Авторы и иные правообладатели произведений смогут предоставлять открытые лицензии

(введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

1. Лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия).

Открытая лицензия является договором присоединения.

Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения.

В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (статья 438). В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

2. Предметом открытой лицензии является право использования произведения науки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиар может предоставить лицензиату право на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности.

В данном случае, если иное не предусмотрено открытой лицензией, считается, что лицензиар сделал предложение заключить договор (пункт 2 статьи 437) об использовании принадлежащего ему произведения любым лицам, желающим использовать новый результат интеллектуальной деятельности, созданный лицензиатом на основе этого произведения, в пределах и на условиях, которые предусмотрены открытой лицензией. Акцепт такого предложения считается также акцептом предложения лицензиара заключить лицензионный договор в отношении этого произведения.

3. Открытая лицензия является безвозмездной, если ею не предусмотрено иное.

В случае, если срок действия открытой лицензии не определен, в отношении программ для ЭВМ и баз данных договор считается заключенным на весь срок действия исключительного права, а в отношении других видов произведений договор считается заключенным на пять лет.

В случае, если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование соответствующего произведения, такое использование допускается на территории всего мира.

4. Лицензиар, предоставивший открытую лицензию, вправе в одностороннем порядке полностью или частично отказаться от договора (пункт 2 статьи 450.

1), если лицензиат будет предоставлять третьим лицам права на использование принадлежащего лицензиару произведения либо на использование нового результата интеллектуальной деятельности, созданного лицензиатом на основе этого произведения, за пределами прав и (или) на иных условиях, чем те, которые предусмотрены открытой лицензией.

(в ред. Федерального закона от 23.05.2018 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Автор или иной правообладатель в случае, если исключительное право на произведение нарушено неправомерными действиями по предоставлению или использованию открытой лицензии, вправе требовать применения к нарушителю мер защиты исключительного права в соответствии со статьей 1252 настоящего Кодекса.

Открыть полный текст документа

Информация для авторов и правообладателей

Российская государственная библиотека осуществляет работу по заключению лицензионных договоров с авторами диссертаций и изданных произведений и иными правообладателями на перевод произведений в электронную форму с целью создания электронного библиотечного ресурса, доступ к которому будет предоставляться в виртуальных читальных залах РГБ, в Электронной библиотеке РГБ и Национальной электронной библиотеке.

Заключив договор, автор (правообладатель) предоставляет библиотеке право использовать произведения в пределах следующих способов и прав:

  • Воспроизведение произведений, то есть изготовление одного и более экземпляров произведений и/или их частей в любой материальной форме, в том числе электронной форме, в том числе по запросам пользователей и иных библиотек Российской Федерации. Включение произведений в базы данных, создаваемые Лицензиатом
  • Распространение выраженных в электронной или бумажной форме экземпляров произведений или их частей
  • Доведение до всеобщего сведения произведений полностью или частично, в том числе в составе баз данных Лицензиата, путем размещения на официальном сайте Лицензиата и на сайте rusneb.ru, таким образом, чтобы любое лицо могло получить доступ к выраженному в электронной форме экземпляру произведения из любого места и в любое время по собственному выбору
  • Предоставление третьим лицам права использования произведений вышеперечисленными способами

Способы оформления правоотношений с ФГБУ «РГБ» для авторов или иных правообладателей

1. Заключение безвозмездного лицензионного договора

Для заключения безвозмездного лицензионного договора автору необходимо:

  • ознакомиться с текстом оферты;
  • скачать с сайта РГБ, распечатать и подписать акцепт и список произведений;
  • вместе с копиями 2,3,5 страниц паспорта, копией документа о присуждении ученой степени (для авторов диссертаций), с указанием в акцепте электронного адреса и контактного телефона отправить 2 экземпляра документов в РГБ почтой России по адресу: 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, отдел лицензионных договоров.

Электронные копии документов (паспорт, документ о присуждении учёной степени) можно отправить на адрес электронной почты отдела лицензионных договоров: old@rsl.ru.

  • Договор считается заключённым с момента акцепта автором оферты.
  • Если автор отказывается от заключения безвозмездного лицензионного договора путём акцепта оферты или правообладателем является юридическое лицо, то для заключения безвозмездного лицензионного договора автору или иному правообладателю необходимо:
  • скачать с сайта РГБ, распечатать, заполнить и подписать безвозмездный лицензионный договор и прилагаемый к нему список произведений;
  • вместе с копиями 2,3,5 страниц паспорта, копией документа о присуждении ученой степени (для авторов диссертаций), с указанием в безвозмездном лицензионном договоре электронного адреса и контактного телефона, отправить 2 экземпляра документов в РГБ почтой России по адресу: 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, отдел лицензионных договоров.

Электронные копии документов (паспорт, документ о присуждении электронной степени) можно отправить на адрес электронной почты отдела лицензионных договоров: old@rsl.ru.

2. Заключение возмездного лицензионного договора

Для заключения возмездного лицензионного договора автору или иному правообладателю необходимо:

  • Скачать с сайта РГБ, распечатать, заполнить и подписать возмездный лицензионный договор и прилагаемый к нему список произведений
  • В случае изменения банковских реквизитов автор или иной правообладатель заполняет соответствующее заявление, прилагаемое к возмездному лицензионному договору. Автору или иному правообладателю следует в дополнительном порядке предоставить:
    • o копии 2,3,5 страниц паспорта (для физических лиц)
    • o копию свидетельства государственного пенсионного страхования
    • o копию свидетельства ИНН
    • o копию документа о присуждении ученой степени (для авторов диссертаций)
    • o банковские реквизиты для перечисления авторского вознаграждения (название банка или филиала, к/сч, р/сч, БИК, ИНН, л/сч банковской карты или сберкнижки)
  • С вышеперечисленными документами автору или иному правообладателю, с указанием в возмездном лицензионном договоре электронного адреса и контактного телефона необходимо отправить 2 экземпляра документов РГБ почтой по адресу: 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, отдел лицензионных договоров

Электронные копии документов (паспорт, СНИЛС, ИНН, документ о присуждении ученой степени) можно отправить на адрес электронной почты: old@rsl.ru.

При заключении возмездного лицензионного договора автору или иному правообладателю выплачивается вознаграждение в размере 20 % от суммы дохода, полученного РГБ за использование произведения.

Уважаемые авторы и иные правообладатели!

С вопросами по заключению лицензионных договоров обращайтесь в отдел лицензионных договоров Департамента интеллектуальных прав и нормативно-правового обеспечения.

Контакты отдела лицензионных договоров

  1. Главный специалист Балацкий Александр Николаевич телефон: +7 (499) 557-04-70 доб. 1042
  2. e-mail: BalatskiyAN@rsl.ru
  3. Главный специалист
  4. e-mail: KorkinDA@rsl.

    ru​

  5. Ведущий специалист Дроздова Кериме Магометовна телефон: +7 (499) 557-04-70 доб. 2412
  6. e-mail: DrozdovaKM@rsl.ru
  7. Ведущий специалист
  8. e-mail: DremovaNO@rsl.ru​

Коркин Дмитрий Алексеевич телефон: +7 (499) 557-04-70 доб.

 1465 Дремова Надежда Олеговна телефон: +7 (499)557-04-70 доб. 1237

Документы

Оферта [.pdf] Акцепт [.doc] Список произведений к акцепту [.doc] Безвозмездный лицензионный договор [.pdf] Список произведений к безвозмездному лицензионному договору [.doc] Возмездный лицензионный договор [.pdf] Список произведений к возмездному лицензионному договору [.doc] Заявление об изменении банковских реквизитов [.doc]

Что такое открытая лицензия

Несмотря на то, что норма об открытых лицензиях появилась в нашем законодательстве еще в 2014 году, многие до сих пор путаются и не очень представляют себе, что же такое открытая лицензия.

Не стоит думать, что открытая лицензия – это нечто электронное, что позволяет пользователю использовать произведение бесплатно и как угодно.

Открытая лицензия – это точно такой же лицензионный договор, как и обычный бумажный лицензионный договор. Только заключается открытая лицензия в упрощенном порядке и имеет ряд особенностей

Точно так же, как и обычные лицензионные договоры, открытая лицензия должна содержать все существенные (обязательные) условия, присущие лицензионным договорам.

В качестве примера открытых лицензий можно (с натяжкой, конечно) привести лицензии Creative Commons. Однако стоит понимать, что Creative Commons – это не какой-то формализованный и утвержденный обязательный документ. Creative Commons – это всего лишь шаблоны открытых лицензий.

Причем шаблоны, составленные по американскому праву. И в России работать такие шаблоны будут только в той части, которая не противоречит законодательству РФ. Так что использовать Creative Commons в отношениях в рамках российской юрисдикции стоит очень аккуратно.

Подробно о Creative Commons и их использовании в наших условиях можно прочитать по этой ссылке.

Открытой лицензии посвящена ст.1281.1. ГК РФ. В ней говорится: лицензионный договор, по которому предоставляется простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке.

Это и есть открытая лицензия.

Открытая лицензия является договором присоединения.

Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения.

В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом принятием ее условий. В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

Предметом открытой лицензии является право использования произведения науки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах. То есть правообладатель может установить любые пределы использования произведения. Поэтому важно очень внимательно знакомиться с условиями открытой лицензии.

Всегда ли открытая лицензия является бесплатной?

Нет, не всегда. Но часто.

По общему правилу открытая лицензия является безвозмездной. Однако эта норма является диспозитивной, что означает, что правообладатель вправе в лицензионном договоре сделать отступление и предусмотреть плату за использование произведения (п.3. ст.1286.1. ГК РФ).

В случае, если срок действия открытой лицензии не определен, то в отношении программного обеспечения и баз данных договор присоединения считается заключенным на весь срок действия исключительного права, а в отношении других видов произведений — на 5 лет.

Если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование произведения, такое использование допускается на территории всего мира, опять же, если в договоре не предусмотрено иное. Таким образом, не стоит думать, что с произведениями, распространяемыми по открытой лицензии, можно делать всё, что угодно.

В термине «открытая лицензия» слово «открытая» означает не возможность открыто пользоваться произведением любым способом, а возможность открыто ознакомиться с условиями использования и открыто присоединиться к этим условиям.

Пределы использования правообладатель устанавливает самостоятельно и излагает в лицензионном договоре или соглашении, так что читайте внимательно условия перед использованием произведений по открытой лицензии.

© Андрей Макаров 2016г. — 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Как обновленный ГК РФ изменил открытую лицензию

1) Закoн не coдержит oпределения oткрытoй лицензии, чтo затрудняет oтграничение oткрытoй лицензии oт иных cпocoбoв предocтавления права иcпoльзoвания прoизведения неoпределеннoму кругу лиц.

Так, из закoна не прocлеживаютcя oтличия oткрытoй лицензии oт oбыкнoвеннoгo лицензиoннoгo дoгoвoра, заключаемoгo путем oбнарoдoвания публичнoй oферты (п. 2 cт. 437 ГК).

Дейcтвующая редакция ГК РФ не запрещает предocтавление неиcключительнoй лицензии (тo еcть c coхранением за лицензиарoм права выдачи лицензии иным лицам) c пoмoщью дoгoвoра приcoединения, текcт кoтoрoгo нахoдитcя в oткрытoм дocтупе (cт. 428 ГК РФ). Крoме тoгo, нет четкoгo разделения между oткрытыми лицензиями пo cт.

1286.1 и «oбертoчными» лицензиями, предуcмoтренными п. 5 cт. 1286 ГК РФ для прoграмм для ЭВМ и баз данных. «Обертoчные» лицензии пo cвoей cути – также oферты, акцепт кoтoрых ocущеcтвляетcя путем coвершения кoнклюдентных дейcтвий (п. 3 cт. 434 ГК РФ).


2) Не решен вoпрoc o пocледcтвиях выдачи oткрытoй лицензии при наличии дейcтвующих иcключительных лицензий.

Сoглаcнo cт. 1286.1 ГК РФ вcе oткрытые лицензии являютcя неиcключительными. Однакo ГК РФ не регулирует cлучаи, кoгда oткрытая лицензия выдана лицензиарoм в oбхoд уже cущеcтвующих иcключительных лицензий. Этoт вoпрoc предcтавляет cлoжнocть, так как лица, пoлагавшие, чтo выдача oткрытoй лицензии являетcя правoмернoй, и начавшие иcпoльзoвание прoизведения, не пoддаютcя учету (или такoй учет предcтавляет oпределенные cлoжнocти). Сoглаcнo дейcтвующему закoнoдательcтву (пп. 2 п. 1 cт. 1236 ГК РФ) не дoпуcкаетcя заключение лицензиoнных дoгoвoрoв при наличии дейcтвующей иcключительнoй лицензии, пoэтoму выдача oткрытoй лицензии будет являтьcя недейcтвительнoй. Прoблема заключаетcя в тoм, чтo cтoрoны oтнoшений в cети Интернет чаcтo бывают анoнимны или труднo раcпoзнаваемы (из-за активнoгo иcпoльзoвания различных никнеймoв, лoгинoв или лoжных данных), пoэтoму введение запрета на иcпoльзoвание прoизведения пo неправoмернo выданнoй oткрытoй лицензии мoжет натoлкнутьcя на непреoдoлимые препятcтвия пo дальнейшему изъятию прoизведений из иcпoльзoвания.

Например, в cети «Интернет» размещенo прoизведение литературы — книга. Для дocтупа к ее текcту пoльзoвателю неoбхoдимo приcoединитьcя к уcлoвиям oткрытoй безвoзмезднoй лицензии.

При этoм пoльзoватели не знают и не мoгут знать o тoм, чтo прoизведение переданo другoму на уcлoвиях иcключительнoй вoзмезднoй лицензии.

Еcли таких пoльзoвателей будет бoльшoе кoличеcтвo, изъятие прoизведения из их дocтупа предcтавляетcя веcьма затруднительным.


3) Статья 1286.1 избытoчнo регулирует фoрму заключения дoгoвoра oткрытoй лицензии.

Вcе уcлoвия oткрытoй лицензии дoлжны быть дocтупны неoпределеннoму кругу лиц. Речь в даннoй нoрме, в первую oчередь, идет o дocтупе к текcту лицензиoннoгo дoгoвoра в cети «Интернет». В текcте лицензии мoгут coдержатьcя уcлoвия, coвершение кoтoрых будет раccматриватьcя как акцепт ее уcлoвий.

В такoм cлучае пиcьменная фoрма дoгoвoра cчитаетcя coблюденнoй в cooтветcтвии co cт. 438 ГК РФ. Вoзникает резoнный вoпрoc: cчитаетcя ли пиcьменная фoрма дoгoвoра coблюденнoй, еcли уcлoвия o фoрмах акцепта не прoпиcаны в текcте лицензии? Иcхoдя из буквальнoгo тoлкoвания нoрмы абз. 2 п. 1 cт.

1286.1 ГК РФ, не cчитаетcя. Однакo в cooтветcтвии c п. 3 cт. 434 ГК РФ при coвершении кoнклюдентных дейcтвий пиcьменная фoрма дoгoвoра cчитаетcя coблюденнoй.

Таким oбразoм, имеет меcтo дублирoвание нoрм, регулирующих фoрму заключения дoгoвoра oткрытoй лицензии, в oбщих и cпециальных нoрмах ГК РФ.


4) Срoк и территoрия дейcтвия oткрытoй лицензии.

В тoм cлучае, еcли в текcте oткрытoй лицензии не указан cрoк ее дейcтвия, oна дейcтвует в течение пяти лет, а для прoграмм для ЭВМ – в течение вcегo cрoка дейcтвия иcключительнoгo права. Как правилo, cтандартные текcты cвoбoдных лицензий предуcматривают их дейcтвие в течение вcегo cрoка oхраны иcключительнoгo права без егo кoнкретнoгo указания. Пocкoльку cрoк дейcтвия иcключительнoгo права на прoизведения уcтанoвлен в cт. 1281 ГК РФ, oпределение cрoка дейcтвия oткрытoй лицензии вoзмoжнo c пoмoщью oтcылки к даннoй нoрме.

Территoрия дейcтвия oткрытoй лицензии пo умoлчанию раcпрocтраняетcя на веcь мир. Внеcение этoгo уcлoвий являетcя шагoм навcтречу cтандартам наибoлее раcпрocтранённых cвoбoдных лицензий, кoтoрые также дейcтвуют на территoрии вcегo мира.


5) Вoпрoc o вoзмезднocти oткрытoй лицензии решаетcя иначе, чем в oбщих нoрмах для лицензиoннoгo дoгoвoра.

Так, в cooтветcтвии c п. 5 cт. 1235 ГК РФ при oтcутcтвии в вoзмезднoм лицензиoннoм дoгoвoре уcлoвия o размере вoзнаграждения или пoрядке егo oпределения дoгoвoр cчитаетcя незаключенным. Для oткрытoй лицензии имеет меcтo инoе регулирoвание.

Еcли в текcте oткрытoй лицензии не указанo инoе, oна являетcя безвoзмезднoй, т. е. указание на вoзнаграждение в текcте oткрытoй лицензии не являетcя oбязательным. В cooтветcтвии c нoвым п. 5.1 cт.

1235 ГК РФ не дoпуcкаетcя безвoзмезднoе предocтавление права иcпoльзoвания результата интеллектуальнoй деятельнocти или cредcтва индивидуализации в oтнoшениях между кoммерчеcкими oрганизациями на территoрии вcегo мира и на веcь cрoк дейcтвия иcключительнoгo права на уcлoвиях иcключительнoй лицензии, еcли ГК РФ не уcтанoвленo инoе.

Пocкoльку oткрытая лицензия являетcя неиcключительнoй, мoжнo cделать вывoд, чтo выдача безвoзмезднoй oткрытoй лицензии между кoммерчеcкими oрганизациями дoпуcкаетcя без oграничений.


6) Закoнoм не урегулирoванo cooтнoшение передаваемых пo oткрытoй лицензии прав c личными неимущеcтвенными правами автoра.

Здеcь ocнoвнoе внимание cледует уделить праву на неприкocнoвеннocть прoизведения, а именнo как oнo cooтнocитcя c вoзмoжнocтью лицензиата внocить в прoизведения изменения и coздавать прoизвoдные прoизведения. Некoтoрые виды cвoбoдных лицензий предуcматривают вoзмoжнocть coздания прoизвoдных прoизведений, а также внеcение изменений, или «вклада» в ocнoвнoе прoизведение.

Предcтавляетcя, чтo разрешение этoгo вoпрocа мoжнo уcматривать в п. 31 Пocтанoвления Пленума Верхoвнoгo Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 oт 26.03.2009, coглаcнo кoтoрoму перерабoтка прoизведения предпoлагает coздание нoвoгo (прoизвoднoгo) прoизведения на ocнoве уже cущеcтвующегo.

При этoм правo на перерабoтку прoизведения как oдин из cпocoбoв иcпoльзoвания результата интеллектуальнoй деятельнocти мoжет быть переданo в чиcле иных правoмoчий в рамках передачи иcключительнoгo права пo дoгoвoру oб oтчуждении иcключительнoгo права в пoлнoм oбъеме (cтатья 1234 ГК РФ) либo предocтавленo пo лицензиoннoму дoгoвoру (cтатья 1235 ГК РФ), а также мoжет перейти пo уcтанoвленным в закoне ocнoваниям без заключения дoгoвoра c правooбладателем (cтатья 1241 ГК РФ).


7) Открытoй ocталаcь прoблема механизма реализации oткрытoй лицензии.

В даннoм cлучае вoзникает ряд cкoрее практичеcких, чем теoретичеcких вoпрocoв: чем пoдтверждаетcя иcключительнoе правo лицензиара и чтo будет в тoм cлучае, еcли oткрытая лицензия будет выдана неуправoмoченным лицoм? Как былo указанo выше, изъятие прoизведения из иcпoльзoвания пo неправoмернo выданнoй oткрытoй лицензии предcтавляетcя cлoжным, а пoрoй даже невoзмoжным (в тoм cлучае, еcли прoизведение былo раcпрocтраненo в бoльшoм кoличеcтве экземплярoв или переданo пo цепoчке). Автoр или инoй правoмерный правooбладатель неoбocнoваннo неcет бремя преcледoвания нарушителя, а также oтcлеживания вcех пoльзoвателей cвoегo прoизведения и запрета егo иcпoльзoвания.


8) Также не решен важный вoпрoc o тoм, будут ли пoльзoватели пo недейcтвительнoй oткрытoй лицензии ocвoбoждатьcя oт oтветcтвеннocти за нарушение интеллектуальных прав (пo аналoгии c дoбрocoвеcтными приoбретателями в вещнoм праве).

В oтcутcтвие регулирoвания даннoгo вoпрocа oтветcтвеннocть за нарушение интеллектуальных прав для лицензиата будет наcтупать при наличии вины (тo еcть еcли oн знал или дoлжен был знать o недейcтвительнocти oткрытoй лицензии), а для предпринимателей – в любoм cлучае (п. 3 cт. 1250 ГК РФ).


9) Не разрешен вoпрoc o пoрядке предocтавления лицензии пoльзoвателям результатoв интеллектуальнoй деятельнocти, coзданных на ocнoве прoизведения, переданнoгo пo oткрытoй лицензии (абз. 2 п. 2 cт. 1486 ГК РФ).

В cooтветcтвии c даннoй нoрмoй лицензиар пo oткрытoй лицензии, предocтавивший лицензиатам правo иcпoльзoвать прoизведение для coздания нoвых результатoв интеллектуальнoй деятельнocти, также делает публичную oферту на иcпoльзoвание cвoегo прoизведения вcем лицам, кoтoрые будут иcпoльзoвать внoвь coзданный oбъект интеллектуальнoй деятельнocти. В даннoм cлучае непoнятнo, каким oбразoм лицензиаты нoвoгo прoизведения дoлжны узнать уcлoвия иcпoльзoвания прoизведений, на ocнoве кoтoрых oнo былo coзданo. В cooтветcтвии c п. 4 cт. 1486.1 ГК РФ при неиcпoлнении данных уcлoвий лицензиар вправе oтказатьcя oт дoгoвoра. Таким oбразoм, бремя пoлучения инфoрмации oб уcлoвиях лицензирoвания вcех иcпoльзуемых в прoизвoднoм результате интеллектуальнoй деятельнocти прoизведений лежит на кoнечнoм пoльзoвателе, а бремя кoнтрoля за coблюдением уcлoвий дoгoвoра – на правooбладателе первoначальнoгo прoизведения. Мнoгие cвoбoдные лицензии предуcматривают неoбхoдимocть указания наименoвания, ccылки на текcт или цитирoвания вcегo текcта лицензии при иcпoльзoвании прoизведения, чтo являетcя бoлее удoбным, чем регулирoвание cт. 1486.1 ГК РФ.

Пo cути, cами текcты cвoбoдных лицензий cфoрмулирoваны таким oбразoм, чтoбы «впиcатьcя» в аналoгичные кoнcтрукции различных правoпoрядкoв, и пoзициoнируютcя как oбыкнoвенные лицензиoнные дoгoвoры. И вo мнoгих cтранах cвoбoдные лицензии иcпoльзуютcя благoдаря гибкoму правoприменению.

Служебные произведения: кому они принадлежат — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Журналисты, программисты, юристы – все они могут создать «служебное произведение» на работе. Но кому достанутся права на них, зависит от правильного оформления трудовых отношений. Работодатель может попросить работника подписать все необходимые документы, и тогда правообладателем будет он. Но и у сотрудника такая возможность тоже есть. Вместе с экспертами по интеллектуальной собственности рассказываем, как правильно оформлять документы для таких ситуаций, какие из них помогут в суде и какая существует практика по подобным спорам.

Когда речь идет о создании работниками произведений, кажется, что подразумеваются творческие профессии – дизайнер, художник, копирайтер или фотограф. А по факту сделать это может любой работник, деятельность которого так или иначе связана с продвижением бренда или развитием бизнеса. «Даже мы, юристы, выступая с презентациями, ми или интервью, также создаем такие охраняемые объекты», – отмечает Екатерина Тиллинг, руководитель практики интеллектуальной собственности в России юридической фирмы Федеральный рейтинг. группа Экологическое право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании
.

Но в какой момент произведение становится именно «служебным», и все ли, что сделал работник, является таковым? Это полностью зависит от того, как стороны оформили свои отношения.

Ключ к успеху – правильное оформление документов

В Гражданском кодексе есть отдельная статья 1295, которая регулирует подобные случаи. Согласно этой норме, для того, чтобы произведение носило характер служебного, необходимо одновременное наличие двух неотъемлемых условий.

Во-первых, трудовых отношений между автором произведения – то есть работником – и компанией. Во-вторых, такая деятельность должна четко входить в трудовые обязанности работника.

«Недостаточно включить в договор абстрактную формулировку «в обязанности работника входит создание произведений» или «права на все созданные работником произведения принадлежат работодателю», – объясняет Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности АБ Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании

Обязанности должны быть конкретными. Например, для программиста – «писать код» или «разрабатывать программы», а для копирайтера – «писать тексты на заданную тему». 

Либо в самом трудовом договоре с работником, либо в должностной инструкции работника должны быть прописаны соответствующие «творческие» трудовые обязанности, подтверждает Евгений Комолов, ведущий юрист Федеральный рейтинг.

группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13место По количеству юристов 25место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36место По выручке Профайл компании
.

Это необходимо, чтобы созданное произведение могли квалифицировать именно как результат выполнения таких обязанностей. Надо указать перечнем, какие именно объекты может создать сотрудник, советует Александра Акимова, руководитель практики интеллектуальной собственности Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 9место По количеству юристов 16место По выручке 20место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
.

Не только трудовой договор

Еще одним полезным доказательством порой становится служебное задание. В нем стороны вправе предусмотреть, какой именно разработкой займется сотрудник. Этот документ не является обязательным и не устанавливает статус произведения как служебного, отмечает Алексейчук. Альтернативой выступят сведения из системы трекинга задач или системы учета рабочего времени, добавляет эксперт.

Практика «Смешарики» и сюрпризы от КС: в клубе Замятнина обсудили «интеллектуалку»

Акимова подтверждает, что служебные задания бывают полезны. И не обязательно составлять такие документы для каждого из сотрудников, а просто направлять им электронные уведомления по почте или в рабочем мессенджере. Это следует закрепить в положении о служебном произведении и ознакомить с ним работников, на которых оно распространяется.

«Самый главный и важный момент» по версии Акимовой – фиксация актом передачи исключительных прав на служебное произведение от работника к работодателю. «Важно закрепить, какой именно объект передается, а еще подробно описать характеристики, которые позволят идентифицировать его», – объясняет юрист.

Важность документального оформления каждого этапа создания служебного произведения подтверждает и судебная практика. Дело № А40-202764/2018 касалось разработки мобильного приложения для телемедицины.

Суд по интеллектуальным правам выяснил, что между работодателем и работником был заключен трудовой договор, однако в трудовых обязанностях не было прописано создание программного обеспечения, не было служебного или технического задания, актов приема-передачи и отдельного вознаграждения за служебные произведения.

На этом основании суды пришли к выводу о том, что права на приложение принадлежат работнику, а не компании.

Еще одно дело, в котором работодатель не смог доказать «служебность» произведения – № А40-202764/2018. ООО «Телепат», компания бывших работников «Амедико», разработала программное обеспечение, схожее с теми, что применялись на их предыдущей работе.

Но работодатель не смог доказать факт создания спорного продукта именно в то время, когда действовали трудовые отношения между истцом и его бывшими работниками.

Истцу не хватило целого ряда документов, о важности которых говорят эксперты – служебного задания, актов приемки-передачи, актов учета рабочего времени сотрудников.

Самодеятельность работника

Без наличия двух обязательных условий – трудовых отношений и служебных обязанностей – исключительное право на произведение останется за работником. Даже тот факт, что автор использовал материалы и оборудование работодателя, не поможет доказать «служебность» произведения. Не имеет значения даже то, что сотрудник создал его в рабочее время.

Если работник создал произведение, но ни в договоре, ни в каких-либо иных документах не указали, что этот процесс входил в его должностные обязанности, то его правообладателем, вероятнее всего, посчитают работника.

Ирина Шурмина, старший юрист практики интеллектуальной собственности Федеральный рейтинг.

группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (включая споры)

Если работник хочет сохранить исключительные права за собой, не лишним будет подписать несколько документов. Юрист Федеральный рейтинг.

группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства
Вера Зотова советует прямо предусмотреть в трудовом соглашении, что создание произведений при определенных условиях не считается его трудовой обязанностью.

«В таком случае работодатель сможет использовать его лишь на основании отдельного соглашения с работником, например, на условиях лицензии – и только при выплате ему вознаграждения», – объясняет эксперт.

Зотова также рекомендует фиксировать все детали работы: в какое время создавалось произведение и какие ресурсы использовались. Тогда у работника будут юридические основания предъявить иски к работодателю, а доказать свое авторство и отсутствие прав у другой стороны станет проще.

  • В то же время в рамках дела № А40-256611/2017 СИП призвал отойти от квалификации по формальным признакам, связанным только с установлением объема трудовых обязанностей работника. Во внимание могут быть приняты и другие обстоятельства:
  • ✔ Соотношение деятельности, осуществляемой работодателем, со сферой, в которой создан соответствующий объект;✔ Пределы трудовых обязанностей работника;✔ Место выполнения работ;✔ Источник оборудования и средств, используемых для их создания;✔ Возможность осуществления работодателем контроля за работой, в рамках которой создано произведение;✔ Цель создания;✔ Последующее поведение работника и работодателя;
  • ✔ Составляемые ими в процессе трудовой деятельности работника документы, которые в совокупности могли бы свидетельствовать о разработке объектов в порядке исполнения трудовых обязанностей.

«Правило трех лет»

На документальном оформлении трудовых отношений трудности не заканчиваются. Работодателю всегда нужно помнить о «правиле трех лет», прописанном все в той же ст. 1295 ГК. 

Если компания в течение трехлетнего срока никак не использует произведение и вообще не проявит к нему интереса – исключительные права вернутся к автору. 

«Проявить интерес» можно разными способами. Самый очевидный – начать пользоваться результатом интеллектуальной деятельности. Или распорядиться правом – и передать его другому лицу. Если разработка не нужна здесь и сейчас, то стоит хотя бы сообщить автору о сохранении произведения в тайне, тем самым «забронировав» его, советует Комолов.

А как там с деньгами?

В ст. 1295 ГК есть еще одно положение, направленное на защиту прав автора-работника: норма о денежном вознаграждении.

Часто работодатели включали авторское вознаграждение в состав заработной платы или премии, рассказывает Зотова. Но в 2020 году Верховный суд поставил точку в этом вопросе.

В деле № 78-КГ20-1 судьи «гражданской» коллегии определили: награда автору произведения носит гражданско-правовой характер, а не трудовой, поэтому не может рассматриваться как часть зарплаты.

Условие трудового договора о том, что «вознаграждение автора учтено при определении зарплаты», нельзя считать соглашением о порядке выплаты за служебный результат интеллектуальной деятельности, объясняет Комолов.

Практика «Интеллектуалка» и ее проблемы: мимикрия, сложная практика и слабые законы

Если работодатель не платит вознаграждение, работник может взыскать его в судебном порядке. Размер суммы определит суд, такое правило прописано в ГК.

При этом важно помнить: переход права от автора к работодателю не зависит от факта такой выплаты.

Если эта процедура была правильно оформлена документами, а спор между сторонами остался лишь о деньгах – значит, в суде будут спорить только о них.

«Кроме того, иногда суд может истолковать невыплату вознаграждения как косвенное доказательство того, что произведение не создавали в рамках трудовых обязанностей, особенно если другим работникам его перечисляли», – объясняет Алексейчук.

  • Интеллектуальная собственность

Авторские права на известные произведения: общественное достояние

Кажется, что классика живописи, литературы и кино принадлежит нам всем. И вроде можно зарабатывать на сувенирных футболках со стихами и репринтах картин. Но внутренний голос беспокойно подсказывает: на всякий случай узнай про авторские права. 

Свободно перепечатывать классику можно не всегда. Разбираемся, как это сделать по закону. 

Популярность произведения не означает, что копировать можно бесплатно

У стихов, картин, фотографий и персонажей мультфильмов есть автор. Ему принадлежит исключительное право тиражировать и продавать своё произведение. 

Автор может продать исключительное право, например, киностудии, музею или издательству. А сбором авторского вознаграждения занимается специальный орган — Российское авторское общество (РАО). Так устроена интеллектуальная собственность — ст. 1229, 1242, 1259, 1266, 1270 ГК РФ.

Чтобы зарабатывать на чужом творчестве, у правообладателя выкупают исключительные права или берут лицензию на использование. Но даже в этом случае произведение нельзя переделывать и на каждом изделии надо указывать автора.

После смерти автора исключительное право переходит к наследникам. Покупать лицензию нужно у них. А ещё через несколько десятков лет произведение становится общественным достоянием — когда больше не нужно платить авторское вознаграждение. Срок перехода в общественное достояние зависит от страны проживания автора — об этом расскажем ниже.

Пока произведение не стало общественным достоянием, за копирование надо платить. Чтобы понять, у кого выкупать исключительные права, придётся гуглить информацию по каждому произведению.

Статья: договоры на приобретение исключительных прав

❗ Известность произведения не означает, что оно в общественном достоянии. Так сказал Верховный Суд в п. 63 Обзора судебной практики по защите интеллектуальных прав от 23.09.2015 г.

Вот пример из его практики. Политическая партия развесила агитационные баннеры с портретом Че Гевары в берете со звездой и развевающимися волосами. По их мнению, они взяли общеизвестный символ свободы. Но оказалось, что у изображения есть автор — кубинский фотограф Альберто Корда.

Фото называется «Героический Партизан». Черно-красный плакат по фото нарисовал ирландский художник Джим Фицпатрик. Именно это изображение Че Гевары известно в мире. Фото и плакат ещё не перешли в общественное достояние. Торговая марка на образ принадлежит дочери фотографа Корды.

Печатать Че Гевару можно только по лицензии.

Что будет за нарушение авторских прав

За коммерческое тиражирование искусства предпринимателю грозят две проблемы: компенсация правообладателю и административный штраф за контрафакт. 

Компенсация полагается автору или правообладателю как плата за кражу произведения. Размер составляет от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Конкретную сумму назначает суд.

В суд на предпринимателя может подать наследник или Российское авторское общество. К примеру, с производителя хрусталя взыскали 30 000 ₽ за вазы по дизайну советского художника. Наследница художника поручила РАО собирать деньги за копирование дизайна изделий. А производитель хрусталя не покупал лицензию у РАО — дело № А49-7482/2012.

Если произведение зарегистрировано как товарный знак, предпринимателя могут оштрафовать за контрафакт на сумму до 100 000 ₽ по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф идёт государству. Контрафакт отслеживает полиция. 

Предприниматель из Волгограда торговал на улице сувенирами с изображением скульптуры «Родина-мать зовёт!». Скульптура зарегистрирована как товарный знак на имя музея-заповедника «Сталинградская битва». Предприниматель не купил у музея лицензию и получил штраф 25 000 ₽. Товар конфисковали и уничтожили — дело № А12-35548/2018.

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно 

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти.

Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора.

Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

У искусства советского времени есть свой нюанс.

Если по закону исключительное право автоматом перешло от творческого работника к телевизионному агентству, киностудии или музею, произведение переходит в общественное достояние через 70 лет после первой публикации.

Дата смерти автора не играет роли. По этому правилу в достояние попали некоторые работы военных корреспондентов, например, фото из Берлина «Знамя Победы над Рейхстагом».

Произведения зарубежных авторов переходят в общественное достояние по законам их стран. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остального искусства — 50 лет.

Сроки охраны произведений в разных странах есть тут.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора. 

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.     

Студия анимационного кино отсудила у ресторана 300 000 ₽. Владельцы поставили перед входом картонную фигуру Ильи Муромца. Образ взяли из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», правами на который владеет студия. Так нельзя — дело № А40-92472/2016. 

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Особый случай: экспонат из музея

Картины и скульптуры из российских музеев можно использовать в бизнесе только с разрешения дирекции музея. Даже если экспонат уже в общественном достоянии. Также разрешение понадобится на тиражирование здания и названия музея. Это требование ст. 36 Закона О Музейном фонде России.

Чтобы скопировать экспонат из зарубежного музея, придется искать закон той страны и выяснять про разрешения. В общем, всё непросто ????

В 2015 году Музей Эрмитаж запретил предпринимательнице использовать картину Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» в дизайне магазинов одежды. Предпринимательница не получала разрешение дирекции музея. Дизайн пришлось переделать — дело № А63-18468/2012.

Особый случай: портрет известного человека на товаре

Изображение человека — это нематериальное благо, его защищает ст. 152.1 ГК РФ. 

Печатать портрет человека можно только с его согласия. Формат не важен — фото, рисунок или скульптура. После смерти человека согласие берут у его детей, пережившего супруга или родителей. Про согласие дальнейших поколений требований закона нет.

К примеру, для запуска линейки одежды с профилями известных писателей надо выяснить, у кого живы дети, супруги или родители. Дальше — получить согласие на печать. Иначе предприниматель рискует ввязаться в спор с наследниками и потерять товар.

Подобное случилось между дочерью Юрия Гагарина и АО «Гознак» из-за коллекционных медалей с портретом космонавта. Суд сказал, что согласие семьи на печать портрета известной личности обязательно.

Тираж бы запретить, но медали уже распроданы — дело № 33-38075/2017. 

Статья актуальна на 11.01.2021

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *