Иностранное судебное поручение: как поступит российский суд

В процессе признания (легализации) и дальнейшего исполнения решения иностранного суда в России зачастую могут возникать различные трудности правового и технического характера

Иностранное судебное поручение: как поступит российский суд

Для защиты нарушенных прав граждане и организации обращаются в суды. Однако мало получить на руки судебное решение. Для реального восстановления нарушенных прав необходимо реальное исполнение судебного акта.

Ситуация осложняется, когда решение вынесено на территории одной страны, а исполнять его нужно на территории другой страны. В этом случае потребуется признание судебного решения, то есть придание ему юридической силы на территории другой страны (выполнение процедуры экзекватуры).

В Российской правовой системе применяются 2 самостоятельных закона, регламентирующих вопросы рассмотрения судами гражданских дел: Арбитражный процессуальный кодекс (для споров между субъектами коммерческой деятельности и иных экономических вопросов), Гражданский процессуальный кодекс (для иных категорий споров). Оба процессуальных кодекса предусматривают, что решения иностранных государственных судов, решения международных коммерческих арбитражей и третейских судов признаются и исполняются России, если это предусмотрено международным договором (ст. 409 Гражданского процессуального кодекса; ст. 241 Арбитражного процессуального кодекса).

Таким образом, первым шагом на пути к признанию, а впоследствии и исполнению судебного решения должна стать проверка правовых оснований (международных соглашений, федеральных законов), регулирующих вопросы исполнения решений иностранного суда.

С перечнем стран, и порядке процедуры экзекватуры можно ознакомиться здесь.

Отсутствие международного соглашения не означает, что решение однозначно не будет исполнено в России. В таких случаях суды могут руководствоваться общими правилами международного сотрудничества, в частности, принципом взаимности.

Какие сроки предусмотрены для обращения, в какие инстанции обращаться?

Принятое иностранным судом решение нужно предъявить к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления этого решения в законную силу. Если этот срок пропущен, он может быть восстановлен судом, если суд признает причину пропуска срока уважительной (ст. 112 Гражданского процессуального кодекса; ст. 246 Арбитражного процессуального кодекса). С заявлением о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда взыскателю нужно обращаться в суд по месту нахождения компании ответчика (месту жительства должника физического лица), либо по месту нахождения имущества должника. Выбор конкретной судебной инстанции зависит от категории спора. Так, по экономическим спорам необходимо обращаться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации (первый уровень государственных арбитражных судов). По иным категориям споров необходимо обращаться в суды общей юрисдикции уровня субъекта Российской Федерации (второй уровень государственных судов общей юрисдикции).

Очень важно правильно определить подсудность и обратиться в суд в положенный срок. В случае ошибки с выбором подсудности заявление будет возвращено. В результате можно пропустить установленные законом сроки на обращение, при этом суд не признает ожидание возвращения ходатайства уважительной причиной для восстановления срока.

Заявление должно содержать ряд обязательных сведений:

• наименование суда, в который подается обращение о признании иностранного решения суда;
• наименование иностранного суда, вынесшего решение (или наименование и состав третейского суда, международного коммерческого арбитража) и место его нахождения;
• информация о решении иностранного суда, о признании и исполнении которого ходатайствует взыскатель;
• наименование заявителя (взыскателя), его место жительства или место нахождения;
• наименование место нахождения организации должника (место жительства должника физического лица);
• ходатайство о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;

• список прилагаемых документов.

Вместе с заявлением подается пакет документов (содержание зависит от конкретной ситуации). При наличии международного договора, прикладываются документы, предусмотренные данным международным договором. Если международный договор Российской Федерацией не заключался – необходимо приложить:

• копию решения иностранного суда (легалированную согласно нормам международного права);
• подтверждение вступления решения иностранного суда в законную силу (если это прямо не указано в тексте решения);
• документ об исполнении решения, если оно ранее исполнялось на территории другой страны;
• нотариально заверенный перевод указанных документов на русский язык;

• документ об уплате госпошлины (у иностранных компаний зачастую возникают технические сложности, связанные с невозможностью безналичной оплаты пошлины в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Процедура исполнения судебного решения

В случае соблюдения всех требований при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда – суд вынесет определение об исполнении иностранного судебного акта. У должника есть месячный срок на обжалование этого определения. Если в указанный срок решение суда не обжаловано, оно вступает в законную силу, после чего можно получить исполнительный лист для принудительного исполнения решения. Далее исполнительный лист направляется либо:

  • в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), возбуждается исполнительное производство.
  • исполнительный лист вместе с соответствующим заявлением можно направить напрямую в банк, в котором у должника открыт банковский счет. Конечно, далеко не во всех случаях взыскателю известен банк, обслуживающий должника. Сведения о нем зачастую можно получить в открытых источниках, но не всегда они там публикуются.

Наличие положительного судебного решения, исполнительного листа и возбужденного исполнительного производства еще не означает, что Взыскатель больше не должен предпринимать мер для защиты своих прав. Из-за перегруженности службы судебных приставов, тяжелой ситуации с кадровым вопросом ФССП — процесс взыскания может сильно затянуться. В практике встречаются случаи, когда исполнительный лист возвращается взыскателю по надуманному основанию, или даже теряется. Иногда требуется обращаться с жалобами на бездействие должностных лиц, в некоторых случаях добиться результата поможет предоставление приставам сведений о наличии счетов и имущества у должника. Кроме того, если должник не намерен возвращать долг добровольно, после получения исполнительного листа взыскателя ожидает сложный и трудоемкий процесс по возврату средств.

В любом случае самостоятельный возврат долга связан со сложностями, поэтому мы рекомендуем доверить процесс профессионалам. Опытные юристы ЦПО групп знают, как ускорить процесс и на практике помогают своим клиентам добиваться возврата долга в оперативные сроки.

Иностранное судебное поручение: как поступит российский суд

Мы возьмем на себя все технические, организационные и правовые вопросы.

Подробнее об услугах:
1. Проконсультируем устно и письменно по любым вопросам признания и исполнения решений иностранных судов в РФ.
2. Заранее проверим платежеспособность должника по российским базам данных.
3. Проведем юридический анализ перспективы Вашего дела и на его основе разработаем правовую позицию для дальнейшего представления интересов в досудебном порядке или в суде.
4. Выясним местонахождение должника, проверим наличие у него имущества.
5. Проведем переговоры с должником на предмет добровольного возврата долга.
6. Подготовим и надлежащим образом оформим документацию к судебному процессу (нотариальный включая перевод документов на русский язык, оплату пошлины и иные формальности). 7. Полностью сопроводим процесс по легализации решения иностранного суда (при необходимости).
8. Организуем исполнение решения суда:
• получим исполнительный лист;
• составим и направим заявление в банк должника и в Службу судебных приставов;
• примем активное участие в исполнительном производстве (для эффективного производства требуется регулярный контроль и участие);
• при необходимости обжалуем действия или бездействия должностных лиц;

• подготовим и подадим заявление о привлечении должника к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.

В зависимости от ситуации для легализации судебного решения и оперативного взыскания долга могут понадобиться и другие, дополнительные действия. Наши юристы подберут стратегию исполнения решения иностранного суда по любому, даже самому сложному делу.

Исполнение иностранных судебных поручений

Деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории, но часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом.

Процессуальные действия могут совершаться в порядке судебных поручений, однако на производство на территории иностранного государства процессуальных действий от имени другого государства необходимо получить согласие иностранного государства.

Судебное поручение в МГП — это обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Выполнение поручений основано на международных договорах и национальном законодательстве.

В доктрине господствует мнение, что при отсутствии международного договора принятие государством судебного поручения от другого государства не является его обязанностью.

При этом необоснованный отказ в выполнении иностранного судебного поручения представляет собой нарушение принципа международной вежливости и может расцениваться как недружественный акт.

Судебное поручение — вид правовой помощи, т.е. совершения отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составления, засвидетельствования, пересылки, вручения документов; предоставления вещественных доказательств; допроса свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства, а также содействия в получении информации о действующем праве.

Обращения судов одного государства в суды других государств передаются:

  • • через непосредственные сношения судов;
  • • дипломатическим и консульским путем;
  • • при помощи специальных уполномоченных;
  • • через центральные органы юстиции.

В континентальном праве судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика исходит из того, что правовая помощь оказывается на условиях взаимности.

При исполнении поручения используется процессуальное право государства места исполнения поручения.

Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение.

В отношении формы исполнения судебных поручений принято лояльное отношение: если иностранный суд просит о выполнении поручения но специальной форме, необычной для страны места исполнения поручения, но не противоречащей ни ее законам, ни публичному порядку, то просьба относительно такой специальной формы удовлетворяется.

Таким образом, при исполнении поручений возможно применение норм иностранного процессуального нрава.

Порядок применения иностранных процессуальных норм аналогичен порядку применения норм иностранного материального права.

Суд устанавливает содержание норм иностранного процессуального права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной данного иностранного государства; иностранная процессуальная норма применяется и толкуется так, как это имеет место в ее родном государстве: «Болгарские суды и другие органы оценивают действительность иностранных процессуальных действий или официальных документов сообразно праву государства, в котором они были осуществлены или выданы» (ст. 31 Кодекса МЧП Болгарии «Толкование иностранных процессуальных действий»).

Как правило, в случае выполнения иностранного судебного поручения речь идет не об отсылке к иностранному праву в целом, а о применении конкретных иностранных процессуальных норм.

Из всех национальных кодификаций МЧП наиболее подробно вопросы правовой помощи урегулированы в Законе Грузии о МЧП.

Если для выяснения обстоятельств дела, установления фактов или передачи документов необходимо совершение судебных действий за пределами Грузии, может быть возбуждено ходатайство в отношении компетентного учреждения иностранного государства. Ходатайство о правовой помощи должно быть обосновано и содержать данные, необходимые для его выполнения (ст. 62).

Грузинские суды, в свою очередь, удовлетворяют ходатайства судов иностранных государств о правовой помощи.

Ходатайства судов иностранных государств о совершении процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Грузии, однако по просьбе возбудившего ходатайство суда могут быть применены процессуальные правовые нормы иностранного государства, если они не противоречат основным правовым принципам Грузии (ст. 63).

Правовая помощь не оказывается, если: а) удовлетворение ходатайства противоречит основным правовым принципам Грузии; б) предусмотренное ходатайством действие не относится к компетенции судов Грузии (ст. 64).

Англо-американские сз'ды осуществляют проведение допросов находящихся за границей свидетелей при помощи института специально уполномоченных судом комиссионеров. При допросе участвуют представители сторон.

Запись допроса, согласованная между представителями, передается в суд, назначивший комиссионера. Такой порядок получения доказательств возможен при отсутствии возражений со стороны государства, на чьей территории проводится допрос.

Отсутствие возражений расценивается как пассивное оказание правовой помощи.

В российском законодательстве общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости.

Для исполнения иностранных судебных поручений на территории России не требуется взаимности. Дипломатический путь — основной способ передачи судебных поручений. По общему правилу процедура выполнения поручения иностранного суда на территории России регулируется российским процессуальным правом.

Читайте также:  Конфликт с топ-менеджером. Какие аргументы помогут сесть за стол переговоров

Поручение может исполняться с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

В исполнении поручения или оказании иной правовой помощи может быть отказано, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности, либо если исполнение поручения не входит в компетенцию суда (п. 2 ч.

2 ст. 407 ГПК РФ). В АПК РФ закреплено еще одно основание отказа: иностранное поручение не может быть выполнено, если не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий (п. 2 ст. 256 АПК РФ).

Перечень процессуальный действий, установленный в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ, не является исчерпывающим. По просьбе иностранных учреждений юстиции российские государственные судебные органы совершают и другие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств.

Отказ в исполнении иностранного судебного поручения, противоречащего суверенитету и безопасности России (нарушающего основополагающие принципы российского права (ст. 256 АПК РФ)), представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Поручение не может быть исполнено, если такое исполнение (а не само поручение) противоречит публичному порядку РФ.

В двусторонних соглашениях о правовой помощи определяются ее предмет и объем, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрены использование дипломатических каналов, непосредственные сношения органов юстиции и судов (упрощенный порядок исполнения судебных поручений). Правовая помощь оказывается безвозмездно, ее объем расширяется, упрощается порядок ее оказания.

Исполнение иностранных судебных поручений регламентируют и соглашения, специально посвященные этой проблеме, — договоры об исполнении иностранных судебных поручений (между РФ и Францией, Бельгией, США).

Учреждения юстиции, к которым обращено поручение, применяют при его исполнении законодательство своего государства, но по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, могут применять процессуальные нормы другого государства, если это не противоречит публичному порядку и законодательству государства места исполнения поручения.

Возможно и другое решение вопроса. Так, в Договоре о правовой помощи между Францией и Венгрией предусмотрено, что при допросе лица в порядке судебного поручения следует одновременно руководствоваться и законом места исполнения поручения, и личным законом допрашиваемого лица.

В связи с оказанием правовой помощи возникает проблема: можно ли оставить поручение без исполнения, если из присланных документов следует, что решение по данному делу не будет признано и исполнено на территории государства места исполнения поручения.

Практика и доктрина дело, в отношении которого поступила соответствующая просьба из-за границы, не может быть предметом судебного разбирательства по закону государства места исполнения поручения.

Так, в праве большинства западных государств предусмотрена правовая защита участников игр и пари, а в российском нраве такая защита предоставляется только в прямо установленных законом случаях (ст. 1062 ГК РФ).

Это не означает, что Россия должна отказаться выполнить поручение английского суда, связанное с судебным разбирательством требований, возникших в связи с заключением пари на территории Англии.

однозначно дают отрицательным ответ, поскольку оказание правовой помощи не должно ставиться в зависимость от того, будет ли признано последующее судебное решение на территории данного государства. Возможно, что испрашивающий исполнения поручения суд не будет ставить вопрос об исполнении своего решения.

Не должен иметь места отказ в исполнении иностранного судебного поручения по причине того, что дело, в связи с которым поступило поручение, находится в исключительной компетенции судов места исполнения поручения. Вопрос о компетентности органов своего судебного аппарата каждое государство решает по-своему, независимо от решения этого вопроса в других государствах.

Не допускается отказ в оказании правовой помощи, связанный с тем, что

Общее правило, закрепленное в двусторонних договорах, сводится к тому, что оказание правовой помощи не должно наносить ущерб суверенитету и безопасности государства места исполнения поручения. Таким образом, отказ в оказании правовой помощи может иметь место, если такая помощь противоречит публичному порядку государства места исполнения поручения в процессуальном смысле.

Основным универсальным регулятором исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса (1954) (ст. 11). В исполнении поручения может быть отказано, если:

  • • подлинность документов не установлена;
  • • исполнение поручения не входит в компетенцию судебных властей государства места исполнения поручения;
  • • государство места исполнения поручения считает, что такое исполнение угрожает его публичному порядку.

Среди многосторонних договоров следует упомянуть также Гаагские конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г., о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.

, об облегчении доступа к международному правосудию от 25 октября 1980 г. Общей чертой данных соглашений является попытка достижения компромисса между общим и континентальным правом, примирения норм, регулирующих институт комиссионеров, с требованиями континентального права.

Предусмотрен упрощенный порядок оказания правовой помощи.

Региональные международные соглашения (Конвенция СНГ о правовой помощи 1993 г., Брюссель I bis) содержат детальное регулирование основных вопросов оказания правовой помощи.

По общему правилу формы совершения процессуальных действий по запросу судебных или иных иностранных органов определяются законом государства места исполнения процессуальных действий.

С согласия государства места исполнения поручения возможно (по его просьбе) применение процессуального права запрашивающего государства.

§ 3 Судебные поручения. признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)

§ 3

Судебные поручения. признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)

Исполнение поручений иностранных судов. В современном мире объективно необходимо сотрудничество между судами различных государств, что обусловлено развитием международных экономических, деловых, культурных связей, миграцией населения, международным туризмом и т. п.

Для эффективного осуществления правосудия суду нередко необходимо совершить те или иные процессуальные действия за пределами России, например, вручить судебную повестку ответчику, проживающему за границей, допросить свидетеля, провести за границей судебную экспертизу или осмотр на месте и т. д.

Однако подобные действия не могут быть выполнены российским судом в силу того, что его власть ограничена пределами территории Российского государства, в связи с чем встает вопрос о направлении иностранным судам судебных поручений.

Основополагающим документом о правовой помощи по гражданским и семейным делам служит Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года. Россия подписала этот важный международный документ позже, вследствие чего в ГПК РСФСР была включена ст. 436, регламентирующая исполнение российскими судами поручений иностранных судов.

В соответствии со ст.

 407 ГПК РФ российские суды могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий и, в свою очередь, исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показания свидетелей, заключение экспертов, осмотр на месте и другие).

Для оказания правовой помощи надо соблюсти нормативно установленный порядок обращения. По общему правилу зарубежные органы правосудия обращаются в Министерство юстиции РФ (при наличии договора о правовой помощи, а такие договоры у нашей страны заключены с большинством государств мира) либо в Министерство иностранных дел РФ.

При отсутствии такого договора Министерство иностранных дел РФ пересылает просьбу в Министерство юстиции РФ, а последнее через областное управление (министерство) юстиции — до соответствующего суда. Если, например, дело, по которому испрашивается помощь, подсудно Верховному Суду РФ, то допустимо непосредственное обращение в этот суд.

  • С российскими гражданами за рубежом наши суды связываются через консульства РФ за границей.
  • Однако правовая помощь иностранным судам может быть оказана при соблюдении двух условий:
  • — совершение действия относится к компетенции суда;

— исполнение поручения не может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации и не угрожает безопасности Российской Федерации (ч. 2 ст. 407 ГПК).

Документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов РФ в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в РФ при наличии их легализации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ч. 1 ст. 408 ГПК).

Документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в РФ с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык (ч. 2 ст. 408 ГПК).

Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Судебные действия по исполнению судебного поручения совершаются в судебном заседании, которое проводится в соответствии с ГПК.

Протокол заседания заверяется не только подписью судьи и секретаря, но и печатью суда и вместе с другими документами (например, с актами ареста имущества, изъятия доказательств, осмотра и т. д.

) направляется через управление (министерство) юстиции субъекта Федерации в Министерство юстиции РФ.

Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей). В соответствии с ч. 1 ст. 409 ГПК решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Обязательное условие — это наличие международного договора о взаимном исполнении судебных решений.

Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам (то есть судебные акты, принятые по результатам рассмотрения спора), за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 409 ГПК). Иные процессуальные действия (например, исследование вещественных доказательств, допрос сторон и т. д.) по просьбам иностранных судов могут совершаться лишь в процедуре исполнения судебного поручения.

Под иностранными третейскими судами — арбитражами — понимаются постоянно действующие (например, Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма и др.) или создаваемые для рассмотрения конкретного дела негосударственные органы.

Положение о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей соответствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, относящей международные договоры Российской Федерации к составной части ее правовой системы и устанавливающей приоритет применения норм международного договора Российской Федерации перед правилами, предусмотренными национальным законодательством.

В зависимости от субъектного состава международные договоры могут быть двухсторонними и многосторонними, в которых могут быть закреплены разные механизмы исполнения решений иностранных судов и иностранных арбитражей.

Если между государствами заключен двухсторонний договор и они являются участниками многостороннего международного договора, то в первую очередь должны применяться положения двухсторонних договоров, а при их отсутствии — многосторонние.

Просьба об исполнении решения через Министерство юстиции и управление юстиции субъекта Федерации направляется в суд субъекта Федерации. Обращаться с просьбой о принудительном исполнении решения иностранного суда можно в течение трех лет с момента вынесения решения иностранного суда (ч. 3 ст. 409 ГПК).

Вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя судом субъекта Федерации по месту жительства или месту нахождения должника в РФ, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в РФ либо местонахождение его неизвестно — то по месту нахождения его имущества (ст. 410 ГПК).

В ч. 1 ст. 411 ГПК определены требования, которые предъявляются к содержанию ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда:

  1. — наименование взыскателя, его представителя, если ходатайство подается представителем, указание их места жительства, а в случае, если взыскателем является организация — указание места ее нахождения;
  2. — наименование должника, указание его места жительства, а если должником является организация — указание места ее нахождения;
  3. — просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения решения или об указании, с какого момента требуется его исполнение.
  4. В ходатайстве могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.
  5. К ходатайству должны быть приложены документы, предусмотренные международным договором РФ, а если это не предусмотрено международным договором — то прилагаться следующие документы:
  6. — заверенная иностранным судом копия решения иностранного суда, о разрешении принудительного исполнения которого возбуждено ходатайство;
  7. — официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это вытекает из текста самого решения (дело в том, что решения судов, осуществляющих правосудие по нормам шариата, нравственности, обычаев, в законную силу не вступают);
  8. — документ об исполнении решения, если оно ранее исполнялось на территории соответствующего иностранного государства;
  9. — документ, из которого следует, что сторона, против которой принято решение и которая не принимала участие в процессе, была своевременно и в надлежащем порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела;
Читайте также:  Когда российский суд откажется исполнить иностранное судебное поручение

— заверенный перевод указанных в пунктах 1–3 ч. 2 ст. 412 ГПК документов на русский язык.

Суд субъекта Федерации, получив такую просьбу, вызывает в судебное заседание ответчика, знакомит его с поступившими материалами и предлагает представить возражения. При этом суд не проверяет решение по существу, его законность, обоснованность и справедливость.

Суд устанавливает наличие необходимых документов, а также определяет, не нарушает ли данное решение суверенитет и безопасность РФ.

Кроме того, суд выясняет, своевременно ли получила проигравшая сторона извещение о рассмотрении дела; не существует ли тождественное решение российского суда.

И последнее, что устанавливает суд: может ли быть исполнено решение иностранного суда мерами принудительного исполнения, предусмотренными российским законодательством.

По данным вопросам вызванный ответчик (должник) вправе представлять возражения. Если возражений нет либо суд отклонил выдвигаемые возражения, он выносит определение, в резолютивной части которого указывает, что решение суда иностранного государства по конкретному делу принимается к исполнению, а также излагает суть исполняемого решения.

На основании данного определения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда и передается судебному приставу-исполнителю. Взысканные денежные суммы судебный пристав-исполнитель переводит через соответствующий банк РФ за рубеж взыскателю в соответствующей валюте.

В ст. 412 ГПК предусмотрены основания отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда. Подобный отказ допускается в случаях, когда:

  • — решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу;
  • — сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;
  • — рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов РФ;
  • — имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и то тем же основаниям, или в производстве суда в РФ имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
  • — исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ (если, например, иностранные решения будут противоречить основополагающим принципам права и прежде всего конституционным принципам, в частности, обеспечивающим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, а также судебную власть в РФ);
  • — истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя.

Определение об отказе в принудительном исполнении может быть обжаловано в вышестоящий суд (ч. 2 ст. 412 ГПК).

Основополагающим международно-правовым актом, регулирующим признание и приведение в исполнение решений международных коммерческих арбитражей, вынесенных на территориях других государств, является Конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», принятая 10 июля 1958 года в Нью-Йорке, ратифицированная СССР и имеющая обязательную силу в Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции).

В соответствии со ст.

 413 ГПК решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения против этого.

Однако возражения относительно признания этого решения могут быть заявлены заинтересованным лицом по месту его жительства или месту нахождения в суд субъекта в течение месячного срока после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда и рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений (ч. 2, 3 ст. 413 ГПК).

По результатам рассмотрения возражений относительно признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение. Отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1–5 ч. 1 ст. 412 ГПК.

  1. В России признаются решения иностранных судов, не требующие по своему содержанию дальнейшего производства:
  2. — относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение;
  3. — о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;
  4. — о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ, и в других, предусмотренных федеральным законом случаях.

В соответствии со ст.

 416 ГПК указанные правила статей 411–413 ГПК, за исключением части второй статьи 411, пунктов 1–4 и 6 части первой ст. 412 ГПК, применяются также к решениям иностранных арбитражных судов (арбитражей).

В ст. 417 ГПК предусмотрены основания отказа в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей).

  • Так, в признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитражей), независимо от того, в какой стране оно было вынесено, может быть отказано:
  • — по просьбе стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представит компетентному суду, в котором испрашивается признание или приведение в исполнение, доказательство того, что:
  • — одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособна или это соглашение недействительно в соответствии с законом, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого доказательства — в соответствии с законом страны, в которой решение было принято;
  • — сторона, против которой принято решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве, либо по другим причинам не могла представить доказательства, либо решение принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения. В случае, если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, часть решения суда, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и исполнена;
  • — состав третейского суда или арбитражное разбирательство не соответствовали арбитражному соглашению либо в отсутствии такового не соответствовали закону страны, в которой имел место иностранный третейский суд (арбитраж);
  • — решение еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было принято;
  • — если суд установит, что спор не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с федеральным законом или признание и исполнение этого решения иностранного третейского суда (арбитража) противоречит публичному порядку РФ.

Статья 407. Судебные поручения

1. Суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие).

  • 2. Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
  • 1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
  • 2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

3. Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Комментарий к Ст. 407 ГПК РФ

1. В ст. 407 содержится ряд новелл по сравнению со ст. 436 ГПК 1964 г.:

  1. 1) установлено, что суды Российской Федерации исполняют судебное поручение иностранных судов, поскольку это установлено международными договорами либо федеральным законом;
  2. 2) установлено, что суды Российской Федерации теперь вправе непосредственно обращаться в иностранные суды с поручениями (если это предусмотрено федеральным законом или международным договором);
  3. 3) теперь исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом лишь в той мере, в какой иное не установлено международным договором, действующим для Российской Федерации.

2. Применяя правила ч. 1 ст. 407, нужно учесть, что:

а) суды России обязаны исполнять поручения иностранных судов лишь постольку, поскольку:

— эти поручения переданы в установленном порядке. Этот порядок в настоящее время предусмотрен применительно к поручениям, исходящим от судов стран «дальнего зарубежья» в соответствующих международных договорах (см.

о них ниже), а применительно к поручениям судов стран СНГ — в Минской конвенции.

Нужно учесть, что поручения судов стран, ранее входивших в СССР, но не входящих в СНГ, исполняются в соответствии с международными договорами Российской Федерации с этими государствами (т.е. Латвией, Литвой, Эстонией);

— речь идет о совершении отдельных судебных поручений. Круг их указан в ч. 1 ст. 407 не исчерпывающим образом, в конкретном случае возможны и другие судебные поручения (см. коммент. к ст. 62, 63), а не только вручение повесток, документов, допрос сторон, свидетелей и т.д.;

  • б) не подлежат исполнению судебные поручения иностранных государств:
  • противоречащие суверенитету России или угрожающие ее безопасности (например, если в поручении содержится просьба передать иностранному суду документы, содержащие государственную или военную тайну России);
  • если это не входит в компетенцию судов (например, удостоверение сделок входит в круг обязанностей нотариусов, государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью — в компетенцию учреждений юстиции, указанных в Законе о недвижимости).

3. Применяя правила ч. 3 ст. 407, нужно учесть следующее:

а) ранее действовавшая Инструкция от 28.07.1972 в настоящее время отменена. В связи с этим поручения иностранных судов должны исполняться в соответствии с законодательством, действующим на территории России. К сожалению, в настоящее время соответствующий федеральный закон еще не принят. Однако сложилась многолетняя практика прошлых лет. В соответствии с ней:

Читайте также:  Закреплен принцип публичной достоверности ценных бумаг

— поручения иностранных судов исполняются российскими судами лишь при получении их через Минюст России. Если поручение иностранного суда поступило непосредственно в суд — оно исполняется только по указанию Минюста России.

Поручения учреждений юстиции иностранных государств, в т.ч. стран — участниц Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 01.03.

1954, поступившие от них непосредственно, направляются в Минюст России без исполнения;

— судебные поручения иностранных судов выполняются судами, в районе деятельности которых должны быть осуществлены процессуальные действия и под юрисдикцию которых подпадают лица, которым должны быть вручены документы;

— выполнив поручение, суд направляет необходимые материалы (протокол допроса, подтверждение о вручении документов, справка о расходах и др.) вместе с сообщением об исполнении (формуляр N 3), адресованным учреждению, от которого исходило поручение, органу юстиции субъекта РФ. Последний (после проверки правильности исполнения поручения) направляет документы в Минюст России;

б) во многом порядок исполнения поручений иностранных судов регулируется также международными договорами РФ (см. о них ниже).

4. В Минской конвенции, в свою очередь (применительно к судебным поручениям судов стран — СНГ), предусмотрено, что Договаривающиеся Стороны устанавливают:

1) порядок сношений между судами. Он установлен в ст. 5 Минской конвенции, которая предусматривает, что при выполнении норм этой Конвенции компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только указанной Конвенцией не установлен иной порядок сношений;

2) объем правовой помощи. Он установлен в ст.

6 Минской конвенции, предусматривающей, что Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороной, в частности, путем: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, свидетелей, экспертов, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов;

3) содержание и форму поручения об оказании правовой помощи. Они определены в ст. 7 Минской конвенции, согласно которой в поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны:

  1. а) наименование запрашиваемого учреждения;
  2. б) наименование запрашивающего учреждения;
  3. в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;
  4. г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам также место и дата рождения и по возможности фамилии и имена родителей; для юридических лиц — их наименование и местонахождение;
  5. д) при наличии представителей лиц, указанных выше, — их имена, фамилии и адреса;
  6. е) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.
  7. В поручении о вручении документа должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.
  8. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения;

4) порядок исполнения поручения. В соответствии со ст. 8 Минской конвенции при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны.

  • По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
  • Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.
  • По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
  • В случае если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой оно находится, необходимые меры для установления адреса.
  • После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению;

5) порядок вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов. В соответствии со ст.

9 Минской конвенции свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть независимо от своего гражданства привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

Лица, указанные выше, утрачивают предусмотренную этим пунктом гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны, хотя и имеют для этого возможность до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее его учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю запрашивающей Договаривающейся Стороной возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

Вызов свидетеля или эксперта, проживающего на территории одной Договаривающейся Стороны, в учреждении юстиции другой Договаривающейся Стороны не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки;

6) правила вручения документов. Они изложены в ст.

10, 11 Минской конвенции и предусматривают, в частности, что запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.

Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения;

7) правила установления адресов (в т.ч. и лиц, участвующих в деле). В соответствии со ст. 16 Минской конвенции:

Договаривающиеся Стороны по письменной просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая Договаривающаяся Сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.

Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают друг другу помощь в установлении места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны лиц, которым в учреждениях юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны предъявлены имущественные требования по гражданским, семейным и уголовным делам;

8) порядок возмещения расходов, сведенных с оказанием правовой помощи. Он установлен в ст. 18 Минской конвенции, предусматривающей, что запрашиваемая Договаривающаяся Сторона не будет требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Договаривающиеся Стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территориях.

5. Характеризуя правила ч. 4 ст. 407, следует учесть, что в настоящее время:

а) порядок обращения судов России с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий к судам иностранных государств, входящих в состав СНГ, установлен в нормах Минской конвенции (см. об этом выше);

б) порядок обращения судов России к судам других иностранных государств с такими поручениями регулируется в настоящее время практикой, сложившейся на основе ранее действовавшей Инструкции от 28.02.1972. При этом:

1) в поручениях российских судов учреждениям юстиции иностранных государств (формуляр N 1) указываются наименование суда (дающего поручение) и учреждения, к которому обращено поручение (т.е. иностранного суда); содержание поручения (вручение документа, допрос свидетеля, производства судебного осмотра и т.п.

) и необходимые сведения по существу поручения. В поручении о вручении документов обязательно указываются адрес лица, которому документ должен быть вручен, и точное наименование вручаемого документа.

Если международные договоры, соглашения и конвенции (действующие для РФ) устанавливают иные правила о порядке составления поручений иностранным судам, то нужно руководствоваться последними.

К поручению прилагаются надлежащим образом оформленные документы: извещение о судебном разбирательстве, копия такого заявления и т.п.;

2) поручения иностранным судам высылаются в органы юстиции субъектов РФ; последние (после соответствующей проверки) направляют их в Минюст России;

3) поручения судам стран, с которыми Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи, высылаются не позднее чем за четыре месяца до дня рассмотрения дела, а судам других государств — как правило, не позднее чем за шесть месяцев;

4) заявления граждан РФ, обратившихся в соответствии с условиями договоров о правовой помощи в суд по месту своего жительства с устной просьбой об освобождении их от судебных расходов по делам, находящимся в производстве соответствующих иностранных судов, заносятся в протокол, который вместе с представленным заявлением, справкой о семейном положении, о заработке, иными документами пересылается иностранному суду в порядке, предусмотренном для направления судебных поручений.

6. Как отмечалось выше, в последние годы многие вопросы, связанные с исполнением поручений иностранных судов, регулируются нормами международных договоров, что учтено и в правилах ст. 407. При этом нужно обратить внимание на следующее:

а) хотя в них речь идет о международном договоре, следует иметь в виду, что они распространяются на любые международные соглашения (договор, хартия, пакт, конвенция, соглашение и т.п.), которыми устанавливаются правила о гражданском судопроизводстве;

б) нужно учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»;

в) в ст. 407 речь идет как о международных договорах, заключенных собственно Россией (РСФСР), так и о международных договорах СССР, которые в настоящее время действуют для России (как правопреемницы СССР).

7. В настоящее время для России действуют следующие международные договоры:

1) Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23.05.1969);

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *