

  • 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
  • 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
  • 4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;
  • 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;
  • 6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
  • 7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.
  • Исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:
  • 1)                    нецелевое использование бюджетных средств;
  • 2)                    неправомерное использование бюджетных средств;
  • 3)                    неэффективное использование бюджетных средств;
Читайте также:  Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания

4)                    принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);

5)                    нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);

6)                    невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);

7)                    нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ);

8)                    нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

1.1. Какие действия учреждения признаются неправомерным использованием бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств. Виды, ответственность

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению.

Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение.

Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Как устанавливается административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств?

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Какие используются бюджетные меры принуждения за нецелевое использование бюджетных средств?

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Какие штрафы за нецелевое использование бюджетных средств?

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  2. При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  3. Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

  • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
  • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

  • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
  • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

Субсидии, примененные нецелевым образом

Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

  1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
  2. Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
  3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.

Кто виноват

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы.

Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий.

Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Формы ответственности

Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

Административные кары за «нецелевку»

Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

  • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
  • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.
Читайте также:  Ст 73 УПК РФ: обстоятельства подлежащие доказыванию

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

  • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
  • длительность принудительных работ – до 5 лет;
  • сроки лишения свободы – до 5 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов.

Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств.

Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье. 

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Виды нецелевых затрат бюджета

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Виды ответственности за нецелевое использование бюджетных средств

В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использование бюджетных средств наказываются:

1. Должностные лица:

  • Дисквалификация на 1 – 3 года;
  • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

2. Юридические лица:

  • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не по назначению суммы;

Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5 до 7 миллионов рублей:

  • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
  • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

  • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
  • Принудительные работы не более 5 лет;
  • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

Дополнительные последствия

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
  • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств

Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

1. Отсутствие умысла

Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15.

14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам.

Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц

Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате.

Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области.

К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

  • Банковские реквизиты Сбербанка.
  • Как заполняется и подается в Сбербанк анкета на кредит?
  • Как оформить карту ВТБ через интернет?
  • Справка по форме Сбербанка для ипотеки и кредита.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *