Компании удалось доказать, что она не была работодателем водителя арендованного автомобиля

Профиль автора

Один мужчина искал работу. На сайте бесплатных объявлений ему приглянулась вакансия водителя с правами категории C и зарплатой 70 000 Р. Он созвонился с представителем работодателя и встретился с ним. В итоге мужчину приняли на работу водителем самосвала в компанию — назовем ее компанией № 1. Правда, трудовой договор с ним не заключили, а вместо обещанных 70 000 Р в месяц платили 30 000 Р, но зато их перечисляли на карточку регулярно, раз в месяц, а еще выдавали наличные на топливо и на ремонт машины.

Водитель. Я работал чуть больше года по графику два через два. За это время я несколько раз подходил к генеральному директору компании № 1 и просил заключить со мной трудовой договор. Мне всегда отказывали.

При этом деньги мне платили, пусть меньше, чем обещали, но платили. Перечисляли на карточку, перевод был от директора. А еще на мое имя оформляли путевые листы и товарные накладные. И на ремонт и дизельное топливо мне тоже давали деньги. С директором мы общались через Вотсап.

Он в сообщениях давал мне указания, что, когда и куда везти.

Я не виноват, что я просто водитель, а не юрист или бухгалтер и не знаю, как и что надо оформлять при устройстве на работу. Я работал, мне платили зарплату — и я думал, что этого достаточно и что я оформлен официально. Но если директор говорит, что я у него вообще не работал, тогда разбираться будем в суде.

За все время работы мне заплатили всего 389 500 Р, то есть примерно по 30 000 Р в месяц вместо обещанных 70 000 Р. Пусть выплатят то, что обещали в объявлении. Эта компания должна мне еще 520 500 Р.

Генеральный директор компании № 1. Этот водитель что-то путает. Наша компания не занимается наймом водителей. Наша сфера деятельности — предоставление автомобилей без водителя в аренду. Есть компания, с которой мы сотрудничаем, — компания № 2. Вот они как раз берут у нас машины в аренду, сами нанимают водителей и выполняют заказы. С ними пусть этот мужчина и разбирается.

Районный суд: ????????

Дело № 2-223/2018

Так, давайте посмотрим, чего хочет истец.

Он просит суд установить факт трудовых отношений между ним и компанией № 1, обязать эту компанию сделать запись в его трудовой книжке и выплатить ему задолженность по заработной плате в размере 520 500 Р.

Также истец просит выплатить ему компенсацию за задержку зарплаты — 274 000 Р, компенсацию морального вреда — 100 000 Р, оплатить услуги юриста — 25 000 Р. Всего 919 500 Р.

Но представитель компании № 1 говорит, что они никогда не нуждались в услугах водителей. Они вообще занимаются предоставлением машин в аренду — без всяких водителей. Все их машины находятся в лизинге у компании № 2, именно эта организация и нанимает водителей.

Истец заявляет, что деньги ему перечислял директор компании № 1. Этот же гражданин работает бухгалтером в компании № 2.

Но истец не представил в суд никаких доказательств того, что он действительно работал хоть в одной из этих компаний. Трудовой договор с ним не заключала ни одна из них.

Скриншот объявления с бесплатного сайта вакансий сам по себе не может служить доказательством того, что истец работал в компании № 1 и получал там заработную плату. Заявления о приеме на работу тоже нет.

В материалах дела есть разве что справка из пенсионного фонда о том, что никаких обязательных платежей компания № 1 за истца как за своего сотрудника не производила.

Это компания № 2 давала истцу деньги на топливо. Получается, он работал там со сдельной оплатой труда.

Мужчина представил в суд скриншоты переписки с директором компании № 1, товарно-транспортные накладные и договор аренды транспортного средства без экипажа, заключенный между ним и компанией № 1. Но все это не может безусловно говорить о том, что между водителем и компанией № 1 были трудовые отношения, а, например, не подрядные.

Компания № 1 предлагала заменить ответчика на компанию № 2, все же они на праве аренды владели автомобилем, на котором работал истец, но он категорически отказался.

В общем, в суд не представлено ни одного документа, который позволял бы подтвердить трудовые отношения между этим водителем и компанией № 1. Мы полностью отказываем истцу в иске.

Мужчина с таким решением суда не согласился и решил оспорить его.

Городской суд: ???????? ????????

Дело № 33-14918/2018

Что нам говорит закон? По ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем. По такому соглашению работник лично выполняет какую-либо трудовую функцию за плату, а также подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка.

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора — он и есть то самое соглашение между работником и работодателем. Если работник уже фактически приступил к работе с ведома работодателя, то трудовой договор должен быть заключен в течение трех дней.

А здесь у нас что? Ни трудового договора, ни приказов о приеме на работу, ни приказов об увольнении. Записей в трудовой книжке тоже нет. Табель рабочего времени не велся.

Да, истец выполнял определенный вид работ для компании № 1, но это не значит, что работодатель был обязан заключить трудовой договор с водителем. Может быть, они просто договорились перевезти груз по договору подряда.

Доказательств обратного не представлено.

Суд первой инстанции все решил правильно. Оставляем его решение в силе: трудовых отношений между водителем и компанией № 1 не было.

Верховный суд: ????

Определение по делу № 78-КГ19-30

У нас очень много вопросов. И мы считаем, что предыдущие суды сделали ошибочные выводы.

Суды должны были внимательно рассмотреть следующие моменты:

  1. Была ли между истцом и руководителем компании № 1 договоренность о личном выполнении работ, которые подразумевает должность водителя?
  2. Руководство компании № 1 допустило истца к работе?
  3. Истец работал водителем в тот период, что указал в иске?
  4. Подчинялся ли истец правилам внутреннего распорядка компании № 1?
  5. Выплачивалась ли истцу заработная плата — и в каком размере?

На эти вопросы ни один из судов не ответил. Никто даже не стал их изучать. Все сконцентрировались только на том, что истец не представил трудовой договор или какие-нибудь еще официальные документы.

Между тем работник фактически исполнял работу с ведома работодателя и под его управлением. Это уже однозначно подтверждает факт наличия трудовых отношений. Истец получал зарплату. Естественно, он считал, что между ним и компанией № 1 сложились трудовые отношения.

А все доводы судов, что не было трудового договора, приказа о приеме на работу и записи в трудовой книжке, говорят о том, что это компания № 1 нарушает трудовое законодательство. А не истец.

Еще мы не согласны с тем, что истец якобы работал на компанию № 2. Суды, видимо, невнимательно изучили товарные накладные. В них ясно указано, что накладные на перевозку грузов принадлежат компании № 1, а за рулем автомобиля, который эти грузы перевозит, — именно наш истец.

Отменяем все решения судов по этому делу. Пусть районный суд рассматривает все заново с учетом наших замечаний.

Районный суд: ????

Дело № 2-8242/2019

Ну что же, давайте рассмотрим это дело еще раз. Вот что говорит истец.

На сайте объявлений он нашел вакансию: компании № 1 требуются водители, зарплата — 70 000 Р в месяц. Он трудоустроился в эту компанию и обговорил график работы: два через два.

Он приступил к работе в должности водителя компании № 1 с ведома и по поручению работодателя. Письменный трудовой договор с ним не оформили. Так он работал больше года. Все это время общался с руководством в Вотсапе.

После каждой поездки работодатель изымал у него путевые листы и товарно-транспортные накладные.

За все время работы ему выплатили 389 500 Р в качестве зарплаты. Эти деньги перечисляли с банковской карты генерального директора компании № 1.

Из-за всего этого истец полагал, что между ним и компанией были трудовые отношения. Просто по вине компании № 1 они не были оформлены в предусмотренном законодательством порядке.

  • Истец действительно представил в суд скриншот объявления о работе, выписки с банковского счета о том, что ему перечисляли деньги со счета гендиректора, копии товарных накладных с подписью директора компании № 1 и ее печатью.
  • В общем, мы как следует изучили все представленные документы и показания и пришли к выводу, что факт работы истца в компании № 1 на должности водителя доказан.
  • Вот что мы решили:
  1. Компания № 1 обязана внести в трудовую книжку истца запись о приеме на работу и об увольнении.
  2. Также она должна выплатить истцу задолженность по зарплате — 520 500 Р, компенсацию за задержку зарплаты — 274 000 Р, компенсацию морального вреда — 100 000 Р, расходы на оплату услуг представителя — 25 000 Р. Всего 919 500 Р.

Мужчина год работал неофициально, получал 30 тысяч рублей и не жаловался. А потом, после внезапного увольнения, подал на работодателя в суд, смог доказать факт трудовых отношений и отсудил почти миллион рублей.

К сожалению, нет возможности точно узнать, получил ли водитель эти деньги. Но есть все основания полагать, что получил: организация работодателя занималась лизингом автомобилей, следовательно, имущество у нее есть, и довольно дорогостоящее.

Водитель дальновидно собирал доказательства того, что он действительно работал на компанию. Предъявил суду и скриншот объявления о вакансии, и товарные накладные. Он получал деньги переводами с личной карты другого человека — это полностью черная зарплата.

Другой недобросовестный руководитель в такой ситуации мог бы сказать, что просто давал деньги в долг.

Но поскольку у мужчины были скриншоты переписки в Вотсапе с заданиями на день и товарные накладные, ему удалось доказать суду факт трудовых отношений, пусть и не с первого раза.

Думаю, что немаловажную роль в этом деле сыграл профессионализм и азарт представителя истца в суде. Он не остановился после двух отказов судов, дошел до Верховного суда с делом самого обычного человека и доказал его правоту.

Иногда можно обойтись и без судаМы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Устные договоренности с работодателем не будут иметь никакой силы, если возникнет спорная ситуация.

Работодатель, который выплачивает деньги на руки и не фиксирует эти выплаты в каких-либо документах, может уволить сотрудника в один момент и вообще ничего ему больше не заплатить.

Оспорить это будет сложно, потому что нет договора, в котором были бы прописаны обязанности работодателя и размер зарплаты.

Отпускные, больничный, пенсионные отчисления, право на налоговый вычет — всего этого у работника тоже, разумеется, не будет.

Позже невозможно будет подтвердить свой стаж и опыт работы: не будет никаких записей в трудовой книжке.

Почитайте другие наши статьи о работе и зарплате:

За ДТП на служебном авто отвечает организация

Автомобиль — это источник повышенной опасности. Его эксплуатация связана с определенными рисками и особой ответственностью. Так, в случае ДТП с организации — владельца служебного автомобиля могут взыскать вред, причиненный третьим лицам.

Кто в ответе за автомобиль

Общее правило — вред имуществу, жизни и здоровью полностью возмещает тот, кто его причинил . Если удастся доказать отсутствие вины, возмещать ничего не придется .

В некоторых случаях вред приходится возмещать невиновным  лицам . Один из таких случаев — причинение вреда автомобилем или другим источником повышенной опасности. Например, организация, которой принадлежит автомобиль, обязана возместить вред, причиненный им в ДТП. Ответственности можно избежать, если организация докажет, что:

  • 1) причиной вреда стала:
  • — непреодолимая сила (например, ураганный ветер вынес автомобиль на встречную полосу) ;
  • — умысел потерпевшего (например, ДТП произошло при попытке пешехода совершить суицид);
  • 2) автомобиль выбыл из ее обладания в результате противоправных действий других лиц (проще говоря, его угнали).

НА ЗАМЕТКУ
Работник организации может причинить третьим лицам вред при исполнении трудовых обязанностей, но не в связи с использованием источника повышенной опасности.

Читайте также:  В какой валюте хранить деньги? мировые тенденции 2021 года

Так, маляр может красить здании и случайно забрызгать припаркованный рядом автомобиль. Организация-наниматель не будет отвечать за вред, если докажет, что работник не виноват .

Например, владелец автомобиля заехал на парковку, несмотря на ограждение и информационные таблички о покраске.

За вред, причиненный автомобилем, отвечает его владелец . Это не только собственник, но и тот, кто владеет автомобилем на законном основании (т.е. предусмотренном законодательством или договором) , а именно:

— на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— на праве аренды;

— по доверенности и т.д.

Обратите внимание!
Если автомобиль арендуется с водителем (экипажем), то ущерб возместит арендодатель . Арендатор же ответит за причиненный автомобилем вред в случае аренды без экипажа (т.е. когда за рулем будет работник арендатора) .

Какой вред придется возместить организации

1. Суммы, выплаченные страховыми компаниями потерпевшим в ДТП (по автогражданке (комплексному страхованию), каско).

Организация — владелец транспортного средства должна страховать свою гражданскую ответственность за вред, причиненный им юридическим и физическим лицам .

Страховая компания (в том числе Белорусское бюро по транспортному страхованию) впоследствии может взыскать с владельца автомобиля выплаченные пострадавшему страховые суммы . Но это происходит только в определенных случаях. Так, право требования (суброгация) возникает в пределах выплаченных сумм к организации, ответственной за вред при ДТП, когда ее водитель :

  1. — причинил вред умышленно (кроме случаев крайней необходимости или необходимой обороны);
  2. — был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  3. — отказался от медосвидетельствования;
  4. — употребил алкоголь или наркотики после ДТП;
  5. — не имел права на управление;

— оставил место ДТП и т.д.

Судебная практика
Автомобиль предприятия попал в ДТП и причинил вред другому транспортному средству. Виновным признан водитель предприятия, который покинул место ДТП.
Страховое общество просило суд взыскать с предприятия выплаченное страховое возмещение по автогражданке, проценты за пользование чужими денежными средствами и почтовые расходы.
Доводы предприятия о завышенном размере стоимости ремонта и неверном перерасчете размера вреда суд признал несостоятельными. С 01.01.2016 услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей не требуют обязательного подтверждения соответствия. Нельзя отказать в доплате страхового возмещения, если потерпевший не представит этот сертификат.

Все про учет арендованных авто: от налогов до первички и проводок

Довольно часто организации для решения производственных нужд принимают решение приобрести транспортное средство. Покупка автомобиля не всегда и не для всех компаний целесообразна. Нередко решение руководства сводится к аренде автомобиля в целях компании.

Рассмотрим, как правильно отражать расходы на аренду и содержание арендованного автомобиля при исчислении налога на прибыль, в каком случае возникает необходимость уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Согласно Гражданскому кодексу существует два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без (договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации). Порядок заключения и форма договора, а также обязанности арендодателя регулируются статьями 642–649 ГК РФ.

Расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, если договором не предусмотрено иное, несет арендатор (статьи 636, 645 и 646 ГК РФ).

Чаще всего организации арендуют транспортные средства юридических или у физических лиц. В зависимости от вида арендодателя и от аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа у организации арендатора возникает различная обязанность по уплате налогов.

Транспортный налог

Следует сразу отметить, что обязанность по уплате транспортного налога закреплена в статье 357 НК РФ за лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, исчисление и уплату транспортного налога должен осуществлять арендодатель.

Налог на прибыль

Суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе прочих расходов для исчисления налога на прибыль, если:

  • арендованный автомобиль используется для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг,
  • при условии соответствия всем критериям, предусмотренным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, такие, как мойка, покупка запчастей, ГСМ, компания имеет право также включать в расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены и оправданы в соответствии с требованиями законодательства.

В частности, для подтверждения расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, необходимо оформление путевых листов. Кроме подтверждения расходов на ГСМ, данный документ подтверждает в целом экономическую обоснованность и производственную направленность расходов, связанных с использованием транспортного средства.

Таблица 1. Расходы на аренду и обслуживание транспортного средства

Вид расхода Вид расхода в НУ Ссылка на законодательство
Расходы на аренду Прочие расходы пп.10 п.1 ст.264 НК
Услуги по управлению автомобилем Оплата труда п.21 ст.255 НК
Страховые взносы на услуги по управлению Прочие расходы пп.1 п.1 ст.264 НК
Текущий и капитальный ремонт Расходы на ремонт основных средств* пп. 1 и 2 ст. 260 НК*
Расходы на содержание Прочие расходы пп. 11 п. 1 ст. 264 НК
Расходы на ГСМ Материальные расходы** илиПрочие расходы *** пп. 5 п. 1 ст. 254 НК**илипп. 11 п. 1 ст. 264 НК***
Страхование (ОСАГО, КАСКО) Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование пп. 1 п. 1 ст. 263 НК
  • * если обязанность возложена на арендатора,
  • ** для производственной деятельности,
  • *** для нужд управления.

Первичные документы

Как было сказано выше, для отражения расходов в налоговом учете необходимо оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства.

Расходы на аренду, если иное не предусмотрено договором, можно отражать на основании только договора. Также может быть предусмотрено составление ежемесячного акта на аренду транспортным средством.

  1. Расходы на услуги управления транспортным средством могут быть приняты в налоговом учете на основании оформленных актов на услуги по управлению, составленных согласно требованиям законодательства.
  2. Расходы на ГСМ для налогового учета подтверждаются корректно заполненными путевыми листами.
  3. Рассмотрим подробнее требования к оформлению данного документа и изменений в его форме, вступивших в силу в 2017 году.

Унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Данная форма предусмотрена для автотранспортных организаций.

Если компания таковой не является, то она может руководствоваться в качестве основы данной формой документа и разработать собственную форму путевого листа.

Если организация примет решение составлять документ по самостоятельно разработанной форме, то необходимо закрепить данную форму в учетной политике и проверить соответствие документа требованиям 402-ФЗ к реквизитам первичного документа.

В 2017 году вступили в силу Приказы Минтранса (от 18.01.2017 № 17, от 07.11.2017 № 476), которыми были внесены некоторые изменения в порядок оформления данного документа. Напомним, что порядок заполнения путевых листов закреплен в Приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Путевой лист должен обязательно содержать следующую информацию и реквизиты (утверждены разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152):

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке его действия;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе;
  6. отметка о предрейсовом контроле технического состояния автомобиля (приказ Минтранса РФ от 18 января 2017 г. № 17);
  7. показания одометра при выезде и при заезде;
  8. дата и время выезда и заезда в гараж;
  9. подпись и Ф.И.О. работника, который ставит в листе показания одометра, дату и время;
  10. Ф.И.О. водителя;
  11. дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя;
  12. штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который проводит медосмотр.

С 15 декабря 2017 в путевом листе обязательно должна содержаться информация об ОГРН или ОГРИП (в случае ИП) собственника транспортного средства.

Еще одно дополнение — в поле «Сведения о транспортном средстве» появился новый обязательный реквизит. В данном поле необходимо заполнять день (число, месяц, год) и время (часы, минуты), когда был проведен предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Данное поле заполняется, если такой предрейсовый контроль предусмотрен законодательством.

Путевой лист теперь не обязан содержать печать (штамп) организации или ИП.

Важное внимание следует уделить информации о маршруте поездок. Несмотря на отсутствие данного требования в Приказе Минтранса, налоговые органы настаивают на наличии полной информации о маршруте поездок. Формулировка маршрута должна указывать на производственный характер (например, поездка в налоговую инспекцию, на переговоры к заказчику).

Величина расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли не ограничена налоговым законодательством. Нормированию подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (подп.11 п.1 ст.264 НК РФ).

При проверке обоснованности затрат налоговые органы руководствуются Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В случае значительного превышения фактических расходов над указанными нормами налоговыми органами может быть подвергнута сомнению их экономическая обоснованность.

Несмотря на это, организация, учитывая специфику своей деятельности, вправе использовать самостоятельно разработанные нормы, исходя из соответствующей технической документации (с учетом норм, установленных Минтрансом России, или с учетом данных, содержащихся в документах завода — изготовителя автомобиля). Минфин в своих разъяснениях (например, письма от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875) разрешает организациям, которые не являются автотранспортными, не придерживаться норм Минтранса, а разрабатывать свои нормы.

Если организация не является автотранспортной, необходимо закрепить разработанную норму расхода топлива приказом руководителя организации.

Если организация или ИП оказывает транспортные услуги, то они должны вести журнал регистрации путевых листов, который также иногда называют реестром путевых листов (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 17 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

НДФЛ и страховые взносы

Если организация арендует автомобиль у физического лица, то также, как и в случае с юридическим лицом, необходимо заключить договор аренды транспортного средства.

В договоре должна содержаться исчерпывающая информация об автомобиле, чтобы можно было точно определить, какое транспортное средство взято в аренду.

Так обязательно следует указать марку автомобиля, год выпуска, цвет, номер кузова и двигателя, государственный регистрационный номер. Сведения должны соответствовать паспорту транспортного средства или свидетельства о регистрации.

Доходы, получаемые физическим лицом от сдачи имущества в аренду, а также от оказания услуг являются объектом налогообложения НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 НК РФ).

Организация, в данном случае оплачивающая услуги аренды, выступает налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). В зависимости от того является физическое лицо резидентом Российской Федерации или нет, ставка налога будет 13% или 30% соответственно.

НДФЛ с арендной платы удерживается при ее фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК). Дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода — из кассы или на банковский счет (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК). Налог должен быть перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.

В зависимости от того оформлен договор аренды с экипажем или без него, будет возникать необходимость исчисления и уплаты страховых взносов.

Если заключен договор аренды без экипажа, то арендная плата, выплачиваемая физическому лицу по договору аренды имущества, страховыми взносами не облагается.

Если заключен договор аренды с экипажем, то есть также предоставляются услуги по управлению транспортным средством, то следует обратить внимание на следующие нюансы:

  1. В договоре необходимо разделить стоимость аренды и стоимость услуг управления,
  2. Как было сказано выше, услуги аренды не являются объектом обложения страховых взносов, но услуги управления облагаются страховыми взносами в ПФР и ФФОМС, так как относятся к выплатам физическому лицу по договору гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг,
  3. Страховые взносы в ФСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в том случае, если это предусмотрено в самом договоре аренды транспортного средства с экипажем (п.1 ст.20.1 закона № 125-ФЗ).
Читайте также:  Что можно продавать в интернете: все о том, чем выгодно торговать в онлайн-магазине, какие товары хорошо реализуются и с чего лучше всего начинать бизнес в сети

Если в договоре отсутствует разделение сумм аренды и оказания услуг управления, то высока вероятность того, что проверяющие начислят взносы со всей суммы арендной платы. В таком случае свои интересы придется отстаивать в суде.

Бухгалтерский учет

Передача транспортного средства от арендодателя к арендатору оформляется актом приемки-передачи основных средств.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды.

По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.

Согласно ПБУ 10/99, в случае использования арендованного имущества для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг, суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Таким образом, арендатор отражает арендную плату в бухгалтерском учете в том периоде, к которому она относится.

Арендная плата списывается в зависимости от того, в какой деятельности используется автомобиль. Возможные бухгалтерские проводки при аренде транспортного средства у физического и юридического лица приведены в Таблице 2.

Обратим внимание, что если аренда у физического лица предполагает аренду у сотрудника организации, то в качестве счета расчетов с арендодателем будет использоваться счет 73, в случае аренды у физического лица — ИП или у юридического лица будет использоваться счет 76.

Таблица 2. Бухгалтерские проводки

Дебет Кредит Сумма, руб. Описание
20(26, 44) 73,76 6000 начислена сумма по договору аренды транспортного средства за месяц
73,76 68.01 780 удержан НДФЛ с дохода физического лица по ставке 13%
20(26, 44) 76 1000 начислена сумма за услуги управления транспортного средства за месяц
76 68.01 130 удержан НДФЛ с дохода физического лица по ставке 13%
20(26, 44) 69.02.7 220 начислены взносы на обязательное пенсионное страхование (применимо в случае аренды у ФЛ с экипажем)
20(26, 44) 69.3 51 начислены взносы ФФОМС (применимо в случае аренды у ФЛ с экипажем)
73, 76 50 (51) 6090 (6000*) выплачено вознаграждение исполнителю;
20 (26, 44) 71 (76, 60) 2500 списаны расходы на эксплуатацию арендованных транспортных средств.

* в случае аренды у юридического лица без экипажа

Подводя итог, стоит отметить, что при использовании автомобилей в аренду, следует обратить внимание к корректному составлению документов.

В договоре необходимо указать исчерпывающую информацию об автомобиле, соответствующую документам транспортного средства. Если договор заключается с физическим лицом по аренде транспортного средства с экипажем, необходимо указать отдельно в договоре стоимость аренды и стоимость услуг управления транспортным средством.

Что касается отражения расходов, то для отсутствия вопросов со стороны налоговых органов, необходимо иметь корректно оформленные документы, подтверждающие целесообразность и обоснованность понесенных расходов.

Хозяин машины — ни при чем

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб — всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница — Клепикова — не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Родственники погибшего в ДТП должны получить 475 тысяч рублей от страховщика виновника аварии

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель — Борисов — управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079  Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным  и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты  на судебные издержки.

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии — причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

Владимир Баршев 

Российская газета — Федеральный выпуск №7242 (76)

Суд решил, кто будет платить, если сотрудник в рабочее время разбил в ДТП служебную машину

Сотрудник, занимавший в компании должность водителя-экспедитора, попал на служебном автомобиле в ДТП, которое произошло по его вине. В результате ДТП имуществу работодателя (автомобилю) был причинн существенный ущерб.

Работодатель весь ущерб решил взыскать с водителя — виновника ДТП. В обоснование своих требований работодатель ссылался на то, что с водителем был заключен договор о полной материальной ответственности, по которому тот отвечал за любой причиняемый организации-работодателю ущерб в полном объеме.

Платить за поврежденный автомобиль работник отказался.

Тогда работодатель обратился в суд с требованием о взыскании с водителя полной стоимости ремонта поврежденного автомобиля в размере 213 000 рублей.

Материальная ответственность водителя-экспедитора

По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст.241 ТК РФ).

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных законами (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).

В частности, это возможно в случаях умышленного причинения ущерба, причинения ущерба в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество работодателя (ст.244 ТК РФ). Водители-экспедиторы как раз и относятся к такой категории сотрудников.

Таким образом, работодатель вправе заключить с водителем-экспедитором договор о полной материальной ответственности, по которому он обязан возмещать работодателю причиненный ущерб в полном размере за недостачу вверенного ему имущества.

Что решил суд

Рассмотрев доводы и возражения сторон, суд кассационной инстанции отказал работодателю в удовлетворении заявленных им требований.

Суд установил, что с работником, по чьей вине произошло ДТП, в результате которого пострадал автомобиль работодателя, действительно был заключен договор о полной материальной ответственности. Следовательно, водитель-экспедитор обязался нести материальную ответственность за вверенное ему имущество.

Но действие договора о полной материальной ответственности распространяется на вверенные ответчику в качестве водителя-экспедитора для перевозки ценности. То есть, водитель отвечает за сохранность и целостность вверенного перевозимого груза и несет ответственность за причинение по его вине ущерба именно данному грузу.

  • Автомобиль, на котором сотрудник осуществлял свою трудовую функцию, являлся не перевозимой материальной ценностью, а техническим средством, обуславливающим возможность исполнения работником своих трудовых обязанностей.
  • Таким образом, транспортное средство, получившее механические повреждения в результате ДТП, не может быть признано той материальной ценностью, за которую сотрудник несет полную материальную ответственность на основании заключенного договора.
  • В связи с этим суд пришел к выводу, что за поврежденный автомобиль работник не отвечает в полном размере причиненного ущерба.

Что думаете? Справедливо ли, на ваш взгляд, решение суда? Или водитель должен выплатить всю сумму ущерба, если он виноват в ДТП?

Должен ли работник возместить причиненный компании ущерб?

Не всегда работодатель может лишить сотрудника части зарплаты из-за порчи или потери корпоративного имущества. Если же такое право у него есть, размер удержания определяется исходя из требований закона или пожелания работника

В эпоху дистанционного труда все чаще персоналу в компаниях предоставляют оборудование для работы вне офиса. Многие работодатели уверены, что имущество будет возвращено, а в худшем случае его стоимость можно удержать из зарплаты сотрудника. Но это не совсем так. Заработная плата – это неприкосновенный доход человека. Просто так с зарплатного счета списать средства нельзя.

Это возможно, если сотрудник по своей инициативе написал заявление, указав цели и суммы для удержания. Такое заявление будет действовать в том числе тогда, когда работник испортил или потерял служебное имущество и решил компенсировать его стоимость.

Если сотрудник отказался возместить ущерб, удержание возможно по решению суда, который может обязать работника выплатить компенсацию, например за порчу имущества.

Нужно иметь в виду, что без заявления сотрудника и решения суда при порче, потере и краже корпоративного имущества обычное удержание из зарплаты невозможно, если в трудовом договоре не предусмотрена материальная ответственность работника.

Согласно трудовому законодательству организация должна обеспечить сотрудника средствами для работы, в том числе оборудованием. И если в договоре не сказано об ответственности, по умолчанию сотрудник может и не платить за порчу имущества.

В компаниях, выдающих персоналу дорогое оборудование, вопрос о материальной ответственности лучше решать еще при приеме сотрудника на работу. В трудовом договоре стоит предусмотреть случаи, когда работник понесет ответственность.

Например, порча имущества по собственной вине, его потеря или кража, признание виновным в ДТП, которое стало причиной порчи имущества, и т.д. Также важно указать порядок возмещения убытков – процент от оклада или конкретную сумму.

Часто работодатели не прописывают детали в договоре, ограничиваясь упоминанием о материальной ответственности и необходимости возместить ущерб. В итоге в случае возникновения конфликта суд принимает решение в пользу сотрудника.

Поэтому в договоре обязательно должно быть предусмотрено: что является товарно-материальными ценностями, как должна обеспечиваться сохранность имущества компании, что понимается под прямым ущербом и реальным уменьшением наличного имущества (уничтожение, порча, поломка, требующая ремонта, и т.д.).

Одним из главных пунктов документа – «Основания возмещения ущерба».

В нем должно быть прописано: при каких условиях сотрудник должен будет возместить ущерб (потеря, кража), от чего будет зависеть сумма компенсации (стоимость оборудования), что снизит стоимость имущества (амортизация), какие случаи относятся к форс-мажору, когда работник не должен возмещать ущерб (авария, ЧП и т.д.), каким образом будет организован процесс возмещения (объяснение сотрудника, заявление о возмещении, внутреннее или судебное урегулирование в случае отказа сотрудника, размер удержаний или оплата наличными в кассу и т.д.).

Если между работодателем и сотрудником возникает конфликт, спор рассматривается в суде. Именно суд принимает решение, должен ли работник компенсировать ущерб. При этом практика показывает, что суды чаще выносят решение в пользу сотрудников.

Основная причина такой тенденции – неверное толкование компаниями понятия ответственности и неправильное указание на нее в трудовом договоре. В документах не всегда точно прописаны случаи, при которых сотрудник несет материальную ответственность, и то, как подобные ситуации должны регулироваться.

Например, упущенную выгоду компенсировать вряд ли получится. В Трудовом кодексе говорится лишь о прямом действительном ущербе. Или, например, ст.

239 ТК РФ исключает ответственность работника за ущерб, причиненный вследствие непреодолимой силы или неисполнения работодателем обязанности по созданию надлежащих условий хранения имущества.

Допустим, ноутбук сломался из-за того, что на него не поставили антивирус. Поскольку делать это должна организация, очень вероятно, что суд в подобном деле примет сторону сотрудника.

Решения в пользу работодателей принимаются, когда есть доказательства вины сотрудника и она подтверждается документами (справка из ГАИ, УВД и т.д.).

Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут закончиться рассмотрением спора в суде.

У сотрудника украли оборудование.

В такой ситуации он должен подать заявление о краже в полицию, получить справку об этом и принести ее работодателю. Если возбудят уголовное дело, то ущерб должен взыскиваться с виновника после вынесения решения судом. Если заявление сотрудник не подал и при этом он является материально ответственным, то работодатель сможет требовать от него возмещения ущерба.

Оборудование повреждено во время ДТП.

Статья 239 ТК РФ уточняет, что ответственность работника исключается при возникновении ущерба из-за непреодолимой силы. Эта статья может применяться и в случае ДТП.

В такой ситуации нужно будет получить документ о дорожно-транспортном происшествии (справку из ГИБДД), которое стало причиной повреждения имущества. Если сотрудник был виновником случившегося, работодатель может взыскать с него ущерб.

Но в суде придется доказывать вину работника и обосновывать причинно-следственную связь между ею и ущербом.

Договором не предусмотрена материальная ответственность работника, но ЧП произошло по его вине.

Если сотрудник признает вину, готов возместить ущерб и написал заявление об удержании – работодатель вычитает из зарплаты максимально возможные суммы. Если сотрудник признает вину, но не хочет возмещать ущерб, прибегнуть можно к ст. 241 ТК РФ.

В ней указано, что человек несет ответственность в пределах месячного заработка. Но у работодателя должно быть подтверждение стоимости поврежденного имущества.

Если работодатель хочет взыскать всю стоимость оборудования, а сотрудник против, вероятно, придется идти в суд.

Если сотрудник решил самостоятельно возместить причиненный ущерб, из его зарплаты может быть удержана любая сумма. Ограничений здесь нет, кроме размера дохода человека.

Важно лишь одно: необходимо письменное заявление сотрудника с указанием размера и порядка списания из зарплаты. Причем в Трудовом кодексе не говорится напрямую о заявлении сотрудника.

Значение имеет отсутствие разногласий о причинах и размере удержаний, что и будет подтверждать заявление.

Если работник не дал письменного согласия на удержание, но по договору он несет материальную ответственность, будет действовать лимит на списание денежных средств с зарплатного счета. Основное правило для работодателей: общий размер удержаний не может быть более 20% от зарплаты. В ст.

138 ТК РФ уточняется, что удержания могут производиться при каждой выплате зарплаты. Значит, если она начисляется два раза в месяц, то и удерживать средства можно дважды. При этом расчет удержания производится не от общей суммы за месяц, а от суммы за соответствующую половину месяца.

То есть при каждой выплате работник должен получить не менее 80% от общей суммы за соответствующий период.

Допустим, сумма возмещения – 100 тыс. руб., а оклад сотрудника – 50 тыс. руб. Таким образом, каждый месяц у него будет списываться не более 10 тыс. руб. Если аванс его составляет 20 тыс. руб., а во второй раз он получает 30 тыс. руб., то списывать можно при обеих выплатах – 4 и 6 тыс. руб. соответственно. И так до полного возмещения.

Размер удержаний может составлять 50% от зарплаты при наличии решения суда и 70% – если сотрудник отбывает исправительные работы, суд обязал работника выплачивать алименты или компенсацию за причинение вреда здоровью другого человека.

На практике это может выглядеть так. В компанию пришло два решения суда, согласно которым сотрудник должен уплатить штраф за причинение порчи имуществу в размере 50 тыс. руб. и выплачивать алименты в размере 15 тыс. руб. ежемесячно. При окладе 50 тыс. руб. алименты будут списываться в полном размере, а штраф – до 10 тыс. руб. в месяц.

Важно иметь в виду: удержание может производиться только из заработной платы работника (ст. 137 ТК РФ). Нельзя вычитать средства из пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком. Эти деньги не относятся к заработной плате, так как не являются оплатой труда (ст. 129 ТК РФ).

Нарушение норм закона чревато привлечением к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

Работодатель может быть наказан за незаконное удержание средств, а таковым оно будет являться при отсутствии письменного согласия сотрудника на это или решения суда. Наказание также последует за удержание больше разрешенной суммы.

Оно будет расцениваться как неполная выплата зарплаты или ее задержка. В перечисленных случаях штраф составит до 5 тыс. руб. для должностного лица и до 50 тыс. руб. для компании. Кроме того, неполное начисление зарплаты является нарушением, которое влечет наказание в виде штрафа до 20 тыс.

руб. для руководителя и до 50 тыс. руб. для организации.

Компания рискует и тем, что суд признает указанные выше действия неправомерными, обяжет вернуть удержанные средства и начислит компенсацию не меньше 1/150 ключевой ставки Банка России от невыплаченной суммы за каждый день задержки на основании ст. 236 ТК РФ. А еще придется выплатить компенсацию морального вреда из-за неправомерных действий или бездействия работодателя.

Итак, представим, что сотрудник уронил корпоративный ноутбук, и компьютер вышел из строя. Но работник не написал заявление на удержание.

Поэтому работодатель решил в одностороннем порядке списать сумму, возмещающую ущерб. Однако если сотрудник обратится с жалобой в ГИТ или суд, санкции могут ждать и руководителя компании, и организацию.

Помимо штрафа придется выплатить удержанные средства и начислить компенсацию.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *