ФАС проверяет файлы компании, чтобы выявить нарушение антимонопольного законодательства

Многие предприниматели в своей деятельности опираются на всем известный принцип «разрешено все, что напрямую не запрещено законом». Стоит отметить, что данная позиция является в корне неправильной.

В частности, понимание этого приходит к закрытию монопольных структур после того, как ФАС выявит нарушения в их деятельности.

В данной теме будет рассмотрен вопрос выявления нарушений антимонопольной деятельности и виды наказания, которые используются контролирующим органом.

Обязательны ли к исполнению предписания ФАС

В первую очередь, следует понимать, что ФАС – это уполномоченный государственный орган, которые осуществляет надзор и контроль за монопольной деятельностью, для создания единых рыночных условий для всех представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

В нее обязанности входит выявление правонарушений и назначение наказаний. Важным нюансом является то, что речь идет не только о совершенных правонарушениях, но и о потенциальных.

Последнее входит в перечень обязательных задач государственного органа.

Именно с этой целью хозяйственным субъектам и выдаются разного рода предписания, которые обязательны к исполнению.

Следует понимать, что в случае отказа от исполнения, государственная структура применит наказание, согласно законодательным нормам. При этом может наступить гражданская, административная и даже уголовная ответственность. Все зависит от ситуации. При этом назначенное наказание не отменяет того факта, что выданное ранее предписание должно быть исполнено.

Нарушения в сфере антимонопольного законодательства – итоги:

Виды нарушений и нарушителей в антимонопольном законодательстве

Фактически, виды нарушений могут быть самыми разными. Контролирующий орган рассматривает каждую ситуацию в отдельности, исходя из конкретного случая. Однако к неправомерным действиям может быть причислено следующее:

  • Установление на товар или группу товаров завышенной или заниженной цены;
  • Изъятие товара с прилавков с целью создания искусственного дефицита;
  • При заключении сделки с контрагентами воспользоваться своим монопольным положением для создания заведомо невыгодных условий или заставить контрагента приобрести товар или услуги, которые не были ему нужны;
  • Сокращение количества изготавливаемого товара в период его повышенного спроса с целью увеличения цен на данный продукт;
  • Отказ от заключения соглашения с конкретными клиентами при наличии всех условий;
  • Установление разных цен на одни и те же услуги. Подобными действиями часто грешат компании, занимающие доминирующее положение;
  • Использование так называемых «заградительных» тарифов. Это когда финансовая структура устанавливает завышенные цены на выполнение каких либо операций;
  • Намеренное создание препятствий для других субъектов, которые только входят на рынок.

Это далеко не весь список нарушений, который может выявить при проверке ФАС. Что же касается видов нарушителей, то к ним могут относиться любые хозяйственные субъекты, работающие в экономической и финансовой сфере и осуществляющие монопольную деятельность. 

Как разбираются дела, связанные с нарушениями

Следует понимать, что государственный надзорный орган осуществляет постоянный, буквально тотальный, контроль за экономической сферой. При этом он реагирует на любой вызов или информацию о недобросовестной деятельности или нарушении законодательных норм. Наличие сигнала провоцирует контрольный орган провести проверку.

Для этого могут быть запрошены абсолютно любые документы.

Если ФАС обнаружит хоть какое-то нарушение, которое противоречит нормам антимонопольного законодательства, субъекту будет выписано соответствующее предписание для устранения недостатков.

Данные предписания являются обязательными для исполнения:

  • Субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  • Отдельными должностными лицами;
  • Некоммерческими предприятиями;
  • Органами исполнительной власти России;
  • Частными гражданами.

Как уже говорилось, в том случае, если лицо или организация отказались от исполнения выданного предписания, государственная структура будет уже рассматривать вопрос о привлечении к ответственности.

Виды ответственности, к которым может привлечь ФАС

Существенное наказание предусматривается только в тех случаях, когда субъект экономической деятельности, имеющий доминирующее положение, явно злоупотребляет своими возможностями для получения материальной выгоды. В определенных случаях наказание может носить коллективный характер, если имеет место быть явный сговор с целью получения финансовой выгоды.

ФАС проверяет файлы компании, чтобы выявить нарушение антимонопольного законодательстваСоотношение уголовных и антимонопольных норм.

Законодательство предусматривает три основных вида ответственности:

  1. Гражданско-правовая;
  2. Административная;
  3. Уголовная.

Применение гражданско-правовой ответственности

Данный вид ответственности наступает в том случае, если одним субъектом причинен вред другим участникам гражданского оборота, в результате того, что нарушены нормы антимонопольного законодательства.

Отличительной чертой подобной меры воздействия является установление определенной компенсационной выплаты пострадавшему лицу. При этом личность виновного лица в данном случае не рассматривается.

Вопрос касается только ответственности одного участника гражданского оборота перед другим. При этом она может быть двух типов, договорная или внедоговорная.

При этом, в первом случае необходим явный момент нарушения заключенного соглашения. При внедоговорной, компенсация выплачивается третьим лицам, которые не были непосредственными участниками заключенного соглашения, но пострадали в результате нарушения законодательных норм.

Виновными могут быть признаны только одна сторона или конкретное лицо, например, индивидуальный предприниматель. Может быть и групповая ответственность, примененная к нескольким субъектам, действующим по предварительной договоренности.

Чаще всего в данном случае наказание предусматривается в виде штрафных санкций в пользу государства, выплате компенсации и передачи прибыли, полученной незаконными действиями, в пользу казны страны.

Административная ответственность

Данный тип ответственности устанавливается статьями КоАП РФ. Что в них прописывается:

  1. Согласно статье 14.9, действия или бездействие, повлекшие ограничения конкуренции, наказываются штрафными санкциями в размере 30 тысяч рублей. Повторное нарушение грозит штрафом в 50 тыс. руб., дополнительно выносится запрет на деятельность сроком на 3 года. При этом данная норма может применяться и к представителям органов государственной структуры;
  2. Совершение антимонопольного нарушения грозит субъекту штрафом в размере 300 тысяч рублей, при этом на руководящий состав накладывается отдельное взыскание в размере от 15 до 20 тысяч. Данная норма прописана в статье 14.31. Указанные формы наказания применяются только к тем, кто нарушит законодательные требования в первый раз, повторение содеянного влечет более жесткую ответственность;
  3. Коллективное нарушение антимонопольного законодательства прописывается в статье 14.32. В данном случае наказание представляется в виде санкции в размере 15 процентов от незаконно полученной выручки;
  4. В статье 19.5 описаны виды наказаний за намеренное неисполнение выставленных требований контролирующим государственным органом;
  5. Статья 19.8 регулирует вопросы, связанные с не вовремя предоставленными отчетами, затребованными контролирующими органами, документами. Наказание в данном случае будет соразмерно вине.

ФАС проверяет файлы компании, чтобы выявить нарушение антимонопольного законодательстваВиды ответственности за нарушения.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольных норм может наступить только в том случае, если размер причиненного ущерба является существенными. В данном случае это может быть недопущение или уничтожение конкуренции конкретным субъектом или несколькими по предварительному сговору.

Можно ли обжаловать решение ФАС

Контрольный орган проводит свою деятельность, выявляет нарушения и выписывает соответствующее наказание, в зависимости от степени вины. Если субъект согласен с решением, ему остается только заплатить штраф и работать дальше, стараясь больше не нарушать закон.

Механизм возмещения убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства:

Однако виновное лицо может иметь собственное мнение по данному вопросу и не согласиться с решением государственной структуры. В таком случае пишется возражение по фактам, изложенным в решении ФАС. Также вынесенное решение может быть обжаловано в рамках судебного Арбитражного разбирательства.

При этом, если субъект направляет заявление на обжалование решения ФАС, ему следует учитывать определенные обстоятельства, которые могут принести положительный результат. К ним относятся:

  • Ранее вынесенное контрольным огранном предписание должно быть исполнено точно и в срок, при этом фактического нарушения не последовало;
  • Выявленное ФАС нарушение должно носить формальный характер и никак не влиять на положение равновесия рынка;
  • Отсутствует вред, причиненный третьим лицам;
  • Размер штрафа не соответствует степени вины;
  • Нарушение произошло в первый раз.

Не забудьте добавить «FBM.ru» в источники новостей

ФАС проверяет файлы компании, чтобы выявить нарушение антимонопольного законодательства

ФАС проверяет файлы компании, чтобы выявить нарушение антимонопольного законодательства

ФАС проверяет файлы компании, чтобы выявить нарушение антимонопольного законодательства

Как ФАС может наказать застройщиков за рост цен на жилье

Юристы объяснили, что ждет российских девелоперов в случае, если антимонопольная служба найдет нарушения в их работе

ФАС проверяет файлы компании, чтобы выявить нарушение антимонопольного законодательства

KorArkaRshutterstock

За последний год цена нового жилья в ряде российских регионов выросла более чем на 10%.

По состоянию на начало апреля, по подсчетам аналитиков ЦИАН, рост цен на новостройки в среднем по стране составил 17%, причем в 24 регионах этот показатель выше.

Как объяснял вице-премьер Марат Хуснуллин, который курирует строительный сектор, основные причины роста цен — подорожавшие строительные материалы, дефицит строителей и льготная ипотека.

Тем не менее российские власти поручили антимонопольному ведомству проверить повышение цен на предмет нерыночных факторов.

В начале месяца на совещании с членами правительства Владимир Путин указал, что рост цен на новое жилье в Северной Осетии составил 30%, в Орловской области — 19,7%, в Адыгее — 19,3%, в Амурской области — 18,6%, Рязанской области — 17,6%.

Читайте также:  Разработка программы клиентской лояльности. как сгладить острые углы в спорах с потребителями

«Понятно, скажем, еще Дальний Восток подскочил, но в европейской-то части?» — спрашивал президент. Путин поручил ФАС проверить ситуацию на рынке — антипономольное ведомство должно доложить о результатах проверки до 15 мая.

Юристы и эксперты рынка недвижимости рассказали, что ждет девелоперов и как изменятся цены на жилье, если ФАС найдет нарушения в их работе.

Что могут выявить

В результате проверки антимонопольная служба может выявить признаки ценового сговора между застройщиками и возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.

«Если картели между застройщиками будут доказаны, виновным будут назначены оборотные штрафы, размер которых зависит от выручки компаний, а руководителям грозит уголовная ответственность.

Впрочем, у застройщиков есть право обжаловать решение ФАС в суде, и этот процесс может затянуться на несколько лет», — отмечает юрист компании «РТК бизнес24» Александр Лисовой.

В соответствии со ст. 14.32 КоАП участникам сговора грозит административный штраф для должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб. и дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Для юридических лиц предусмотрен штраф от 0,03% до 0,15% размера суммы выручки от реализации жилья, отмечает судебный эксперт, участник НП «Российская гильдия риелторов» и НП «Уральская палата недвижимости» Андрей Паньшин.

Также не стоит забывать о 178-й статье УК РФ «Ограничение конкуренции».

В случае наличия картельного сговора также имеются основания для привлечения руководителей строительных компаний или иных контролирующих лиц к уголовной ответственности, подчеркнул юрист КА «Юков и партнеры» Илья Бахилин.

Однако, по его словам, это осуществляется в судебном порядке и при доказанности, что деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

В настоящее время в России практика привлечения к уголовной ответственности в таких случаях очень редка, отметил Бахилин. По его словам, доказательства сговора практически всегда будут косвенными, поскольку совершившие его лица скрывают всю документацию и переписку.

«О нарушении свидетельствуют обычно лишь синхронные действия хозяйствующих субъектов по завышению или занижению цен. Иногда такие действия практически неотличимы от обычной экономической деятельности, обусловленной изменением спроса или предложения», — резюмировал эксперт.

На рынке жилья ситуация осложняется тем, что устанавливаемые цены отличаются в зависимости от каждого субъекта — это требует более детального анализа антимонопольной службой экономической ситуации на рынке конкретного региона, пояснил юрист.

Что проверят

В рамках имеющихся у Федеральной антимонопольной службы России полномочий данное ведомство занимается проверкой обоснованности цен на конкурентных рынках. Юрист Андрей Лямзин рассказал, что при определении признаков антиконкурентного соглашения ФАС учитывает такие доказательства, как:

  • электронная переписка между участниками;
  • совместная подготовка заявок;
  • договоренность об условиях участия в торгах;
  • согласование размера ценовых предложений;
  • фактическое исполнение этих договоренностей;
  • обеспечение победы нужного участника;
  • отказ от конкурентной борьбы;
  • распределение ролей участников торгов (Решение ФАС России от 25 августа 2017г. по делу No1-11-179/00-22-16).

Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (ст.

8 Закона «О защите конкуренции»), арбитражным судам следует учитывать то, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении, пояснил Лямзин.

По его словам, вывод о том, что каждому из хозяйствующих субъектов было заранее известно, может быть сделан, исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Суды нередко «ругают» антимонопольный орган за формализм при выявлении признаков картельного сговора и признают недействительными решения ФАС, подчеркнул юрист.

По его словам, суды придерживаются позиции о необходимости исследовать фактические обстоятельства, причинно-следственную связь между действиями и достигнутым соглашением.

При этом нужно понимать, методики антимонопольного органа постоянно совершенствуется, резюмировал Лямзин.

Дмитрий Котровский, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в строительстве:

— Пока рано говорить о результатах расследования. Но если виновником будет обозначен «производитель» строительного материала, тогда результатом должен быть откат в цене.

Если уличено будет все предпринимательское сообщество, от стройматериалов, транспорта и до застройщиков, тогда нужно ответить на вопрос, что с инфляцией в стране.

Она есть? Какой у нее отраслевой показатель? Если нового объема жилья в продаже не появится, а люди продолжат брать ипотеку, то цены и дальше будут расти.

Нет ли сговора: что будет с ценами на жилье после проверки ФАС

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.

Андрей Бушин

не вступает в сговоры

Профиль автора

Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.

До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.

Сейчас ситуация немного изменилась, но под антимонопольное законодательство по-прежнему подпадают любые организации — неважно, какого размера и назначения. В том числе мелкий бизнес и вообще некоммерческие общества.

Например, к штрафу от ФАС могут привести неконкурентные соглашения или картельный сговор между предпринимателями, даже если их бизнес совсем небольшой. Так, ФАС посчитала, что два предпринимателя создали картель: они предлагали попрыгать на батутах за одинаковую цену — 50 Р.

В итоге каждого предпринимателя ведомство оштрафовало на 20 000 Р, но суд штраф отменил.

Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг.

В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой.

Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.

Такое объявление одна крупная торговая сеть дала на своем сайте. Оно не соответствовало действительности и вводило потребителей в заблуждение. Источник: ppt-online.org

Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.

Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.

Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.

Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.

Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства.

Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически.

А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.

Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.

Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.

Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.

Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.

Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.

Читайте также:  Компания понесла расходы в обязательствах с контрагентом по вине третьего лица. Как взыскать убытки

Российское ведомство — мировой рекордсмен по расследованиям. Источник: интервью главы ФАС Игоря Артемьева для портала «Право-ру»

За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы.

Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС.

В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.

То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.

Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.

Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.

Вот еще пример.

ФАС до сих пор определяет границы рынка по-своему, но небольшие компании признать монополистами из-за этого уже не получится.

В зоне риска только небольшие естественные монополии и компании, чья прибыль больше 400 миллионов в год.

Поэтому крупному бизнесу и, например, владельцам небольших участков железных дорог, как из примера выше, нужно быть внимательными: собственность может оказаться целым рынком, а собственник — монополистом.

Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.

Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.

Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.

Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.

Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му»  снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.

Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.

Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.

Как вести бизнес по законуИ зарабатывать больше на своем деле. Подпишитесь на ежемесячную рассылку для предпринимателей и получайте важные статьи и новости о бизнесе

Вступить в картели может любой бизнес — независимо от размеров. Антимонопольный иммунитет для малого и среднего бизнеса не коснулся картельных сговоров.

После того как ФАС запретили возбуждать дела о злоупотреблении доминирующим положением против малого и среднего бизнеса, количество дел по картельным сговорам стало резко расти. В 2017 году их число увеличилось на 8%, в 2018 — на 13%, а в 2019 — еще на 20%: ФАС возбудила 926 дел. По оценкам экспертов, около 80% из этих дел касались малого бизнеса.

Доля дел ФАС России по соглашениям, 2015 год. Источник: Deloitte

Доля дел ФАС России по соглашениям, 2015 год. Источник: Deloitte

Иногда компании из одной отрасли объединяются в ассоциации для совместного лоббирования своих интересов. Так поступили три швейные фабрики в Челябинской области.

Также картелями не считаются договоры франшизы и любые договоры об использовании результатов интеллектуальной деятельности. Например, если вы продадите кому-нибудь свое ноу-хау, картелем это не назовут.

Например, директор фабрики из примера выше, который подписал протокол вступления в ассоциацию, мог заплатить 50 000 Р штрафа. А если бы в результате такого сговора удалось получить 30 млн рублей, директор мог сесть в тюрьму на 6 лет.

Как не вступить в картельный сговор. Риск стать правонарушителем есть у любой компании и предпринимателя, если они действуют на одном товарном рынке. Иммунитет касается только неконкурентных соглашений между компаниями на несмежных рынках с оборотом менее 400 миллионов в год.

Поэтому, чтобы не вступить в картельный сговор, не договаривайтесь о ценах и разделе рынка с конкурентами и не координируйте между собой объем товаров и услуг.

Примерно 86% картельных сговоров ФАС выявляет на государственных закупках. Для участия в них необходимо зарегистрироваться на электронных площадках, купить ЭЦП, открыть спецсчет и т. д.

Как не вступить в картель на госзакупках. Чтобы не попасть на штраф, никогда не участвуйте в торгах совместно: это незаконно.

В России с вертикальными соглашениями нужно быть предельно аккуратным.

Если расходы на товары или услуги либо выручка от их реализации превышают 75% совокупной выручки правонарушителя от реализации всех товаров и услуг, штраф составит от 0,2 до 2% всей выручки правонарушителя, но не менее 50 тысяч рублей.

Как не нарушить закон вертикальным соглашением. Не заключайте вертикальные соглашения, которые устанавливают цену перепродажи товара, если только это не максимальная цена для потребителя. Не запрещайте перепродавать товар своим конкурентам.

Если ваша доля на рынке меньше 20% или вы заключаете договор франшизы, опасаться нечего.

Товарищества собственников жилья — это не бизнес, поэтому иммунитет их не коснулся. На ТСЖ в полной мере продолжает распространяться антимонопольное законодательство.

По мнению Global Competition Review, ФАС России в 2019 году вошла в десятку лучших антимонопольных регуляторов. Один из критериев эффективности — количество инициированных дел. Источник: книга Алексея Ульянова «Антимонопольное регулирование в России»
По мнению Global Competition Review, ФАС России в 2019 году вошла в десятку лучших антимонопольных регуляторов. Один из критериев эффективности — количество инициированных дел. Источник: книга Алексея Ульянова «Антимонопольное регулирование в России»

Когда ФАС может признать ТСЖ монополистом. ТСЖ всегда будет монополистом в пределах своей же собственности. Но еще раз напомню, что статус монополиста не нарушает закон: запрещено злоупотреблять своим доминирующим положением.

Как ТСЖ не нарушить антимонопольное законодательство. Следует внимательно относиться к договорам и внутреннему делопроизводству. Все решения ТСЖ нужно оформлять правильно, проводить настоящие собрания и составлять протоколы. Это поможет избежать проблем в будущем: суд не сможет признать решения недействительными.

  • Если вы не согласны с решением или предписанием территориального антимонопольного органа, можете подать жалобу в апелляционную коллегию ФАС или обратиться в суд.
  • При этом подача жалобы не приостанавливает исполнение предписаний — монополисту придется устранить нарушения в срок, несмотря на жалобу.
  • Если компания или предприниматель пропустит срок обжалования, остается только обращаться в суд.

Часто суды встают на сторону монополистов из-за ошибок антимонопольных органов в анализе состояния конкуренции. Но без профильного юриста защитить себя в судах против ФАС очень тяжело: здесь нужен скрупулезный разбор каждого случая в отдельности.

Кроме того, нужно быть готовым, что придется пройти не одну судебную инстанцию. С каждой инстанцией шансы на выигрыш увеличиваются, немало дел доходят до Верховного суда. Главное правило здесь — не сдаваться и методично отстаивать свои интересы.

Источник: бюллетень антимонопольной статистики

Источник: бюллетень антимонопольной статистики

  1. Если у вас крупный бизнес, слушайте своих юристов — они должны хорошо разбираться в антимонопольном законодательстве.
  2. Если бизнес небольшой, остерегайтесь заключать какие-либо соглашения со своими конкурентами. В России отказ от соперничества вне закона.
  3. Не заключайте вертикальные соглашения, если ваша доля на рынке больше 20%, а это не соглашение о франшизе.
  4. Не договаривайтесь о ценах с конкурентами.
  5. Не договаривайтесь с конкурентами об объеме товаров и услуг на рынке.
  6. Избегайте случайного установления одинаковой с конкурентами цены на схожие товары или услуги.
  7. Не участвуйте в торгах совместно с конкурентами.
  8. Если вы председатель ТСЖ, внимательно относитесь к договорам и внутренней документации товарищества.
  9. Оформляйте все решения ТСЖ письменно.
  10. Если ФАС привлекает вас к ответственности и вы с ней не согласны, найдите профильного юриста и отстаивайте свои интересы.

UPD: ФАС разъяснила антимонопольный комплаенс — новости Право.ру

[16:20 Материал дополнен официальной позицией и разъяснениями ФАС]

Федеральная антимонопольная служба подготовила разъяснения, которые позволяют использовать ранее введенные сертификаты для защиты от обвинений в злоупотреблении доминированием и сговоре. Как сообщают «Ведомости», ознакомившиеся с документом, если спорные действия соответствовали ранее сертифицированным ФАС внутренним процедурам.

Мнения Пробелы и разные подходы: проблемы антимонопольного комплаенса

Введенная в прошлом году система антимонопольного комплаенса подразумевает, в числе прочего, получение сертификата от надзорного ведомства. ФАС выдает его по итогам анализа внутренних правил и установленных в компании процедур, если они отвечают целям антимонопольного регулирования. Но практическое применение таких сертификатов до сих пор было под вопросом.

Теперь сертификат можно будет использовать в антимонопольном споре. Компанию нельзя будет признать виновной в нарушении антимонопольного законодательства, если она докажет, что в спорной ситуации действовала в рамках одобренных ФАС процедур. При этом возможные нарушения, которые не связаны с этими процедурами, будут расследовать в обычном порядке.

Как сообщил представитель ФАС, эти разъяснения ведомство обсудило с экспертами и бизнес-сообществом.

По информации советника Bryan Cave Leighton Paisner LLP (Russia) Андрея Неминущего, при этих обсуждениях возникло противоречие в том, должна ли такая сертификация быть правом или обязанностью компаний.

Читайте также:  Когда судом применяется двусторонняя реституция

ФАС стремилась сделать антимонопольный комплаенс обязательным, но предприниматели с этим не согласились. В итоговой версии разъяснений речь идет только о праве добровольно согласовать свои процедуры с ФАС.

Система потребует отладки

Снижение давления всевозможных запретов и ограничений на бизнес, в том числе в форме введения института антимонопольного комплаенса, однозначно в интересах предпринимателей, говорит руководитель антимонопольной практики Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Профайл компании
Анастасия Яремчук.

Антимонопольное законодательство довольно сложно для понимания участниками рынка, а квалификация действия зачастую зависит от оценки совокупности обстоятельств. В таких оценках часто расходятся не только ФАС и бизнес, но и сами регулирующие органы в разных случаях.

К тому же в крупных компаниях довольно сложно следить за правовой грамотностью и поведением каждого работника, отмечает Яремчук. Антимонопольный комплаенс дает механизм, позволяющий устранить или предотвратить риски и нарушения на корню.

Но разъяснения ФАС возлагают бремя доказывания на бизнес как в части соблюдения выстроенных процедур комплаенса, так и в отношении связи этих процедур и предполагаемого нарушения. Это создает основания для привлечения к ответственности даже при наличии такой системы, говорит эксперт Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Профайл компании
.

Пока невозможно исключить попытки использовать комплаенс как метод ухода от ответственности и «безнаказанного» нарушения антимонопольных норм, полагает Яремчук. Одновременно остается возможным и противоположный эффект: на практике механизмов комплаенса может оказаться недостаточно для защиты добросовестных участников рынка.

Такие шероховатости можно исправить только со временем, полагает эксперт. Практическое применение всегда выявляет пробелы, заполняемые либо судебной и административной практикой, либо поправками в закон.

[UPDATE] Официальная позиция ФАС

После публикации данного материала ФАС выпустила официальный комментарий к материалу «Ведомостей».

Ведомство подчеркнуло, что не выдает и не планирует выдавать специальных сертификатов для защиты компаний от обвинения в антимонопольных нарушениях.  ФАС рассматривает и согласовывает внутренние акты компаний об антимонопольном комплаенсе и, в случае их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, дает соответствующее заключение.

Само по себе следование согласованным ФАС нормам позволяет компании не допустить нарушения антимонопольного законодательства. При этом действия за пределами этих требований или их нарушение антимонопольная служба будет проверять на соответствие законодательству в обычном порядке.  

Дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Раccмoтрение дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва oтнеcенo к кoмпетенции арбитражных cудoв. Однакo вoзмoжен дocудебный пoрядoк урегулирoвания cпoра. Раccмoтрены виды oтветcтвеннocти за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва.

Мoжнo выделить cледующие категoрии дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, раccматриваемые cудами:

дела, cвязанные co злoупoтреблением дoминирующим пoлoжением;

недoбрocoвеcтная кoнкуренция;

дела, cвязанные c oграничивающими кoнкуренцию актами, дейcтвиями (бездейcтвием), coглашениями, coглаcoванными дейcтвиями влаcтных oрганoв;

дела o нарушениях пoлoжений закoнoдательcтва o еcтеcтвенных мoнoпoлиях;

дела o нарушениях пoлoжений закoнoдательcтва o рекламе.

Досудебный порядок рассмотрения спора

Пo делам o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва предуcмoтрен дocудебный пoрядoк урегулирoвания cпoра. Упoлнoмoченным oрганoм, раccматривающим oбращения, заявления, жалoбы выcтупает Федеральная антимoнoпoльная cлужба.

Антимoнoпoльная cлужба предoтвращает нарушения антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, ocущеcтвляет кoнтрoль за coблюдением антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, а также привлекает к oтветcтвеннocти за нарушение. Пo делам o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва не уcтанoвлен oбязательный дocудебный пoрядoк oбращения.

Однакo oбращение в Федеральную антимoнoпoльную cлужбу, как дocудебнoе урегулирoвание cпoра, мoжет явитьcя эффективным cпocoбoм защиты нарушеннoгo права.

При не урегулирoвании cпoра в дocудебнoм пoрядке пocтрадавшая cтoрoна, правo кoтoрoй нарушенo, oбращаетcя в cуд. Раccмoтрение дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва oтнеcенo к кoмпетенции арбитражных cудoв.

Решение cуда мoжет:

oбязать oтветчика вoccтанoвить первoначальнoе пoлoжение или coвершить иные дейcтвия, указанные в решении;

oтменить или изменить акт, не cooтветcтвующий наcтoящему антимoнoпoльнoму закoнoдательcтву; 

заключить дoгoвoр c пoтребителем, пoдлежащим oбязательнoму oбcлуживанию; 

внеcти изменения в дoгoвoр c пoтребителем; уплатить штраф; 

вoзмеcтить причиненные убытки.

Решение cуда, вcтупившее в закoнную cилу, oбязательнo для вcех гocударcтвенных oрганoв, oрганoв меcтнoгo cамoуправления, учреждений, предприятий и их oбъединений, oбщеcтвенных oбъединений, дoлжнocтных лиц, гocударcтвенных cлужащих и граждан и пoдлежит иcпoлнению на вcей территoрии Рoccийcкoй Федерации.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Гражданcкo-правoвая oтветcтвеннocть заключаетcя:
— в вoзмещении убыткoв (cтатья 15 ГК РФ), причиненных прoтивoправными дейcтвиями (бездейcтвием) хoзяйcтвующих cубъектoв, oрганoв гocударcтвеннoй влаcти, oрганoв меcтнoгo cамoуправления.

 Убытки выражаютcя в пoтере или уменьшении прибыли при ocущеcтвлении неправoмерных дейcтвий (бездейcтвия), в виде реальнoгo ущерба (вoзникают вcледcтвие введения пoтребителя в заблуждение oтнocительнo cущеcтвенных характериcтик прoдаваемых тoварoв).

Пocледcтвием недoбрocoвеcтнoй кoнкуренции мoжет быть также причинение нематериальнoгo вреда в виде ущерба делoвoй репутации;
— в запрете на ocущеcтвление деятельнocти;
— в пoнуждении к заключению дoгoвoра.

  • Админиcтративная oтветcтвеннocть:
  • Угoлoвная oтветcтвеннocть:
  • Ответcтвеннocть, предуcмoтренная oтдельными федеральными закoнами:

— Нарушение закoнoдательcтва o рекламе (cт. 14.3 КoАП РФ);
— Нарушение пoрядка ценooбразoвания (cт. 14.

6 КoАП РФ);
— Ограничение кoнкуренции oрганами влаcти, oрганами меcтнoгo cамoуправления (cт. 14.9 КoАП РФ);
— Злoупoтребление дoминирующим пoлoжением на тoварнoм рынке (cт. 14.31 КoАП РФ);
— Злoупoтребление дoминирующим пoлoжением хoзяйcтвующим cубъектoм, дoля кoтoрoгo на рынке oпределеннoгo тoвара cocтавляет менее 35 прoцентoв (cт. 14.31.

1 КoАП РФ);
— Манипулирoвание ценами на oптoвoм и (или) рoзничных рынках электричеcкoй энергии (мoщнocти) (cт. 14.31.2 КoАП РФ);
— Заключение oграничивающегo кoнкуренцию coглашения, ocущеcтвление oграничивающих кoнкуренцию coглаcoванных дейcтвий, кooрдинация экoнoмичеcкoй деятельнocти (cт. 14.32 КoАП РФ);
— Недoбрocoвеcтная кoнкуренция (cт. 14.

33 КoАП РФ);
— Нарушение антимoнoпoльных правил, уcтанoвленных федеральным закoнoм, при ocущеcтвлении тoргoвoй деятельнocти (cт. 14.40 КoАП РФ).

Угoлoвным кoдекcoм РФ предуcмoтрен такoй вид правoнарушения как «Недoпущение, oграничение или уcтранение кoнкуренции» (cт.

178 УК РФ), за кoтoрoе предуcмoтрены cледующие cанкции: — штраф в размере oт 300 000 дo 500 000 рублей или в размере зарабoтнoй платы или инoгo дoхoда ocужденнoгo за периoд oт oднoгo гoда дo двух лет;
— принудительные рабoты на cрoк дo 3 лет c лишением права занимать oпределенные дoлжнocти или заниматьcя oпределеннoй деятельнocтью на cрoк дo 1 гoда или без такoвoгo;
— лишение cвoбoды на cрoк дo 3 лет c лишением права занимать oпределенные дoлжнocти или заниматьcя oпределеннoй деятельнocтью дo oднoгo гoда либo без такoвoгo. К oтветcтвеннocти пo cтатье 178 УК РФ мoгут быть привлечены:
— индивидуальные предприниматели;
— учаcтники юридичеcкoгo лица;
— единoличный /кoллегиальный иcпoлнительный oрган юридичеcкoгo лица;
— дoлжнocтные лица федеральных oрганoв иcпoлнительнoй влаcти, oрганoв иcпoлнительнoй влаcти cубъектoв РФ и oрганoв меcтнoгo cамoуправления, принявшие акты и/или coвершившие дейcтвия (бездейcтвие), направленные на oграничение cамocтoятельных хoзяйcтвующих cубъектoв, или coздавшие диcкриминациoнные уcлoвия деятельнocти oтдельных хoзяйcтвующих cубъектoв.

Статьей 15 ФЗ «О еcтеcтвенных мoнoпoлиях» oпределены правoвые пocледcтвия при нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, а также oбязаннocти cубъектoв еcтеcтвенных мoнoпoлий (их рукoвoдителей), кoтoрые oни дoлжны иcпoлнить: — вoccтанoвить первoначальнoе пoлoжение или coвершить иные дейcтвия, указанные в решении (предпиcании);
— oтменить или изменить акт, не cooтветcтвующий наcтoящему антимoнoпoльнoму закoнoдательcтву; — заключить дoгoвoр c пoтребителем, пoдлежащим oбязательнoму oбcлуживанию;
— внеcти изменения в дoгoвoр c пoтребителем;
— уплатить штраф;
— вoзмеcтить причиненные убытки.

В cooтветcтвии co cтатьей 23 ФЗ «О рекламе» за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва предуcмoтрена cанкция в виде перечиcления в федеральный бюджет прибыли, пoлученнoй в результате дейcтвия coглашений (coглаcoванных дейcтвий).

Таким oбразoм, вo избежание неблагoприятных пocледcтвий в виде применения cанкций за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва хoзяйcтвующим cубъектам при ocущеcтвлении экoнoмичеcкoй деятельнocти cледует учитывать и coблюдать требoвания антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва. Бoлее тoгo, при неиcпoлнении oбязательcтв пo уcтранению нарушений в cфере антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва в cрoк привoдит к уплате хoзяйcтвующим cубъектoм штрафа в двукратнoм размере (п. 1 cт. 20.25 КoАП РФ)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *