Изменения законодательства по госзакупкам в 2016 году

Изменения законодательства по госзакупкам в 2016 году

Экспонат ежегодной выставки «Госзаказ» / Максим Стулов / Ведомости

Минфин намерен существенно доработать и усовершенствовать механизм госзакупок. С этой целью ведомство подготовило пакет поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ).

«Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок.

В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса», – указывается в пояснительной записке к подготовленному Минфином законопроекту.

При этом повышается предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при их проведении с 500 000 до 3 млн руб. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы.

Еще одна поправка дает возможность заказчикам обсудить все детали закупки с потенциальными поставщиками «на этапе планирования закупки (до размещения извещения об осуществлении закупки)». Это должно способствовать повышению качества закупок и выбору самого подходящего исполнителя госконтракта.

В действующем законе такого не предусмотрено – обсуждения деталей госконтракта и компетенций поставщиков возможны только во время конкурсных процедур.

По новому порядку сама процедура отбора поставщика и заключение с ним договора должна проходить очень быстро: 4 рабочих дня дается на размещение заявок, 2 рабочих дня – на их рассмотрение, по 1 дню – на заключение контракта для каждой стороны.

Информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из единого государственного реестра юридических лиц.

«Законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок по единым формам электронных документов», – подчеркивается в пояснительной записке. Это должно сократить количество документов, минимизировать возникновение ошибок технического характера, автоматизировать процесс формирования извещения об осуществлении закупки.

По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, принятие поправок законопроекта позволит завершить переход к электронному документообороту на всех этапах госзакупок. Результатом станут «сокращение способов закупок, унификация и упрощение всех процедур, типизация контрактов, повышение гибкости при исполнении контрактов», – отметил замминистра.

Основные проблемы в сфере госзакупок сегодня – это нарушение сроков поставки товаров или выполнения работ, некачественное исполнение заказа, картельные сговоры между участниками закупок, задержка оплаты заказчиком, расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке, перечисляет Сергей Габестро, общественный омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей Борисе Титове. «Планируемые изменения в закон о контрактной системе делают более доступной эту сферу для бизнеса, так как в первую очередь связаны с упрощением процедур закупок, т. е. более простые и автоматизированные», – пояснил он «Ведомостям». К примеру, «обязательное электронное актирование (использование ЕИС) делает более прозрачным стадию исполнения контрактов: обеспечивает своевременную оплату, порядок и сроки приемки выполненных обязательств по контракту», – отмечает эксперт.

Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский оценивает законодательную инициативу Минфина более сдержанно.

По его мнению, упрощение процедур направлено лишь на борьбу с коррупцией в сфере госзакупок, но «не на поставку качественных товаров, работ и услуг в интересах граждан».

«На данный момент двухэтапный конкурс как способ определения поставщиков лидирует среди других способов и по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку), и по экономии (20,8%).

Исключение этого способа торгов «во имя унификации» или «в связи с невостребованностью» ничем не обосновано», – говорит эксперт. Он считает, что надо «не исключать и упрощать, а расширять ассортимент способов закупок, так как заказчики сталкиваются с совершенно разными закупочными ситуациями, и максимальную эффективность могут продемонстрировать разные способы торгов».

Например, рассказывает эксперт, Дальневосточная генерирующая компания недавно провела двухэтапный конкурс на право заключения договора на поставку угля для электростанций: на первом этапе были выявлены заинтересованные в поставке участники и прописаны технические требования; на втором – проведен конкурс по разработанным в результате первого этапа техническим требованиям. Как итог, были заключены договоры с шестью разными участниками, а общая экономия достигла 20%.

«То есть вместо сужения всего до трех способов регулятору надлежит ввести новые способы, такие, например, как конкурентные переговоры», – считает Головщинский. По его словам, не стоит расширять и долю аукционов в госзакупках. «Электронные аукционы создают имитацию конкуренции. Только 32,4% электронных аукционов признаны состоявшимися», – говорит он.

Габестро предлагает пересмотреть подход к определению эффективности закупок по критерию «цена», так как это хороший критерий результативности для однородных товаров с фиксированным качеством, но плохой для сложных продуктов и работ.

«Возможно, необходимо пересмотреть роли стоимостных и нестоимостных критериев в определенных законом формах закупок», – говорит специалист.

Он считает, что законодатели должны оградить заказчиков от недобросовестных поставщиков внесением их в черный список: если однажды поставщик предоставил недостоверную информацию и документы о себе, он не должен впредь допускаться к торгам.

По итогам III квартала 2020 г. объем госзакупок в рамках 44-ФЗ по всем отраслям экономики снизился по объему начальных максимальных цен (НМЦ) на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,98 трлн руб. Об этом сообщил на прошлой неделе оператор федеральной электронной площадки – компания «ТЭК-торг».

Согласно отчету оператора наилучшую восстановительную динамику по объему НМЦ показывают такие направления, как сооружения и строительные работы в области гражданского строительства; оборудование компьютерное, электронное и оптическое; здания и работы по возведению зданий.

К рынкам с наихудшей восстановительной динамикой по объему НМЦ относятся: услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа; металлы основные; средства транспортные и оборудование, проч.

В целом по количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.

Изменения законодательства по госзакупкам в 2016 году

Новости

Информация о материале 30 мая 2020 Изменения законодательства по госзакупкам в 2016 году Рассмотрим некоторые новшества, которые были запланированы заранее и начали работать с 1 января 2020 года, а также изменения, спровоцированные пандемией. Часть летний изменений была перенесена на октябрь.

В апреле Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ внес антикризисные поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Они в свою очередь перенесли сроки вступления в силу некоторых изменений в электронных закупках.

В частности, поправки отодвинули сроки нововведений, которые должны были начать действовать уже с 1 июля 2020 года. Речь идет о:

  • новом порядке проведения электронного запроса котировок;
  • новой процедуре закупок у единственного поставщика в электронной форме.

И то и другое перенесено на 1 октября 2020 года.  

Помимо этого с 24 апреля 2020 года начали работать следующие поправки:

  • Увеличен порог осуществления закупки у единственного поставщика. Если ранее он составлял 300 000 руб., то сейчас вырос до 600 000 руб.
  • Увеличен предельный годовой объем закупки у единственного поставщика — с 5 % до 10 %.

Предельные значения в рублевом выражении не изменились: годовой объем 2 млн руб. или 10 % совокупного годового объема и не более 50 млн руб.

Еще одно изменение связано с расширением перечня условий контракта, которые в 2020 году можно изменить по соглашению сторон.

Как коронавирус повлиял на закупки по 44-ФЗ

Пандемия в значительно степени повлияла на закупочную деятельность. Поэтому с апреля был принят ряд документов, который регламентировал вопросы, связанные с осуществлением закупок в период распространения инфекции.

Даны разъяснения о порядке расчета сроков

Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 № 443 определило некоторые особенности осуществления закупок в период пандемии. Они действуют с 6 апреля.

Установлено, что в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года (определены Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239), сроки, исчисляемые в рабочих днях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, должны исчисляться в календарных днях. Суббота и воскресенье, а также нерабочие праздничные дни в расчет не берутся.

Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на объявленный нерабочий день, то днем окончания срока следует считать этот нерабочий день. Исключение составляют ситуации, когда последний день срока выпадает на субботу или воскресенье. Тогда днем окончания срока будет ближайший понедельник.

Читайте также:  Частые ошибки компаний при банкротстве банка

Пандемия официально признана форс-мажором

Это единое мнение Минфина, ФАС и МЧС. Под форс-мажором следует понимать обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства.

ФАС в Письме ФАС РФ от 18.03.

2020 N ИА/21684/20 уточнила, что такие обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Поэтому поставщикам нужно иметь убедительные доказательства того, что из-за пандемии контракт невозможно выполнить в срок или должным образом. Это позволит им избежать штрафа или попадания в реестр.

Согласно ч. 65 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта и цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение срока и цены осуществляется при наличии письменного обоснования, основанием для которого может быть, например, решение правительства РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд и т.д.

Важно учесть, что, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, то:

  • при увеличении цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется внести на счет деньги в размере, который пропорционален стоимости новых обязательств;
  • при уменьшении цены контракта заказчик должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) деньги, внесенные на счет, в размере, пропорциональном размеру уменьшения цены контракта;
  • изменение срока исполнения контракта влечет за собой определение нового срока возврата денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Рассмотрение жалоб в ФАС перешло в дистанционный формат

Такой шаг был сделан с целью соблюдения режима самоизоляции с 6 марта 2020 года. Дистанционно рассмариваются жалобы на действия заказчиков или вопросы о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

При желании можно участвовать в дистанционном рассмотрении жалоб как заказчик. В режиме офлайн комиссия будет принимать решение и озвучивать его онлайн.

На сайте ФАС уже сейчас можно ознакомится с решениями, связанными с коронавирусной инфекцией: неисполнением, ненадлежащим исполнением обязательств и т.д.

Как изменились правила осуществления конкурентных закупок

Одно из обязательных требований, которое действует с 2020 года, — это регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). Ранее мы писали, как правильно ее осуществить. Поставщики, желающие участвовать в госзакупках, теперь не пройдут мимо ЕИС.

Система удобна тем, что обеспечивает автоматическую аккредитацию на всех открытых площадках для 44-ФЗ, предоставление документов. Функционал системы позволяет проводить регистрацию иностранных юрлиц.

Еще одно изменение связано с подачей заявки на участие в закупке. Сейчас она формируется в электронной форме при проведении конкурентных процедур закупок, а для 44-ФЗ это основная масса закупочных процедур, так как большинство заказчиков проводят закупки в электронной форме.

При объявлении таких процедур закупок заказчику следует обращать внимание на содержание и состав заявки, которые должны быть установлены по соответствующим требованиям в закупочной документации.

Кроме того, появились требования к типовым формам заявок (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401). Они были разработаны для унификации общих правил, в том числе для электронных площадок, чтобы функционал площадок отвечал соответствующим нормативным требованиям.

При проведении соответствующих торговых процедур, конкурса, аукциона участники должны обращать внимание на определенные нюансы, установленные в содержании заявки. Есть дело касается конкурсной процедуры, то участник закупки не должен в первой части заявки как-то себя идентифицировать. В противном случае это будет основанием для отклонения заявки.

  • Любое отклонение заявки — это потенциальная жалоба, поэтому оно всегда мотивировано и обосновано.
  • В аукционной процедуре, напротив, допустимо указание сведений об участнике в первой части заявки.
  • В настоящее время обязательной содержательной частью заявки стали сведения о стране происхождения поставляемого товара и о стране происхождения товара, который, например, поставляется при выполнении работ или оказании услуг или используется с этой целью.

Важно обратить внимание на то, что сведения, указанные в составе заявки, впоследствии включаются в контракт и в реестр контрактов. Поэтому они должны быть однозначными и объективными.

По общему правилу указывается конкретная стана происхождения товара, однако в определенных случаях указывается несколько наименований стран, группы стран — в случае с регистрационным удостоверением на лекарственные средства.

Аналогичные сведения будут и в заявке.

Противоположная ситуация с продуктами питания. Здесь следует четко указывать страну происхождения — для того, чтобы при приемке товара заказчик мог ориентироваться на соответствующие сведения. Поставщик в свою очередь должен обеспечить доставку товара с указанной страной происхождения. Заказчик не сможет принять товар, не соответствующий условиям контракта.

В ситуации, когда невозможно осуществить поставку товара с указанной страной происхождения, следует руководствоваться ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

То есть допускается поставка товара другой страны происхождения, но поставщик при этом должен обеспечить обоснование улучшенных характеристик товара по сравнению с качественными, техническими, функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Запуск ГИС «Независимый регистратор»

С 1 января 2020 года, в соответствии с ч. 13 ст. 4 и ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, начала работать ГИС «Независимый регистратор». Задача системы — обеспечивать видеофиксацию действий участников закупок на электронных площадках вплоть до наличия интернет-соединения и настройки рабочего места пользователя.

Для чего нужен регистратор? Чтобы обеспечить участников закупок необходимыми данными для защиты своих прав и интересов. Эти сведения они могут представить в ФАС, чтобы подтвердить наличие или отсутствие технических проблем в работе электронной площадки.

Что нового в закупке новых машины и оборудования

Сейчас при объявлении закупочной процедуры устанавливается требование к обеспечению гарантийных обязательств.

По сути, это один из обеспечительных инструментов контрактной системы, который устанавливают заказчики, по общему правилу — при необходимости, а при закупке новых машин и оборудования — в обязательном порядке. Но с 1 июля 2020 года это станет правом заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, с 1 июля при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе поставить вопрос об обеспечении гарантийных обязательств.

Если вопрос об обеспечении гарантийных обязательств ставится, то в контракте будет обозачено условие предоставления такого обеспечения, порядок, сроки предоставления для целей исполнения обязательств по контракту.

Согласно поправкам в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла (ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Как поменяется алгоритм запроса котировок

Новый порядок проведения электронного запроса котировок вступит в силу с 1 октября 2020 года вместо 1 июля 2020 года.

Проведение электронного запроса котировок возможно, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ.

Для процедуры электронной закупки установленное в настоящее время ограничение в 100 млн руб. снимут.

Извещение о закупке размещается не позднее, чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. Содержание извещения определяется нормативно. Внести изменения в объявленную процедуру закупки, в содержание извещения будет невозможно. Поэтому при обнаружении ошибок заказчику придется действовать только через отмену процедуры с последующим выходом на новую закупку.

Изменить извещение нельзя, а отменить запрос котировок можно. Законодательно установлено, что отмена запроса котировок может произойти не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

С 1 октября 2020 года в составе заявки на участие в запросе котировок должно будет содержаться в том числе документальное подтверждение соответствия участника требованиям, установленным законодательно.

Заявки рассматривается в течение 1 рабочего дня. Если процедура состоялась, то заключается контракт. Порядок заключения контракта определяется ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом ст. 82.1.

  1. Контракт подписывается в 1 день участником закупки и в 1 рабочий день заказчиком.
  2. Заключение контракта происходит не ранее, чем через 2 рабочих дня с даты опубликования итогового протокола.
  3. Изменения в закупках у единственного поставщика

С 1 октября 2020 года у заказчика есть возможность малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ провести в электронной форме. Если он примет такое решение, то НМЦК не должна превышать 3 млн руб.

Закупка проводится на электронной площадке. Алгоритм включает несколько шагов.

Участник закупки размешает предварительное предложение — для него установлены обязательные элементы.

 По сути, это сведения о потенциальной поставке (какой товар, регион, определенный объем поставки, цена, страна происхождения товара и т.д.).

Предварительное предложение — это фактически согласие на участие в закупке. Таким образом, размещение предварительного предложения будет расцениваться как заявка.

Заказчик при необходимости размещает на площадке извещение о проведении такой закупки.

Оператор будет отбирать заявки (не более 5-ти, соответствующих условиям объявленной закупки) и затем ранжировать по ценам.

Заказчик рассматривает заявку в течение 1 рабочего дня и выбирает победителя. Заключение контракта осуществляется с лицом, признанным победителем такой закупки по регламенту положений ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

Закупки-2016: новеллы законодательства, практика работы по 44-ФЗ и по 223-ФЗ, сложные ситуации | Компания права Респект

  • Москва, Конгресс-отель «Альфа» Измайлово + Online-трансляция в г. Уфа Дата проведения: 15-18 марта 2016 года
  • Программа
  • 44-ФЗ: изменения законодательства, сложные вопросы, правоприменительная и судебная практика
  • Правила госзакупок по 44-ФЗ в 2016 году: что меняется и что изменится

Новые правила обоснования закупок товаров, работ и услуг (с 01.01.2016)

Новые правила формирования, утверждения и ведения плана закупок для федеральных нужд, составления плана-графика закупок. Размещение в ЕИС планов и планов-графиков закупок (ПП РФ от 29.10.2015 № 1168)

Читайте также:  Реестровые ошибки: когда их исправляют через суд

Новые антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен, запросу предложений. Расширение полномочий антимонопольных органов (275-ФЗ от 05.10.2015)

Новые требования к раскрытию поставщиками (подрядчиками, исполнителями) информации о привлекаемых ими субподрядчиках и соисполнителях по контракту: условия и порядок применения

Нормирование в сфере закупок с 01.01.2016 (ПП РФ от 02.09.2015 № 926–927)

Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок (ПП РФ от 27.10.2015 №1148)

Перевод закупок в электронную форму (с 01.07.2016, с учетом последних поправок)

Возможность изменения срока исполнения и условий контракта (по контрактам, завершаемым в 2016 году)

Перспективы принятия мер по снижению рисков злоупотреблений со стороны заказчиков

  • Особенности проведения закупок в 2016 году: возможность корректировки существенных условий, условия отмены требований обеспечения исполнения, реструктуризация задолженностей по штрафам и пеням
  • Способы определения поставщиков/подрядчиков по 44-ФЗ: правоприменительная и административная практика, проблемные ситуации
  1. Особенности проведения торгов: открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона и др. Совместные конкурсы и аукционы
  2. Запрос котировок (требования, порядок проведения, рассмотрение и оценка заявок, последствия признания запроса котировок несостоявшимся)
  3. Запрос предложений (условия и порядок применения, ограничения). Переторжка
  4. Закупки у единственного поставщика: условия, ограничения, спорные ситуации
  5. Рассмотрение и оценка заявок заказчиком при различных способах закупок. Правила и процедуры оценки заявок по нестоимостным критериям
  • Преимущества и преференции для отдельных категорий участников закупок. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных НКО
  • Отдельные виды закупок: требования, особенности
  • Способы проведения конкурсных и неконкурсных подрядных закупок услуг в сфере строительной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капремонт, текущий ремонт)
  • «Зонтичные» конкурсы в сфере НИР и ОКР
  • Специальные требования к закупкам отдельных видов товаров и услуг в 2016 году (медицинское оборудование и лекарственные средства, инновационная продукция и пр.)
  • Государственный (муниципальный) контракт от заключения до исполнения
  1. Предмет и условия контракта, субъектный состав сторон контракта
  2. Процедуры заключения и изменения контракта, порядок признания контракта недействительным
  3. Контрактная цена
  4. Обеспечение исполнения контракта (банковская гарантия, антидемпинговое обеспечение). В каких случаях заказчик вправе не устанавливать требования обеспечения исполнения контракта
  5. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта: перечень оснований, процедура
  6. Приемка и экспертиза результатов исполнения контракта
  7. Ответственность заказчика и подрядчика по госконтракту: условия, порядок применения
  • Электронный документооборот в контрактной системе. ЕИС госзакупок в 2016 году
  • Практика контроля работы с поставщиками/подрядчиками: разъяснения ФАС России
  • Типичные нарушения при выборе способа определения поставщика
  • Неправомерные условия проектов контрактов, навязывание невыгодных условий поставщикам
  • Выявление нарушений при составлении ТЗ и пр.
  • Административные правонарушения в сфере закупок по 44-ФЗ
  1. Состав и виды административных правонарушений в сфере госзакупок: новое в КоАП РФ
  2. Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере госзакупок
  3. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере закупок
  4. Коллизии норм КоАП РФ с 294-ФЗ: рекомендации участнику закупок
  5. Обжалование судебных решений: порядок, особенности
  • Споры между субъектами правоотношений в сфере госзакупок: досудебное урегулирование, судебная практика
  • Механизмы досудебного урегулирования споров
  • Способы и порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченных органов, членов закупочных комиссий, сотрудников контрактных служб
  • Особенности урегулирования отдельных видов споров и конфликтных ситуаций (обжалование планов-графиков заказчиков и завышенных НМЦК; практика противодействия сверхкоротким срокам поставок в закупочной документации и пр.)

Практика рассмотрения в судах спорных ситуаций в связи с закупками по 44-ФЗ: обзор судебных решений 2014–2016 гг. (оплата товаров, не предусмотренных контрактом; включение НДС в цену контракта; односторонний отказ от исполнения контракта; повторные торги и пр.)

223-ФЗ: новые правила и практика закупок, спорные вопросы

  • Правила закупок по 223-ФЗ в 2016 году: изменения в законодательстве, судебная практика
  1. Новое в планировании закупок и корректировке плана закупки. Особенности заключения планов-графиков закупок в 2016 году
  2. Новое в заключении и изменении договоров. Риски неисполнения договоров
  3. Новый перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме
  4. Требования к участникам закупок. Установление приоритета товаров (работ, услуг) российского происхождения
  5. Нестоимостные критерии оценки заявок: как их выбирать и как применять на практике

Обязанность заказчика размещать в реестре договоров на официальном сайте документально подтвержденную информацию о расторжении договоров и основаниях их расторжения (с 01.01.2016)

Проектируемые изменения в закупках по 223-ФЗ в 2016 году (исчерпывающий перечень конкурентных способов закупок, усиление ответственности заказчика, оптимизация закупочной деятельности и пр.)

  • Особенности определения поставщиков по 223-ФЗ (конкурс, аукцион, запрос предложений и пр.): правоприменительная и административная практика, нестандартные ситуации
  • Особые закупочные ситуации («рамочные» договоры, договоры с пролонгацией, переторжка, дозакупка)
  • Пробелы в законодательстве о закупках по 223-ФЗ: как действовать в неурегулированных случаях
  • Пробелы 223-ФЗ в правоприменительной практике (электронная форма закупки, нормы-принципы, отчетность по закупкам, режим конфиденциальной информации и др.)
  • Как разобраться, подпадает ли ваша сделка под действие 223-ФЗ
  • «Дробление» закупок: как это делается (сложные вопросы)

Закупки у единственного поставщика (в т. ч. закупки «малого объема», закупки на суммы более 100/500 тыс. руб.)

Оспаривание условий документации о закупке (требований к участникам закупки, критериев оценки и сопоставления заявок участников закупки, описания объекта закупки, формулировки условий в проекте договора). Толкование судами понятия «сведения о начальной цене договора». Раскрытие информации о бенефициарах

Внесудебный порядок отмены (аннулирования) результатов торгов: основные проблемы правоприменения

  • Участие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в закупках по 223-ФЗ

Особенности проведения закупок, в которых участниками (поставщиками) являются только СМСП

Новое в расширении доступа СМСП к участию в закупках по 223-ФЗ (ПП РФ от 29.10.2015 № 1169)

Закупки у СМСП инновационной, высокотехнологической продукции, лекарственных средств (156-ФЗ от 29.06.2015)

Мониторинг соблюдения требований об участии СМСП в закупках (ПП РФ от 21.11.2015 № 1255)

  • Административная практика ФАС России по 223-ФЗ: выявление нарушений, рассмотрение жалоб, штрафы
  1. Составы нарушений порядка проведения закупок (по срокам размещения информации о закупке, по содержанию извещения и документации, по требованиям к участникам и пр.)
  2. Жалобы на необоснованный отказ в допуске к участию в закупке (необоснованное отклонение заявки)
  3. Жалобы на необоснованный допуск к участию в закупке и результаты рассмотрения заявок
  4. Жалобы на порядок оценки заявок и/или на нарушение порядка определения победителя в торгах
  5. Штрафные санкции: за уклонение от электронной формы закупки; за неприменение норм 44-ФЗ (в отдельных предусмотренных законом случаях) заказчиками, подпадающими под 223-ФЗ
  • Споры по 223-ФЗ: актуальная судебная практика
  • Практика судов по вопросам: применения законодательства о закупках к отдельным видам гражданско-правовых сделок (аренда, купля-продажа недвижимости и др.); расторжения контрактов (договоров); включения в цену контракта НДС
  • Актуальная практика разрешения споров: с антимонопольным органом по поводу ограничения конкуренции; связанных с несоблюдением заказчиком принципов закупки; касающихся квалификации способа закупки и пр.
  • Оплата товаров (работ, услуг), которые не были предусмотрены договором, заключенным по результатам тендера: практика ВС РФ
  • Новые подходы к определению (взиманию) неустойки в рамках договоров, заключаемых в ходе закупочных процедур
  • Признание судом недействительными торгов, проводимых в рамках закупочной деятельности: основания; лица, которые вправе заявлять соответствующие требования; последствия. Применение последствий недействительности исполненного сторонами договора, заключенного в соответствии с 223-ФЗ
  • Ответы на вопросы (круглый стол), практические рекомендации

СЕМИНАР ПРОВОДИТ:

Ольга Александровна Беляева д.ю.н., ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

  1. Кирилл Михайлович Бурлаков начальник отдела закупок организаций государственного сектора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России
  2. Артем Юрьевич Лобов заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России
  3. Андрей Юрьевич Маковлев заместитель директора ФГБУ «Федеральный экспертно-правовой центр», эксперт Госдумы РФ в области размещения госзаказа, управления закупками госкомпаний (принимал участие в разработке 223-ФЗ, других нормативно-правовых актов, ряда поправок в 94-ФЗ)

Арсений Игоревич Приходько к.ю.н., магистр частного права, советник юстиции 2-го класса

Стоимость участия:

Регистрационный взнос составляет  24 500 руб. НДС не взимается. Оплата регистрационного взноса обеспечивает: обеды, кофе-паузы, комплект раздаточных материалов.

При оплате до 05 марта СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА 17 200 руб.

Контактные телефоны

Что изменилось в законодательстве по закупкам, разъяснения ФАС | Контур.Закупки

С марта текущего года возникла угроза всей системы закупок. У многих закупочные процедуры выпадали на нерабочие дни, не попадающие под Трудовое законодательство. Это поставило в тупик все сообщество закупщиков. Как только возникла ситуация с режимом повышенной готовности, стало понятно, что 44-ФЗ не совсем отвечает требованиям сегодняшней жизни.

Изменения в законодательстве в связи с СOVID-19

Рассмотрим самые важные изменения законодательства в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ

  1. Пени рассчитывается от цены этапа контракта.

Если в условиях выполнения контракта предусматриваются этапы выполнения, пеня будет определяться от цены данного этапа контракта, а не целого контракта (изменения в ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Данное изменение внесено с целью снижения финансовой нагрузки на предпринимателей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Читайте также:  Юридический отдел на аутсорсе — ловушка для компаний

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в условиях режима повышенной готовности.

В действие п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ добавлены закупочные процедуры, производимые в режиме повышенной готовности. Был пересмотрен концепт этого пункта. Добавился термин “режим повышенной готовности“. Конкретизированы ситуации, когда этот пункт можно использовать.

18 марта 2020 года ФАС разослал разъяснения, что ситуацию с Covid-19 можно считать обстоятельством непреодолимой силы. Для применения этого пункта должна быть логическая связь между принятием решения о закупке и распространением коронавирусной инфекции.

Именно этот момент будет определяющим при проверке контролирующим органом.

  1. Можно не устанавливать требование об обеспечении контракта для закупок среди СМП, за исключением случая, когда установлена выплата аванса.

Если не предусмотрен аванс, то до 31 декабря 2020 г. при проведении закупок у СМП заказчики имеют право не включать в документацию условия об обеспечительном взносе выполнения контрактов и гарантийных обязательств. Заказчики, применяющие эту нормы, должны оценивать риски, которые могут быть при злоупотреблении некоторых исполнителей. Эта норма может применяться не во всех сферах.

  1. Возможность изменения цены/срока контракта из-за распространения коронавируса и в иных случаях, установленных Правительство РФ.

В 2020 году могут быть изменены условия закупки в части срока и стоимости работ, если нет возможности исполнить его из-за Covid-19, а также в других случаях, которые определяет Правительство РФ. При применении этого изменения, обязательно должно быть обоснование изменений. Особенно осторожно нужно относиться к изменению цены контракта.

Правительством РФ закреплены другие варианты закупок у единственного поставщика. К данной группе отнесены закупочные процедуры для строительства объектов под ключ в рамках национальных проектов при очень сжатых сроках. Данное решение отдано под юрисдикцию Правительства РФ, Губернаторов регионов, Глав Администрации. Данная норма будет применяться до 1 января 2024 года.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 443

  1. В рамках закупок по 44-ФЗ сроки, исчисляемые в рабочих днях, будут считаться в календарных (за исключением субботы и воскресения).

Изменен порядок расчета сроков для закупочных процедур по 44-ФЗ, они будут определяться не в рабочих, а в календарных днях (без учета субботы и воскресения).

Это изменение внесено из-за сложившейся ситуации с затяжным периодом нерабочих дней. Чтобы не останавливать проведение необходимых закупок.

  1. Проведение аукционов, которые содержат ПСД переносить ненужно.

Сроки проведения аукционов, имеющих проектно-сметную документацию, не переносятся.

  1. Рассматривать заявки можно дистанционно, с составлением электронного протокола.

Допустимо дистанционное рассмотрение заявок, при условии составления электронного протокола. Необходимо подписать протокол электронной подписью.

  1. При заключении контракта заказчик вправе увеличить срок исполнения обязательств по контракту на срок, установленный как нерабочие дни.

Заказчик имеет право увеличить срок выполнения работ по контракту на количество дней, установленных как “нерабочие”. Это связано с введением запрета на массовые мероприятия, затяжным периодом нерабочих дней.

Федеральный закон от 24.04.2020 N 124-ФЗ

  1. Предельная цена контракта по малым закупкам установлена в размере 600 тыс. рублей (было 300 тыс. рублей), доля таких контрактов не должна превышать 10% СГОЗ (было 5%).

Это долгожданное изменение связано с изменением цен на разные товарные группы.

  1. Решение установления условия об обеспечении гарантийных обязательств при любой закупке это право заказчика, а не обязанность.

Это решение полностью становится ответственностью Заказчика.

  1. Снижена минимальная ставка обеспечения контракта, новые пределы от 0,5 до 30%.

Эта норма дает принять минимальное значение, но несет определенные риски для заказчика, которые он должен учитывать.

  1. Установлена обязанность комиссии заказчика проверять юридические лица, являющиеся участниками закупки, на привлечение к административной ответственности по ст.19.28 КоАП.

Это статья связана с коррупционной составляющей. Проверить эту информацию необходимо по реестру, который ведет Генеральная Прокуратура РФ.

  1. Установлено право изменять размер аванса из-за коронавируса.
  1. В закупках по 223-ФЗ сроки теперь определяются в календарных днях (не считая субботы и воскресения).

Это изменение внесено по аналогии с 44-ФЗ. Для предотвращения остановки проведения необходимых закупок на период нерабочих дней.

Постановление Правительства РФ от 08.05.2020 N 647

Данное постановление предусматривает принятие Правительством РФ отдельных решений по закупкам у единственного поставщика. Даны расширенные полномочия председателю Правительства и оперативным штабам по работе в условиях Covid-19:

  1. Поставщик определен протоколом заседания Правительства РФ, как обеспечивающий устойчивое экономическое развития в условиях распространения Covid-19.
  2. Поставщик определен, как реализующий решения совета при Правительстве по борьбе с Covid-19.
  3. Закупка проводится за счет средств резервного фонда Правительства России. В данном случае должны быть соблюдены требования бюджетного законодательства в части направления затрат и их процентного соотношения.

При принятии данных решений должен быть разработан проект акта Правительства с межведомственным согласованием. Затем принят акт.
Срок введения в действие нового порядка осуществления малых закупок и запросов котировок сдвинут на 01.10.2020 г.

Назревшие проблемы в работе по 44-ФЗ и предложения ФАС для их решения

ФАС подготовлен пакет оптимизационных поправок:

  • Давно назревшая проблема с документационными «ловушками». Она дает возможность недобросовестным заказчикам по условно «техническим» поводам отклонить участников процедур. Предлагается, по примеру принятых изменений в строительной сфере, не допускать указания характеристик товаров, не указанных в КТРУ, за исключением случаев, где есть четкое обоснование вводимых дополнительных критериев. Ограничить перечень необходимых характеристик товаров, которых пока нет в КТРУ 5 единицами. Поставщику достаточно будет согласиться на поставку товаров по требованию заказчика.
  • Сокращение промежутка времени между сроком подачи заявок до процедуры аукциона уменьшает возможность сговора между ее участниками.
    При повторных процедурах, когда нет заявок, нет необходимости повторять торговые процедуры много раз. Такое часто бывает на Дальнем Востоке. В таких случаях предлагается возможность заключать контракт со сторонней организацией, которая подходит под требования закупки, проходит пред квалификацию. После согласования в ФАС можно заключать контракт.
  • Рейтинг деловой репутации должен стимулировать бизнес работать без штрафных санкций на повышение своего статуса. Это приведет к снижению финансовой нагрузки на бизнес в виде снижения обеспечения контракта. Этот вопрос обсуждается и поддерживается и в государственных структурах, и на бизнес – форумах.

Предложения для дальнейшего развития электронных процедур

Для прозрачности и наглядности всех закупочных процедур предлагается:

  1. Ввести единые критерии для оформления банковской гарантии.

Приведение банковских гарантий к единой форме – давно назревшая проблема. Необходимо создать единый вид этого документа, чтобы избежать риски участников. Так как сейчас у каждого банка свой бланк гарантии.

  1. Всю переписку, включая претензионную, участников закупки вести в ЕИС.

Для исключения бумажного документооборота, ошибок при доставке почты необходимо весь спектр документооборота по закупочным процедурам, включая жалобы, претензии и прочее перенести в ЕИС. Тогда контролировать и отслеживать его будет легче как участникам торгов, так и контролирующим органам.

  1. Подачу жалоб и официальных уведомлений также перевести в ЕИС.

Введение универсальной предквалификации на торгах поможет повысить уровень участников на крупных заказах. А также снизит уровень жалоб, что уменьшит нагрузку на заказчиков и территориальные органы ФАС.

  1. Ввести изменения В ЕврАзЭС для внесения нового способа закупки – закупки в электронном магазине.

Обновление процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке поможет всем участникам торгов. У заказчика будет право уменьшить сроки принятия решений, ограничение списка причин поможет не совершить нарушений закона. А у исполнителя появится право отстоять свою точку зрения и оспорить решение заказчика.

Если все предложения ФАС будут приняты, то это приведет к упрощению закупочных процедур и уменьшению рисков заказчиков и исполнителей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *