Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

А с 6 марта 2018 года независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями стала именоваться независимой оценкой качества условий оказания услуг медицинскими организациями.

Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями представляет собой одну из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности (часть 1 статьи 79.1 ФЗ № 323).

Следует заметить, что подобная оценка не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

Более подробная информация о контроле качества и безопасности медицинской деятельности, об экспертизе и контроле качества медицинской помощи представлена в статьях на сайте Факультета Медицинского Права в разделе «Контроль качества медицинской помощи».

Понятие общественного контроля

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» (далее – ФЗ № 212) под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. При этом к субъектам общественного контроля, в том числе относятся общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 9 ФЗ № 212).

Медицинские организации, в отношении которых проводится независимая оценка качества условий оказания услуг в обязательном порядке

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

При проведении указанной оценки используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая, в том числе в форме открытых данных.

Уполномоченные органы, осуществляющие организацию и проведение независимой оценки

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

  • в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, учредителем которых является РФ — общественным советом по проведению независимой оценки, который создается Общественной палатой РФ по обращению уполномоченного федерального органа исполнительной власти из числа представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общероссийских общественных объединений инвалидов. Примечание: следует учитывать, что перечень видов медицинских организаций в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, в отношении которых не проводится независимая оценка, подлежит утверждению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на указанном общественном совете по независимой оценке;
  • в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, расположенных на территориях субъектов РФ (за исключением медицинских организаций, указанных выше, и медицинских организаций, в отношении которых независимая оценка проводится общественными советами, созданными при органах местного самоуправления) — общественными советами по проведению независимой оценки, которые формируются общественными палатами субъектов РФ по обращению органов государственной власти субъектов РФ из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общественных объединений инвалидов;
  • в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, расположенных на территориях муниципальных образований (за исключением медицинских организаций, указанных в двух предыдущих пунктах) — общественными советами по проведению независимой оценки, которые могут быть сформированы общественными палатами (советами) муниципальных образований (в случае передачи полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья в соответствии с частью 2 статьи 16 ФЗ № 323) по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общественных объединений инвалидов.

В части 6 статьи 79.1 ФЗ № 323 установлено, что состав общественного совета по проведению независимой оценки (далее — общественный совет) утверждается сроком на 3 года. Число членов общественного совета не может быть менее чем 5 человек А при формировании общественного совета на новый срок осуществляется изменение не менее 1/3 его состава.

Также в названной норме определено, что в состав общественного совета не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, а также руководители (их заместители) и работники медицинских организаций. При этом общественный совет привлекает к своей работе представителей медицинских профессиональных некоммерческих организаций и общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки.

Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности соответствующего общественного совета подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Положение об общественном совете подлежит утверждению органом государственной власти или органом местного самоуправления, при которых создан указанный общественный совет (часть 7 статьи 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Проведение независимой оценки

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

В настоящее же время проведение независимой оценки может осуществляться лишь на основании норм, установленных в статье 79.1 ФЗ № 323, поскольку Методические рекомендации были признаны утратившими силу (Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 810).

Отметим, что названная статья ФЗ № 323 содержит лишь общие положения о независимой оценке, а новых методических рекомендаций, аналогичных отмененным, на сегодняшний день утверждено не было, что по-нашему мнению, создает ряд вопросов и неясностей, связанных с практическим осуществлением независимой оценки.

При этом, сообщаем, что порядки проведения независимой оценки могут быть утверждены и на региональном уровне (так, в г. Москве такой порядок утвержден Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.08.

2015 № 688 «О проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве» (далее – Приказ ДЗМ № 688)).

Общие критерии независимой оценки

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

  • открытость и доступность информации о медицинской организации;
  • комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения, в том числе время ожидания предоставления медицинской услуги;
  • доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
  • удовлетворенность условиями оказания услуг;
  • доступность медицинских услуг для инвалидов.

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка, утверждены Приказом Минздрава России от 28.11.2014 № 787н.

Указанные показатели разделены в зависимости от общих критериев независимой оценки, утвержденных частью 2 статьи 79.1 ФЗ № 323, а также от оказываемых условий медицинской помощи.

Например, к ним относятся:

  1. В амбулаторных условиях:
    • показатели, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации – показатель рейтинга на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет; полнота, актуальность и понятность информации о медицинской организации на официальном сайте медицинской организации и другие;
    • показатели, характеризующие комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения – доля потребителей услуг, которые записались на прием к врачу (получили талон с указанием времени приема и ФИО врача) при первом обращении в медицинскую организацию; доступность записи на прием к врачу: по телефону, с использованием сети Интернет, в регистратуре лично, лечащим врачом на приеме при посещении и другие;
    • показатели, характеризующие время ожидания предоставления медицинской услуги – средний срок ожидания диагностического исследования с момента получения направления на диагностическое исследование (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи); доля потребителей услуг, которых врач принял во время, установленное по записи и другие;
    • показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации – доля потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации; другие;
    • показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами медицинской организации – доля потребителей услуг, удовлетворенных оказанными услугами; доля потребителей, готовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медицинской помощи.

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Аналогичные показатели установлены для общих критериев оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в стационарных условиях, за исключением показателей, характеризующих время ожидания предоставления медицинской услуги, к которым относятся: среднее время ожидания в приемном отделении медицинской организации; средний срок ожидания плановой госпитализации с момента получения направления на плановую госпитализацию (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Сроки организации и проведения независимой оценки

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

Об информации, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 79 ФЗ № 323 на медицинские организации возложена обязанность предоставлять информацию гражданам в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», необходимую для проведения независимой оценки.

Объем информации, необходимой для проведения независимой оценки и размещаемый на официальных сайтах медицинских организаций в сети «Интернет» утвержден Приказом Минздрава России от 30.12.2014 № 956н.

  • В соответствии с указанным Приказом в перечень данной информации, кроме информации о медицинской организации, о её медицинской деятельности, о медицинских работниках, также входит и информация:
  • Уполномоченными органами на уровне субъектов РФ также самостоятельно утверждаются нормативные правовые акты, относящиеся к проведению независимой оценки медицинских организаций, участвующих в территориальных программах на уровне субъектов РФ.
  • Например, в Москве Типовой перечень информационных материалов для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями утвержден Приказом ДЗМ № 688.
Читайте также:  Как выиграть судебный спор: 10 вопросов, на которые юрист должен знать ответ

Иные обязанности уполномоченных органов и медицинских организаций при проведении независимой оценки

Следует отметить, что на уполномоченные органы и медицинские организации также возложена обязанность по обеспечению на своих сайтах в сети «Интернет» технической возможности выражения мнений пациентами о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями (часть 14 статьи 79.1 ФЗ №323).

Результаты независимой оценки

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

  • уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет»;
  • органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».

Состав информации о результатах независимой оценки, включая единые требования к такой информации, и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2015 № 116н.

Следует учитывать, что с 6 марта 2018 года результаты независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления (часть 18 ст. 79.1 ФЗ № 323).

Также сообщаем, что руководители медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных медицинских организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки (часть 17 ст. 79.1 ФЗ № 323).

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями

Модернизация системы отечественного здравоохранения предполагает ее доступность, прозрачность, открытость для населения, улучшение качества предоставляемых услуг.

Для отслеживания текущего состояния сферы активно внедряется практика не зависимой от чего-либо оценки.

Общественный контроль дает возможность гражданам определить уровень обслуживания, выявить проблемы, имеющиеся в поликлиниках и больницах.

Так что из себя представляет независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями? Какими нормативными документами она установлена и регламентируется? Каковы порядок и правила ее проведения? Кто принимает участие в оценке и каковы критерии оценивания? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Что такое независимая оценка качества?

Процесс независимой оценки качества (НОК) установлен на государственном уровне Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Статья 79.1. содержит краткое описание данного вида контроля.

Целью НОК признается получение сведений о предоставляемых услугах, проверка для повышения качества деятельности медицинских организаций. Непосредственно экспертиза ведущейся медицинской деятельности и ее уровня законом не ставится задачей проведения контроля.

К критериям оценивания организации относятся:

  • Доступность сведений об учреждении;
  • Комфортность;
  • Время в очередях на какую-либо услугу;
  • Вежливое отношение к пациентам;
  • Квалификация работников;
  • Общая удовлетворенность обслуживанием.

Таким образом, целью НОК является информирование граждан о качестве оказания медицинских услуг соответствующими организациями, а также повышение качества деятельности таких организаций. НОК проводится в медорганизациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Нормативно-правовое регулирование

Закрепление самого явления осуществлено в Федеральном законе №323, о чем уже упоминалось ранее. Министерство здравоохранения в 2014 издало приказ №787н, в котором утверждены показатели, позволяющие охарактеризовать критерии оценки деятельности медицинских организаций.

В документе подробно расписан каждый из показателей и алгоритм его оценивания по пятибалльной шкале. Отдельные положения о НОК содержат в себе приказ Минздрава №269 от 28.04.2016 г. Методические указания по проведению отражены в акте Министерства от 14 мая 2015 г. №240.

Присылаемые результаты оцениваются в соответствии с приказом министерства №197 того же года.

Порядок проведения НОК

НОК может проводиться только в тех медицинских организациях, которые приведены в перечне участников программы реализации гарантий предоставления бесплатной медпомощи российским гражданам по полису ОМС.

Для того чтобы оценить ту или иную поликлинику, больницу, можно поделиться мнением на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ. В разделе «Голосовать» каждому предлагается заполнить онлайн-анкету. И тогда ее результаты сразу отправятся в банк данных Минздрава.

Ссылки на заполняемую форму имеются на сайтах органов власти системы здравоохранения и практически всех медорганизаций, реализующих программу гарантий бесплатно медицинской помощи гражданам страны.

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

Более сложный, но также доступный способ — это заполнение бланка анкеты в распечатанном виде и отправление ее в орган или его совет (отделение, комитет), ответственный на уровне субъекта за проведение независимой оценки качества предоставляемых услуг. Сделать это проще всего в самой медицинской организации. Поскольку деятельность по ведению гражданами общественного контроля конфиденциальна, то разглашение персональных данных заполнителя исключено.

Критерии оценивания

Общие критерии оценки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере, здравоохранения, приведены в Приказе Минздрава №787н, опубликованном 28.11.2014 года. Именно в названном нормативном акте подробно расписывается порядок оценки каждого из представленных в таблице ниже критериев.

Все эти критерии приведены для контроля в амбулаторных условиях. В целом, для стационара они практически идентичны. На официальном сайте ГМУ размещена официальная статистика и аналитика по результатам НОК и показатели по общим и дополнительным критериям независимой оценки качества для всех организаций и учреждений, где такая проверка проводилась.

Заключение

Таким образом, для наибольшей объективности оценивания на законодательном уровне принят алгоритм выставления той или иной оценки по каждому из критериев.

Это позволяет наиболее четко определить, насколько население довольно обслуживанием в данной медицинской организации.

Также НОК как проявление общественного контроля является возможностью усовершенствовать систему здравоохранения в целом.

Экспертиза качества медицинской помощи

Независимая оценка качества медицинских услуг в организациях здравоохранения: что это такое, как проверяются условия оказания помощи населению в учреждениях?

Экспертиза при неоказании медицинской помощи, определение качества и объема медицинской помощи представляют собой судебно-медицинские исследования, предназначенные для оценки действия медицинских работников и выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Так как деятельность врачей часто связана с сохранностью человеческой жизни, на них возлагаются определенные обязанности, в том числе – необходимость оказания врачами посильной помощи, если это возможно. Из-за несоответствия врачебных действий букве закона возбуждается большое количество уголовных дел, так или иначе связанных с недобросовестно оказанной медицинской помощью или с отказом от оказания помощи вообще.

Длительное время Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривал ответственности за предоставление медицинских услуг ненадлежащего качества.

В настоящее время в Уголовном кодексе присутствует статья, предполагающая ответственность медицинского работника за причинение тяжкого вреда здоровью, причинение вреда здоровью средней степени тяжести, а также за действия (или бездействие), приведшие к смерти больного.

Данный факт, собственно, и явился причиной большого количества возбуждаемых судебных дел, что, в свою очередь, привело к значительной востребованности данного вида исследования.

Судебное решение по делам о неоказании медицинской помощи, а также предоставления медицинских услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме во многом зависит от результатов проведенной судебно-медицинской экспертизы.

Результат экспертизы во многом зависит от компетентности эксперта и его опыта проведения подобных исследований.

Данный вид экспертизы может быть осуществлен как в государственном экспертном бюро, так и в негосударственном экспертном центре, специализирующемся на выполнении подобных экспертиз.

Выбор опытного эксперта, обладающего достойной репутацией в данной области, способствует получению достоверного экспертного заключения.

Экспертиза при неоказании медицинской помощи

Неоказанием медицинской помощи считается бездействие врача в отношении больного, то есть полный отказ от предоставления помощи. В современной судебной и экспертной практике выделяют следующие критерии, достаточные для возбуждения дела по факту неоказания медицинской помощи:

  • Юридическая обязанность медицинского работника оказать профессиональную помощь.
  • Наличие реальной возможности данную помощь оказать.
  • Уклонение медицинского работника от оказания профессиональной помощи при игнорировании возможности и юридической обязанности оказания посильной медицинской помощи.

Таким образом, лица, имеющие квалификацию медицинских работников, находящиеся при исполнении своих должностных обязанностей, обязаны оказывать больным необходимую медицинскую помощь.

Довольно часто случается так, что отказ в оказании профессиональной медицинской помощи мотивируется отсутствием у нуждающегося в ней человека документов или полиса медицинского страхования.

Тем не менее, в ряде случаев медицинская помощь оказывается больному вне зависимости от наличия у него каких-либо бумаг. К таким ситуациям относятся инфекционные заболевания, включая такие, как менингит, энцефалит и пр.

, острые и хронические кровотечения, необходимость в срочном хирургическом вмешательстве. Иными словами, если речь идет о спасении жизни человека, медицинские работники обязаны оказать ему помощь.

Еще одно частой причиной отказа от оказания медицинской помощи называется пребывание человека в условиях, не соответствующих требованиям санитарно-гигиенических норм. Однако, если врач физически имеет доступ к больному, он обязан его лечить.

Иначе врач несет ответственность за неоказание медицинской помощи.

Читайте также:  Расширенная гарантия «Нокиан» на шины nokian tyres, в том числе на модель «Хакапелита-8» (hakkapelitta): отличие от других обязательств, условия бессрочного ремонта

Множество громких дел в данной области связаны с отказом медицинского работника лечить больного из-за неприятного запаха в квартире, несоблюдения больным элементарных правил личной гигиены, отсутствия у больного места жительства и так далее.

Экспертиза при неоказании медицинской помощи устанавливает все три компонента, составляющие суть данного понятия, а именно – обязанность и возможность оказания помощи, а также отсутствие факта выполнения врачом его профессиональных обязанностей. Исследование проводится по назначению суда в ходе возбужденного процесса по данной причине.

Судебные разбирательства также возбуждаются по факту неоказания медицинской помощи застрахованным лицам в специализированных медицинских учреждениях. Основанием для решения дела в судебном порядке является нанесение вреда здоровью больного, а также последовавшая за неоказанием помощи смерть обратившегося.

Неоказание медицинской помощи нуждающемуся при наличии объективной возможности это сделать подрывает устои врачебного дела, формирующиеся не одну тысячу лет. Нежелание медицинского работника выполнять свои непосредственные профессиональные обязанности, базирующееся на каких-то личных мотивах и предпочтениях, является уголовно наказуемым проступком.

Определение качества и объема медицинской помощи

Оценка качества оказываемой медицинской помощи относится к самым трудоемким судебно-медицинским исследованиям вследствие сложной процедуры определения данного показателя.

Уровень качества оказываемой медицинской помощи базируется на многих факторах, начиная от степени оснащенности медицинского учреждения и заканчивая компетентностью работающего в нем персонала.

Вопрос о ненадлежащем качестве оказанной медицинской помощи возникает в том случае, когда уровень медицинских услуг не соответствует современным требованиям. Множество гражданских судебных дел возникает в случае халатности медицинских работников и пренебрежения своими обязанностями.

В ходе данной экспертизы устанавливается, насколько профессионально и своевременно пострадавшему была оказана помощь. Кроме того, исследование устанавливает объем оказанной помощи – то есть перечень выполненных процедур и соответствие этого перечня нормативам лечения данного конкретного заболевания.

Методика определения качества оказанной медицинской помощи базируется на выполнении следующих мероприятий:

  • Исследование реальных действий врача.
  • Сопоставление действий врача и современных представлений о том, какие они должны быть.
  • Анализ индивидуальных характеристик пострадавшего, а также конкретных обстоятельств оказания медицинской помощи.

Процедура осуществления экспертизы по определению качества и объема медицинской помощи состоит из трех основных этапов:

  • Установление факта совершенных врачебных ошибок.
  • Медицинское обоснование совершенных врачебных ошибок.
  • Выяснение причин возникновения врачебных ошибок и составление рекомендаций по предотвращению врачебных ошибок с учетом выявленных причин.

Процедура осуществления экспертизы при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи

Судебно-медицинская экспертиза при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи производится по постановлению судебных органов, а также органов следствия и дознания.

При получении соответствующего постановления эксперт определяет цели и задачи предстоящего исследования.

Также составляется перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт в процессе осуществления исследования.

На следующем этапе эксперт знакомится со всеми имеющимися материалами дела. Для проведения данной экспертизы специалисту представляют всю медицинскую документацию, а также – при необходимости – следственные данные. Эксперт тщательно изучает документы, проводит ряд дополнительных исследований, после чего переходит к составлению экспертного заключения.

Экспертное заключение – главный документ, который подписывается экспертом и имеет доказательную силу в суде. Эксперт несет персональную ответственность за содержащиеся в заключении данные.

В данный документ заносится подробное описание всех выполненных специалистом действий, список изученных документов и все экспертные выводы.

Впоследствии эксперт может быть вызван в суд для дачи показаний с целью объяснения выполненных им действий и обоснования сделанных выводов.

Правовая база для производства экспертизы при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи

Часть 2 статьи 109 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение должностным лицом своих непосредственных профессиональных обязанностей, повлекшее смерть человека, в том числе за неоказание врачами и другими медицинскими работниками профессиональной помощи.

Часть 2 статьи 118 УК РФ предписывает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение должностным лицом своих прямых обязанностей, повлекшее за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или вреда здоровью средней тяжести. Действие данной статьи распространяется в том числе на медицинских работников, оказавших профессиональную помощь ненадлежащего качества или в недостаточном объеме.

Вопросы, на которые отвечает специалист в процессе производства экспертизы при неоказании медицинской помощи, определении качества и объема медицинской помощи

  • Была ли у медицинского работника объективная возможность для оказания медицинской помощи пострадавшему?
  • Находился ли медицинский работник при исполнении своих служебных обязанностей?
  • Наступила ли смерть пострадавшего в результате неоказания медицинским работником профессиональной помощи?
  • Вред здоровью какой степени тяжести был нанесен здоровью пострадавшего в результате ненадлежащего качества оказанной медицинской помощи?
  • Вред здоровью какой степени тяжести был нанесен здоровью пострадавшего в результате оказанной медицинской помощи в неполном объеме?
  • Какова декларируемая медицинским работником причина отказа от оказания медицинской помощи пострадавшему?
  • Был ли отказ от оказания медицинской помощи со стороны медицинского работника произвольным и добровольным?
  • Соответствует ли проведенное лечение правилам, стандартам и методикам оказания подобной медицинской помощи?
  • Вызваны ли данные нарушения здоровья и другие последствия с некомпетентными действиями медицинского работника?
  • Является ли нанесенный вред здоровью результатом оказания медицинской помощи ненадлежащего качества (в неполном объеме)?
  • Какие нежелательные последствия вызвало несвоевременное оказание медицинской помощи пострадавшему?
  • Какие дефекты здоровья были вызваны несвоевременным (неправильным) оказанием медицинской помощи или отказом от предоставления таковой?

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной
экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным
экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих
судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также
некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право
проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках
уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с
нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или
оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных
экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы
организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями

  • Что такое независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями?
  • С июня 2014 года вместе с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в РФ» были введены положения о независимой экспертизе (оценке) качества оказания медицинских услуг.
  • Согласно ему, независимая оценка качества оказания медицинских услуг – это одна из форм общественного контроля, которая проводится для того, чтобы у граждан нашей страны была информация о качестве обслуживания в медицинских организациях, а также для того, чтобы это качество повышалось.

Важно знать! Независимая оценка качества медицинских услуг НЕ ПРОВОДИТСЯ в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности и качества медицинской помощи!

Кто проводит независимую оценку качества оказания услуг медицинскими организациями?

Субъекты общественного контроля. Общественный контроль (в соответствии с вышеупомянутым ФЗ № 212) – это наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в целях проверки, анализа и общественной оценки их работы.

В случае с независимой оценкой качества оказания медицинских услуг на территории Хабаровского края, эта функция возложена на общественный совет при государственном органе исполнительной власти в сфере здравоохранения (Общественный совет при министерстве здравоохранения Хабаровского края). К работе в общественном совете привлечены представители общественных объединений и медицинской ассоциации Хабаровского края.

  1. Какие организации подвергаются оценке?
  2. В обязательном порядке — медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
  3. Как организуется независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями?

Ежегодно до 1 февраля министерство здравоохранения Хабаровского края направляют в Общественный совет при Минздраве России и в соответствующие общественные советы регионального уровня сведения о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края. Далее общественные советы утверждают список организаций для оценки на текущий год.

На сайте министерства здравоохранения Хабаровского края и на сайтах медицинских организаций размещается интерактивная анкета для оценки качества услуг в унифицированном формате. По просьбе граждан такая же анкета в бумажном формате предоставляется им непосредственно в ходе визита в медицинское учреждение.

Читайте также:  Срочные займы. что нужно знать перед обращением в мфо

Результаты анкетирования поступают в общественные советы, члены которых анализируют результаты и предоставляет их министерство здравоохранения Хабаровского края вместе с предложениями по улучшению качества работы каждой организации.

Министерство здравоохранения края рассматривает результаты и предложения, разрабатывают меры по совершенствованию деятельности медицинских организаций и размещают информацию об итогах независимой оценки за текущий год у себя на сайте.

Подробная информация об организации и проведении независимой оценки изложена в положениях статьи 79.1 ФЗ № 323 и в Методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 14.05.2015 № 240.

Каковы критерии независимой оценки?

  • открытость и доступность информации о медицинской организации (полнота, актуальность и понятность информации об организации на ее официальном сайте и т.д);
  • комфортность условий и доступность получения медицинской услуги (доля пациентов, сумевших получить талон при первом визите в медицинскую организацию, доступность записи на прием по телефону, интернету и т.д);
  • время ожидания предоставления медицинской услуги (средний срок ожидания диагностического исследования с момента получения направления, доля пациентов, попавших на прием к врачу во время, указанное в талоне, и т.д);
  • доброжелательность, вежливость, компетентность медицинских работников (доля пациентов, положительно отзывающихся о контактах с персоналом медицинской организации и т.д.);
  • удовлетворенность оказанными услугами (доля пациентов, готовых рекомендовать медицинскую организацию).
  • Как часто может проводиться независимая оценка?
  • Не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
  • Какую информацию необходимо предоставить медицинской организации для проведения независимой оценки?

В соответствии с пунктом 14 статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации должны обеспечивать условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг, в доступной форме предоставлять гражданам всю информацию – на информационных стендах и на своем официальном сайте. Объем этой информации утвержден Приказом Минздрава России от 30.12.2014 № 956н.

Где можно увидеть результаты независимой оценки?

  • На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru).
  • На официальном сайте министерства здравоохранения Хабаровского края, в разделе «Общественный контроль»(zdrav.medkhv.ru).

Уважаемые жители Хабаровского края!

Как проходит независимая оценка качества медицинских услуг и кто может в этом участвовать

Независимая оценка качества (НОК) подразумевает анализ параметров работы учреждений на предмет выявления проблем, дальнейшее улучшение в сфере здравоохранения и регулируется Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (РФ) №810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения».

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

???? Какие медицинские учреждения оцениваются

НОК может проводиться в организациях, которые участвуют в реализации бесплатной медицинской помощи по государственной программе.

Разбираемся в деталях — оказывают ли медицинские услуги по полису ОМС в платных клиниках и как это проверить

Что включает в себя первичная врачебная медико-санитарная помощь

✅ Критерии и показатели

Органами исполнительной власти в сфере здравоохранения определены и представлены основные показатели, по которым происходит оценка качества:

  • Доступность информации. Сюда относятся: рейтинг в реестре организаций; полнота сведений на сайте; наличие и условия обратной связи; уровень удовлетворения услугами.
  • Доступность и комфортность. Процент граждан, которые смогли получить направление к врачу после первого обращения; время ожидания с момента записи; возможность записи онлайн или другими дистанционными способами. Количество граждан в процентном соотношении, которые остались довольными услугами.
  • Время ожидания. Ожидание обследования с момента обращения и записи.
  • Компетентность. Вежливость работников; процент граждан, оставивших свою оценку.
  • Общая удовлетворенность полученными услугами. Процент пациентов, которые готовы рекомендовать организацию своим знакомым; процент удовлетворенных граждан.

Ознакомившись с данными критериями, потенциальный посетитель какого-либо медицинского учреждения сможет узнать полную, а главное, независимую информацию о качестве, оказываемых услуг.

????????‍???? Кто проводит процедуру

В отношении одной и той же организации не реже одного раза в три года проводится НОК, путем собрания общественного совета из представителей медицинского сообщества (не менее 5 человек).

В состав совета не могут входить:

  • представители властей;
  • представители некоммерческих медицинских организаций.

Также каждый гражданин вправе самостоятельно оценить ту или иную поликлинику на официальном сайте Министерства здравоохранения. Для этого необходимо заполнить специальную анкету в разделе «Голосовать».

Когда необходимо согласие на медицинское вмешательство и кто имеет право на подпись

Полезная информация об оказании платных медицинских услуг

Все сведения из интерактивных анкет, заполненных посетителями медицинских учреждений, размещаются в свободном доступе на официальном сайте Министерства здравоохранения. Результатами НОК являются совокупность всех отзывов граждан, а также данные по официальной проверке общественным собранием.

Таким образом, население может принимать участие в создании имиджа той или иной организации, а государственные органы реагировать и влиять на улучшение уровня медицины в стране.

Вопросы читателей

Является ли независимая оценка обязательной для медучреждений?

Все организации, проходящие по программе реализации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, должны в обязательном порядке общедоступно размещать информацию о прохождении проверки качества услуг.

Для чего была введена независимая оценка?

С помощью процедуры НОК между государственными медицинскими учреждениями и гражданами устанавливаются доверительные отношения. Все желающие могут получить полную информацию о качестве услуг того или иного заведения. Независимая оценка помогает вовремя выявить и устранить недочеты в работе организаций и повысить уровень, предоставляемых услуг.

Независимая оценка качества

  • Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является формой общественного контроля деятельности медицинских организаций и предусматривает оценку условий оказания услуг медицинскими организациями по следующим общим критериям: • открытость и доступность информации об организации; • комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; • время ожидания предоставления медицинской услуги; • доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации;
  • • удовлетворенность оказанными медицинскими услугами.
  • Какова цель проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями?

• Обеспечение граждан информацией о деятельности медицинских организаций. • Улучшение информированности потребителей медицинских услуг о деятельности медицинских организаций. • Оценка отдельных показателей деятельности медицинских организаций и своевременное принятие мер, направленных на повышение эффективности или оптимизацию их деятельности. • Своевременное выявление негативных факторов, влияющих на качество организации оказания медицинской помощи, и их устранение. • Повышение качества организации оказания медицинской помощи.

  1. • Развитие диалога и сотрудничества между медицинскими организациями и различными структурами гражданского общества.
  2. Какие задачи призвана решить независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями?

• Повышение информированности населения по вопросам организации оказания медицинской помощи. • Получение сведений от граждан – получателей медицинских услуг о практике предоставления данных услуг медицинскими организациями.

• Установление соответствия представления информации о работе медицинской организации на ее официальном сайте в сети «Интернет» показателям полноты, актуальности, удобства для посетителей (пациентов) медицинских организаций и иных заинтересованных граждан.

• Разработка предложений по повышению качества работы медицинских организаций.

  • • Повышение качества работы медицинских организаций.
  • Что оценивается?

• Соответствие информационного наполнения и технологических свойств официальных сайтов медицинских организаций в сети «Интернет», оценка информационного наполнения и доступности для восприятия информационных и справочных материалов, размещенных в медицинской организации, требованиям законодательства Российской Федерации.

• Наличие необходимой инфраструктуры и условий, характеризующих внешнее и внутреннее благоустройство и комфортность пребывания посетителей, в объеме, удовлетворяющем общественные ожидания, интересы и потребности пациентов (посетителей) медицинских организаций, в том числе лиц с ограничениями жизнедеятельности.

• Соответствие качества организации процесса приема пациентов (посетителей), включая процедуру записи на прием к врачу.

  1. • Оценка общей удовлетворенности пациентов (посетителей) результатом предоставления медицинских услуг медицинской организацией.
  2. Кто может участвовать в проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями?

• Медицинские организации. Общественные (попечительские, наблюдательные) советы медицинских организаций. • Общественный совет Департамента здравоохранения города Москвы. • Департамент здравоохранения города Москвы. • Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере здравоохранения города Москвы, пациентское, профессиональное медицинское сообщество.

  • • Граждане – потребители медицинских услуг.
  • ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ
    В НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
    МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
    НА САЙТЕ МИНЗДРАВА РОССИИ
  • Заполнить анкету можно и на бумажном носителе в подразделениях учреждения,
    обратившись к дежурному администратору

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru)

Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 17.09.2018 г. № 645
О проведении независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве

Показатели доступности и качества медицинской помощи

Общественный совет ГБУЗ «ТГБ ДЗМ»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *