Налоговики теперь обязаны проверять достоверность подаваемых на регистрацию сведений

С марта ФНС получила расширенный доступ к банковской тайне. Какие полномочия появились у налоговиков и какие сведения о клиенте обязаны передавать банки, разбирался Bankiros.ru.

Как изменились полномочия у налоговиков при проверке граждан

Большинство полномочий у налоговой службы появилось еще в 2016 году. Так, у банков появилась обязанность сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии счетов у обычных граждан. При этом такое требование было в налоговом кодексе еще в 2014 году, но несколько в иной формулировке.

Налоговая служба имеет доступ к информации о счетам граждан уже больше шести лет. Существенное отличие нововведений этого года состоит в том, что налоговая инспекция могла получить данные о счетах граждан только во время проверок. Теперь банки обязаны предоставить эти сведения и без проверок.

Налоговики теперь обязаны проверять достоверность подаваемых на регистрацию сведений Bankiros.ru

Однако меняет это немногое. И без этой поправки банки не могли отказать налоговой инспекции в предоставлении информации. Финучреждения обязаны информировать ФНС на основании ст.86 Налогового кодекса РФ:

Вклад «Пара мандаринов»

  • об открытии и закрытии счетов, депозитов с 2016 года;
  • об изменении реквизитов счетов граждан с первого июля 2014 года;
  • о предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с первого сентября 2016 года;
  • о предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с первого сентября 2016 года;
  • об остатках на счетах и выписках по счетам, открытым в драгоценных металлах с первого июня 2018 года;
  • о счетах, привязанных к электронным кошелькам с первого апреля 2020 года.
  • Налоговики теперь обязаны проверять достоверность подаваемых на регистрацию сведений Bankiros.ru

  1. Налоговая проверка счетов граждан возможна в нескольких случаях:
  2. ФНС может запросить в банке сведения при проверке конкретного гражданина. Часто это происходит, когда физлицо обращается в налоговую службу для налогового вычета при покупке жилья.
  3. Проверить могут также любого гражданина, на основании информации о том, что он тайно занимается предпринимательской деятельностью, например, сдает жилье, ведет уроки и другое. В качестве основания для проверки может выступать любая информация, например, письмо от наблюдательного соседа.
  4. Проверку могут назначить, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах из-за рубежа.
  5. Если на счет регулярно поступают одинаковые платежи.
  6. Если гражданин внес на карту наличными крупную сумму денег.
  7. Налоговики теперь обязаны проверять достоверность подаваемых на регистрацию сведений Bankiros.ru

Вклад «МКБ. Практичный»

Налоговая служба может запрашивать у финучреждения следующие данные:

Согласно требованиям, у налоговиков нет прямого доступа к выпискам по банковским операциям гражданина. Получить эти данные налоговая сможет только при согласии вышестоящего руководства во время проверки.

После запроса банки обязаны передать ФНС справку о наличии счетов у физлица, депозитов, драгоценных металлах, выписки по операциям на счетах и вкладах, справку о переводах и поступлениях электронных денег.

Передать информацию банки обязаны в течение трех рабочих дней после поступления соответствующего запроса.

Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, почему не стоит покупать что-то кроме доллара и евро.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Налоговики теперь обязаны проверять достоверность подаваемых на регистрацию сведений

Елена РудневаЖурналист / Bankiros.ru

Налоговые проверки бизнеса в 2021 году: выездные проверки, мораторий

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки — только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать — читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

  • Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.
  • Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.
  • Возможные процедуры:
  • Истребование документов у налогоплательщика,
  • Истребование документов у контрагентов,
  • Допрос свидетелей,
  • Проведение экспертизы,
  • Участие переводчика или стороннего эксперта,
  • Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.
  1. Выездная налоговая проверка — проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.
  2. Срок проведения — 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).
  3. Возможные процедуры:
  • инвентаризация,
  • осмотр,
  • выемка,
  • требование документов (информации),
  • экспертиза,
  • допрос,
  • вызов свидетеля,
  • получение экспертного заключения,
  • привлечение переводчика.

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок

Информацию можно посмотреть на сайте Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС “Единый Реестр Проверок”.

Налоговики теперь обязаны проверять достоверность подаваемых на регистрацию сведений

Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.

Налоговики теперь обязаны проверять достоверность подаваемых на регистрацию сведений

Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

  • осуществляющие деятельность в социальной сфере,
  • организации здравоохранения,
  • образовательные организации,
  • сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
  • предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

  • компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;
  • субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);
  • Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Основание — Постановлению Правительства от 30.11.2020 № 1969.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

  1. Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

  2. Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

  3. Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

  4. Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

  • Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.
  • Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.
  • Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).
  • Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).
  • Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.
  • Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.
  • Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.
  • Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
  • Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

  • информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;
  • обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
  • меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;
  • объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  • консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;
  • самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;
  • профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
  • создают счета и договора
  • заполняют декларации
  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Узнайте подробнее

Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

02.04.2021

Ифнс требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать

Ифнс требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать

Законодатель наделил налоговых инспекторов достаточно широкими полномочиями в части истребования у организаций и предпринимателей различных документов и сведений.

И в последнее время инспекторы используют эти полномочия, что называется, по полной: налогоплательщикам постоянно поступают различные запросы о представлении документов и информации. Но далеко не всегда такие требования законны.

В каких случаях налоговики могут запросить у проверяемого налогоплательщика документы и пояснения? Что именно может потребовать ИФНС в той или иной ситуации? Нужно ли отвечать на запросы в отношении «старых» деклараций? Ответы на эти вопросы — в нашей сегодняшней статье.

Ситуации, когда у налоговых инспекторов появляется право запросить у организации или предпринимателя какие-либо документы или информацию, можно разделить на две большие группы. Во-первых, подобные полномочия возникают у ИФНС при осуществлении проверок (выездных или камеральных) налогоплательщика, которому направлен запрос.

Во-вторых, налоговики могут потребовать документы (информацию) у организаций или ИП, в отношении которых никаких проверок не назначено.

Это возможно, если документы потребовались в ходе проверки контрагента, который связан с адресатом запроса.

Кроме этого, документы могут быть истребованы вне рамок какой-либо проверки, если они касаются определенной сделки, в отношении которой у ИФНС возникли сомнения.

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки

Сегодня мы подробно разберем вопросы, связанные с законностью требований, предъяв-ляемых инспекторами в рамках налоговых проверок. А «внепроверочным» запросам будет посвящена вторая статья цикла.

Требования при выездных проверках

Начнем с требований, предъявляемых налогоплательщикам, в отношении которых проводятся выездные налоговые проверки (ВНП). Поскольку такими проверками охватывается небольшой процент организаций и предпринимателей, то и соответствующие требования выставляются нечасто. Но именно в рамках ВНП налоговики могут запросить у налогоплательщиков самый широкий перечень документов.

Казалось бы, выездная проверка предполагает, что инспекторы присутствуют на территории налогоплательщика, и поэтому могут сами взять любые нужные им бумаги.

Однако, как правило, ВНП сопровождается большим количеством запросов о представлении документов.

Подобные требования выставляются в рамках статьи 93 НК РФ, которая не ограничивает налоговиков ни в количестве подобных запросов, ни в перечне истребуемых документов, сведений и информации. Что это означает на практике?

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Минфин России разъяснил, что в порядке статьи 93 НК РФ у налогоплательщика могут быть запрошены любые документы, и в том числе те, которые не предусмотрены налого-вым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете (письма от 14.10.13 № 03-06-06-01/42704 и от 05.08.08 № 03-02-07/1-336).

Также есть судебные решения, из которых следует, что в рамках ВНП можно истребовать как документы, составленные по установленным формам, так и дополнительные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления налога (в т.ч. в виде расчетов, таблиц, справок).

В качестве примера такого решения приведем постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.06 № А33-31096/05-Ф02-3658/06-С1.

Таким образом, если в ходе выездной проверки налогоплательщику поступило требование о представлении документов, то его придется исполнить. Но сначала нужно удостовериться в правильности оформления самого требования.

В частности, необходимо убедиться, что оно исходит от той инспекции, которая организовала данную проверку, адресовано именно тому налогоплательщику, в отношении которого проводится ВНП, и содержит ссылку на статью 93 НК РФ.

Также нужно проверить, подписано ли требование должностным лицом ИФНС (это может быть начальник инспекции или его заместитель, либо любой из инспекторов, указанных в решении о проведении ВНП). И, наконец, важно, чтобы требование содержало информацию, позволяющую идентифицировать те документы (сведения), которые нужно подготовить.

Бесплатно сдавать налоговую отчетность и отвечать на требования ИФНС через интернет

Требования при камеральных проверках

При камеральных проверках налоговики уже не могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Дело в том, что полномочия инспекторов по направлению таких требований ограничены положениями статьи 88 НК РФ, которые регулируют процедуру «камералки».

Так, согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ в ходе камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, прямо предусмотренных данной статьей.

Отметим, что таких случаев «набегает» почти два десятка (даже если не принимать во внимание достаточно редкие ситуации с запросом документов у организаций, работающих с «русским дьюти-фри», и инвестиционных товариществ).

Для удобства мы свели в таблицу наиболее частые основания для направления требований в рамках «камералок».

СитуацияЧто может потребовать ИФНСНорма НК РФПримечание
Выявлены ошибки в декларации (расчете)
  • Письменные пояснения
  • или
  • уточненную декларацию (уточненный расчет)
п. 3 ст. 88 НК РФ Данное право есть у ИФНС при проверке любых деклараций и расчетов. Суть выявленных ошибок, противоречий или несоответствий значения не имеет. Также не важно, приводят ли они к занижению суммы налога по декларации (расчету). Отметим, что справка 2-НДФЛ не является декларацией (расчетом). Следовательно, при ее проверке налоговики не могут потребовать пояснений или корректирующей справки 2-НДФЛ.
Выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в декларации (расчете)
Выявлены противоречия между декларацией (расчетом) и представленными с ней (с ним) документами
Выявлено несоответствие между представленными сведениями (данными декларации, расчета, приложенных документов) и данными, которые есть у ИФНС
В декларации (расчете) заявлен убыток Пояснения, обосновывающие размер убытка
Представлена «уточненка» с суммой налога к уменьшению Пояснения, обосновывающие изменение показателей Период, за который подана «уточненка», значения не имеет.
«Уточненка» представлена спустя два года со дня окончания срока сдачи отчетности Документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях, и регистры налогового учета, где отражены показатели до и после изменений п. 8.3 ст. 88 НК РФ Документы и регистры могут быть  истребованы, если в «уточненке» заявлена сумма налога к уменьшению или увеличен убыток.
В декларации заявлены льготы Пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы, и (или) документы, подтверждающие право на льготы п. 6 ст. 88 НК РФ В части НДС под льготу подпадают не все операции, указанные в статье 149 НК РФ, а только те из них, где говорится о конкретных группах налогоплательщиков (столовые образовательных организаций, медицинские организации и т.п.). Такие «льготные» категории налогоплательщиков перечислены в подп. 2, 4-7, 7.1, 12.1, 12.2, 14, 14.1, 16.1, 17, 17.2, 20 и 32 п. 2, подп. 1-5, 7, 11, 13-16, 18, 20, 23.1, 27, 29, 30 и 33 п. 3 ст. 149 НК РФ. Остальные операции, перечисленные в статье 149 НК РФ, не подпадают под льготу. Например, операции по предоставлению займов или реализация программного обеспечения на основании лицензионных договоров. В этих случаях налоговики не могут истребовать подтверждающие документы.
В декларации по НДС заявлено возмещение Документы, подтверждающие право на вычеты п. 8 ст. 88 НК РФ Речь идет о ситуации, когда сумма вычетов больше суммы НДС по реализации (только в этом случае на основании ст. 176 НК РФ появляется право на возмещение налога).
В декларации по НДС имеются противоречия между сведениями об операциях Любые документы, относящиеся к соответствующим операциям п. 8.1 ст. 88 НК РФ Требование может быть направлено, если противоречия или несоответствия безусловно говорят о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Сведения об операциях в декларации по НДС не соответствуют данным о тех же операциях, которые переданы в ИФНС другими налогоплательщиками
В декларации по акцизам заявлены вычеты в связи с возвратом реализованных подакцизных товаров Документы, подтверждающие возврат товаров п. 8.4 ст. 88 НК РФ
В расчете по страховым взносам применены пониженные тарифы Документы, подтверждающие право на применение пониженных тарифов п. 8.6 ст. 88 НК РФ
В расчете по страховым взносам отражены суммы, не облагаемые взносами Документы, подтверждающие обоснованность отражение таких сумм
В декларации по налогу на прибыль заявлен инвестиционный вычет Документы, подтверждающие право на вычет п. 8.8 ст. 88 НК РФ
Представлена декларация по земельному, водному налогу или НДПИ Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога п. 9 ст. 88 НК РФ
Декларация (расчет) представлена организацией — участником регионального инвестиционного проекта, которая пользуется соответствующими льготами Документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам п. 12 ст. 88 НК РФ

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами

Повторим, что в силу прямого указания пункта 7 статьи 88 НК РФ, перечень оснований для выставления требований в рамках «камералок» является закрытым (большинство оснований мы привели в таблице).

В иных ситуациях, которые могут возникнуть во время камеральных проверок, налоговики не вправе направлять запросы о представлении документов или требовать пояснений.

Если это все же происходит, то подобные запросы яв-ляются незаконными.  

Следовательно, их можно не исполнять, не опасаясь привлечения к налоговой ответственности. Такие разъяснения давал как Минфин России (письмо от 02.03.17 № 03-02-07/1/12009, см.

«Минфин: налоговики не вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение пониженных налоговых ставок»), так и ФНС России (письмо от 22.02.17 № ЕД-4-15/3411 и п. 7.7 письма от 17.07.13 № АС-4-2/12837).

Аналогичной позиции придерживаются и судьи (постановле-ния Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07, Арбитражного суда Московского округа от 01.06.16 № Ф05-5927/2016).

Запросы по «старым» декларациям

Отдельно остановимся на вопросе о том, надо ли отвечать на требования налоговиков о предоставлении пояснений, документов и информации по декларациям (расчетам), поданным за прошлые периоды. В последнее время налогоплательщики все чаще стали получать такие запросы. Однако далеко не всегда они являются законными. Объясним почему.

Как мы помним, налоговики могут направлять требования, о которых говорится в статье 88 НК РФ (основные из них перечислены в нашей таблице), только в рамках камеральной проверки. А, согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ, такая проверка в общем случае осуществляется в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклара-ции (расчета).

Соответственно, инспекция не может проводить камеральную проверку декларации за пределами указанного трехмесячного срока.

И, следовательно, по истечении этого срока налоговики не должны требовать у налогоплательщика пояснения или документы в по-рядке, установленном статьей 88 НК РФ (письма Минфина России от 18.02.09 № 03-02-07/1-75 и от 24.11.08 № 03-02-07/1-471).

Этот вывод поддерживают и судьи (постановления Президиума ВАС РФ от 17.11.09 № 10349/09 и ФАС Московского округа от 26.11.10 № КА-А40/14322-10).

Вместе с тем, нужно учитывать следующее. Тот факт, что ИФНС работает с декларациями по истечении срока «камералки», сам по себе нарушением не является. Ведь в статье 82 НК РФ среди методов налогового контроля названа проверка данных отчетности. И никаким сроком этот вид налогового контроля не ограничен.

Более того, в рамках такого мероприятия налогового контроля инспекторы могут потре-бовать представить «уточненки», и в том числе по «старым» декларациям, в отношении которых истекли сроки камеральной проверки.

Это право налоговиков вытекает из подпункта 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

В нем сказано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Таким образом, если, осуществляя мероприятия налогового контроля, связанные с проверкой данных отчетности, инспекторы выявили нарушения законодательства о налогах и сборах, то они вправе потребовать от налогоплательщика устранения данных нарушений.

И, в частности, могут потребовать представить уточненную налоговую декларацию (постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.14 по делу № А51-37897/2013 и ФАС Северо-Западного округа от 29.03.06 по делу № А56-11128/2005).

Но вышеуказанная норма подпункта 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ не дает налоговикам права запросить у налогоплательщика пояснения и документы вне рамок проверки (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.14 по делу № А03-18421/2013).

Если в подобной ситуации инспекторам необходимо получить именно пояснения, то им придется направить налогоплательщику уведомление о вызове в инспекцию для дачи пояснений. Основанием для этого является норма подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Эта норма позволяет вызывать налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Каких-либо ограничений по времени совершения операций, в отношении которых инспекция планирует получить такие пояснения, налоговое законодательство не содержит. При этом вызов в ИФНС для дачи пояснений возможен и вне рамок проверки (письмо ФНС России от 21.11.13 № ЕД-3-2/4395@, см.

«ФНС проинформировала о полномочиях налоговиков во время приостановления выездной проверки»). Правомерность такой позиции подтверждена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.14 по делу № А78-6657/2013 и ФАС Дальневосточного округа от 23.11.

12 № Ф03-4485/2012 по делу № А51-7538/2012 (оба дела ВАС РФ отказался пересматривать в порядке надзора), Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.14 по делу № А67-7552/2013.

Что касается истребования у налогоплательщиков в ходе проверок «старых» деклараций каких-либо иных документов (кроме «уточненок»), то такой возможности у инспекторов нет.

Чтобы получить такие документы, налоговикам необходимо назначить выездную налоговую проверку организации по соответствующему налогу и за соответствующий период.

Запрос о представлении документов, направленный в рамках проверки отчетности за прошлые периоды, можно не исполнять, так как он является незаконным (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Обратите внимание: облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов, например, веб-сервиса «Коннектор Контур.Экстерн».

Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов.

Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.), а также скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, пла-тежек и др.

Подключиться к системе «Контур.Экстерн»

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ: чем чревата пометка о недостоверности

Компания не проявила себя по адресу регистрации, сведения о ее руководителе или учредителе не соответствуют действительности? Тогда ее ждет «черная метка» — запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, говорящая о неблагонадежности.

А это чревато проблемами с банками, уходом контрагентов и множеством других неприятностей, к которым недавно присоединилась и еще одна: отзыв Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка RSA-ключей и, как следствие, невозможность передать сведения в ЕГАИС.

За что могут «подбросить черную метку», чем это чревато для компании, как проверить контрагента на достоверные данные и как исключить подобные сведения из ЕГРЮЛ? Расскажем об этом в нашей статье.

Активная проверка ФНС достоверности сведений о компаниях в Едином государственном реестре юридических лиц началась с 2017 года, именно тогда фискальная служба получила право исключать компании из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений.

Только за 2017 год из ЕГРЮЛ были исключены 500 тысяч юрлиц, еще 550 тысяч получили «метку» о недостоверности данных. За последующие два года налоговики еще исключили из ЕГРЮЛ более 420 тысяч компаний и внесли еще 800 тысяч записей о недостоверности сведений в реестр.

Если учесть, что в стране работают около 4 миллионов юрлиц, то за последние два года «метку» о недостоверности данных получили около 20% российских компаний.

Каждая пятая компания получила статус «недостоверной» за последние два года.

Всего же, по данным ФНС, с 2016 года по середину 2019 года из ЕГРЮЛ были исключены 2,02 млн юрлиц. Наибольшие потери пришлись на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.

Как и за что можно попасть в «недостоверные»

В Российской Федерации за регистрирующим органом (Федеральной налоговой службой ФНС) законодательно закреплено право внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений о юридическом лице. Регистрирующий орган имеет право делать это самостоятельно — без заявлений юридического лица и вынесения судебных решений.

Какие данные могут быть признаны недостоверными:

  • адрес-место нахождения юридического лица,
  • данные о руководителе,
  • данные об учредителе (участнике) юридического лица.

Чаще всего недостоверными признаются адреса компаний, которые указываются при регистрации и вносятся в ЕГРЮЛ. Нужно не забывать, что при переезде необходимо уведомить ФНС о новом адресе и проследить, чтобы адрес был обновлен в ЕГРЮЛ

ФНС проверяет достоверность адреса несколькими способами: через данные от УК офисных центов и книги продаж арендодателей, которые есть в системе автоматического контроля НДС. Кроме того, налоговики отправляют письма по адресу регистрации – именно поэтому так важно, во избежание неприятностей, реагировать на них.

Чем аукнутся «недостоверные сведения»: новая санкция

Крайняя мера наказания за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ – исключение из реестра. Нахождение в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, более шести месяцев с момента внесения записи является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

В противном случае ИФНС примет решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Если в течение 3 месяцев с момента публикации данного решения в «Вестнике государственной регистрации» от организации не поступит обратной связи в виде возражений и заявлений, организацию исключат из реестра.

Но «высшая мера» — наказание хоть не редкое, но далеко не единственное, которое могут понести компании, получившие от ФНС пометку в ЕГРЮЛ о наличии недостоверных данных. Самый «горячий» пример –лишение компании возможности передавать данные в ЕГАИС.

В феврале 2020 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) отозвала RSA-ключи у нескольких компаний, имеющих отметку в реестре о недостоверности данных. Теперь эти компании не имеют возможности отправлять данные в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

Выход – оперативно исправлять данные, однако за нарушение сроков передачи данных предусмотрен штраф от 150 до 200 тыс. руб.

Не приходит ТТН, нет ответов на отправленные документы — если компания сталкивается с таким ответом системы при отправке данных в ЕГАИС, первым делом нужно проверить, не попала ли она в список содержащих недостоверные данные в реестре.

Во что еще может «вылиться» пометка о недостоверности данных:

  • Риск потерять контрагентов. Пометка о недостоверности данных переводит компанию в ранг ненадежных, работа с ней может стать для ее партнеров фактором риска, непроявлением должной осмотрительности. А это ставит под сомнение налоговые вычеты, увеличивает риск проверки и т.п.
  • Проблемы с банковскими операциями. Сама налоговая не может наложить запрет на банковские операции, а вот банк может. Руководствуясь нормами закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», банк может приостановить операции по расчетному счету до приведения сведений в ЕГРЮЛ в порядок, а в худшем случае может и разорвать договор банковского обслуживания. Открыть счет в другом банке в этой ситуации будет крайне сложно.
  • Запрет на другие регистрационные действия по данному юрлицу. Организация, имеющая пометку о недостоверных данных, не может предпринимать регистрационные действия, к примеру, продать долю, заменить руководителя и т.п. Пока недостоверные данные не будут заменены на достоверные, в других регистрационных действиях будет отказано.
  • Запрет «недостоверному» руководителю или участнику общества (владеющему более 50% долей в уставном капитале), не могут регистрировать другие юридические лица. В госрегистрации будет отказано.
  • «Недостоверного» руководителя могут оштрафовать или дисквалифицировать. Руководителя компании с недостоверными сведениями могут оштрафовать на сумму в размере 5-10 тыс. руб., а за повторное попадание в недобросовестные могут дисквалифицировать на срок от 1 до 3 лет.

Исключение недостоверных сведений из ЕГРЮЛ. Как вернуть честное имя

  1. Первое: не допустить появления отметки о недостоверности данных. О недостоверности ФНС уведомляет до того, как внести данные в реестр. Решайте проблему на этой стадии. Если процесс запущен, купируйте его, не оставляйте дело на самотек и не теряйте время.

    Если у вас не указан номер офиса, нужно предоставить полный адрес. Если вы поменяли офис, уведомите об этом ФНС. Если же о недостоверности адреса на вас подал заявление собственник офиса, то надо разбираться в причинах. Возможно, вы накопили долги по аренде, возможно давно не появлялись в офисе и т.п.

    если нет, то предоставьте в ФНС следующие документы: договор аренды, гарантийное письмо от собственника здания, копию свидетельства о праве собственности, не будет лишним предоставить фото вывески компании, фото самого офиса.

  2. Второе: исправить ситуацию можно и после того, как отметку о недостоверности уже внесли в ЕГРЮЛ. Если вы не согласны с тем, что данные недостоверные – доказывайте свою правоту, подавайте жалобу в вышестоящий налоговый орган, если откажут – обращайтесь в арбитражный суд.

Если отметка о недостоверности имеет под собой основу, то необходимо предоставить корректные данные для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Отметку уберут, то в регистрационной истории юрлица она все же останется.

Не редкость такие ситуации, когда компания постфактум узнает, что в ЕГРЮЛ у нее пометка о недостоверности сведений. Сюрприз от налоговой – недостоверные сведения уже в реестре… Не редко узнают об этом компании от своих насторожившихся контрагентов. Во избежание подобных ситуаций лучше данный вопрос держать на контроле и мониторить свои данные в ЕГРЮЛ.

Не допустить подобных ситуаций призван помочь сервис СБИС Все о компаниях. Сервис в постоянном режиме мониторит состояние дел у ваших контрагентов, проверяет на благонадежность потенциальных партнеров и позволяет быть в курсе дел у конкурентов. Также у вас под контролем будет и собственная «картинка», вы будете понимать, какими вас видят партнеры и конкуренты.

Наладить же электронный оборот с контрагентами и госорганами поможет сервис СБИС ЭДО. Не нужно тратить время и деньги на бумагу, расходники и курьеров. ЭДО позволяет мгновенно подписать и отправить документы покупателям и поставщикам.

Маркируемые товары ЭДО автоматически регистрирует в ЕГАИС, системах Меркурий, МОТП, ИС Маркировка. И это далеко не все возможности сервиса.

Подробнее о том, как избежать проблем с неблагонадежностью с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *