Установлена презумпция достоверности сведений егрюл

Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
  • Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
  • Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ
  • Главная / Архив номеров / № 2 (2) 2011 /Статья Представление недостоверных сведений как основание для отказа в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица

Регистрация юридического лица в налоговых органах является завершающим этапом формирования нового субъекта предпринимательской деятельности. Согласно пункту 3 статьи 49, пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] правоспособность юридического лица возникает в момент государственной регистрации. Только после нее юридическое лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, заключать договоры, приобретать имущество, быть истцом и ответчиком в суде.

Вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2]. Этот федеральный закон определяет:

  1. — перечень документов, которые должны быть представлены для государственной регистрации юридического лица (статья 12 Закона о регистрации);
  2. — основания для отказа в такой регистрации (статья 23 Закона о регистрации).
  3. Анализ этих положений закона показывает, что лицо, обращающееся за государственной регистрацией субъекта предпринимательской деятельности[3], представляет в регистрирующий орган определенный пакет документов, который должен соответствовать формальным требованиям Закона о регистрации, а также требованиям подзаконных актов[4].
  4. Важно обратить внимание на следующие обстоятельства:

В соответствии со статьей 12 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в документах, представляемых заявителем для государственной регистрации, должны быть достоверными. Их достоверность подтверждается непосредственно заявителем при подписании заявления.

На основании данной нормы суды делают вывод о том, что при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при его создании, заявитель обязан указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям действующего законодательства[5].

Такого же мнения придерживается и Федеральная налоговая служба[6].

В практике работы регистрирующих органов недостоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации юридического лица, влечет несоответствие этих документов закону, а, следовательно, их ничтожность. Таким образом, документы, содержащие недостоверные сведения, считаются не представленными в налоговый орган[7].  

В то же время налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации исключительно по основаниям, предусмотренным статьей 23 Закона о регистрации. Отказ в государственной регистрации по иным основаниям не допускается, поскольку перечень таких оснований сформулирован как закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

Указанные положения закона имеют определяющее значение для регистрации юридического лица при его создании.

Это связано с тем, что в подавляющем большинстве случаев налоговые органы отказывают в регистрации хозяйствующего субъекта именно в связи с представлением недостоверных сведений.

Регистрирующий орган при этом ссылается на пункт «а» части 1 статьи 23 Закона о регистрации (непредставление определенных законом документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица).

Из буквального толкования данного положения законодательства следует, что отказ в государственной регистрация по данному основанию возможен, если заявление о государственной регистрации подано не по форме, требуемой законом. О представлении недостоверных сведений здесь речь не идет.

 В связи с этим в литературе подчеркивается, что «отказ в государственной регистрации по мотиву содержащихся в заявлении недостоверных сведений не законен потому, что указанный Закон не содержит такого основания для отказа в государственной регистрации юридического лица при создании, как представление недостоверных сведений»[8].

Почему же тогда регистрирующие органы, выявив недостоверные сведения в документах, представленных для государственной регистрации юридического лица, отказывают в этой регистрации по основанию, предусмотренным пунктом «а» части 1 статьи 23 Закона о регистрации? Представляется, что это связано с презумпцией публичной достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц[9]. Все сведения, которые заявитель указывает в документах, представляемых для государственной регистрации юридического лица, фиксируются в ЕГРЮЛ. Включение в него недостоверных сведений недопустимо, а формирование пустых ячеек и их последующее хранение в ЕГРЮЛ технически невозможно. Таким образом, на сегодняшний день невозможна регистрация юридического лица (формирование ЕГРЮЛ) без тех сведений, которые представлены для регистрации и признаны впоследствии недостоверными. Поэтому в случае выявления таких сведений регистрирующий орган констатирует невозможность регистрации юридического лица и ссылается на пункт «а» части 41 статьи 23 Закона о регистрации.

В связи с изложенным следует отметить, что порядок создания юридических лиц в нашей стране носит заявительный характер, который обеспечивается, в том числе, и отсутствием полномочий регистрирующего органа на проведение проверки достоверности и соответствия законодательству сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации юридического лица[10]. Такой вывод следует из части 4.1 статьи 9 Закона о регистрации.

Отсутствие в действующем законодательстве полномочий регистрирующего органа по проверке достоверности этих сведений подтверждается судебной практикой: обязанность указания достоверной информации возложена законом о регистрации на заявителя (подпункт «а» пункта 1 статьи 17 указанного закона), а регистрирующий орган, в свою очередь, не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов, в том числе провеять достоверность сведений, указанных в учредительных документов юридического лица[11].

В связи с этим, представляется затруднительным эффективное осуществление регистрирующим органам функций по регистрации юридических лиц и обеспечению достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

У налоговых органов имеется обязанность по обеспечению публичной достоверности указанных сведений, но полномочия по проверке сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, за этими органами законодательно не закреплены.

При рассмотрении дел об оспаривании решений  регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридического лица арбитражные суды, в первую очередь, обращают внимание на полноту пакета документов, представленного заявителем для государственной регистрации юридического лица[12].

Перечень таких документов  определен в статье 12 Закона о регистрации, в соответствии с которой в регистрирующий орган представляются: заявление, подписанное заявителем о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001)[13], решение о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.

В случае если заявитель представил полный пакет документов, а регистрирующий орган принял решение об отказе в регистрации юридического лица по мотиву представления заявителем недостоверных сведений, при рассмотрении дела в суде регистрирующий орган обязан доказывать соответствие принятого им решения закону, а также представить доказательства недостоверности сведений на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации[14].

Подчеркнем, что имеющаяся, по мнению регистрирующего органа, недостоверность сведений, должна быть установлена им именно на момент принятия оспариваемого решения

"Недостоверность сведений ЕГРЮЛ". Статья Темкина П.Л., юриста "Сибирской Юридической Компании"

Установлена презумпция достоверности сведений ЕГРЮЛ

В последнее время налоговики все активнее занимаются «чисткой» реестра юридических лиц. Помимо исключения организаций из реестра по признакам недействующих юр. лиц, регистрирующий орган вправе исключать фирмы, в отношении которых имеются недостоверные сведения.

Недостоверными сведениями ЕГРЮЛ об организации признается любая информация, не соответствующая действительности: сведения об адресе организации, сведения об участниках или руководителе.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

Налоговая изучает документы и имеющиеся сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц; проводит осмотр объекта недвижимости, в котором должна располагаться организация и т.д.

Основаниями для проведения проверки могут быть:

  • — наличие письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации;
  • — несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;
  • — представление документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе, если указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц («адрес массовой регистрации»).

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Например, если при создании организации в случае осмотра объекта недвижимости, адрес которого заявитель указал в качестве адреса места нахождения будет установлено, что компания фактически там не находится, регистрирующий орган может отказать в регистрации на основании того, что представлены недостоверные сведения для включения в ЕГРЮЛ.

  1. К тому же, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, он вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.
  2. Также, налоговой в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений об организации в случае, если физическое лицо, обнаружив недостоверность сведений о себе направит заявление о том, что сведения о нем недостоверны.
  3. В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, установлена их недостоверность в части адреса, сведений об участниках или о руководителе юридического лица, регистрирующий орган направляет организации, а также ее участникам и руководителю, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
Читайте также:  Ответ на претензию покупателя на качество товара, о неисполнении договора, возмещении ущерба, необоснованную досудебную и другие: как отвечать на жалобу и образец

После получения данного уведомления, организации в течение месяца необходимо предоставить соответствующие сведения.

Такими сведениями в части адреса могут быть либо предоставление информации, подтверждающей фактическое местонахождение (напр.

, договор аренды, документы, подтверждающие право собственности на помещение), либо указание на иной адрес в пределах местонахождения организации. В противном случае регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности сведений.

  • Данная запись о недостоверности отображается в реестре юридических лиц до момента внесения организацией достоверных сведений, однако в истории вносимых данных ЕГРЮЛ такая запись останется навсегда.
  • Кроме того, в случае наличия в отношении организации сведений о недостоверности в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, компания может быть исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
  • Присутствуют и иные негативные последствия внесенной записи о недостоверности сведений об адресе.

Пленум ВС дал разъяснения о презумпции достоверности в работе с таможней

Пленум Верховного суда РФ принял постановление, разъясняющее некоторые вопросы, возникающие в судебной практике в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. За почти два года, которые действует кодекс,  правоприменительной практики концептуальных проблем накопилось достаточно много.

Презумпция невиновности декларанта

Прежде всего, пленум разъяснил судам правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В документе отмечается, что суды должны основываться “на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации”.

При этом во главу угла ставится презумпция достоверности информации, предоставленной декларантом. Бремя ее опровержения лежит на таможенном органе.

Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных документов не может свидетельствовать о том, что вся информация, содержащаяся в бумагах, является недостоверной.

“Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров”, — отмечает пленум ВС.

Таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.

Верховный суд наделяет таможенные органы правом провести контроль за товарами даже после того, как их выпустили с таможни. Однако проведение таких мероприятий “не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между декларантом и таможенным органом разногласиями”.

Для личного пользования

ВС также разъяснил, что судам следует считать “товарами для личного пользования”, перемещаемыми через таможенную границу Союза.

Под ними понимаются предметы, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Речь идет о товарах, находящихся в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Пленум отметил, что систематическая (более двух раз) продажа таких товаров может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин. Впрочем, как решил ВС, сама по себе последующая продажа не свидетельствует об использовании предметов не в личных целях. Поэтому в любом случае это придется доказывать.

Как ранее сообщал L.R, с 2020 года нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 евро и 31 кг. Зато будут исключены все ограничения по времени и количеству заказов товаров из-за границы.

Недостоверные сведения компании в ЕГРЮЛ, чем грозит?

Данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц должны быть актуальны и достоверны.

Все данные по умолчанию считаются достоверными. Согласно п. 4.2-4.4 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговая может в некоторых случаях осуществлять проверку достоверности сведений.

Часто проверки проводятся в случае заявлений, например от владельцев помещений, где якобы зарегистрирована организация или непосредственно от участников и руководителей организаций, которые незаконно зарегистрированы без их ведома. Проверка ФНС проводится согласно п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, проверяется достоверность внесенных в регистрационные данные организации сведений.

Заявление от заинтересованных лиц должно быть подано в надлежащем виде, после этого регистрационный орган принимает решение о проведении проверки.

Проверки различаются по срокам, в случае регистрации предприятия проверка проводится в пределах срока, установленного для государственной регистрации. Если проходит проверка уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, проверка обычно длится месяц, в некоторых случаях она может быть увеличена до двух месяцев.

В случае проверки адреса, может быть проведен осмотр объекта недвижимости. Он проводится территориальным органом ФНС России по месту нахождения объекта, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи.

На основании осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты проверки.

Протокол осмотра подписывается должностным лицом, проводившим проверку, и понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись.

При проверках достоверности сведений налоговые инспекторы имеют право получать объяснения любого лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (п. 12 Оснований проверки сведений).

Работа ведется по выявлению также “фирм однодневок”. Проверки позволяют выявлять компании, которые не присутствуют по адресу, а адреса являются массовой регистрации.

Обращаем внимание, что адрес используется для официальной связи с организацией. Отсутствие по адресу единоличного исполнительного органа является нарушением государственной регистрации компании.

  • В случае подтверждения недостоверности сведений в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.
  • Запись может быть внесена в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе/учредителе (участнике) юридического лица.
  • Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений влечет последствия для лиц, которые являются руководителями и учредителями (участниками) таких юридических лиц.

Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ дополнен подпунктом «ф», в котором определены основания для отказа в государственной регистрации для определенных категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство.

Ограничения для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице, как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике/учредителе юридического лица применяются в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности. Срок действия ограничения для гражданина составляет три года с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности.

Наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, в течение более шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для применения предусмотренного ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Законодательство о государственной регистрации не запрещает представления в регистрирующий орган документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, в отношении которых содержится запись о недостоверности.

Чтобы отменить запись о недостоверности сведений, в ФНС необходимо представить соответствующее заявление о государственной регистрации и документы, подтверждающие достоверность текущих представленных сведений.

Читайте также:  Трудоустройство иностранцев. каким работникам теперь не нужно разрешение

С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в егрюл, либо вносятся в реестр

На сегодняшний день налоговые инспекции не имеют ни обязанности, ни права проверять достоверность сведений, подаваемых для включения или уже включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Однако с 1 января 2016 года ситуация изменится. С этой даты любые сведения в ЕГРЮЛ могут быть проверены ИФНС, если имеются обоснованные сомнения в их достоверности.

Налоговики смогут проверить либо информацию, которая уже есть в ЕГРЮЛ (например, данные об адресе или руководителе), либо сведения, которые планируется внести в ЕГРЮЛ (например, при поступлении документов на реорганизацию, ликвидацию, внесение изменений в ЕГРЮЛ или учредительные документы).

Давайте разбираться, что и как будут проверять специалисты ИФНС.

Проверка сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ

Проверяя содержащуюся в ЕГРЮЛ информацию, налоговые инспекции смогут установить факт недостоверности в отношении следующих данных:

  • об адресе (месте нахождения), по которому осуществляется связь с организацией;
  • об учредителях (участниках) организации;
  • о держателях реестров акционеров (для АО);
  • о размерах и номинальной стоимости долей (для ООО);
  • о Ф.И.О. руководителя, его паспортных данных и ИНН.

Если налоговики установят, что информация недостоверна, они направят в адрес организации, учредителям и руководителю соответствующее уведомление.

В течение 30 дней с момента направления уведомления организация должна будет или добровольно внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, свидетельствующие о достоверности информации.

Если же ни того, ни другого не произойдет, то ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений.

То есть, по сути, с 2016 года закрепляется возможность внесения записи о недостоверности сведений об организации регистрирующим органом без заявлений самой организации и вынесения судебных решений. Кстати, на этот факт налоговики обращают внимание в пункте 2 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@, посвященное новым полномочиям инспекций по проверке сведений из ЕГРЮЛ.

Полагаем, что если добросовестная организация согласится с тем, что в ЕГРЮЛ, действительно, есть некорректные данные (например, там указаны старые паспортные данные директора), то, скорее всего, компания быстро предпримет меры для их уточнения.

А что произойдет, если компания пропустит 30-дневный срок и не успеет подтвердить, что информация достоверна? Из формулировок в законе получается, что сведения тогда тоже будут признаны недостоверными, что повлечет за собой внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Поэтому на уведомления налоговиков придется реагировать оперативно.

Опишем еще одно новшество, которое касается проверки уже содержащихся в реестре сведений. Со следующего года инспекции будут вправе вносить запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений на основании заявлений от физических лиц. Это может произойти, в частности, при следующих обстоятельствах.

Случается, что сведения о давно вышедших участниках организаций продолжают числиться в ЕГРЮЛ и эта информация годами не актуализируется (сами организации зачастую попросту не утруждают себя ее уточнением).

Со следующего года упомянутые физлица смогут направить налоговикам заявление о том, что соответствующие сведения в реестре являются недостоверными.

Проверка сведений, которые планируется внести в ЕГРЮЛ

Одна из норм комментируемого закона гласит: государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Важно отметить, что при реорганизации, ликвидации или изменении учредительных документов налоговики смогут приостановить государственную регистрацию для проверки вызывающих сомнение сведений.

Регистрация приостанавливается не более чем на месяц для проведения проверки «подозрительной» информации. Если данные о недостоверности подтвердятся, то в государственной регистрации подобных сведений заявителю откажут.

Возникает вопрос: будет ли описанный алгоритм применяться при регистрации вновь создаваемых организаций? Смогут ли налоговики приостановить регистрацию на время проверки сведений об учредителях, директоре или адресе компании? На этот вопрос ФНС России отвечает отрицательно: для вновь создаваемых юридических лиц процедуру приостановления налоговики применять не смогут (п. 1 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@). То есть новую организацию сначала зарегистрируют, внеся запись о ней в реестр, и лишь потом при необходимости налоговики смогут проверить сведения о ней.

Как будет проходить проверка

Как же будет проходить проверка? Что именно будут делать специалисты ИФНС при возникновении сомнений в достоверности информации? Комментируемый закон закрепил за ними право на проведение комплекса проверочных мероприятий (см. таблицу).

Мероприятия ИФНС по проверке сведений на достоверность

Изучение имеющихся в распоряжении налоговой инспекции сведений и документов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем.
Получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки.
Получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки.
Проведение осмотра объекта недвижимости.
Привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Проведение перечисленных мероприятий требует их детальной регламентации.

Поэтому законодатели предусмотрели, что уполномоченный правительством РФ орган должен будет издать отдельный документ, касающийся проведения указанных проверок (пока такой документ не принят).

Однако уже сейчас можно предположить, что при проверке достоверности данных об указанном в ЕГРЮЛ адресе компании налоговики смогут:

  • получить объяснения от владельца помещения;
  • запросить справку о количестве арендаторов;
  • осмотреть объект недвижимости.

(О «юридическом адресе также см. «Что грозит организации, которая отсутствует по «юридическому» адресу» и «”Прописка” для организации: как решить проблему юридического адреса»).

Дополнительные основания для отказа в государственной регистрации

С 2016 года у налоговиков появятся дополнительные основания для отказа в государственной регистрации в случаях, когда учредителем или директором организации должны стать лица, которые раньше были замечены в участии в «проблемных» организациях (п. 3 письма ФНС России от 27.03.2015 № СА-4-14/5039@). Такие лица в течение трех лет не смогут выступать руководителями или участниками (учредителями) юридических лиц. Ограничения касаются тех физлиц, которые были связаны со следующими  компаниями:

  • исключенными из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у организации признаков недействующего);
  • по которым в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
  • по которым не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Подчеркнем, что среди оснований для отказа в регистрации фигурирует запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, о которой мы говорили выше.

Практические выводы

Получается, что запись о недостоверности информации негативно отразится на физических лицах, являющихся руководителями или учредителями таких организаций.

Их могут признать подставными лицами, и впоследствии отказать в регистрации в качестве учредителей и руководителей (о подставных лицах см. «Ужесточена ответственность за регистрацию «фирм-однодневок» и за внесение ложных сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП»).

Кроме того, запись может навредить и самой организации. Дело в том, что в последнее время к проверке контрагентов добросовестные компании относятся все серьезные.

А значит, если в реестре появится запись о недостоверности сведений, то с такой ненадежной компанией попросту не станут сотрудничать (о проверке контрагентов см. «Какие меры могут свидетельствовать о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента»).

Может ли директор организации подписывать договоры, если в отношении него налоговая инспекция внесла запись о недостоверности сведений

Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации:

  • не свидетельствует о прекращении полномочий такого лица (в том числе на совершение сделок);
  • не является основанием для прекращения выданных от имени этой организации доверенностей.

Внесение в ЕГРЮЛ такой записи не может рассматриваться как фактор, сам по себе свидетельствующий об отсутствии должной осмотрительности контрагента указанной организации.

Обоснуем. В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Согласно п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.).

Компетенция единоличного исполнительного органа ООО определяется в п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В частности, единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени ООО, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени ООО, в том числе доверенности с правом передоверия.

При этом полномочия единоличного исполнительного органа общества возникают с момента его избрания компетентным органом управления общества и прекращаются с момента принятия соответствующего решения (постановление АС Уральского округа от 04.07.

2019 № Ф09-1413/19, определение ВАС РФ от 16.06.2008 № 6898/08, апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2017 № 33-16045/17).

Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержатся в ЕГРЮЛ, являющемся открытым и общедоступным федеральным информационным ресурсом (п. 1 ст. 4, подп. «л» п. 1 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – ​Закон № 129‑ФЗ).

В силу п. 5 ст.

 11 Закона № 129‑ФЗ регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Иными словами, на основании такого заявления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Соответственно, в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, она приобретает статус информации, которую третьи лица обязаны рассматривать как достоверную (постановление АС Поволжского округа от 26.06.2020 № Ф06-61283/20).

Вместе с тем, как было отмечено выше, полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица возникают и прекращаются с момента принятия соответствующего решения компетентным органом. Закон не связывает возникновение и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Читайте также:  Второй блок поправок в Гражданский кодекс. Что изменится с 1 сентября

Следовательно, само по себе наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не свидетельствует о прекращении полномочий такого лица (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 № 15АП-20959/17, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.

2018 № 19АП-9112/18, Курского областного суда от 04.03.2019 по делу № 4А-20/2019).

Основания прекращения действия выданной доверенности установлены п. 1 ст. 188 ГК РФ.

Внесение ФНС России записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о единоличном исполнительном органе юрлица в качестве такого основания не поименовано (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 № 13АП-18964/18, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 № 17АП-5008/19).

Таким образом, само по себе наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не свидетельствует о прекращении полномочий такого лица (в том числе на совершение сделок) и выданных им доверенностей.

Сведения ЕГРЮЛ о руководителе имеют значение для третьих лиц только с момента их государственной регистрации путем внесения в ЕГРЮЛ.

При этом осведомленность третьих лиц о тех или иных обстоятельствах, не отраженных в ЕГРЮЛ, не является определяющим фактором, поскольку в отношении ЕГРЮЛ действует презумпция достоверности сведений реестра (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.

2019 № 19АП-8758/18). Поэтому лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Соответственно, если сделка с какой-либо организацией была заключена до внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о ее руководителе, внесение такой записи не может свидетельствовать об отсутствии должной осмотрительности другой стороны той же сделки. Ведь она могла полагаться на достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, среди которых запись о недостоверности сведений о руководителе компании на тот момент отсутствовала.

Вопрос? Ответ! О внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, содержащихся в нем, и об устранении таких сведений

Минфин России разъяснил порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, содержащихся в реестре, и об устранении таких сведений.

В частности, отмечено, что регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, вправе провести соответствующую проверку.

Если по результатам проверки установлена недостоверность информации, то регистрирующий орган направляет уведомление с требованием представить достоверные сведения. В течение 30 дней с момента направления уведомления юрлицо обязано сообщить требуемую информацию.

В случае невыполнения юрлицом данной обязанности, а также в случае если представленные документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности. Устранить сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, можно в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юрлица из ЕГРЮЛ.

  • МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО
    от 28 декабря 2018 г. N 03-12-13/95934
  • Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 26 ноября 2018 года, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 статьи 21.

1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ) порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) применяется в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

  1. Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
  2. При этом ни Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты, относящиеся к законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ), не делят вышеуказанные сведения на существенные и несущественные.
  3. Более того, положениями статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (пункт 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (пункт 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (пункт 3).

Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.

В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено вышеуказанное уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предшествует предусмотренная пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Кроме того, юридическое лицо может устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта «б» пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.

Юридическое лицо вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта «б» пункта 5 статьи 21.

1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.

1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).

Учитывая изложенное, содержащееся в обращении от 26 ноября 2018 года предложение о неприменении положений подпункта «б» пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в случае несущественности сведений, в отношении которых в ЕГРЮЛ внесена запись об их недостоверности, является необоснованным и в этой связи не поддерживается.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ

28.12.2018

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *