Перечень некоммерческих организаций стал закрытым

НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это общественные организации, бюджетные и муниципальные учреждения, институты развития, политические партии, ТСЖ и садовые общества, адвокатские палаты.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к законам, которые повлияли на работу НКО. А с 3 октября 2021 года законы вновь меняются. Разбираем все последние изменения: сначала расскажем, что ждет НКО осенью, а после вспомним январские обновления.

С 3 октября: под понятие «иностранный агент» попадет больше организаций

Как было. Иностранными агентами признавались НКО, которые занимались политической деятельностью и получали деньги от иностранных компаний или от российских компаний с иностранными источниками финансирования.

Перечень некоммерческих организаций стал закрытым Чтобы узнать, есть ли НКО в реестре, нужно воспользоваться поиском

Как стало. Понятие «иностранных агентов» расширили: этот статус могут получить больше НКО. Если организация будет признана иностранным агентом, за ней будет более пристально следить государство.

По новым правилам к иностранным агентам также относятся НКО, которые получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Бенефициар — это физическое лицо, которое:

  • владеет компанией или 25% и более ее капитала;
  • имеет право контролировать ее действия.

При этом владеть компанией можно прямо или косвенно — через третьих лиц.

Например, единственный учредитель российской НКО «Альфа» — компания «Бета», зарегистрированная в России. 100% акций «Беты» принадлежат компании «Гамма», тоже зарегистрированной в России. Генри Смит из Лондона владеет 100% компании «Гамма». Получается, что Генри Смит — бенефициарный владелец российской НКО «Альфа». А компания «Альфа» может быть признана иностранным агентом, если будет заниматься политической деятельностью. Перечень некоммерческих организаций стал закрытым До 3 октября 2021 года организация «Альфа» — просто НКО, потому что ее финансировала российская компания «Бета». А после 3 октября «Альфа» уже будет считаться иностранным агентом, если занимается политической деятельностью

Получается, что с 3 октября 2021 года иностранными агентами будут признаны НКО, которые:

  1. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от иностранных организаций или граждан.
  2. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Такие НКО обязаны подать в Минюст уведомление о включении их в реестр иностранных агентов. А затем дважды в год нужно будет подавать отчет о своей работе и о тратах зарубежных денег.

Если этого не делать, можно получить штраф.

Перечень некоммерческих организаций стал закрытым

С 3 октября: появляется еще один повод, из-за которого Минюст может провести внеплановую проверку НКО — иностранного агента

Как было. Раньше основания для внеплановой проверки были такими:

  1. Минюст проверил НКО, выявил нарушения, дал время на их устранение. Этот срок истек, а НКО ничего не исправила.
  2. В Минюст поступила информация, что организация нарушила российские законы или в ее деятельности есть признаки экстремизма.
  3. НКО участвует в выборах как наблюдатель. Избирательная комиссия нашла нарушения в финансировании выборов и сообщила об этом в Минюст.
  4. Президент, правительство или прокурор поручили Минюсту проверить НКО.

Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.

Например, НКО «Тетра» проводит благотворительный забег при поддержке немецкой неправительственной организации «Центр современности». Эта немецкая организация была признана нежелательной на территории России. Теперь НКО «Тетра» грозит внеплановая проверка.

С 3 октября: добавляется еще одно основание для ликвидации НКО — иностранных агентов

Как было. НКО можно было ликвидировать, если:

  • организация несколько раз нарушала закон. Например, несколько раз не сдавала отчет о своей деятельности;
  • нарушения НКО нельзя было устранить;
  • деятельность НКО не соответствовала целям и задачам, описанным в ее уставе;
  • организацию заподозрили в экстремизме.

Как стало. Вдобавок к существующим, появилось еще одно основание. С 3 октября 2021 Минюст может ликвидировать НКО — иностранного агента, если она нарушит запрет Минюста на проведение мероприятий.

Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или какую-то его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.

Дальше рассмотрим изменения, которые уже вступили в силу с 1 января 2021 года. Проверьте, обо всех ли нововведениях вам известно.

С января 2021 года: некоторые фонды могут не проводить обязательный аудит

Как было. До 2021 года все НКО-фонды были обязаны проводить аудит, независимо от их годового оборота и состояния баланса. А для небольших фондов расходы на аудит — существенная трата.

Как стало. С 1 января 2021 изменили критерии проведения обязательного аудита. Теперь НКО-фондам станет чуть проще работать.

По новым правилам, аудит не обязаны проводить фонды с небольшими доходами. Еще в отдельную категорию выделили специализированные фонды управления целевым капиталом.

Перечень некоммерческих организаций стал закрытым

Если же фонд до 1 января уже заключил договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год, проводить его придется в любом случае, даже с доходами до 3 млн рублей.

С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры

Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.

Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.

Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.

Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.

Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.

С января 2021 года: не нужно платить налоги за арендуемое помещение

Как было. Какая-то компания бесплатно предоставила НКО нежилое помещение, например для офиса организации. Такая экономия на плате за аренду аналогичного имущества считалась внереализационным доходом НКО и облагалась налогом на прибыль.

Как стало. Теперь, если компания предоставила помещение некоммерческой организации, НКО не должна платить за него налоги. Главное, чтобы помещение использовалось для уставной деятельности: например, там может находиться офис НКО.

С апреля 2021 года: небольшие НКО могут не составлять локальные нормативные акты по кадрам

Как было. Все НКО должны были составлять локальные нормативные акты по кадрам, как и коммерческие компании: например, правила внутреннего трудового распорядка.

Как стало. Теперь НКО может не составлять эти документы, если она соответствует таким критериям:

  • среднесписочная численность сотрудников не больше 15 человек за предыдущий год;
  • доходы НКО не больше 120 млн рублей за предыдущий год.

Но тогда организация обязана включить в трудовые договоры с сотрудниками условия, которые регулируются локальными актами.

Перечень некоммерческих организаций стал закрытым Порядок выплаты премий прописали в договоре. Значит, можно не составлять положение о премировании

Это удобно, если у НКО, например, до пяти сотрудников. Если их больше, проще вести правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, чем каждый раз менять и заново подписывать договор при обновлении его условий.

Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций — РБК

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности.

Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк.

Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д.

К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс.

Читайте также:  Порядок обязательной регистрации договора аренды недвижимости

организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс.

Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня.

Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко.

В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций.

Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти.

Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Неверный указатель

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

С 1 сентября в гк рф установлен закрытый перечень нко (некоммерческих организаций)

1 сентября 2014 года вступили в силу отдельные поправки в правила создания, деятельности и ликвидации юридических лиц, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Одним из ключевых нововведений является установление в ГК РФ закрытого перечня некоммерческих организаций, который включает в себя следующие организационно-правовые формы:

  • потребительские кооперативы (жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
  • общественные организации (политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы и организации, общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);
  • ассоциации (союзы), в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, должны быть приведены в соответствие с новыми правилами при первом изменении учредительных документов.

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

 При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взимается.

Как закрыть некоммерческую организацию

  • На втором этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна разместить в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о том, что НКО приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.
  • Сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности («Федресурс»).
  • Затем ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и уведомить кредиторов о ликвидации в письменной форме.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии нужно составить промежуточный ликвидационный баланс.

Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации. 

На этом этапе в Минюст необходимо подать: 

  • уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15016;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) уполномоченного органа НКО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

На основании промежуточного баланса ликвидационная комиссия должна произвести расчеты с кредиторами из имеющихся у организации денежных средств. Если у НКО (за исключением частных учреждений) недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов.

Остатки имущества НКО направляются на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительность. Если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства. 

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если законами, другими правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения не предусмотрено иное.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если федеральными законами или учредительными документами партнерства не установлено иное.

Остатки имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляются на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительность. Если использование имущества партнерства в соответствии с его учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.

Читайте также:  Что изменилось с 1 июля в правилах описания в договоре залога основного обязательства и предмета залога

При недостаточности имущества для расчета с кредиторами или наличии признаков несостоятельности (банкротства) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) обычная процедура ликвидации прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов, и начинаются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве). 

Формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Особенности некоммерческих организаций.

  1. Могут создаваться в любых формах, которые предусмотрены Гражданским кодексом и другими законами.
  2. Вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены их учредительными документами.
  3. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению поставленных целей.
  4. Некоммерческие организации не признаются несостоятельными (банкротами) по решению суда, в случае если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Исключение составляют потребительские кооперативы и фонды.

Этапы государственной регистрации.

Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.

Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.

  • Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
  • Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
  • Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
  • Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.
  • Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.
  • Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  • Виды некоммерческих организаций.
  • 1) Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
  • Цели создания: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные.
  • Характерные особенности:
  • Нет членства и участников
  • Ликвидация только по суду
  • Устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом
  • Надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах)
  1. 2) Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
  2. Цели создания — предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг.
  3. Характерные особенности:
  • Нет членства
  • Учредители теряют право на переданное имущество
  • Осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано
  • Учредители вправе пользоваться услугами организации наравне с другими
  • 3) Союзы и Ассоциации – объединение юридических лиц и (или) граждан.
  • Цели создания — представление и защиты общих имущественных интересов.
  • Характерные особенности:
  • Члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
  • При выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение двух лет
  • Члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза
  1. 4) Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ путем принятия федерального закона на основе имущественного взноса.
  2. Цели создания — осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
  3. Характерные особенности:
  • Нет членства
  • Для создания не требуется учредительных документов
  • 5) Частные учреждения – некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом).
  • Цели создания — осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  • Характерные особенности:
  • Имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность)
  • Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным
  • Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества
  1. 6) Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства.
  2. Цели создания – удовлетворение материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
  3. Характерные особенности:
  • Объединение паевых взносов членов
  • Члены обязаны ежегодно вносить дополнительные взносы для покрытия убытков в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса
  • Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива
  • 7) Общины коренных малочисленных народов РФ – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному и (или) территориально-соседскому принципам.
  • Цели создания – защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
  • Характерные особенности:
  • Осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы
  • Члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества
  1. 8) Общественные объединения – добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов в установленном законом порядке.
  2. Цели создания – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей.
  3. Характерные особенности:
  • Считаются созданными с момента учредительного собрания
  • Могут существовать без государственной регистрации
  • Приобретают статус юридического лица с момента регистрации
  • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
  • Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы
  • 9) Религиозные объединения – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов.
  • Цели создания – удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей.
  • Характерные особенности:
  • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
  • Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы
  1. 10) Казачьи общества – форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов.
  2. Цели создания — возрождение российского казачества, защита его прав, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.
  3. Характерные особенности:
  • Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
  • Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано
  • Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества
  • 11) Государственная компания – некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов.
  • Цели создания — оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
  • Характерные особенности:
  • Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании.

Сводная таблица с видами и особенностями некоммерческих организаций.

ОПФ Определение Характерные особенности Может преобразоваться в Использование (кратко) Дополнительные норм. акты
Фонд Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. — нет членства и участников — ликвидация только по суду — устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом — надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах) не может безотзывная копилка с имуществом для использования в некоммерческих целях Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов российской федерации, прекративших исполнение своих полномочий»

Ликвидация некоммерческой организации с нулевым балансом в 2021 году

Ликвидация – это прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации некоммерческой организации определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Наиболее простым способом ликвидации некоммерческой организации с нулевым балансом является добровольная ликвидация НКО. О  данном виде ликвидации речь пойдет в настоящей статье.

Если в течение последних 12 месяцев юридическое лицо не сдает бухгалтерскую и налоговую отчетность и не осуществляет операции по расчетным счетам, то налоговая вправе исключить такое юрлицо из ЕГРЮЛ.

С одной стороны, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ налоговым органом является удобным способом ликвидации (упрощенная ликвидация юрлица).

С другой стороны, если на момент исключения компании из ЕГРЮЛ у нее были долги перед бюджетом, в том числе признанные безнадежными, то такое исключение повлечет для руководителя исключенной НКО невозможность регистрировать другие юрлица (быть учредителем или руководителем) в течение 3 лет. Также руководитель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение срока сдачи отчетности, а также с него и с учредителя могут быть взысканы убытки, причиненные самому исключенному из ЕГРЮЛ юрлицу. 

Читайте также:  Что повлияет на срок подачи иска в суд

Различают 2 вида ликвидации НКО:

  • Добровольная ликвидация НКО (так называемая «официальная ликвидация НКО») — это прекращение деятельности юридического лица по инициативе его учредителей
  • Принудительная ликвидация НКО осуществляется на основании решения суда в определенных законом случаях (например, в случае грубого нарушения закона при создании некоммерческой организации).

Шаг 1. Примите решение о ликвидации НКО и сформируйте ликвидационную комиссию (утвердите кандидатуру ликвидатора)

  • Решение о ликвидации большинства НКО принимает общее собрание учредителей (членов) НКО
  • Решение о ликвидации фонда принимает только суд на основании заявления заинтересованного лица в установленных законом случаях
  • Решение о ликвидации учреждения принимает собственник имущества (например, при ликвидации бюджетного учреждения решение принимает госорган или орган местного самоуправления, являющийся учредителем)

Протокол общего собрания (решение единственного учредителя/собственника имущества) о ликвидации НКО должны содержать решение по следующим вопросам:

  • о ликвидации некоммерческой организации
  • о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии (вместе с тем, решение о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора может быть принято отдельно)
  • об определении порядка и сроков ликвидации (срок ликвидации не может превышать 1 год).

В каких случаях назначается ликвидатор, а когда ликвидационная комиссия?

  • По общему правилу учредители НКО сами решают, кто будет заниматься процессом ликвидации юрлица: ликвидатор или ликвидационная комиссия.
  • Однако, если в составе учредителей есть РФ, субъект или муниципальное образование, то назначать можно только ликвидационную комиссию, в состав которой обязательно включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

Ликвидатором или членом ликвидационной комиссии может быть любое физическое лицо. При этом учредители НКО могут сменить ликвидатора или состав комиссии, приняв соответствующее решение. О принятом решении об избрании нового ликвидатора (состава ликвидационной комиссии) вносятся изменения в ЕГРЮЛ.

Рекомендуем при принятии решения о ликвидации и определении срока исходить из объема имущества и обязательств НКО. Если вы не успеете ликвидировать некоммерческую организацию в течение года, то продлить данный срок можно только в судебном порядке и не более чем на 6 месяцев.

Если НКО в течение установленного срока не будет ликвидирована, то принять повторно решение о ликвидации можно только через полгода после внесения записи в ЕГРЮЛ об истечении срока ликвидации НКО.

При этом, если вы хотите ликвидировать некоммерческую организацию быстрее, то необходимо ориентироваться на срок не менее 3 месяцев, так как примерно такой срок занимают все формальные процедуры при ликвидации.

Что делать, если срок для добровольной ликвидации НКО истекает, а процедура еще не завершена? Обратитесь в арбитражный суд по месту нахождения НКО с заявлением о продлении срока ликвидации. При этом учтите, что нормативный порядок рассмотрения таких вопросов судом не установлен.

Шаг 2. Уведомите регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации

Для уведомления регистрирующего органа о ликвидации НКО используйте форму № Р15016 (при принятии решения о ликвидации, содержащем решение вопроса о составе ликвидационной комиссии/утверждении кандидатуры ликвидатора на титульном листе (п. 2) укажите значение 3; если же принято решение только о ликвидации, а комиссия не сформирована, ликвидатор не утвержден, укажите значение 1).

Шаг 3. Уведомите кредиторов о принятии решения о ликвидации НКО

Для того чтобы уведомить кредиторов о ликвидации НКО, разместите в сообщение об этом в «Вестнике государственной регистрации» и подготовьте письменное уведомление для всех известных кредиторов НКО (рекомендуем направлять уведомления ценными письмами с описью вложения).

Шаг 4. Внесите сведения о ликвидации НКО в ЕФРСФДЮЛ

В течение 3 рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо внести уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ. В уведомлении должны быть указаны, в частности, сведения о принятом решении о ликвидации юрлица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе). За невнесение сведений или нарушение срока их внесения установлена ответственность.

Шаг 5. Составьте промежуточный ликвидационный баланс, утвердите его и уведомите об этом регистрирующий орган

Промежуточный ликвидационный баланс НКО составляется после истечения срока предъявления требований кредиторами, то есть не менее чем через 2 месяца с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации».

Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе:

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Кроме того, рекомендуем, хоть Гражданский кодекс РФ и не обязывает, указать в промежуточном ликвидационном балансе информацию о кредиторах, которые не предъявили требования ни ликвидатору, ни в суд.

Это позволит в случае возникновения спора с такими кредиторами подтвердить, что ликвидатор подавал в регистрирующий орган достоверную информацию и не нарушал порядок ликвидации, предусмотренный законодательством.

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, в первую очередь необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества НКО достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подайте в суд заявление о признании ее банкротом.

Если денег и иного имущества достаточно, то утвердите промежуточный ликвидационный баланс в общем порядке и подайте уведомление о его составлении в регистрирующий орган по форме № Р15016 (на титульном листе в качестве причины обращения укажите значение 4).

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в срок ранее:

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в случае проведения в отношении ликвидируемой организации выездной налоговой проверки
  • завершения таможенной проверки в отношении ликвидируемой организации, составления акта такой проверки и принятия по ее результатам решения

Шаг 6. Рассчитайтесь с кредиторами

Расчеты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то имущество НКО продается (при цене имущества более 100 тыс. руб. согласно промежуточному ликвидационному балансу должны быть проведены торги).

При ликвидации некоммерческих организаций имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между учредителями, а направляется на цели, предусмотренные учредительными документами НКО, за некоторым исключением (например, при ликвидации частного учреждения имущество передается собственнику).

Шаг 7. Подайте сведения о работниках в территориальный орган ПФР в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Непредоставление большей части этих сведений в территориальный орган ПФР является основанием для отказа в регистрации ликвидации.

Обратите внимание: расчет по страховым взносам надо подать в налоговую до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчетного периода по день представления этого расчета включительно.

Шаг 8. Составьте окончательный ликвидационный баланс и утвердите его 

Данный ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами. Окончательный ликвидационный баланс НКО утверждается в таком же порядке, как и промежуточный баланс. Форма такого баланса законодательно не утверждена. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами.

Шаг 9. Оплатите госпошлину за ликвидацию некоммерческой организации

  • Размер пошлины за регистрацию ликвидации НКО составляет 800 рублей.
  • Ликвидация НКО будет завершена, когда в ЕГРЮЛ будет внесена запись об этом. 
  • Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган подаются следующие документы
  • заявление по форме № Р15016 (причины обращения — значение 7), подписанное председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором)
  • ликвидационный баланс
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о застрахованных лицах (предоставляется по желанию)
  • документ об уплате государственной пошлины (предоставляется по желанию)
  • доверенность (если с заявлением обращается представитель)

При ликвидации организации законченные делопроизводством дела включаются в ее архивный фонд. При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

Как уволить работников при ликвидации некоммерческой организации?

Нет времени заниматься ликвидацией некоммерческой организации? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает комплексные услуги по ликвидации коммерческих и некоммерческих юридических лиц: оценка рисков и разработка механизма их минимизации, ликвидация юридического лица «под ключ». Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная.

Бесплатная консультация юриста  

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *